На страже Заполярья. 2019 год. Сентябрь.
6 стр. * на стгажЕЗаполярья 13 сентября 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 16 сентября В 1745 году родился русский полководец, главно командующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года, первый полный кавалер ордена Свя того Георгия генерал-фельдмаршал Михаил Илларио нович Кутузов. В 1906 году родился вице-адмирал Валентин Петро вич Дрозд, командующий Северным флотом в 1938 - 1940 годы. В 1918 году учреждён первый советский орден - орден Красного Знамени. В 1933 году приказом начальника ОГПУ образовано первое структурное подразделение военной контр разведки по оперативному обеспечению кораблей флотилии Военно-морских сил Севера - особое отде ление при Мурманском отделении ОГПУ. В 1955 году в Белом море осуществлён первый пуск экспериментальной баллистической ракеты Р-11ФМ с подводной лодки проекта В-611 "Б-67" под командованием Фёдора Ивановича Козлова, в надводном положении. В 1961 году в Сафоново открыт памятник Борису Са фонову. 17 сентября В 1832 году родился Сергей Петрович Боткин, один из зачинателей военно-полевой терапии и военно санитарного дела в русской армии. В 1857 году родился Константин Эдуардович Циолков ский - учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетной динамики, теории самолёта, космонавтики. В 1911 году родился Герой Советского Союза контр адмирал Сергей Дмитриевич Зюзин. В годы войны - ко мандир 2-го гвардейского ди визиона "морских охотников" бригады сторожевых кораб лей охраны водного района главной базы Северного фло та, гвардии капитан 3 ранга . В 1936 году началось соз дание военно-воздушных сил Северного флота. В этот день с Балтики на Кольский полу остров было перебазировано звено из 3 самолётов МБР-2 и 38 военных лётчиков. В 1941 году подводная лодка "К-21" вошла в состав Северного флота. В 1941 году Государственный Комитет Обороны принял постановление "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР". 18 сентября В 1891 году родился исследователь Арктики совет ский учёный Герой Советского Союза Отто Юльевич Шмидт. В 1917 году родился командир эскадрильи 2-го гвардейского истребительного авиаполка Северного флота Герой Советского Союза гвардии капитан Пётр Леонтьевич Коломиец. В 1916 году впервые в мировой практике на гидроса молёте выполнена фигура высшего пилотажа "мёртвая петля Нестерова". В 1918 году родился кандидат военных наук, заслу женный военный лётчик СССР Герой Советского Сою за генерал-полковник авиации Сергей Арсентьевич Гуляев. В 1925 году ЦИК и СНК СССР утвердили "Закон об обязательной военной службе". 80 лет назад эскадренный миноносец "Гремящий" вышел из Кронштадта для пополнения корабельного состава Северного флота. 18 сентября 1941 года - День рождения советской гвардии. 19 сентября День оружейника. В 1943 году началась крупнейшая в Великой Отечест венной войне операция советских партизан под кодо вым названием "Концерт" по выводу из строя железно дорожных коммуникаций в тылу противника. День города воинской славы Полярный. 80 лет назад Указом Президиума Верховного Совета СССР село Полярное Полярного района было преобразовано в город областного подчинения. 1944 год - Финляндия вышла из войны с СССР с заключением договора о перемирии. 20 сентября В 1778 году родился российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. 21 сентября День воинской славы России. День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве. ,'ta. Т< V ■ . * > -/•*.ж в д Ч ) 1 v / ж День специалиста ядерного оружия ВМФ. В 1827 году родился великий князь Константин Николаевич, сын Николая I, выдающийся деятель русского флота, Главный начальник флота и морского ведомства, один из создателей парового броненосного флота России, генерал-адмирал флота. 75 лет назад погибла подводная лодка "Щ-402" под командованием капитана 3 ранга А.М. Каутского. В 1955 году на Новоземельском полигоне в бухте Чёрная был произведён первый в СССР подводный взрыв ядерной торпеды Т-5 калибра 533-см, с зарядом РДС-9 мощностью около 20 кт. В 1986 году на ракетном крейсере "Маршал Устинов" поднят Военно-морской флаг. 22 сентября День памяти святого Димитрия Донского. В 1784 году русские первопроходцы основали первое постоянное поселение на Аляске. Это послужило началом образования Русской Америки (совокупность владений Российской империи в Северной Америке, включавших Аляску, Алеутские острова, Александровский архипелаг и поселения на тихоокеанском побережье современных США (Форт-Росс). В 1935 году введены персональные воинские звания сухопутных и морских сил РККА. В 1955 году в Североморске открыт памятник катерникам Северного флота, героически погибшим в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. <]£*> шпшсгим* ТРИ КОРАБЛЯ ОДНИМ ЗАЛПОМ Подводная лодка "С-104" "Пензенский комсомолец" знаменита тем, что, атакуя вражеский караван , одним залпом потопила транспорт и два фашистских корабля охранения с 30 ок- В хронику событий, случившихся на Северном морском театре 13 сентября 1944 года, занесено всего несколько строк: "9 самолётов авиации Северного флота вели разведку в Варангер-фьорде и у побережья Северной Норвегии, 12 нанесли б о м б о в о -ш т у р м о в о й у д а р по к о р а б л я м н е п р и ят е л я в Варангер-фьорде, в результате атаки потоплены стороже вой катер и 1 транспорт (2 тыс. т), 8 прикрывали главную базу флота, 12 нанесли бомбово-штурмовой удар по переднему краю обороны противника в районе хребта Муста-Тунтури. С боевого похода в базу прибыла подводная лодка "С-104я. Конвой ВА-8 из Пясинского залива прибыл на остров Диксон. Тральщики производили траление фарватеров у острова Диксон. Межбазовые переходы совершали 7 кораблей и судов". Имя на рубке Подводная лодка "С-104" "Пен зенский комсомолец", указанная в сводке, одна из двенадцати под лодок Северного флота, ставших в годы Великой Отечественной вой ны Краснознамёнными. Орденом Красного Знамени боевой корабль был награждён Указом Президиу ма Верховного Совета СССР от 24 мая 1945 года. И история присвоения ей имени "Пензенский комсомолец" дос таточно интересна. В архивах сох ранилось письмо в ЦК ВЛКСМ сек ретаря Пензенского обкома ком сомола по военной работе Д. Зо лотова. ’27 мая 1943 г. Москва, ЦК ВЛКСМ. Комсомольцы и молодёжь Пен зенской области в период с ян варя по май 1943 года внесли в отделение Госбанка на строи тельствоподводнойлодкиПензен ского комсомола 1933982 рубля. Просим посодействовать нам заказать и построить на эти средства соответствующее количество торпедных катеров под названием ’Пензенский ком сомолец" для передачи их час тям Военно-морскогофлота с вы сылкой от нас представителей". Собранные деньги пошли на постройку двух торпедных катеров, которые вошли в состав Красноз намённого Балтийского флота и отлично действовали на вражеских коммуникациях. Один из них геро ически погиб в конце войны. А под водная лодка была заложена ещё до войны на Горьковском заводе "Красное Сормово". 25 апреля 1939 года она была спущена на во ду, осенью 41-го переведена в Ас трахань для достройки на заводе № 638 и прохождения испытаний и 15 октября 1942 года вошла в состав КБФ. При достройке корабля часть пензенских денег пошли на её дооснащение приборами и меха низмами. Поэтому на полном осно вании в 1943 году она и получила имя "Пензенский комсомолец", которое было написано на рубке под бортовым номером С-104. 19 марта 1943-го в целях усиления подводных сил Северного флота из Каспийского моря в Белое переве ли вновь построенные подводные лодки. Переход от Баку до Горького подводники совершали своим хо дом, а от Горького до Архангельска - в плавучих доках по Волге, Шексне и Северо-Двинской водной системе. 25 мая лодка прибыла в Архангельск и 2 июня включена в состав учебного отряда подводного плавания СФ, базирующегося в Мо- лотовске (нынешний Северодвинск). Крещение огнём После завершения курса боевой подготовки "Пензенский комсомо лец" перешёл в Полярное и влился в состав 5-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. Крещение о тём "С-104" прошла ещё до своего первого боевого выхода в море. 12 октября 1943 года во время стоянки в губе Оленья она У перископа командир - капитан 2 ранга Василий Тураев подверглась нападению 4 само лётов типа FW-190, обстрелявших её пушечно-пулемётным огнём и сбросивших четыре 250-килограм мовые бомбы по корме на рассто янии от 20 до 70 метров от корабля. В результате близких разрывов был повреждён входной люк четвёртого отсека, цистерны главного баллас та № 4,5,7,9, лопнули 13 банок ак кумуляторных батарей, вышли из строя некоторые приборы и меха низмы. Вот как описывается это собы тие в историческом очерке "Под водная лодка "Пензенский комсо молец" в годы Великой Отечест венной войны": "Во время налёта произошёл случай. Сбитый морской волной член экипажа Л. А. Власов ударился о боевую рубку и потерял сознание. Товарищи, не заметив его, быстро спустились в отсеки и задраили верхний люк. Под нявшись на нош, Вла сов заметил, что флаг корабля сбит с флаг штока и валяется на палубе. Подводная лодка перед лицом врага оказалась без боевого знамени. От важный моряк бро сился к флагу, поднял его и водрузил на место. Но подводная лодка стремительно погружалась, и Вла сов оказался в воде. Октябрьская вода Ба ренцева моря обжи гала тело моряка, це пенели руки и ноги. Когда силы были на исходе, Власов уви дел, как из-под воды показался спасён ный им Военно-мор ской флаг - лодка всплывала. Через несколько мгно вений герой-моряк оказался в объятиях товарищей". Аварийный ремонт "Пензенский комсомолец проходил тября по 17 ноября. Первый боевой поход состоялся с 18 января по 5 февраля 1944 года на позицию в район мыса Нордкин (это самая северная континенталь ная точка Европы на побережье Норвегии), но закончился неудач но, противник ни разу не был об наружен. Были ещё несколько походов ко рабля в разные районы Норвеж ского, Баренцева и Карского мо рей. До определённого времени они оставались безрезультатными, но вот 11 июня 1944 года "Пен зенский комсомолец" оставил базу и двинулся к Конгс-фьорду с боевой задачей: уничтожать корабли про тивника. Боевой счёт 20 июня, получив радиодоне сение о движении конвоя про тивника, "эска" направилась на его перехват в район мью Омганг - мыс Слетнес. Шла в надводном положении. Стоя на мостике, боц ман мичман Васильев обнару жил вражеский самолёт. Сроч ное погружение. После обеда около 16 часов гидроакустик Евгений Новиков услышал шум винтов кораблей. Из-за скалистого мыса показал ся следовавший на запад немецкий конвой - два транспортных кораб ля в сопровождении трёх стороже виков, четырёх тральщиков и двух противолодочных катеров типа "мор ской охотник". Сблизившись с конвоем на дис танцию 12 кабельтовых, командир заметил, что головной транспорт и торпедным залпом отправил на дно три вражеских корабля. Преследуя подводную лодку, вражеские корабли сбросили 41 глубинную бомбу, причинив ей не значительные повреждения, ко торые быстро устранялись моряка ми, но она смогла оторваться от преследования и 26 июня верну лась в Екатерининскую гавань. В октябре 1944 года "Пензен ский комсомолец" находился на позиции в районе Тана-фьорда. С подлодки обнаружили вражеские самолёты, идущие на бреющем по лёте. Подводники догадались, что люфтваффе ведут разведку по пути следования германского конвоя. И действительно, вскоре появился караван немецких кораблей - 2 транспорта и 11 кораблей охране ния. В это время подводники услы шали глухие взрывы. Тураев поднял перископ: конвой бомбила совет ская авиация, и "С-104" легла на боевой курс. В этот момент в сто рону лодки направился фашистский сторожевой корабль. Северомор цы нырнули на глубину. Сторожевик прошёл над лодкой, не заметив её. Пока происходило маневрирова ние, транспорт, который определи ли для атаки подводники "Пензен ского комсомольца", был уже недо сягаем, зато на залповом пеленге оказалось другое судно, а поодаль - противолодочный корабль. На по правку курса ушло несколько секунд. Торпеды сделали своё дело - транспорт и сторожевик врага зато нули. Североморцы увидели в пе рископ обломки судна в 7 тысяч тонн водоизмещения, перевёрну тые шлюпки и множество барахтав- На боевой рубке "Пензенского комсомольца" в центре нарисованной звезды была выведена цифра 6 - общее число одержанных подводной лодкой побед два корабля охранения сливаются в одну цель. Он произвёл четы рёхторпедный залп, после которого наблюдал в перископ взрывы тор пед у борта сторожевого корабля, транспорта и тральщика. Капитан 3 ранга Василий Тураев посчитал, что им потоплены транспорт водо измещением 8 тыс. тонн и два ко рабля охранения. Таким образом, "С-104” уходит в поход.На правом крыле мостика "эски" виден командир капитан 3 ранга Василий Тураев. Лодку провожает член военного совета Сф вице-адмирал Александр Николаев. Полярный, 11 июня 1944 года. "Пензенский комсомолец" стал первой советской субмариной из лодок серии "С", который в годы Ве ликой Отечественной войны одним шихся в воде гитлеровцев: тран спорт шёл с большим количеством солдат и офицеров на борту. Кораб ли охранения даже не пытались преследовать субмарину. Им было не до этого: конвой снова атаковали советские самолёты. 15 октября 1944 года “Пензен ский комсомолец", двигаясь в над водном положении, заметил 4 вражеских корабля. Однако две торпеды, выпущенные из кормо вых аппаратов, промчались ми мо цели. Командир решил повто рить атаку. Через 40 минут лодка догнала врага, и едва была дана команда Товсь! Пли!", как торпеда вырвалась из аппарата. Через несколько секунд раздался взрыв. Транспорт, гружёный боеприпа сами, пошёл на дно. После по хода на боевой рубке "Пензенско го комсомольца" в центре нари сованной звезды была выведена цифра 6 - общее число одержан ных подводной лодкой побед. После окончания войны "С-104" вплоть до 1954 года про ходила службу на Северном флоте. Потом была причислена к Тихоокеанскому флоту и в составе ЭОН-64 совершила меж- флотский переход по Севмор- пути из Екатерининской гава ни в бухту Тарья на полуостров Камчатка, где и завершила бое вую биографию. Обеспечивали проход во льдах три ледокола - "Ермак", "Ленин”,"Вячеслав Кага нович". ПодготовилЛев ЧУК. пущенный ему проектом срок эксплуатации и отра ботал на ледовых трассах 30 лет. "Ленин" был выве ден из эксплуатации в 1989 году, тогда же законсерви рованы его атомные реак торы, демонтированы греб ные винты и снят вертолёт ледовой разведки. Чтобы сохранить уникальное суд но от утилизации, было приложено немало сил. Первое письмо с при зывом сохранить истори ческое судно было направ лено ещё в Президиум Вер ховного Совета СССР. Бла годаря усилиям многих учё ных и общественных деяте лей в 2000 году по инициа тиве капитана судна Бориса Соколова был создан фонд поддержки атомного ледо кола "Ленин", которому уда лось скоординировать дей ствия людей, видевших ато моход уникальным музеем. В 2005 году Комитетом по культуре и искусству Мур манской области ледокол поставлен под государст венную охрану как объект культурного наследия. Сей час в нём находится музей и информационный центр Росатома, ледокол ежегод но посещают тысячи турис тов из России и из-за ру бежа. Подготовила Наталья ЕЛЕНИНА. За тридцать лет работы в Арктике атомный ледокол "Ленин" осуществил провод ку 3741 судна, прошёл 654,4 тыс. морских миль, из них 560,6 тыс. во льдах, что по расстоянию соответствует тридцати кругосветным плаваниям по экватору. В течение всего срока экс плуатации в 1959-1989 го дах он участвовал в 26 нави гациях. С борта ледокола на льди ну в Чукотском море был высажен экипаж дрейфу ющей научно-исследова тельской станции "Север ный полюс-10". Ледокол совершил рейс в 1970 году вместе с дизель-электро ходом "Гижига" на трассе Мурманск - Дудинка - Мур манск, что поло жило начало зим ней навигации в Арктике. "Ленин" первым среди атомных ле доколов достиг го дового рубежа не прерывной эксплу атации: рейс в на вигацию 1977-1978 годов длился 390 суток. Он стал сим волом советского превосходства в освоении Арктики и в науке. Ледокол на пять лет превысил от ПЕРВЫЙ АТОМНЫЙ пешное завершение испы таний атомного ледокола "Ленин", на нём был поднят Государственный флаг СССР. "Ленин" вошёл в сос тав Мурманского морского пароходства с портом при писки в Мурманске. Благодаря большой мощ ности энергетической уста новки и высокой автоном ности уже в первые нави гации ледокол показал пре красную работоспособ ность. Его применение по зволило существенно про длить срок навигации. 15 сентября 1959 года в своё первое плавание ушёл атомный ледокол "Ленин". Он стал первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Его строительство было обусловлено необхо димостью освоения Северного морского пути. Решение о разработке первого в мире атомного ледокола, предназначен ного для исполь зования в Аркти ке, было принято в 1953 году. Общее научное руковод ство проектом его создания осуществлял выдающийся физик-ядерщик академик Анатолий Александров, вместе с ним автором соз дания судовой ядерной энергетической установки стал основатель отечест венной атомной энергетики академик Игорь Курчатов. Ледокол был заложен в 1956 году на южном стапе ле Адмиралтейского завода в Ленинграде. Только на этапах проектирования и строительства судна было внедрено около 500 рацио нализаторских предложе ний, разработано 76 новых типов механизмов и оп робовано свыше 150 новых образцов судового обору дования. В строительстве ледокола приняли участие более 500 предприятий СССР 5 декабря 1957 года атом ный ледокол был спущен на воду и достраивался у стен ки завода. 15 сен тября вышел на ходовые испы тания в Финский залив. Первым капитаном судна стал Па вел Пономарёв. 3 декабря 1959 года состоялось ус-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz