На страже Заполярья. 2019 год. Ноябрь.

4 стр. # настгшЗаполярья 1 ноября 2019 года 30 лет со дня первой посадки самолёта на палубу ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" ► "ДЬЯВОЛ КРОЕТСЯ В ДЕТАЛЯХ" Лётчикипалубной авиации способныделатьневозможное - Очень много нюансов. Говорят: "Дьявол кроется в деталях". Даже ес­ ли совсем немного корабль идёт не по ветру, уже появ­ ляется снос. Есть такая зона - зона вытормаживания: если при ветре более 14 метров в секунду ты там оборотов не добавишь, то можно и в корму воткнуться. При болтанке один вид посадки, при боковом вет­ ре - другой, - рассказывает командир полка. - Иногда при­ ходится взлетать, когда нос корабля "ходит". В этих об­ стоятельствах выбираешь мо­ мент, когда он внизу, даёшь отмашку, и только тогда уби­ рают задержники, чтобы ты взлетел с трамплина, когда трамплин пошёл вверх. В 2001 году вышел докумен­ тальный фильм автора и режиссёра Наталии Гугуевой под названием "Форсаж", по­ вествующий о том тяжёлом пе­ реломном моменте в период распада СССР, когда военным лётчикам 100-го полка приш­ лось выбирать между двумя государствами. В киноленте Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе откровенно говорит о том, с чем им приш­ лось столкнуться, рассказы­ вает о тех, кто ушёл на Север вместе с ним. Павла Подгузова палубный лётчик №1 охаракте­ ризовал так: "Павлик - это концентрированная воля, ха­ рактер и способность пойти на такой риск, который сегодня, наверное, и не нужен. Я уве­ рен, что если надо будет тара­ нить американский авианосец, он бровью не поведёт и рука у него не дрогнет". А тот в свою очередь уве­ ряет: - То, что я сейчас собой представляю как профессио­ нал, как палубный лётчик, как руководитель, сделано его руками. То есть руками команди­ ра - только так до сих пор и на­ зывает полковник Подгузов Тимура Апакидзе. За годы службы Павел Эн­ гельсович освоил несколько видов истребителей и штурмо­ виков, в том числе МиГ-29, Су-25, Су-27, Су-33. Он на­ граждён орденом Мужества, медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, имеет почётное звание "Заслу­ женный военный лётчик". Ещё на личном счету запо­ лярного аса более 200 посадок на палубу авианесущего крей­ сера - больше всех ныне дей­ ствующих лётчиков корабель­ ного авиаполка Северного флота. И есть среди них одна особенная! "Гюрза Подгузова" - под та­ ким названием в сети Интернет можно легко наити коротень­ кое, менее 30 секунд, видео, сделанное 17 июля 1998 года. На нём видно, как истребитель, едва касаясь палубы ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", снова взмы­ вает вверх. Непосвящённому это может показаться обыкно­ венным элементом пилотажа, однако тем, кто разбирается, понятно, что, если бы не отлич­ ные лётные качества Су-33 и, главное, быстрота реакции, смелость и опыт лётчика, эта посадка могла бы завершиться трагично. Ч еловеку, стоящему на причале у пришвартован­ ного авианесущего крейсера, он кажется гигантским, лётчи­ ку же сверху из кабины истре­ бителя эта махина видится как спичечный коробок, на который нужно умудриться сесть, да ещё и на бешеных скоростях. Совершать такой "трюк" без тщательной предварительной подготовки смертельно опасно - НИТКА - наземный авиа­ ционный испытательный авиа­ тренажёр, имитирующий палу- 1 ноября 1989 года на па­ лубу тяжёлого авианесущего крейсера "Тбилиси” соверши­ ли первые посадки, а затем и взлёты с неё лётчики-ис­ пытатели Виктор Пугачёв, Токтар Аубакиров, Алек­ сандр Крутов и Игорь Во- тинцев. Они пилотировали самолёты Су-27К, МиГ-29К и учебно-тренировочный Су-25УТГ. Герой России Виктор Пу­ гачёв говорил об этом дне так: "’Пять лет до первой по­ садкина палубубылизаняты большими исследованиями , необходимымидля создания палубного самолёта, который был бы способен поднять полный комплект вооруже­ ния и полный вес всего со ста метров длины разбега. 1 ноября решете о взлёте было принято генеральным конструктором вместе с директором Черноморского судостроительного завода и утверждено председателем комиссии вице-адмиралом Устьянцевым. Этобыл боль­ шой подвиг, потому что ответственность, лежавшая на плечах этихлюдей, была несоизмерима. Но они были уверены в том, что наш самолёт, нашкорабль, наши системы, которыеготовыего принять, способны это сде­ лать ". Взлётный вес самолёта был доведён до 32 тонн, а в после­ дующем - до 34 тонн. Это по­ казало заказчику, что машина способна поднимать в воздух полную боевую загрузку. Из воспоминаний другого лётчика -испытателя Героя России Александра Кругова: "Утром1ноября 1989года никто не знал, что будетпо­ садка на корабль. Если гото­ вится какое-то событие, то, как правило, собираются ге- было получено в самые пос­ ледние минуты. ПредставителиКБМикоя­ на заволновались:какже так, Су сел - и мы хотим. Им то­ же разрешили. Сел Токтар АубакировнаМиГ-29К.Даль­ ше нам лететь на Су-25УТГ. Мы не собирались садиться. Ноя убедилведущегоинжене­ ра и лётчика-испытателя КБМикоянаИгоряВотинцева, с которым испытывал этот самолёт, что мы тожедолж- Су-27К, пилотируемый Виктором Пугачёвым, совершает первую посадку на палубу ТАВКР «Тбилиси». неральные конструкторы, министры и генералы, но в тотдень никого из них не было. Первымполетелиспы­ татель КБ Сухого Виктор Пугачёв на Су-27К и сел на корабль. Видимо, разрешение ны сесть. Все опасались, по­ сколькупосадканепланирова­ лась. Погода была отврати­ тельная, нижнийкрай облач­ ности - метров 150. Это и дляпосадкина земле, в общем, на пределе, а тем более для корабля. Ноя им сказал: "Вы что, не хотите стать участниками такого собы­ тия? Пусть мы не самые первые сядем, но в тотже день, который войдёт в историю!". Уговорил. И мы на корабль сели - первую посадку делал Вотинцев из передней кабины, я был в задней. На следующийдень мы пересели, и, когда взле­ талис палубы, а затемопять садились, в переднейкабине былужея. Первым в тотже день, 1 ноября, взлетел с палубы авианосца на МиГ-29К Ток­ тарАубакиров. Су-27К Пу­ гачёва остался ночевать на кораблеи на следующийдень взлет ел третьим. Через несколькоднейпосле первой посадки на авианосец на Су-25УТГ я полетел в свой первыйполётнаМиГ-29КДо этоголетал толькона обыч­ номМиГ-29, палубную вер­ сиюподняли воздухвпервые, и в этом полёте я тоже не должен был садиться. Но, когда прилетел к кораблю, сделалнесколькопролётовнад палубой, меня с земли спро­ сили: "Ты готов сесть?". Я ответил: "Готов!". И в пер­ вом же полёте на МиГ-29К я селна крейсер". Так начался отсчёт каче­ ственно нового этапа разви­ тия отечественного флота. бу нашего авианосца, в отли­ чие от корабля, даёт право на ошибку. Не так сработал дви­ гатель, не так пилот сработал рулями - впереди ещё 700 метров бетона. На корабле та­ кого не будет, - поясняет лёт­ чик-снайпер Павел Подгузов. - Я никогда не стану посы­ лать на корабль того, в ком я не уверен, - продолжает ко­ мандир полка. - Лучше дать ещё несколько полётов, пока­ зать, проговорить, разобрать ошибки. Есть объективный контроль, есть видеосъёмки с места руководителя визуаль­ ной посадки. Всё всегда вы­ водим на экран и разбираем поэтапно, по секундам: где, как, куда, в чём ошибка. Пос­ ле того как я буду уверен в лётчике минимум на 80%, тогда даю "добро" на зацеп. Только так. При этом разбор полётов с каждым пилотом происходит сначала индивидуально, а после со всеми вместе. Учатся и на своих ошибках, и на чужих. - На корабле летают "залё­ тами": три самолёта взлете­ ли - три сели. В перерывах собираемся в классе дежур­ ных экипажей и опять вклю­ чаем видео, смотрим, как за­ ходили на посадку, и каждый шаг подробно разбираем, - под­ чёркивает офицер. Так уж сложилось, что чаще всегожурналисты приезжают в гарнизон палубников именно в дни тренировочных полётов. Так было и в этот раз. Беседа с командиром полка проходила в классе предполётной подго­ товки. Павел Энгельсович сле­ дил за ходом отработок, сам дважды поднимался в небо, тем не менее нашёл время и для нас. Вего глазах всё время читалась сосредоточенность. Удивительное умение лётчи­ ков - быть постоянно внима­ тельным, сконцентрированным одновременно на нескольких вещах. Анна КОРОЛЬКОВА. Фото автора и из архива полка. РУССКИХ ПОБЕДИТЬ НЕВОЗМОЖНО Н и к т о не осмелился д о л о ж и т ь Гитлеру о параде в Москве РАТНАЯ СЛАВА ОТЕЧЕСТВА 7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год] 28 октября *• Верховный г л а в н о к о ­ мандующий Иосиф Сталин провёл со­ вещание, на котором сре­ ди прочих поставил воп­ рос о возможности про­ ведения военного парада к 24-й годовщине рево­ люции. Серьёзной опасностью для мероприятия могло стать мощное наступле­ ние немецко-фашистских войск именно в день праздника. Сталин спро­ сил мнение у генерала армии Георгия Жукова, назначенного 10 октября командующим Западным фронтом. "В ближайшие дни враг не начнёт большого на­ ступления. Он понёс в предыдущих сражениях серьёзные потери и вы­ нужден пополнять и пе­ регруппировывать войска. Против авиации, которая наверняка будет дейст­ вовать, необходимо уси­ лить ПВО и подтянуть к Москве истребительную авиацию с соседнихфрон­ тов", - ответил Сталину Георгий Константинович. СоветЖукова был при­ нят. В первых числах но­ ября советская авиация провела серию налётов на вражеские аэродромы. Организация парада была возложена на коман­ дующего войсками Мос­ ковского военного округа и Московской зоны обо­ роны генерал-лейтенанта Павла Артемьева. Под­ готовка проходила в ус­ ловиях ведения советски­ ми войсками тяжёлых обо­ ронительных боёв с не­ мецкими захватчиками всего в 70-100 километрах от столицы, соблюдались строжайшие меры сек­ ретности. 6 ноября на станции метро "Маяковская" со­ стоялось торжественное заседание Моссовета, посвящённое 24-й годов­ щине Октября. В 23.00 Сталин сообщил коман­ дирам частей об их учас­ тии в военном параде на Красной площади. 7 ноября в целях безо­ пасности начало меро­ приятия внезапно пере­ несли - оно состоялось на 2 часа раньше. Пригла­ шённым трудящимся об этом сообщили за три ча­ са до начала. Вот, как описывала происходящее на Красной площади га­ зета "Вечерняя Москва" от 8 ноября 1941 года: "Часы Спасской башни гулко бросили на площадь восемь ударов. - Парад, смирно! Из ворот Спас­ ской башни на добром горячем коне выезжает заместитель народного комиссара обороны СССР Маршал Советского Сою­ за тов. Будённый. На­ встречу ему скачет коман­ дующий парадом генерал- лейтенант тов. Артемьев. Приняв рапорт, тов. Бу­ дённый в сопровождении генерал-лейтенанта объ­ ехал войска, выстроенные к параду, и поздоровался с ними. Бодрым "ура" от­ вечали бойцы на привет­ ствие Маршала Совет­ ского Союза. Закончив объезд, товарищ Будён­ ный подъехал к Мавзо­ лею, легко соскочил с ко­ ня и поднялся на трибу­ ну". К народу и войскам с короткой речью обратил­ ся Верховный главно­ командующий и нарком обороны СССР Иосиф Сталин: "Товарищи красноар­ мейцы и краснофлотцы, командиры и политра­ ботники, партизаны и пар­ тизанки! На вас смотрит весь мир как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощён­ ные народы Европы, под­ павшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойны этой миссии!.." Открыл парад сводный батальон курсантов 1-го Московского Краснозна­ мённого артиллерийского училища имени Л.Б. Кра­ сина во главе с начальни­ ком училища полковником Юрием Павловичем Ба­ женовым. Затем на пло­ щадь вступила кавалерия. За эскадронами с грохо­ том пронеслись пулемёт­ ные тачанки. За кавале­ рией прошла моторизован­ ная пехота, проехали ав­ томобили с зенитными установками. Завершили марш военной техники танки. Репортаж о празднике на Красной площади слы­ шал весь мир - радио­ трансляция была вклю­ чена в ту минуту, когда торжественное мероприя­ тие уже началось. Услы­ шали её и в Берлине. Поз­ же приближённые Гитлера вспоминали, что никто не осмелился доложить ему о происходящем в Моск­ ве. Но он сам включил приёмник и наткнулся на репортаж, услышал коман­ ды на русском языке, му­ зыку маршей и твёрдую поступь солдат и понял, в чём дело. По свидетель­ ствам историков, Гитлер пришёл в ярость, бросил­ ся к телефону и потребо­ вал немедленно соеди­ нить его с командующим ближайшей к Москве бом­ бардировочной эскадрой. Он приказал тому разбом­ бить парад во что бы то ни стало, вылетать всем со­ единением и вести его лично. Несмотря на ме­ тель, бомбардировщики поднялись в воздух. До Москвы не долетел ни один. Как было сообщено на следующий день, на рубежах города силами 6-го истребительного кор­ пуса и зенитчиками ПВО Москвы было сбито 34 не­ мецких самолёта. По воспоминаниям сов­ ременников, утреннее со­ общение по радио 7 нояб­ ря 1941 года для многих стало неожиданным. Фрон­ товики и работники тыла поняли, что если встолице состоялся праздничный парад, значит, Москва имеет достаточно сил, чтобы выстоять. Из воспоминаний пол­ ковника в отставке Ев­ гения Ильина: ".. .Параддлился немно­ гим более часа. Сколько было пережито намиза это время! В те дни Гитлер раструбил на весь мир, что Москва вот-вот будет взята ион проведёт вМоск­ ве смотр своих войск. И вот враг на подступах к Москве, а на её площади демонстрируются наши силы. Сам факт военного парада на Красной пло­ щади был воспринят на­ шим народом как пред­ вестник значительного перелома в ходе войны". На врага этот парад произвёл деморализую­ щее впечатление. Впер­ вые за все кампании Вто­ рой мировой войны в дневниковых записях, письмах и донесениях немецких генералов, офи­ церов и солдат появились пораженческие настрое­ ния: "Итеперь, когдаМоск­ вабылана виду, настрое­ ние как командиров, так и войск начало меняться. Сопротивление противника усилилось, бои приобре­ тали всё более ожесточён­ ный характер...". В письме немецкого солдата, пере­ хваченном советскими войсками в ноябре 1941 года на Можайском нап­ равлении, говорилось: "Каждый день приносит нам большиежертвы. Мы теряем наших братьев, а конца войны не видно и, наверное, не видеть мне его..... я уже потерял все надежды остаться вживых и возвратиться домой. Я думаю, что каждый немец­ кий солдат найдёт себе здесь могилу. Русских по­ бедить невозможно...". В ходе зимней кампании 1941 года гитлеровские военные трибуналы осу­ дили 62 тысячи солдат и офицеровзадезертирство, самовольный отход, непо­ виновение, были отстра­ нены от занимаемых пос­ тов 35 высших чинов. Военный парад вызвал восхищение и уважение к советскому народу и его армии, способствовал укреплению международ­ ного престижа СССР. Ан­ глийская газета "Ньюс Кроникл" писала: "Органи­ зация в Москве обычного традиционного парада в момент, когда на подсту­ пах к городу идут жаркие бои, представляет собой великолепный пример му­ жества и отваги". Ей вто­ рила"ДейлиМейл": "Сталин организовал на знаме­ нитой Красной площади одну из самых блестящих демонстраций мужества и уверенности, какая только имела место во время войны". Подготовила Ярослава ТРЕТЬЯКОВА. U

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz