На страже Заполярья. 2019 год. Сентябрь.
27 сентября 2019 года 4 стр. "У природы нет плохой по годы" - эти слова в полной мере можно отнести к спе циалистам авиационно технической базы, кото рой руководит полковник Сергей Саблин. Сотни людей этого коллектива постоянно, без каких-либо перерывов и выходных, днём и ночью, при любых метеоусловиях поддерживают жизнедеятельность аэродрома, обеспечивают работу авиационной техники. И независимо оттого, проводятся ли полёты палубных истре бителей или просто идёт техническое обслуживание лета тельных аппаратов, военнослужащие и гражданский пер сонал авиационно-технической базы всегда при деле. Они содержат аэродром в надлежащем состоянии, своевре менно подают на самолёты топливо, электропитание, кислород и азот, создавая условия для выполнения лёт чиками двух корабельных авиаполков поставленных перед ними задач. ПРИТЯГАТЕЛЬНАЯ СИЛА Коллектив авиационно-технической базы выполняет поставленные задачи в любых условиях ■ н * на стрш Заполярья - Сейчас мы завершаем ре монт взлётно-посадочной поло сы, - рассказывает начальник штаба авиационно-технической базы подполковник Константин Бакуменко. - Ведь её покрытие всегда должно быть в идеальном состоянии. Поэтому каждый год производим восстановление участков, вызывающих опасение. Аэродром старый, на нём ни ра зу не было капитального ремон та. Наши специалисты собствен ными силами на своей технике при содействии приданных воен нослужащих из других подраз делений выполняют все необхо димые работы. Основная нагрузка лежит на личном составе аэродромной роты, которой командует капи тан Евгений Якименко. Спе циальных машин и материалов для того, чтобы качественно справиться с этой задачей, у его подчинённых хватает. А вот рабо чих рук явно недостаёт. Поэтому и прибегли к помощи коллег из аналогичных по роду деятель ности воинских коллективов. Но жизнь аэродрома этим не ограничивается. Здесь в тот день вовсю шла подготовка взлётно посадочной полосы к приёму палубных самолётов, которые должны возвратиться домой после участия в главном военно морском параде и в оперативно стратегическом учении "Океан ский щит - 2019". Правда, их при бытие ожидалось накануне, но из-за погодных условий вылет пе ренесли. Теперь военнослужащие аэродромной роты ещё раз гото вят аэродром. Даже пропылесо сили его специальной машиной. Нужно заметить, что в глав ном военно-морском параде и учении были задействованы не только корабельные лётчики, но и специалисты авиационно-тех нической базы. Так, группа техни ческого обеспечения полётов во главе с командиром аэродром но-технической роты майором Алексеем Токаревым на штат ной технике своим ходом убыла к месту временного базирования летательных аппаратов. В ос новном это были специальные машины, предназначенные для подготовки к полётам и техни ческого обслуживания самолё тов. В отрыве от пункта постоян ной дислокации коллектив дос тойно выполнил поставленные перед ним задачи. Забот у личного состава авиа ционно-технической базы пре достаточно. Начиная от ремонта и поддержания в нормальном состоянии жилых и служебных помещений, обеспечения необ ходимым довольствием военно служащих и заканчивая содер жанием аэродрома, обеспече нием полётов корабельных ист ребителей. Между прочим, с на чалом базирования здесь но вого авиаполка в составе авиа ционно-технической базы до бавилась ещё одна аэродромно техническая рота. Теперь за каждой лётной частью за креплено соответствующее обеспечивающее подраз деление. - Сейчас у нас день работ на авиационной технике, - говорит временно испол няющий обязанности коман дира одной из аэродромно технических рот лейтенант Андрей Муха. - То есть спе циалисты инженерно-тех нических служб полков про водят регламентное обслу живание самолётов, устра няют обнаруженные неис правности, занимаются про веркой систем и агрегатов летательных аппаратов. Мы, в свою очередь, обеспе чиваем их работу. Около ангара, где трудятся авиационные специалисты, обслуживая палубный ист ребитель, находится и специаль ная техника, состоящая на во оружении аэродромно-техниче ской роты. К примеру, водитель- электрик ефрейтор Александр Владыкин контролирует подачу электропитания на крылатую машину, а водитель-электрик рядовой Николай Прокопов тут же готовит к действию унифици рованную подвижную гидроус тановку для предстоящей про верки гидросистем самолёта. Неподалёку стоят тягач, другие специальные машины. - Без нашей техники ни один самолёт не взлетит, - улыбается лейтенант Муха. - А после по садки нужно провести его тех ническое обслуживание. В этом тоже задействованы наш личный состав и машины, которые мы эксплуатируем. Лейтенант Андрей Муха слу жит в части не так давно. В 2018 году был назначен в АТБ коман диром электрогазового взвода. В его распоряжении машины, по дающие электропитание на са молёты, моторные подогревате ли, кондиционеры, воздухоза- правщики. Служить на Севере ему нравится. Взаимоотноше ния в коллективе хорошие, пол ная взаимовыручка. Нет такого, что это моё, а это твоё - все воз никающие проблемы решаются сообща. Многие организацион ные вопросы ему пришлось по стигать уже в части, старшие то варищи ему во всём помогали. Конечно, было интересно - впер вые увидел полярный день, по лярную ночь. Сейчас, спустя год, никаких вопросов уже не возни кает, всё ясно и понятно. Взводом топливозаправщи ков в этой роте командует лейте нант Константин Петухов. В под разделении его в шутку назы вают "старый молодой лейте нант". Дело в том, что Констан тин служит на Северном флоте восемнадцатый год. После того как его призвали в ряды Во оружённых сил, начинал свой ратный путь водителем в одной из инженерных авиационных частей. - Служба мне понравилась, понял, что это моё призвание, - делится Константин. - Поэтому и остался дальше служить по контракту. У нас в части было не мало офицеров, на которых рав нялся, хотел и сам носить офи церские погоны и стремился к этой цели. Лейтенант Петухов послужил в разных воинских коллективах, на различных должностях. Год назад, поскольку он имеет выс шее образование, ему было присвоено офицерское звание, и началась его служба в авиа ционно-технической базе. По его словам, он много интересного за этот период для себя узнал. В составе аэродромно-техни ческой роты служит немало вы сококлассных специалистов, настоящих мастеров своего де ла. Каждый из них на своём мес те, можно сказать, незаменим. Немало стараний прилагают при выполнении должностных обя занностей командир отделения сержант Александр Репин, води тель-электрик старший матрос Евгений Струнин. С неменьшей ответственнос тью относится к порученному делу и личный состав аэродром но-технической роты, которой командует капитан Денис Сен- ченко. Специалисты этого под разделения с высокой ответст венностью обеспечивают полё ты лётчиков, регламентные ра боты на самолётах полка палуб ных истребителей. Среди подчинённых капитан Сенченко выделяет добросо вестного и старательного стар шину роты прапорщика Юрия Карпухина. Забота о людях, со здание им нормальных условий службы - его главное дело. Он всегда следит, чтобы личный со став, работающий на аэродроме, был одет в соответствии с погод ными условиями, если необхо димо, организует ночные завтра ки для тех, кто готовит авиацион ную технику. Военнослужащие роты со многими проблемами обращаются к нему. Также бо леют за порученное дело коман дир отделения сержант Конс тантин Студенский, водитель- электрик старший матрос Иль- нар Сабангулов. Многие матросы, которые проходили службу в авиационно технической базе по призыву, остаются, чтобы продолжить её уже на контрактной основе. Не мало и тех, кто, уволившись в за пас, возвращается сюда обратно, чтобы снова надеть погоны. На верное, несмотря на трудности, есть какая-то притягательная сила в этом воинском коллек тиве, что люди стремятся в него попасть. АлександрБОНДАРЬ. Фото автора. Рядовой Николай Прокопов готовитустановку для проверки гидросистем самолёта. Временно исполняющий обязанности командира аэродромно технической роты лейтенант Андрей Муха уточняет задачу водителям подразделения. Забот у личного состава авиационно-техниче ской базы предостаточно. Начиная от ремонта и поддержания в нормальном состоянии жилых и служебных помещений, обеспечения необходи мым довольствием военнослужащих и заканчивая содержанием аэродрома, обеспечением полётов корабельных истребителей Командир электромеханической боевой части большого десантного корабля "Иван Грен" капитан 3 ранга Анатолий Николаев в юношеские годы мечтал сделать мир лучше, приносить людям пользу, служить на благо страны. В детстве для реализации своей мечты хотел пойти в политики, но с возрастом избрал иную сферу деятельности - Воору жённые силы. Родился будущий моряк в семье де сантника. Его с детства увлекала ис тория. Анатолий интересовался сра жениями Второй мировой войной, с упоением читал книги, повествующие о путешествиях, изучал энциклопедии, выискивал занима тельные факты воен- у ной истории. И это неспроста - немало его родственников в своё время защищали Отечество, и мальчика тянуло узнать больше о том времени, представлять, как проис ходили сражения, ведь это позволяло ему быть немного ближе к старшему поколению, которым он так гордится. - Все мои деды и прадеды были служивыми людьми, казаками. Прадед пропал во время Гражданской войны, был есаулом. Дедушки воевали. А отец На службе Отечеству Командир БЧ-5 капитан 3 ранга Анатолий Николаев проводит осмотр средств борьбы за живучесть на боевом посту. служил в гвардейской воздушно-де сантной дивизии. Так сложилось, что почти все в нашей семье идут по воен ной стезе, - говорит Анатолий. - Я не стал исключением. В 11-м классе Николаев долго раз мышлял о том, какую стезю выбрать. Отец предлагал поступать в Рязанское гвардейское высшее воздушно-десант ное командное училище имени гене рала армии В.Ф. Маргелова, но Ана толий чувствовал, что это не его. Идею пойти в моряки подал двоюродный брат - он учился в Военно-морском инженерном институте, позвал к себе. В СЛУЖБЕ - ЧЕСТЬ Из субмарины на головной БДК А вот какую специальность выбрать, школьник решал методом исключения. Так как чертить не любил, штурманское дело сразу вычеркнул, дизелистом или минёром себя не представлял, химия была не по душе, поэтому "химика" то же удалил из спис ка... А дошёл до гра фы "электрик" - об радовался: электри чество всегда будет востребовано, оно важно для функцио нирования всех систем корабля. Не случайно же называют БЧ-5 сердцем корабля! - БЧ-5 - это и движение, и обеспе чение корабля электроэнергией. От нас зависит работа других боевых частей и в целом выполнение боевых задач по предназначению. У нас ответственная работа. Поэтому я доволен, что пред почёл эту профессию, - обосновал свой выбор капитан 3 ранга Николаев. Учиться было непросто, преподава тели требовали твёрдых знаний и дис циплины. Самыми трудными стали первых два года, а на третьем курсе Анатолий втянулся, уже понимал, что от него хотят. За прилежную учёбу и ис полнительность курсанта назначили командиром отделения. - Каждый офицер должен уметь уп равлять подразделением и налажи вать взаимоотношения. Так что дан ная практика весьма полезна. Помню, непросто было объяснить ребятам, с которыми возрастная разница год, что я старший по воинскому званию и меня надо слушаться. На четвёртом курсе стал заместителем командира взвода. Всё это время набирался опыта, ведь самая тяжёлая работа не с тех никой, а с людьми, - считает Анатолий. - С училищем у меня связаны только тёплые воспо минания. Немало ребят было отсеяно - из 120 поступивших получили дипломы 65. Сам Николаев от личником не был, но учился хорошо, сдал государственные экзамены на “отлично", на выс ший балл защитил и диплом, благодаря этому был седьмым на распределении. И выбрал Северный флот - здесь служили знакомые, здесь он проходил практику. Север приглянулся. - В 2009 году с вакантными местами было проблематично. В отделе кадров СФ мне пред ложили пойти на малый про тиволодочный корабль. Но я же электрик, хотел служить по спе циальности, поэтому отказался. И тут как раз освободилось мес то на атомной подводной лодке "Вепрь", - вспоминает офицер. - За меня так переживал началь ник отдела кадров, говорил: "Ты же надводник, как на подлодке служить будешь?” . А я подумал: "Что надводный корабль как следует не знаю, что под водную лодку, на месте разберусь". И поехал лейтенант в Гаджиево, в дивизию АПЛ. Там его под своё крыло взял командир ПЛ "Вепрь" капитан 2 ранга Сергей Соколовский (сейчас он уже капитан 1 ранга и занимает должность начальника штаба дивизии). Сергей Михайлович требовательно от носился к молодым офицерам, желая, чтобы из них получился толк. Будни Анатолия были наполнены постоянной учёбой, зачётами. К профессиональной подготовке подводники относились весьма серьёзно: отрабатывали борьбу за живучесть, включение в ИДА, выход через торпедный аппарат. Необходимо тенанту Николаеву такой расклад при шёлся по душе, тренировки были ин тересны. - 9 лет я служил на АПЛ. В дальние походы мы не ходили. Правда, часто мы не узнаешь, - посетовал моряк. - Обучение как проходит: сталкиваешься с какой-то проблемой или трудностью, берёшь руководство по эксплуатации, изучаешь инструкцию. К сожалению, не все дополнительные возможности про граммисты и инженеры, которые зани мались проектом, занесли в документ. Если у механизма три основных режи ма: местное, дистанционное и автома тическое управление, то у автоматики выходили в море и погружались на не сколько дней, нередко меня прикоман дировывали к другим экипажам. Все механизмы мной были досконально изучены, только вот хотелось больше бывать в походах, ведь стоять у пирса неинтересно. Поэтому предложение перейти на большой десантный корабль "Иван Грен" воспринял с энтузиазмом, - объяснил свой переход в надводники капитан 3 ранга. БДК встретил механика суперсовре менной техникой. Анатолию всегда нравилось познавать неизведанное, открывать новые горизонты, поэтому он с головой ушёл в изучение своего заведования. - На БДК "Иван Грен" занимательная автоматика, электроника. Сложного для себя в техническом плане я ничего не БДК встретил механика суперсовременной техникой. Анато лию всегда нравилось познавать неизведанное, открывать но вые горизонты, поэтому он с головой ушёл в изучение своего заведования было выполнять всё без ошибок, быст ро, точно и слаженно, ведь в шлюпку из подлодки не выпрыгнешь, борьба за жизнь идёт в субмарине до конца. Лей- увидел, всё понятно. Хотелось бы, ко нечно, съездить на переобучение, ведь тонкостей много, особенно в автома тике: в ходе эксплуатации многие режи иные режимы. Разбираться с непрос тыми системами очень помогают пред ставители судостроительного завода "Янтарь". В БЧ-5 БДК на пультах управления механизмами есть режимы обучения и тестирования - работа в этом случае не влияет на функционирование систем корабля. В тестовом режиме военно служащие БЧ-5 принимают, переклю чают и переводят нагрузку. Благодаря особенностям корабля личный состав может обучаться вне учебных центров, сразу на борту. Видеть результат своих действий на мониторе, по словам ко мандира БЧ-5, намного эффективнее любого рассказа, ведь здесь всё на глядно. Механики запоминают, как реагирует пульт управления на ту или иную манипуляцию, разбираются, поче му так происходит. По оценке офицера, его подчинённые прекрасно всё запо минают, быстро учатся. - Я стараюсь быть справедливым со всеми. Мне нравится, что у нас, можно сказать, семья. Коллектив хороший, усердный, сплочённый. Недавно мы отрабатывали швартовку, новенькие в восторге от этого мероприятия, ждём скорого выхода в море, - улыбается Анатолий Николаев. - В службе - честь, таков наш девиз. Гамаш БОРОДУЛИНА. Фото автора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz