На страже Заполярья. 2019 год. Ноябрь.
7 стр. * ка стгажЕЗаполярья 22 ноября 2019 года 1 9 4 1 - 1 9 4 5 7 5 п е т у Й Великой Победы МРДСНОИ арм ии ] ________________________СЛАВ*! В 1922 году в Москве была сформирована 14-я стрелковая дивизия, в 1924 году артиллерия дивизии была переформирована в 14-й артил лерийский полк. В сентябре 1939 года дивизия была развёрнута по штатам военного времени, на базе 14-го артполка было сформировано несколько новых полков, в том числе 143-й артполк, который прибыл в Мурманскую область и занял боевые порядки на северном побережье Кольского полу острова. Штаб полка и батареи 1-го дивизиона прибыли в с. Териберку, 4-я, 5-я и 6-я батареи 2-го дивизиона - на остров Кильдин. Перед полком была поставлена задача оборонять Кольский полуостров с севера, не допуская высадки десанта противника. 6-я КОМСОМОЛЬСКАЯ ГЕРОИЧЕСКАЯ БАТАРЕЯ Командный состав 6-й батареи 143-го артиллерий ского полка 14-й стрелковой дивизии. В первом ряду (слева направо): лейтенант Иван Уродков (1918 - 1941), младший лейтенант Пантелей Коваленко (1914 -1941). Во втором ряду: младший лейтенант Александр Осипов (1912 -1941), младший политрук Николай Васильев (г.р. 1919). На заднем плане - замполитрука Иван Ко- быленко. В июле 1941 года 143-й артполк на кораблях был переброшен к Кольскому заливу на мыс Мишуков и, совершив марш, занял по зиции в районе реки Запад ная Лица. Перед ним стоя ли две задачи - поддержи вать огнём 95-й и 325-й стрелковые полки, воспре пятствовать переправе про тивника через реку. 8 сентября горнострел ковый корпус "Норвегия" на чал новое наступление, на нося удары по флангам на ших дивизий с целью окру жить их, а затем продолжить движение на Мурманск, Ура- Губу и Полярный. Форсиро вав реку Западная Лица, противник захватил ряд гос подствующих высот и в рай оне 42-го км перерезал до рогу на Мурманск. В боях по срыву враже ского наступления мужест во и героизм проявили вои ны 4-й, 5-й и 6-й батарей 2-го дивизиона 143-го артпол ка. На вооружении 6-й ком сомольской батареи было четыре 122-мм гаубицы образца 1910/1930 гг., а 4-я и 5-я батареи имели по четыре 76-мм пушки об разца 1902/1930 гг. С 8 по 14 сентября ар тиллеристы вели ожесто чённые бои, сдерживая яростный натиск превосхо дящих сил противника - двух батальонов 139-го идвух ба- Лейтенант Григорий Лысенко. тальонов 138-го горноегер ских полков. Части 3-й гор нострелковой дивизии про тивника стремились уничто жить наши батареи, так как они не позволяли им насту пать на северо-восток по ро кадной дороге навстречу частям 2-й горнострелковой дивизии с целью окружить наши полки, а затем дви гаться на Ура-Губу и Поляр ный. Не могли фашисты ата ковать и на юго-восток по единственной дороге на Мур манск. Это был самый от ветственный участокфронта. На острие удара фашис тов оказалась 6-я комсо мольская батарея, которой командовал лейтенант Гри горий Лысенко. Не считаясь с потерями, подтягивая ре зервы, противник подошёл к позиции батареи. Ору дийные расчёты вели огонь прямой наводкой. Немец кие бомбардировщики по 6-8 раз в день большими группами бомбили наши боевые порядки. Ни один раненый, способный стоять у орудия или держать вин товку в руке, не покинул ба тарею. Трое суток солдаты ни чего не ели, так как не было даже сухарей, но продол жали отбивать атаки врага. Ездовые и ящичные попол няли редеющие ряды ору дийных номеров. Батарея оказалась во вражеском кольце и имела необычное построение боевого поряд ка: первое орудие вело огонь вправо, второе - впе рёд, третье - назад, четвёр тое - влево. Между первым и четвёртым орудиями бы ло около 200 м по фронту, а между вторым и третьим - 70-80 м по глубине. Этот "орудийный ёж" в интерва лах заполнили ездовые с пулемётами, винтовками и ручными гранатами. Фашисты окружили НП командира батареи лейте нанта Лысенко. Вызвав огонь батареи на себя, он вырвался из окружения и, будучи раненным, совер шил новый прорыв - уже на огневую позицию батареи и снова был ранен. Замести тель командира батареи младший лейтенант Алек сандр Осипов огнём пуле мёта прикрывал работу ог невых расчётов. Будучи ра ненным, истекая кровью, он продолжал вести огонь, пока не был убит. Командир 1-го огневого взвода лей тенант Иван Уродков при налётах вражеской авиации и артиллерийских обстре лах стойко и мужественно управлял стрельбой взво да. 13 сентября он заменил у орудия выбывших и был убит осколком вражеского снаряда. Командир 2-го огневого взвода младший лейтенант Пантелей Кова ленко занял НП в непо средственной близости от противника, под градом пуль и миномётных оскол ков умело направлял огонь батареи, но был убит. В наградном листе лей тенанта Григория Лысенко указано: "Из состава бата реи вышло только 11 чело век". В своих воспоминани ях комиссар батареи Нико лай Васильев пишет: "Весь личный состав батареи вёл себя в бою геройски, и не напрасно 6-я была названа героической". 30 сентября был дове дён до всего личного сос тава приказ по дивизии о героической борьбе с не мецким фашизмом 6-й комсомольской батареи 143-го артполка, в котором 6-я батарея именуется ге роической. 4 октября газета 14-й ар мии "Часовой Севера" опуб ликовала статью "Батарея героев", а газета "Красная звезда" 22 октября в статье "Героическая батарея" рас сказала о подвиге артил леристов: "Наступил шестой день героической борьбы шестой батареи. Наступ ление противника нача лось бомбардировкой. Вто рое орудие исковеркало бомбой. Вслед за бомбёж кой послышался вой сна рядов и мин. Ряды защит ников батареи совсем по редели. Со всех сторон полз ли немцы. Сегодня их было особенно много. Порой сол даты противника подходили так близко, что артиллерис там приходилось укрывать ся от разрывов своих же снарядов. Последним сна рядом наводчик взорвал орудие. В живых осталось несколько человек. В этой короткой атаке погиб лей тенант Лысенко. Комиссар Васильев получил тяжёлое ранение. На руках принесли его бойцы к своим. Бата рейцы до конца выполнили свой долг. Противник был задержан до подхода наше го подкрепления. За шесть дней героической борьбы батарея уничтожила не ме нее 500 немцев". По итогам боёв были на граждены более десяти во инов 2-го дивизиона, сре ди них орденом Ленина - Г. Ф. Лысенко иА. М. Осипов; орденом Красного Знаме ни - И. А. Уродков, П. П. Ко валенко, Н. А. Васильев, командир дивизиона стар ший лейтенант А. А. Шаров, командир полка подполков ник Г. Я. Палий; орденом Красной Звезды - старшина 6-й батареи старший сер жант А. Ф. Григорьев, коман дир взвода топослужбы ди визиона лейтенант И. М. Дег тярёв. В октябре 1944 года 143-й артполк участвовал в раз громе фашистских войск в Советском Заполярье, осво бождал Петсамо (Печенгу), норвежский город Кирке нес и 30 декабря1944 года стал 417-м гвардейским. В 1945 году полк в составе 2-го Белорусского фронта вёл наступательные бои в Польше и Германии, 17 мая 1945 года был награждён орденом Кутузова III степени. После войны полк дис лоцировался в Мурманской области. Командир 116-й мотострелковой дивизии 21 февраля 1958 года при казал впредь 1-ю батарею 417-го гвардейского артил лерийского ордена Кутузова полка именовать "6-я Ге роическая батарея". В 1959 году в Мурманске был от крыт памятник 6-й Герои ческой батареи. В 1960 году полк был расформирован, но 6-я Героическая батарея была сохранена. Командир 143-го артпол ка Георгий Палий, напи савший книги "Шестая Ге роическая" и"Солнце в но чи", в 1966 году организовал встречу ветеранов полка в Мурманске. Выступая на митинге, он сказал: "В труд ные дни войны артиллерис ты 6-й Героической грудью встали на защиту Совет ского Заполярья от гитле ровских захватчиков. Боль шинство из них погибли, но не дали прорваться врагу к Мурманску". 25 сентября 1971 года ветераны под руководст вом начальника штаба 143-го артполка Е. Н. Его- шина нашли орудийные окопы 6-й и 4-й батарей, однако место захоронения воинов 6-й Героической ба тареи им обнаружить не удалось. В 1981 году в п. Луостари Верхнее сооружён памят ник 6-й Героической ба тареи. В целях воспитания и обучения личного состава на боевых традициях ру ководством было принято решение о присвоении 6-й батарее 2-го гаубичного самоходно-артиллерийско го дивизиона 200-й отдель ной мотострелковой брига ды почётного наименова ния "Героическая". Александр ЖОЛОБОВ, Михаил ОРЕШЕТА. На острие удара фашистов оказалась 6-я батарея, которой коман довал лейтенант Григорий Лысенко. Немецкие бомбардировщики по 6-8 раз в день большими группами бомбили наши боевые порядки. Ни одни раненый, способный стоять у орудия или держать винтовку в руке, не покинул батарею ТИТАН ВЕРТОЛЁТОСТРОЕНИЯ Вклад конструктора в развитие авиации трудно переоценить \ Михаил Леонтьевич Миль - создатель знаменитого семейства вертолётов Ми - многоцелевых, транс портных, боевых, которые сейчас эксплуатируются более чем в ста странах мира. Он был генеральным конструктором опытного конструкторского бюро. На вертолётах, разработанных в этом ОКБ, установлено 60 официальных мировых рекордов. К 110-летию со дня рождения Михаила Миля М ИХАИЛ МИЛЬ родился в Иркутске, здесь провёл дет ство и юность - время, когда происходит становление личнос ти, формируются характер и ми ровоззрение. В этом городе он получил начальное образова ние, встретил и пережил рево люционные годы. В 1926 году поступил в Сибирский техно логический институт в Томске, но был вскоре отчислен по причине непролетарского происхожде ния. В то время учиться в вузе могли только люди, происходив шие из рабочих и крестьян, а отец Михаила был железнодо рожным служащим, мать - сто матологом. Но возможность по лучать высшее образование всё же оставалась: нужно было от работать на производстве и при обрести таким образом "проле тарский" стаж. Не пав духом, Миль вернулся в родной город и устроился в химлабораторию на кожевен ный завод. Отработал год, полу чил "пролетарский" стаж, членст во в профсоюзе и отличную ха рактеристику. В ней было особо подчёркнуто, что, кроме обычной работы, молодой специалист от личился "усовершенствованием некоторых производственных процессов". В 1928 году Михаил без труда поступил на авиа ционное отделение Донского по литехнического института в Ново черкасске. Особую роль в развитии Миля как изобретателя сыграли два земляка - иркутяне Николай Камов и Матвей Байкалов. Камов помог приобщиться к работе над первым советским винтокры лым аппаратом - автожиром "Красный инженер". В то время он был уже признанным авиа конструктором. Не стесняясь, Миль написал Камову и попро сился в его команду, в результате был приглашён в группу Камова и Скрижинского на практику и принял участие во всех испы таниях и первом полёте первого отечественного автожира. Так Миль навсегда связал свою судь бу с винтокрылой техникой. В 1932-1936 годах Михаил Леонтьевич руководил бригадой аэродинамики и эксперимен тальных расчётов отдела особых конструкций Центрального аэро- гидродинамического института им. Н.Е. Жуковского, разработав фундаментальные основы аэро динамики винтокрылых лета тельных аппаратов, в том числе общую теорию несущего винта, применимую для различных случаев его обтекания. В 1936-1939 годах работал инженером в опытном конструк торском бюро по винтокрылым аппаратам. 21 марта 1939 года было принято решение о строи тельстве завода по производству автожиров, где Миль стал за местителем директора Николая Камова. В годы Великой Отечествен ной войны Миль трудился в эва куации в посёлке Билимбай на Среднем Урале, ставшем в то время фактически авиационной столицей СССР. За работы по усовершенст вованию боевых самолётов в 1945 году он был награждён орденом Отечественной войны. П ОСЛЕ окончания войны Михаил Леонтьевич задал ся целью создать летательный аппарат, способный поднимать ся в воздух с помощью винтов. Он настойчиво писал Иосифу Ста лину, убеждая того в необхо димости начать работы по соз данию винтовых летательных ап паратов. В результате руководи тель государства дал добро на организацию в Москве конструк торского бюро по геликоптеро- строению во главе с Милем. Первым одновинтовым верто лётом этого конструкторского бюро стал Ми-1 с поршневым двигателем мощностью 575 ло шадиных сил. Его испытатель ный полёт состоялся в 1948 году. Вертолёт потерпел аварию. По гиб друг Михаила Леонтьевича лётчик-испытатель Матвей Бай калов. Позднее в интервью Миль объяснил: "Самая критическая машина - это первая. За неё че ловек сражается. Главным конст руктором может стать не тот, кто построил машину, а тот, кто спо собен пережить первую катаст рофу, похоронить близко знако мого ему и дорогого лётчика и продолжать строить такую же ма шину, если он уверен, что всё сделал верно". Только после доработки и ис правления всех недочётов вер толёт прошёл государственные испытания и был принят на воо ружение страны. По своим лёт ным качествам Ми-1 походил на американские и английские того же класса. На вертолёте было установлено 23 мировых рекор да, 11 из которых - пилотами- женщинами. В 1951 году был построен де сантно-транспортный вертолёт Ми-4 с оборудованием для сле пых и ночных полётов, развиваю щий скорость до 180 километров в час, грузоподъёмностью 1200 килограммов. В грузовой кабине вертолёта свободно размеща лись 16 десантников или авто машина ГАЗ-69. Подобную ма шину американцы смогли соз дать только через два года. На базе Ми-4 впоследствии появилось несколько модифи каций. На этом вертолёте совет ские лётчики-испытатели уста новили 7 мировых рекордов, а на Всемирной выставке в Брюссе ле он завоевал золотую медаль. Вертолёт Ми-4 стал заклю чительным этапом эпохи порш невого вертолётостроения. Со ветская авиация в это время находилась на таком уровне, ко торый позволял заняться про блемой создания вертолёта с газотурбинной силовой установ кой и большей грузоподъёмнос ти. Таким аппаратом стал Ми-6. В 1957 году на нём был уста новлен мировой рекорд по грузо подъёмности. В общей слож ности на Ми-6 установили 12 ми ровых рекордов скорости полёта и максимальной высоты под нятия груза. В начале 1960-х годов Михаил Миль занялся проблемой соз дания вертолётов для перевозок крупногабаритных грузов массой не менее 12 т. Он спроектировал Ми-10 - вертолёт-кран. В 1961 году Ми-10 на параде в Тушино доставил на аэродром дом гео логоразведочной партии. А на Парижской авиационной вы ставке новый вертолёт в качест ве груза нёс автобус. В этот же период Михаил Миль создаёт вертолёт Ми-12. 6 августа 1969 года Ми-12 поднял груз массой 44205 килограммов на высоту 2255 метров и уста новил ещё один мировой ре корд. На авиационной выставке в Париже Ми-12 оказался са мым большим летательным ап паратом, кроме американского десантно-транспортного самолё та С-5А. А в 1971 году на Па рижской же выставке вертолёт- гигант Ми-12 стал звездой первой величины. На площадке сверх звуковые лайнеры Ту-144 и "Кон корд" свободно размещались под мотогондолами вертолёта. В ДАЛЬНЕЙШЕМ Михаил Миль продолжил работу по созданию ещё более грузоподъ ёмных и совершенных вертолё тов. По оценкам зарубежных спе циалистов, советский Ми-8 по лётным качествам, общей схеме и комфортабельности намного превосходил американские вер толёты такого же типа. А более тяжёлые Ми-6 и Ми-10 не имели зарубежных аналогов. Михаил Леонтьевич Миль за всю жизнь написал много тео ретических работ в области аэ родинамики и устойчивости авто жиров и вертолётов. Его работы впоследствии были обобщены в докторской диссертации на тему "Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и её при ложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и ге ликоптера". Легендарный конструктор умер 31 января 1970 года от инсульта, не дожив до начала эксплуата ции и триумфа первого советско го ударного вертолёта Ми-24. Произведённая в количестве бо лее 3500 экземпляров, эта ма шина приняла участие в десят ках конфликтов и состояла на воо ружении многих стран. Знамени тый "Крокодил" считается самым воюющим вертолётом в мире. За заслуги перед отечествен ным вертолётостроением Михаил Леонтьевич Миль был удостоен звания Героя Социалистическо го Труда и награждён Ленинской и Государственной премиями. Подготовил Александр ПАНЮШКИН. Главным конструктором может стать не тот, кто построил машину, а тот, кто способен пережить первую катастрофу, похоронить близко знакомого ему и дорогого лётчика и продолжать строить такую же машину, если он уверен, что всё сделал верно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz