На страже Заполярья. 2019 год. Сентябрь.
5 стр. * на с т т зашяпд 6 сентября 2019 года 8 сентября - День танкиста <р|| ЗА РЫЧАГАМИ - ПРОФЕССИОНАЛЫ Хорошими танкистами не рождаются , ими становятся на полигонах и танкодромах В составе отдельной Печенгской ордена Кутузова мотострелковой бригады Северного флота несёт свою круглосуточную вахту единственный на Кольском полуострове танковый батальон, рычаги управления которым в данный момент находятся в руках выпускников Омского тан кового инженерного института имени Маршала Советского Союза П.К. Кошевого > командира подразделения капитана Виталия Романова и начальника штаба капитана Николая Уроженко. Экзамены для мастеров - В батальоне служат про фессионалы своего дела, готовые выполнить поста вленные задачи в любое время дня и ночи, - так ко ротко и ясно охарактеризо вал своё подразделение комбат. Но за этой простой и даже стандартной фразой кроется каждодневный труд как командира, так и лич ного состава. Изучение тео рии, интенсивные трени ровки, сдача зачётов и нор мативов - таковы реалии боевых будней заполярных танкистов. Приезд корреспонден тов флотской газеты в ба тальон совпал с выполне нием личным составом уп ражнений по вождению танка в сложных условиях местности, и можно было воочию понаблюдать за тем, что происходит на тан кодроме. Печенга - гарнизон мото стрелков - встретила нас лёгким свежим ветерком и пригревающим солнцем. Для Заполярья такая пого да в конце августа - ред кость. В столь приветливых условиях началось очеред ное практическое занятие по вождению боевых ма шин. Танковым духом на поли гоне, казалось, пропитан каждый клочок земли и да же воздух. - Сегодня сдают упраж нение механики-водители. Такие мероприятия у нас проходят еженедельно, - поясняет капитан Виталий Романов и добавляет: - Изучению теории мы уделя ем достаточно времени, но главное - практика. Без неё высокого профессиональ ного уровня не достичь. Какие обязанности ле жат на механике-водителе бронированной машины, становится понятным из названия должности - нуж но уметь не только хорошо управлять танком в любых условиях, умело преодо левать препятствия и заг раждения, проходить труд нодоступные участки мест ности, выбирать наиболее оптимальные режимы и мандира меняется до не узнаваемости. Простую раз говорную интонацию сме нила командная, строгая, поставленная, серьёзная речь, где каждое слово зву чит с расстановкой, внятно, чётко, поменялся даже тембр. Оно и понятно - ра диостанция не должна ис казить ни одного слова. Железная махина пода ёт сигнал, что является обязательным требова нием, и начинает движе ние. Первое препятствие - колейный проход в минно взрывном заграждении. Не справился с ним - можно не продолжать преодолевать полосу - сразу "неуд - ты подорвался". Но колышки все остаются на местах, и голос учётчика доклады вает, что задание выполне но. Удивительная слажен ность и даже некоторая боевая лихость танкистов заметна с первых минут. Впереди колейный мост. Его необходимо преодо леть без применения зад него хода, остановки, свали вания с колеи и скатывания назад. Каждое упражнение требует сосредоточеннос ти, ответственности и вни мательности. Помнить всё, чему учили командиры-на ставники, и тогда всё полу чится. Но вот и противотанко вый ров - препятствие нуж но преодолевать чётко и с точки зрения безопасности - аккуратно. - Это, пожалуй, самое сложное упражнение, - ком ментирует Виталий Вячес лавович, - нужно соблюдать определённую скорость заезда, чтобы механик- водитель не просто не пов редил танк, но, главное, сам не пострадал - сильный компрессионный удар мо жет повредить позвоноч ник. Военнослужащие зна ют, что в ров заезжают на определённой передаче, с заданной скоростью, и на до суметь удержать танк, чтобы предотвратить удар. Помимо зачётного круга, в задание входит погрузка на макеты железнодорож ной платформы или боль шегрузный прицеп. Ходовая часть под контролем. маршруты движения, но и содержать в исправном состоянии вверенную бое вую машину, уметь её гра мотно эксплуатировать и обслуживать. Обязательный инструк таж, в ходе которого напо минают требования безо пасности, и звучит команда "По местам!". Командир - на вышке танкодрома. Обзор хороший. Как ведёт себя на попигоне машина, а следо вательно и тот, кто за рыча гами управления, видно сра зу. Правда, с учётом даль ности не всё доступно гла зу, но на учебных местах - учётчик, который тщатель но следит за выполнением упражнения, а цвет подня того флажка указывает на результат. Всё готово к старту. На ис ходной позициитанкТ-80 БВМ, как говорят сами военно служащие, по сравнению с предшественниками, это как советский автомобиль и иномарка. Но об этом мы поговорим немного позже, а пока речь о том, что про исходит на танкодроме. В одну секунду голос ко- Упражнения оценива ется по трём показателям: техника вождения, скорость движения и качество вы полнения нормативов. Отличники боевой подготовики - Товарищ капитан, еф рейтор Марков выполнял зачётные упражнения, про шёл пять километров, все препятствия преодолел, машина технически исправ на, температура масла 90 градусов, давление 4. Док лад закончен, - с горящими глазами отрапортовал под нявшийся на вышку танко дрома старший механик- водитель ефрейтор Алек сандр Марков. Он невы сокого роста, хрупкого тело сложения - если его увидеть в гражданской одежде и при других обстоятельствах, то сложно было бы пред ставить, что этот молодой мужчина умело управляет ся с 42-тонной бронирован ной машиной. Старший механик-води тель взвода ефрейтор Алек сандр Марков преодолел все препятствия без задер- Прибор ночного видения "по-походному"устанав.швает водитель-механикрядовой Василий Васькин Заезд в окоп - один из элементов зачётного занятия. Отличник боевой подготовки старший механик- водитель ефрейтор Александр Марков. жек и по итогам зачётного занятия получил оценку "отлично". - Здесь очень много мест с труднопроходимыми участ ками. Но это хорошо для обучения. В сложных усло виях интереснее готовить ся, приобретаешь большой опыт, - рассказывает танкист. Он родом из города Мир ный Архангельской облас ти. Окончив девять классов, парнишка поступил в Обо- зерский филиал Новодвин ского индустриального тех никума на специальность машинист-лесозаготови тель тренировочных машин. После его окончания был призван на службу в ракет ные войска. В городе Боло гое Тверской области в учебной части прошёл обу чение на электрика-дизе листа машины обеспече ния боевого дежурства. Вернувшись домой, Алек сандр работал на стройке. Через несколько месяцев на "гражданке" понял, что его тянет обратно в армию: - В итоге я пошёл в воен комат, где мне и предложи ли пойти в отдельную Пе- ченгскую мотострелковую бригаду Северного флота в танковый батальон. Чест но? Согласился не разду мывая. По прибытии в своё под разделение Александр начал обучаться танковому делу. Спустя какое-то время про шёл Ковровскую "учебку” во Владимирской области. Свой первый опыт уп равления рычагами ефрей тор Марков вспоминает с улыбкой: - Мне сказали идти на ма лый круг. Сначала было страшно, мощная броне машина слушалась неохот но, но я её усмирил, как хищника. Александр в танковом батальоне уже два года и за это время зарекомендовал себя высококлассным спе циалистом. - Когда изучали тактико технические характеристи ки танка, не особо запоми нал габариты - ширину и длину корпуса. Но теперь изучил машину до мель чайших подробностей. Если не знать этих параметров, то ограниченные проходы или минное поле на нез накомой местности прео долеть не удастся, - делит ся ефрейтор Марков. Не отстал от боевого то варища и его сослуживец механик-водитель 3-го взво да 1-й танковой роты рядо вой Василий Васькин. Все препятствия парень про шёл без замечаний. После окончания школы Василий поступил в Волго донский инженерно-техни ческий институт - филиал Национального исследо вательского ядерного уни верситета, где изучал техно логию машиностроения. Военную службу по при зыву проходил в танковых войсках Центрального во енного округа на Урале, там его научили не только уп равлять Т-72, но и произ водить его ремонт. Спустя пять месяцев служ бы Василий попал в город Чебаркуль в гвардейскую танковую Витебско-Новго родскую дважды Красно знамённую дивизию, где и стал настоящим профессио налом. - Мы совершенствова лись в вождении, участво вали в ротно-тактических и батальонных учениях. Ску чать не приходилось. После службы по при зыву Василий отправился домой, но так же как и его сослуживец, понял, что ар мейская жизнь - это его. В танковый батальон мото стрелковой бригады Север ного флота попал в январе этого года. - Мог ли я раньше поду мать, что состояние танка будет меня беспокоить силь нее моего собственного здоровья? - Задаётся воп росом в разговоре рядовой Васькин. - Танк - машина, которая обладает крепкой бронёй, мощной системой вооружения, и при весе более 42 тонн он манёв ренный и быстроходный. За его состоянием нужно по стоянно следить. Они летают Два года назад на воору жение танкового батальона Печенгской мотострелко вой бригады Северного фло та по программе модерни зации Вооружённых сил стали поступать танки Т-80 БВМ. Сегодня подразделе ние практически полностью укомплектовано ими. Бронемашины модерни зированы специально для суровых арктических широт. Зимой в Т-80 БВМ очень тепло, что предусматривает обдув тёплым воздухом бо евого отделения и места механика-водителя. Бла годаря газотурбинному дви гателю этот танк при трид цатиградусном морозе мож но завести за пару минут, тогда как на приготовление его дизельных собратьев уходило минут сорок. Улучшены все основные боевые свойства танка: ог невая мощь, защищён ность, подвижность, команд ная управляемость и эк сплуатационные характе ристики. Лобовая броня модер низированного танка снаб жена динамической защи той, но не в виде привычных "коробок". Она представля ет собой броневые листы, между которыми заложена взрывчатка, разбивающая кумулятивную струю. Перед ние ведущие колёса также защищены. А верхняя часть гусениц и катков закрыта толстой резиной с ткане выми слоями, похожей на транспортёрную ленту. Она напоминает "брызговики", но танкисты объясняют, что это также оберегает от ре активных гранат. - Он настолько манёв ренный, что может даже ле тать! - с улыбкой, не скры вая восхищения, подчёрки вают военнослужащие тан кового батальона. И в этом они не лукавят. В движении с трамплина Т-80 БВМ ле тит в воздухе несколько се кунд. Все эти преимущества позволили улучшить и уро вень подготовки механиков- водителей. В этом, правда, велика и заслуга отцов- командиров. От комбата до комвзвода - каждый пони мает, что лучшая система обучения заложена в прин ципе: "Делай, как я!". Служба на совесть На одной из учебных то чек полигона мы познако милась с командиром 3-го танкового взвода старшим лейтенантом Александром Гензеруком. Что представляет собой служба танкистов, многие знают из кинофильмов и книг, а старший лейтенант Гензерук испытап её осо бенности на себе. Боевые стрельбы штатным снаря дом, полевые выходы, вож дение в тяжёлых климати ческих условиях, марши по пересечённой местности - задачи сложные, требую щие от личного состава бе зукоризненной выучки. В тот момент оттачива лось выполнение нормати вов по технической подго товке механиков-водителей - установка прибора ночного видения "по-боевому" и "по- походному". Как объяснил Александр Викторович, "по-боевому" прибор устанавливается непосредственно в танке, главное, чтобы люк у меха ника-водителя был закрыт. "По-походному" прибор Военнослужащие танкового батальона равняются на своего командира капитана Виталия Романова. Танк - оружие коллективное. Общий успех выполнения боевой задачи зависит от всех троих членов экипажа пажи - это одна сплочённая семья,-отмечает офицер, и добавляет:- Танк - оружие коллективное. Если стрелку или морскому пехотинцу, вернувшемуся с полигона, требуется час-два на чистку оружия, то у танкистов этот процесс занимает намного больше времени. Здесь работает весь экипаж. Экипаж Т-80 состоит из трёх человек: командир, механик-водитель и навод чик-оператор. Сложнее все го подготовить механика- водителя, так как управлять танком можно научить быст ро и легко, а вот проводить техобслуживание боевой машины умеет далеко не каждый. Кстати, чаще всего поломки случаются летом, когда идёт наиболее интен сивная боевая учёба. Наводчик-оператор дол жен уметь визуально оце нить траекторию полёта снаряда. Без практики невозмож но подготовить хорошего наводчика. Надо знать ма териальную часть, её техни ческие особенности. Кстати, во всех экипажах практикуется взаимозаме няемость: командир танка может не только управлять действиями экипажа и вес ти огонь из его вооружения, но и водить его, наводчик- оператор способен рабо- ческого учения по обороне важного промышленного объекта в Арктике, которое состоялось в конце августа на полуострове Таймыр под руководством командую щего Северным флотом вице-адмирала Александ ра Моисеева, - рассказыва ет командир танкового ба тальона Печенгской мото стрелковой бригады капи тан Виталий Романов. - 2-я танковая рота во взаимодействии с мотост релковым батальоном и ар тиллерией бригады участ вовала в батальонном так тическом учении на окруж ном полигоне "Шары" в Мур манской области. Все эти и другие плановые меропри ятия позвопяют поддержи вать высокий уровень мас терства военнослужащих вверенного мне подразде ления. О профессионализме специалистов танкового батальона говорит и тот факт, что две его роты под командованием капитанов Андрея Квашнина и Алек сандра Корнишина под твердили звание "ударная", присваиваемое лучшим подразделениям Россий ских Вооружённых сил. Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. Владлена ИЛЮШИНА Фото авторов. ставится на специальный кронштейн, и тогда марш совершается с открытым люком. - Водитель при помощи такого прибора хорошо видит местность и может уверенно вести танк в ноч ных условиях. Основное достоинство прибора в том, что при полной темноте он позволяет видеть не толь ко контуры предметов, но и мелкие детали ,- поясняет старший лейтенант Ген зерук. Родом офицер из Волж ска Республики Марий Эл. Стать военным мечтал с детства, не удивительно - отец Александра был воен ным, оба деда прошпи Ве ликую Отечественную вой ну: - Уже в старших классах я решил, что хочу быть тан кистом . По зову сердца поступип в Казанское выс шее танковое командное Краснознамённое училище. Стажировку проходил в отдельном танковом ба тальоне в городе Дзержин ске. После окончания учи лища попал по распреде лению на должность замес тителя командира мото стрелковой роты по воору жению в мотострелковый батальон, дислоцирован- луживцам о препятствиях и даёт целеуказания. - Особенность службы в танковых частях в том, что здесь крайне важны мо ральный настрой и дух эки пажа, взаимовыручка и вза имопонимание, - подчёрки вает старший лейтенант Гензерук. - Даже несмотря на небольшую численность экипажа, задачи, возлагае мые на танкистов, очень серьёзные, ведь общий ус пех их выполнения зависит от всех троих. У Александра Викторо вича в подразделении все служат по контракту, что предъявляет особые требо вания к боевым навыкам подчинённых - профессио нал должен владеть ма териальной частью в совер шенстве. Перед каждым выездом боевой машины проводит ся тщательный осмотр. Проверяется, нет ли потё ков масла и топлива, осма триваются ходовая часть, гусеничная лента, состоя ние поддерживающих и опорных катков, баланси ров на наличие трещин, амортизаторов, произво дится замер масла. "Ударные" в квадрате В кругах военных знают, что пока на землю против ника не ступила нога пехо тинца, она не считается за воёванной. А без танковых подразделений это сделать невозможно. Недаром их называют главной ударной силой сухопутных войск. Танковый батальон мо тострелковой бригады на ходится в боеготовности всегда. Своё мастерство танкисты подтверждают в ходе мероприятий боевой подготовки. - Совместно с военно служащими морской пехо ты Северного флота запо лярные танкисты выпол нили поставленные задачи в ходе межвидового такти- ный в Ханкале Чеченской Республики. Через три года безупречной службы Алек сандр Викторович был пе реведён по ротации в тан ковый батальон отдельной Печенгской мотострелко вой бригады Северного флота. Когда узнал, что ему пред стоит принять взвод, искре- не обрадовался. Получен ные в военно-учебном за ведении знания и навыки восстановились. Вот тогда он в полной мере ощутил, что такое быть настоящим командиром подразделе ния. С каждым днём интен сивность боевой подготов ки возрастала. Танкисты го няли машины по танкодро му, не жалели штатных сна рядов на директрисе, отра батывали взаимодействие на полигоне. В батальоне старший лейтенант Гензерук уже 4 года. - Служба мне по душе. Нравится видеть резуль таты своей работы. Ведь командир взвода - это не только начальник, но и воспитатель, и наставник личного состава. Мои эки- тать за механика-водителя, а механик-водитель во вре мя движения сообщает сос-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz