На страже Заполярья. 2019 год. Сентябрь.

7 стр. ^ ш w настгажЕЗаполярья в н н н 6 сентября 2019 года "НЕДАРОМ ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ” РАТНАЯ СЛАВА ОТЕЧЕСТВАМ 8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией 7 сентября 1812 года состоялось одно из самых кровопролитных сражений в истории XIX века - у села Бородино под Москвой в решающей битве сошлись русская и французская армии. Для обеих сторон этот бой имел огромное значение и стал главным в Отечественной войне 1812 года. М НЕНИЯ историков и мемуаристов о том, какова же была числен­ ность русских войск перед битвой, расходятся. Исто­ рик Евгений Тарле пишет о 120-128 тысячах, в других исторических документах приводятся цифры в 112 и 155 тысяч человек. Числен­ ность французской армии оценивается в 130-150 ты­ сяч человек при 587 оруди­ ях против 620-640 у русских. Сражение началось в 5.30 утра 26 августа с об­ стрела французской артил­ лерией позиций правого фланга. Одновременно на­ чалась атака на Багратио- новы флеши и на центр русской позиции. Атакуя центр, Наполеон рассчитывал затруднить переброску русских войск на левый фланг с правого для отражения атаки и тем са­ мым обеспечить своим ос­ новным силам быструю по­ беду над защитниками фле­ шей. Французы соверши­ ли 8 попыток захватить ук­ репления Багратиона, но все они, кроме последней, были отбиты значительно меньшими силами русских. Контратаку первого крыла возглавил сам Багратион, в какой-то момент перевес был на стороне русских. Благополучному исходу боя помешало ранение Багра­ тиона. Весть об этом силь­ но деморализовала солдат, русские войска стали от­ ступать. В критический момент сражения Кутузов принял решение о рейде конницы генералов Фёдора Уварова и Матвея Платова в тыл и фланг противника. Их одно­ временный удар вызвал за­ мешательство в стане про­ тивника и заставил оттянуть на левый фланг войска, ко­ торые штурмовали батарею Раевского на Курганной вы­ соте. Этот рейд задержал часа на два решающую ата­ ку французов и позволил перегруппировать русские войска, и, возможно, имен­ но из-за него Наполеон не решился отправить в бой свою гвардию. Кавалерий­ ская диверсия не нанесла ущерба его армии, но вызва­ ла у него чувство неуверен­ ности в своём тыле. Ц ЕНТРОМ русской по­ зиции был высокий курган, господствовавший над окружающей местное- I I ПОЗЫВНЫЕ ИЗ МОТОВСКОГО ЗАЛИВА У североморцев появилась военно-морская база К осени 1935 года специаль­ ные военно-строительные отря­ ды 95-го строительства с по­ мощью военных моряков завер­ шили строительство главной во­ енной базы Северной военной флотилии. Были организованы субботники, на которые выходи­ ли все североморцы, кроме тех, кто нёс вахту. Они построипи в Екатерининской гавани прича­ лы, складские помещения, за­ рядную станцию, казармы и сто­ ловые, другие многочисленные военные объекты. Для подводных лодок было отведено место базирования в южной части гавани. В канун ноября 1935 года се­ мьи военнослужащих засели­ лись во вновь построенные до­ ма, в которых была расставлена мебель тех времен, заготовлены даже дрова и спички. На окнах - накрахмаленные марлевые за­ навески. Так решил встретить североморцев и их родных но­ вый командующий Северной военной флотилией флагман 1 ранга Константин Душенов. Уп­ равление Мурманского торгового порта выделило несколько бук­ сирных пароходов для транспор­ тировки имущества флотилии в Екатерининскую гавань - на но­ вое место базирования. Боевые корабли перешли в оборудован­ ную военно-морскую базу - По­ лярное. Курс - к архипелагу Новая Земля После тщательной проверки технического состояния подвод­ ных лодок, знаний и практиче­ ских навыков членов экипажей командующий и штаб сплани­ ровали в 1935 году дальний груп­ повой поход дивизиона к Новой Земле. Константин Душенов лично принял участие в походе диви­ зиона подводных лодок к Новой Земле, чтобы вместе с гидро­ графами изучить возможность базирования кораблей в одной из её бухт - губе Белушьей. Во главе группы североморцев он посетил островной Совет, встре­ тился с председателем Ново- земельского Совета Тыко Выл- ко, первым ненецким художни­ ком. В память о пребывании на острове моряки "Д-1" изготовили медную доску с выгравирован­ ными на ней названиями кораб­ лей, фамилиями командиров лодок и командующего флоти­ лией. Её прикрепили на одной из скал в Русской Гавани. Ныне эта историческая доска экспо­ нируется в одном из отсеков фи­ лиала музея Северного флота мемориальной Краснознамён­ ной подводной лодки "К-21" в Североморске. Затем весь дивизион прошёл через пролив Маточкин Шар с Картина русского живописца, художникабаталиста Василия Верещагина "Конец Бородинского сражения1. тью. На нём была установ­ лена батарея, располагав­ шая к началу боя 18 ору­ диями. Его оборона возла­ галась на 7-й пехотный кор­ пус генерал-лейтенанта Николая Раевского. Пер­ вый удар по батарее фран­ цузы нанесли в разгар боя за флеши. После ожесто­ чённой штыковой драки егерским полкам и 3-му ба­ тальону Уфимского полка удалось отбить захвачен­ ные было французами ук­ репления. Кутузов, восполь­ зовавшись передышкой, вызванной кавалерийской атакой в тыл французов, подтянул к батарее Раевско­ го дополнительные силы. Французская артилле­ рия открыла шквальный огонь по батарее, кавале­ рия начала атаку. Встре­ ченные с фронта, тыла и флангов упорным огнём оборонявшихся кирасиры были отброшены с огром­ ными потерями (батарея Раевского получила за это от французов прозвище "мо­ гила французской кавале­ рии”). Генерал Огюст Колен- кур, руководивший атакой, также нашёл свою смерть на склонах кургана. Вице­ король Италии Евгений Бо- гарне, воспользовавшись атакой, ворвался на бата­ рею с фронта и фланга. На позициях произошёл крово­ пролитнейший бой, и в чет­ вёртом часу дня она пала. П ЛАН Наполеона по раз­ грому русской армии с треском провалился, но, тем не менее, он утверж­ дал, что в том бою он одер­ жал победу. Главным аргу­ ментом советской историо­ графии в утверждении по­ беды Кутузова является следующий: он планировал дать французам оборони­ тельное сражение с целью изменить соотношение сил и отступить, для чего спе­ циально направил против­ ника на левый фланг, ос­ лабив его. Французские ис­ ториографы приводят свои аргументы в пользу побе- ской армии если бы сра­ жение продолжилось на следующий день, в-третьих, русская армия отступила после сражения. Русский историк Нико­ лай Михневич сообщает такой отзыв Наполеона о сражении, который лучше любых доводов показывает истинное положение дел: Несколько лет спустя в своих мемуарах император утверждал, что его 80-ты­ сячной армии противостоя­ ли 250 тысяч вооружённых до зубов русских, и доблест­ ные французы полностью разгромили тёмных моско­ витов... А вот что писал Кутузов императору Александру: Французская артиллерия открыла шквальный огонь по батарее, кавалерия начала атаку. Встреченные с фронта, тыла и флангов упорным огнём оборонявшихся кирасиры были отброшены с огромными потерями ды Наполеона. Во-первых, 26 августа он захватил ос­ новные позиции русской армии, во-вторых, создал условия для разгрома рус- "Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой... Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвой выка­ зано (французами) наибо­ лее доблести и одержан наименьший успех”. В день сражения на­ чальник штаба наполеонов­ ской армии маршал Луи Александр Бертье отпра­ вил министру иностранных дел Франции Г.-Б. Маре, герцогу Бассано сообщение о выигранном сражении. Через три дня в Можайске Наполеон собственноручно составил 18-й бюллетень великой армии, где попы­ тался представить "битву при Москве-реке" как пол­ ную и решительную победу над русскими войсками. Согласно бюллетеню битва представала как упорное сражение, которое благо­ даря героизму солдат фран­ цузской армии и гению На­ полеона было решительно выиграно: русская армия полностью разбита, а доро­ га на Москву открыта. "Баталия, 26 числа быв­ шая, была самая кровопро­ литнейшая из всех тех, ко­ торые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершен­ но, и неприятель ретиро­ вался тогда в ту позицию, в которой пришёл нас ата­ ковать". Что касается реальной численности потерь, то в русской армии они соста­ вили 38-45 тысяч человек, установить же точное коли­ чество погибших при Боро­ дино французов ещё слож­ нее. Во французской исто­ риографии наиболее рас­ пространено мнение о 30 ты­ сячах человек, но некото­ рые исследователи говорят и о 60 тысячах. В целом же итоги Бородинского сра­ жения таковы: русская ар­ мия отступила, открыв не­ приятелю путь на Москву, но сохранила возможность продолжить борьбу и впос­ ледствии разгромила На­ полеона. Подготовила Владлена ИЛЮШИНА намерением обойти с востока северную оконечность острова, выйти к мысу Желания, а потом следовать к Нордкапу, однако попытка не удалась. Ледовая обстановка не благоприятст­ вовала плаванию, и подвод- (| ным лодкам пришлось идти за х ледоколом. Повернув обратно, они обогнули остров с запада и вышли к мысу Желания. Затем, не останавливаясь, дивизион в кильватерном строю прошёл к Нордкапу. Здесь подводные лод­ ки легли на обратный курс. Командующий Северной военной флотилией флагман 1 ранга Константин Ивано­ вич Душенов. Возвратившись к полуострову Рыбачий, подводные лодки "На­ родоволец", "Декабрист” и "Крас­ ногвардеец" сразу же приняли участие 8 тактических учениях флотилии. Командующий высо­ ко оценил достижения подвод­ ников. На груди подводников - ордена Ленина Когда корабли возвратились в свою базу, стало известно о том, что 23 декабря 1935 года большая группа моряков-се- вероморцев за успешное освое­ ние Северного военно-морского театра и большую работу по ук­ реплению обороноспособности советского Заполярья награж­ дена орденами. Среди удос­ тоенных ордена Ленина были командир подводной лодки "Де­ кабрист" Борис Секунов, воен­ ком Николай Ралько, а также другие подводники. 14 августа 1936 года отдель­ ный дивизион подводных лодок под командованием капитана 1 ранга Константина Грибоедова в сопровождении гидрографи­ ческого судна Таймыр" вышел из Архангельска и взял курс к Новой Земле. В соответствии с планом "Д-3" после выхода из горла Бе­ лого моря отделилась от отряда и взяла курс на запад. Подводные лодки "Д-1" и "Д-2” прошли губу Белушья, остров Подрезов, Гусиную Землю и на рейде стали на якорь. Затем, пройдя вдоль западного берега Новой Земли до пролива Ма­ точкин Шар, миновали его и взяли курс на ледяные поля. Но Константин Грибоедов решил не Герои советского подплава рисковать, приказал ложиться на обратный курс. В Баренцевом море отряд подлодок, следуя вдоль западных берегов Новой Земли, миновал губы Крестовая и Машигина, полуостров Адми­ ралтейства, губу Глазова, пролив Вилькицкого и залив Седова и 21 августа стал на якорь в аква­ тории Русской Гавани. Выходить "Декабристу" и "Народовольцу" из Русской Гавани пришлось сквозь льды, 2 сентября "Д-1", пройдя за поход 3094 мили, вернулась в Полярный, "Д-2", встретившись (как это и было запланировано штабом флотилии) у мыса Цып- Наволок с "Д-3", совместно про­ ложили курс к мысу Нордкап, затем прошли по маршруту: мыс Нордкап - остров Медвежий - Шпицбергенская банка - мыс Нордкап, чем доказали возмож­ ность совместного плавания отряда в ранее неизвестном районе. 12 сентября капитан 2 ранга Лев Рейснер повёл "Д-2" к Лофо­ тенским островам и, достигнув острова Реет, лёг на обратный курс. Экипаж "Д-3" в полигоне у полуострова Рыбачий в это вре­ мя отработал упражнения бое­ вой подготовки. В главную базу обе лодки вер­ нулись 26 сентября 1936 года. За время похода "Д-2” прошла в надводном положении 5803 ми­ ли и в подводном - 501 милю, "Д-3" - в общей сложности 3674 мили. Поход на полную автономность 21 сентября 1938 года из По­ лярного на полную автономность вышла подводная лодка "Д-1" под командованием старшего лейтенанта Михаила Августино­ вича. Штаб флота спланировал поход по маршруту мыс Цып- Наволок - остров Вардё - мыс Нордкап - остров Медвежий - остров Надежда (Хепен) - архи­ пелаг Новая Земля - остров Кильдин. При этом подводникам предстояло пройти 1001 милю под водой и 4841 милю в над­ водном положении. Дело в том, что оперативный радиус действия подводных ло­ док типа ”Д" и всех остальных подлодок того времени опреде­ лялся ёмкостью аккумуляторных батарей, позволявших при са­ мом экономном расходовании энергии находиться в подводном положении не более 25-30 ча­ сов, после чего необходимо было всплывать и в течение 12-18 ча­ сов заряжать батарею при помо­ щи дизелей и электромоторов, превращающихся в это время в электрогенераторы. Кроме того, существовавшая тогда система регенерации воздуха могла обес­ печивать жизнедеятельность личного состава лишь трое суток. Подводники успешно выполнили поставпенную задачу. В общей сложности "Д-1" находилась под водой 11 суток, причём 31 октября со­ вершила 24-часовой переход в подводном положении без реге­ нерации воздуха. Тогда это было рекордным достижением в под­ водном плавании. Участие "Д-1" в советско- финляндской войне К началу советско-финлянд­ ской войны 1939-1940 годов мо­ лодой Северный флот уже пред­ ставлял собой существенную си­ лу, способную обеспечить безо­ пасность морских рубежей на­ шего государства на Севере. Флотом в тот период командовал флагман 2 ранга Валентин Дрозд. В период советско-финлянд­ ской войны подводной лодкой "Декабрист" командовал капи­ тан-лейтенант Фёдор Ельтищев. Он был назначен на этот ко­ рабль 29 октября 1939 года. С началом военных действий этой подводной лодке, как и другим, для боевого дозора был опре­ делён свой район. "Д-1" несла по побережью, так и при выходе из фьордов. За время несения службы движения военных и торговых кораблей не было заме­ чено, за исключением двух мото­ ботов, занимавшихся ловлей ры­ бы на самой позиции и вне её. Позицию № 2, как считал коман­ дир "Декабриста", можно было нормально обслуживать при вет­ ре до 8 баллов и волне до 7 бал­ лов (в случае более сильного вол­ нения лодка должна была ме­ нять позицию и уходить в штор­ мовые квадраты). А так как дан­ ная позиция находилась очень близко от берега, то она не соот­ ветствовала этим требованиям. Боевая подготовка экипажа про­ ходила нормально, подводники проводили аварийные учения и занятия по специальности. В целом за боевой поход "Д-1" про­ шла 2833 мили в надводном положении и 175 миль в подвод­ ном. Она совершила 11 погру­ жений. В Полярное подводная лодка вернулась 19 января. После похода экипаж отдыхал двое суток, а затем неделю за­ нимался средним ремонтом "Де­ кабриста". 17 февраля 1940 года подвод­ ная лодка ушла на боевую службу в район Вардё. На следующий день она прибыла на позицию, на которой находилась по 27 фев­ раля. В течение всего времени погода не баловала подвод- моотверженности и мастерству моряков под руководством коман­ дира моторной группы воентехни­ ка 2 ранга Сергея Белова и стар­ шины группы мотористов младшего командира Василия Федотова система управления рулями бы­ ла введена в строй. Они труди­ лись без перерыва 19 часов. Пос­ ле устранения неисправности подводная лодка продолжила поход. Но 28 февраля 1940 года по приказу комбрига "Д-1" благо­ получно вернулась в Полярное. По мнению командира под­ водной лодки, основная задача (наблюдение за побережьем Норвегии) была выполнена час­ тично. Выполнить полностью поставленную задачу помешал сильный шторм, из-за которого "Д-1" пришлось находиться в IQ- 15 милях от берега. За время боевой службы под­ водная лодка прошла 1339 миль в надводном и 37 миль в под­ водном положении. Возвратившись в базу, личный состав находился на отдыхе трое суток. Затем моряки проделали работу по замене аккумулятор­ ной батареи. За участие в советско-фин­ ляндской войне, мужество и от­ вагу, проявленные моряками в боевых походах, на "Декабристе" были награждены трое подвод­ ников: командир капитан-лейте­ нант Фёдор Ельтищев орденом Главная улица Полярного, 1937 год. службу от острова Вардё до мы­ са Нордкап. Она стерегла мор­ ские рубежи 45 суток, совершила три боевых похода. Первый поход длился со 2 по 19 января 1940 года. "Д-1" вышла в море 2 января для несения дозорной службы на отведённую ей позицию № 2 в районе мыса Нордкап. По мнению командира Фёдора Ельтищева, позиция для несения дозора была выбрана удачно, так как можно было наблюдать проход кораблей как ников. Северо-западный ветер достигал силы 6 баллов, а пе­ риодами и до 10-11 баллов, вол­ на - 7-8 баллов. ПЛ "Декабрист" попала в силь­ нейший шторм. Подводный ко­ рабль выбрасывало на поверх­ ность даже с десятиметровой глу­ бины. Дважды - 23 и 26 февраля - в этом походе от мощных ударов волн в системе управления "Де­ кабриста" выходила из строя крестовина одной из муфт Федо- рицкого. Однако благодаря са- Красного Знамени, орденом Крас­ ной Звезды - командир мотор­ ной группы воентехник 2 ранга Сергей Белов и старшина группы мотористов младший командир Василий Федотов. Копия наград­ ного листа на Василия Федотова хранится в фондах Военно-мор­ ского музея Северного флота. Подготовила Алевтина КРИВЕНКО. Продолжение в следующем номере.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz