На страже Заполярья. 2019 год. Январь.

З ст~. на тr 3 1rы 25 янва~я 2019 года ==========t~-------~·J======== Актуальное интервью ТРИ КИТА ПОДГОТОВКИ ШТУРМАНОВ Эти районы ~ плавания были давно освоены североморца­ ми. Но в девяностые годы прошлого века опыт был подзабыт, и многое прихо­ дится начинать снова. Лю­ бая информация со време­ нем устаревает, в том числе касающаяся географии, особенностей плавания. Составленные когда-то ло­ ции не всегда соответствуют действительности. Так, в своё время в районе Земли Франца-Иосифа был ост­ ров, отмеченный на всех картах. А пару лет назад его не стало. Оказалось, что это всего лишь слои льда и грунта, скопившиеся на ме­ ли, с потеплением "остров" растаял. Сюрпризов Арк­ тика преподносит немало - меняются глубины, рельеф дна , береговая линия и многое другое. тальные знания, получен­ ные в военно-морских учи­ лищах, к этому сейчас до­ бавляется опыт, который им передают флагманские штурманы соединений и объединений, они приоб­ ретают навыки самостоя­ тельной работы. Вот на этих трёх китах - фундаментальных знаниях, го, штурманам, как никому другому, необходима пре­ дусмотрительность. Она при­ ходит с опытом, появляется при длительной самостоя­ тельной работе в море. По­ этому наша задача сделать так, чтобы эта предусмотри­ тельность появилась у мо­ лодых штурманов как мож­ но раньше . Без этого мо- нений и соединений перио­ дически общаются с при­ бывшими не так давно на корабли штурманами, вни­ кают в процесс их становле­ ния. Больше всего это про­ является при непосредст­ венной подготовке кораблей к выходу в море. Например, зная предстоящий район плавания. можно расска- море. А когда и сами участ­ вуют в выходах, то ещё и показные занятия прово­ дят с ними. Кроме того, внедряется в практику так называемая - Здесь многое зависит от работы флагманского штур­ мана соединения. К приме­ ру, офицер, ещё будучи кур­ сантом , прошёл стажировку на данном корабле , полу- Электроника и автоматика в конечном итоге не могут заменить человека, его знаний и опьпа хи. Поэтому никакая элект­ роника и автоматика в ко­ нечном итоге не моrут за­ менить человека, его зна­ ний и опыта. - Какие задачи стоят перед специалистами штурманских боевых частей в зимнем периоде обучения? - Главная задача штур­ манской службы остаётся прежней - готовить БЧ-1 к решению задач в море, осо­ бенно в дальней морской зоне. Ведь не секрет, что за­ частую большинство оши­ бок закладывается именно на этапе непосредственной подготовки штурманов к выходу в море. зать новичкам о его особенностях, навигационной обстановке, по­ делиться опы­ том. На данный момент все вы­ пускники ввму­ зов, пополнив­ шие штурманские боевые части, сдали зачёты, допущены к са­ мостоятельной работе . Некото­ рым из них уже довелось попро­ бовать свои силы в море. целевая подготовка штур­ манов. У нас уже есть дан­ ные о будущих лейтенантах, которые будут проходить стажировку на кораблях Се­ верного флота в тех долж­ ностях, на которые их на­ значат после выпуска в 2019 году. Суть в том, что они на флот прибывают не пер­ вый раз, знакомятся с теат­ ром плавания, кораблями, где будут служить . Такая система позволяет закла­ дывать основы перспекти­ вы в службе , преемствен­ ности традиций и приносит положительные результаты. чил определённый опыт. За­ тем он пришёл в экипаж уже командиром БЧ-1 . За­ дача флагманского штур­ мана - сделать так, чтобы первый свой выход в море лейтенант совершил в ка­ честве прикомандирован­ ного на таком же корабле с опытным специалистом , поднабрался опыта, а уже затем начал решать задачи самостоятельно. Помогает в обучении но­ вичков и тренажёр "Мостик", предназначенный для от­ работки определённых действий . - Учебный год набира­ ет темпы. Во флотский строй становятся мо­ лодые специалисты, в том числе инедавние вы­ пускники штурманских факультетов военно-мор­ скихучилищ. Какони вклю­ чились в работу? Фла .манскии штурман подводных сил Северно о флота капитан 1 ран а Александр Борцов контро.1,ирует работу своих подчинённых. На объедине­ ниях и в соеди­ нениях флота сложилась хоро­ шая традиция , когда флагман­ ские штурманы - Как правило, первич­ ная должность молодых штурманов - командир группы, инженер БЧ-1. Но случается, что некото­ рые лейтенанты попа­ дают на самостоятель­ ные должности, стано­ вятся командирами БЧ-1. Насколько они способны качественно решать по­ ставленные перед ними задачи? Бытует ошибочное мне­ ние, что современные си­ стемы навигации сводят на нет участие специалистов БЧ-1 в обеспечении безо­ пасности плавания . Это да­ леко не так. Да , они во мно­ гом облегчают работу штур­ манов. Но в то же время данные системы моrут быть подвержены какому-то вне­ шнему воздействию, вос­ принимать различные поме- Сложности, конечно, воз­ никают. Но они , как прави­ ло, организационного ха­ рактера. К примеру, чем опытнее штурман , тем луч­ ше он умеет правильно рас­ ставлять приоритеты , рас­ пределять время. Если мо­ лодой - он хватается за всё сразу. Результат - близкий к нулю. Наша задача - напра­ вить его усилия в нужное русло, помочь и научить правильно распределять свои силы. О предстоящих планах говорить не стану, скажу одно - походы не станут менее интересными с точки зрения работы штурманов в море. Наоборот, они будут ещё более познавательны­ ми для специалистов БЧ-1. - Я сказал бы, что мо­ лодые офицеры пришли не просто в БЧ-1 кораблей, а в общефлотскую штурман­ скую службу, то есть попали в хорошо отлаженную струк­ туру. У них есть фундамен- опыте, накопленном пред­ шественниками, и собст­ венных навыках - держится вся система боевой учёбы специалистов штурманских боевых частей. Помимо это- лодым офицерам БЧ-1 труд­ но состояться как специа­ листам и профессионалам. Офицеры штурманской службы флота, флагман­ ские специалисты объеди- стараются отправлять сво­ их молодых коллег в мор­ ские полигоны боевой под­ готовки, прикомандиро­ вывая их в другие экипажи, которые идут работать в - Спасибо за беседу. Настоящий профессионал, мастер своего дела, очень гра­ мотный, ответственный и дисциплинированный офицер - так характеризует командира штурманской боевой части капитана 3 ранга Алексея Головина командование ра­ кетного крейсера "Маршал Устинов". составу ещё до непосредствен­ ного выхода в море, задаёт пра­ вильный вектор действий. После парада крейсер напра­ вился в восточную часть Среди- В ПОИСКАХ ВЕРНОГО ПУТИ в море и жизненных перипетиях - Основным мотивирующим фактором в выборе военной про­ фессии стала служба отца - Алек­ сея Максимовича, которая про­ ходила у меня на глазах, - рас­ сказывает капитан 3 ранга Алек­ сей Головин. - Он тоже был воен - скую боевую часть на ракетном крейсере "Маршал Устинов", который в то время проходил ре­ монт и глубокую модернизацию. - Мне повезло, что на крейсер я прибыл к той фазе работ, когда на нём началась установка но- земного моря. Здесь он возгла­ вил мощную группировку ВМФ РФ. - По прибытии в заданный рай­ он у личного состава БЧ-1 сразу же прибавилось работы, - продол­ жает рассказ капитан З ранга Алексей Головин. - Например, Командир штурманскои боевои части капитан 3 ран а Алексеи Го.1,овин (слева руководит прокладкои курса. крейсер, помимо прочих задач, обеспечивал про­ тивовоздушную оборону на­ ших кораблей. И помехи, которые ставил сам крей­ сер, а также н аземные станции ПВО заглушили сигналы спутниковой нави­ га ци он ной станции , по которым м ы ориентиро­ вались. Не очень приятно, но вовсе не критично. По­ добная ситуация в пред­ походовый период отраба­ тывалась многократно, вот и в этот раз мы перешли на резервные способы нави­ гации . Очень активно ис­ пользовали астрономию , определялись по радиоло­ кации . Но, повторюсь, мы тренировались работать вне зависимости от внеш­ них факторов, так что воз­ никшая ситуация не стала неожиданностью . ным моряком, старшим мичма­ ном , старшиной команды, обслу­ живающей радиол о кац ионные стан ции. Я же выбрал офи цер­ скую стезю. Профотбор молодой человек прошёл без зам е чаний, был рекомендован к поступлению в первую очередь. А после успеш­ ной сдачи экзаменов стал кур­ сантом Морского корпуса Петра Великого - Санкт-Петербургского военно-морского института . - Штурманская специальность привлекала меня ещё со школь­ ных времён , поскольку, на мой взгляд, является самой знако­ вой из тех, какими только может обладать военный моряк, - про­ должает офицер. - Сама деятель­ ность штурмана - поиск вер ного пути. Это очень жизненно. Ведь любой человек старается найти для себя верный путь. Так вот и сплелись у меня служба и жизнь. После окончания и нститута лейтена нта Алексея Головина распределили на Северный флот, где он попал на тяжёл ый авиа­ несущий крейсер "Адмирал Фло­ та Советского Союза Кузнецов" . Уже то гда в молодом чело­ веке начали проя вляться харак­ терные черты личности , которые справедли во считают основны­ ми для офицера. Прежде всего - волевой стержень, способность повести людей за собой, жела­ ние учиться . Ини циативного офи­ цера всё чаще стали отмечать командиры и начальники выше­ стоящих штабов . И вот после восьми лет службы на корабле и пяти дальних походов ему п ред­ ложили отправ иться в Северо­ дви нск и возглавить штурман - • вой техники , её наладка и пере­ дача экипажу, - говорит капитан З ранга Алексей Голови н. - Во всём этом я при н имал самое деятельное участие. Представи­ тели промышленности мне всё показывали и рассказывали, уч и­ ли обращению с техникой. В даль­ нейшем это очень помогло. Вместе с экипажем корабля офицер дважды принимал уча­ стие в главном военно-морском параде нашей страны , но квинтэссенцией своей службы на Чем запомнился этот дальний поход? Мы делали своё дело в более сложных пси­ хологических условиях. И , счи­ таю, справились с задачей очень неплохо. В штурманском деле от принятия того или иного реше­ н ия (каким курсом пойдёт ко­ рабль, где и когда совершить поворот и так далее зависит очень м ногое . Есл и кратко - безопасность плавания . Вот эту самую безопасность штурман­ ская боевая часть обеспечила. Интересными были визиты в иностранные порты, в том числе Сама деятельность штурмана - поиск верного пути. Это очень жизненно. Ведь любой человек старается найти для себя верный путь сегодняшн и й день он счи тает дальний поход для выполнения задач в Средиземноморском ре­ гионе, который длился 5 месяцев. - Собственно, именно для вы­ полнения таких задач крейсер созда вался и модерниз ировал­ ся, - счи тает Алексей Алексе­ евич. - Перед длительным плава­ нием весь личный состав кораб­ ля проходил усиленную подготов­ ку в учебном центре СФ. Для штур манской боевой части глав­ ным стал тренажёр "Мостик", на котором отрабатывались самые сложные условия плавания . На­ пример, проход балтийских про­ ливов, швартовка в незнакомом порту, совместное маневрирова­ ние или при интенсивном судо­ ходстве. Также там можно имити­ ровать сложные погодные усло­ в ия . Всё это даёт сол идн ы е практические навыки личному и с профессио нальной точки зрен и я. Общение с иностран ­ ными лоцманами, взаимодейст­ вие с буксирами - всего этого в моей практи ке никогда не было, несмотря на то , что пришлось побывать в нескол ьких дальних походах. Кроме того, когда ко­ рабль заходит в чужой порт, ак­ ватор ия вокруг, естественно, не­ знакомая, а маневрировать надо. На "Мости ке" что-то подобное отрабатывали , но на тренажёре невозможно воспроизвести все факторы, все нюансы, которые ждут штурманов. Я учился , узнал немало нового и интересного. - Я люблю службу, люблю свою профессию, - делится Алексей Алексеевич . - Надеюсь, в моей жизни будет ещё много походов . • Ал сандр ПАНЮШКИН. Фото из архива Алексея ГОЛОВИНА. МОРЯКИ ГОЛУБЬIХ КРОВЕЙ Так назь1вают военнослужащих БЧ-1 И это не просто метафора. Для того чтобы воротничками" из-за того, что им редко служить в штурманской боевой части, нужно приходится что-то чинить и пачкаться. Ос­ обладать широким спектром знаний и уме- новная задача "элиты" - думать и произво­ ний. Штурманов также назь1вают "белыми дить расчёты. Рассчитать Сергей Павлухин командует подразделением с августа 2018 года. До этого семь лет служил здесь же в должности коман­ дира электронавигационной группы. был правой рукой коман­ дира БЧ-1 и мог заменить его в любой момент. часть. Рядом остановился другой водитель и стал тоже на русском объяснять ему, что тот не прав ... Мы были просто в шоке, потом узнали, что в Португалии живёт много русских. и точно выстрелить - Случайных людей в БЧ-1 нет и быть не может, - уверен коман­ дир штурманской боевой части эскадренного миноносца "Адми­ рал Ушаков" капитан-лейтенант Сергей Павлухин. - Мне и моим подчинён ны м приходится ре­ шать слишком ответственные за­ дачи. Самая главная - обеспе­ чение безопасности морепла­ вания . БЧ-1 на эсминце "Адмирал Ушаков" состоит из двух подраз­ делений: отделения рулевых и электронавигационной группы. Первое - самое небольшое по числен ности, в него входят всего трое военнослужащих: командир главный старшина Вячеслав Ве­ режников, старший рулевой стар­ ший матрос Виталий Кузлякин и рулевой старший матрос Роман Коваль. - Один из лучших военнослу­ жащих боевой части - главный старшина Вячеслав Вережников, - говорит о подчинённом капитан­ лейтенант Павлухин . - Он служит на корабле около восьми лет, не один раз был отмечен коман­ дованием как лучший командир отделения рулевых на Северном флоте. В электронави гационную груп­ пу, которую возглавляет капитан­ лейтенант Владимир Хлуднев, входит электрик матрос Даниил Степанов . - Хочу отметить, что матросДа­ ниил Степанов - у нас единст­ венный военнослужащий, прохо­ дящий службу по призыву, - го­ ворит Се рге й Анатол ьевич . - Адаптация на корабле прошла успешно, с поставленными зада­ чами он справляется . Возможно, после окончания службы по при­ зыву он захочет подписать конт­ ракт и останется на эсминце. - При запущенном гирокомпа­ се нужно следить за его пра­ вильной работой, - продолжает свой рассказ командир штурман­ ской боевой части эскадренного ми ноносца "Адмирал Ушаков" капитан-лейтенант Сергей Пав­ лухин, - чтобы поддерживающая жидкость не нагревалась и вы­ даваемый курс свое временно выходил на репите ра боевых частей . Только представьте на ми нуточку, если у нас будет не­ правильно указан курс, ракеты полетят мимо цели, а это - недо­ пустимо. На военнослужащих БЧ- 1 ле­ жит ответственность за точ ное маневрирование корабля . Когда эсминец находится в базе, штур­ манские электрики обслуживают материальную часть, а рулевые корре ктируют карты . Серге й Анатольевич подчёркивает, что комплектов ка рт очень много и они требуют постоя нного об­ новления . Из помощника в командиры Командир штурманской бое­ вой части ЭМ "Адмирал Ушаков" - Военных в нашем роду ни­ когда не было , - рассказывает Сергей Анатольевич. - Мама ра­ ботала ткачихой на фаб рике , отец - водителем. Я хотел слу­ жить. В военном комиссариате посоветовали поступать в Воен­ но- морско й инженерны й ин­ ститут в Санкт-Петербурге. Сергей объекти вно оценивал свои возможности и знал , что со знаниями проблем нет, а вот над физической подготовкой приш­ лось поработать. - Как сейчас помню, - говорит офицер, - когда учился в 6 классе, участвовал в осеннем марафоне . Прибежал предпоследним. Бы­ ло очень обидно - самооценка серьёзно пострадала. После это­ го стал тренироваться, и в 11 клас­ се на финише был первым. Окончив общеобразователь­ ную школу с серебряной ме­ далью, юноша блестя ще спра­ вился с вступительными испыта­ ния ми. Из Ивановской области в учи­ лище поступали ещё 14 человек, но прошёл только он. Безграничные перспективы Капитан-лейтенант Павлухин вспоминает свою первую стажи­ ровку на учебном судне "Пере­ коп" , на котором он совершил морской поход вокруг Европы . - Во время этого похода мы за- На четвёртом курсе курсант Павлухин проходил стажировку на тяжёлом атом ном ракетном крейсере "Пётр Великий" . Тогда корабль совершил поход из Се­ вероморска во Владивосток че­ р ез Суэцкий канал. Се рге й в дальнейшем планировал, что продолжит службу на флагмане Северного флота, но получилось иначе . И по распределению он попал в дивизию ра кетных ко­ раблей, но не на ТАРКР, а на эскадренный миноносец "Адми­ рал Ушаков". - Я не жалею, что всё сложи- лось именно так, - говорит ко­ мандир штурманской боевой части. - Чувствую себя на своём месте. В службе меня очень при­ влекает то, что есть куда разви­ ваться . Я постоянно читаю спра­ вочни ки и специальную лите­ ратуру, позволяющую совершен- ствовать знания . Говорят, что штурман при отка­ зе оборудования должен уметь прокладывать курс по звёздам. По словам Сергея Анатольеви­ ча, ему подвластно и это. У офицера в каюте хранится папка с грамотами и бла годар­ ностями, которыми он отмечен за время службы. Её размеры впечатляют. За разумную ини­ циативу и отличие в боевой под­ готовке Сергею Павлухину неод­ нократно объявляли благодар­ ность командующий Се верным флотом , кома ндир див изи и и командир корабля . В 2013 году Командир штур.манскои боево части эскадренно о миноносца 11 Ад.мира.1, Ушаков " капитан-леитенант Cep zeu ПавАухин. ходили в Лиссабон, - вспомина­ ет Сергей . - Однажды переходи­ ли дорогу и услышали чистую рус­ скую речь - на нас ругался води­ тель, н едовольный тем , что строй курсантов слишком мед­ л ен но пе ресе кает п ро езжую • он был н аграждён м ед алью "Ад ми рал Фл ота Советского Союза Горшков" за успешное освоение воен ной техники и её безаварийную эксплуатацию. Яна РАХИМОВА. Фото автора. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz