На страже Заполярья. 2019 год. Октябрь.

6 стр. * на стрэже Заполярья 25 октября 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 28 октября День армейской авиации ВКС России. В 1799 году Павел I пожаловал полководцу Алек­ сандру Суворову звание генералиссимус всех российских войск. В 1944 году советские войска освободили территорию Украины от немецко-фашистских захватчиков. В 1974 году учреждены орден "За службу Родине в ВС СССР" трёх степеней и медаль "За отличие в воинской службе" двух степеней. 29 октября В 1898 году спущен на воду первый в мире линейный ледокол "Ермак", построенный по замыслу и под наблюдением вице-адмирала Степана Макарова. В 1944 году завершилась Петсамо-Киркенесская операция советских войск. В 1951 году на вооружение ВМФ принята подвижная 130-мм береговая артиллерийская установка СМ-4-1. 30 октября День моряка-надводника. День основания Россий­ ского Военно-морского флота. В 1696 году Боярская ду­ ма по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного Военно-морского флота России: "Морским судам быть". День памяти жертв политических репрессий. В 1908 году родился государственный и военный деятель министр обороны СССР дважды Герой Соци­ алистического Труда, Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Дмитрий Фёдорович Устинов. В 1918 году родился участник Великой Отечественной войны, командир подводной лодки, начальник Главного штаба ВМФ, первый заместитель Главнокомандующего ВМФ Герой Советского Союза адмирал флота Георгий Михайлович Егоров, командующий Северным флотом в 1972-1977 годах. В 1936 году в ВМФ введены персональные воинские звания от лейтенанта до флагмана флота 1 ранга. 31 октября В 1897 году издан императорский указ "О допущении по вольному найму в учреждения Морского ведомства лиц женского пола к работе по счётной и письменной частям". В 1911 гаду при Санкт-Петербургском политехничес­ ком институте начали действовать первые в стране теоретические курсы авиации по подготовке офицеров- лётчиков для армии и флота России. В 1913 году на ходовых испытаниях эсминец "Новик" показал мировой рекорд скорости - 37,7 узла. В 1944 году за успешные действия по разгрому немецко-фашистских войск на территории Заполярья приказами Верховного главнокомандующего отличив­ шимся соединениям и частям было присвоено почётное наименование "Печенгские” . Почётного наименования удостоены 12-я Краснознамённая бригада морской пехоты, 104-й Краснознамённый пушечный артил­ лерийский полк, 113-й Краснознамённый отдельный артиллерийский дивизион, 6-я истребительная авиа­ ционная дивизия, 2-й гвардейский Краснознамённый истребительный авиационный полк имени Б.Ф. Са­ фонова, 46-й Краснознамённый штурмовой авиацион­ ный полк, Краснознамённая бригада торпедных катеров, 2-й гвардейский Краснознамённый дивизион "малых охотников" за подводными лодками. 1 ноября В 1578 году родился Дмитрий Михайлович Пожарский. В 1899 году на воду был спущен крейсер "Варяг", ставший легендой русского флота. В 1915 году родился помощник командира 46-го штурмового авиаполка Северного флота Герой Совет­ ского Союза капитан Демьян Васильевич Осыка. В 1924 году на Московском автомобильном заводе (ЗИЛ) был собран первый грузовой автомобиль. В 1938 году на Софринском артполигоне состоялись пробные испытания 24-зарядной реактивной установки, получившей впоследствии имя "Катюша", на шасси автомобиля ЗИС. В 1951 году образована школа мичманов и прапор­ щиков Северного флота. В 1954 году в Феодосии сформирован морской по­ лигон № 21, с 1958 года - Центральный морской полигон, в апреле 1955 года передислоцирован в город Северо­ двинск. В акватории полигона 16 сентября 1955 года в 17.32 впервые в мире осуществлён запуск баллистичес­ кой ракеты с подводной лодки. В 1962 году с аэростата "Волга” офицеры-испытатели парашютов Евгений Андреев и Пётр Долгов совершили рекордный затяжной прыжок из стратосферы (с высоты более 25 км). Из-за разгерметизации скафандра Долгов погиб. Оба испытателя удостоены звания Героя Совет­ ского Союза. В 1974 году Указом Президиума Верховного Совета СССР для генералов армии введены "маршальская звезда" и новый образец погон с одной большой звез­ дой и общевойсковой эмблемой. В 1989 году на тяжёлый авианесущий крейсер "Тби­ лиси" выполнили первую посадку самолёты Су-27К Виктора Пугачёва, МиГ-29 Токтара Аубакирова и Су-15УТГ Игоря Вотинцева и Александра Кругова. 2 ноября В 1721 году во время празднования Ништадтского мира сенат утвердил за царём Петром I титул импе­ ратора. Россия стала великой европейской державой, в ознаменование чего 2 ноября 1721 года Пётр I принял титул отца Отечества, императора Всероссийского, Петра Великого. В 1885 году спущен на воду крейсер "Адмирал На­ химов" - первый русский корабль с башенной артил­ лерией, один из сильнейших в своём классе. В 1940 году введены персональные воинские звания для рядового и младшего начальствующего состава РККА. В 1996 году в стапельном цехе № 55 Севмаша в городе Северодвинске заложена атомная подводная лодка стратегического назначения "Юрий Долгорукий", головной корабль проекта 955. В 1996 году в Санкт-Петербурге открыт памятник "Морякам и создателям флота России". 3 ноября В 1928 году спущена на воду первая подводная лодка советской постройки "Декабрист". 80 лет назад в Советском Союзе был выпущен леген­ дарный танк Т-34, который признан лучшим танком пе­ риода Второй мировой войны. В 1979 году в состав ВМФ СССР был принят первый в мире десантный экраноплан "Орлёнок" - высокоскорост­ ное транспортное средство, летящее в пределах дейст­ вия аэродинамического экрана. К 110-летию со дня рождения АндреяЧабаненко ПРОРЫВНЫЕ ГОДЫ Д л я Военно-морского флота СССР они пришлись на середину прошлого столетия Андрей Трофимович Чабаненко руководил Север­ ным флотом чуть более десяти лет. Именно его усилиями была заложена мощная и стабиль­ ная строительная база, на основе которой Советский Союз успешно преодолел отставание от Запада в способах базирования сил флота. Наработки, появившиеся при Чабаненко, исполь­ зуются до сих пор. Будущий адмирал родил­ ся 30 октября 1909 года в селе Козынка (ныне в сос­ таве города Верховцево Днепропетровской области Украины). В 1927 году он поступил в Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. Курсантом Андрей Чаба­ ненко в 1930 году участ­ вовал в походе крейсеров "Аврора" и"Комсомолец"на Север с заходами в Берген, Архангельск, Мурманск и Кристиансанн. В феврале 1931 года состоялся досрочный вы­ пуск из училища, и Андрей Трофимович получил наз­ начение на Черноморский флот вахтенным началь­ ником на подводную лодку "А-4", где совмещал свои непосредственные полно­ мочия с обязанностями штурмана, а затем минёра. В декабре 1932 года Ан­ дрей Чабаненко был назна­ чен старшим помощником командира ПЛ "Д-5", ко­ торая в 1933 году выпол­ нила первый поход на полную автономность и первое на ЧФ испы­ тание на максималь­ ное непрерывное пре­ бывание под водой с и с п о л ь з о в а н и е м средств регенерации. На ней же советские моряки совершили дру­ жественный визит в Турцию. В этом же году Ча­ баненко стал коман­ диром подводной лод­ ки "М-13", строящейся для морских сил Даль­ него Востока. Ходовые испытания лодки про­ ходили на Чёрном мо­ ре, а летом 1934 года вместе с командиром и экипажем по желез­ ной дороге она была доставлена во Влади­ восток. Здесь корабль вошёл в 3-й дивизион под­ водных лодок. За короткое время Андрей Трофимович вывел "М-13" в число лучших в бригаде ПЛ. Спустя несколько меся­ цев Андрею Чабаненко до­ верили командовать более крупной лодкой - "Щ-105". За успешное освоение но­ вой техники и высокие до­ стижения в боевой подго­ товке в феврале 1936 года капитан-лейтенанту Чаба- правительственное зада­ ние по обеспечению грави­ метрических съёмок, про­ водившихся Академией на­ ук СССР. Задание было выполнено на отлично. Летом 1938 года Андрея Чабаненко назначили ко­ мандиром 14-го дивизио­ на подводных лодок. Од­ новременно он передавал свой опыт коллегам, пре­ подавая тактику на под­ водных классах учебного отряда подплава Тихооке­ анского флота. С началом Великой Оте­ чественной войны 2-я бри­ гада подводных лодок ТОФ, которую к тому времени возглавлял Андрей Тро­ фимович, перешла в состо­ яние постоянной боевой вые действия с милита­ ристской Японией. Это был последний очаг Второй ми­ ровой войны. Под коман­ дованием контр-адми­ рала Чабаненко под­ водные лодки бригады топили японские ко­ рабли и суда, прини­ мали участие в Саха­ линской наступатель­ ной операции. В 1951 году после окончания Военной академии Генераль­ ного штаба ВС СССР Андрею Чабаненко присвоили звание ви­ це-адмирал, а в апреле 1952 года он стал ко­ мандующим Северным флотом. В 1953 году Чабаненко присвоили звание адмирал. На должности ко­ мандующего СФ Чабаненко совершил всё то, за что его высоко ценили в советском ВМФ и буквально боготво­ рили потомки. Он разра- По инициативе Чаба­ ненко в столице Северного флота Североморске были построены Дом офицеров Андрей Трофимович вывел отечественный флот на новый уровень. Именно при нём на вооружение начали поступать первые совет­ ские атомные ПЛ. Под его руководством были совершены первые полярные и дальние походы подводных лодок ненко досрочно присвоили звание капитан 3 ранга. Вапреле 1937 года "Щ-105" под командованием Анд­ рея Трофимовича впервые на флоте вышла в море с научной целью, получив готовности. После разгрома фашистской Германии в августе 1945 года бригада, переформированная в 1-ю БПЛ, вместе с моряками- надводниками Тихоокеан­ ского флота вступила в бое- Большой противолодочный корабль "Адмирал Левченко". ботал систему функциони­ рования флота и масшта­ бирования сферы его вли­ яния. Тактика ударно-поис­ ковых и разведывательных действий подводных лодок доказала свою состоятель­ ность на практике. Андрей Трофимович вывел отечествен­ ный флот на новый уровень. Именно при нём на воору­ жение начали по­ ступать первые со­ ветские атомные ПЛ. Под его руковод­ ством были совер­ шены первые поляр­ ные и дальние по­ ходы подводных ло­ док. 17 июля 1962 года атомная субма­ рина "Ленинский комсомол", совершив переход подо льда­ ми Арктики, всплы­ ла в районе Север­ ного полюса. Задачи такого уровня слож­ ности были решены впервые в истории мирового флота. флота, первый в Кольском Заполярье широкоформат­ ный кинотеатр, современ­ ный плавательный бас­ сейн, военная поликлини­ ка, городская больница, за­ городный парк. Фактически Андрей Трофимович создал в Североморске инфраст­ руктуру для жизни и работы моряков, членов их семей и служащих Министерства обороны СССР. После многолетнего ру­ ководства Северным фло­ том в июне 1962 года ад­ мирал Чабаненко был наз­ начен помощником началь­ ника Генерального штаба ВС СССР по Военно-мор­ скому флоту. Здесь он про­ служил без малого 10 лет, отдавая служению на этом посту весь свой богатый опыт командира и органи­ затора. В мае 1972 года Андрея Трофимовича на­ правили профессором-кон- сультантом в Военную ака­ демию Генерального штаба ВС СССР. 19 декабря 1986 года ад­ мирала в отставке Чабанен­ ко не стало. Родина высоко оценила его заслуги, наградив двумя орденами Ленина, четырь­ мя орденами Красного Зна­ мени, орденами Отечест­ венной войны I и II степе­ ней, двумя орденами Крас­ ной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооружён­ ных силах СССР" III степе­ ни. Имя адмирала носит большой противолодочный корабль. Подготовил Александр ПАНЮШКИН. 25 октября 1939 года - день формирования Ладожской военной флотилии ВМ ЁРЗШИЕ В ЛЁД В соответствии с договорами между СССР и Финляндией Советский Союз в 1939 году не имел военных подразделений на Ладожском озере, по которому на тот момент проходила граница между двумя государствами. При подготовке к советско- финляндской войне, начавшейся во второй половине 1939 года, для противодействия военно-морскому флоту противника на Ладоге было решено создать Ладожскую военную флотилию. Официально она была сфор­ мирована в октябре 1939 года. Главной базой был Шлиссельбург, после начала войны корабли стоя- ником штаба, одновременно он возглавлял 1-й отряд флотилии, в котором было сосредоточено боль­ шинство кораблей. Сторожевой корабль "Пурга" Ладожской военной флотилии. ли в Саунасаари (ныне бухта Далё­ кая). В её состав входили канонер­ ская лодка, два сторожевых кораб­ ля, семь тральщиков, 12 стороже­ вых катеров, отдельная авиацион­ ная эскадрилья из 13 самолётов МБР-2. Фактически на Ладожское озеро прибыло меньше кораблей, чем было запланировано, да и те вскоре были заблокированы льдами. Изначально флотилией коман­ довал капитан 1 ранга Сергей Ко- быльских, подчинённый военному совету Краснознамённого Балтий­ ского флота. Капитана 1 ранга Павла Трайнина назначили началь- Первой боевой задачей, постав­ ленной Ладожской военной флоти­ лии, была высадка десанта в зали­ ве Сортанлакс (ныне Владимир­ ский). С 6 по 23 ноября силами объединения осуществлялась переброска из Шлиссельбурга в Олонку 75-й стрелковой дивизии. В конце ноября были постав­ лены новые задачи: уничтожение финских кораблей на Ладожском озере, недопущение высадки де­ сантов противника, поддержка ог­ нём флангов наступающих 7-й и 8-й армий, уничтожение береговых батарей финнов на островах. В ночь на 30 ноября 1939 года 1-й отряд вышел из Шлиссельбурга и приблизился к расположению противника. Капитан 1 ранга Трай- нин нашёл подходящее место для базы флотилии и начал бо­ евые действия с обстрела неприятельских береговых батарей. Но его постигла неудача. Единственная ка­ нонерка с двумя 130-мил­ лиметровыми орудиями в первом же походе села на камни и могла вести огонь только с этой позиции. Ос­ тальные корабли, воору­ жённые 45-миллиметро­ выми пушками, для врага серьёзной угрозы не пред­ ставляли. Они могли вести только демонстративный обстрел. Через несколько не­ дель из-за потерь количест­ во кораблей флотилии со­ кратилось, и все они были объединены в 1-й отряд. 20 декабря командир отряда Трайнин был назначен командующим Ладожской военной флотилией, кото­ рая получила боевую за­ дачу взять острова в вос­ точной части озера и пода­ вить батареи неприятеля. Командиру пришлось напоминать руководству КБФ, что он не располагает соот­ ветствующими силами. Зимой корабли вмёрзли в лёд и вели огонь как постоянные ба­ тареи, а также отражали атаки противника с воздуха. Только в марте 1940 года нарком ВМФ флаг­ ман 2 ранга Николай Кузнецов приказал пополнить Ладожскую военную флотилию кораблями, береговыми орудиями и само- авиацию. При налётах на базу фло­ тилии было сбито несколько са­ молётов противника. 13 марта боевые действия прекратились ранее, чем приданные флоти- Д Пга»Ле» О. Конем» ъ \Щ ? Г ) Г КМ1 * -Аюсоо мскоо счооо •1 ; О 3 Пашкжгд А- С (бим"см*я ГПЬ* ' f Всв*п0Ж1Ж Wy' Г\ rr/Ю»: трцдмо. “'Н гnet . Карта Ладожского озера. лии корабли смогли прибыть к месту дислокации. В полном объёме выполнить все стоящие перед ней задачи фло­ тилия не смогла. Помешали не­ достаточная укомплектованность, слабое знание командирами теат­ ра военных действий, отсутствие баз и недостаточная подготовка офи­ церского состава. В ноябре 1940 года Ладожская Ледовая обстановка не позволяла перевести корабли на озеро, моряки действовали на лыжах и аэросанях. Для атак неприятеля использовали авиацию. При налётах на базу флотилии было сбито несколько самолётов противника лётами. Так как ледовая обста­ новка не позволяла перевести ко­ рабли на озеро, моряки действо­ вали на лыжах и аэросанях. Для атак неприятеля использовали военная флотилия была пере­ формирована в военно-морскую учебную базу на Ладожском озере. Подготовлю Яна РАХИМОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz