На страже Заполярья. 2019 год. Октябрь.

5 стр. ★настгт алиям 4 октября 2019 года ДВАЖДЫ ПОБИЛИ РЕКОРДЫ зительно на 35-40 кило­ метров. Здесь полярник решил повернуть обратно. шественникам показался ещё труднее. В мае насту­ пили тёплые дни. Лёд по- В экспедицию, организованную для изучения Зем­ ли Франца-Иосифа герцогом Абруццким, вошло 30 человек, в основном итальянцы и норвежцы. Сре­ ди научного состава, кроме самого герцога, были капитан Каньи, которому поручалось производст­ во геофизических работ, лейтенант Кверини и врач Кавалли-Молинелли, капитаном судна "Стелла Поларэ" ("Полярная Звезда") был норвежец Карл Эвенсен. План похода состоял в том, чтобы достичь самой северной широты в районе Земли Франца-Иосифа, организовать там продоволь­ ственную базу и после зимовки по льду достичь Северного полюса. В июне 1899 года "Стел- покинула Флору и вошла в ла Поларэ" покинула Хри- Британский канал, успешно стианию, прибыла в Ар­ хангельск и, погрузив здесь ездовых собак, (I доставленных из Запад- ' ной Сибири, 13 июля направилась к архипелагу. Уже через неделю судно подошло к мысу Флора. Здесь на случай возможной гибели корабля были оста­ влены четыре шлюпки, пять тонн угля и запас продо­ вольствия для 20 человек на восемь месяцев. Эти запасы впоследствии очень пригодились зимовавшей здесь в 1904-1905 годах эк­ спедиции Фиала, а также партии Альбанова, при­ шедшей сюда летом 1914 года без всяких припасов. 26 июля "Стелла Поларэ" История освоения ЗФИ пройдя через который, на­ правилась в море Викто­ рии. 8 августа исследовате­ ли достигли широты 82° 04’, поставив тем самым ре­ корд для свободно плава­ ющего судна в европейском секторе Арктики, который был побит лишь в 1929 году. Зимовочную базу было решено разбить на острове Рудольфа в бухте Теплиц, совершенно не защищён­ ной от напора льдов с мо­ ря, в чём участники экспе­ диции смогли убедиться уже 8 сентября, когда льды "Стелла Поларэ" в бухте Теплиц была зажата льдами. стали давить на судно. Оно получило значительную течь - путешественники были вынуждены покинуть корабли. Отправляясь в плава­ ние, экспедиция предпо­ лагала зимовать на "Стел­ ла Поларэ", но при создав­ шемся положении это ока­ залось невозможно. Приш­ лось срочно выгружать про­ довольствие, топливо и сна­ ряжение на берег. Там у залива поставили две палатки, над которыми соорудили третью из па­ русины. Слой воздуха между палат­ ками служил хо­ рошим изоля­ тором, и в самые хо­ лодные дни, когда топилась печь, тем­ пература воздуха внутри держалась около 15 градусов теппа, а ночью не спускалась ниже од­ ного градуса. Зимовка прошла вполне благополуч­ но, если не считать того, что герцог Аб- руццкий отморозил себе руку, иему приш­ лось удалить два пальца. Это лишило его возмож­ ности принять участие в походе к полюсу, и он по­ ручил руководство партией капитану Каньи. Когда на­ ступили светлые дни, экспе­ диция стала готовиться к санному походу. 11 марта 1900 года Ум­ берто Каньи, имея в своём распоряжении 13 нарт, в которые были впряжены 102 собаки, начал свой путь. Полюсная партия сопро­ вождалась двумя вспомо­ гательными - по три чело­ века в каждой. Они долж­ ны были доставить про­ довольствие как можно даль­ ше на север с тем, чтобы Каньи начал расходовать основное продовольствие позже. Такая организация дела должна была гаранти­ ровать благоприятный исход экспедиции. Однако первой вспо­ могательной партии не суждено было возвра­ титься в бухту Теплиц. Лейтенант Кверини, ма­ шинист Стеккен и горный проводник Олльер про­ пали без вести. Обстоя­ тельства их гибели так и остались тайной. Вторая партия благополучно до­ стигла острова Рудольфа. Группа Каньи напра­ вилась дальше на се­ вер. Продвигаться среди хаотичного нагромож- 1 #мля Фр/тш» Иосифа <1 К t « tl Земля Франца-Иосифа. дения торосов было неве­ роятно трудно. Иногда це­ лыми часами приходилось прорубать топором путь для собак и саней. Местами дорогу преграждали широ­ кие каналы. К тому же стоя­ ли сильные морозы, от ко­ торых непривычные к холоду итальянцы очень страдали. Спальные мешки отвер­ девали, внутри от дыхания они покрывались инеем, который ночью постепенно таял, и тогда приходилось спать в мокрых, холодных мешках, а когда путешест­ венники выпезали из них, одежда замерзала. Медленно продвигаясь к полюсу, Каньи 25 апреля достиг северной широты 86°34’, побив таким образом рекорд, поставленный Нан­ сеном в 1895 году, прибли­ "25 апреля 1900 года - широта 86°3', долгота 68° к востоку от Гринвича. Достигнув этого пункта, я возвращаюсь, имея при себе съестных припасов на 30 дней, 200 пайков лем- микана, 4 нарты и 34 соба- степенно таял. Мокрый снег, покрывавший его поверхность, очень за­ труднял продвижение. Часто приходилось пе­ ретаскивать сани по искус­ ственным ледяным мос­ там, наскоро перебро­ шенным через полыньи, или переправляться на льдинах, попьзуясь ими как паромом. Не при­ держиваясь основного курса, путешественники передвигались так, как поз­ воляло состояние льда. Часто люди проваливались, падали в воду, продоволь­ ствие и груз промокали. Число собак уменьшалось, от этого всё труднее было тащить тяжёлые сани, запасы Медленно продвигаясь к полюсу, Каньи 25 апреля достиг широты 86°34’, побив таким образом рекорд, поставленный Нансеном в 1895 году, приблизительно на 35-40 ки­ лометров ки с 300 пайками для них. Все здоровы. Каньи", - пи­ сал исследователь в своих записках. Обратный путь утомлён­ ным и истощённым путе­ продовольствия с каждым днём сокращались, а тече­ нием путников увлекало всё дальше и дальше на запад. В июне положение путе­ шественников стало поис- тине катастрофическим. "Чтобы получить воду для питья, мы растапли­ вали снег, горючим материалом нам слу­ жит собачий жир, - писал Каньи 8 июня. - Копоть от фитиля падает в кастрюлю и ложится чёрным сло­ ем на снег. Вода, об­ разовавшаяся из него, принимает тёмный цвет и отдаёт не особенно приятным вкусом жира, тем не менее мы пьём её с удовольствием". 13 июня 1900 года партия достигла остро­ ва Оманей, располо­ женного на восемь гра­ дусов к западу от мес­ та зимовки экспеди­ ции. Последний пере­ ход на базу был неве­ роятно труден. Голод­ ным, измученным людям приходилось перескакивать со льдины на льдину, кото­ рые то погружались в воду, то опрокидывались под ногами. Наконец 23 июня Каньи со своими спутника­ ми достиг бухты Теплиц, пробыв в пути 104 дня. Они возвратились только с двумя санями и семью собаками. Тем временем осталь­ ные участники экспедиции в бухте Теплиц начали ра­ боты по ремонту судна и его освобождению ото льда, а по возвращении группы Каньи "Стелла Поларэ" по­ кинула остров Рудольфа и направилась на юг. Шест­ надцать дней судно про­ бивалось сквозь льды око­ ло Земли Франца-Иосифа, пока вышло на свободную воду. В сентябре оно при­ было в Норвегию. Научные результаты эк­ спедиции Абруццкого не были значительными. Наи­ большего внимания заслу­ живает тот факт, что во вре­ мя своего путешествия к по­ люсу Каньи не обнаружил никаких следов существова­ ния острова Земля Петер- мана, указанного на картах первооткрывателя ЗФИ Юлиуса Пайера. Подготовила Анна КОРОЛЬКОВА. ПОЗЫВНЫЕ ИЗ МОТОВСКОГО ЗАЛИВА Окончание. Начало в номерах за 9, 16, 23 августа, 6, 13, 20,27 сентября. Карпунин Вячеслав Петрович Третий командир "Декабриста" ро­ дился 13 февраля 1909 года. В ВМС РККА с 1927 года. С февраля 1931 года, после окончания ВМУ им. М.В. Фрунзе, начал службу исполняющим должность штурмана подводной лодки "Д-1" "Декабрист". С мая 1932 года, после окончания командирского класса Учебного отряда подводного плавания им. С.М. Кирова, служил минёром и дублёром командира подводной лодки "Краснофлотец", с сентября 1932 года в той же должности на подводной лодке "Большевик" 1-й бригады подводных лодок МСБМ. С февраля 1933 года - помощник командира подводной лодки "Д-2" "На­ родоволец". С марта 1935 года - помощник ко­ мандира, с июня - командир подводной лодки "Декабрист". Командовал ею почти три года. В августе 1936 года Вячеслав Карпунин, будучи командиром "Д-1", в составе дивизиона подводных лодок совершил поход к Новой Земле. Мне хотелось не только кратко пе­ речислить его биографические сведе­ ния, но и рассказать, какой след оста­ вил этот подводник в истории Северного флота. Здесь помогли воспоминания адмирала Николая Виноградова, ко­ торый в Великую Отечественную войну командовал бригадой подводных лодок Северного флота и хорошо знал Вя­ чеслава Петровича Карпунина. Вот что написал о нём Николай Виноградов: "О роли В.П. Карпунина во всех наших поисках и новшествах необходимо сказать особо. Это один из самых авторитетных и опытных подводников Северного флота. До войны Вячеслав Петрович служил на разных подводных лодках в должностях штурмана, помощ­ ника, некоторое время командовал первенцем отечественного подводного кораблестроения - подводной лодкой "Д-1" ("Декабрист"), был командиром дивизиона подводных лодок. В 1939 го­ ду убыл на учёбу в Военно-морскую ака­ демию, по окончании которой вновь вернулся на Север, теперь уже на штаб­ ную работу - на должность начальника подводного отдела штаба флота. Здесь и раскрылся в полной мере его талант - талант аналитика, исследователя". Вячеслав Петрович Карпунин многое сделал и просчитал для выхода под­ водных лодок флота с разведчиками, высаженными в тыл противника на территории Северной Норвегии. С января 1943 года Карпунин служил начальником организационного отдела 1-го управления подводного плавания ВМФ, с ноября того же года - началь­ ником отдела подводного плавания штаба СФ. С июля 1945 года он - заместитель начальника оперативного управления ГМШ ВМФ. Участвовал в войне с Япо­ нией (1945). В 1946-1947 годах принимал участие в работе Комитета военно-морских экспер­ тов по подготовке мирных договоров с Италией, Румынией, Венгрией, Бол­ гарией, Финляндией. С мая 1948 года находился в Италии при разделе ко­ раблей и судов бывшего итальянского а Герои советского подплава флота. С мая 1950 года временно испол­ нял должность заместителя началь­ ника 2-го (разведывательного) управ­ ления ГМШ ВМФ. С февраля 1951 года - начальник кафедры, с августа 1960 года - заместитель начальника кафедры опе­ ративного искусства ВМФ Военной ака­ демии Генерального штаба ВС СССР им. К.Е. Ворошилова. Награждён тремя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Ушакова II степени, Отечественной войны I степени, Крас­ ной Звезды, медалями, именным ору­ жием. Колышкин Иван Александрович Окончил школу рулевых в Кронштадте (1925 год), параллельные классы при Военно-морском училище им. М.В. Фрун- Колышкин Иван Александрович. зе (1932 год), командирский курс УОПП им. С.М. Кирова (1935 год), военно­ морской факультет Военной академии Генерального штаба им. К.Е. Вороши­ лова (1950 год). В составе экспедиции особого наз­ начения вместе с ПЛ по Беломорско­ Балтийскому каналу перешёл на Север и вошёл в состав Северной военной флотилии. В июле 1938 года назначен командиром 2-го дивизиона подводных лодок СФ. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. На ПЛ "Щ-402" выходил в Баренцево и Норвежское моря для несения дозорной службы и выполнения разведывательных задач. Командир 3-го дивизиона бригады подводных лодок. На войне с июня 1941 года. Опытный, технически грамотный подводник, требовательный командир, умело руководил боевыми действиями дивизиона. Участвовал в походах лодок к берегам противника с молодыми командирами, личным примером учил их бесстрашию и отваге. В экстре­ мальных ситуациях принимал един­ ственно верное решение. В наградном листе говорится: "Под личным руководством товарища Колышкина потоплено 3 транспорта общим водоизмещением 27 тысяч тонн. Лодки 3-го дивизиона бригады подвод­ ных лодок, которым командует капитан 2 ранга Колышкин, потопили за время войны с германскими захватчиками 72.500 тонн". Первый из советских моряков-под- водников, удостоенный в годы Великой Отечественной войны звания Герой Советского Союза. Награждён двумя ор­ денами Ленина, пятью орденами Крас­ ного Знамени, орденом Ушакова II сте­ пени, Красной Звезды, медалями, именным оружием. Августинович Михаил Петрович Родился 10 ноября 1912 года в Вар­ шаве. Русский. Вице-адмирал. С августа 1930 года - курсант Военно-морского училища им. М.В. Фрунзе. С декабря 1932 года по март 1933 года - курсант Военно-морского училища им. ЛКСМУ в Севастополе. В июле 1933 года назна­ чен дивизионным артиллеристом Се­ верной военной флотилии. С июля по октябрь 1933 года - командир БЧ-2 плавбазы "Умба". Слушатель Учебного отряда подводного плава­ ния им. С.М. Кирова. Помощ­ ник командира подводной лодки "Д-1 ""Декабрист” с 9 августа 1936 года по май 1937 года. В июне 1938 го­ да - командир подводной лодки "Декабрист" Север­ ного флота. В декабре 1946 года наз­ начен начальником штаба, а в июле 1947 года - ко­ мандиром бригады подвод­ ных лодок СФ. Слушатель военно-мор­ ского факультета ВАГШ Во­ оружённых сил СССР имени К.Е. Ворошилова. Старший советник ко­ мандующего ВМС КНР (1956), началь­ ник отдела ОУ ГШ ВМФ (1957), адмирал- инспектор подводных сил Главной ин­ спекции МО СССР (1968). Награждён орденом Ленина, Крас­ ного Знамени, орденами Нахимова II степени, Отечественной войны I сте­ пени, орденом Красной Звезды, многи­ ми медалями. Ельтищев Фёдор Максимович Шестой командир подводной лодки "Декабрист" с октября 1939 по 13 нояб­ ря 1940 года. Он родился 21 апреля 1912 года в селе Ильинки, ныне Узловского района Тульской области. Работал в геолого­ разведочной партии "Москвауголь", В 1934 году окончил ВМУ имени М.В. Фрунзе, в 1938 году - курсы комсостава Учебного отряда подводного плавания имени С.М. Кирова. В 1934-1936 годах был штурманом в отдельном дивизионе подводных лодок Северной военной флотилии. С марта 1938 года командир подводной лодки "Щ-403". О Фёдоре Ельтищеве в фондах Во­ енно-морского музея Северного флота нет никаких воспоминаний сослужив­ цев. Лишь только у Героя Советского Союза контр-адмирала Ивана Колыш­ кина я нашла следующее упоминание о Фёдоре Максимовиче: "Октябрь 1939 года. Я хорошо помню, как осенним утром 1939 года меня вызвали в штаб бригады: - Иван Александрович, четыреста двадцать четвёртая "щука" должна в дозор выходить, а командир там допуска не имеет. Кого из ваших можно обеспе­ чивающим послать? - Ельтищева, - назвал я фамилию одного из наиболее опытных команди­ ров своего дивизиона и заспешил к ка­ теру - дела торопили меня в Мурманск. Когда я вернулся в Полярное, то был буквально потрясён известием: - Четыреста двадцать четвёртая погибпа. Спаслось лишь несколько человек. Шуйского, видно, судить будут. Как погибла, почему? Какое отно­ шение к этому имеет Шуйский? Оказывается, пока я отсутствовал, события разворачивались так. Ельти- щеву, сославшись на меня, предложили быстренько перебраться на "Щ-424" и идти на ней обеспечивающим в дозор. Он ответил "есть", но внёс маленькую поправку: - В море я могу выйти через два-три дня. - Как так через три дня? - возмутились в штабе. - Сейчас надо выходить, понимаете, сейчас! Но осмотрительный и твёрдый в ре­ шениях, Ельтищев стоял на своём: - Я должен ознакомиться с лодкой и с командой, иначе я буду там балластом. А на это нужно время. Два-три дня - реальный срок. Переспорить его не могли, тем более что в своих доводах он был по существу прав. "Щ-424" не входила в наш дивизион и конструктивно кое в чём отличалась от лодки, на которой ходил Ельтищев. И людей с неё он действительно не знал. От строптивого командира отступились. И несколько часов спустя он мог бла­ годарить и свою судьбу, и свою прин­ ципиальность, по поводу которой в шта­ бе во время горячего спора было отпу­ щено немало едких эпитетов. Однако, забегая вперёд, скажу, что в дальнейшем эта самая судьба обош­ лась с ним очень жестоко: через год, став командиром "Д-1", он погиб...” . 20 октября 1939 года Фёдор Макси­ мович был назначен командиром "Д-1". 13 ноября 1940 года погиб вместе с экипажем "Декабриста" во время учения в Мотовском заливе Баренцева моря. Причина гибели пока неизвестна. Подготовила Алевтина КРИВЕНКО. Призыв-2019 ЗАДАЧИ БУДУТ ВЫПОЛНЕНЫ Врегионе стартовала осенняяпризывная кампания В Федеральном законе > "О воинской обязанности и военной службе" появи­ лись изменения. Новшест­ во заключается в том, что граждане, которые имели право на отсрочку, могут Перед началом мероприятия Алек­ сандр Хомяков наградил благодар­ ственными письмами участников методического сбора, проявивших себя во время весеннего призыва. по собственному желанию пройти пов­ торное медицинское освидетельствова­ ние. Если медицинская комиссия приз­ нает, что молодой человек вылечил за­ болевания, препятствующие прохожде­ нию военной службы по призыву, то он имеет право пополнить ряды Воору­ жённых сил. Раньше, когда граждане, подле­ жащие призыву на военную службу, уезжали в другой регион, например, на обучение, они не могли стать на воин­ ский учёт, так как у них не было местной регистрации. Теперь новым законом установпено, что молодой человек будет призван оттуда, где на момент призыва он фактически проживает. Также увеличены выплаты жёнам призывников, имеющим детей. Теперь сумма пособия на одного ребёнка сос­ тавляет 11900 рублей ежемесячно. Если супруга молодого человека, подлежа­ щего призыву, находится на шестом месяце и бопее поздних сроках бере­ менности, она получает единовремен­ ное пособие от государства в размере 28000 рубпей. В завершение пресс-конференции военный прокурор Мурманского гар­ низона полковник юстиции Юрий Кир­ гизов рассказал, что в соответствии с решением прокурора Северного фпота в пяти городах Мурманской обпасти будут сформированы пункты изучения прав призывника, на каждом из которых будет работать юрист. Там родители и молодые люди, подлежащие призыву, смогут получить бесплатную консуль­ тативную помощь. Яна РАХИМОВА Фото автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz