На страже Заполярья. 2019 год. Октябрь.

7 стр. 4 октября 2019 года л-настшЗаполярья ДЕСЯТЫЙ СТАЛИНСКИЙ УДАР "Десять сталинских ударов" - общее условное название крупнейших наступательных стратеги­ ческих операций советских войск, проведённых в 1944 году. Десятым из них стала Петсамо-Киркенесская операция войск Карельского фронта с участием сил Северного флота, проведённая с 7 по 29 ок­ тября с целью разгрома группировки германских войск на Крайнем Севере. В результате успешных действий возвращён район Печенги, используемый фашистами как плацдарм для наступления в За­ полярье, устранена угроза Мурманску, северным морским коммуникациям СССР. Войска вступили на территорию Норвегии и освободили северную её часть. С этого номера мы начинаем публиковать хро­ нологию событий Петсамо-Киркенесской опера­ ции. 7 октября Наши войска у озера Чапр под Мурманском перешли в наступление и, прорвав оборону противника, про­ двинулись на 4-10 км. Авиа­ ция Северного флота в 6 самолёто-вылетах прикры­ вала главную базу флота, аэродромы и суда в море, вела воздушную разведку. 5 тральщиков вели траление мин на маршруте остров Кильдин - Териберка и в проливе Карские Ворота. Внутренние плавания в ох­ ранении 20 кораблей и ка­ теров выполняли 14 судов. 8 октября Преодолевая упорное сопротивление врага, наши части к исходу дня форси­ ровали реку Титовку и тес­ нили противника к Луоста- ри. Авиация СФ в 17 само­ лёто-вылетах прикрывала главную базу флота, аэро­ дромы и суда в море, вела поиск мин и неприятель­ ских подводных лодок. На позицию в район Та- нафьорд - мыс Слетнес вышла подводная лодка "С-104". Внутренние плава­ ния в охранении 17 кораб­ лей и катеров выполняли 10 судов. 9 октября Вследствие продолжа­ вшегося наступления наших войск под Мурманском враг начал отход с рубежа реки Большая Западная Лица. Авиация СФ в 128 само­ лёто-вылетах, содействуя частям 14-й армии, бом­ била боевые порядки про­ тивника и порт Лиинахама- ри, где повредила транс­ порт, а также прикрывала главную базу флота, аэро­ дромы и суда в море, вела воздушную разведку. Не­ приятель атаковал наши наступающие части, бомбил аэродром Ваенга-1, повре­ див 3 самолёта. Сбито 10 вражеских самолётов. Для отвлечения врага от залива Маативуоно - основ­ ного пункта высадки - де­ монстративный десант в ко­ личестве 44 человек при поддержке эсминцев "Гре­ мящий" и "Громкий" выса­ дился в районе мыс Пик- шуев - мыс Могильный, а ди­ версионный отряд из 195 человек, начавший движе­ ние на мыс Крестовый, - в заливе Пунайнен-лахт. Не­ смотря на обстрел враже­ скими батареями на пере­ ходе морем, 3 торпедных катера, 11 сторожевых кате­ ров БО (большой охотник) и 8 сторожевых катеров МО (малый охотник) высадили 1-й и 2-й отряды основного десанта (2376 человек) на южное побережье залива. При этом из-за потери ори­ ентировки часть подразде­ лений оказалась высажен­ ной в 4 км к западу от на­ меченного пункта. Коман­ довал высадкой контр-ад­ мирал Пётр Михайлов, а непосредственное руковод­ ство десантированием осу­ ществлял капитан 1 ранга Михаил «левенский с борта ТКА-241. Подводная лодка "М-171" вышла на позицию в район мыс Харбакен - мыс Мак- каур. 7 тральщиков вели траление мин у Йоканьги, Диксона и в губе Белушья. Внутренние плавания в ох­ ранении 16 кораблей и ка­ теров выполняли 9 судов. 10 октября Наступление наших войск под Мурманском продол­ жалось. Содействуя ему, авиация СФ в 110 самолё­ то-вылетах нанесла бомбо­ во-штурмовой удар по про­ тивнику на дороге Титовка - Пороваара. Кроме того, на­ ши самолёты в налётах на Сюльтефьорд потопили сторожевой катер, на Вад- сё - 2 самоходные баржи и 10 мотоботов, у острова Бу- гей - 6 мотоботов, а также вели разведку и поиск вра­ жеских подводных лодок и мин у Горла Белого моря, прикрывали наши насту­ пающие части, главную базу флота и аэродромы, поте­ ряв 1 Ил. 8 торпедных катеров в за­ ливе Маативуоно высадили 3-й отряд десанта (461 че­ ловек), который при под- Демонстративный отряд де­ санта с противником встреч не имел, а потому был снят с берега и возвращён на полуостров Рыбачий. В ходе Петсамо-Кир­ кенесской операции брига­ да штурмовала укреплён­ ную полосу в горловине полуострова, на горном хребте Муста-Тунтури. 10 октября 1944 года ба­ тальон бригады вёл бой за высоту 260. В ходе штур­ ма краснофлотец Алексей Клепач первым ворвался во вражеские траншеи, за­ бросал гранатами две ог­ невые точки и уничтожил четырёх солдат против­ ника. В это время открыл фланговый огонь пулемёт из хорошо замаскирован­ ного дзота. Краснофло­ тец Клепач, вооружившись гранатами и прижимаясь к скалам, сумел подобрать­ ся к огневой точке на 10­ 15 метров, но дальнейшее продвижение незамечен­ ным было невозможным. лодка "С-102". 6 тральщи­ ков вели траление мин у Кольского залива, остро­ ва Диксон, губы Белушья, Йоканьги и в проливе Югор­ ский Шар. Межбазовые пе­ реходы выполняли 4 эсмин­ ца, а внутренние плавания в охранении 7 кораблей и катеров - 6 судов. 11 октября В ходе продолжавшегося наступления наши войска очистили от врага восточ­ ный берег реки Большая Западная Лица и форси­ ровали реку Петсамо-Йоки. 12-я бригада морской пехо­ ты полностью очистила от немцев хребет Муста-Тун­ тури. В одной из атак подвиг Матросова повторил стар­ ший сержант Леонид Мус- тейкис. Авиация СФ в 201 самолёто-вылете содейст­ вовала нашему наступле­ нию и нанесла бомбово­ штурмовой удар по дороге Титовка - Пороваара. Кро­ ме того, ею у Бекфьорда в атаке конвоя противника Ilf.TCAM O ItM HlF.JIH ГКАЙ IU I 1 > 11 Л ТК 1 Ы»\М O llf 1 'ДЦИН 7 21 » .4 глбра IV H . держке эсминцев "Гремя­ щий”, "Громкий" и артилле­ рии Северного оборони­ тельного района (СОР) сов­ местно с ранее высаженны­ ми отрядами овладел побе­ режьем залива у мысов Пунайненниеми, Аххионие- ми, Сантериниеми. Затем была прорвана оборона не­ приятеля, начавшего спеш­ ный отход к озеру Устояр- ви, им удерживались лишь опорные пункты на горном хребте Муста-Тунтури. При взятии высоты 260 крас­ нофлотец Алексей Клепач повторил подвиг Матросо­ ва, закрыв своим телом ам­ бразуру вражеского дота. Тогда Алексей Клепач вы­ скочил из-за укрытия пря­ мо перед пулемётом, мет­ нул в него гранату, сам был тяжело ранен пуле­ мётным огнём. После раз­ рыва гранаты дзот ока­ зался невредим, красно­ флотец смог подобрать­ ся к пулемёту и закрыл телом амбразуру. Подводная лодка "С-51" (капитан 3 ранга Констан­ тин Колосов) у Порсангер- фьорда 2-торпедным зал­ пом потопила миноносец и повредила сторожевой ко­ рабль неприятеля. На по­ зицию мыс Маккаур - Бер- левог вышла подводная топмачтовым способом по­ топлены 2 транспорта (2 и 6 тыс. тонн), 2 сторожевых корабля и 2 сторожевых катера и повреждён ещё один транспорт, в Лангфьор- де потоплены 2 транспорта (2 и 4 тыс. тонн), стороже­ вой корабль и повреждены 2 транспорта и 3 стороже­ вых корабля, а в Киркенесе потоплены транспорт (8 тыс. тонн) и баржа. В небе Запо­ лярья сбит самолёт врага, который, по данным штаба, стал тысячным самолётом, потерянным противником здесь. Один наш самолёт не вернулся на аэродром. Подводная лодка "В-2" (капитан-лейтенант Алек­ сей Щёкин) у мыса Нордкин 4-торпедным залпом пото­ пила 1 сторожевой корабль V-6517 и повредила траль­ щик из конвоя в составе: транспорт, 2 сторожевых корабля и 2 тральщика. Впервые на нашем флоте для выполнения задачи по поиску и атаке конвоя с использованием радиоло­ кационной станции (РЛС) вышел отряд торпедных катеров и вылетела группа самолётов. РЛС была уста­ новлена на ТКА-230. Од­ нако из-за ошибки её опе­ ратора один из торпедных катеров 2-торпедным зал­ пом атаковал прибрежные камни. 4 тральщика вели траление мин у Йоканьги и Диксона, а также в проливе Югорский Шар. Межбазо- вые переходы выполняли 2 эсминца, а внутренние пла­ вания в охранении 10 ко­ раблей и катеров - 9 судов. 12 октября Наши части овладели посёлком и аэродромом Луостари, форсировали ре­ ку Западная Лица, а части 63-й бригады морской пехо­ ты вышли на Государствен­ ную границу СССР. Авиация СФ в 171 самолёто-вылете наносила бомбово-штур­ мовые удары по противнику на дороге Печенга - озеро Ярфьорд, по его артбата- рее на мысе Крестовый и по Киркенесу, где потопила транспорт (5 тыс. тонн) и неопознанное судно, а так­ же сбросила продоволь­ ствие и боеприпасы дивер­ сионному отряду. Кроме то­ го, в ходе поиска кораблей противника ею трижды - у мыса Маккаур, у Конгсфьор- да и у Берлевога - атакован конвой неприятеля, из со­ става которого потоплены миноносец, сторожевой ко­ рабль, тральщик и 3 сторо­ жевых катера и повреж­ дены 2 транспорта, а в Ва- рангер-фьорде потоплены 2 баржи и 3 мотобота. Сби­ то 6 вражеских и потеряно 4 наших самолёта. 3 группы боевых катеров: 2 торпедных катера (капи­ тан-лейтенант Александр Шабалин), 5 торпедных ка­ теров (капитан 2 ранга Сергей Коршунович), тор­ педный катер и 6 стороже­ вых катеров МО (гвардии капитан 3 ранга Сергей Зю­ зин, он же - командир де­ санта), преодолев сопро­ тивление врага, высадили в порту Лиинахамари 610 че­ ловек. При этом 1 торпед­ ный катер и 1 сторожевой катер МО получили повреж­ дения, а сторожевой катер МО-428 сел на камни и был оставлен экипажем по при­ казу командира высадки. Десант овладел высотами у Лиинахамари. Продолжая поиск про­ тивника, 3 торпедных кате­ ра по данным установлен­ ной на ТКА-230 РЛС сбли­ зились и атаковали конвой неприятеля у мыса Лангбу- нес, потопив 3 транспорта (около 6, 4 и 8 тыс. тонн). Затем наведённая на кон­ вой другая группа из 3 тор­ педных катеров потопи­ ла сторожевой корабль и тральщик. Результативны­ ми были и действия под­ водников. Подводная лод­ ка "М-171" (капитан-лейте­ нант Георгий Коваленко) у мыса Харбакен 2-торпед- ным залпом потопила сто­ рожевой корабль врага, "С-104" (капитан 3 ранга Ва­ силий Тураев) у Берлевога 4-торпедным залпом - транс­ порт "Лумме" и противоло­ дочный корабль UJ-1220, а "В-2" (капитан-лейтенант Алексей Щёкин) у мыса Нордкин 4-торпедным зал­ пом потопила сторожевой корабль V-2015 и повреди­ ла тральщик. 2 тральщика вели трале­ ние мин у Кольского зали­ ва. На боевую подготовку выходили подводная лод­ ка, эсминец и сторожевой катер БО. В ходе неё эсми­ нец "Урицкий" и БО-212 ата­ ковали и повредили немец­ кую подводную лодку. Меж­ базовые переходы выпол­ няли 2 эсминца, а внутрен­ ние плавания в охранении 19 кораблей и катеров - 13 судов. 13 октября Наши войска вели упор­ ные бои на подступах к Пе- ченге. Десант продвигался к Лиинахамари. Авиация СФ в 49 самолёто-вылетах бомбила позиции врага, прикрывала наши войска и суда в море, искала кораб­ ли противника, потопив у Рольвсейсунда тральщик и в Вадсё 6 мотоботов. На позицию к мысу Норд­ кап вышла подводная лод­ ка "С-14", а "С-51" и "М-171" возвратились в базу. 2 траль­ щика вели траление мин в Кильдинской салме и в про­ ливе Югорский Шар. Внут­ ренние плавания в охране­ нии 16 кораблей и катеров выполняли 13 судов. Подготовила Наталья ЕЛЕНИНА. Продолжение следует. Тот, кто сегодня ездит по федеральной трассе "Кола" в сто­ рону посёпка Печенга, не может не обратить внимания на странное сооружение, которое медленно продвигается на сопку, расположенную на 1498-м километре автодороги. Тот, кто останавливается, узнаёт: в одной из точек боевой славы Запопярья энтузиасты при поддержке АО "Кольская ГМК" строят лестницу к одному из самых интересных на Кольской земле памятников. Так продолжается история, начало которой было попожено ровно 75 пет назад, 11 ок­ тября 1944 года, во время проведения Петсамо-Киркенес- ской наступательной операции. ВСТРЕЧНЫЙ БОЙ i\ С первых часов намеченный план проведения наступления стал давать сбои. Из-за непого­ ды не смогла подняться в воздух авиация, горные егеря отчаян­ но сопротивлялись на высотах Большой и Малый Кариквайвишь. Командующий фронтом генерал армии Кирилл Мерецков читал донесения и становился всё мрачнее и мрачнее - войска про­ тивника ускользали из котла. Ещё день-два, и выход к посёлку Печенга не принесёт задуман­ ного результата, егеря уйдут в Норвегию. Командующий потребовал всеми возможными способами задержать продвижение про­ тивника, отступающего от реки Западная Лица и хребта Муста- Тунтури. Наперерез врагу по пол­ ному бездорожью были броше­ ны батальоны полков 14-й стрел­ ковой дивизии: 155-го и 325-го - в район озера Сантаярви (се­ годня вододром 61-й отдельной Киркенесской бригады морской пехоты), и 95-го - к месту, где дорогу от Титовки до Печенги пе­ ресекала граница между СССР и Финляндией. Получив приказ на проведе­ ние операции, командир 95-го полка майор Цыпышев призаду­ мался. В тех местах ему при­ ходилось воевать в финскую кам­ панию. Потом, уже в июне 1941 года, опять же в тех местах про­ ливалась кровь однополчан. Местность знакомая, родная. Это и радовало, и пугало. Майор прекрасно понимал, что придёт­ ся столкнуться с бездорожьем, множеством озёр, болот. Их ждёт сложная преграда - бурная река Титовка. Как её преодолеть? На плечах ни понтоны, ни лодки не унесёшь, резиновых плавсредств нет и в помине. Вариант один: вброд по ледяной воде, по дну, усеянному скользкими валуна­ ми. Купель неизбежна, а дальше ещё километров десять до до­ роги. Потом бой. Выдержат ли солдаты такой двадцатикило­ метровый марш-бросок? Все это промелькнуло в голо­ ве офицера, пока к штабной па­ латке подбегали вызванные вес­ товыми командиры. Им говорить о сложностях выполнения полу­ ченного приказа смысла не бы­ ло. Многие воевали в этих местах не первый год и отлично владе­ ли обстановкой. - Товарищи офицеры, во ис­ полнение приказа командира дивизии мной принято решение. Первый батальон срочно готовит гужевой обоз из десяти телег. За­ гружает боеприпасы из расчёта два боекомплекта на батальон. Силами стрелковой роты и сапёр­ ного взвода прокладываем путь по маршруту: озёра Песчаные - река Каменка - брод через реку Титовка. По достижении реки сапёры скрепляют телеги друг с другом и налаживают переправу. Второй батальон, усиленный миномётным взводом и отделе­ нием санитарной роты, получает на складах боекомплект и про­ дукты питания из расчёта на сутки. По готовности следует по маршруту первого батальона. После форсирования пополняет боезапас до разумного предела. Задача: выйти к дороге Титовка - Печенга в квадрате 1042 и бло­ кировать движение противника по ней. Позиции удерживать до особого распоряжения. Выход в 2 часа 30 минут. Связь - по радио и вестовыми. Штаб полка и резерв­ ный батальон - на высоте 221,0. Отлаженный за годы войны механизм полковой жизни за­ крутился. В пунктах боевого и продовольственного обеспече­ ния старшины получали патро­ ны и пайки сухого питания. Ез­ довые проверяли упряжь, шта­ бисты склонились над картами, солдаты проверяли оружие и перематывали портянки. Каж­ дый понимал, что ушедший в тундру батальон может надеять­ ся только на самого себя, на свои силы, на свою выучку. Узнав о предстоящем зада­ нии, бывалые солдаты вспоми­ нали июнь 1941 года. По сути, пусть только одним батальоном, но 95-му полку предстояло за­ вершать бои в Заполярье в тех местах, где и начинал 29 июня сорок первого. Так вот склады­ валась военная судьба. Благодаря многочисленным тренировкам и боевому опыту поначалу всё шло по задуманно­ му плану. Рано утром 11 октября 1944 года немецкие наблюда­ тели с высоты Барачная заме­ тили второй батальон, когда он находился всего в 7 километрах от намеченной цели. Горным егерям до места предполагае­ мого боя оставалось 12 километ­ ров. Понимая всю опасность складывающейся ситуации, ко­ мандир немецкой группировки отправляет на перехват совет­ ских воинов батальон горных стрелков. Фора в расстоянии не давала преимущества нашим бойцам из-за бездорожья, по которому они продвигались. У егерей под ногами была дорога, их сопровождало несколько те­ лег с боеприпасами, которые по­ том и решили исход боя, Встречный бой отличается от других сражений тем, что, как правило, противники находятся в относительно равных условиях. Нет заранее оборудованных ог­ невых точек, окопов, землянок. Только сопка, валуны на ней и вожделенная цель тех и других - дорога. Тут уж у кого силёнок по­ больше да нервы покрепче. Баталия шла почти весь день, сражались до изнеможения, до полного расхода боеприпасов, до яростных рукопашных схваток. Дорогу перекрыть не удалось. Кончились патроны, как у совет­ ских солдат, так и у егерей. По инерции они некоторое время ещё истязали друг друга штыка­ ми да сапёрными лопатками, при этом деликатно обходя ра­ неных. Бой стих. На глазах советских воинов егеря погрузили на теле­ ги своих раненых, кое-что из ору­ жия и убыли в сторону Печенги. Там нас ждал ещё один заслон. Бой, во время которого совершил свой подвиг Анатолий Бредов. 2-й батальон 95-го полка по­ терял в квадрате 1042 75 чело­ век погибшими. Противник ос­ тавил на поле боя 147 трупов. Од­ нополчане прикрыли тела пав­ ших камушками да мхом. Салют- нули. И пошли дальше, делать свою трудную фронтовую работу. В конце 50-х годов прошлого века дорога от Титовки до Печен­ ги приобрела новые очертания, и места былых боёв оказались на её обочине. Где-то в начале 80-х поисковики из Заполярного обнаружили на придорожной сопке останки воинов миномёт­ ного расчёта. Захоронили их. Потом в тех же местах подняли останки ещё 38 бойцов. В 1987 году над братской могилой ста­ раниями Виктора Кудинова был установлен обелиск с высечен­ ным на нём символическим из­ речением: "НАЗВАТЬ БЫ ИХ ВСЕХ ПОИМЁННО". В то время мы действительно не знали их имена, не знали подробностей боя. Только спустя несколько лет, работая в архиве, удалось выта­ щить имена погибших из небы­ тия, но для полного их возвра­ щения потребовался неорди­ нарный случай. И он произошёл. 2008 год. Победители литера­ турно-краеведческого конкурса "Храмы России" идут катером на Соловецкие острова. Штормит. Все попрятались в трюм. Я "штор­ мую” на полубаке. Со стороны надстройки появляется этакий увалень под два метра ростом. По тому, как ловко он ловит но­ гами палубу, понял - из наших, из моряков. Знакомимся- Игорь Ер­ молин, город Череповец. Рыба­ чил в траловом флоте. За разго­ вором выяснилось, что он уже несколько лет безрезультатно ищет могилу деда, погибшего в Заполярье. Вернувшись из поездки до­ мой, листаю свои архивные вы­ писки, и вот оно: "Ефрейтор 2-го батальона 95-го стрелкового пол­ ка Веденеев Константин Петро­ вич, уроженец Вологодской об- "Свеча Памяти". ласти, погиб 11 октября 1944 го­ да в квадрате 1042". С этого момента воины, по­ гибшие во время встречного боя, стали "возвращаться с войны". Благодаря материальной под­ держке Игоря в 2010 году мы увековечили имена всех погиб­ ших воинов. В 2015 году из Чере­ повца в Заполярье прибыла спе­ циально изготовленная "Свеча Памяти". Она заняла место не­ много выше братской могилы. У основания "Свечи" внук погиб­ шего героя смонтировал стойкую к непогоде книгу. Её огромные страницы может полистать каж­ дый посетитель. Поверьте, про­ читать это необычное, сделан­ ное в единственном экземпляре "издание" очень полезно. Подоб­ ного я нигде не встречал. Теперь к месту подвига вои­ нов 2-го батальона, к "Свече Па­ мяти" и к братской могиле мож­ но будет подняться по лестнице. Михаил ОРЕШЕТА, писатель, краевед. ■ * * ^ - 4 д а Строительство лестницы к "Свече Памяти ".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz