На страже Заполярья. 2019 год. Ноябрь.
6 стр. ★настр тзап оляп я 22 ноября 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 25 ноября 220 лет назад основана Центральная военно морская библиотека. В 1810 году родился основоположник военно-поле вой хирургии, участник Севастопольской обороны 1854 1855 гг. член-корреспондент Российской АН Николай Иванович Пирогов. В 1935 году Постановлением ЦИК СССР учреждён орден "Знак Почёта". В 1941 году СКР "Бриз" под командованием старшего лейтенанта Всеволода Алексеевича Киреева совершил первый на Северном флоте таран вражеской подводной лодки надводным кораблём. В 1960 году образован Центральный командный пункт ВМФ. 26 ноября День святого Иоанна Златоуста. 125 лет назад родился дважды Герой Советского Союза контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин, начальник первой дрейфующей станции "Северный полюс-1". В 1939 -1946 гг. начальник Главного управле ния Северного морского пути. В 1996 поду Указом Президента РФ главная база Се верного флота город Североморск преобразован в ЗАТО с включением в него населённых пунктов Росляково, Сафоново, Сафоново-1, Североморск-3, Щукозеро. 27 ноября День морской пехоты. В 1705 году Пётр I издал указ о создании первого в России "полка морских солдат". 210 лет назад в ходе Русско-турецкой войны 1806 1812 годов русские войска под командованием Александра Петровича Тормасова овладели крепостью Поти, устранив тем самым влияние турок на Абхазию и Имеретию. 28 ноября В 1908 году была сформирована Амурская речная военная флотилия. В 1915 году родился поэт, прозаик и журналист, лауреат Ленинской и шести Государственных премий Герой Социалистического Труда Константин Михай лович Симонов. В 1943 году во время Второй мировой войны в Тегеране начала работу конференция руководителей СССР, США и Великобритании. В ходе конференции, завершившейся 1 декабря, приняты Декларации о совместных действиях в войне и послевоенном сотрудничестве. СССР заявил о готовности вступить в войну с Японией после победы над гитлеровской Германией. В 1973 году совершён первый в истории отечествен ной авиации воздушный таран на реактивном самолёте. Капитан Геннадий Елисеев в районе города Тбилиси на самолёте МиГ-21СМ уничтожил самолёт F-4 "Фантом” иранских ВВС, нарушивший государственную границу. Сам капитан Елисеев погиб. 29 ноября 85 лет назад в Москве создана Студия военных художников имени Грекова. В 1942 году приказом наркома ВМФ приняты на во оружение надводных кораблей установки для стрельбы 82-мм реактивными снарядами М-8-М и М-13-М. В 1956 году противолодочный корабль Северного флота, которым командовал старший лейтенант А. Попов-Лукин, был объявлен отличным. Это был первый отличный корабль в ВМФ. 30 ноября 365 лет назад в ходе русско-польской войны 1654 1667 гг. русские войска под началом воеводы Василия Петровича Шереметева взяли польскую крепость Витебск. В 1700 году во время Северной войны 1700-1721 гг. в первом сражении со шведами под Нарвой боевое крещение получили первые части русской гвардии - Преображенский и Семёновский полки. За храбрость, стойкость и самоотверженность офицеры-гвардейцы получили наградные знаки отличия "1700 ноября 19". В 1853 году состоялось Синопское морское сраже ние во время Крымской войны. 80 лет назад началась советско-финляндская война. В 1940 году в состав флота вошла подводная лодка "К-21", удостоенная во время Великой Отечественной войны ордена Красного Знамени. Ныне мемориальный корабль Северного флота. 1 декабря День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год). День Войск воздушно-космической обороны. В соответствии с решением Президента РФ от 10 мая 2011 года в Вооружённых силах Российской Федерации 1 де кабря 2011 года создан новый род войск - Войска воздушно-космической обороны. 155 лет назад родился Леонид Львович Брейтфус, гидролог, гидрограф, исследователь Севера, с 1902 по 1908 год начальник Мурманской научно-промысловой экспедиции в Александровске. В 1890 году родился Василий Константинович Блюхер, военный деятель и полководец, первым награждён орденом Красного Знамени, один из первых Маршалов Советского Союза. В 1896 году родился четырежды Герой Совет ского Союза Маршал По беды Георгий Константи нович Жуков. В 1912 году родился Ге рой Советского Союза Григорий Иванович Щед рин, в годы войны коман дир подводной лодки "С-56" Северного флота. 80 лет назад советские войска в ходе советско- финляндской войны при содействии кораблей Се верного флота овладели Лиинахамари и Петсамо. В 1960 году создана морская инженерная служ ба Северного флота. \ _____________________________________________________________ м лую палатку, устанавливающуюся на лёгкий алюминиевый каркас, - в Москве, специальный институт разработал и приготовил еду для полярников на целых полтора года. Весил этот продовольственный запас пять тонн. Дважды Герой Советского Союза контр-адмирал Иван Папанин - начальник первой в мире дрейфующей станции "Северный полюс", руково дитель Северного морского пути, доктор географических наук был в Советском Союзе национальным героем. Его именем названы мыс на Тай мырском полуострове, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане. Иван Дмитриевич был почётным жителем Мурманска, Архангельска, Севастополя и Липецка, а также Ярославской области, в его честь названы улицы во многих городах России. А начинался путь человека-ле- генды в Севастополе в семье мат роса Военно-морского флота. Юно му Папанину удалось проучиться в школе только четыре класса, далее он вынужден был идти работать на завод, так как надо было помогать семье, где, кроме него, было ещё 8 детей. Упорство, настойчивость, целеустремлённость и смелость всегда были присущи Папанину, именно эти качества помогали ему обретать ремесло, служить на флоте, воевать в Гражданскую войну, строить радиостанции в глухой якутской тайге. "Именно со строительства радиостанции на чалась "северная повесть моей жизни”, - напишет потом в своей книге "Лёд и пламень" сам Иван Дмитриевич. Впоследствии будущий полярник принял участие в экспедиции ледо кола "Малыгин", который отправ лялся к Земле Франца-Иосифа на встречу с немецким дирижаблем "Граф Цеппелин". Папанин руко водил почтовым отделением на судне, где познакомился с научным руководителем экспедиции про фессором Владимиром Юльеви чем Визе, давшим 37-летнему Ива ну Дмитриевичу рекомендацию на должность начальника полярной станции в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, куда он и вернулся через год. "Работа на Земле Фран ца-Иосифа была для большинства членов нашего коллектива первой школой полярного опыта. Такой она была и для меня...” , - вспо минал Папанин. Широкую известность имя Папа- нина получило в 1937 году, когда он возглавил экспедицию на Север ный полюс. В подготовке дрейфа участвовала в буквальном смысле вся страна: специальные нарты, весившие 20 кг, изготовили на заводе в Ленинграде, прочную тёп- ГЕРОИ АРКТИКИ Его называли полярник номер один на которых узнал весь мир, экспе дицию обеспечивали сотрудники управления Северного морского пу ти (его начальник, герой-"челюски- нец" Отто Юльевич Шмидт, был ини циатором "СП-1") и лётчики поляр ной авиации, в том числе Герои Со ветского Союза Михаил Водопьянов и Василий Молоков. Внимание к дрейфу "СП-1" было всеобщим и мировым. Базой экспедиции был выбран са мый северный из советских аркти ческих островов - остров Рудольфа, часть архипепага Земля Франца- Иосифа. Летом 1936 года на острове В состав группы вошли гидроби олог Пётр Ширшов, радист Эрнст Кренкель (оба - участники экспе диции на пароходе "Александр Сибиряков" и ледоколе "Челюс кин"), а также метеоролог и геофи зик Евгений Фёдоров. В течение 274 дней - с конца мая 1937 по 19 февраля 1938 года - четверо бес страшных сотрудников станции "Северный полюс - 1" дрейфовали на льдине и вели наблюдение за магнитным полем Земли и процес сами в атмосфере и гидросфере Северного Ледовитого океана. Основной задачей экспедиции, организация которой заняла ровно год, было исследование метео рологических условий, морских течений и льдов в центре Арктики. Помимо четвёрки полярников, име- построили лагерь экспедиции вмес тимостью около 60 человек с аэро дромом, телефоном, радиомаяком и другими необходимыми элемен тами. На полюс летели,руководствуясь радиомаяком острова Рудольфа. Обустройство четвёрки полярников на громадной льдине площадью около 4 кв. км заняло 16 дней. 6 июня самолёты покинули экспедицию, "Северный полюс - 1“ перешёл в режим автономного дрейфа. Практически сразу после его на чала полярники выполнили ответст венную задачу - обеспечили мете оданными рекордные трансаркти ческие полёты Валерия Чкалова и Михаила Громова из СССР в Север ную Америку. - Никогда ещё научные наблю дения в Центральном полярном бассейне не велись по такой широкой программе, с такой ин тенсивностью и величайшей тща тельностью, - отметил в итоговой статье "Экспедиция на полюс" Отто Шмидт. Слава папанинской четвёрки была оглушительной и мгновен ной - всем папанинцам было присвоено звание Герой Совет ского Союза, в марте 1938 года Папанин, Кренкель, Фёдоров и Ширшов получили звания докто ров географических наук. По окон чании похода ставшая знаме нитой четвёрка полярников была принята в Государственное геог рафическое общество (так тогда называлось РГО) в качестве почёт ных членов. В конце 1939 - начале 1940 года Иван Дмитриевич организовал экспедицию по спасению ледоко ла "Георгий Седов", за что удосто ился второго звания Героя Совет ского Союза. В годы Великой Отечественной войны прославленный полярник занимал должности начальника Главсевморпути и уполномочен ного Государственного комитета обороны по перевозкам на Севе ре. Организовал приём и пере правку на фронт грузов из Англии и Америки, за что получил звание контр-адмирал. С 1951 года и до конца жизни Иван Дмитриевич Папанин воз главлял отдел морских экспеди ционных работ Академии наук, был создателем и первым дирек тором Института биологии внут ренних вод в посёлке Борок Не- коузского района Ярославской области. Многое сделал Иван Дмитрие вич для Московского филиала Географического общества СССР. Он возглавлял отделение на про тяжении нескольких десятков лет. За эти годы Московское отделение стало крупнейшей организацией ГО СССР, объединяющей несколь ко тысяч учёных и путешественни ков. В 1979 году Папанин награж дён большой золотой медалью Географического общества СССР. Подготовила Алина КОРОЛЁВА. СЛАВНЫЙ СЫН СОВЕТСКОГО НАРОДА Е го имя золотыми буквами вписано в историю подводного флота Израилю Фисановичу было 17, когда он поехал поступать в Военно-морское училище им. М.В.Фрунзе в Ленинград. Сдал вступительные экзамены и был принят сразу на первый, а не на подготовительный курс. В свидетельстве об окон чании ни одной четвёрки, только отличные оценки. Он был сфотографирован у развёрнутого знамени учи лища и получил от наркома обороны Климента Воро шилова именные сереб ряные часы. Лучших выпускников на правили на только что спу щенные на воду подводные лодки. Фисанович пришёл на лодку "М-77", которая бази ровалась в Ораниенбауме (50 км от Ленинграда). Каж дый новый член экипажа на подлодке сдаёт зачёт по устройству корабля и его жизнеобеспечению. Надо было знать и находить в темноте, на ощупь, в каж дом из 6-ти отсеков каждый вентиль, от которого зави сели погружение, всплытие лодки и работа её механиз мов. Фисанович сдал этот за чёт без дополнительной подготовки. А поздней осенью, когда стали подво дить итоги летних плаваний, выяснилось, что на "М-77" служит лучший штурман 3-й бригады подплава Балтий ского флота. В первый год службы доказать, что ты лучший среди двух десятков штурманов, причём среди них были офицеры со ста жем, это был большой ус пех. К осени следующего года молодого лейтенанта Фисановича назначаютфлаг манским штурманом ди визиона малых подводных лодок - "малюток", ответст венным за работу пяти штур манов, а весной 1938 года - командиром малой под водной лодки "М-84" и при сваивают очередное воин ское звание старший лей тенант. В августе 1938 года Фи сановича назначили флаг манским штурманом штаба Северного флота. Всю осень и зиму он ходит на различных кораблях и под лодках, детально знако мясь с побережьем Барен цева и Белого морей, и до казывает свою состоятель ность в новой должности. ...Идя в свой первый бое вой поход, Израиль Фисано вич наметил дерзкий план - прорваться во вражескую гавань Лиинахамари, рас положенную вфинскомфиор де Петсамо-вуоно. Там, в непосредственной близос ти от линии фронта, немцы разгружали суда с боепри пасами, техникой и войска ми, пришедшими на смену потрёпанным в боях частям. Последвух сутоктщатель ного наблюдения "М-172" в подводном положении мед ленно вошла в узкий фиорд. Перед ней в полукиломет ре стоял у причала под раз грузкой пароход. Работали подъёмные краны, суети лись грузчики. Фисанович принял реше ние торпедировать. После этого в перископ он увидел, что над судном взметну лось облако дыма и пыли. Спустя сутки "М-172" пото пила ещё одно вражеское судно. По оценке командующе го Северным флотом адми рала Арсения Головко, это была "первая по-настоя щему знаменательная по беда, определившая наши возможности в борьбе с врагом на его коммуника циях...". После этого похода наши "малютки" прочно "оседлали" подступы с мо ря к портам врага, значи тельно сократив снабже ние фашистских войск на северном фланге и резко ослабив их натиск. 15 мая 1942 года "М-172" вышла в одиннадцатый бое вой поход, ставший для под водников Советского Союза хрестоматий ным примером стой кости и героизма. Об наружив вражеский транспорт в окруже нии кораблей охра нения, "М-172" тор педировала его с близкой дистанции. Атаки на предельно малых дистанциях были основой такти ки у Фисановича. Та кие нападения га рантировали попа дание торпед в цель, но были очень опас ны для подводной лодки. Противник мог легко опреде лить координаты лод ки и атаковать её. На этот раз немцы быст ро и довольно точно опре делили положение лодки. Их глубинные бомбы рва лись в непосредственной близости от "М-172", неко торые в 10-15 метрах от корпуса, образуя в нём вмятины, расшатывая и выводя из строя механиз мы и приборы, травмируя подводников. Близкие раз рывы повредили корпус топливной цистерны. Толь ко несгибаемая стойкость экипажа, точные данные гидроакустика старшины 2 статьи Анатолия Шуми- хина о расположении и курсах немецких кораблей и умелые манёвры коман дира позволили лодке всле пую с повреждёнными не работающими компасами в течение десяти часов ухо дить от преследования. Наконец лодка, манев рируя, прибпизилась к на шим берегам, и подводники сквозь топщу воды услыша ли, как залпы нашей бере говой артиллерии отсекают врага. Заканчивался воздух в отсеках, и "М-172" всплыла в пределах досягаемости артиллерии немецких ко раблей. Немцы выпустили по лодке до 40 снарядов, но безрезультатно. Лодку ата ковал немецкий самолёт, сбросив на неё 4 авиа бомбы и причинив новые повреждения. И всё-таки она своим ходом пришла в базу. За 2 года под командо ванием Израипя Ильича Фисановича "М-172" совер шила 17 боевых походов, потопив 13 кораблей и су дов противника. Кроме то го, в тыл врага была заб рошена одна разведгруп па и эвакуирована другая группа разведчиков. Фпаг "М-172" украшали орден Красного Знамени и гвар дейская лента. Таких гвар дейских Краснознамённых кораблей в советском фло те было всего четыре. Все члены экипажа были наг раждены орденами. Указом Президиума Вер ховного Совета СССР 3 ап реля 1942 года Израилю Фисановичу было присвое но звание Герой Совет ского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Кроме этого, Фисанович был на граждён двумя ордена ми Красного Знамени, ор деном Отечественной вой ны I степени и американ ским орденом "Морской крест". К концу 1943 года под ударами войск антигитле ровской коалиции капи тулировала союзница Гер мании фашистская Италия и сдала англо-американ скому командованию более двух третей своего флота. Было решено передать Со ветскому Союзу вместо итальянских некоторое ко личество английских и аме риканских кораблей. Для их приёмки в Англию выеха ли экипажи советских моря ков. Один из таких эки пажей возглавлял Фиса нович. Его команда за два ме сяца освоила среднюю анг лийскую лодку, которой пос ле приёмки присвоили ин декс "В-1". 25 июля 1944 года под водная подка "В-1" под со ветским Военно-морским флагом начала путь к на шим берегам, но в пути по гибла. В 1950-1960 годах в Великобритании и США бы ли опубликованы 4 моно графии, в которых признали факт потопления советской подводной лодки “В-1" бри танским бомбардировщи ком береговой охраны "по ошибке". Имя Героя Советского Союза гвардии капитана 2 ранга Израиля Фисанови ча навечно занесено в спи ски одной из воинских час тей Северного флота. Ему посвящены экспозиции в Центральном военно-мор ском музее в Санкт-Петер бурге и в Музее Северного флота в Полярном. Его име нем названы улицы в По лярном, Кировограде и Харькове. Подготовил Александр ЯКОВЛЕВ О нём писали нарком ВМФ Кузнецов, адмиралы Щедрин, Головко, Колышкин, Руссин, Герой Советского Союза капитан 1 ранга Иос- селиани, писатель Каверин. Портреты Фисановича писали ака демики Герасимов и Верейский, его бюсты лепили академики Кер бель и Манизер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz