На страже Заполярья. 2019 год. Сентябрь.
5 стр. ★ на с т ш запшля 20 сентября 2019 года ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЦИФРЫ Результаты работы экспедиционного отряда СФ в Арктике впечатляют В проливе Кембридж между островами Земля Александры и Земля Георга флотские специалисты про вели гидрологические из- дили образование нового острова вместо полуостро ва Литтрова. Флотские гидрографы зафиксировали этот факт и летию со дня подъёма на ЗФИ Государственного фла га России и 90-летию - фла га СССР Эти флаги устанавлива- "Комплексной экспедиции Северного флота на спасательном буксирном судне "Алтай" под руко водством капитана 2 ранга Дениса Креца в августе- сентябре 2019 года предстоит провести на архи пелагах Земля Франца-Иосифа и Новая Земля ряд исторических и географических исследований, чтобы в итоге побережье и близлежащие воды островов стали более понятными и приветливыми для тех, кто пойдёт следом". Плюс пять Эти слова - часть пос лания участников экспеди ции будущим поколениям исследователей Арктики. Записку вместе с фотогра фиями на компакт-диске североморцы оставили в месте своей первой высад ки, обозначив тем самым начало комплексных меро приятий Северного флота на архипелагах. Это письмо содержит ещё несколько важных и интересных строк: “Начиная экспедицию здесь и сейчас, мы наде емся, что ей будет сопут ствовать удача! Далее следуем к полуос трову Матусевича в бухту Визе: по имеющейся ин формации, в результате разрушения ледника там появилось несколько новых островов". Несколько? Целых пять! Да, флотские гидрографы подтвердили образование новых географических объ ектов на карте нашей стра ны. Они расположены в бухте Визе острова Север ный архипелага Новая Зем ля. Их площадь варьирует ся от 900 до 54500 квад ратных метров. Этого исторического со бытия - официального приз нания - острова ждали три года. Впервые в 2015 году новые географические объ екты заметил инженер служ бы океанографических из мерений на гидрографичес ком судне "Визир” Север ного флота. А в конце 2016 года их обнаружила студент ка Арктического факультета Государственного универ- Наша Арктика ситета морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова Марина Мигу- нова, которая делала ана лиз спутниковых снимков бухты Визе для своей вы пускной квалификационной работы. Гидрографы Север ного флота в ходе экспе диций 2015-2016 годов спрог нозировали появление но- На новых островах топо графическая съёмка была произведена гидрографа ми только в этом году в хо де комплексной экспеди ции Северного флота. Те перь они подробно описа ны и сфотографированы. А на одном из них северомор цы также оставили своеоб разную капсулу времени с запиской, фотографиями и памятным вымпелом, пос вящённым предстоящему 100-летию гидрографичес кой службы СФ. У нас есть уникальная возможность прочесть то, что, возможно, когда-ни будь обнаружат наши по томки. В послании, зало женном в бухте Визе, напи сано: "КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕ ДИЦИЯ СЕВЕРНОГО ФЛО ТА Бухта Визе, остров Се верный архипелага Новая Земля. Флотские гидрографы подтвердили образо вание новых географических объектов на карте нашей страны. Они расположены в бух те Визе острова Северный архипелага Новая Земля. Их площадь варьируется от 900 до 54500 квадратных метров вых островов, вышедших из- под ледника. Тут следует пояснить, что прежде чем новый объект попадёт на карты, в руководства и по собия для плавания, обыч но проходит немало време ни. Информация, получен ная с помощью дистанци онного зондирования Зем ли, должна быть многократ но проверена и подтверж дена проведением топогео- дезических работ на мест ности. Экспедиция на спаса тельном буксирном судне "Алтай" в августе 2019 года открыла здесь нес колько новых островов. Сделанные географи ческие открытия - продол жение работы, удостоен ной в 2019 году националь ной премии "Хрустальный компас", проводимой ини циативной группой гидро графической службы Се верного флота в 2013 2018 гг. Это подарок гидрогра фической службе Северно го флота, которой пред стоит в 2020 году отме тить свой 100-летний юбилей! Далее следуем в бухту Благополучия. Нашедшим данную за писку спустя 50 лет от данного события просьба сообщить о ней в гидро графическую службу Се верного флота и Русское географическое общест во, если сроки не истекли - просьба оставить её на прежнем месте”. 740 встреч Прибыв в бухту Благо получия у восточного побе режья острова Северный архипелага Новая Земля, североморцы обследовали район разрушенной метео радиостанции. Основной же этап комплексной эк спедиции начапся с при бытием исследователей на Землю Франца-Иосифа. Работы проделано уже немало. Экспедиционная группа с судна "Алтай" выса дилась на остров Вильчека, где обследовала памятные места на мысах Оргель и Шиллинга, впервые упомя нутые первооткрывателями ЗФИ Юлиусом Пайером и Карлом Вейпрехтом, а так же места закладки про дуктовых депо, совершив семикилометровый пеший переход. Военнослужащие отдали дань памяти перво открывателям Земли Фран ца-Иосифа, посетив место захоронения Отто Криша, механика экспедиционного судна "Адмирал Тегетгофф", который умер в 1874 году. Геодезическая группа во время высадок на мыс Ле довой разведки острова Ар тура, мысы Нагурский, Стрел ка и Мэри Хармсуорт остро ва Земля Александры про вела работу по уточнению координат географических точек исходной линии для отсчёта территориальных вод Российской Федера ции. На острове Земля Георга учёные из Русского геогра фического общества выпол нили исследования флоры и фауны, а представители Северного флота искали свидетельства пребывания там экспедиции Фредерика Джексона. Во время нахождения на мысе Мэри Хармсуорт остро ва Земля Александры наши исследователи реконструи ровали часть маршрута по леднику Вустер группы штур мана до сих пор не найден ной шхуны "Святая Анна" Валериана Альбанова. мерения в самой глубокой точке Баренцева моря. Приборы были опущены на 628 метров. Гляциологические наб людения также несут ком плексный характер, они бы ли выполнены на двух лед никах ЗФИ - Седова и Лун ный купол и на леднике Вылки Новой Земли. Что же касается флоры и фауны арктических остро вов, то во многих точках вы садок экспедиционной груп пы был проведён сбор био логических материалов бе лого медведя, северного оленя, песца и птичьих. На острове Вильчека и мысе Мэри Хармсуорт Земли Александры найдены фраг менты рогов предположи тельно реликтового север ного оленя. А всего за вре мя похода морскими наб людателями научной груп пы комплексной экспеди ции Северного флота заре гистрировано 717 встреч с морскими млекопитающи ми, среди которых моржи, гренландские киты и тюле ни, горбачи, малые полоса тики, нарвалы, белухи, бе ломордые дельфины, коль чатые нерпы, лахтаки, бе лые медведи, а ещё с 23 ви дами морских птиц. И пока путешествие не завершено, чиспо таких встреч будет постоянно расти. Ещё плюс один Позже участники ком плексной экспедиции Се верного флота на Землю Франца-Иосифа соверши ли ещё одно географичес кое открытие. Они подтвер- нанесли новые географи ческие объекты - остров и пролив - на морские карты. Североморцы прошли но вообразованным проли вом из бухты Суровая в залив Гидрографов, прове ли замер глубин, а также измерили направление и скорость течения. Несмотря на то, что на картах экспедиций Уолтера Уэлмана 1898 -1899 годов и Энтони Фиала 1903 -1905 годов был нанесён именно остров Литтрова, долгое время считалось, что этот участок суши есть всего лишь полуостров острова Галля. Теперь же военнослу жащие Северного флота и учёные Русского географи ческого общества убеди тельно доказали существо вание пока безымянного пролива шириной около 500 метров и острова Лит трова площадью около 200 квадратных километров. Три флага над архипелагом В течение всего лета в воинских частях Северного флота проводились темати ческие занятия и организо вывались выставки по исто рии освоения Земли Фран ца-Иосифа в рамках исто рико-патриотической акции "Три флага над архипе лагом". Она посвящена 105- лись на архипелаге с целью демонстрации принадлеж ности его к территории на шей страны. 29 августа 1914 года капитан 1 ранга Исхак Ислямов, возглавлявший поход по поиску пропавших без вести экспедиций Се дова, Русанова и Брусило ва, впервые поднял трико лор на мысе Флора. Это событие в период Первой мировой войны засвиде тельствовало решимость России отстаивать свои интересы в Арктике. Через 15 лет участники экспедиции Отто Шмидта высадились на южном бе регу острова Гукера и вод рузили там Государствен ный флаг СССР, подчеркнув права нашей страны на самый северный архипелаг. Ключевыми меропри ятиями акции "Три флага над архипелагом ” стало торжественное водружение металлического Государ ственного флага Россий ской Федерации на утёсе Луначарского острова Гуке ра, на мысе Флора острова Нортбрук и на мысе Флиге ли острова Рудольфа. У основания флага на мы се Флигели была также за ложена капсула времени с посланием грядущим поко лениям исследователей Ар ктики от современных воен ных и гражданских учёных. Комплексная экспедиция Северного флота на Землю Франца-Иосифа продолжается. Будем ждать возвращения североморцев и результатов их исто рико-географической работы. Анна КОРОЛЬКОВА Фото пресс-службы Северного флота. МАСТЕР КУЛИНАРНЫХ ДЕЛ Североморцы На эскадренном миноносце "Адмирал Ушаков" корреспондентов всегда встречают гостепри имно. Мой визит, например, продолжался нес колько часов, поэтому когда временно исполняющий обязанности за местителя командира корабля по военно-политической работе капитан- лейтенант Сергей Петрук предложил мне пообедать в офицерской кают- компании, я согласилась и не пожалела. На второе было невероятно нежное и вкусное блюдо, которое я ни разу не пробовала, сделано оно было из куриного фарша, начинённого грибами и завёрнутого в яичный блин. - Как вам бризоль? - спросил у меня капитан-лейтенант Сергей Петрук. - Так вот как это называется, - улыб нулась я. - Очень вкусно. В тот момент у меня появилось жела ние написать о коке старшине 2 статьи Михаиле Артемьеве, готовящем для офицеров изысканные кушанья. Узнав о том, что о нём собираются писать, кок смутился. Но поддался уговорам и, несмотря на то, что его напарник находился в отпуске, выкроил несколько минут в своём плотном ра бочем графике. - После прохождения службы по при зыву я собирался устроиться в полицию, - рассказывает Михаил. - Но в 2010 году там проходила реорганизация, поэтому я решил служить по контракту на над водном корабле. В итоге оказался на эскадренном миноносце "Адмирал Ушаков". Молодой человек получил специаль ность повара, поэтому ему предложили должность кока. Он согласился. - Возможно, это прозвучит странно, однако, несмотря на профильное об разование, я не думал, что стану именно коком, - рассказывает старшина 2 статьи Михаил Артемьев. - Но, если вспомнить прошлое, к приготовлению пищи моя душа всегда лежала. Когда жил с родителями, дома готовкой всегда заведовала мама, я становился к плите лишь от случая к случаю, но всегда получалось что-нибудь интересное. Часто мы жалуемся, что, устав на работе, уже не хотим готовить ужин для семьи. А попробуйте-ка накормить экипаж корабля, думала я, пока ходила по камбузу с фотоаппаратом и рас сматривала огромный исходящий па ром котёл с картофельным пюре. Эта правильно сочетать продукты. Судя по отзывам офицеров, коку это удаётся. Старшину 2 статьи Артемьева не раз отмечал командир корабля капитан 2 ранга Сергей Русаков. Но луч шая благодарность профессионалу - это то, что после трапезы каждый офицер заглядывает в его вотчину, чтобы сказать спасибо. Я тоже не постеснялась похвалить работу талантливого кока, служба требует внимательности, ответ ственности, она физически трудна, но коки справляются. Семь лет Михаил Артемьев готовил для младшего корабельного состава. Но потом талантливому повару поручили кормить офицеров, и он оправдал возложенное на него доверие. Исходя из продуктов, которые выделяет служба снабжения, кок, как может, старается разнообразить меню. - Офицеры высказывают свои поже лания или я сам нахожу новые рецепты, - продолжает рассказ Михаил. - Всё, что зхочется, конечно, не приготовишь, есть опредёленные нормы и стандарты, но всё же стараюсь внести в "уставное" блюдо какую-то изюминку, чтобы пища не была однообразной. Рецептов-то великое множество, надо знать, как чем немало его смутила. Жизнь движется вперёд, и каждому человеку хочется совершенствоваться. Вот и Михаил не стоит на месте - не так давно молодой человек поступил в колледж, теперь осваивает специаль ность техника-электрика. В течение двух лет заочно будет постигать премудрос ти новой для него специальности. - Вдруг устану от готовки, - улыбается старшина 2 статьи Михаил Артемьев. - А имея техническое образование, смогу служить уже не коком, а в какой-либо боевой части. Наша беседа закончилась, и Михаил Артемьев вернулся к своим служеб ным обязанностям. А я ещё долго буду помнить вкус его потрясающих блюд. Яна РАХИМОВА Фото автора. ........ B0EHH0- ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ КОРАБЛЕЙ Объединённая двигателестроитель ная корпорация, входящая в Ростех, разработала новые силовые установки для кораблей ВМФ России. Они должны заменить двигатели украинского произ водства. Военно-морскойфлот получит ба зовые газотурбинные двигатели мощ ностью от 8 до 25 тысяч лошадиных сил. Соответствующий заказ сделало Мини стерство обороны РФ. - Это двигатели семейства М70 для кораблей на воздушной подушке класса "Зубр" и "Мурена" и очень ожидаемый двигатель М90ФР для кораблей проек тов 22350 и 20386. Эти агрегаты позво ляют сформировать практически всю номенклатуру силовых механизмов для кораблей ВМФ России и закрыть потре бности Минобороны, - заявил замести тель генерального директора генераль ный конструктор ОДК Юрий Шмотин. "ЧАЙКЕ" - НОВУЮ ЖИЗНЬ щихся минных полей. Летающая лодка сможет установить их в любой части моря. Дальше оснащённый элемента ми искусственного интеллекта блок уп равления выстроит минное поле. Эти вы сокотехнологичные боеприпасы обла дают возможностями распознавать ко рабли, подводные лодки и даже низко летящие вертолёты по звуку, магнитному полю и магнитоакустическому "портре ту", сообщили представителям СМИ в Главкомате ВМФ. Новый минный ком плекс значительно увеличит возмож ности Российского ВМФ. Бе-12 считается старейшим самолё том, находящимся на вооружении Рос сийского флота. Свой первый полёт он совершил ещё в 1960 году, а его произ водство завершилось в 1973 году. Ле тающая лодка развивает скорость бо лее 550 км/ч, но во время патрулиро вания старается придерживаться крей серской скорости в 320 км/ч. Самолёт может барражировать более трёх часов на расстоянии 600 км от базы. Боевая нагрузка этой машины - от 1,5 до 3 т. Изначально "Чайка" разрабатыва лась как противолодочный самолёт-ам фибия, но в настоящее время рассмат риваются различные варианты модер низации. На первых обновлённых Бе-12 полностью заменено оборудование, а кроме того, они способны нести на борту улучшенные глубинные бомбы, торпеды и мины. Существует более двух десятков комбинаций вооружения самолёта, Модернизированные самолёты-ам фибии Бе-12 "Чайка” станут носителями уникальных комплексов самообучаю- которые можно варьировать в зависи мости от обстановки. По материалам СМИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz