На страже Заполярья. 2019 год. Октябрь.

4 стр. ★ ю п т алиям 4 октября 2019 года 4 8 октября - День командира надводного, подводного и воздушного корабля ВМФ России Командир самолёта Ил-22 Краснознамённой гвардейской авиабазы Северного флота гвардии майор Сергей Шерстюгин считает свою работу не только одной из самых романтичных, но и очень ответственной. - В детстве мне кем только не хотелось стать, - рассказывает Сергей Геннадьевич. - Манили самые разные профессии. И только уже под конец учёбы в школе я решил - буду лётчиком. Причём не пилотом граждан­ ской авиации, а лётчиком воен­ ным. Даже не скажу, почему именно в этом качестве я себя представлял, ведь среди моих родственников не было ни воен­ нослужащих, ни тем более лёт­ чиков. А если учесть, что в то вре­ мя (середина 90-х годов прош­ лого столетия) носить офи­ церские погоны было не престижно, свой выбор могу объяснить только тем, что в юношеском возрасте каждый че­ ловек - романтик. Впрочем, я сейчас нисколько не жа­ лею о принятом в своё время ре­ шении. Молодой че­ лове к сначала надеялся стать лётчиком-истре- бителем и по­ дал документы в Качинское высшее воен­ ное авиацион­ ное училище лётчиков. Но под­ вёл рост - слишком высокий для истребителя. Поэтому ему пред­ ложили попробовать поступить в Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков. После успешной сдачи экзаме­ нов и прохождения профессио­ нального отбора Сергей Шер­ стюгин стал наконец-то кур­ сантом. - Не скажу, что сразу всё пон­ равилось, - продолжает рассказ офицер. - После привольной жизни "на гражданке", под боком у родителей, привыкнуть к жёст­ кому распорядку дня было не просто. Да ещё помимо учёбы приходилось заниматься убор­ кой территории(особенно "весе­ ло" было зимой) и другими хо­ зяйственными работами. Но, в принципе, ничего особенно страшного, привык довольно быстро. Первые два курса как-то не очень запом­ нились - не было ничего "а ви а ци о н ­ ного", просто общеобразо­ ва тельные дисциплины. Зато третий НЕБО И МОРЕ Две э т и с т и х и и покорили сердце лётчика передать. Волнение, радость, какая-то доля страха тоже, на­ верное, присутствовала. Но боль­ ше всего хотелось не подвести инструктора, который посчитал, что ты уже готов к самостоятель­ ному полёту, постараться сделать всё хорошо и красиво. Получилось. После окончания училища лейтенанта Шерстюгина распре­ делили на Северный флот в противолодочный авиационный полк. Сдал зачёты, прошёл в части переобучение на Ил-38 и в должности помощника коман­ дира корабля приступил к полё­ там. А через несколько лет он стал командиром Ил-22. Ил-22 - это особый самолёт. Он используется как командный пункт. Когда-то это было невоз­ можным из-за недостаточной грузоподъёмности и продолжи­ тельности полёта летательных аппаратов. Необходимы были также надёжная двухсторонняя связь самолёт-земля и защита нился преимущественно в связи с установкой многочисленных антенн разнообразных систем, работающих в широком диа ­ пазоне волн. Воздушный ко­ рабль оснащён бортовым вычис­ лительным комплексом для анализа и хранения информа­ ции, а также средствами РЭБ. Но в наибольшей степени из­ менилось внутреннее устройство самолёта. Пассажирское обо­ рудование было полностью де­ монтировано, а в салоне размес­ тили рабочие места офицеров "воздушного” штаба, операторов. По словам гвардии майора Сергея Шерстюгина, полёты ни­ когда не приедаются. Море под ногами и небо над головой всегда разные, а во время полёта ка­ жется, что они приветствуют лёт­ чиков, раскрываются навстречу: - Летать интересно на любом типе самолёта, это очень захва­ тывает. На Ил-22, например, самым важным является безо- курс, когда началась лётная практика, стал для меня не­ забываемым. Первый самолёт - учебный Ил-39, затем - Ан-26. Интересно было и с инструкто­ ром, но, конечно, самым знако­ вым стал первый самостоятель­ ный полёт. Эмоции просто не от массированного применения противником средств радио­ электронной борьбы. С развити­ ем авиационной техники на свет и появился Ил-22 - модифици­ рованная версия пассажирского Ил-18Д. Внешний вид самолёта изме- Ил-22. Полёты никогда не приедаются. Море под ногами и небо над головой всегда разные, а во время полёта кажется, что они приветствуют лётчиков, раскрываются навстречу пасность людей, которые обес­ печивают связь. Часто полёт про­ ходит в сопровождении наших истребителей, особенно если летим "за угол". Ведь самолёты стран Североатлантического альянса почти всегда вылетают на условный перехват россий­ ских воздушных кораблей. При­ крытие никогда не помешает. Но я должен заметить, что на моей памяти иностранные пилоты никогда не нарушали установ­ ленных норм и правил, не при­ ближались на опасное расстоя­ ние. Собственно, и мы всегда ведём себя корректно. И всё-таки, мне кажется, бо­ лее интересны полёты на про- тиволодочниках Ил-38, хоть они и длятся дольше (около 8-9 ча­ сов). Поиск подводных лодок вероятного противника, осмотр акваторий наших северных мо­ рей с целью обнаружения ино­ странных надводных кораблей, взаимодействие с кораблями и подводными лодками Северно­ го флота, поисково-спасатель­ ные операции... Причём всё это происходит на высотах как сверх­ малых (до 30 метров над поверх­ ностью моря), так и относитель­ но больших (до 8 тысяч метров). Это сложно, но и необыкновен­ но интересно. Сергей Геннадьевич считает, что наши самолёты (что Ил-18, что Ил-22), хоть и старенькие (первые полёты начались ещё в 1961 году), но очень надёжные. Конечно, техника есть техника, она иногда даёт сбои. Но никаких критических ситуаций за время своей службы пилот не припоми­ нает. Офицер радуется, что полётов стало очень много: - Не секрет, что ещё 15-20 лет назад катастрофически не хва­ тало топлива. Некоторые само­ лёты не поднимались в воздух месяцами, а то и годами. Это са­ мым негативным образом сказы­ валось на профессиональной подготовке лётного состава, да и техника без эксплуатации быст­ ро приходила в негодность. Се­ годня ситуация кардинально иная. Мне нравится служба, безумно нравится вид неба и моря из кабины самолёта. И, пока позволяет здоровье, буду летать! Александр ПАНЮШКИН. Фото из архива Сергея ШЕРСТЮГИНА. « « СУЕВЕРНЫЕ” ЛЮДИ Боевая подготовка палубных лётчиков не останавливается практически никогда "По самолётам!" Конечно же, любой полёт * начинается на земле. Все эки­ пажи обяза­ тельно проходят предпо­ лётную подготовку, получают и анализируют данные пого­ ды, получают инструкции по маршрутам, уточняют зада­ чи и не только. В рамках предварительной подго­ товки в полку проводят со­ ответствующие занятия, в том числе по мерам безо­ пасности. Пилоты трени­ руются на КТС-33 (ком ­ плексный тренажёр само­ лётный) и только после этого на следующий день приступают к учебно-тре­ нировочным полётам. Нынешняя восьмичасо­ вая лётная смена, навер­ ное, ничем не отличается от предыдущей. На аэродро­ ме царит спокойная ра­ бочая атомосфера. Около истребителей суетится ин­ женерно-технический сос­ тав. Лётчики спешат к своим боевым машинам, чтобы занять места в кабинах, только что приземлившие­ ся самолёты вкатываются на техническую стоянку, а те, что должны подняться в небо, начинают выруливать на старт. Кажется, что работает нескончаемый конвейер. Вот с установленным ин­ тервалом один за другим заходят на посадку нес­ колько самолётов. Коснув­ шись бетона, они после пробега уже медленно ка­ тятся по рулёжной дорожке. Но как только стихает рёв одних двигателей, в небо взмывает Су-25 УТГ. В ка­ бине машины старший лёт­ чик лейтенант Александр Майоров. Он строг и тре­ бователен, в воздухе ведёт себя уверенно. В этом тре­ нировочном полёте лей­ тенант Майоров впервые осваивает технику пилоти­ рования в сложных метео­ условиях. Командир отдель­ ного корабельного истре­ бительного авиационного полка полковник Павел Подгузов полётами руко­ водит лично. Качеством подготовки молодой смены пока доволен. Лейтенант Александр Майоров рассказывает о впечатлениях от только что завершившегося полёта. Об специалистами высочай­ шего класса. В истреби­ тельной авиации, главное преимущество которой - быстрота и манёвренность, лётчик при интенсивных виражах испытывает пре­ дельные перегрузки, тем I II Перед полётом лётчики обсуждают фигуры пилотажа. этой, казалось бы, привыч­ ной каждодневной работе молодой лётчик говорит эмоционально: - Плохие метеоусловия, видимость небольшая. Сложно и интересно. Каж­ дый полёт для меня - удо­ вольствие. Это скорость, ответственность, оператив­ ность, динамика. В полёте я един с самолётом, он - часть моей жизни, - улы­ бается лейтенант Майоров. Процесс обучения даёт положительные результа­ ты. Все лётчики благодаря постоянным тренировкам уверенно пилотируют бое­ вые машины в сложных ус­ ловиях Крайнего Севера. В ходе этой лётной смены эки­ пажи корабельных истре­ бителей отработали учебно­ боевые упражнения по пе­ рехвату воздушной скорост­ ной цели, приёмы ведения воздушного боя с примене­ нием наступательных и обо­ ронительных боевых ма­ нёвров на средних и малых высотах, групповые полёты. Совершать посадку в этот день лётчикам приходи­ лось по приборам, и с этой задачей они справились. Пилоты отдельного ко­ рабельного истребитель­ ного авиаполка являются После взлёта лицо обдаёт тёплой воздушной волной с привкусом керосина. не менее он должен уметь концентрировать всё вни­ мание на выполнении зада­ ния. В стране контроля и зачётов Профессия лётчика-ис- требителя - это ежеднев­ ный тяжёлый и напряжён­ ный труд, постоянная кро­ потливая работа над собой, неуёмное желание совер­ шенствовать свои лётные навыки, выдержку, харак­ тер. Это профессия, выб­ ранная по призванию. Не­ бо, как и море, не прощает панибратского отношения. - Авиация - это страна контроля и зачётов. Здесь мужчина может проявить свои лучшие качества, - считает лейтенант Алек­ сандр Майоров. Родился он в Москве. С авиацией был знаком с детства, так как дедушка Александра был лётчиком. Окончив лицей, парень поступил в Московский госу­ дарственный строительный университет. Отучившись год, Александр понял, что это не то дело, которым он хочет заниматься всю жизнь. Далее - служба по призыву в Подмосковье, а после, как говорится, поиск себя. "Я обязательно буду летать", - в один прекрасный день уверенно за­ явил Александр. Мать не препят­ ствовала выбору сына, хотя пони­ мала, с каким рис­ ком связана про­ фессия лётчика. Александр посту­ пил в Краснодар­ ское высшее воен­ ное авиационное училище лётчиков имени Героя Со­ ветского Союза Анатолия Серова. Учёба парню дава­ лась легко. И вот наступил долго­ жданный день первых по­ лётов. Рано утром курсанты прибыли строем на аэро­ дром в лётном обмундиро­ вании. Радостные лица, улыбки, шутки. Ещё бы, ведь этот день знаменовал на­ чало осуществления завет­ ной мечты. Первым "воз­ душным кораблём" Алек­ сандра стал самолёт Л-39. Полёт с инструктором Алек­ сандр запомнил на всю жизнь, несмотря на то, что управление полностью осу­ ществлял пилот, находя­ щийся в задней кабине. В небе инструктор не только показывает, как и что надо делать, но и объясняет, почему нужно делать имен­ но так. Таким образом, от полёта к полёту ученик по­ лучает всё больше навыков управления. - Первый самостоятель­ ный полёт - целое событие. Это ощущение невозможно описать словами, его надо почувствовать. Когда крыла­ тая машина взмывает в не­ бо, тебя охватывает ни с чем не сравнимое чувство гордости за выбранную про- Старший лётчик лейте­ нант Александр Майоров в корабельном истребитель­ ном полку служит всего лишь два года. Из них один он провёл в центре пере­ подготовки. Проблем в становлении у дисциплинированного лёт- чика-истребителя не воз­ никало. В срок были сданы все зачёты. Конечно, не обошлось без помощи опыт­ ных наставников. - Уже с первых дней мо­ лодой лётчик зарекомен­ довал себя ответственным и исполнительным воен­ нослужащим, снискал ува­ жение сослуживцев и ко­ мандования, - делится за­ меститель командира авиа­ ционной эскадрильи капи­ тан Алексей Крылов. Лейтенанту Майорову до посадок на авианесущий крейсер ещё далеко, пока он настойчиво отрабаты­ вает технику пилотирова­ ния, перенимает опыт стар­ ших товарищей. - А какие-то приметы у лётчиков есть? - задаю каверзный вопрос. - Они у каждого свои, - улыбается Александр. - Кто- то не будет перед полётом Старший лётчик лейтенант Александр Майоров гордится своей профессией и считает свой самолёт лучшим. фессию. Каждый вылет осо­ бенный, одинаковых не бывает. Одним словом - ро­ мантика, - с улыбкой объяс­ няет Александр. Романтика - дело хоро­ шее, но профессия лётчика- истребителя не только не­ простое, но и очень опас­ ное ремесло. Даже не в бою, а в обычном полёте может произойти всякое. Окончив ввуз с золотой медалью, Александр полу­ чил право выбора места службы. Без раздумий па­ рень попросился в отдель­ ный корабельный истреби­ тельный авиационный полк имени дважды Героя Со­ ветского Союза Бориса Са­ фонова армии ВВС и ПВО Северного флота, которым командует полковник Па­ вел Подгузов. фотографироваться, другой же проще на это смотрит. Кто-то не бреется перед полётами. А кто-то, наобо­ рот, уверен, что в небо нуж­ но отправляться гладко выбритым. Ещё одна из примет гласит - от полёта не отказывайся, на полёт не напрашивайся. Многие пи­ лоты сами себе придумы­ вают приметы. Но есть одна, которая для всех лётчиков одина­ кова. Это осмотр самолёта перед вылетом. Пилот дол­ жен обойти вокруг машины, погладить её как живое существо. Это, по мнению лётчиков, важный атрибут. Без него никак. Так что лёт­ чики всё-таки люди суевер­ ные. Владлена ИЛЮШИНА Фото автора. Япония заявила протест Правительство Японии заявило протест Северной Корее в связи с проведён­ ными в среду пусками ракет, которые Токио считает на­ рушением резолюций Со­ вета безопасности ООН. "Сегодня утром Север­ ная Корея провела два пус­ ка баллистических ракет. Подобные пуски баллисти­ ческих ракет являются на­ рушением резолюций ООН, мы заявили решительный протест и осуждаем их. Мы созываем заседание нацио­ нального Совета безопаснос­ ти, на котором обсудим си­ туацию и меры", - заявил премьер-министр Японии Синдзо Абэ журналистам. Утром в среду КНДР про­ вела два пуска. Япония счи­ тает, что это были баллис­ тические ракеты, что яв­ ляется нарушением резо­ люций Совета безопаснос­ ти ООН. Первый пуск, по данным Токио, был прове­ дён в 07.17 (01.17 по мос­ ковскому времени), ракета упала за пределами исклю­ чительной экономической зоны Японии. Второй со­ стоялся через 10 минут, ра­ кета упала в исключитель­ ной экономической зоне Японии со стороны префек­ туры Симанэ. Ущерб воз­ душным и морским судам нанесён не был. В Пекине прошёл парад Председатель КНР Си Цзиньпин открыл военный парад в честь 70-летия об­ разования Китайской На­ родной Республики. В меро­ приятии участвовало 15 тыс. военных, 160 боевых само­ лётов и 580 единиц боевой техники. Парад прошёл на центральной пекинской площади Тяньаньмэнь. На параде был впервые продемонстрирован новей- вые показал новейшую сверхзвуковую стратеги­ ческую крылатую ракету CJ-100 ("Дунфэн-100"). Кроме председателя КНР на параде присут­ ствовали премьер гос­ совета Ли Кэцян и быв­ ший глава государства Цзян Цзэминь. После прохожде­ ния войск в Пекине нача­ лась праздничная демонст­ рация, в которой приняли участие около 100 тысяч че­ ловек. На празднике вы­ пустили 70 тысяч голубей и столькоже воздушных шаров". Российская энергетическая неделя Россия открыта для кон­ структивного сотрудниче­ ства в области энергетики. Наша страна - ответствен­ ный участник рынка и вмес­ те с партнёрами делает всё для баланса спроса и пред­ ложения на нём. Об этом заявил Владимир Путин на "Российской энергетиче­ ской неделе", которая стар­ товала 2 октября в Москве. Это одно из важнейших от­ раслевых событий в мире. "Крайне важно исполь­ зовать все механизмы для балансировки рынка с учё­ том интересов всех стран, находить взаимоприемле­ мые развязки. Ярким при­ мером такого диалога ста­ ла сделка ОПЕК+ - первое в истории успешное взаи­ модействие стран-участниц ОПЕК и государств, не вхо­ дящих в эту организацию. Нам вместе удалось до ­ биться результата, который устроил и производителей нефти, и её потребителей, создал условия для даль­ нейшего развития нефтяной отрасли, запуска новых дол­ госрочных проектов. Россия остаётся ответственным участником ОПЕК+. И мы уверены, что наше сотрудни­ чество будет развиваться. Причём речь идёт не только об уровне добычи нефти, но и о тесной кооперации по таким направлениям, как внедрение новых техноло­ гий добычи, переработки, транспортировки углеводо­ родов, решение экологиче­ ских проблем. По мнению ший ударный беспилотник Lijian. Аппарат разрабаты­ вался с 2009 года, а первый полёт выполнил в 2013-м. Он может применяться для дальней разведки и пере­ хвата. Большинство его так­ тико-технических характе­ ристик не раскрываются. Помимо этого, Китай впер- экспертов, потребление энер­ горесурсов в ближайшие годы будет расти, прежде всего в странах Азиатско- Тихоокеанского региона, а также на традиционных рын­ ках - таких, как Европа", - отметил Владимир Путин. Подготовил Павел АЛЕКСАНДРОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz