На страже Заполярья. 2019 год. Сентябрь.
7 стр. ^ ш w настгажЕЗаполярья в н н н 6 сентября 2019 года "НЕДАРОМ ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ” РАТНАЯ СЛАВА ОТЕЧЕСТВАМ 8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией 7 сентября 1812 года состоялось одно из самых кровопролитных сражений в истории XIX века - у села Бородино под Москвой в решающей битве сошлись русская и французская армии. Для обеих сторон этот бой имел огромное значение и стал главным в Отечественной войне 1812 года. М НЕНИЯ историков и мемуаристов о том, какова же была числен ность русских войск перед битвой, расходятся. Исто рик Евгений Тарле пишет о 120-128 тысячах, в других исторических документах приводятся цифры в 112 и 155 тысяч человек. Числен ность французской армии оценивается в 130-150 ты сяч человек при 587 оруди ях против 620-640 у русских. Сражение началось в 5.30 утра 26 августа с об стрела французской артил лерией позиций правого фланга. Одновременно на чалась атака на Багратио- новы флеши и на центр русской позиции. Атакуя центр, Наполеон рассчитывал затруднить переброску русских войск на левый фланг с правого для отражения атаки и тем са мым обеспечить своим ос новным силам быструю по беду над защитниками фле шей. Французы соверши ли 8 попыток захватить ук репления Багратиона, но все они, кроме последней, были отбиты значительно меньшими силами русских. Контратаку первого крыла возглавил сам Багратион, в какой-то момент перевес был на стороне русских. Благополучному исходу боя помешало ранение Багра тиона. Весть об этом силь но деморализовала солдат, русские войска стали от ступать. В критический момент сражения Кутузов принял решение о рейде конницы генералов Фёдора Уварова и Матвея Платова в тыл и фланг противника. Их одно временный удар вызвал за мешательство в стане про тивника и заставил оттянуть на левый фланг войска, ко торые штурмовали батарею Раевского на Курганной вы соте. Этот рейд задержал часа на два решающую ата ку французов и позволил перегруппировать русские войска, и, возможно, имен но из-за него Наполеон не решился отправить в бой свою гвардию. Кавалерий ская диверсия не нанесла ущерба его армии, но вызва ла у него чувство неуверен ности в своём тыле. Ц ЕНТРОМ русской по зиции был высокий курган, господствовавший над окружающей местное- I I ПОЗЫВНЫЕ ИЗ МОТОВСКОГО ЗАЛИВА У североморцев появилась военно-морская база К осени 1935 года специаль ные военно-строительные отря ды 95-го строительства с по мощью военных моряков завер шили строительство главной во енной базы Северной военной флотилии. Были организованы субботники, на которые выходи ли все североморцы, кроме тех, кто нёс вахту. Они построипи в Екатерининской гавани прича лы, складские помещения, за рядную станцию, казармы и сто ловые, другие многочисленные военные объекты. Для подводных лодок было отведено место базирования в южной части гавани. В канун ноября 1935 года се мьи военнослужащих засели лись во вновь построенные до ма, в которых была расставлена мебель тех времен, заготовлены даже дрова и спички. На окнах - накрахмаленные марлевые за навески. Так решил встретить североморцев и их родных но вый командующий Северной военной флотилией флагман 1 ранга Константин Душенов. Уп равление Мурманского торгового порта выделило несколько бук сирных пароходов для транспор тировки имущества флотилии в Екатерининскую гавань - на но вое место базирования. Боевые корабли перешли в оборудован ную военно-морскую базу - По лярное. Курс - к архипелагу Новая Земля После тщательной проверки технического состояния подвод ных лодок, знаний и практиче ских навыков членов экипажей командующий и штаб сплани ровали в 1935 году дальний груп повой поход дивизиона к Новой Земле. Константин Душенов лично принял участие в походе диви зиона подводных лодок к Новой Земле, чтобы вместе с гидро графами изучить возможность базирования кораблей в одной из её бухт - губе Белушьей. Во главе группы североморцев он посетил островной Совет, встре тился с председателем Ново- земельского Совета Тыко Выл- ко, первым ненецким художни ком. В память о пребывании на острове моряки "Д-1" изготовили медную доску с выгравирован ными на ней названиями кораб лей, фамилиями командиров лодок и командующего флоти лией. Её прикрепили на одной из скал в Русской Гавани. Ныне эта историческая доска экспо нируется в одном из отсеков фи лиала музея Северного флота мемориальной Краснознамён ной подводной лодки "К-21" в Североморске. Затем весь дивизион прошёл через пролив Маточкин Шар с Картина русского живописца, художникабаталиста Василия Верещагина "Конец Бородинского сражения1. тью. На нём была установ лена батарея, располагав шая к началу боя 18 ору диями. Его оборона возла галась на 7-й пехотный кор пус генерал-лейтенанта Николая Раевского. Пер вый удар по батарее фран цузы нанесли в разгар боя за флеши. После ожесто чённой штыковой драки егерским полкам и 3-му ба тальону Уфимского полка удалось отбить захвачен ные было французами ук репления. Кутузов, восполь зовавшись передышкой, вызванной кавалерийской атакой в тыл французов, подтянул к батарее Раевско го дополнительные силы. Французская артилле рия открыла шквальный огонь по батарее, кавале рия начала атаку. Встре ченные с фронта, тыла и флангов упорным огнём оборонявшихся кирасиры были отброшены с огром ными потерями (батарея Раевского получила за это от французов прозвище "мо гила французской кавале рии”). Генерал Огюст Колен- кур, руководивший атакой, также нашёл свою смерть на склонах кургана. Вице король Италии Евгений Бо- гарне, воспользовавшись атакой, ворвался на бата рею с фронта и фланга. На позициях произошёл крово пролитнейший бой, и в чет вёртом часу дня она пала. П ЛАН Наполеона по раз грому русской армии с треском провалился, но, тем не менее, он утверж дал, что в том бою он одер жал победу. Главным аргу ментом советской историо графии в утверждении по беды Кутузова является следующий: он планировал дать французам оборони тельное сражение с целью изменить соотношение сил и отступить, для чего спе циально направил против ника на левый фланг, ос лабив его. Французские ис ториографы приводят свои аргументы в пользу побе- ской армии если бы сра жение продолжилось на следующий день, в-третьих, русская армия отступила после сражения. Русский историк Нико лай Михневич сообщает такой отзыв Наполеона о сражении, который лучше любых доводов показывает истинное положение дел: Несколько лет спустя в своих мемуарах император утверждал, что его 80-ты сячной армии противостоя ли 250 тысяч вооружённых до зубов русских, и доблест ные французы полностью разгромили тёмных моско витов... А вот что писал Кутузов императору Александру: Французская артиллерия открыла шквальный огонь по батарее, кавалерия начала атаку. Встреченные с фронта, тыла и флангов упорным огнём оборонявшихся кирасиры были отброшены с огромными потерями ды Наполеона. Во-первых, 26 августа он захватил ос новные позиции русской армии, во-вторых, создал условия для разгрома рус- "Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой... Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвой выка зано (французами) наибо лее доблести и одержан наименьший успех”. В день сражения на чальник штаба наполеонов ской армии маршал Луи Александр Бертье отпра вил министру иностранных дел Франции Г.-Б. Маре, герцогу Бассано сообщение о выигранном сражении. Через три дня в Можайске Наполеон собственноручно составил 18-й бюллетень великой армии, где попы тался представить "битву при Москве-реке" как пол ную и решительную победу над русскими войсками. Согласно бюллетеню битва представала как упорное сражение, которое благо даря героизму солдат фран цузской армии и гению На полеона было решительно выиграно: русская армия полностью разбита, а доро га на Москву открыта. "Баталия, 26 числа быв шая, была самая кровопро литнейшая из всех тех, ко торые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершен но, и неприятель ретиро вался тогда в ту позицию, в которой пришёл нас ата ковать". Что касается реальной численности потерь, то в русской армии они соста вили 38-45 тысяч человек, установить же точное коли чество погибших при Боро дино французов ещё слож нее. Во французской исто риографии наиболее рас пространено мнение о 30 ты сячах человек, но некото рые исследователи говорят и о 60 тысячах. В целом же итоги Бородинского сра жения таковы: русская ар мия отступила, открыв не приятелю путь на Москву, но сохранила возможность продолжить борьбу и впос ледствии разгромила На полеона. Подготовила Владлена ИЛЮШИНА намерением обойти с востока северную оконечность острова, выйти к мысу Желания, а потом следовать к Нордкапу, однако попытка не удалась. Ледовая обстановка не благоприятст вовала плаванию, и подвод- (| ным лодкам пришлось идти за х ледоколом. Повернув обратно, они обогнули остров с запада и вышли к мысу Желания. Затем, не останавливаясь, дивизион в кильватерном строю прошёл к Нордкапу. Здесь подводные лод ки легли на обратный курс. Командующий Северной военной флотилией флагман 1 ранга Константин Ивано вич Душенов. Возвратившись к полуострову Рыбачий, подводные лодки "На родоволец", "Декабрист” и "Крас ногвардеец" сразу же приняли участие 8 тактических учениях флотилии. Командующий высо ко оценил достижения подвод ников. На груди подводников - ордена Ленина Когда корабли возвратились в свою базу, стало известно о том, что 23 декабря 1935 года большая группа моряков-се- вероморцев за успешное освое ние Северного военно-морского театра и большую работу по ук реплению обороноспособности советского Заполярья награж дена орденами. Среди удос тоенных ордена Ленина были командир подводной лодки "Де кабрист" Борис Секунов, воен ком Николай Ралько, а также другие подводники. 14 августа 1936 года отдель ный дивизион подводных лодок под командованием капитана 1 ранга Константина Грибоедова в сопровождении гидрографи ческого судна Таймыр" вышел из Архангельска и взял курс к Новой Земле. В соответствии с планом "Д-3" после выхода из горла Бе лого моря отделилась от отряда и взяла курс на запад. Подводные лодки "Д-1" и "Д-2” прошли губу Белушья, остров Подрезов, Гусиную Землю и на рейде стали на якорь. Затем, пройдя вдоль западного берега Новой Земли до пролива Ма точкин Шар, миновали его и взяли курс на ледяные поля. Но Константин Грибоедов решил не Герои советского подплава рисковать, приказал ложиться на обратный курс. В Баренцевом море отряд подлодок, следуя вдоль западных берегов Новой Земли, миновал губы Крестовая и Машигина, полуостров Адми ралтейства, губу Глазова, пролив Вилькицкого и залив Седова и 21 августа стал на якорь в аква тории Русской Гавани. Выходить "Декабристу" и "Народовольцу" из Русской Гавани пришлось сквозь льды, 2 сентября "Д-1", пройдя за поход 3094 мили, вернулась в Полярный, "Д-2", встретившись (как это и было запланировано штабом флотилии) у мыса Цып- Наволок с "Д-3", совместно про ложили курс к мысу Нордкап, затем прошли по маршруту: мыс Нордкап - остров Медвежий - Шпицбергенская банка - мыс Нордкап, чем доказали возмож ность совместного плавания отряда в ранее неизвестном районе. 12 сентября капитан 2 ранга Лев Рейснер повёл "Д-2" к Лофо тенским островам и, достигнув острова Реет, лёг на обратный курс. Экипаж "Д-3" в полигоне у полуострова Рыбачий в это вре мя отработал упражнения бое вой подготовки. В главную базу обе лодки вер нулись 26 сентября 1936 года. За время похода "Д-2” прошла в надводном положении 5803 ми ли и в подводном - 501 милю, "Д-3" - в общей сложности 3674 мили. Поход на полную автономность 21 сентября 1938 года из По лярного на полную автономность вышла подводная лодка "Д-1" под командованием старшего лейтенанта Михаила Августино вича. Штаб флота спланировал поход по маршруту мыс Цып- Наволок - остров Вардё - мыс Нордкап - остров Медвежий - остров Надежда (Хепен) - архи пелаг Новая Земля - остров Кильдин. При этом подводникам предстояло пройти 1001 милю под водой и 4841 милю в над водном положении. Дело в том, что оперативный радиус действия подводных ло док типа ”Д" и всех остальных подлодок того времени опреде лялся ёмкостью аккумуляторных батарей, позволявших при са мом экономном расходовании энергии находиться в подводном положении не более 25-30 ча сов, после чего необходимо было всплывать и в течение 12-18 ча сов заряжать батарею при помо щи дизелей и электромоторов, превращающихся в это время в электрогенераторы. Кроме того, существовавшая тогда система регенерации воздуха могла обес печивать жизнедеятельность личного состава лишь трое суток. Подводники успешно выполнили поставпенную задачу. В общей сложности "Д-1" находилась под водой 11 суток, причём 31 октября со вершила 24-часовой переход в подводном положении без реге нерации воздуха. Тогда это было рекордным достижением в под водном плавании. Участие "Д-1" в советско- финляндской войне К началу советско-финлянд ской войны 1939-1940 годов мо лодой Северный флот уже пред ставлял собой существенную си лу, способную обеспечить безо пасность морских рубежей на шего государства на Севере. Флотом в тот период командовал флагман 2 ранга Валентин Дрозд. В период советско-финлянд ской войны подводной лодкой "Декабрист" командовал капи тан-лейтенант Фёдор Ельтищев. Он был назначен на этот ко рабль 29 октября 1939 года. С началом военных действий этой подводной лодке, как и другим, для боевого дозора был опре делён свой район. "Д-1" несла по побережью, так и при выходе из фьордов. За время несения службы движения военных и торговых кораблей не было заме чено, за исключением двух мото ботов, занимавшихся ловлей ры бы на самой позиции и вне её. Позицию № 2, как считал коман дир "Декабриста", можно было нормально обслуживать при вет ре до 8 баллов и волне до 7 бал лов (в случае более сильного вол нения лодка должна была ме нять позицию и уходить в штор мовые квадраты). А так как дан ная позиция находилась очень близко от берега, то она не соот ветствовала этим требованиям. Боевая подготовка экипажа про ходила нормально, подводники проводили аварийные учения и занятия по специальности. В целом за боевой поход "Д-1" про шла 2833 мили в надводном положении и 175 миль в подвод ном. Она совершила 11 погру жений. В Полярное подводная лодка вернулась 19 января. После похода экипаж отдыхал двое суток, а затем неделю за нимался средним ремонтом "Де кабриста". 17 февраля 1940 года подвод ная лодка ушла на боевую службу в район Вардё. На следующий день она прибыла на позицию, на которой находилась по 27 фев раля. В течение всего времени погода не баловала подвод- моотверженности и мастерству моряков под руководством коман дира моторной группы воентехни ка 2 ранга Сергея Белова и стар шины группы мотористов младшего командира Василия Федотова система управления рулями бы ла введена в строй. Они труди лись без перерыва 19 часов. Пос ле устранения неисправности подводная лодка продолжила поход. Но 28 февраля 1940 года по приказу комбрига "Д-1" благо получно вернулась в Полярное. По мнению командира под водной лодки, основная задача (наблюдение за побережьем Норвегии) была выполнена час тично. Выполнить полностью поставленную задачу помешал сильный шторм, из-за которого "Д-1" пришлось находиться в IQ- 15 милях от берега. За время боевой службы под водная лодка прошла 1339 миль в надводном и 37 миль в под водном положении. Возвратившись в базу, личный состав находился на отдыхе трое суток. Затем моряки проделали работу по замене аккумулятор ной батареи. За участие в советско-фин ляндской войне, мужество и от вагу, проявленные моряками в боевых походах, на "Декабристе" были награждены трое подвод ников: командир капитан-лейте нант Фёдор Ельтищев орденом Главная улица Полярного, 1937 год. службу от острова Вардё до мы са Нордкап. Она стерегла мор ские рубежи 45 суток, совершила три боевых похода. Первый поход длился со 2 по 19 января 1940 года. "Д-1" вышла в море 2 января для несения дозорной службы на отведённую ей позицию № 2 в районе мыса Нордкап. По мнению командира Фёдора Ельтищева, позиция для несения дозора была выбрана удачно, так как можно было наблюдать проход кораблей как ников. Северо-западный ветер достигал силы 6 баллов, а пе риодами и до 10-11 баллов, вол на - 7-8 баллов. ПЛ "Декабрист" попала в силь нейший шторм. Подводный ко рабль выбрасывало на поверх ность даже с десятиметровой глу бины. Дважды - 23 и 26 февраля - в этом походе от мощных ударов волн в системе управления "Де кабриста" выходила из строя крестовина одной из муфт Федо- рицкого. Однако благодаря са- Красного Знамени, орденом Крас ной Звезды - командир мотор ной группы воентехник 2 ранга Сергей Белов и старшина группы мотористов младший командир Василий Федотов. Копия наград ного листа на Василия Федотова хранится в фондах Военно-мор ского музея Северного флота. Подготовила Алевтина КРИВЕНКО. Продолжение в следующем номере.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz