На страже Заполярья. 2019 год. Ноябрь.

3 стр. # на стрш Заполярья 1 ноября 2019 года Полк, которым сейчас коман­ дует полковник Юрий Горбунов, сформирован совсем недавно - в декабре прошлого года на базе морского инженерного батальона. Круг задач, которые стоят перед личным составом части, существенно расширился. Военнослужащие полка принимают участие практически во всех учениях, где задействованы войска и силы Северного флота. - В ЛЕТНЕМ периоде обучения перед нами стояло несколько приоритет­ ных задач, - рассказывает командир ОМИП СФ полковникЮрий Горбунов. - Одна из них заключалась в обес­ печении сил и средств флота на учении, которое не так давно прошло на территории Норильского про­ мышленного района. Под руковод­ ством начальника штаба полка майора Андрея Ровнова в ходе манёвров были обезврежены имитационные минные поля, оборудованы подъезд­ ные пути к различным объектам и урезу воды в пунктах высадки и по­ грузки морского десанта. Наши воен­ нослужащие оборудовали несколько командно-наблюдательных пунктов, провели частичную маскировку при­ влечённой техники. За успешное выполнение постав­ ленных задач заместитель командую­ щегоСевернымфлотом вице-адмирал Виктор Соколов ходатайствовал о награждении отличившихся медалями и грамотами. А майор Андрей Ровнов представлен к присвоению звания подполковникдосрочно. В августе под Тюменью в рамках "АРМИ-2019" проходили конкурсы "Безопасный маршрут" и "Инженер­ ная формула", в которых приняли участие и военнослужащие инже­ нерного полка Северного флота. По словам полковника Юрия Горбунова, эти соревнования стали серьёзной проверкой на прочность и профес­ сионализм. - На "Безопасном маршруте" на­ шим расчётам предстояло провести инженерно-сапёрную работу по про­ кладке путей с помощью путепро­ кладчика БАТ-2, обезвреживание опасных предметов, установку тя­ жёлых механизированных мостов (ТММ), - рассказывает офицер. - В последнем из названных упражнений мыотличились особо. По нормативу комплект из четырёх автомобилей, на которых и базируются ТММ, должен быть развёрнут за 45 минут. Но военнослужащие ОМИП установили переправу за 14 минут, перекрыв норматив более чем втри раза. Такое произошло впервые в истории инже­ нерных подразделений Вооружённых сил РФ. "Инженерная формула" - это, по сути, гонка на специальной инже­ нерной технике. Но своё мастерство смогли продемонстрировать не толь­ ко механики-водители. На опреде- б е зо п а с н ы й м а рш р у т позволяет предоставить силам и средствам Северного флота личный состав и техника отдельного морского инженерного полка СФ лённых участках трассы экипажи должны были установить противотан­ ковое минное поле, затем провести разминирование, вырытькотлован. Но самым, пожалуй, зрелищным стал этап погрузки на плавающий транс­ портёр (ПТС-2) армейского "Урала" и доставка его по воде на другой родской области в межвидовом ре­ гиональном учебном центре. В зави­ симости от вида техники инженерных войск Минобороны России обучение занимает от одного до четырёх ме­ сяцев. Так что, надеюсь, на следую­ щих соревнованиях мы себя ещё покажем! "Проверено - мин нет!" - сапёр идёт впереди самых первых и расчищает им дорогу. После прохождения путепрокладчика БАТ-2 заторы превращаются в ровную дорогу. берег как можно в более короткий срок. Расчёты ОМИП СФ и в одном, и в другом состязании заняли четвёртое место изодиннадцати команд. Капитан команды командир морского инже­ нерного батальона майор Максим Дюжий считает, что это неплохой показатель. Тот факт, что команды не вошли в тройки призёров, он объяс­ няет тем, что североморцы отпра­ вились на соревнования на техникедо конца не освоенной, которая только- только поступила на вооружение пол­ ка. Им просто не хватило элемен­ тарной практикиэксплуатации. Тогоже мнения придерживается и командир части: - Сегодня парктехники практически полностью обновился. И новые ма­ шины продолжают поступать. На­ пример, совсем недавно мы получи­ ли компрессоры, электростанции, автомобили, схожие с теми, на ко­ торых работают спасатели МЧС, с ножницами по резке металла, дом­ кратами большой грузоподъёмности. Освоены они ещё не "до винтика", личный составучится на нихработать. Причём обучение проходит не только на базе. Военнослужащие получают подготовку в городе Кстово Нижего- Помимо "глобальных" задач, во­ еннослужащие полка продолжают выполнять и повседневные. Это рот­ ные ибатальонные тактико-специапь- ные учения, где проходит слаживание подразделений. В летнем периоде обучения личный состав части участ- ровфлота, на стадионе флотской сто­ лицы. По результатам проверки со­ ставляются акты, которые передаются в военную полицию. До конца учебного года по требо­ ванию начальника инженерных войск ВС РФ планируется провести дообо­ рудование площадки для боевой под­ готовки подразделений разграждения и штурма. Боевая учёба планомерно и про­ дуктивно проходит под руководством опытных командиров. Среди лучших полковник Юрий Горбунов отмечает командира инженерного батальона майора Александра Зотова и коман­ дира сапёрного батальона майора Максима Асварова. Их подчинённые всегда "на передовой", быстрее дру­ гих осваивают премудрости своей профессии. В конце сентября на территории полка при участии североморских школьников, кадет и юнармейцев прошла акция "Лес Победы". Были высаженыдесятки маленьких ёлочек, каждая из которых символизировала погибшего в годы Великой Отечест­ венной войнысолдата. Как рассказал заместитель командира полка по во­ енно-политической работе капитан 2 ранга Антон Удалинин, после вы- Помимо "глобальных" задач, военнослужащие полка продол­ жают выполнять и повседневные. Это ротные и батальонные тактико-специальные учения, в ходе которых проходит сла­ живание подразделений. вовал в подготовке и проведении учения главного управления МО РФ, входе которого оборудовали районы расположения, возводили фортифи­ кационные сооружения, маскировали технику. В полку недавно появилось новое подразделение - расчёт минно-ро­ зыскныхсобак. Четвероногих сапёров пока толькотри, они прошли обучение в специальном центре подготовки в Подмосковье и занимаются поиском взрывных устройств. В частности, перед проведением мероприятий с большим скоплением людей, напри­ мер, вСевероморске в Доме офице- садки деревьев состоялись показа­ тельные выступления, на которых военнослужащие части продемонст­ рировали, на что способны инженер­ ные войска. - Вдекабре прошлого года на вру­ чении нам Боевого знамени части командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов пожелал нам не останавливаться на достигну­ том, а в перспективе - развернуться в бригаду морской инженерной служ­ бы, - продолжает Юрий Евгеньевич. - Будем стараться! Александр ПАНЮШКИН. Фото из архива ОМИП СФ. НЕБО СПЕШКИ НЕ ПРОЩАЕТ Малейшая небрежность в работе может стоить кому-то жизни Ситуаций, в которых лётчику предписывается покинуть самолёт, достаточно много: отказ двигателя, пилотажно­ навигационного оборудования, израсходование топлива, пожар, разрушение самолёта и многое другое. Однако в любом из этих случаев экипаж не останется наедине с обстоятельствами, в готовности прийти на помощь всегда стоит поисково-спасательная и парашютно­ десантная служба (ПС и ПДС). Здесь нет посторонних Всоставе гвардейской авиа­ ционной базы армии ВВС и ПВОСеверногофлотаэтаслуж­ ба существует уже много лет. В настоящее время её воз­ главляет гвардии майор Анд­ рей Гладков. Главное пред­ назначение подразделения - парашютно-спасательная и десантная подготовка личного состава. Её специалисты гото­ вят и проверяют средства спа­ сения, выполняют положенные регламентные работы со спа­ сательным снаряжением, обу­ чают лётный составдействиям после совершения вынужден­ ной посадки или покидания воз­ душного судна. - Материально-техническая база позволяет обучатьлётный состав прыжкам с парашютом с соблюдением требований всех руководящих докумен­ тов, - рассказывает вбеседе со мной начальник ПС и ПДС авиабазы гвардии майор Анд­ рей Гладков. - Необходимо иметь в виду, что учебно-тре­ нировочные прыжки выпол­ няются с двумя парашютами - основным и запасным, а в качестве средства спасения члены экипажа в полёте располага­ ют только одним парашютом каж­ дый, единствен­ ным шансом на спасение. И этот парашют должен работатьбезукориз­ ненно. Поэтому, как подчеркнул гвар­ дии майор Гладков, чтобы всовершен­ стве владеть прак­ тическими навыка­ ми действий вава­ рийной ситуации, со специалистами службы про­ водятся тренировки, на кото­ рыхотрабатываются варианты спасения терпящего бедствие лётного состава в различных условиях. Спасатели выпол­ няют тренировочные прыжки с парашютом с различных высот, совершенствуют навыки ока­ зания первой медицинской по­ мощи и выживания в различ­ ных климатических условиях днём и ночью. Под командованием гвар­ дии майора Гладкова служат уверенные всвоём мастерстве высококвалифицированные специалисты - инструктор па­ рашютно-десантной службы гвардии сержант Иван Тимо­ феев, начальник склада пара­ шютно-десантного имущест­ ва гвардии старший сержант Сергей Лунин, укладчик па­ рашютного склада гвардии старший матрос Владимир Ко- ломиец и исполняющая обя­ занности укладчика парашютов гвардии старшина Елена Ло- борчук. По заверению началь­ ника ПС и ПДС, на этих людей он может положиться влюбой ситуации, знает, что они не подведут. - Наши специалисты до са­ мозабвения преданнызаполяр­ ному небу и белым куполам. Как говорится, парашютизм - это не просто спорт или вид боевой подготовки - это при­ звание, это их образ жизни, - подчёркивает гвардии майор КОСЙМЫи АВАРИИ тели выполняют регламентные работы на вверенном иму­ ществе и носимых аварийных запасах, укладывают спаса­ тельные парашюты всех типов авиационной техники. Безопасность военной авиа­ ции определяют и имеющиеся средства спасения. Пусть они доказали своюнадёжность, од­ нако от несчастного случая никто не застрахован. Поэтому основное требование к во­ еннослужащим поисково-спа­ сательной и парашютно-де­ сантной службы - своевре­ менное оказание помощи тер­ пящим бедствие. При этом главная ихзадача - правильно десантироваться, оказать пер­ вую помощь экипажу, пасса­ жирам иэвакуировать их. Вхо­ де напряжённой учёбы военно­ служащие парашютно-десант­ ной службы тренируются в выполнении нормативов по применению средств спасения в составе как группы на аэро­ дроме постоянной дислокации, знания и отрабатывают эле­ менты практического примене­ ния средств спасения. На стене плакат: 'Уло­ жил парашют - проверь инструмент". И это одно из главных правил служ­ бы ижизни ПС и ПДС. Если чего-то не хва­ тает, укладке доверять нельзя! Забытые в па­ рашютной системе, к примеру, укладочная ли­ нейка, крючок или вилка для укладки строп почти наверняка нарушат её работу и приведут ктра­ гедии. Работа укладчика па­ рашютов всегда оста­ ётся в тени, по сравне­ нию с небесной роман­ тикой лётчиков, штурма­ нов, инженеров, техни­ ков и других авиаци­ онных специалистов. Но от качества выполненной ими работы зависит безопас­ ность витязей пятого океана, нулась парашютов и службы, оказалось, может говорить часами. - Человек, который укла­ дывает парашютыдругим, дол­ жен быть абсолютно уверен в правильности своихдействий. но ли укладывать купол, инте­ ресуюсь у него. - Легко, - отвечает старший матрос Коломиец. - Но от специалиста требуется вни­ мательность и чёткая после­ довательностьдействий. Надо Начальник ПС и ПДС гвардии майор Андрей Гладков контролирует этапы укладки парашюта. "По окончании работ на парашютно-спасательной и десантнойтехнике обязательнопроверятьналичиеукладоч­ ного инструментаи приспособлений. На стенде с укладочным инструментом и приспособле­ ниямина видном местедолжна быть надпись: УЛОЖИЛПАРАШЮТ-ПРОВЕРЬИНСТРУМЕНТ' (Из Наставленияпо парашютно-спасательнойи десантной подготовке авиацииВооружённыхсилРоссийской Федерации). двяЭ* ш ■ - Гладков. Повседневная жизнь в че­ реде дежурств и тренировок включает в себя и подготовку лётного состава. Вустановлен­ ные сроки авиационные спаса- так и во взаимодеиствии с гражданскими коллегами - авиационными спасателями других ведомств. - Прыжки с парашютом слу­ жат лучшим сред­ ством воспитания смелости, превос­ ходных волевых ка­ честв и психоло­ гической устойчи­ вости лётного со­ става, привитию на­ выков правильно действовать в кри­ тической ситуации, - убеждён гвардии майорАндрей Глад­ ков. Ангелы- хранители Вучебном классе поисково-спасательной и пара­ шютно-десантной службы ус­ тановлено множество инфор­ мационныхстендов иплакатов. Здесь авиаторы закрепляют полученные теоретические выполняющих учебно-боевые задачи за облаками. Как рас­ сказали специалисты служ­ бы, спасательные парашюты укладываются по инструкции, под контролем проверяющего, а укладка заверяется рос­ писью в паспорте каждого па­ рашюта. Укладчик проверяет комп­ лектацию исроки годности ава­ рийного запаса, а затем его пломбирует. Специалисты должны быть отлично подго­ товлены и в высшей степени ответственны. Поэтому посто­ роннихлюдей тут нет. Укладчик парашютного скла­ да гвардии старший матрос Владимир Коломиец выполнил свой первый прыжок, когда проходил службу по призыву в Воздушно-десантных войсках. С первого прыжка он влюбился в небо, и сегодня в его активе более 470 прыжков. На мой вопрос о себе отвечал неохот­ но, однако, когда беседа кос- Достичь этой уверенности можно только в ходе много­ летней практики, - рассказы­ вает гвардии старший матрос Коломиец. Внимательный, ответствен­ ный и аккуратный - так о нём отзываются сослуживцы. Эти качества являются главными для людей его профессии. Но прежде чем кого-то учить свое­ му делу, надо самому разби­ раться в этом, считает Коло­ миец. - Спешить при укладке па­ рашюта нельзя. Небо спешки не прощает. Ответственны все этапы: от проверки строп и осмотра куполадо затягивания люверсов на ранце и записи в паспорт парашюта информа­ ции об укладчике и дате ук­ ладки. Если внебе произойдёт нештатная ситуация, то у каж­ доголётчика имеется парашют и носимый аварийный запас. Следить за состоянием всех предметов, составляющих аварийный набор, - и наша обязанность. Как объяснил гвардии стар­ ший матрос Коломиец, необ­ ходимо своевременно уклады­ вать спасательные и учебно­ тренировочные парашюты, чтобыони не слёживались и не изнашивались. Мне удалось понаблюдатьза процессом укладки парашюта. Владимир мастерски работает со стропами, его руки дейст­ вуют быстро иуверенно. Слож- знать практические тонкости, быстроиправильноукладывать купол, умело покидать воздуш­ ное судно и грамотно призем­ ляться, чтобыпарашют работал на тебя, а не против. Пока мы наблюдали, как Владимир укладывает пара­ шют, гвардии майор Гладков подчеркнул, что при прыжке всегда должно присутствовать здоровое чувство опасности: - Если человек совсем не боится или, наоборот, его ох­ ватывает паника и страх за­ шкаливает, то парашют лучше не надевать. Кстати, большин­ ство несчастных случаев про­ исходит не по вине укладчика, а из-за самонадеянности пры­ гающего. Как ни старайся, даже на самой совершенной технике аварий не избежать. Каждый взлёт безусловно связан с рис­ ком. Но чтобы не допустить гибели экипажа и существует незаметная, а главное, неза­ менимая поисково-спасатель­ ная и парашютно-десантная служба гвардейской авиабазы армии ВВС и ПВО Северного флота. Подтверждением мас­ терства её специалистов слу­ жит отсутствие чрезвычайных происшествий в ходе прове­ дения воздушно-десантной подготовки личного состава флота. Владлена КЛЮШИНА. Фото автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz