На страже Заполярья. 2019 год. Ноябрь.
4 стр. # настгшЗаполярья 1 ноября 2019 года 30 лет со дня первой посадки самолёта на палубу ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" ► "ДЬЯВОЛ КРОЕТСЯ В ДЕТАЛЯХ" Лётчикипалубной авиации способныделатьневозможное - Очень много нюансов. Говорят: "Дьявол кроется в деталях". Даже ес ли совсем немного корабль идёт не по ветру, уже появ ляется снос. Есть такая зона - зона вытормаживания: если при ветре более 14 метров в секунду ты там оборотов не добавишь, то можно и в корму воткнуться. При болтанке один вид посадки, при боковом вет ре - другой, - рассказывает командир полка. - Иногда при ходится взлетать, когда нос корабля "ходит". В этих об стоятельствах выбираешь мо мент, когда он внизу, даёшь отмашку, и только тогда уби рают задержники, чтобы ты взлетел с трамплина, когда трамплин пошёл вверх. В 2001 году вышел докумен тальный фильм автора и режиссёра Наталии Гугуевой под названием "Форсаж", по вествующий о том тяжёлом пе реломном моменте в период распада СССР, когда военным лётчикам 100-го полка приш лось выбирать между двумя государствами. В киноленте Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе откровенно говорит о том, с чем им приш лось столкнуться, рассказы вает о тех, кто ушёл на Север вместе с ним. Павла Подгузова палубный лётчик №1 охаракте ризовал так: "Павлик - это концентрированная воля, ха рактер и способность пойти на такой риск, который сегодня, наверное, и не нужен. Я уве рен, что если надо будет тара нить американский авианосец, он бровью не поведёт и рука у него не дрогнет". А тот в свою очередь уве ряет: - То, что я сейчас собой представляю как профессио нал, как палубный лётчик, как руководитель, сделано его руками. То есть руками команди ра - только так до сих пор и на зывает полковник Подгузов Тимура Апакидзе. За годы службы Павел Эн гельсович освоил несколько видов истребителей и штурмо виков, в том числе МиГ-29, Су-25, Су-27, Су-33. Он на граждён орденом Мужества, медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, имеет почётное звание "Заслу женный военный лётчик". Ещё на личном счету запо лярного аса более 200 посадок на палубу авианесущего крей сера - больше всех ныне дей ствующих лётчиков корабель ного авиаполка Северного флота. И есть среди них одна особенная! "Гюрза Подгузова" - под та ким названием в сети Интернет можно легко наити коротень кое, менее 30 секунд, видео, сделанное 17 июля 1998 года. На нём видно, как истребитель, едва касаясь палубы ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", снова взмы вает вверх. Непосвящённому это может показаться обыкно венным элементом пилотажа, однако тем, кто разбирается, понятно, что, если бы не отлич ные лётные качества Су-33 и, главное, быстрота реакции, смелость и опыт лётчика, эта посадка могла бы завершиться трагично. Ч еловеку, стоящему на причале у пришвартован ного авианесущего крейсера, он кажется гигантским, лётчи ку же сверху из кабины истре бителя эта махина видится как спичечный коробок, на который нужно умудриться сесть, да ещё и на бешеных скоростях. Совершать такой "трюк" без тщательной предварительной подготовки смертельно опасно - НИТКА - наземный авиа ционный испытательный авиа тренажёр, имитирующий палу- 1 ноября 1989 года на па лубу тяжёлого авианесущего крейсера "Тбилиси” соверши ли первые посадки, а затем и взлёты с неё лётчики-ис пытатели Виктор Пугачёв, Токтар Аубакиров, Алек сандр Крутов и Игорь Во- тинцев. Они пилотировали самолёты Су-27К, МиГ-29К и учебно-тренировочный Су-25УТГ. Герой России Виктор Пу гачёв говорил об этом дне так: "’Пять лет до первой по садкина палубубылизаняты большими исследованиями , необходимымидля создания палубного самолёта, который был бы способен поднять полный комплект вооруже ния и полный вес всего со ста метров длины разбега. 1 ноября решете о взлёте было принято генеральным конструктором вместе с директором Черноморского судостроительного завода и утверждено председателем комиссии вице-адмиралом Устьянцевым. Этобыл боль шой подвиг, потому что ответственность, лежавшая на плечах этихлюдей, была несоизмерима. Но они были уверены в том, что наш самолёт, нашкорабль, наши системы, которыеготовыего принять, способны это сде лать ". Взлётный вес самолёта был доведён до 32 тонн, а в после дующем - до 34 тонн. Это по казало заказчику, что машина способна поднимать в воздух полную боевую загрузку. Из воспоминаний другого лётчика -испытателя Героя России Александра Кругова: "Утром1ноября 1989года никто не знал, что будетпо садка на корабль. Если гото вится какое-то событие, то, как правило, собираются ге- было получено в самые пос ледние минуты. ПредставителиКБМикоя на заволновались:какже так, Су сел - и мы хотим. Им то же разрешили. Сел Токтар АубакировнаМиГ-29К.Даль ше нам лететь на Су-25УТГ. Мы не собирались садиться. Ноя убедилведущегоинжене ра и лётчика-испытателя КБМикоянаИгоряВотинцева, с которым испытывал этот самолёт, что мы тожедолж- Су-27К, пилотируемый Виктором Пугачёвым, совершает первую посадку на палубу ТАВКР «Тбилиси». неральные конструкторы, министры и генералы, но в тотдень никого из них не было. Первымполетелиспы татель КБ Сухого Виктор Пугачёв на Су-27К и сел на корабль. Видимо, разрешение ны сесть. Все опасались, по сколькупосадканепланирова лась. Погода была отврати тельная, нижнийкрай облач ности - метров 150. Это и дляпосадкина земле, в общем, на пределе, а тем более для корабля. Ноя им сказал: "Вы что, не хотите стать участниками такого собы тия? Пусть мы не самые первые сядем, но в тотже день, который войдёт в историю!". Уговорил. И мы на корабль сели - первую посадку делал Вотинцев из передней кабины, я был в задней. На следующийдень мы пересели, и, когда взле талис палубы, а затемопять садились, в переднейкабине былужея. Первым в тотже день, 1 ноября, взлетел с палубы авианосца на МиГ-29К Ток тарАубакиров. Су-27К Пу гачёва остался ночевать на кораблеи на следующийдень взлет ел третьим. Через несколькоднейпосле первой посадки на авианосец на Су-25УТГ я полетел в свой первыйполётнаМиГ-29КДо этоголетал толькона обыч номМиГ-29, палубную вер сиюподняли воздухвпервые, и в этом полёте я тоже не должен был садиться. Но, когда прилетел к кораблю, сделалнесколькопролётовнад палубой, меня с земли спро сили: "Ты готов сесть?". Я ответил: "Готов!". И в пер вом же полёте на МиГ-29К я селна крейсер". Так начался отсчёт каче ственно нового этапа разви тия отечественного флота. бу нашего авианосца, в отли чие от корабля, даёт право на ошибку. Не так сработал дви гатель, не так пилот сработал рулями - впереди ещё 700 метров бетона. На корабле та кого не будет, - поясняет лёт чик-снайпер Павел Подгузов. - Я никогда не стану посы лать на корабль того, в ком я не уверен, - продолжает ко мандир полка. - Лучше дать ещё несколько полётов, пока зать, проговорить, разобрать ошибки. Есть объективный контроль, есть видеосъёмки с места руководителя визуаль ной посадки. Всё всегда вы водим на экран и разбираем поэтапно, по секундам: где, как, куда, в чём ошибка. Пос ле того как я буду уверен в лётчике минимум на 80%, тогда даю "добро" на зацеп. Только так. При этом разбор полётов с каждым пилотом происходит сначала индивидуально, а после со всеми вместе. Учатся и на своих ошибках, и на чужих. - На корабле летают "залё тами": три самолёта взлете ли - три сели. В перерывах собираемся в классе дежур ных экипажей и опять вклю чаем видео, смотрим, как за ходили на посадку, и каждый шаг подробно разбираем, - под чёркивает офицер. Так уж сложилось, что чаще всегожурналисты приезжают в гарнизон палубников именно в дни тренировочных полётов. Так было и в этот раз. Беседа с командиром полка проходила в классе предполётной подго товки. Павел Энгельсович сле дил за ходом отработок, сам дважды поднимался в небо, тем не менее нашёл время и для нас. Вего глазах всё время читалась сосредоточенность. Удивительное умение лётчи ков - быть постоянно внима тельным, сконцентрированным одновременно на нескольких вещах. Анна КОРОЛЬКОВА. Фото автора и из архива полка. РУССКИХ ПОБЕДИТЬ НЕВОЗМОЖНО Н и к т о не осмелился д о л о ж и т ь Гитлеру о параде в Москве РАТНАЯ СЛАВА ОТЕЧЕСТВА 7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год] 28 октября *• Верховный г л а в н о к о мандующий Иосиф Сталин провёл со вещание, на котором сре ди прочих поставил воп рос о возможности про ведения военного парада к 24-й годовщине рево люции. Серьёзной опасностью для мероприятия могло стать мощное наступле ние немецко-фашистских войск именно в день праздника. Сталин спро сил мнение у генерала армии Георгия Жукова, назначенного 10 октября командующим Западным фронтом. "В ближайшие дни враг не начнёт большого на ступления. Он понёс в предыдущих сражениях серьёзные потери и вы нужден пополнять и пе регруппировывать войска. Против авиации, которая наверняка будет дейст вовать, необходимо уси лить ПВО и подтянуть к Москве истребительную авиацию с соседнихфрон тов", - ответил Сталину Георгий Константинович. СоветЖукова был при нят. В первых числах но ября советская авиация провела серию налётов на вражеские аэродромы. Организация парада была возложена на коман дующего войсками Мос ковского военного округа и Московской зоны обо роны генерал-лейтенанта Павла Артемьева. Под готовка проходила в ус ловиях ведения советски ми войсками тяжёлых обо ронительных боёв с не мецкими захватчиками всего в 70-100 километрах от столицы, соблюдались строжайшие меры сек ретности. 6 ноября на станции метро "Маяковская" со стоялось торжественное заседание Моссовета, посвящённое 24-й годов щине Октября. В 23.00 Сталин сообщил коман дирам частей об их учас тии в военном параде на Красной площади. 7 ноября в целях безо пасности начало меро приятия внезапно пере несли - оно состоялось на 2 часа раньше. Пригла шённым трудящимся об этом сообщили за три ча са до начала. Вот, как описывала происходящее на Красной площади га зета "Вечерняя Москва" от 8 ноября 1941 года: "Часы Спасской башни гулко бросили на площадь восемь ударов. - Парад, смирно! Из ворот Спас ской башни на добром горячем коне выезжает заместитель народного комиссара обороны СССР Маршал Советского Сою за тов. Будённый. На встречу ему скачет коман дующий парадом генерал- лейтенант тов. Артемьев. Приняв рапорт, тов. Бу дённый в сопровождении генерал-лейтенанта объ ехал войска, выстроенные к параду, и поздоровался с ними. Бодрым "ура" от вечали бойцы на привет ствие Маршала Совет ского Союза. Закончив объезд, товарищ Будён ный подъехал к Мавзо лею, легко соскочил с ко ня и поднялся на трибу ну". К народу и войскам с короткой речью обратил ся Верховный главно командующий и нарком обороны СССР Иосиф Сталин: "Товарищи красноар мейцы и краснофлотцы, командиры и политра ботники, партизаны и пар тизанки! На вас смотрит весь мир как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощён ные народы Европы, под павшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойны этой миссии!.." Открыл парад сводный батальон курсантов 1-го Московского Краснозна мённого артиллерийского училища имени Л.Б. Кра сина во главе с начальни ком училища полковником Юрием Павловичем Ба женовым. Затем на пло щадь вступила кавалерия. За эскадронами с грохо том пронеслись пулемёт ные тачанки. За кавале рией прошла моторизован ная пехота, проехали ав томобили с зенитными установками. Завершили марш военной техники танки. Репортаж о празднике на Красной площади слы шал весь мир - радио трансляция была вклю чена в ту минуту, когда торжественное мероприя тие уже началось. Услы шали её и в Берлине. Поз же приближённые Гитлера вспоминали, что никто не осмелился доложить ему о происходящем в Моск ве. Но он сам включил приёмник и наткнулся на репортаж, услышал коман ды на русском языке, му зыку маршей и твёрдую поступь солдат и понял, в чём дело. По свидетель ствам историков, Гитлер пришёл в ярость, бросил ся к телефону и потребо вал немедленно соеди нить его с командующим ближайшей к Москве бом бардировочной эскадрой. Он приказал тому разбом бить парад во что бы то ни стало, вылетать всем со единением и вести его лично. Несмотря на ме тель, бомбардировщики поднялись в воздух. До Москвы не долетел ни один. Как было сообщено на следующий день, на рубежах города силами 6-го истребительного кор пуса и зенитчиками ПВО Москвы было сбито 34 не мецких самолёта. По воспоминаниям сов ременников, утреннее со общение по радио 7 нояб ря 1941 года для многих стало неожиданным. Фрон товики и работники тыла поняли, что если встолице состоялся праздничный парад, значит, Москва имеет достаточно сил, чтобы выстоять. Из воспоминаний пол ковника в отставке Ев гения Ильина: ".. .Параддлился немно гим более часа. Сколько было пережито намиза это время! В те дни Гитлер раструбил на весь мир, что Москва вот-вот будет взята ион проведёт вМоск ве смотр своих войск. И вот враг на подступах к Москве, а на её площади демонстрируются наши силы. Сам факт военного парада на Красной пло щади был воспринят на шим народом как пред вестник значительного перелома в ходе войны". На врага этот парад произвёл деморализую щее впечатление. Впер вые за все кампании Вто рой мировой войны в дневниковых записях, письмах и донесениях немецких генералов, офи церов и солдат появились пораженческие настрое ния: "Итеперь, когдаМоск вабылана виду, настрое ние как командиров, так и войск начало меняться. Сопротивление противника усилилось, бои приобре тали всё более ожесточён ный характер...". В письме немецкого солдата, пере хваченном советскими войсками в ноябре 1941 года на Можайском нап равлении, говорилось: "Каждый день приносит нам большиежертвы. Мы теряем наших братьев, а конца войны не видно и, наверное, не видеть мне его..... я уже потерял все надежды остаться вживых и возвратиться домой. Я думаю, что каждый немец кий солдат найдёт себе здесь могилу. Русских по бедить невозможно...". В ходе зимней кампании 1941 года гитлеровские военные трибуналы осу дили 62 тысячи солдат и офицеровзадезертирство, самовольный отход, непо виновение, были отстра нены от занимаемых пос тов 35 высших чинов. Военный парад вызвал восхищение и уважение к советскому народу и его армии, способствовал укреплению международ ного престижа СССР. Ан глийская газета "Ньюс Кроникл" писала: "Органи зация в Москве обычного традиционного парада в момент, когда на подсту пах к городу идут жаркие бои, представляет собой великолепный пример му жества и отваги". Ей вто рила"ДейлиМейл": "Сталин организовал на знаме нитой Красной площади одну из самых блестящих демонстраций мужества и уверенности, какая только имела место во время войны". Подготовила Ярослава ТРЕТЬЯКОВА. U
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz