На страже Заполярья. 2019 год. Октябрь.

4 стр. ★на пгш Заполярья 11 октября 2019 года Г ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Л ' 13 октября-День гидрографической службы ВМФ J _________________________________________________-«о "А МЫ БЕССТРАШНЫЕ, МЫ ПОШЛИ В ходе комплексной экспедиции СФ на ЗФИ был выполнен большой объём гидрографических работ IV те стало меньше. Всего по ративным отметкам, затем "белым пятнам" прошли порядка1200 км. - Мы были там, где ещё на картах не нанесены глу­ бины. Все суда обычно об­ ходили эти места, а мы бесстрашные, мы пошли, - вводятся поправки, только после этого они наносятся на карту. - Месяцами может длить­ ся такая обработка, - объ­ ясняет техник гидрогра­ фической партии.- Сейчас фических точек, уточнения береговой линии. Промер с Владимиром Алексееви­ чем и под его руководст­ вом впервые в своей практике выполняли ка­ питан-лейтенант Василий Масягин и капитан 3 ранга Игорь Шепитько. Гидрог­ раф также вёл прокладку на картах, выявлял отли­ чительные глубины, несо­ ответствия рельефа дна - всё как обычно. Последних, кстати, было обнаружено немало. На­ пример, в районе острова Пахтусова архипелага Но­ вая Земля на рекомендо­ ванном пути на карте были глубины в 100 метров, а по факту они составили 20 метров. Попереживать при­ шлось всем находящимся на мостике. - Это очень опасно. Мы, конечно, прошли, но, от­ кровенно говоря, было не- Флаг гидрографии у берегов ЗФИ. Спасательный буксир "Алтай" прошёл гораздо больше, чем было наме- В районе острова Пахтусова архипелага Новая Земля на рекомендованном пути на карте были глубины в 100 метров, а по факту они составили 20 метров. Попереживать пришлось всем находящимся на мостике много страшно. Никто к это­ му не был готов, - коммен­ тирует заместитель коман­ дира экспедиционного от­ ряда по научной работе - начальник отдела гидро­ графической службы СФ ка­ питан 1 ранга Алексей Кор­ ине. чено, потому что маршрут трансформировался, что называется, по ходу пьесы, из-за ряда погодных и при­ родных условий. Но с точки зрения гидрографии - это оказалось полезным, ведь и промера выполнено боль­ ше, и "белых пятен" на кар- опять улыбается Владимир Ивляков. - Выполнили, на­ пример, работы в проливе, к которому крупнотоннаж­ ные суда даже не приб­ лижались. Сначала проме­ рили маленьким катером, в одну сторону и обратно, а затем, убедившись, что всё хорошо, уже прошли на "Ал­ тае". Процесс определения глубин весьма трудоёмкий. На эхограмме раз в пол­ часа делается оперативная отметка - время, коорди­ наты и, соответственно, определяется глубина. Та­ ких отметок обычно бывает огромное число, и эхограмм может быть много. Всё это обрабатывается уже в базе. Глубины снимаются по опе- всё несколько проще и быс­ трее, потому что, помимо эхограмм, вся информация записывается на компью­ тер. Обработка занимает считанные часы. Нанесён­ ные нами глубины отправ­ ляются в Центральное кар­ тографическое производ­ ство (ЦКП) ВМФ, и там уже с их помощью на карты нано­ сится модель рельефа дна. Благодаря флотским спе­ циалистам теперь "белых пятен” стало меньше, од­ нако, как говорят гидро­ графы, их ещё на много лет работы хватит. Ант КОРОЛЬКОВА Фото из архива гидрографической службы СФ. ЕСТЬ ЗА ЧТО КРАСНЕТЬ? Реалии на сгройобъектах Мурманской области отличаются от бравых докладов чиновников Еженедельное оперативное совещание в правительстве Мурманской области, прошедшее 7 октября с участием руководства муниципалитетов в режиме видео-конференц-связи, было посвящено мониторингу ситуации на всех строительных объектах региона. Общая картина не радужная - сроки исполнения нарушены по большинству заключённых контрактов. На особом контроле - военные гарнизоны, где ведутся работы в рамках нацпроектов "Демография” и "Образование”, в их числе и сто­ лица Северного флота. Здесь строятся детский сад и общеобра­ зовательная школа. Оба объекта на прошлой неделе проинспектиро­ вал губернатор Мурманской области Андрей Чибис. 6 октября в Гаджиево у памятной доски Герою Российской Федерации матросу Сергею Преминину прошёл траурный митинг в память о погибших членах экипажа РПКСН "К -219". ЭТАЛОН МУЖЕСТВА И СТОЙКОСТИ Подводники до конца выполнили свой долг Первым пунктом рабочей поездки в Североморск стало акушерское отде­ ление Североморской ЦРБ, где глава региона пообщался с медперсоналом и поздравил молодых мам с рождением малышей, вручив им букеты цветов. Несколько лет назад это учреждение родовспоможения было открыто после реконструкции и сейчас считается одним из лучших в регионе. Ежегодно в Североморском роддоме появляются на свет около четырёхсот новорожденных. Но есть тенденция к уменьшению, и основной причиной тому заведующая отделением Наталья Щер­ бинина назвала демографическую яму 90-х: сейчас в репродуктивный возраст входят женщины, рож­ дённые в тот период. Кроме того, североморское акушер­ ское отделение является уч­ реждением первого уровня, а это значит, что на роды по­ ступают женщины без пато­ логий, и немалое количество будущих мам с различными заболеваниями направляются в областной перинатальный центр. Чтобы мощности учреж­ дения были востребованы в должном объёме, предложено переориентировать на Се­ вероморский роддом часть потока будущих мам из Мур­ манска. Североморск - второй по численности город в Мурман­ ской области. Пятая часть на­ селения - дети. Обеспечить их дошкольным и школьным об­ разованием - задача руководства муни­ ципалитета. Ввод в эксплуатацию детского сада на 75 мест поможет ликвидировать актуальную на настоящий момент оче­ редь в группы ясельного возраста, - такую надежду выразил глава ЗАТО Североморск Владимир Евменьков. Но это планы на будущее, а пока ведётся строительство, объёмы которого вы­ полнены на 85%. Подрядчику пришлось провести ряд дополнительных работ, не предусмотренных первоначальным планом. Кроме того, есть проблемы под­ соединения объекта к электросетям. Подводные камни выявились и при подготовке площадки под строительство будущей школы. Через полтора года объект должен быть сдан, но пока его готовность всего 10%. Затормозили стройку возникшие проблемы - проект не был рассчитан на заполярные грунты, под стройплощадкой оказалась скала, что привело к нарушению графика и дополнительным затратам. Новости о задержке строительства обоих объектов у губернатора Мур­ манской области вызвали удивление, ведь на оперативных совещаниях зву­ чали бравые доклады чиновников об успешном выполнении работ. Глава региона подчеркнул, что никакие об­ стоятельства не могут стать поводом для срыва сроков сдачи объектов по нацпроектам: - С одной стороны, нужно разоб­ раться, как мы сроки работ нагоняем, проконтролировать, надлежащее ли качество. С другой стороны, нужно выяснить, почему не наказаны те, кто ошибся в проектировании. Никаких дискуссий по поводу сдвигов сроков сдачи объектов быть не может. На состоявшемся в тот же вечер в администрации ЗАТО Североморск рабочем совещании Андрей Чибис поставил перед областным минстроем, местной властью и подрядчиками за­ дачу объединить усилия и найти воз­ можность завершить стройки качест­ венно и в срок. Помимо Североморска, стройки детских садов ведутся в ЗАТО Алек- сандровск и посёлке городского типа Печенга. Здесь подрядчики тоже выби­ лись из графика. На оперативном со­ вещании в понедельник и.о. министра строительства региона Максим Рудь причиной задержки назвал проблемы с техническим присоединением к элек­ тросетям и вопросы, связанные с про­ пускным режимом. Внимание к военным гарнизонам, в числе которых большинство со статусом ЗАТО, у руководства региона особое. Вопрос о том, что качество жизни в населённых пунктах, где живёт большая часть военнослужащих и членов их семей, не выдерживает никакой кри­ тики, был поднят Андреем Чибисом во время состоявшейся в августе этого года рабочей встречи с Президентом России Владимиром Путиным ."Этот вопрос требует особого внимания", - отметил тогда Владимир Владимирович. С момента той беседы прошло почти полтора месяца. Первые шаги в задан­ ном направлении делаются - в муни­ ципалитетах особый упор на благоуст­ ройство. Новые скверы, детские и спортивные площадки появляются не только в рамках программы "Форми­ рование комфортной городской среды", но и по плану областного правительства "100 шагов". К примеру, реализуется про­ ект "Художественная под­ светка". В первую очередь, необходимое оборудование доставлено в ЗАТО Остров­ ной, что важно с учётом труднодоступности этого муниципального образо ­ вании. Скоро световая кон­ струкция будет установлена. Тему комфортной город­ ской среды Андрей Чибис называет одним из ключе­ вых приоритетов в работе правительства области, а потому необходимо заду­ маться над концепцией развития городов и насе­ лённых пунктов в целом, в том числе и флотской сто­ лицы. - Нам нужно концепту­ ально, комплексно подойти к развитию Североморска. Это второй по чис­ ленности город в области, это столица Северного флота. Но пока состояние города - не очень. Мы делаем ло ­ кальные очаги развития, благоустрой­ ства - парк, детские городки, световые конструкции, единый медицинский комплекс собираем, но это отрывки, а город в целом требует других усилий. Здесь нужна чёткая программа дей­ ствий, - подчеркнул губернатор. Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. Фото автора. Трагедия произошла 3 октября 1986 года в Саргассовом море в 1000 кило­ метрах северо-восточнее Бермудских островов. В ракетном отсеке подводно­ го ракетоносца вспыхнул пожар. Огонь удалось потушить. На боевом посту в четвёртом отсеке, в борьбе со стихией погибли командир ракетной боевой час­ ти капитан 3 ранга Александр Петрач- ков, матросы Игорь Харченко и Нико­ лай Смаглюк. Но над подлодкой навис­ ла новая опасность - угроза взрыва ядерного реактора. Чтобы его предот­ вратить, необходимо было войти в седь­ мой отсек, проникнуть в аппаратную выгородку и вручную затушить реактор. Сделать это поручили командиру реак­ торного отсека старшему лейтенанту Николаю Беликову и матросу Сергею Преминину - самому опытному из трёх спецтрюмных. Они вместе опустили три решётки реакторов и приступили к ра­ боте над четвёртой. Но из-за высокой температуры Беликов потерял сознание... Из воспоминаний старшего мичмана Василия Ежова: "Оставалась последняя решётка. Сергей понимал, что кроме не­ го идти некому. Он встал и просто сказал: "Я пойду. Одна решётка всего-то". Когда решётка опустилась, а ректор был заглушен, Сергей добрался до переговорного пункта и доложил о вы­ полненном задании. Он до конца давал знать оставшимся, что жив, стуча в пе­ реборку. Потом был последний удар - и тишина... 6 октября 1986 года в 11 часов 03 ми­ нуты "К-219" затонула на глубине более 5000 метров. Матрос Сергей Преминин навечно остался на боевом посту в реак­ торном отсеке. Указом Президента РФ от 7 августа 1997 года ему присвоено звание Герой Российской Федерации (посмертно) с вручением родителям медали "Золотая Звезда". Также он награждён орденом Красной Звезды и медалью ордена "За служение Отечест­ ву" I степени. Заместитель командующего Красно­ знамёнными подводными силами Се­ верного флота по военно-политической работе капитан 1 ранга Иван Ковган, выступая на митинге, отметил героизм членов экипажа "К-219” , ценой своей жизни предотвративших катастрофу в Атлантике. - Авария не имела аналогов в мире. Только ценой героических усилий уда­ лось преодолеть пожар и заглушить реактор. Трагедия унесла жизнь четырёх подводников, до конца исполнивших свой долг. Мы всегда будем помнить подвиг Сергея Преминина как яркий пример всем живущим, - сказал Иван Васильевич. - Город помнит героев, здесь и ныне проживают члены экипажа "К-219". Наша задача передавать эту память следующим поколениям, - присоеди­ нился к сказанному глава ЗАТО Алек- сандровск Семён Кауров. Почтить память земляка Сергея Пре­ минина на митинг приехала делегация из Великого Устюга. - Для нас большая честь присутство­ вать на этом митинге. Один из членов экипажа - наш земляк. Я был призван на военную службу вместе с ним. Мы чтим и помним подвиг Сергея, в память о нём проводим слёты и турниры, - об­ ратился к собравшимся глава Великоус- тюгекого муниципального района Алек­ сандр Кузьмин. В составе делегации в Гаджиево прибыли и школьники - юные преми- нинцы. Одна из участниц делегации прочитала стихотворение, посвящённое бессмертному подвигу матроса. Завершил выступпения бывший член экипажа "К-219" старший мичман в отставке Алексей Ващенко. - Сергей всегда мечтал служить, хо­ дить в море. И там, на субмарине, на­ стал момент, когда каждый из нас должен был показать, на что он спосо­ бен. Сергей выполнил свой долг, спас нас. Всех нас. Море, которое он так лю­ бил, забрало его навсегда, - сказал Алексей Михайлович. В завершение митинга прозвучала авторская песня "Посвящение Сергею Преминину" в исполнении Ирины Татин- цевой - руководителя клуба "Ника” МАУК "ЦТиД г. Гаджиево" ЗАТО Александровск. Она не оставила никого из присут­ ствовавших равнодушным. В память о подвиге матроса, в знак уважения к по­ гибшим при исполнении своего воин­ ского долга была объявлена минута молчания. Затем состоялось возложе­ ние цветов к памятной доске. Юлия КАШИНА. Фото Николая БУТА. Вопрос о том, что качество жизни в населённых пунктах, где живёт большая часть военнослужащих и членов их семей, не выдерживает никакой критики, был поднят Андреем Чибисом во время состоявшейся в августе этого года рабочей встречи с Президентом России Владимиром Путиным В составе экспедиционного отряда на архипелаге производили океанографические исследования трое специалистов гидрографической службы (ГС) СФ, хотя по возвращении в базу капитан спаса­ тельного буксирного судна "Алтай" Евгений Тими- лов пошутил: "Ещё бы пара дней совместной ра­ боты, и весь наш экипаж можно было бы смело считать настоящими гидрографами". Спасатели действительно в этом походе проявили высокий профессионализм, даже выполняя несвойст­ венные им задачи. Их тандем с представителями ГС СФ позволил добиться высоких результатов в вопросах, касающихся гидрографии. В рамках исследований под общим руководством капитана 2 ранга Дениса Креца были выполнены 4,9 тысячи км съёмки рельефа дна способом маршрутного промера, произведены на­ блюдения на 18 разовых дрейфовых океанографи­ ческих станциях, сделаны две грунтовые станции. Во­ енные гидрографы опреде­ лили координаты 14 геогра­ фических точек в разных частях архипелага Зем­ ля Франца-Ио­ сифа. Подробнее об этой работе рас­ сказал непосред­ ственный участ­ ник похода тех­ ник гидрографи­ ческой партии гидрографичес­ кого отряда Аркти­ ческой океано­ графической эк­ спедиции (АОЭ) мичман Влади­ мир Ивляков. Гид- г — рограф он уже (__ опытный, в ГС СФ - 7 лет. Изначально трудился граж­ данским специалистом, а когда в 2016 году обра ­ зовалась АОЭ, ему пред­ ложили перейти туда, да ещё и "на контракт" на мич­ манскую должность. - Я, конечно, согласился. Работа мне очень нра­ вится. Люблю путешест­ вовать. Решая задачи по специальности, приходится Ведение маршрутного промера. находить выход из разных сложных ситуаций. Это сти­ мулирует мозг, - говорит, улыбаясь, военный спе­ циалист. - В межсезонье я занимаюсь камеральной обработкой, написанием отчётов, предпоходовой подготовкой техники, карт, документации. За годы службы Вла­ димир Алексеевич побывал уже на всех арктических архипелагах страны. Новую Землю, как говорит он сам, облазил вдоль и поперёк. Теперь вот и Землю Фран­ ца-Иосифа изучил подроб­ но, и историю освоения островов, и их нынешнее состояние. - В общем, мир повидал, хоть и исключительно се­ верный, холодный, даже жёсткий, но зато такие мес­ та, которые мало кому до­ водилось видеть. Туристы платят баснослов­ ные деньги за пу­ тешествие к Се­ верному полюсу, а мы на арктичес­ ких архипелагах работаем каждый год, - рассуждает гидрограф. В комплексной экспедиции перед Владимиром Ив- ляковым стояли задачи ведения маршрутного про­ мера по всему пу­ ти следования судна "Алтай", оп­ ределения коор­ динат ряда геогра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz