На страже Заполярья. 2019 год. Январь.
З ст~. на тr 3 1rы 25 янва~я 2019 года ==========t~-------~·J======== Актуальное интервью ТРИ КИТА ПОДГОТОВКИ ШТУРМАНОВ Эти районы ~ плавания были давно освоены североморца ми. Но в девяностые годы прошлого века опыт был подзабыт, и многое прихо дится начинать снова. Лю бая информация со време нем устаревает, в том числе касающаяся географии, особенностей плавания. Составленные когда-то ло ции не всегда соответствуют действительности. Так, в своё время в районе Земли Франца-Иосифа был ост ров, отмеченный на всех картах. А пару лет назад его не стало. Оказалось, что это всего лишь слои льда и грунта, скопившиеся на ме ли, с потеплением "остров" растаял. Сюрпризов Арк тика преподносит немало - меняются глубины, рельеф дна , береговая линия и многое другое. тальные знания, получен ные в военно-морских учи лищах, к этому сейчас до бавляется опыт, который им передают флагманские штурманы соединений и объединений, они приоб ретают навыки самостоя тельной работы. Вот на этих трёх китах - фундаментальных знаниях, го, штурманам, как никому другому, необходима пре дусмотрительность. Она при ходит с опытом, появляется при длительной самостоя тельной работе в море. По этому наша задача сделать так, чтобы эта предусмотри тельность появилась у мо лодых штурманов как мож но раньше . Без этого мо- нений и соединений перио дически общаются с при бывшими не так давно на корабли штурманами, вни кают в процесс их становле ния. Больше всего это про является при непосредст венной подготовке кораблей к выходу в море. Например, зная предстоящий район плавания. можно расска- море. А когда и сами участ вуют в выходах, то ещё и показные занятия прово дят с ними. Кроме того, внедряется в практику так называемая - Здесь многое зависит от работы флагманского штур мана соединения. К приме ру, офицер, ещё будучи кур сантом , прошёл стажировку на данном корабле , полу- Электроника и автоматика в конечном итоге не могут заменить человека, его знаний и опьпа хи. Поэтому никакая элект роника и автоматика в ко нечном итоге не моrут за менить человека, его зна ний и опыта. - Какие задачи стоят перед специалистами штурманских боевых частей в зимнем периоде обучения? - Главная задача штур манской службы остаётся прежней - готовить БЧ-1 к решению задач в море, осо бенно в дальней морской зоне. Ведь не секрет, что за частую большинство оши бок закладывается именно на этапе непосредственной подготовки штурманов к выходу в море. зать новичкам о его особенностях, навигационной обстановке, по делиться опы том. На данный момент все вы пускники ввму зов, пополнив шие штурманские боевые части, сдали зачёты, допущены к са мостоятельной работе . Некото рым из них уже довелось попро бовать свои силы в море. целевая подготовка штур манов. У нас уже есть дан ные о будущих лейтенантах, которые будут проходить стажировку на кораблях Се верного флота в тех долж ностях, на которые их на значат после выпуска в 2019 году. Суть в том, что они на флот прибывают не пер вый раз, знакомятся с теат ром плавания, кораблями, где будут служить . Такая система позволяет закла дывать основы перспекти вы в службе , преемствен ности традиций и приносит положительные результаты. чил определённый опыт. За тем он пришёл в экипаж уже командиром БЧ-1 . За дача флагманского штур мана - сделать так, чтобы первый свой выход в море лейтенант совершил в ка честве прикомандирован ного на таком же корабле с опытным специалистом , поднабрался опыта, а уже затем начал решать задачи самостоятельно. Помогает в обучении но вичков и тренажёр "Мостик", предназначенный для от работки определённых действий . - Учебный год набира ет темпы. Во флотский строй становятся мо лодые специалисты, в том числе инедавние вы пускники штурманских факультетов военно-мор скихучилищ. Какони вклю чились в работу? Фла .манскии штурман подводных сил Северно о флота капитан 1 ран а Александр Борцов контро.1,ирует работу своих подчинённых. На объедине ниях и в соеди нениях флота сложилась хоро шая традиция , когда флагман ские штурманы - Как правило, первич ная должность молодых штурманов - командир группы, инженер БЧ-1. Но случается, что некото рые лейтенанты попа дают на самостоятель ные должности, стано вятся командирами БЧ-1. Насколько они способны качественно решать по ставленные перед ними задачи? Бытует ошибочное мне ние, что современные си стемы навигации сводят на нет участие специалистов БЧ-1 в обеспечении безо пасности плавания . Это да леко не так. Да , они во мно гом облегчают работу штур манов. Но в то же время данные системы моrут быть подвержены какому-то вне шнему воздействию, вос принимать различные поме- Сложности, конечно, воз никают. Но они , как прави ло, организационного ха рактера. К примеру, чем опытнее штурман , тем луч ше он умеет правильно рас ставлять приоритеты , рас пределять время. Если мо лодой - он хватается за всё сразу. Результат - близкий к нулю. Наша задача - напра вить его усилия в нужное русло, помочь и научить правильно распределять свои силы. О предстоящих планах говорить не стану, скажу одно - походы не станут менее интересными с точки зрения работы штурманов в море. Наоборот, они будут ещё более познавательны ми для специалистов БЧ-1. - Я сказал бы, что мо лодые офицеры пришли не просто в БЧ-1 кораблей, а в общефлотскую штурман скую службу, то есть попали в хорошо отлаженную струк туру. У них есть фундамен- опыте, накопленном пред шественниками, и собст венных навыках - держится вся система боевой учёбы специалистов штурманских боевых частей. Помимо это- лодым офицерам БЧ-1 труд но состояться как специа листам и профессионалам. Офицеры штурманской службы флота, флагман ские специалисты объеди- стараются отправлять сво их молодых коллег в мор ские полигоны боевой под готовки, прикомандиро вывая их в другие экипажи, которые идут работать в - Спасибо за беседу. Настоящий профессионал, мастер своего дела, очень гра мотный, ответственный и дисциплинированный офицер - так характеризует командира штурманской боевой части капитана 3 ранга Алексея Головина командование ра кетного крейсера "Маршал Устинов". составу ещё до непосредствен ного выхода в море, задаёт пра вильный вектор действий. После парада крейсер напра вился в восточную часть Среди- В ПОИСКАХ ВЕРНОГО ПУТИ в море и жизненных перипетиях - Основным мотивирующим фактором в выборе военной про фессии стала служба отца - Алек сея Максимовича, которая про ходила у меня на глазах, - рас сказывает капитан 3 ранга Алек сей Головин. - Он тоже был воен - скую боевую часть на ракетном крейсере "Маршал Устинов", который в то время проходил ре монт и глубокую модернизацию. - Мне повезло, что на крейсер я прибыл к той фазе работ, когда на нём началась установка но- земного моря. Здесь он возгла вил мощную группировку ВМФ РФ. - По прибытии в заданный рай он у личного состава БЧ-1 сразу же прибавилось работы, - продол жает рассказ капитан З ранга Алексей Головин. - Например, Командир штурманскои боевои части капитан 3 ран а Алексеи Го.1,овин (слева руководит прокладкои курса. крейсер, помимо прочих задач, обеспечивал про тивовоздушную оборону на ших кораблей. И помехи, которые ставил сам крей сер, а также н аземные станции ПВО заглушили сигналы спутниковой нави га ци он ной станции , по которым м ы ориентиро вались. Не очень приятно, но вовсе не критично. По добная ситуация в пред походовый период отраба тывалась многократно, вот и в этот раз мы перешли на резервные способы нави гации . Очень активно ис пользовали астрономию , определялись по радиоло кации . Но, повторюсь, мы тренировались работать вне зависимости от внеш них факторов, так что воз никшая ситуация не стала неожиданностью . ным моряком, старшим мичма ном , старшиной команды, обслу живающей радиол о кац ионные стан ции. Я же выбрал офи цер скую стезю. Профотбор молодой человек прошёл без зам е чаний, был рекомендован к поступлению в первую очередь. А после успеш ной сдачи экзаменов стал кур сантом Морского корпуса Петра Великого - Санкт-Петербургского военно-морского института . - Штурманская специальность привлекала меня ещё со школь ных времён , поскольку, на мой взгляд, является самой знако вой из тех, какими только может обладать военный моряк, - про должает офицер. - Сама деятель ность штурмана - поиск вер ного пути. Это очень жизненно. Ведь любой человек старается найти для себя верный путь. Так вот и сплелись у меня служба и жизнь. После окончания и нститута лейтена нта Алексея Головина распределили на Северный флот, где он попал на тяжёл ый авиа несущий крейсер "Адмирал Фло та Советского Союза Кузнецов" . Уже то гда в молодом чело веке начали проя вляться харак терные черты личности , которые справедли во считают основны ми для офицера. Прежде всего - волевой стержень, способность повести людей за собой, жела ние учиться . Ини циативного офи цера всё чаще стали отмечать командиры и начальники выше стоящих штабов . И вот после восьми лет службы на корабле и пяти дальних походов ему п ред ложили отправ иться в Северо дви нск и возглавить штурман - • вой техники , её наладка и пере дача экипажу, - говорит капитан З ранга Алексей Голови н. - Во всём этом я при н имал самое деятельное участие. Представи тели промышленности мне всё показывали и рассказывали, уч и ли обращению с техникой. В даль нейшем это очень помогло. Вместе с экипажем корабля офицер дважды принимал уча стие в главном военно-морском параде нашей страны , но квинтэссенцией своей службы на Чем запомнился этот дальний поход? Мы делали своё дело в более сложных пси хологических условиях. И , счи таю, справились с задачей очень неплохо. В штурманском деле от принятия того или иного реше н ия (каким курсом пойдёт ко рабль, где и когда совершить поворот и так далее зависит очень м ногое . Есл и кратко - безопасность плавания . Вот эту самую безопасность штурман ская боевая часть обеспечила. Интересными были визиты в иностранные порты, в том числе Сама деятельность штурмана - поиск верного пути. Это очень жизненно. Ведь любой человек старается найти для себя верный путь сегодняшн и й день он счи тает дальний поход для выполнения задач в Средиземноморском ре гионе, который длился 5 месяцев. - Собственно, именно для вы полнения таких задач крейсер созда вался и модерниз ировал ся, - счи тает Алексей Алексе евич. - Перед длительным плава нием весь личный состав кораб ля проходил усиленную подготов ку в учебном центре СФ. Для штур манской боевой части глав ным стал тренажёр "Мостик", на котором отрабатывались самые сложные условия плавания . На пример, проход балтийских про ливов, швартовка в незнакомом порту, совместное маневрирова ние или при интенсивном судо ходстве. Также там можно имити ровать сложные погодные усло в ия . Всё это даёт сол идн ы е практические навыки личному и с профессио нальной точки зрен и я. Общение с иностран ными лоцманами, взаимодейст вие с буксирами - всего этого в моей практи ке никогда не было, несмотря на то , что пришлось побывать в нескол ьких дальних походах. Кроме того, когда ко рабль заходит в чужой порт, ак ватор ия вокруг, естественно, не знакомая, а маневрировать надо. На "Мости ке" что-то подобное отрабатывали , но на тренажёре невозможно воспроизвести все факторы, все нюансы, которые ждут штурманов. Я учился , узнал немало нового и интересного. - Я люблю службу, люблю свою профессию, - делится Алексей Алексеевич . - Надеюсь, в моей жизни будет ещё много походов . • Ал сандр ПАНЮШКИН. Фото из архива Алексея ГОЛОВИНА. МОРЯКИ ГОЛУБЬIХ КРОВЕЙ Так назь1вают военнослужащих БЧ-1 И это не просто метафора. Для того чтобы воротничками" из-за того, что им редко служить в штурманской боевой части, нужно приходится что-то чинить и пачкаться. Ос обладать широким спектром знаний и уме- новная задача "элиты" - думать и произво ний. Штурманов также назь1вают "белыми дить расчёты. Рассчитать Сергей Павлухин командует подразделением с августа 2018 года. До этого семь лет служил здесь же в должности коман дира электронавигационной группы. был правой рукой коман дира БЧ-1 и мог заменить его в любой момент. часть. Рядом остановился другой водитель и стал тоже на русском объяснять ему, что тот не прав ... Мы были просто в шоке, потом узнали, что в Португалии живёт много русских. и точно выстрелить - Случайных людей в БЧ-1 нет и быть не может, - уверен коман дир штурманской боевой части эскадренного миноносца "Адми рал Ушаков" капитан-лейтенант Сергей Павлухин. - Мне и моим подчинён ны м приходится ре шать слишком ответственные за дачи. Самая главная - обеспе чение безопасности морепла вания . БЧ-1 на эсминце "Адмирал Ушаков" состоит из двух подраз делений: отделения рулевых и электронавигационной группы. Первое - самое небольшое по числен ности, в него входят всего трое военнослужащих: командир главный старшина Вячеслав Ве режников, старший рулевой стар ший матрос Виталий Кузлякин и рулевой старший матрос Роман Коваль. - Один из лучших военнослу жащих боевой части - главный старшина Вячеслав Вережников, - говорит о подчинённом капитан лейтенант Павлухин . - Он служит на корабле около восьми лет, не один раз был отмечен коман дованием как лучший командир отделения рулевых на Северном флоте. В электронави гационную груп пу, которую возглавляет капитан лейтенант Владимир Хлуднев, входит электрик матрос Даниил Степанов . - Хочу отметить, что матросДа ниил Степанов - у нас единст венный военнослужащий, прохо дящий службу по призыву, - го ворит Се рге й Анатол ьевич . - Адаптация на корабле прошла успешно, с поставленными зада чами он справляется . Возможно, после окончания службы по при зыву он захочет подписать конт ракт и останется на эсминце. - При запущенном гирокомпа се нужно следить за его пра вильной работой, - продолжает свой рассказ командир штурман ской боевой части эскадренного ми ноносца "Адмирал Ушаков" капитан-лейтенант Сергей Пав лухин, - чтобы поддерживающая жидкость не нагревалась и вы даваемый курс свое временно выходил на репите ра боевых частей . Только представьте на ми нуточку, если у нас будет не правильно указан курс, ракеты полетят мимо цели, а это - недо пустимо. На военнослужащих БЧ- 1 ле жит ответственность за точ ное маневрирование корабля . Когда эсминец находится в базе, штур манские электрики обслуживают материальную часть, а рулевые корре ктируют карты . Серге й Анатольевич подчёркивает, что комплектов ка рт очень много и они требуют постоя нного об новления . Из помощника в командиры Командир штурманской бое вой части ЭМ "Адмирал Ушаков" - Военных в нашем роду ни когда не было , - рассказывает Сергей Анатольевич. - Мама ра ботала ткачихой на фаб рике , отец - водителем. Я хотел слу жить. В военном комиссариате посоветовали поступать в Воен но- морско й инженерны й ин ститут в Санкт-Петербурге. Сергей объекти вно оценивал свои возможности и знал , что со знаниями проблем нет, а вот над физической подготовкой приш лось поработать. - Как сейчас помню, - говорит офицер, - когда учился в 6 классе, участвовал в осеннем марафоне . Прибежал предпоследним. Бы ло очень обидно - самооценка серьёзно пострадала. После это го стал тренироваться, и в 11 клас се на финише был первым. Окончив общеобразователь ную школу с серебряной ме далью, юноша блестя ще спра вился с вступительными испыта ния ми. Из Ивановской области в учи лище поступали ещё 14 человек, но прошёл только он. Безграничные перспективы Капитан-лейтенант Павлухин вспоминает свою первую стажи ровку на учебном судне "Пере коп" , на котором он совершил морской поход вокруг Европы . - Во время этого похода мы за- На четвёртом курсе курсант Павлухин проходил стажировку на тяжёлом атом ном ракетном крейсере "Пётр Великий" . Тогда корабль совершил поход из Се вероморска во Владивосток че р ез Суэцкий канал. Се рге й в дальнейшем планировал, что продолжит службу на флагмане Северного флота, но получилось иначе . И по распределению он попал в дивизию ра кетных ко раблей, но не на ТАРКР, а на эскадренный миноносец "Адми рал Ушаков". - Я не жалею, что всё сложи- лось именно так, - говорит ко мандир штурманской боевой части. - Чувствую себя на своём месте. В службе меня очень при влекает то, что есть куда разви ваться . Я постоянно читаю спра вочни ки и специальную лите ратуру, позволяющую совершен- ствовать знания . Говорят, что штурман при отка зе оборудования должен уметь прокладывать курс по звёздам. По словам Сергея Анатольеви ча, ему подвластно и это. У офицера в каюте хранится папка с грамотами и бла годар ностями, которыми он отмечен за время службы. Её размеры впечатляют. За разумную ини циативу и отличие в боевой под готовке Сергею Павлухину неод нократно объявляли благодар ность командующий Се верным флотом , кома ндир див изи и и командир корабля . В 2013 году Командир штур.манскои боево части эскадренно о миноносца 11 Ад.мира.1, Ушаков " капитан-леитенант Cep zeu ПавАухин. ходили в Лиссабон, - вспомина ет Сергей . - Однажды переходи ли дорогу и услышали чистую рус скую речь - на нас ругался води тель, н едовольный тем , что строй курсантов слишком мед л ен но пе ресе кает п ро езжую • он был н аграждён м ед алью "Ад ми рал Фл ота Советского Союза Горшков" за успешное освоение воен ной техники и её безаварийную эксплуатацию. Яна РАХИМОВА. Фото автора. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz