На страже Заполярья. 2019 год. Сентябрь.

6 стр. * на стгажЕЗаполярья 13 сентября 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 16 сентября В 1745 году родился русский полководец, главно­ командующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года, первый полный кавалер ордена Свя­ того Георгия генерал-фельдмаршал Михаил Илларио­ нович Кутузов. В 1906 году родился вице-адмирал Валентин Петро­ вич Дрозд, командующий Северным флотом в 1938 - 1940 годы. В 1918 году учреждён первый советский орден - орден Красного Знамени. В 1933 году приказом начальника ОГПУ образовано первое структурное подразделение военной контр­ разведки по оперативному обеспечению кораблей флотилии Военно-морских сил Севера - особое отде­ ление при Мурманском отделении ОГПУ. В 1955 году в Белом море осуществлён первый пуск экспериментальной баллистической ракеты Р-11ФМ с подводной лодки проекта В-611 "Б-67" под командованием Фёдора Ивановича Козлова, в надводном положении. В 1961 году в Сафоново открыт памятник Борису Са­ фонову. 17 сентября В 1832 году родился Сергей Петрович Боткин, один из зачинателей военно-полевой терапии и военно­ санитарного дела в русской армии. В 1857 году родился Константин Эдуардович Циолков­ ский - учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетной динамики, теории самолёта, космонавтики. В 1911 году родился Герой Советского Союза контр­ адмирал Сергей Дмитриевич Зюзин. В годы войны - ко­ мандир 2-го гвардейского ди­ визиона "морских охотников" бригады сторожевых кораб­ лей охраны водного района главной базы Северного фло­ та, гвардии капитан 3 ранга . В 1936 году началось соз­ дание военно-воздушных сил Северного флота. В этот день с Балтики на Кольский полу­ остров было перебазировано звено из 3 самолётов МБР-2 и 38 военных лётчиков. В 1941 году подводная лодка "К-21" вошла в состав Северного флота. В 1941 году Государственный Комитет Обороны принял постановление "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР". 18 сентября В 1891 году родился исследователь Арктики совет­ ский учёный Герой Советского Союза Отто Юльевич Шмидт. В 1917 году родился командир эскадрильи 2-го гвардейского истребительного авиаполка Северного флота Герой Советского Союза гвардии капитан Пётр Леонтьевич Коломиец. В 1916 году впервые в мировой практике на гидроса­ молёте выполнена фигура высшего пилотажа "мёртвая петля Нестерова". В 1918 году родился кандидат военных наук, заслу­ женный военный лётчик СССР Герой Советского Сою­ за генерал-полковник авиации Сергей Арсентьевич Гуляев. В 1925 году ЦИК и СНК СССР утвердили "Закон об обязательной военной службе". 80 лет назад эскадренный миноносец "Гремящий" вышел из Кронштадта для пополнения корабельного состава Северного флота. 18 сентября 1941 года - День рождения советской гвардии. 19 сентября День оружейника. В 1943 году началась крупнейшая в Великой Отечест­ венной войне операция советских партизан под кодо­ вым названием "Концерт" по выводу из строя железно­ дорожных коммуникаций в тылу противника. День города воинской славы Полярный. 80 лет назад Указом Президиума Верховного Совета СССР село Полярное Полярного района было преобразовано в город областного подчинения. 1944 год - Финляндия вышла из войны с СССР с заключением договора о перемирии. 20 сентября В 1778 году родился российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. 21 сентября День воинской славы России. День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве. ,'ta. Т< V ■ . * > -/•*.ж в д Ч ) 1 v / ж День специалиста ядерного оружия ВМФ. В 1827 году родился великий князь Константин Николаевич, сын Николая I, выдающийся деятель русского флота, Главный начальник флота и морского ведомства, один из создателей парового броненосного флота России, генерал-адмирал флота. 75 лет назад погибла подводная лодка "Щ-402" под командованием капитана 3 ранга А.М. Каутского. В 1955 году на Новоземельском полигоне в бухте Чёрная был произведён первый в СССР подводный взрыв ядерной торпеды Т-5 калибра 533-см, с зарядом РДС-9 мощностью около 20 кт. В 1986 году на ракетном крейсере "Маршал Устинов" поднят Военно-морской флаг. 22 сентября День памяти святого Димитрия Донского. В 1784 году русские первопроходцы основали первое постоянное поселение на Аляске. Это послужило началом образования Русской Америки (совокупность владений Российской империи в Северной Америке, включавших Аляску, Алеутские острова, Александровский архипелаг и поселения на тихоокеанском побережье современных США (Форт-Росс). В 1935 году введены персональные воинские звания сухопутных и морских сил РККА. В 1955 году в Североморске открыт памятник катерникам Северного флота, героически погибшим в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. <]£*> шпшсгим* ТРИ КОРАБЛЯ ОДНИМ ЗАЛПОМ Подводная лодка "С-104" "Пензенский комсомолец" знаменита тем, что, атакуя вражеский караван , одним залпом потопила транспорт и два фашистских корабля охранения с 30 ок- В хронику событий, случившихся на Северном морском театре 13 сентября 1944 года, занесено всего несколько строк: "9 самолётов авиации Северного флота вели разведку в Варангер-фьорде и у побережья Северной Норвегии, 12 нанесли б о м б о в о -ш т у р м о в о й у д а р по к о р а б л я м н е п р и ят е л я в Варангер-фьорде, в результате атаки потоплены стороже­ вой катер и 1 транспорт (2 тыс. т), 8 прикрывали главную базу флота, 12 нанесли бомбово-штурмовой удар по переднему краю обороны противника в районе хребта Муста-Тунтури. С боевого похода в базу прибыла подводная лодка "С-104я. Конвой ВА-8 из Пясинского залива прибыл на остров Диксон. Тральщики производили траление фарватеров у острова Диксон. Межбазовые переходы совершали 7 кораблей и судов". Имя на рубке Подводная лодка "С-104" "Пен­ зенский комсомолец", указанная в сводке, одна из двенадцати под­ лодок Северного флота, ставших в годы Великой Отечественной вой­ ны Краснознамёнными. Орденом Красного Знамени боевой корабль был награждён Указом Президиу­ ма Верховного Совета СССР от 24 мая 1945 года. И история присвоения ей имени "Пензенский комсомолец" дос­ таточно интересна. В архивах сох­ ранилось письмо в ЦК ВЛКСМ сек­ ретаря Пензенского обкома ком­ сомола по военной работе Д. Зо­ лотова. ’27 мая 1943 г. Москва, ЦК ВЛКСМ. Комсомольцы и молодёжь Пен­ зенской области в период с ян­ варя по май 1943 года внесли в отделение Госбанка на строи­ тельствоподводнойлодкиПензен­ ского комсомола 1933982 рубля. Просим посодействовать нам заказать и построить на эти средства соответствующее количество торпедных катеров под названием ’Пензенский ком­ сомолец" для передачи их час­ тям Военно-морскогофлота с вы­ сылкой от нас представителей". Собранные деньги пошли на постройку двух торпедных катеров, которые вошли в состав Красноз­ намённого Балтийского флота и отлично действовали на вражеских коммуникациях. Один из них геро­ ически погиб в конце войны. А под­ водная лодка была заложена ещё до войны на Горьковском заводе "Красное Сормово". 25 апреля 1939 года она была спущена на во­ ду, осенью 41-го переведена в Ас­ трахань для достройки на заводе № 638 и прохождения испытаний и 15 октября 1942 года вошла в состав КБФ. При достройке корабля часть пензенских денег пошли на её дооснащение приборами и меха­ низмами. Поэтому на полном осно­ вании в 1943 году она и получила имя "Пензенский комсомолец", которое было написано на рубке под бортовым номером С-104. 19 марта 1943-го в целях усиления подводных сил Северного флота из Каспийского моря в Белое переве­ ли вновь построенные подводные лодки. Переход от Баку до Горького подводники совершали своим хо­ дом, а от Горького до Архангельска - в плавучих доках по Волге, Шексне и Северо-Двинской водной системе. 25 мая лодка прибыла в Архангельск и 2 июня включена в состав учебного отряда подводного плавания СФ, базирующегося в Мо- лотовске (нынешний Северодвинск). Крещение огнём После завершения курса боевой подготовки "Пензенский комсомо­ лец" перешёл в Полярное и влился в состав 5-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. Крещение о тём "С-104" прошла ещё до своего первого боевого выхода в море. 12 октября 1943 года во время стоянки в губе Оленья она У перископа командир - капитан 2 ранга Василий Тураев подверглась нападению 4 само­ лётов типа FW-190, обстрелявших её пушечно-пулемётным огнём и сбросивших четыре 250-килограм­ мовые бомбы по корме на рассто­ янии от 20 до 70 метров от корабля. В результате близких разрывов был повреждён входной люк четвёртого отсека, цистерны главного баллас­ та № 4,5,7,9, лопнули 13 банок ак­ кумуляторных батарей, вышли из строя некоторые приборы и меха­ низмы. Вот как описывается это собы­ тие в историческом очерке "Под­ водная лодка "Пензенский комсо­ молец" в годы Великой Отечест­ венной войны": "Во время налёта произошёл случай. Сбитый морской волной член экипажа Л. А. Власов ударился о боевую рубку и потерял сознание. Товарищи, не заметив его, быстро спустились в отсеки и задраили верхний люк. Под­ нявшись на нош, Вла­ сов заметил, что флаг корабля сбит с флаг­ штока и валяется на палубе. Подводная лодка перед лицом врага оказалась без боевого знамени. От­ важный моряк бро­ сился к флагу, поднял его и водрузил на место. Но подводная лодка стремительно погружалась, и Вла­ сов оказался в воде. Октябрьская вода Ба­ ренцева моря обжи­ гала тело моряка, це­ пенели руки и ноги. Когда силы были на исходе, Власов уви­ дел, как из-под воды показался спасён­ ный им Военно-мор­ ской флаг - лодка всплывала. Через несколько мгно­ вений герой-моряк оказался в объятиях товарищей". Аварийный ремонт "Пензенский комсомолец проходил тября по 17 ноября. Первый боевой поход состоялся с 18 января по 5 февраля 1944 года на позицию в район мыса Нордкин (это самая северная континенталь­ ная точка Европы на побережье Норвегии), но закончился неудач­ но, противник ни разу не был об­ наружен. Были ещё несколько походов ко­ рабля в разные районы Норвеж­ ского, Баренцева и Карского мо­ рей. До определённого времени они оставались безрезультатными, но вот 11 июня 1944 года "Пен­ зенский комсомолец" оставил базу и двинулся к Конгс-фьорду с боевой задачей: уничтожать корабли про­ тивника. Боевой счёт 20 июня, получив радиодоне­ сение о движении конвоя про­ тивника, "эска" направилась на его перехват в район мью Омганг - мыс Слетнес. Шла в надводном положении. Стоя на мостике, боц­ ман мичман Васильев обнару­ жил вражеский самолёт. Сроч­ ное погружение. После обеда около 16 часов гидроакустик Евгений Новиков услышал шум винтов кораблей. Из-за скалистого мыса показал­ ся следовавший на запад немецкий конвой - два транспортных кораб­ ля в сопровождении трёх стороже­ виков, четырёх тральщиков и двух противолодочных катеров типа "мор­ ской охотник". Сблизившись с конвоем на дис­ танцию 12 кабельтовых, командир заметил, что головной транспорт и торпедным залпом отправил на дно три вражеских корабля. Преследуя подводную лодку, вражеские корабли сбросили 41 глубинную бомбу, причинив ей не­ значительные повреждения, ко­ торые быстро устранялись моряка­ ми, но она смогла оторваться от преследования и 26 июня верну­ лась в Екатерининскую гавань. В октябре 1944 года "Пензен­ ский комсомолец" находился на позиции в районе Тана-фьорда. С подлодки обнаружили вражеские самолёты, идущие на бреющем по­ лёте. Подводники догадались, что люфтваффе ведут разведку по пути следования германского конвоя. И действительно, вскоре появился караван немецких кораблей - 2 транспорта и 11 кораблей охране­ ния. В это время подводники услы­ шали глухие взрывы. Тураев поднял перископ: конвой бомбила совет­ ская авиация, и "С-104" легла на боевой курс. В этот момент в сто­ рону лодки направился фашистский сторожевой корабль. Северомор­ цы нырнули на глубину. Сторожевик прошёл над лодкой, не заметив её. Пока происходило маневрирова­ ние, транспорт, который определи­ ли для атаки подводники "Пензен­ ского комсомольца", был уже недо­ сягаем, зато на залповом пеленге оказалось другое судно, а поодаль - противолодочный корабль. На по­ правку курса ушло несколько секунд. Торпеды сделали своё дело - транспорт и сторожевик врага зато­ нули. Североморцы увидели в пе­ рископ обломки судна в 7 тысяч тонн водоизмещения, перевёрну­ тые шлюпки и множество барахтав- На боевой рубке "Пензенского комсомольца" в центре нарисованной звезды была выведена цифра 6 - общее число одержанных подводной лодкой побед два корабля охранения сливаются в одну цель. Он произвёл четы­ рёхторпедный залп, после которого наблюдал в перископ взрывы тор­ пед у борта сторожевого корабля, транспорта и тральщика. Капитан 3 ранга Василий Тураев посчитал, что им потоплены транспорт водо­ измещением 8 тыс. тонн и два ко­ рабля охранения. Таким образом, "С-104” уходит в поход.На правом крыле мостика "эски" виден командир капитан 3 ранга Василий Тураев. Лодку провожает член военного совета Сф вице-адмирал Александр Николаев. Полярный, 11 июня 1944 года. "Пензенский комсомолец" стал первой советской субмариной из лодок серии "С", который в годы Ве­ ликой Отечественной войны одним шихся в воде гитлеровцев: тран­ спорт шёл с большим количеством солдат и офицеров на борту. Кораб­ ли охранения даже не пытались преследовать субмарину. Им было не до этого: конвой снова атаковали советские самолёты. 15 октября 1944 года “Пензен­ ский комсомолец", двигаясь в над­ водном положении, заметил 4 вражеских корабля. Однако две торпеды, выпущенные из кормо­ вых аппаратов, промчались ми­ мо цели. Командир решил повто­ рить атаку. Через 40 минут лодка догнала врага, и едва была дана команда Товсь! Пли!", как торпеда вырвалась из аппарата. Через несколько секунд раздался взрыв. Транспорт, гружёный боеприпа­ сами, пошёл на дно. После по­ хода на боевой рубке "Пензенско­ го комсомольца" в центре нари­ сованной звезды была выведена цифра 6 - общее число одержан­ ных подводной лодкой побед. После окончания войны "С-104" вплоть до 1954 года про­ ходила службу на Северном флоте. Потом была причислена к Тихоокеанскому флоту и в составе ЭОН-64 совершила меж- флотский переход по Севмор- пути из Екатерининской гава­ ни в бухту Тарья на полуостров Камчатка, где и завершила бое­ вую биографию. Обеспечивали проход во льдах три ледокола - "Ермак", "Ленин”,"Вячеслав Кага­ нович". ПодготовилЛев ЧУК. пущенный ему проектом срок эксплуатации и отра­ ботал на ледовых трассах 30 лет. "Ленин" был выве­ ден из эксплуатации в 1989 году, тогда же законсерви­ рованы его атомные реак­ торы, демонтированы греб­ ные винты и снят вертолёт ледовой разведки. Чтобы сохранить уникальное суд­ но от утилизации, было приложено немало сил. Первое письмо с при­ зывом сохранить истори­ ческое судно было направ­ лено ещё в Президиум Вер­ ховного Совета СССР. Бла­ годаря усилиям многих учё­ ных и общественных деяте­ лей в 2000 году по инициа­ тиве капитана судна Бориса Соколова был создан фонд поддержки атомного ледо­ кола "Ленин", которому уда­ лось скоординировать дей­ ствия людей, видевших ато­ моход уникальным музеем. В 2005 году Комитетом по культуре и искусству Мур­ манской области ледокол поставлен под государст­ венную охрану как объект культурного наследия. Сей­ час в нём находится музей и информационный центр Росатома, ледокол ежегод­ но посещают тысячи турис­ тов из России и из-за ру­ бежа. Подготовила Наталья ЕЛЕНИНА. За тридцать лет работы в Арктике атомный ледокол "Ленин" осуществил провод­ ку 3741 судна, прошёл 654,4 тыс. морских миль, из них 560,6 тыс. во льдах, что по расстоянию соответствует тридцати кругосветным плаваниям по экватору. В течение всего срока экс­ плуатации в 1959-1989 го­ дах он участвовал в 26 нави­ гациях. С борта ледокола на льди­ ну в Чукотском море был высажен экипаж дрейфу­ ющей научно-исследова­ тельской станции "Север­ ный полюс-10". Ледокол совершил рейс в 1970 году вместе с дизель-электро­ ходом "Гижига" на трассе Мурманск - Дудинка - Мур­ манск, что поло­ жило начало зим­ ней навигации в Арктике. "Ленин" первым среди атомных ле­ доколов достиг го­ дового рубежа не­ прерывной эксплу­ атации: рейс в на­ вигацию 1977-1978 годов длился 390 суток. Он стал сим­ волом советского превосходства в освоении Арктики и в науке. Ледокол на пять лет превысил от­ ПЕРВЫЙ АТОМНЫЙ пешное завершение испы­ таний атомного ледокола "Ленин", на нём был поднят Государственный флаг СССР. "Ленин" вошёл в сос­ тав Мурманского морского пароходства с портом при­ писки в Мурманске. Благодаря большой мощ­ ности энергетической уста­ новки и высокой автоном­ ности уже в первые нави­ гации ледокол показал пре­ красную работоспособ­ ность. Его применение по­ зволило существенно про­ длить срок навигации. 15 сентября 1959 года в своё первое плавание ушёл атомный ледокол "Ленин". Он стал первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Его строительство было обусловлено необхо­ димостью освоения Северного морского пути. Решение о разработке первого в мире атомного ледокола, предназначен­ ного для исполь­ зования в Аркти­ ке, было принято в 1953 году. Общее научное руковод­ ство проектом его создания осуществлял выдающийся физик-ядерщик академик Анатолий Александров, вместе с ним автором соз­ дания судовой ядерной энергетической установки стал основатель отечест­ венной атомной энергетики академик Игорь Курчатов. Ледокол был заложен в 1956 году на южном стапе­ ле Адмиралтейского завода в Ленинграде. Только на этапах проектирования и строительства судна было внедрено около 500 рацио­ нализаторских предложе­ ний, разработано 76 новых типов механизмов и оп­ робовано свыше 150 новых образцов судового обору­ дования. В строительстве ледокола приняли участие более 500 предприятий СССР 5 декабря 1957 года атом­ ный ледокол был спущен на воду и достраивался у стен­ ки завода. 15 сен­ тября вышел на ходовые испы­ тания в Финский залив. Первым капитаном судна стал Па­ вел Пономарёв. 3 декабря 1959 года состоялось ус-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz