На страже Заполярья. 2019 год. Ноябрь.

7 стр. * ка стгажЕЗаполярья 22 ноября 2019 года 1 9 4 1 - 1 9 4 5 7 5 п е т у Й Великой Победы МРДСНОИ арм ии ] ________________________СЛАВ*! В 1922 году в Москве была сформирована 14-я стрелковая дивизия, в 1924 году артиллерия дивизии была переформирована в 14-й артил­ лерийский полк. В сентябре 1939 года дивизия была развёрнута по штатам военного времени, на базе 14-го артполка было сформировано несколько новых полков, в том числе 143-й артполк, который прибыл в Мурманскую область и занял боевые порядки на северном побережье Кольского полу­ острова. Штаб полка и батареи 1-го дивизиона прибыли в с. Териберку, 4-я, 5-я и 6-я батареи 2-го дивизиона - на остров Кильдин. Перед полком была поставлена задача оборонять Кольский полуостров с севера, не допуская высадки десанта противника. 6-я КОМСОМОЛЬСКАЯ ГЕРОИЧЕСКАЯ БАТАРЕЯ Командный состав 6-й батареи 143-го артиллерий­ ского полка 14-й стрелковой дивизии. В первом ряду (слева направо): лейтенант Иван Уродков (1918 - 1941), младший лейтенант Пантелей Коваленко (1914 -1941). Во втором ряду: младший лейтенант Александр Осипов (1912 -1941), младший политрук Николай Васильев (г.р. 1919). На заднем плане - замполитрука Иван Ко- быленко. В июле 1941 года 143-й артполк на кораблях был переброшен к Кольскому заливу на мыс Мишуков и, совершив марш, занял по­ зиции в районе реки Запад­ ная Лица. Перед ним стоя­ ли две задачи - поддержи­ вать огнём 95-й и 325-й стрелковые полки, воспре­ пятствовать переправе про­ тивника через реку. 8 сентября горнострел­ ковый корпус "Норвегия" на­ чал новое наступление, на­ нося удары по флангам на­ ших дивизий с целью окру­ жить их, а затем продолжить движение на Мурманск, Ура- Губу и Полярный. Форсиро­ вав реку Западная Лица, противник захватил ряд гос­ подствующих высот и в рай­ оне 42-го км перерезал до­ рогу на Мурманск. В боях по срыву враже­ ского наступления мужест­ во и героизм проявили вои­ ны 4-й, 5-й и 6-й батарей 2-го дивизиона 143-го артпол­ ка. На вооружении 6-й ком­ сомольской батареи было четыре 122-мм гаубицы образца 1910/1930 гг., а 4-я и 5-я батареи имели по четыре 76-мм пушки об­ разца 1902/1930 гг. С 8 по 14 сентября ар­ тиллеристы вели ожесто­ чённые бои, сдерживая яростный натиск превосхо­ дящих сил противника - двух батальонов 139-го идвух ба- Лейтенант Григорий Лысенко. тальонов 138-го горноегер­ ских полков. Части 3-й гор­ нострелковой дивизии про­ тивника стремились уничто­ жить наши батареи, так как они не позволяли им насту­ пать на северо-восток по ро­ кадной дороге навстречу частям 2-й горнострелковой дивизии с целью окружить наши полки, а затем дви­ гаться на Ура-Губу и Поляр­ ный. Не могли фашисты ата­ ковать и на юго-восток по единственной дороге на Мур­ манск. Это был самый от­ ветственный участокфронта. На острие удара фашис­ тов оказалась 6-я комсо­ мольская батарея, которой командовал лейтенант Гри­ горий Лысенко. Не считаясь с потерями, подтягивая ре­ зервы, противник подошёл к позиции батареи. Ору­ дийные расчёты вели огонь прямой наводкой. Немец­ кие бомбардировщики по 6-8 раз в день большими группами бомбили наши боевые порядки. Ни один раненый, способный стоять у орудия или держать вин­ товку в руке, не покинул ба­ тарею. Трое суток солдаты ни­ чего не ели, так как не было даже сухарей, но продол­ жали отбивать атаки врага. Ездовые и ящичные попол­ няли редеющие ряды ору­ дийных номеров. Батарея оказалась во вражеском кольце и имела необычное построение боевого поряд­ ка: первое орудие вело огонь вправо, второе - впе­ рёд, третье - назад, четвёр­ тое - влево. Между первым и четвёртым орудиями бы­ ло около 200 м по фронту, а между вторым и третьим - 70-80 м по глубине. Этот "орудийный ёж" в интерва­ лах заполнили ездовые с пулемётами, винтовками и ручными гранатами. Фашисты окружили НП командира батареи лейте­ нанта Лысенко. Вызвав огонь батареи на себя, он вырвался из окружения и, будучи раненным, совер­ шил новый прорыв - уже на огневую позицию батареи и снова был ранен. Замести­ тель командира батареи младший лейтенант Алек­ сандр Осипов огнём пуле­ мёта прикрывал работу ог­ невых расчётов. Будучи ра­ ненным, истекая кровью, он продолжал вести огонь, пока не был убит. Командир 1-го огневого взвода лей­ тенант Иван Уродков при налётах вражеской авиации и артиллерийских обстре­ лах стойко и мужественно управлял стрельбой взво­ да. 13 сентября он заменил у орудия выбывших и был убит осколком вражеского снаряда. Командир 2-го огневого взвода младший лейтенант Пантелей Кова­ ленко занял НП в непо­ средственной близости от противника, под градом пуль и миномётных оскол­ ков умело направлял огонь батареи, но был убит. В наградном листе лей­ тенанта Григория Лысенко указано: "Из состава бата­ реи вышло только 11 чело­ век". В своих воспоминани­ ях комиссар батареи Нико­ лай Васильев пишет: "Весь личный состав батареи вёл себя в бою геройски, и не напрасно 6-я была названа героической". 30 сентября был дове­ дён до всего личного сос­ тава приказ по дивизии о героической борьбе с не­ мецким фашизмом 6-й комсомольской батареи 143-го артполка, в котором 6-я батарея именуется ге­ роической. 4 октября газета 14-й ар­ мии "Часовой Севера" опуб­ ликовала статью "Батарея героев", а газета "Красная звезда" 22 октября в статье "Героическая батарея" рас­ сказала о подвиге артил­ леристов: "Наступил шестой день героической борьбы шестой батареи. Наступ­ ление противника нача­ лось бомбардировкой. Вто­ рое орудие исковеркало бомбой. Вслед за бомбёж­ кой послышался вой сна­ рядов и мин. Ряды защит­ ников батареи совсем по­ редели. Со всех сторон полз­ ли немцы. Сегодня их было особенно много. Порой сол­ даты противника подходили так близко, что артиллерис­ там приходилось укрывать­ ся от разрывов своих же снарядов. Последним сна­ рядом наводчик взорвал орудие. В живых осталось несколько человек. В этой короткой атаке погиб лей­ тенант Лысенко. Комиссар Васильев получил тяжёлое ранение. На руках принесли его бойцы к своим. Бата­ рейцы до конца выполнили свой долг. Противник был задержан до подхода наше­ го подкрепления. За шесть дней героической борьбы батарея уничтожила не ме­ нее 500 немцев". По итогам боёв были на­ граждены более десяти во­ инов 2-го дивизиона, сре­ ди них орденом Ленина - Г. Ф. Лысенко иА. М. Осипов; орденом Красного Знаме­ ни - И. А. Уродков, П. П. Ко­ валенко, Н. А. Васильев, командир дивизиона стар­ ший лейтенант А. А. Шаров, командир полка подполков­ ник Г. Я. Палий; орденом Красной Звезды - старшина 6-й батареи старший сер­ жант А. Ф. Григорьев, коман­ дир взвода топослужбы ди­ визиона лейтенант И. М. Дег­ тярёв. В октябре 1944 года 143-й артполк участвовал в раз­ громе фашистских войск в Советском Заполярье, осво­ бождал Петсамо (Печенгу), норвежский город Кирке­ нес и 30 декабря1944 года стал 417-м гвардейским. В 1945 году полк в составе 2-го Белорусского фронта вёл наступательные бои в Польше и Германии, 17 мая 1945 года был награждён орденом Кутузова III степени. После войны полк дис­ лоцировался в Мурманской области. Командир 116-й мотострелковой дивизии 21 февраля 1958 года при­ казал впредь 1-ю батарею 417-го гвардейского артил­ лерийского ордена Кутузова полка именовать "6-я Ге­ роическая батарея". В 1959 году в Мурманске был от­ крыт памятник 6-й Герои­ ческой батареи. В 1960 году полк был расформирован, но 6-я Героическая батарея была сохранена. Командир 143-го артпол­ ка Георгий Палий, напи­ савший книги "Шестая Ге­ роическая" и"Солнце в но­ чи", в 1966 году организовал встречу ветеранов полка в Мурманске. Выступая на митинге, он сказал: "В труд­ ные дни войны артиллерис­ ты 6-й Героической грудью встали на защиту Совет­ ского Заполярья от гитле­ ровских захватчиков. Боль­ шинство из них погибли, но не дали прорваться врагу к Мурманску". 25 сентября 1971 года ветераны под руководст­ вом начальника штаба 143-го артполка Е. Н. Его- шина нашли орудийные окопы 6-й и 4-й батарей, однако место захоронения воинов 6-й Героической ба­ тареи им обнаружить не удалось. В 1981 году в п. Луостари Верхнее сооружён памят­ ник 6-й Героической ба­ тареи. В целях воспитания и обучения личного состава на боевых традициях ру­ ководством было принято решение о присвоении 6-й батарее 2-го гаубичного самоходно-артиллерийско­ го дивизиона 200-й отдель­ ной мотострелковой брига­ ды почётного наименова­ ния "Героическая". Александр ЖОЛОБОВ, Михаил ОРЕШЕТА. На острие удара фашистов оказалась 6-я батарея, которой коман­ довал лейтенант Григорий Лысенко. Немецкие бомбардировщики по 6-8 раз в день большими группами бомбили наши боевые порядки. Ни одни раненый, способный стоять у орудия или держать винтовку в руке, не покинул батарею ТИТАН ВЕРТОЛЁТОСТРОЕНИЯ Вклад конструктора в развитие авиации трудно переоценить \ Михаил Леонтьевич Миль - создатель знаменитого семейства вертолётов Ми - многоцелевых, транс­ портных, боевых, которые сейчас эксплуатируются более чем в ста странах мира. Он был генеральным конструктором опытного конструкторского бюро. На вертолётах, разработанных в этом ОКБ, установлено 60 официальных мировых рекордов. К 110-летию со дня рождения Михаила Миля М ИХАИЛ МИЛЬ родился в Иркутске, здесь провёл дет­ ство и юность - время, когда происходит становление личнос­ ти, формируются характер и ми­ ровоззрение. В этом городе он получил начальное образова­ ние, встретил и пережил рево­ люционные годы. В 1926 году поступил в Сибирский техно­ логический институт в Томске, но был вскоре отчислен по причине непролетарского происхожде­ ния. В то время учиться в вузе могли только люди, происходив­ шие из рабочих и крестьян, а отец Михаила был железнодо­ рожным служащим, мать - сто­ матологом. Но возможность по­ лучать высшее образование всё же оставалась: нужно было от­ работать на производстве и при­ обрести таким образом "проле­ тарский" стаж. Не пав духом, Миль вернулся в родной город и устроился в химлабораторию на кожевен­ ный завод. Отработал год, полу­ чил "пролетарский" стаж, членст­ во в профсоюзе и отличную ха­ рактеристику. В ней было особо подчёркнуто, что, кроме обычной работы, молодой специалист от­ личился "усовершенствованием некоторых производственных процессов". В 1928 году Михаил без труда поступил на авиа­ ционное отделение Донского по­ литехнического института в Ново­ черкасске. Особую роль в развитии Миля как изобретателя сыграли два земляка - иркутяне Николай Камов и Матвей Байкалов. Камов помог приобщиться к работе над первым советским винтокры­ лым аппаратом - автожиром "Красный инженер". В то время он был уже признанным авиа­ конструктором. Не стесняясь, Миль написал Камову и попро­ сился в его команду, в результате был приглашён в группу Камова и Скрижинского на практику и принял участие во всех испы­ таниях и первом полёте первого отечественного автожира. Так Миль навсегда связал свою судь­ бу с винтокрылой техникой. В 1932-1936 годах Михаил Леонтьевич руководил бригадой аэродинамики и эксперимен­ тальных расчётов отдела особых конструкций Центрального аэро- гидродинамического института им. Н.Е. Жуковского, разработав фундаментальные основы аэро­ динамики винтокрылых лета­ тельных аппаратов, в том числе общую теорию несущего винта, применимую для различных случаев его обтекания. В 1936-1939 годах работал инженером в опытном конструк­ торском бюро по винтокрылым аппаратам. 21 марта 1939 года было принято решение о строи­ тельстве завода по производству автожиров, где Миль стал за­ местителем директора Николая Камова. В годы Великой Отечествен­ ной войны Миль трудился в эва­ куации в посёлке Билимбай на Среднем Урале, ставшем в то время фактически авиационной столицей СССР. За работы по усовершенст­ вованию боевых самолётов в 1945 году он был награждён орденом Отечественной войны. П ОСЛЕ окончания войны Михаил Леонтьевич задал­ ся целью создать летательный аппарат, способный поднимать­ ся в воздух с помощью винтов. Он настойчиво писал Иосифу Ста­ лину, убеждая того в необхо­ димости начать работы по соз­ данию винтовых летательных ап­ паратов. В результате руководи­ тель государства дал добро на организацию в Москве конструк­ торского бюро по геликоптеро- строению во главе с Милем. Первым одновинтовым верто­ лётом этого конструкторского бюро стал Ми-1 с поршневым двигателем мощностью 575 ло­ шадиных сил. Его испытатель­ ный полёт состоялся в 1948 году. Вертолёт потерпел аварию. По­ гиб друг Михаила Леонтьевича лётчик-испытатель Матвей Бай­ калов. Позднее в интервью Миль объяснил: "Самая критическая машина - это первая. За неё че­ ловек сражается. Главным конст­ руктором может стать не тот, кто построил машину, а тот, кто спо­ собен пережить первую катаст­ рофу, похоронить близко знако­ мого ему и дорогого лётчика и продолжать строить такую же ма­ шину, если он уверен, что всё сделал верно". Только после доработки и ис­ правления всех недочётов вер­ толёт прошёл государственные испытания и был принят на воо­ ружение страны. По своим лёт­ ным качествам Ми-1 походил на американские и английские того же класса. На вертолёте было установлено 23 мировых рекор­ да, 11 из которых - пилотами- женщинами. В 1951 году был построен де­ сантно-транспортный вертолёт Ми-4 с оборудованием для сле­ пых и ночных полётов, развиваю­ щий скорость до 180 километров в час, грузоподъёмностью 1200 килограммов. В грузовой кабине вертолёта свободно размеща­ лись 16 десантников или авто­ машина ГАЗ-69. Подобную ма­ шину американцы смогли соз­ дать только через два года. На базе Ми-4 впоследствии появилось несколько модифи­ каций. На этом вертолёте совет­ ские лётчики-испытатели уста­ новили 7 мировых рекордов, а на Всемирной выставке в Брюссе­ ле он завоевал золотую медаль. Вертолёт Ми-4 стал заклю­ чительным этапом эпохи порш­ невого вертолётостроения. Со­ ветская авиация в это время находилась на таком уровне, ко­ торый позволял заняться про­ блемой создания вертолёта с газотурбинной силовой установ­ кой и большей грузоподъёмнос­ ти. Таким аппаратом стал Ми-6. В 1957 году на нём был уста­ новлен мировой рекорд по грузо­ подъёмности. В общей слож­ ности на Ми-6 установили 12 ми­ ровых рекордов скорости полёта и максимальной высоты под­ нятия груза. В начале 1960-х годов Михаил Миль занялся проблемой соз­ дания вертолётов для перевозок крупногабаритных грузов массой не менее 12 т. Он спроектировал Ми-10 - вертолёт-кран. В 1961 году Ми-10 на параде в Тушино доставил на аэродром дом гео­ логоразведочной партии. А на Парижской авиационной вы­ ставке новый вертолёт в качест­ ве груза нёс автобус. В этот же период Михаил Миль создаёт вертолёт Ми-12. 6 августа 1969 года Ми-12 поднял груз массой 44205 килограммов на высоту 2255 метров и уста­ новил ещё один мировой ре­ корд. На авиационной выставке в Париже Ми-12 оказался са­ мым большим летательным ап­ паратом, кроме американского десантно-транспортного самолё­ та С-5А. А в 1971 году на Па­ рижской же выставке вертолёт- гигант Ми-12 стал звездой первой величины. На площадке сверх­ звуковые лайнеры Ту-144 и "Кон­ корд" свободно размещались под мотогондолами вертолёта. В ДАЛЬНЕЙШЕМ Михаил Миль продолжил работу по созданию ещё более грузоподъ­ ёмных и совершенных вертолё­ тов. По оценкам зарубежных спе­ циалистов, советский Ми-8 по лётным качествам, общей схеме и комфортабельности намного превосходил американские вер­ толёты такого же типа. А более тяжёлые Ми-6 и Ми-10 не имели зарубежных аналогов. Михаил Леонтьевич Миль за всю жизнь написал много тео­ ретических работ в области аэ­ родинамики и устойчивости авто­ жиров и вертолётов. Его работы впоследствии были обобщены в докторской диссертации на тему "Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и её при­ ложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и ге­ ликоптера". Легендарный конструктор умер 31 января 1970 года от инсульта, не дожив до начала эксплуата­ ции и триумфа первого советско­ го ударного вертолёта Ми-24. Произведённая в количестве бо­ лее 3500 экземпляров, эта ма­ шина приняла участие в десят­ ках конфликтов и состояла на воо­ ружении многих стран. Знамени­ тый "Крокодил" считается самым воюющим вертолётом в мире. За заслуги перед отечествен­ ным вертолётостроением Михаил Леонтьевич Миль был удостоен звания Героя Социалистическо­ го Труда и награждён Ленинской и Государственной премиями. Подготовил Александр ПАНЮШКИН. Главным конструктором может стать не тот, кто построил машину, а тот, кто способен пережить первую катастрофу, похоронить близко знакомого ему и дорогого лётчика и продолжать строить такую же машину, если он уверен, что всё сделал верно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz