На страже Заполярья. 2019 год. Сентябрь.

5 стр. * на с т т зашяпд 6 сентября 2019 года 8 сентября - День танкиста <р|| ЗА РЫЧАГАМИ - ПРОФЕССИОНАЛЫ Хорошими танкистами не рождаются , ими становятся на полигонах и танкодромах В составе отдельной Печенгской ордена Кутузова мотострелковой бригады Северного флота несёт свою круглосуточную вахту единственный на Кольском полуострове танковый батальон, рычаги управления которым в данный момент находятся в руках выпускников Омского тан­ кового инженерного института имени Маршала Советского Союза П.К. Кошевого > командира подразделения капитана Виталия Романова и начальника штаба капитана Николая Уроженко. Экзамены для мастеров - В батальоне служат про­ фессионалы своего дела, готовые выполнить поста­ вленные задачи в любое время дня и ночи, - так ко­ ротко и ясно охарактеризо­ вал своё подразделение комбат. Но за этой простой и даже стандартной фразой кроется каждодневный труд как командира, так и лич­ ного состава. Изучение тео­ рии, интенсивные трени­ ровки, сдача зачётов и нор­ мативов - таковы реалии боевых будней заполярных танкистов. Приезд корреспонден­ тов флотской газеты в ба­ тальон совпал с выполне­ нием личным составом уп­ ражнений по вождению танка в сложных условиях местности, и можно было воочию понаблюдать за тем, что происходит на тан­ кодроме. Печенга - гарнизон мото­ стрелков - встретила нас лёгким свежим ветерком и пригревающим солнцем. Для Заполярья такая пого­ да в конце августа - ред­ кость. В столь приветливых условиях началось очеред­ ное практическое занятие по вождению боевых ма­ шин. Танковым духом на поли­ гоне, казалось, пропитан каждый клочок земли и да­ же воздух. - Сегодня сдают упраж­ нение механики-водители. Такие мероприятия у нас проходят еженедельно, - поясняет капитан Виталий Романов и добавляет: - Изучению теории мы уделя­ ем достаточно времени, но главное - практика. Без неё высокого профессиональ­ ного уровня не достичь. Какие обязанности ле­ жат на механике-водителе бронированной машины, становится понятным из названия должности - нуж­ но уметь не только хорошо управлять танком в любых условиях, умело преодо­ левать препятствия и заг­ раждения, проходить труд­ нодоступные участки мест­ ности, выбирать наиболее оптимальные режимы и мандира меняется до не­ узнаваемости. Простую раз­ говорную интонацию сме­ нила командная, строгая, поставленная, серьёзная речь, где каждое слово зву­ чит с расстановкой, внятно, чётко, поменялся даже тембр. Оно и понятно - ра­ диостанция не должна ис­ казить ни одного слова. Железная махина пода­ ёт сигнал, что является обязательным требова­ нием, и начинает движе­ ние. Первое препятствие - колейный проход в минно­ взрывном заграждении. Не справился с ним - можно не продолжать преодолевать полосу - сразу "неуд - ты подорвался". Но колышки все остаются на местах, и голос учётчика доклады­ вает, что задание выполне­ но. Удивительная слажен­ ность и даже некоторая боевая лихость танкистов заметна с первых минут. Впереди колейный мост. Его необходимо преодо­ леть без применения зад­ него хода, остановки, свали­ вания с колеи и скатывания назад. Каждое упражнение требует сосредоточеннос­ ти, ответственности и вни­ мательности. Помнить всё, чему учили командиры-на­ ставники, и тогда всё полу­ чится. Но вот и противотанко­ вый ров - препятствие нуж­ но преодолевать чётко и с точки зрения безопасности - аккуратно. - Это, пожалуй, самое сложное упражнение, - ком­ ментирует Виталий Вячес­ лавович, - нужно соблюдать определённую скорость заезда, чтобы механик- водитель не просто не пов­ редил танк, но, главное, сам не пострадал - сильный компрессионный удар мо­ жет повредить позвоноч­ ник. Военнослужащие зна­ ют, что в ров заезжают на определённой передаче, с заданной скоростью, и на­ до суметь удержать танк, чтобы предотвратить удар. Помимо зачётного круга, в задание входит погрузка на макеты железнодорож­ ной платформы или боль­ шегрузный прицеп. Ходовая часть под контролем. маршруты движения, но и содержать в исправном состоянии вверенную бое­ вую машину, уметь её гра­ мотно эксплуатировать и обслуживать. Обязательный инструк­ таж, в ходе которого напо­ минают требования безо­ пасности, и звучит команда "По местам!". Командир - на вышке танкодрома. Обзор хороший. Как ведёт себя на попигоне машина, а следо­ вательно и тот, кто за рыча­ гами управления, видно сра­ зу. Правда, с учётом даль­ ности не всё доступно гла­ зу, но на учебных местах - учётчик, который тщатель­ но следит за выполнением упражнения, а цвет подня­ того флажка указывает на результат. Всё готово к старту. На ис­ ходной позициитанкТ-80 БВМ, как говорят сами военно­ служащие, по сравнению с предшественниками, это как советский автомобиль и иномарка. Но об этом мы поговорим немного позже, а пока речь о том, что про­ исходит на танкодроме. В одну секунду голос ко- Упражнения оценива­ ется по трём показателям: техника вождения, скорость движения и качество вы­ полнения нормативов. Отличники боевой подготовики - Товарищ капитан, еф­ рейтор Марков выполнял зачётные упражнения, про­ шёл пять километров, все препятствия преодолел, машина технически исправ­ на, температура масла 90 градусов, давление 4. Док­ лад закончен, - с горящими глазами отрапортовал под­ нявшийся на вышку танко­ дрома старший механик- водитель ефрейтор Алек­ сандр Марков. Он невы­ сокого роста, хрупкого тело­ сложения - если его увидеть в гражданской одежде и при других обстоятельствах, то сложно было бы пред­ ставить, что этот молодой мужчина умело управляет­ ся с 42-тонной бронирован­ ной машиной. Старший механик-води­ тель взвода ефрейтор Алек­ сандр Марков преодолел все препятствия без задер- Прибор ночного видения "по-походному"устанав.швает водитель-механикрядовой Василий Васькин Заезд в окоп - один из элементов зачётного занятия. Отличник боевой подготовки старший механик- водитель ефрейтор Александр Марков. жек и по итогам зачётного занятия получил оценку "отлично". - Здесь очень много мест с труднопроходимыми участ­ ками. Но это хорошо для обучения. В сложных усло­ виях интереснее готовить­ ся, приобретаешь большой опыт, - рассказывает танкист. Он родом из города Мир­ ный Архангельской облас­ ти. Окончив девять классов, парнишка поступил в Обо- зерский филиал Новодвин­ ского индустриального тех­ никума на специальность машинист-лесозаготови­ тель тренировочных машин. После его окончания был призван на службу в ракет­ ные войска. В городе Боло­ гое Тверской области в учебной части прошёл обу­ чение на электрика-дизе­ листа машины обеспече­ ния боевого дежурства. Вернувшись домой, Алек­ сандр работал на стройке. Через несколько месяцев на "гражданке" понял, что его тянет обратно в армию: - В итоге я пошёл в воен­ комат, где мне и предложи­ ли пойти в отдельную Пе- ченгскую мотострелковую бригаду Северного флота в танковый батальон. Чест­ но? Согласился не разду­ мывая. По прибытии в своё под­ разделение Александр начал обучаться танковому делу. Спустя какое-то время про­ шёл Ковровскую "учебку” во Владимирской области. Свой первый опыт уп­ равления рычагами ефрей­ тор Марков вспоминает с улыбкой: - Мне сказали идти на ма­ лый круг. Сначала было страшно, мощная броне­ машина слушалась неохот­ но, но я её усмирил, как хищника. Александр в танковом батальоне уже два года и за это время зарекомендовал себя высококлассным спе­ циалистом. - Когда изучали тактико­ технические характеристи­ ки танка, не особо запоми­ нал габариты - ширину и длину корпуса. Но теперь изучил машину до мель­ чайших подробностей. Если не знать этих параметров, то ограниченные проходы или минное поле на нез­ накомой местности прео­ долеть не удастся, - делит­ ся ефрейтор Марков. Не отстал от боевого то­ варища и его сослуживец механик-водитель 3-го взво­ да 1-й танковой роты рядо­ вой Василий Васькин. Все препятствия парень про­ шёл без замечаний. После окончания школы Василий поступил в Волго­ донский инженерно-техни­ ческий институт - филиал Национального исследо­ вательского ядерного уни­ верситета, где изучал техно­ логию машиностроения. Военную службу по при­ зыву проходил в танковых войсках Центрального во­ енного округа на Урале, там его научили не только уп­ равлять Т-72, но и произ­ водить его ремонт. Спустя пять месяцев служ­ бы Василий попал в город Чебаркуль в гвардейскую танковую Витебско-Новго­ родскую дважды Красно­ знамённую дивизию, где и стал настоящим профессио­ налом. - Мы совершенствова­ лись в вождении, участво­ вали в ротно-тактических и батальонных учениях. Ску­ чать не приходилось. После службы по при­ зыву Василий отправился домой, но так же как и его сослуживец, понял, что ар­ мейская жизнь - это его. В танковый батальон мото­ стрелковой бригады Север­ ного флота попал в январе этого года. - Мог ли я раньше поду­ мать, что состояние танка будет меня беспокоить силь­ нее моего собственного здоровья? - Задаётся воп­ росом в разговоре рядовой Васькин. - Танк - машина, которая обладает крепкой бронёй, мощной системой вооружения, и при весе более 42 тонн он манёв­ ренный и быстроходный. За его состоянием нужно по­ стоянно следить. Они летают Два года назад на воору­ жение танкового батальона Печенгской мотострелко­ вой бригады Северного фло­ та по программе модерни­ зации Вооружённых сил стали поступать танки Т-80 БВМ. Сегодня подразделе­ ние практически полностью укомплектовано ими. Бронемашины модерни­ зированы специально для суровых арктических широт. Зимой в Т-80 БВМ очень тепло, что предусматривает обдув тёплым воздухом бо­ евого отделения и места механика-водителя. Бла­ годаря газотурбинному дви­ гателю этот танк при трид­ цатиградусном морозе мож­ но завести за пару минут, тогда как на приготовление его дизельных собратьев уходило минут сорок. Улучшены все основные боевые свойства танка: ог­ невая мощь, защищён­ ность, подвижность, команд­ ная управляемость и эк­ сплуатационные характе­ ристики. Лобовая броня модер­ низированного танка снаб­ жена динамической защи­ той, но не в виде привычных "коробок". Она представля­ ет собой броневые листы, между которыми заложена взрывчатка, разбивающая кумулятивную струю. Перед­ ние ведущие колёса также защищены. А верхняя часть гусениц и катков закрыта толстой резиной с ткане­ выми слоями, похожей на транспортёрную ленту. Она напоминает "брызговики", но танкисты объясняют, что это также оберегает от ре­ активных гранат. - Он настолько манёв­ ренный, что может даже ле­ тать! - с улыбкой, не скры­ вая восхищения, подчёрки­ вают военнослужащие тан­ кового батальона. И в этом они не лукавят. В движении с трамплина Т-80 БВМ ле­ тит в воздухе несколько се­ кунд. Все эти преимущества позволили улучшить и уро­ вень подготовки механиков- водителей. В этом, правда, велика и заслуга отцов- командиров. От комбата до комвзвода - каждый пони­ мает, что лучшая система обучения заложена в прин­ ципе: "Делай, как я!". Служба на совесть На одной из учебных то­ чек полигона мы познако­ милась с командиром 3-го танкового взвода старшим лейтенантом Александром Гензеруком. Что представляет собой служба танкистов, многие знают из кинофильмов и книг, а старший лейтенант Гензерук испытап её осо­ бенности на себе. Боевые стрельбы штатным снаря­ дом, полевые выходы, вож­ дение в тяжёлых климати­ ческих условиях, марши по пересечённой местности - задачи сложные, требую­ щие от личного состава бе­ зукоризненной выучки. В тот момент оттачива­ лось выполнение нормати­ вов по технической подго­ товке механиков-водителей - установка прибора ночного видения "по-боевому" и "по- походному". Как объяснил Александр Викторович, "по-боевому" прибор устанавливается непосредственно в танке, главное, чтобы люк у меха­ ника-водителя был закрыт. "По-походному" прибор Военнослужащие танкового батальона равняются на своего командира капитана Виталия Романова. Танк - оружие коллективное. Общий успех выполнения боевой задачи зависит от всех троих членов экипажа пажи - это одна сплочённая семья,-отмечает офицер, и добавляет:- Танк - оружие коллективное. Если стрелку или морскому пехотинцу, вернувшемуся с полигона, требуется час-два на чистку оружия, то у танкистов этот процесс занимает намного больше времени. Здесь работает весь экипаж. Экипаж Т-80 состоит из трёх человек: командир, механик-водитель и навод­ чик-оператор. Сложнее все­ го подготовить механика- водителя, так как управлять танком можно научить быст­ ро и легко, а вот проводить техобслуживание боевой машины умеет далеко не каждый. Кстати, чаще всего поломки случаются летом, когда идёт наиболее интен­ сивная боевая учёба. Наводчик-оператор дол­ жен уметь визуально оце­ нить траекторию полёта снаряда. Без практики невозмож­ но подготовить хорошего наводчика. Надо знать ма­ териальную часть, её техни­ ческие особенности. Кстати, во всех экипажах практикуется взаимозаме­ няемость: командир танка может не только управлять действиями экипажа и вес­ ти огонь из его вооружения, но и водить его, наводчик- оператор способен рабо- ческого учения по обороне важного промышленного объекта в Арктике, которое состоялось в конце августа на полуострове Таймыр под руководством командую­ щего Северным флотом вице-адмирала Александ­ ра Моисеева, - рассказыва­ ет командир танкового ба­ тальона Печенгской мото­ стрелковой бригады капи­ тан Виталий Романов. - 2-я танковая рота во взаимодействии с мотост­ релковым батальоном и ар­ тиллерией бригады участ­ вовала в батальонном так­ тическом учении на окруж­ ном полигоне "Шары" в Мур­ манской области. Все эти и другие плановые меропри­ ятия позвопяют поддержи­ вать высокий уровень мас­ терства военнослужащих вверенного мне подразде­ ления. О профессионализме специалистов танкового батальона говорит и тот факт, что две его роты под командованием капитанов Андрея Квашнина и Алек­ сандра Корнишина под­ твердили звание "ударная", присваиваемое лучшим подразделениям Россий­ ских Вооружённых сил. Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. Владлена ИЛЮШИНА Фото авторов. ставится на специальный кронштейн, и тогда марш совершается с открытым люком. - Водитель при помощи такого прибора хорошо видит местность и может уверенно вести танк в ноч­ ных условиях. Основное достоинство прибора в том, что при полной темноте он позволяет видеть не толь­ ко контуры предметов, но и мелкие детали ,- поясняет старший лейтенант Ген­ зерук. Родом офицер из Волж­ ска Республики Марий Эл. Стать военным мечтал с детства, не удивительно - отец Александра был воен­ ным, оба деда прошпи Ве­ ликую Отечественную вой­ ну: - Уже в старших классах я решил, что хочу быть тан­ кистом . По зову сердца поступип в Казанское выс­ шее танковое командное Краснознамённое училище. Стажировку проходил в отдельном танковом ба­ тальоне в городе Дзержин­ ске. После окончания учи­ лища попал по распреде­ лению на должность замес­ тителя командира мото­ стрелковой роты по воору­ жению в мотострелковый батальон, дислоцирован- луживцам о препятствиях и даёт целеуказания. - Особенность службы в танковых частях в том, что здесь крайне важны мо­ ральный настрой и дух эки­ пажа, взаимовыручка и вза­ имопонимание, - подчёрки­ вает старший лейтенант Гензерук. - Даже несмотря на небольшую численность экипажа, задачи, возлагае­ мые на танкистов, очень серьёзные, ведь общий ус­ пех их выполнения зависит от всех троих. У Александра Викторо­ вича в подразделении все служат по контракту, что предъявляет особые требо­ вания к боевым навыкам подчинённых - профессио­ нал должен владеть ма­ териальной частью в совер­ шенстве. Перед каждым выездом боевой машины проводит­ ся тщательный осмотр. Проверяется, нет ли потё­ ков масла и топлива, осма­ триваются ходовая часть, гусеничная лента, состоя­ ние поддерживающих и опорных катков, баланси­ ров на наличие трещин, амортизаторов, произво­ дится замер масла. "Ударные" в квадрате В кругах военных знают, что пока на землю против­ ника не ступила нога пехо­ тинца, она не считается за­ воёванной. А без танковых подразделений это сделать невозможно. Недаром их называют главной ударной силой сухопутных войск. Танковый батальон мо­ тострелковой бригады на­ ходится в боеготовности всегда. Своё мастерство танкисты подтверждают в ходе мероприятий боевой подготовки. - Совместно с военно­ служащими морской пехо­ ты Северного флота запо­ лярные танкисты выпол­ нили поставленные задачи в ходе межвидового такти- ный в Ханкале Чеченской Республики. Через три года безупречной службы Алек­ сандр Викторович был пе­ реведён по ротации в тан­ ковый батальон отдельной Печенгской мотострелко­ вой бригады Северного флота. Когда узнал, что ему пред­ стоит принять взвод, искре- не обрадовался. Получен­ ные в военно-учебном за­ ведении знания и навыки восстановились. Вот тогда он в полной мере ощутил, что такое быть настоящим командиром подразделе­ ния. С каждым днём интен­ сивность боевой подготов­ ки возрастала. Танкисты го­ няли машины по танкодро­ му, не жалели штатных сна­ рядов на директрисе, отра­ батывали взаимодействие на полигоне. В батальоне старший лейтенант Гензерук уже 4 года. - Служба мне по душе. Нравится видеть резуль­ таты своей работы. Ведь командир взвода - это не только начальник, но и воспитатель, и наставник личного состава. Мои эки- тать за механика-водителя, а механик-водитель во вре­ мя движения сообщает сос-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz