На страже Заполярья. 2019 год. Октябрь.
4 стр. ★ ю п т алиям 4 октября 2019 года 4 8 октября - День командира надводного, подводного и воздушного корабля ВМФ России Командир самолёта Ил-22 Краснознамённой гвардейской авиабазы Северного флота гвардии майор Сергей Шерстюгин считает свою работу не только одной из самых романтичных, но и очень ответственной. - В детстве мне кем только не хотелось стать, - рассказывает Сергей Геннадьевич. - Манили самые разные профессии. И только уже под конец учёбы в школе я решил - буду лётчиком. Причём не пилотом граждан ской авиации, а лётчиком воен ным. Даже не скажу, почему именно в этом качестве я себя представлял, ведь среди моих родственников не было ни воен нослужащих, ни тем более лёт чиков. А если учесть, что в то вре мя (середина 90-х годов прош лого столетия) носить офи церские погоны было не престижно, свой выбор могу объяснить только тем, что в юношеском возрасте каждый че ловек - романтик. Впрочем, я сейчас нисколько не жа лею о принятом в своё время ре шении. Молодой че лове к сначала надеялся стать лётчиком-истре- бителем и по дал документы в Качинское высшее воен ное авиацион ное училище лётчиков. Но под вёл рост - слишком высокий для истребителя. Поэтому ему пред ложили попробовать поступить в Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков. После успешной сдачи экзаме нов и прохождения профессио нального отбора Сергей Шер стюгин стал наконец-то кур сантом. - Не скажу, что сразу всё пон равилось, - продолжает рассказ офицер. - После привольной жизни "на гражданке", под боком у родителей, привыкнуть к жёст кому распорядку дня было не просто. Да ещё помимо учёбы приходилось заниматься убор кой территории(особенно "весе ло" было зимой) и другими хо зяйственными работами. Но, в принципе, ничего особенно страшного, привык довольно быстро. Первые два курса как-то не очень запом нились - не было ничего "а ви а ци о н ного", просто общеобразо ва тельные дисциплины. Зато третий НЕБО И МОРЕ Две э т и с т и х и и покорили сердце лётчика передать. Волнение, радость, какая-то доля страха тоже, на верное, присутствовала. Но боль ше всего хотелось не подвести инструктора, который посчитал, что ты уже готов к самостоятель ному полёту, постараться сделать всё хорошо и красиво. Получилось. После окончания училища лейтенанта Шерстюгина распре делили на Северный флот в противолодочный авиационный полк. Сдал зачёты, прошёл в части переобучение на Ил-38 и в должности помощника коман дира корабля приступил к полё там. А через несколько лет он стал командиром Ил-22. Ил-22 - это особый самолёт. Он используется как командный пункт. Когда-то это было невоз можным из-за недостаточной грузоподъёмности и продолжи тельности полёта летательных аппаратов. Необходимы были также надёжная двухсторонняя связь самолёт-земля и защита нился преимущественно в связи с установкой многочисленных антенн разнообразных систем, работающих в широком диа пазоне волн. Воздушный ко рабль оснащён бортовым вычис лительным комплексом для анализа и хранения информа ции, а также средствами РЭБ. Но в наибольшей степени из менилось внутреннее устройство самолёта. Пассажирское обо рудование было полностью де монтировано, а в салоне размес тили рабочие места офицеров "воздушного” штаба, операторов. По словам гвардии майора Сергея Шерстюгина, полёты ни когда не приедаются. Море под ногами и небо над головой всегда разные, а во время полёта ка жется, что они приветствуют лёт чиков, раскрываются навстречу: - Летать интересно на любом типе самолёта, это очень захва тывает. На Ил-22, например, самым важным является безо- курс, когда началась лётная практика, стал для меня не забываемым. Первый самолёт - учебный Ил-39, затем - Ан-26. Интересно было и с инструкто ром, но, конечно, самым знако вым стал первый самостоятель ный полёт. Эмоции просто не от массированного применения противником средств радио электронной борьбы. С развити ем авиационной техники на свет и появился Ил-22 - модифици рованная версия пассажирского Ил-18Д. Внешний вид самолёта изме- Ил-22. Полёты никогда не приедаются. Море под ногами и небо над головой всегда разные, а во время полёта кажется, что они приветствуют лётчиков, раскрываются навстречу пасность людей, которые обес печивают связь. Часто полёт про ходит в сопровождении наших истребителей, особенно если летим "за угол". Ведь самолёты стран Североатлантического альянса почти всегда вылетают на условный перехват россий ских воздушных кораблей. При крытие никогда не помешает. Но я должен заметить, что на моей памяти иностранные пилоты никогда не нарушали установ ленных норм и правил, не при ближались на опасное расстоя ние. Собственно, и мы всегда ведём себя корректно. И всё-таки, мне кажется, бо лее интересны полёты на про- тиволодочниках Ил-38, хоть они и длятся дольше (около 8-9 ча сов). Поиск подводных лодок вероятного противника, осмотр акваторий наших северных мо рей с целью обнаружения ино странных надводных кораблей, взаимодействие с кораблями и подводными лодками Северно го флота, поисково-спасатель ные операции... Причём всё это происходит на высотах как сверх малых (до 30 метров над поверх ностью моря), так и относитель но больших (до 8 тысяч метров). Это сложно, но и необыкновен но интересно. Сергей Геннадьевич считает, что наши самолёты (что Ил-18, что Ил-22), хоть и старенькие (первые полёты начались ещё в 1961 году), но очень надёжные. Конечно, техника есть техника, она иногда даёт сбои. Но никаких критических ситуаций за время своей службы пилот не припоми нает. Офицер радуется, что полётов стало очень много: - Не секрет, что ещё 15-20 лет назад катастрофически не хва тало топлива. Некоторые само лёты не поднимались в воздух месяцами, а то и годами. Это са мым негативным образом сказы валось на профессиональной подготовке лётного состава, да и техника без эксплуатации быст ро приходила в негодность. Се годня ситуация кардинально иная. Мне нравится служба, безумно нравится вид неба и моря из кабины самолёта. И, пока позволяет здоровье, буду летать! Александр ПАНЮШКИН. Фото из архива Сергея ШЕРСТЮГИНА. « « СУЕВЕРНЫЕ” ЛЮДИ Боевая подготовка палубных лётчиков не останавливается практически никогда "По самолётам!" Конечно же, любой полёт * начинается на земле. Все эки пажи обяза тельно проходят предпо лётную подготовку, получают и анализируют данные пого ды, получают инструкции по маршрутам, уточняют зада чи и не только. В рамках предварительной подго товки в полку проводят со ответствующие занятия, в том числе по мерам безо пасности. Пилоты трени руются на КТС-33 (ком плексный тренажёр само лётный) и только после этого на следующий день приступают к учебно-тре нировочным полётам. Нынешняя восьмичасо вая лётная смена, навер ное, ничем не отличается от предыдущей. На аэродро ме царит спокойная ра бочая атомосфера. Около истребителей суетится ин женерно-технический сос тав. Лётчики спешат к своим боевым машинам, чтобы занять места в кабинах, только что приземлившие ся самолёты вкатываются на техническую стоянку, а те, что должны подняться в небо, начинают выруливать на старт. Кажется, что работает нескончаемый конвейер. Вот с установленным ин тервалом один за другим заходят на посадку нес колько самолётов. Коснув шись бетона, они после пробега уже медленно ка тятся по рулёжной дорожке. Но как только стихает рёв одних двигателей, в небо взмывает Су-25 УТГ. В ка бине машины старший лёт чик лейтенант Александр Майоров. Он строг и тре бователен, в воздухе ведёт себя уверенно. В этом тре нировочном полёте лей тенант Майоров впервые осваивает технику пилоти рования в сложных метео условиях. Командир отдель ного корабельного истре бительного авиационного полка полковник Павел Подгузов полётами руко водит лично. Качеством подготовки молодой смены пока доволен. Лейтенант Александр Майоров рассказывает о впечатлениях от только что завершившегося полёта. Об специалистами высочай шего класса. В истреби тельной авиации, главное преимущество которой - быстрота и манёвренность, лётчик при интенсивных виражах испытывает пре дельные перегрузки, тем I II Перед полётом лётчики обсуждают фигуры пилотажа. этой, казалось бы, привыч ной каждодневной работе молодой лётчик говорит эмоционально: - Плохие метеоусловия, видимость небольшая. Сложно и интересно. Каж дый полёт для меня - удо вольствие. Это скорость, ответственность, оператив ность, динамика. В полёте я един с самолётом, он - часть моей жизни, - улы бается лейтенант Майоров. Процесс обучения даёт положительные результа ты. Все лётчики благодаря постоянным тренировкам уверенно пилотируют бое вые машины в сложных ус ловиях Крайнего Севера. В ходе этой лётной смены эки пажи корабельных истре бителей отработали учебно боевые упражнения по пе рехвату воздушной скорост ной цели, приёмы ведения воздушного боя с примене нием наступательных и обо ронительных боевых ма нёвров на средних и малых высотах, групповые полёты. Совершать посадку в этот день лётчикам приходи лось по приборам, и с этой задачей они справились. Пилоты отдельного ко рабельного истребитель ного авиаполка являются После взлёта лицо обдаёт тёплой воздушной волной с привкусом керосина. не менее он должен уметь концентрировать всё вни мание на выполнении зада ния. В стране контроля и зачётов Профессия лётчика-ис- требителя - это ежеднев ный тяжёлый и напряжён ный труд, постоянная кро потливая работа над собой, неуёмное желание совер шенствовать свои лётные навыки, выдержку, харак тер. Это профессия, выб ранная по призванию. Не бо, как и море, не прощает панибратского отношения. - Авиация - это страна контроля и зачётов. Здесь мужчина может проявить свои лучшие качества, - считает лейтенант Алек сандр Майоров. Родился он в Москве. С авиацией был знаком с детства, так как дедушка Александра был лётчиком. Окончив лицей, парень поступил в Московский госу дарственный строительный университет. Отучившись год, Александр понял, что это не то дело, которым он хочет заниматься всю жизнь. Далее - служба по призыву в Подмосковье, а после, как говорится, поиск себя. "Я обязательно буду летать", - в один прекрасный день уверенно за явил Александр. Мать не препят ствовала выбору сына, хотя пони мала, с каким рис ком связана про фессия лётчика. Александр посту пил в Краснодар ское высшее воен ное авиационное училище лётчиков имени Героя Со ветского Союза Анатолия Серова. Учёба парню дава лась легко. И вот наступил долго жданный день первых по лётов. Рано утром курсанты прибыли строем на аэро дром в лётном обмундиро вании. Радостные лица, улыбки, шутки. Ещё бы, ведь этот день знаменовал на чало осуществления завет ной мечты. Первым "воз душным кораблём" Алек сандра стал самолёт Л-39. Полёт с инструктором Алек сандр запомнил на всю жизнь, несмотря на то, что управление полностью осу ществлял пилот, находя щийся в задней кабине. В небе инструктор не только показывает, как и что надо делать, но и объясняет, почему нужно делать имен но так. Таким образом, от полёта к полёту ученик по лучает всё больше навыков управления. - Первый самостоятель ный полёт - целое событие. Это ощущение невозможно описать словами, его надо почувствовать. Когда крыла тая машина взмывает в не бо, тебя охватывает ни с чем не сравнимое чувство гордости за выбранную про- Старший лётчик лейте нант Александр Майоров в корабельном истребитель ном полку служит всего лишь два года. Из них один он провёл в центре пере подготовки. Проблем в становлении у дисциплинированного лёт- чика-истребителя не воз никало. В срок были сданы все зачёты. Конечно, не обошлось без помощи опыт ных наставников. - Уже с первых дней мо лодой лётчик зарекомен довал себя ответственным и исполнительным воен нослужащим, снискал ува жение сослуживцев и ко мандования, - делится за меститель командира авиа ционной эскадрильи капи тан Алексей Крылов. Лейтенанту Майорову до посадок на авианесущий крейсер ещё далеко, пока он настойчиво отрабаты вает технику пилотирова ния, перенимает опыт стар ших товарищей. - А какие-то приметы у лётчиков есть? - задаю каверзный вопрос. - Они у каждого свои, - улыбается Александр. - Кто- то не будет перед полётом Старший лётчик лейтенант Александр Майоров гордится своей профессией и считает свой самолёт лучшим. фессию. Каждый вылет осо бенный, одинаковых не бывает. Одним словом - ро мантика, - с улыбкой объяс няет Александр. Романтика - дело хоро шее, но профессия лётчика- истребителя не только не простое, но и очень опас ное ремесло. Даже не в бою, а в обычном полёте может произойти всякое. Окончив ввуз с золотой медалью, Александр полу чил право выбора места службы. Без раздумий па рень попросился в отдель ный корабельный истреби тельный авиационный полк имени дважды Героя Со ветского Союза Бориса Са фонова армии ВВС и ПВО Северного флота, которым командует полковник Па вел Подгузов. фотографироваться, другой же проще на это смотрит. Кто-то не бреется перед полётами. А кто-то, наобо рот, уверен, что в небо нуж но отправляться гладко выбритым. Ещё одна из примет гласит - от полёта не отказывайся, на полёт не напрашивайся. Многие пи лоты сами себе придумы вают приметы. Но есть одна, которая для всех лётчиков одина кова. Это осмотр самолёта перед вылетом. Пилот дол жен обойти вокруг машины, погладить её как живое существо. Это, по мнению лётчиков, важный атрибут. Без него никак. Так что лёт чики всё-таки люди суевер ные. Владлена ИЛЮШИНА Фото автора. Япония заявила протест Правительство Японии заявило протест Северной Корее в связи с проведён ными в среду пусками ракет, которые Токио считает на рушением резолюций Со вета безопасности ООН. "Сегодня утром Север ная Корея провела два пус ка баллистических ракет. Подобные пуски баллисти ческих ракет являются на рушением резолюций ООН, мы заявили решительный протест и осуждаем их. Мы созываем заседание нацио нального Совета безопаснос ти, на котором обсудим си туацию и меры", - заявил премьер-министр Японии Синдзо Абэ журналистам. Утром в среду КНДР про вела два пуска. Япония счи тает, что это были баллис тические ракеты, что яв ляется нарушением резо люций Совета безопаснос ти ООН. Первый пуск, по данным Токио, был прове дён в 07.17 (01.17 по мос ковскому времени), ракета упала за пределами исклю чительной экономической зоны Японии. Второй со стоялся через 10 минут, ра кета упала в исключитель ной экономической зоне Японии со стороны префек туры Симанэ. Ущерб воз душным и морским судам нанесён не был. В Пекине прошёл парад Председатель КНР Си Цзиньпин открыл военный парад в честь 70-летия об разования Китайской На родной Республики. В меро приятии участвовало 15 тыс. военных, 160 боевых само лётов и 580 единиц боевой техники. Парад прошёл на центральной пекинской площади Тяньаньмэнь. На параде был впервые продемонстрирован новей- вые показал новейшую сверхзвуковую стратеги ческую крылатую ракету CJ-100 ("Дунфэн-100"). Кроме председателя КНР на параде присут ствовали премьер гос совета Ли Кэцян и быв ший глава государства Цзян Цзэминь. После прохожде ния войск в Пекине нача лась праздничная демонст рация, в которой приняли участие около 100 тысяч че ловек. На празднике вы пустили 70 тысяч голубей и столькоже воздушных шаров". Российская энергетическая неделя Россия открыта для кон структивного сотрудниче ства в области энергетики. Наша страна - ответствен ный участник рынка и вмес те с партнёрами делает всё для баланса спроса и пред ложения на нём. Об этом заявил Владимир Путин на "Российской энергетиче ской неделе", которая стар товала 2 октября в Москве. Это одно из важнейших от раслевых событий в мире. "Крайне важно исполь зовать все механизмы для балансировки рынка с учё том интересов всех стран, находить взаимоприемле мые развязки. Ярким при мером такого диалога ста ла сделка ОПЕК+ - первое в истории успешное взаи модействие стран-участниц ОПЕК и государств, не вхо дящих в эту организацию. Нам вместе удалось до биться результата, который устроил и производителей нефти, и её потребителей, создал условия для даль нейшего развития нефтяной отрасли, запуска новых дол госрочных проектов. Россия остаётся ответственным участником ОПЕК+. И мы уверены, что наше сотрудни чество будет развиваться. Причём речь идёт не только об уровне добычи нефти, но и о тесной кооперации по таким направлениям, как внедрение новых техноло гий добычи, переработки, транспортировки углеводо родов, решение экологиче ских проблем. По мнению ший ударный беспилотник Lijian. Аппарат разрабаты вался с 2009 года, а первый полёт выполнил в 2013-м. Он может применяться для дальней разведки и пере хвата. Большинство его так тико-технических характе ристик не раскрываются. Помимо этого, Китай впер- экспертов, потребление энер горесурсов в ближайшие годы будет расти, прежде всего в странах Азиатско- Тихоокеанского региона, а также на традиционных рын ках - таких, как Европа", - отметил Владимир Путин. Подготовил Павел АЛЕКСАНДРОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz