На страже Заполярья. 2019 год. Октябрь.
7 стр. 4 октября 2019 года л-настшЗаполярья ДЕСЯТЫЙ СТАЛИНСКИЙ УДАР "Десять сталинских ударов" - общее условное название крупнейших наступательных стратеги ческих операций советских войск, проведённых в 1944 году. Десятым из них стала Петсамо-Киркенесская операция войск Карельского фронта с участием сил Северного флота, проведённая с 7 по 29 ок тября с целью разгрома группировки германских войск на Крайнем Севере. В результате успешных действий возвращён район Печенги, используемый фашистами как плацдарм для наступления в За полярье, устранена угроза Мурманску, северным морским коммуникациям СССР. Войска вступили на территорию Норвегии и освободили северную её часть. С этого номера мы начинаем публиковать хро нологию событий Петсамо-Киркенесской опера ции. 7 октября Наши войска у озера Чапр под Мурманском перешли в наступление и, прорвав оборону противника, про двинулись на 4-10 км. Авиа ция Северного флота в 6 самолёто-вылетах прикры вала главную базу флота, аэродромы и суда в море, вела воздушную разведку. 5 тральщиков вели траление мин на маршруте остров Кильдин - Териберка и в проливе Карские Ворота. Внутренние плавания в ох ранении 20 кораблей и ка теров выполняли 14 судов. 8 октября Преодолевая упорное сопротивление врага, наши части к исходу дня форси ровали реку Титовку и тес нили противника к Луоста- ри. Авиация СФ в 17 само лёто-вылетах прикрывала главную базу флота, аэро дромы и суда в море, вела поиск мин и неприятель ских подводных лодок. На позицию в район Та- нафьорд - мыс Слетнес вышла подводная лодка "С-104". Внутренние плава ния в охранении 17 кораб лей и катеров выполняли 10 судов. 9 октября Вследствие продолжа вшегося наступления наших войск под Мурманском враг начал отход с рубежа реки Большая Западная Лица. Авиация СФ в 128 само лёто-вылетах, содействуя частям 14-й армии, бом била боевые порядки про тивника и порт Лиинахама- ри, где повредила транс порт, а также прикрывала главную базу флота, аэро дромы и суда в море, вела воздушную разведку. Не приятель атаковал наши наступающие части, бомбил аэродром Ваенга-1, повре див 3 самолёта. Сбито 10 вражеских самолётов. Для отвлечения врага от залива Маативуоно - основ ного пункта высадки - де монстративный десант в ко личестве 44 человек при поддержке эсминцев "Гре мящий" и "Громкий" выса дился в районе мыс Пик- шуев - мыс Могильный, а ди версионный отряд из 195 человек, начавший движе ние на мыс Крестовый, - в заливе Пунайнен-лахт. Не смотря на обстрел враже скими батареями на пере ходе морем, 3 торпедных катера, 11 сторожевых кате ров БО (большой охотник) и 8 сторожевых катеров МО (малый охотник) высадили 1-й и 2-й отряды основного десанта (2376 человек) на южное побережье залива. При этом из-за потери ори ентировки часть подразде лений оказалась высажен ной в 4 км к западу от на меченного пункта. Коман довал высадкой контр-ад мирал Пётр Михайлов, а непосредственное руковод ство десантированием осу ществлял капитан 1 ранга Михаил «левенский с борта ТКА-241. Подводная лодка "М-171" вышла на позицию в район мыс Харбакен - мыс Мак- каур. 7 тральщиков вели траление мин у Йоканьги, Диксона и в губе Белушья. Внутренние плавания в ох ранении 16 кораблей и ка теров выполняли 9 судов. 10 октября Наступление наших войск под Мурманском продол жалось. Содействуя ему, авиация СФ в 110 самолё то-вылетах нанесла бомбо во-штурмовой удар по про тивнику на дороге Титовка - Пороваара. Кроме того, на ши самолёты в налётах на Сюльтефьорд потопили сторожевой катер, на Вад- сё - 2 самоходные баржи и 10 мотоботов, у острова Бу- гей - 6 мотоботов, а также вели разведку и поиск вра жеских подводных лодок и мин у Горла Белого моря, прикрывали наши насту пающие части, главную базу флота и аэродромы, поте ряв 1 Ил. 8 торпедных катеров в за ливе Маативуоно высадили 3-й отряд десанта (461 че ловек), который при под- Демонстративный отряд де санта с противником встреч не имел, а потому был снят с берега и возвращён на полуостров Рыбачий. В ходе Петсамо-Кир кенесской операции брига да штурмовала укреплён ную полосу в горловине полуострова, на горном хребте Муста-Тунтури. 10 октября 1944 года ба тальон бригады вёл бой за высоту 260. В ходе штур ма краснофлотец Алексей Клепач первым ворвался во вражеские траншеи, за бросал гранатами две ог невые точки и уничтожил четырёх солдат против ника. В это время открыл фланговый огонь пулемёт из хорошо замаскирован ного дзота. Краснофло тец Клепач, вооружившись гранатами и прижимаясь к скалам, сумел подобрать ся к огневой точке на 10 15 метров, но дальнейшее продвижение незамечен ным было невозможным. лодка "С-102". 6 тральщи ков вели траление мин у Кольского залива, остро ва Диксон, губы Белушья, Йоканьги и в проливе Югор ский Шар. Межбазовые пе реходы выполняли 4 эсмин ца, а внутренние плавания в охранении 7 кораблей и катеров - 6 судов. 11 октября В ходе продолжавшегося наступления наши войска очистили от врага восточ ный берег реки Большая Западная Лица и форси ровали реку Петсамо-Йоки. 12-я бригада морской пехо ты полностью очистила от немцев хребет Муста-Тун тури. В одной из атак подвиг Матросова повторил стар ший сержант Леонид Мус- тейкис. Авиация СФ в 201 самолёто-вылете содейст вовала нашему наступле нию и нанесла бомбово штурмовой удар по дороге Титовка - Пороваара. Кро ме того, ею у Бекфьорда в атаке конвоя противника Ilf.TCAM O ItM HlF.JIH ГКАЙ IU I 1 > 11 Л ТК 1 Ы»\М O llf 1 'ДЦИН 7 21 » .4 глбра IV H . держке эсминцев "Гремя щий”, "Громкий" и артилле рии Северного оборони тельного района (СОР) сов местно с ранее высаженны ми отрядами овладел побе режьем залива у мысов Пунайненниеми, Аххионие- ми, Сантериниеми. Затем была прорвана оборона не приятеля, начавшего спеш ный отход к озеру Устояр- ви, им удерживались лишь опорные пункты на горном хребте Муста-Тунтури. При взятии высоты 260 крас нофлотец Алексей Клепач повторил подвиг Матросо ва, закрыв своим телом ам бразуру вражеского дота. Тогда Алексей Клепач вы скочил из-за укрытия пря мо перед пулемётом, мет нул в него гранату, сам был тяжело ранен пуле мётным огнём. После раз рыва гранаты дзот ока зался невредим, красно флотец смог подобрать ся к пулемёту и закрыл телом амбразуру. Подводная лодка "С-51" (капитан 3 ранга Констан тин Колосов) у Порсангер- фьорда 2-торпедным зал пом потопила миноносец и повредила сторожевой ко рабль неприятеля. На по зицию мыс Маккаур - Бер- левог вышла подводная топмачтовым способом по топлены 2 транспорта (2 и 6 тыс. тонн), 2 сторожевых корабля и 2 сторожевых катера и повреждён ещё один транспорт, в Лангфьор- де потоплены 2 транспорта (2 и 4 тыс. тонн), стороже вой корабль и повреждены 2 транспорта и 3 стороже вых корабля, а в Киркенесе потоплены транспорт (8 тыс. тонн) и баржа. В небе Запо лярья сбит самолёт врага, который, по данным штаба, стал тысячным самолётом, потерянным противником здесь. Один наш самолёт не вернулся на аэродром. Подводная лодка "В-2" (капитан-лейтенант Алек сей Щёкин) у мыса Нордкин 4-торпедным залпом пото пила 1 сторожевой корабль V-6517 и повредила траль щик из конвоя в составе: транспорт, 2 сторожевых корабля и 2 тральщика. Впервые на нашем флоте для выполнения задачи по поиску и атаке конвоя с использованием радиоло кационной станции (РЛС) вышел отряд торпедных катеров и вылетела группа самолётов. РЛС была уста новлена на ТКА-230. Од нако из-за ошибки её опе ратора один из торпедных катеров 2-торпедным зал пом атаковал прибрежные камни. 4 тральщика вели траление мин у Йоканьги и Диксона, а также в проливе Югорский Шар. Межбазо- вые переходы выполняли 2 эсминца, а внутренние пла вания в охранении 10 ко раблей и катеров - 9 судов. 12 октября Наши части овладели посёлком и аэродромом Луостари, форсировали ре ку Западная Лица, а части 63-й бригады морской пехо ты вышли на Государствен ную границу СССР. Авиация СФ в 171 самолёто-вылете наносила бомбово-штур мовые удары по противнику на дороге Печенга - озеро Ярфьорд, по его артбата- рее на мысе Крестовый и по Киркенесу, где потопила транспорт (5 тыс. тонн) и неопознанное судно, а так же сбросила продоволь ствие и боеприпасы дивер сионному отряду. Кроме то го, в ходе поиска кораблей противника ею трижды - у мыса Маккаур, у Конгсфьор- да и у Берлевога - атакован конвой неприятеля, из со става которого потоплены миноносец, сторожевой ко рабль, тральщик и 3 сторо жевых катера и повреж дены 2 транспорта, а в Ва- рангер-фьорде потоплены 2 баржи и 3 мотобота. Сби то 6 вражеских и потеряно 4 наших самолёта. 3 группы боевых катеров: 2 торпедных катера (капи тан-лейтенант Александр Шабалин), 5 торпедных ка теров (капитан 2 ранга Сергей Коршунович), тор педный катер и 6 стороже вых катеров МО (гвардии капитан 3 ранга Сергей Зю зин, он же - командир де санта), преодолев сопро тивление врага, высадили в порту Лиинахамари 610 че ловек. При этом 1 торпед ный катер и 1 сторожевой катер МО получили повреж дения, а сторожевой катер МО-428 сел на камни и был оставлен экипажем по при казу командира высадки. Десант овладел высотами у Лиинахамари. Продолжая поиск про тивника, 3 торпедных кате ра по данным установлен ной на ТКА-230 РЛС сбли зились и атаковали конвой неприятеля у мыса Лангбу- нес, потопив 3 транспорта (около 6, 4 и 8 тыс. тонн). Затем наведённая на кон вой другая группа из 3 тор педных катеров потопи ла сторожевой корабль и тральщик. Результативны ми были и действия под водников. Подводная лод ка "М-171" (капитан-лейте нант Георгий Коваленко) у мыса Харбакен 2-торпед- ным залпом потопила сто рожевой корабль врага, "С-104" (капитан 3 ранга Ва силий Тураев) у Берлевога 4-торпедным залпом - транс порт "Лумме" и противоло дочный корабль UJ-1220, а "В-2" (капитан-лейтенант Алексей Щёкин) у мыса Нордкин 4-торпедным зал пом потопила сторожевой корабль V-2015 и повреди ла тральщик. 2 тральщика вели трале ние мин у Кольского зали ва. На боевую подготовку выходили подводная лод ка, эсминец и сторожевой катер БО. В ходе неё эсми нец "Урицкий" и БО-212 ата ковали и повредили немец кую подводную лодку. Меж базовые переходы выпол няли 2 эсминца, а внутрен ние плавания в охранении 19 кораблей и катеров - 13 судов. 13 октября Наши войска вели упор ные бои на подступах к Пе- ченге. Десант продвигался к Лиинахамари. Авиация СФ в 49 самолёто-вылетах бомбила позиции врага, прикрывала наши войска и суда в море, искала кораб ли противника, потопив у Рольвсейсунда тральщик и в Вадсё 6 мотоботов. На позицию к мысу Норд кап вышла подводная лод ка "С-14", а "С-51" и "М-171" возвратились в базу. 2 траль щика вели траление мин в Кильдинской салме и в про ливе Югорский Шар. Внут ренние плавания в охране нии 16 кораблей и катеров выполняли 13 судов. Подготовила Наталья ЕЛЕНИНА. Продолжение следует. Тот, кто сегодня ездит по федеральной трассе "Кола" в сто рону посёпка Печенга, не может не обратить внимания на странное сооружение, которое медленно продвигается на сопку, расположенную на 1498-м километре автодороги. Тот, кто останавливается, узнаёт: в одной из точек боевой славы Запопярья энтузиасты при поддержке АО "Кольская ГМК" строят лестницу к одному из самых интересных на Кольской земле памятников. Так продолжается история, начало которой было попожено ровно 75 пет назад, 11 ок тября 1944 года, во время проведения Петсамо-Киркенес- ской наступательной операции. ВСТРЕЧНЫЙ БОЙ i\ С первых часов намеченный план проведения наступления стал давать сбои. Из-за непого ды не смогла подняться в воздух авиация, горные егеря отчаян но сопротивлялись на высотах Большой и Малый Кариквайвишь. Командующий фронтом генерал армии Кирилл Мерецков читал донесения и становился всё мрачнее и мрачнее - войска про тивника ускользали из котла. Ещё день-два, и выход к посёлку Печенга не принесёт задуман ного результата, егеря уйдут в Норвегию. Командующий потребовал всеми возможными способами задержать продвижение про тивника, отступающего от реки Западная Лица и хребта Муста- Тунтури. Наперерез врагу по пол ному бездорожью были броше ны батальоны полков 14-й стрел ковой дивизии: 155-го и 325-го - в район озера Сантаярви (се годня вододром 61-й отдельной Киркенесской бригады морской пехоты), и 95-го - к месту, где дорогу от Титовки до Печенги пе ресекала граница между СССР и Финляндией. Получив приказ на проведе ние операции, командир 95-го полка майор Цыпышев призаду мался. В тех местах ему при ходилось воевать в финскую кам панию. Потом, уже в июне 1941 года, опять же в тех местах про ливалась кровь однополчан. Местность знакомая, родная. Это и радовало, и пугало. Майор прекрасно понимал, что придёт ся столкнуться с бездорожьем, множеством озёр, болот. Их ждёт сложная преграда - бурная река Титовка. Как её преодолеть? На плечах ни понтоны, ни лодки не унесёшь, резиновых плавсредств нет и в помине. Вариант один: вброд по ледяной воде, по дну, усеянному скользкими валуна ми. Купель неизбежна, а дальше ещё километров десять до до роги. Потом бой. Выдержат ли солдаты такой двадцатикило метровый марш-бросок? Все это промелькнуло в голо ве офицера, пока к штабной па латке подбегали вызванные вес товыми командиры. Им говорить о сложностях выполнения полу ченного приказа смысла не бы ло. Многие воевали в этих местах не первый год и отлично владе ли обстановкой. - Товарищи офицеры, во ис полнение приказа командира дивизии мной принято решение. Первый батальон срочно готовит гужевой обоз из десяти телег. За гружает боеприпасы из расчёта два боекомплекта на батальон. Силами стрелковой роты и сапёр ного взвода прокладываем путь по маршруту: озёра Песчаные - река Каменка - брод через реку Титовка. По достижении реки сапёры скрепляют телеги друг с другом и налаживают переправу. Второй батальон, усиленный миномётным взводом и отделе нием санитарной роты, получает на складах боекомплект и про дукты питания из расчёта на сутки. По готовности следует по маршруту первого батальона. После форсирования пополняет боезапас до разумного предела. Задача: выйти к дороге Титовка - Печенга в квадрате 1042 и бло кировать движение противника по ней. Позиции удерживать до особого распоряжения. Выход в 2 часа 30 минут. Связь - по радио и вестовыми. Штаб полка и резерв ный батальон - на высоте 221,0. Отлаженный за годы войны механизм полковой жизни за крутился. В пунктах боевого и продовольственного обеспече ния старшины получали патро ны и пайки сухого питания. Ез довые проверяли упряжь, шта бисты склонились над картами, солдаты проверяли оружие и перематывали портянки. Каж дый понимал, что ушедший в тундру батальон может надеять ся только на самого себя, на свои силы, на свою выучку. Узнав о предстоящем зада нии, бывалые солдаты вспоми нали июнь 1941 года. По сути, пусть только одним батальоном, но 95-му полку предстояло за вершать бои в Заполярье в тех местах, где и начинал 29 июня сорок первого. Так вот склады валась военная судьба. Благодаря многочисленным тренировкам и боевому опыту поначалу всё шло по задуманно му плану. Рано утром 11 октября 1944 года немецкие наблюда тели с высоты Барачная заме тили второй батальон, когда он находился всего в 7 километрах от намеченной цели. Горным егерям до места предполагае мого боя оставалось 12 километ ров. Понимая всю опасность складывающейся ситуации, ко мандир немецкой группировки отправляет на перехват совет ских воинов батальон горных стрелков. Фора в расстоянии не давала преимущества нашим бойцам из-за бездорожья, по которому они продвигались. У егерей под ногами была дорога, их сопровождало несколько те лег с боеприпасами, которые по том и решили исход боя, Встречный бой отличается от других сражений тем, что, как правило, противники находятся в относительно равных условиях. Нет заранее оборудованных ог невых точек, окопов, землянок. Только сопка, валуны на ней и вожделенная цель тех и других - дорога. Тут уж у кого силёнок по больше да нервы покрепче. Баталия шла почти весь день, сражались до изнеможения, до полного расхода боеприпасов, до яростных рукопашных схваток. Дорогу перекрыть не удалось. Кончились патроны, как у совет ских солдат, так и у егерей. По инерции они некоторое время ещё истязали друг друга штыка ми да сапёрными лопатками, при этом деликатно обходя ра неных. Бой стих. На глазах советских воинов егеря погрузили на теле ги своих раненых, кое-что из ору жия и убыли в сторону Печенги. Там нас ждал ещё один заслон. Бой, во время которого совершил свой подвиг Анатолий Бредов. 2-й батальон 95-го полка по терял в квадрате 1042 75 чело век погибшими. Противник ос тавил на поле боя 147 трупов. Од нополчане прикрыли тела пав ших камушками да мхом. Салют- нули. И пошли дальше, делать свою трудную фронтовую работу. В конце 50-х годов прошлого века дорога от Титовки до Печен ги приобрела новые очертания, и места былых боёв оказались на её обочине. Где-то в начале 80-х поисковики из Заполярного обнаружили на придорожной сопке останки воинов миномёт ного расчёта. Захоронили их. Потом в тех же местах подняли останки ещё 38 бойцов. В 1987 году над братской могилой ста раниями Виктора Кудинова был установлен обелиск с высечен ным на нём символическим из речением: "НАЗВАТЬ БЫ ИХ ВСЕХ ПОИМЁННО". В то время мы действительно не знали их имена, не знали подробностей боя. Только спустя несколько лет, работая в архиве, удалось выта щить имена погибших из небы тия, но для полного их возвра щения потребовался неорди нарный случай. И он произошёл. 2008 год. Победители литера турно-краеведческого конкурса "Храмы России" идут катером на Соловецкие острова. Штормит. Все попрятались в трюм. Я "штор мую” на полубаке. Со стороны надстройки появляется этакий увалень под два метра ростом. По тому, как ловко он ловит но гами палубу, понял - из наших, из моряков. Знакомимся- Игорь Ер молин, город Череповец. Рыба чил в траловом флоте. За разго вором выяснилось, что он уже несколько лет безрезультатно ищет могилу деда, погибшего в Заполярье. Вернувшись из поездки до мой, листаю свои архивные вы писки, и вот оно: "Ефрейтор 2-го батальона 95-го стрелкового пол ка Веденеев Константин Петро вич, уроженец Вологодской об- "Свеча Памяти". ласти, погиб 11 октября 1944 го да в квадрате 1042". С этого момента воины, по гибшие во время встречного боя, стали "возвращаться с войны". Благодаря материальной под держке Игоря в 2010 году мы увековечили имена всех погиб ших воинов. В 2015 году из Чере повца в Заполярье прибыла спе циально изготовленная "Свеча Памяти". Она заняла место не много выше братской могилы. У основания "Свечи" внук погиб шего героя смонтировал стойкую к непогоде книгу. Её огромные страницы может полистать каж дый посетитель. Поверьте, про читать это необычное, сделан ное в единственном экземпляре "издание" очень полезно. Подоб ного я нигде не встречал. Теперь к месту подвига вои нов 2-го батальона, к "Свече Па мяти" и к братской могиле мож но будет подняться по лестнице. Михаил ОРЕШЕТА, писатель, краевед. ■ * * ^ - 4 д а Строительство лестницы к "Свече Памяти ".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz