На страже Заполярья. 2019 год. Сентябрь.

5 стр. ★ на с т ш запшля 20 сентября 2019 года ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЦИФРЫ Результаты работы экспедиционного отряда СФ в Арктике впечатляют В проливе Кембридж между островами Земля Александры и Земля Георга флотские специалисты про­ вели гидрологические из- дили образование нового острова вместо полуостро­ ва Литтрова. Флотские гидрографы зафиксировали этот факт и летию со дня подъёма на ЗФИ Государственного фла­ га России и 90-летию - фла­ га СССР Эти флаги устанавлива- "Комплексной экспедиции Северного флота на спасательном буксирном судне "Алтай" под руко­ водством капитана 2 ранга Дениса Креца в августе- сентябре 2019 года предстоит провести на архи­ пелагах Земля Франца-Иосифа и Новая Земля ряд исторических и географических исследований, чтобы в итоге побережье и близлежащие воды островов стали более понятными и приветливыми для тех, кто пойдёт следом". Плюс пять Эти слова - часть пос­ лания участников экспеди­ ции будущим поколениям исследователей Арктики. Записку вместе с фотогра­ фиями на компакт-диске североморцы оставили в месте своей первой высад­ ки, обозначив тем самым начало комплексных меро­ приятий Северного флота на архипелагах. Это письмо содержит ещё несколько важных и интересных строк: “Начиная экспедицию здесь и сейчас, мы наде­ емся, что ей будет сопут­ ствовать удача! Далее следуем к полуос­ трову Матусевича в бухту Визе: по имеющейся ин­ формации, в результате разрушения ледника там появилось несколько новых островов". Несколько? Целых пять! Да, флотские гидрографы подтвердили образование новых географических объ­ ектов на карте нашей стра­ ны. Они расположены в бухте Визе острова Север­ ный архипелага Новая Зем­ ля. Их площадь варьирует­ ся от 900 до 54500 квад­ ратных метров. Этого исторического со­ бытия - официального приз­ нания - острова ждали три года. Впервые в 2015 году новые географические объ­ екты заметил инженер служ­ бы океанографических из­ мерений на гидрографичес­ ком судне "Визир” Север­ ного флота. А в конце 2016 года их обнаружила студент­ ка Арктического факультета Государственного универ- Наша Арктика ситета морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова Марина Мигу- нова, которая делала ана­ лиз спутниковых снимков бухты Визе для своей вы­ пускной квалификационной работы. Гидрографы Север­ ного флота в ходе экспе­ диций 2015-2016 годов спрог­ нозировали появление но- На новых островах топо­ графическая съёмка была произведена гидрографа­ ми только в этом году в хо­ де комплексной экспеди­ ции Северного флота. Те­ перь они подробно описа­ ны и сфотографированы. А на одном из них северомор­ цы также оставили своеоб­ разную капсулу времени с запиской, фотографиями и памятным вымпелом, пос­ вящённым предстоящему 100-летию гидрографичес­ кой службы СФ. У нас есть уникальная возможность прочесть то, что, возможно, когда-ни­ будь обнаружат наши по­ томки. В послании, зало­ женном в бухте Визе, напи­ сано: "КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕ­ ДИЦИЯ СЕВЕРНОГО ФЛО­ ТА Бухта Визе, остров Се­ верный архипелага Новая Земля. Флотские гидрографы подтвердили образо­ вание новых географических объектов на карте нашей страны. Они расположены в бух­ те Визе острова Северный архипелага Новая Земля. Их площадь варьируется от 900 до 54500 квадратных метров вых островов, вышедших из- под ледника. Тут следует пояснить, что прежде чем новый объект попадёт на карты, в руководства и по­ собия для плавания, обыч­ но проходит немало време­ ни. Информация, получен­ ная с помощью дистанци­ онного зондирования Зем­ ли, должна быть многократ­ но проверена и подтверж­ дена проведением топогео- дезических работ на мест­ ности. Экспедиция на спаса­ тельном буксирном судне "Алтай" в августе 2019 года открыла здесь нес­ колько новых островов. Сделанные географи­ ческие открытия - продол­ жение работы, удостоен­ ной в 2019 году националь­ ной премии "Хрустальный компас", проводимой ини­ циативной группой гидро­ графической службы Се­ верного флота в 2013­ 2018 гг. Это подарок гидрогра­ фической службе Северно­ го флота, которой пред­ стоит в 2020 году отме­ тить свой 100-летний юбилей! Далее следуем в бухту Благополучия. Нашедшим данную за­ писку спустя 50 лет от данного события просьба сообщить о ней в гидро­ графическую службу Се­ верного флота и Русское географическое общест­ во, если сроки не истекли - просьба оставить её на прежнем месте”. 740 встреч Прибыв в бухту Благо­ получия у восточного побе­ режья острова Северный архипелага Новая Земля, североморцы обследовали район разрушенной метео­ радиостанции. Основной же этап комплексной эк­ спедиции начапся с при­ бытием исследователей на Землю Франца-Иосифа. Работы проделано уже немало. Экспедиционная группа с судна "Алтай" выса­ дилась на остров Вильчека, где обследовала памятные места на мысах Оргель и Шиллинга, впервые упомя­ нутые первооткрывателями ЗФИ Юлиусом Пайером и Карлом Вейпрехтом, а так­ же места закладки про­ дуктовых депо, совершив семикилометровый пеший переход. Военнослужащие отдали дань памяти перво­ открывателям Земли Фран­ ца-Иосифа, посетив место захоронения Отто Криша, механика экспедиционного судна "Адмирал Тегетгофф", который умер в 1874 году. Геодезическая группа во время высадок на мыс Ле­ довой разведки острова Ар­ тура, мысы Нагурский, Стрел­ ка и Мэри Хармсуорт остро­ ва Земля Александры про­ вела работу по уточнению координат географических точек исходной линии для отсчёта территориальных вод Российской Федера­ ции. На острове Земля Георга учёные из Русского геогра­ фического общества выпол­ нили исследования флоры и фауны, а представители Северного флота искали свидетельства пребывания там экспедиции Фредерика Джексона. Во время нахождения на мысе Мэри Хармсуорт остро­ ва Земля Александры наши исследователи реконструи­ ровали часть маршрута по леднику Вустер группы штур­ мана до сих пор не найден­ ной шхуны "Святая Анна" Валериана Альбанова. мерения в самой глубокой точке Баренцева моря. Приборы были опущены на 628 метров. Гляциологические наб­ людения также несут ком­ плексный характер, они бы­ ли выполнены на двух лед­ никах ЗФИ - Седова и Лун­ ный купол и на леднике Вылки Новой Земли. Что же касается флоры и фауны арктических остро­ вов, то во многих точках вы­ садок экспедиционной груп­ пы был проведён сбор био­ логических материалов бе­ лого медведя, северного оленя, песца и птичьих. На острове Вильчека и мысе Мэри Хармсуорт Земли Александры найдены фраг­ менты рогов предположи­ тельно реликтового север­ ного оленя. А всего за вре­ мя похода морскими наб­ людателями научной груп­ пы комплексной экспеди­ ции Северного флота заре­ гистрировано 717 встреч с морскими млекопитающи­ ми, среди которых моржи, гренландские киты и тюле­ ни, горбачи, малые полоса­ тики, нарвалы, белухи, бе­ ломордые дельфины, коль­ чатые нерпы, лахтаки, бе­ лые медведи, а ещё с 23 ви­ дами морских птиц. И пока путешествие не завершено, чиспо таких встреч будет постоянно расти. Ещё плюс один Позже участники ком­ плексной экспедиции Се­ верного флота на Землю Франца-Иосифа соверши­ ли ещё одно географичес­ кое открытие. Они подтвер- нанесли новые географи­ ческие объекты - остров и пролив - на морские карты. Североморцы прошли но­ вообразованным проли­ вом из бухты Суровая в залив Гидрографов, прове­ ли замер глубин, а также измерили направление и скорость течения. Несмотря на то, что на картах экспедиций Уолтера Уэлмана 1898 -1899 годов и Энтони Фиала 1903 -1905 годов был нанесён именно остров Литтрова, долгое время считалось, что этот участок суши есть всего лишь полуостров острова Галля. Теперь же военнослу­ жащие Северного флота и учёные Русского географи­ ческого общества убеди­ тельно доказали существо­ вание пока безымянного пролива шириной около 500 метров и острова Лит­ трова площадью около 200 квадратных километров. Три флага над архипелагом В течение всего лета в воинских частях Северного флота проводились темати­ ческие занятия и организо­ вывались выставки по исто­ рии освоения Земли Фран­ ца-Иосифа в рамках исто­ рико-патриотической акции "Три флага над архипе­ лагом". Она посвящена 105- лись на архипелаге с целью демонстрации принадлеж­ ности его к территории на­ шей страны. 29 августа 1914 года капитан 1 ранга Исхак Ислямов, возглавлявший поход по поиску пропавших без вести экспедиций Се­ дова, Русанова и Брусило­ ва, впервые поднял трико­ лор на мысе Флора. Это событие в период Первой мировой войны засвиде­ тельствовало решимость России отстаивать свои интересы в Арктике. Через 15 лет участники экспедиции Отто Шмидта высадились на южном бе­ регу острова Гукера и вод­ рузили там Государствен­ ный флаг СССР, подчеркнув права нашей страны на самый северный архипелаг. Ключевыми меропри­ ятиями акции "Три флага над архипелагом ” стало торжественное водружение металлического Государ­ ственного флага Россий­ ской Федерации на утёсе Луначарского острова Гуке­ ра, на мысе Флора острова Нортбрук и на мысе Флиге­ ли острова Рудольфа. У основания флага на мы­ се Флигели была также за­ ложена капсула времени с посланием грядущим поко­ лениям исследователей Ар­ ктики от современных воен­ ных и гражданских учёных. Комплексная экспедиция Северного флота на Землю Франца-Иосифа продолжается. Будем ждать возвращения североморцев и результатов их исто­ рико-географической работы. Анна КОРОЛЬКОВА Фото пресс-службы Северного флота. МАСТЕР КУЛИНАРНЫХ ДЕЛ Североморцы На эскадренном миноносце "Адмирал Ушаков" корреспондентов всегда встречают гостепри­ имно. Мой визит, например, продолжался нес­ колько часов, поэтому когда временно исполняющий обязанности за­ местителя командира корабля по военно-политической работе капитан- лейтенант Сергей Петрук предложил мне пообедать в офицерской кают- компании, я согласилась и не пожалела. На второе было невероятно нежное и вкусное блюдо, которое я ни разу не пробовала, сделано оно было из куриного фарша, начинённого грибами и завёрнутого в яичный блин. - Как вам бризоль? - спросил у меня капитан-лейтенант Сергей Петрук. - Так вот как это называется, - улыб­ нулась я. - Очень вкусно. В тот момент у меня появилось жела­ ние написать о коке старшине 2 статьи Михаиле Артемьеве, готовящем для офицеров изысканные кушанья. Узнав о том, что о нём собираются писать, кок смутился. Но поддался уговорам и, несмотря на то, что его напарник находился в отпуске, выкроил несколько минут в своём плотном ра­ бочем графике. - После прохождения службы по при­ зыву я собирался устроиться в полицию, - рассказывает Михаил. - Но в 2010 году там проходила реорганизация, поэтому я решил служить по контракту на над­ водном корабле. В итоге оказался на эскадренном миноносце "Адмирал Ушаков". Молодой человек получил специаль­ ность повара, поэтому ему предложили должность кока. Он согласился. - Возможно, это прозвучит странно, однако, несмотря на профильное об­ разование, я не думал, что стану именно коком, - рассказывает старшина 2 статьи Михаил Артемьев. - Но, если вспомнить прошлое, к приготовлению пищи моя душа всегда лежала. Когда жил с родителями, дома готовкой всегда заведовала мама, я становился к плите лишь от случая к случаю, но всегда получалось что-нибудь интересное. Часто мы жалуемся, что, устав на работе, уже не хотим готовить ужин для семьи. А попробуйте-ка накормить экипаж корабля, думала я, пока ходила по камбузу с фотоаппаратом и рас­ сматривала огромный исходящий па­ ром котёл с картофельным пюре. Эта правильно сочетать продукты. Судя по отзывам офицеров, коку это удаётся. Старшину 2 статьи Артемьева не раз отмечал командир корабля капитан 2 ранга Сергей Русаков. Но луч­ шая благодарность профессионалу - это то, что после трапезы каждый офицер заглядывает в его вотчину, чтобы сказать спасибо. Я тоже не постеснялась похвалить работу талантливого кока, служба требует внимательности, ответ­ ственности, она физически трудна, но коки справляются. Семь лет Михаил Артемьев готовил для младшего корабельного состава. Но потом талантливому повару поручили кормить офицеров, и он оправдал возложенное на него доверие. Исходя из продуктов, которые выделяет служба снабжения, кок, как может, старается разнообразить меню. - Офицеры высказывают свои поже­ лания или я сам нахожу новые рецепты, - продолжает рассказ Михаил. - Всё, что зхочется, конечно, не приготовишь, есть опредёленные нормы и стандарты, но всё же стараюсь внести в "уставное" блюдо какую-то изюминку, чтобы пища не была однообразной. Рецептов-то великое множество, надо знать, как чем немало его смутила. Жизнь движется вперёд, и каждому человеку хочется совершенствоваться. Вот и Михаил не стоит на месте - не так давно молодой человек поступил в колледж, теперь осваивает специаль­ ность техника-электрика. В течение двух лет заочно будет постигать премудрос­ ти новой для него специальности. - Вдруг устану от готовки, - улыбается старшина 2 статьи Михаил Артемьев. - А имея техническое образование, смогу служить уже не коком, а в какой-либо боевой части. Наша беседа закончилась, и Михаил Артемьев вернулся к своим служеб­ ным обязанностям. А я ещё долго буду помнить вкус его потрясающих блюд. Яна РАХИМОВА Фото автора. ........ B0EHH0- ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ КОРАБЛЕЙ Объединённая двигателестроитель­ ная корпорация, входящая в Ростех, разработала новые силовые установки для кораблей ВМФ России. Они должны заменить двигатели украинского произ­ водства. Военно-морскойфлот получит ба­ зовые газотурбинные двигатели мощ­ ностью от 8 до 25 тысяч лошадиных сил. Соответствующий заказ сделало Мини­ стерство обороны РФ. - Это двигатели семейства М70 для кораблей на воздушной подушке класса "Зубр" и "Мурена" и очень ожидаемый двигатель М90ФР для кораблей проек­ тов 22350 и 20386. Эти агрегаты позво­ ляют сформировать практически всю номенклатуру силовых механизмов для кораблей ВМФ России и закрыть потре­ бности Минобороны, - заявил замести­ тель генерального директора генераль­ ный конструктор ОДК Юрий Шмотин. "ЧАЙКЕ" - НОВУЮ ЖИЗНЬ щихся минных полей. Летающая лодка сможет установить их в любой части моря. Дальше оснащённый элемента­ ми искусственного интеллекта блок уп­ равления выстроит минное поле. Эти вы­ сокотехнологичные боеприпасы обла­ дают возможностями распознавать ко­ рабли, подводные лодки и даже низко­ летящие вертолёты по звуку, магнитному полю и магнитоакустическому "портре­ ту", сообщили представителям СМИ в Главкомате ВМФ. Новый минный ком­ плекс значительно увеличит возмож­ ности Российского ВМФ. Бе-12 считается старейшим самолё­ том, находящимся на вооружении Рос­ сийского флота. Свой первый полёт он совершил ещё в 1960 году, а его произ­ водство завершилось в 1973 году. Ле­ тающая лодка развивает скорость бо­ лее 550 км/ч, но во время патрулиро­ вания старается придерживаться крей­ серской скорости в 320 км/ч. Самолёт может барражировать более трёх часов на расстоянии 600 км от базы. Боевая нагрузка этой машины - от 1,5 до 3 т. Изначально "Чайка" разрабатыва­ лась как противолодочный самолёт-ам­ фибия, но в настоящее время рассмат­ риваются различные варианты модер­ низации. На первых обновлённых Бе-12 полностью заменено оборудование, а кроме того, они способны нести на борту улучшенные глубинные бомбы, торпеды и мины. Существует более двух десятков комбинаций вооружения самолёта, Модернизированные самолёты-ам­ фибии Бе-12 "Чайка” станут носителями уникальных комплексов самообучаю- которые можно варьировать в зависи­ мости от обстановки. По материалам СМИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz