На страже Заполярья. 2019 год. Ноябрь.

6 стр. ★настр тзап оляп я 22 ноября 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 25 ноября 220 лет назад основана Центральная военно­ морская библиотека. В 1810 году родился основоположник военно-поле­ вой хирургии, участник Севастопольской обороны 1854­ 1855 гг. член-корреспондент Российской АН Николай Иванович Пирогов. В 1935 году Постановлением ЦИК СССР учреждён орден "Знак Почёта". В 1941 году СКР "Бриз" под командованием старшего лейтенанта Всеволода Алексеевича Киреева совершил первый на Северном флоте таран вражеской подводной лодки надводным кораблём. В 1960 году образован Центральный командный пункт ВМФ. 26 ноября День святого Иоанна Златоуста. 125 лет назад родился дважды Герой Советского Союза контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин, начальник первой дрейфующей станции "Северный полюс-1". В 1939 -1946 гг. начальник Главного управле­ ния Северного морского пути. В 1996 поду Указом Президента РФ главная база Се­ верного флота город Североморск преобразован в ЗАТО с включением в него населённых пунктов Росляково, Сафоново, Сафоново-1, Североморск-3, Щукозеро. 27 ноября День морской пехоты. В 1705 году Пётр I издал указ о создании первого в России "полка морских солдат". 210 лет назад в ходе Русско-турецкой войны 1806­ 1812 годов русские войска под командованием Александра Петровича Тормасова овладели крепостью Поти, устранив тем самым влияние турок на Абхазию и Имеретию. 28 ноября В 1908 году была сформирована Амурская речная военная флотилия. В 1915 году родился поэт, прозаик и журналист, лауреат Ленинской и шести Государственных премий Герой Социалистического Труда Константин Михай­ лович Симонов. В 1943 году во время Второй мировой войны в Тегеране начала работу конференция руководителей СССР, США и Великобритании. В ходе конференции, завершившейся 1 декабря, приняты Декларации о совместных действиях в войне и послевоенном сотрудничестве. СССР заявил о готовности вступить в войну с Японией после победы над гитлеровской Германией. В 1973 году совершён первый в истории отечествен­ ной авиации воздушный таран на реактивном самолёте. Капитан Геннадий Елисеев в районе города Тбилиси на самолёте МиГ-21СМ уничтожил самолёт F-4 "Фантом” иранских ВВС, нарушивший государственную границу. Сам капитан Елисеев погиб. 29 ноября 85 лет назад в Москве создана Студия военных художников имени Грекова. В 1942 году приказом наркома ВМФ приняты на во­ оружение надводных кораблей установки для стрельбы 82-мм реактивными снарядами М-8-М и М-13-М. В 1956 году противолодочный корабль Северного флота, которым командовал старший лейтенант А. Попов-Лукин, был объявлен отличным. Это был первый отличный корабль в ВМФ. 30 ноября 365 лет назад в ходе русско-польской войны 1654­ 1667 гг. русские войска под началом воеводы Василия Петровича Шереметева взяли польскую крепость Витебск. В 1700 году во время Северной войны 1700-1721 гг. в первом сражении со шведами под Нарвой боевое крещение получили первые части русской гвардии - Преображенский и Семёновский полки. За храбрость, стойкость и самоотверженность офицеры-гвардейцы получили наградные знаки отличия "1700 ноября 19". В 1853 году состоялось Синопское морское сраже­ ние во время Крымской войны. 80 лет назад началась советско-финляндская война. В 1940 году в состав флота вошла подводная лодка "К-21", удостоенная во время Великой Отечественной войны ордена Красного Знамени. Ныне мемориальный корабль Северного флота. 1 декабря День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год). День Войск воздушно-космической обороны. В соответствии с решением Президента РФ от 10 мая 2011 года в Вооружённых силах Российской Федерации 1 де­ кабря 2011 года создан новый род войск - Войска воздушно-космической обороны. 155 лет назад родился Леонид Львович Брейтфус, гидролог, гидрограф, исследователь Севера, с 1902 по 1908 год начальник Мурманской научно-промысловой экспедиции в Александровске. В 1890 году родился Василий Константинович Блюхер, военный деятель и полководец, первым награждён орденом Красного Знамени, один из первых Маршалов Советского Союза. В 1896 году родился четырежды Герой Совет­ ского Союза Маршал По­ беды Георгий Константи­ нович Жуков. В 1912 году родился Ге­ рой Советского Союза Григорий Иванович Щед­ рин, в годы войны коман­ дир подводной лодки "С-56" Северного флота. 80 лет назад советские войска в ходе советско- финляндской войны при содействии кораблей Се­ верного флота овладели Лиинахамари и Петсамо. В 1960 году создана морская инженерная служ­ ба Северного флота. \ _____________________________________________________________ м лую палатку, устанавливающуюся на лёгкий алюминиевый каркас, - в Москве, специальный институт разработал и приготовил еду для полярников на целых полтора года. Весил этот продовольственный запас пять тонн. Дважды Герой Советского Союза контр-адмирал Иван Папанин - начальник первой в мире дрейфующей станции "Северный полюс", руково­ дитель Северного морского пути, доктор географических наук был в Советском Союзе национальным героем. Его именем названы мыс на Тай­ мырском полуострове, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане. Иван Дмитриевич был почётным жителем Мурманска, Архангельска, Севастополя и Липецка, а также Ярославской области, в его честь названы улицы во многих городах России. А начинался путь человека-ле- генды в Севастополе в семье мат­ роса Военно-морского флота. Юно­ му Папанину удалось проучиться в школе только четыре класса, далее он вынужден был идти работать на завод, так как надо было помогать семье, где, кроме него, было ещё 8 детей. Упорство, настойчивость, целеустремлённость и смелость всегда были присущи Папанину, именно эти качества помогали ему обретать ремесло, служить на флоте, воевать в Гражданскую войну, строить радиостанции в глухой якутской тайге. "Именно со строительства радиостанции на­ чалась "северная повесть моей жизни”, - напишет потом в своей книге "Лёд и пламень" сам Иван Дмитриевич. Впоследствии будущий полярник принял участие в экспедиции ледо­ кола "Малыгин", который отправ­ лялся к Земле Франца-Иосифа на встречу с немецким дирижаблем "Граф Цеппелин". Папанин руко­ водил почтовым отделением на судне, где познакомился с научным руководителем экспедиции про­ фессором Владимиром Юльеви­ чем Визе, давшим 37-летнему Ива­ ну Дмитриевичу рекомендацию на должность начальника полярной станции в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, куда он и вернулся через год. "Работа на Земле Фран­ ца-Иосифа была для большинства членов нашего коллектива первой школой полярного опыта. Такой она была и для меня...” , - вспо­ минал Папанин. Широкую известность имя Папа- нина получило в 1937 году, когда он возглавил экспедицию на Север­ ный полюс. В подготовке дрейфа участвовала в буквальном смысле вся страна: специальные нарты, весившие 20 кг, изготовили на заводе в Ленинграде, прочную тёп- ГЕРОИ АРКТИКИ Его называли полярник номер один на которых узнал весь мир, экспе­ дицию обеспечивали сотрудники управления Северного морского пу­ ти (его начальник, герой-"челюски- нец" Отто Юльевич Шмидт, был ини­ циатором "СП-1") и лётчики поляр­ ной авиации, в том числе Герои Со­ ветского Союза Михаил Водопьянов и Василий Молоков. Внимание к дрейфу "СП-1" было всеобщим и мировым. Базой экспедиции был выбран са­ мый северный из советских аркти­ ческих островов - остров Рудольфа, часть архипепага Земля Франца- Иосифа. Летом 1936 года на острове В состав группы вошли гидроби­ олог Пётр Ширшов, радист Эрнст Кренкель (оба - участники экспе­ диции на пароходе "Александр Сибиряков" и ледоколе "Челюс­ кин"), а также метеоролог и геофи­ зик Евгений Фёдоров. В течение 274 дней - с конца мая 1937 по 19 февраля 1938 года - четверо бес­ страшных сотрудников станции "Северный полюс - 1" дрейфовали на льдине и вели наблюдение за магнитным полем Земли и процес­ сами в атмосфере и гидросфере Северного Ледовитого океана. Основной задачей экспедиции, организация которой заняла ровно год, было исследование метео­ рологических условий, морских течений и льдов в центре Арктики. Помимо четвёрки полярников, име- построили лагерь экспедиции вмес­ тимостью около 60 человек с аэро­ дромом, телефоном, радиомаяком и другими необходимыми элемен­ тами. На полюс летели,руководствуясь радиомаяком острова Рудольфа. Обустройство четвёрки полярников на громадной льдине площадью около 4 кв. км заняло 16 дней. 6 июня самолёты покинули экспедицию, "Северный полюс - 1“ перешёл в режим автономного дрейфа. Практически сразу после его на­ чала полярники выполнили ответст­ венную задачу - обеспечили мете­ оданными рекордные трансаркти­ ческие полёты Валерия Чкалова и Михаила Громова из СССР в Север­ ную Америку. - Никогда ещё научные наблю­ дения в Центральном полярном бассейне не велись по такой широкой программе, с такой ин­ тенсивностью и величайшей тща­ тельностью, - отметил в итоговой статье "Экспедиция на полюс" Отто Шмидт. Слава папанинской четвёрки была оглушительной и мгновен­ ной - всем папанинцам было присвоено звание Герой Совет­ ского Союза, в марте 1938 года Папанин, Кренкель, Фёдоров и Ширшов получили звания докто­ ров географических наук. По окон­ чании похода ставшая знаме­ нитой четвёрка полярников была принята в Государственное геог­ рафическое общество (так тогда называлось РГО) в качестве почёт­ ных членов. В конце 1939 - начале 1940 года Иван Дмитриевич организовал экспедицию по спасению ледоко­ ла "Георгий Седов", за что удосто­ ился второго звания Героя Совет­ ского Союза. В годы Великой Отечественной войны прославленный полярник занимал должности начальника Главсевморпути и уполномочен­ ного Государственного комитета обороны по перевозкам на Севе­ ре. Организовал приём и пере­ правку на фронт грузов из Англии и Америки, за что получил звание контр-адмирал. С 1951 года и до конца жизни Иван Дмитриевич Папанин воз­ главлял отдел морских экспеди­ ционных работ Академии наук, был создателем и первым дирек­ тором Института биологии внут­ ренних вод в посёлке Борок Не- коузского района Ярославской области. Многое сделал Иван Дмитрие­ вич для Московского филиала Географического общества СССР. Он возглавлял отделение на про­ тяжении нескольких десятков лет. За эти годы Московское отделение стало крупнейшей организацией ГО СССР, объединяющей несколь­ ко тысяч учёных и путешественни­ ков. В 1979 году Папанин награж­ дён большой золотой медалью Географического общества СССР. Подготовила Алина КОРОЛЁВА. СЛАВНЫЙ СЫН СОВЕТСКОГО НАРОДА Е го имя золотыми буквами вписано в историю подводного флота Израилю Фисановичу было 17, когда он поехал поступать в Военно-морское училище им. М.В.Фрунзе в Ленинград. Сдал вступительные экзамены и был принят сразу на первый, а не на подготовительный курс. В свидетельстве об окон­ чании ни одной четвёрки, только отличные оценки. Он был сфотографирован у развёрнутого знамени учи­ лища и получил от наркома обороны Климента Воро­ шилова именные сереб­ ряные часы. Лучших выпускников на­ правили на только что спу­ щенные на воду подводные лодки. Фисанович пришёл на лодку "М-77", которая бази­ ровалась в Ораниенбауме (50 км от Ленинграда). Каж­ дый новый член экипажа на подлодке сдаёт зачёт по устройству корабля и его жизнеобеспечению. Надо было знать и находить в темноте, на ощупь, в каж­ дом из 6-ти отсеков каждый вентиль, от которого зави­ сели погружение, всплытие лодки и работа её механиз­ мов. Фисанович сдал этот за­ чёт без дополнительной подготовки. А поздней осенью, когда стали подво­ дить итоги летних плаваний, выяснилось, что на "М-77" служит лучший штурман 3-й бригады подплава Балтий­ ского флота. В первый год службы доказать, что ты лучший среди двух десятков штурманов, причём среди них были офицеры со ста­ жем, это был большой ус­ пех. К осени следующего года молодого лейтенанта Фисановича назначаютфлаг­ манским штурманом ди­ визиона малых подводных лодок - "малюток", ответст­ венным за работу пяти штур­ манов, а весной 1938 года - командиром малой под­ водной лодки "М-84" и при­ сваивают очередное воин­ ское звание старший лей­ тенант. В августе 1938 года Фи­ сановича назначили флаг­ манским штурманом штаба Северного флота. Всю осень и зиму он ходит на различных кораблях и под­ лодках, детально знако­ мясь с побережьем Барен­ цева и Белого морей, и до­ казывает свою состоятель­ ность в новой должности. ...Идя в свой первый бое­ вой поход, Израиль Фисано­ вич наметил дерзкий план - прорваться во вражескую гавань Лиинахамари, рас­ положенную вфинскомфиор­ де Петсамо-вуоно. Там, в непосредственной близос­ ти от линии фронта, немцы разгружали суда с боепри­ пасами, техникой и войска­ ми, пришедшими на смену потрёпанным в боях частям. Последвух сутоктщатель­ ного наблюдения "М-172" в подводном положении мед­ ленно вошла в узкий фиорд. Перед ней в полукиломет­ ре стоял у причала под раз­ грузкой пароход. Работали подъёмные краны, суети­ лись грузчики. Фисанович принял реше­ ние торпедировать. После этого в перископ он увидел, что над судном взметну­ лось облако дыма и пыли. Спустя сутки "М-172" пото­ пила ещё одно вражеское судно. По оценке командующе­ го Северным флотом адми­ рала Арсения Головко, это была "первая по-настоя­ щему знаменательная по­ беда, определившая наши возможности в борьбе с врагом на его коммуника­ циях...". После этого похода наши "малютки" прочно "оседлали" подступы с мо­ ря к портам врага, значи­ тельно сократив снабже­ ние фашистских войск на северном фланге и резко ослабив их натиск. 15 мая 1942 года "М-172" вышла в одиннадцатый бое­ вой поход, ставший для под­ водников Советского Союза хрестоматий­ ным примером стой­ кости и героизма. Об­ наружив вражеский транспорт в окруже­ нии кораблей охра­ нения, "М-172" тор­ педировала его с близкой дистанции. Атаки на предельно малых дистанциях были основой такти­ ки у Фисановича. Та­ кие нападения га­ рантировали попа­ дание торпед в цель, но были очень опас­ ны для подводной лодки. Противник мог легко опреде­ лить координаты лод­ ки и атаковать её. На этот раз немцы быст­ ро и довольно точно опре­ делили положение лодки. Их глубинные бомбы рва­ лись в непосредственной близости от "М-172", неко­ торые в 10-15 метрах от корпуса, образуя в нём вмятины, расшатывая и выводя из строя механиз­ мы и приборы, травмируя подводников. Близкие раз­ рывы повредили корпус топливной цистерны. Толь­ ко несгибаемая стойкость экипажа, точные данные гидроакустика старшины 2 статьи Анатолия Шуми- хина о расположении и курсах немецких кораблей и умелые манёвры коман­ дира позволили лодке всле­ пую с повреждёнными не­ работающими компасами в течение десяти часов ухо­ дить от преследования. Наконец лодка, манев­ рируя, прибпизилась к на­ шим берегам, и подводники сквозь топщу воды услыша­ ли, как залпы нашей бере­ говой артиллерии отсекают врага. Заканчивался воздух в отсеках, и "М-172" всплыла в пределах досягаемости артиллерии немецких ко­ раблей. Немцы выпустили по лодке до 40 снарядов, но безрезультатно. Лодку ата­ ковал немецкий самолёт, сбросив на неё 4 авиа­ бомбы и причинив новые повреждения. И всё-таки она своим ходом пришла в базу. За 2 года под командо­ ванием Израипя Ильича Фисановича "М-172" совер­ шила 17 боевых походов, потопив 13 кораблей и су­ дов противника. Кроме то­ го, в тыл врага была заб­ рошена одна разведгруп­ па и эвакуирована другая группа разведчиков. Фпаг "М-172" украшали орден Красного Знамени и гвар­ дейская лента. Таких гвар­ дейских Краснознамённых кораблей в советском фло­ те было всего четыре. Все члены экипажа были наг­ раждены орденами. Указом Президиума Вер­ ховного Совета СССР 3 ап­ реля 1942 года Израилю Фисановичу было присвое­ но звание Герой Совет­ ского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Кроме этого, Фисанович был на­ граждён двумя ордена­ ми Красного Знамени, ор­ деном Отечественной вой­ ны I степени и американ­ ским орденом "Морской крест". К концу 1943 года под ударами войск антигитле­ ровской коалиции капи­ тулировала союзница Гер­ мании фашистская Италия и сдала англо-американ­ скому командованию более двух третей своего флота. Было решено передать Со­ ветскому Союзу вместо итальянских некоторое ко­ личество английских и аме­ риканских кораблей. Для их приёмки в Англию выеха­ ли экипажи советских моря­ ков. Один из таких эки­ пажей возглавлял Фиса­ нович. Его команда за два ме­ сяца освоила среднюю анг­ лийскую лодку, которой пос­ ле приёмки присвоили ин­ декс "В-1". 25 июля 1944 года под­ водная подка "В-1" под со­ ветским Военно-морским флагом начала путь к на­ шим берегам, но в пути по­ гибла. В 1950-1960 годах в Великобритании и США бы­ ли опубликованы 4 моно­ графии, в которых признали факт потопления советской подводной лодки “В-1" бри­ танским бомбардировщи­ ком береговой охраны "по ошибке". Имя Героя Советского Союза гвардии капитана 2 ранга Израиля Фисанови­ ча навечно занесено в спи­ ски одной из воинских час­ тей Северного флота. Ему посвящены экспозиции в Центральном военно-мор­ ском музее в Санкт-Петер­ бурге и в Музее Северного флота в Полярном. Его име­ нем названы улицы в По­ лярном, Кировограде и Харькове. Подготовил Александр ЯКОВЛЕВ О нём писали нарком ВМФ Кузнецов, адмиралы Щедрин, Головко, Колышкин, Руссин, Герой Советского Союза капитан 1 ранга Иос- селиани, писатель Каверин. Портреты Фисановича писали ака­ демики Герасимов и Верейский, его бюсты лепили академики Кер­ бель и Манизер

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz