На страже Заполярья. 2019 год. Ноябрь.

6 стр. ★ н а с т ш м п ш г м 8 ноября 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 11 ноября В 1675 году родился Михаил Михайлович Голицын, выдающийся полководец и флотоводец, сподвижник Петра I, генерал-фельдмаршал. Командуя русским галерным флотом, нанёс поражение шведской эскадре у острова Гренгам. 100 лет назад капитуляцией Германии завершилась Первая мировая война. В 5.12 утра в Компьенском лесу немецкая делегация приняла условия перемирия. Через два дня ВЦИК РСФСР аннулировал Брест- Литовский договор с Германией. 12 ноября В 1772 году в результате побед русского оружия в ходе Русско-турецкой войны 1768-1774 годов крымский хан Сахиб-Гирей, являвшийся вассалом Османской империи, подписал договор с Россией, по которому Крым объявлялся независимым от Турции государством, находящимся под контролем России. В 1906 году родился защитник Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны, композитор, на­ родный артист РСФСР, автор музыки легендарных пе­ сен, в числе которых "Прощайте, скалистые горы", "Песня об океане", Евгений Эммануилович Жарковский. В 1941 году сформирована ордена Красной Звезды авиационно-техничнеская база ВВС Северного флота. В 1960 году вступила в строй головная подводная лодка проекта 658 - первая советская атомная под­ водная лодка с баллистическими ракетами. 13 ноября День войск радиационной, химической и биологи­ ческой защиты. 100 лет назад в действующей армии приказом Революционного военного совета №220 были образованы первые органы и подразделения химиче­ ской защиты. День Службы защиты государственной тайны. 14 ноября В 1788 году родился русский флотоводец и морепла­ ватель адмирал Михаил Петрович Лазарев. В 1860 году заключён Пекинский договор, по которому Уссурийский край отошёл под юрисдикцию России. В 1927 году родился командующий 1-й Краснозна­ мённой флотилией атомных подводных лодок Красно­ знамённого Северного флота Герой Советского Союза вице-адмирал Рудольф Александрович Голосов. В 1944 году приказом Верховного главнокомандую­ щего воинским частям и соединениям, отличившимся в ходе проведения завершающего этапа Петсамо-Кирке- несской операции, присвоено почётное наименование Киркенесские, в том числе: 61-му Краснознамённому стрелковому полку, 131-й стрелковой дивизии Карель­ ского фронта (ныне - 61 ОБРМП СФ), 5-й Краснозна­ мённой минно-торпедной авиационной дивизии, 9-му гвардейскому Краснознамённому минно-торпедному авиационному попку, 20-му Краснознамённому истре­ бительному авиационному полку, 63-й Краснознамён­ ной бригаде морской пехоты, 118-му Краснознамённому морскому разведывательному авиационному полку, бригаде охотников за подводными лодками Северного флота. 15 ноября Всероссийский день призывника. День Каспийской флотилии. В этот день в 1722 году по указу Петра I началось строительство Астраханского военного порта. В 1875 году родился известный исследователь Арк­ тики геолог Владимир Александрович Русанов. В 1881 году капитан 1 ранга Александр Фёдорович Можайский получил первое в России авторское свиде­ тельство на изобретённый им "воздухоплавательный снаряд" (самолёт). В 1917 году Советом народных комиссаров РСФСР принят один из первых документов Советской власти - Декларация прав народов России. В 1922 году родился Игорь Яковлевич Стечкин, конструктор автоматического оружия, в первую очередь, знаменитого АПС. 16 ноября День военной торговли. В этот день в 1918 году СНК принял Декрет об организации на фронте и в прифрон­ товой полосе базисных складов, передвижных и ста­ ционарных лавок, хлебопекарен и прочих торговых структур, призванных обеспечить красноармейцев и командный состав товарами первой необходимости. Образовано Центральное управпение красноармей­ ских лавок. В 1673 году родился сподвижник Петра I, выдающий­ ся государственный и военный деятель, генералиссимус и полный адмирал Александр Данилович Меншиков. В 1720 году в Константинополе между Россией и Тур­ цией был подписан "Вечный мир", который урегулировал русско-турецкие отношения, укрепил южные границы России и позволил сосредоточить силы для успешного завершения Северной войны со шведами. В 1941 году у разъезда Дубосеково 28 героев-панфи- ловцев остановили прорывавшиеся к Волоколамскому шоссе 50 фашистских танков. В 1965 году в СССР запущена "Венера-3", беспи­ лотный космический корабль, который первым в ис­ тории человечества достиг поверхности Венеры. 17 ноября В 1853 году состоялся первый в истории бой паровых кораблей. 11-пушечный пароходофрегат "Владимир" под командованием капитан-лейтенанта Григория Ива­ новича Бутакова одержал победу над турецким воен­ ным пароходом "Перваз-Бахри" и захватил его в плен. В 1908 году родипся заместитепь командира эскад­ рильи 46-го штурмового авиаполка Северного флота Герой Советского Союза капитан Ипья Борисович Ка- тунин. В 1914 году в районе Мемеля (Клайпеда) на минном заграждении подорвался и затонул германский броне­ носный крейсер "Фридрих Карл". Это событие заставило германское командование перебазировать часть сил флота в Штеттин и Свинемюнде (Свиноуйсьце). В 1919 году Реввоенсовет Республики принял реше­ ние о создании 1-й Конной армии под командованием Семёна Михайповича Будённого. Армия являлась одной из ударных групп Южного фронта. А Л л ЗОЛОТЫЕ ЗВЁЗДЫ Северногофлота ПОГИБ ГЕРОИСКИ Воронин быстро освоился в семье лётчиков, полюбился им за весёлый нрав, за высокое лётное мастерство Бюсты 53-х летчиков-североморцев, удос­ тоенных в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза, стоят на Аллее героев-авиаторов Северного флота на улице Преображенского в посёлке Сафоново. В их числе и бюст гвардии лейтенанта Михаила Петровича Воронина. свободную охоту в район мыса Сверхольтклубб. Ког­ да самолёт вынырнул из Взгляните на карту на­ шей Родины и отыщите мес­ та, где форпостом безопас­ ности России стоит Север­ ный флот. Вот где-то там, на аэродроме Ваенга, и бази­ ровался в годы войны 9-й гвардейский минно-торпед­ ный авиационный полк 5-й минно-торпедной авиади­ визии военно-воздушных сил Северного флота. Лёт­ чики жили в землянках, в блиндажах, часто выдолб­ ленных в каменистых ска­ лах. Осенью 1943 года здесь жил и нёс свою трудную боевую службу штурман звена 3-й авиаэскадрильи 9-го полка гвардии лейте­ нант Михаил Боронин. Он прибыл сюда в июне и быст­ ро освоился в семье лётчи­ ков, полюбился им за весё­ лый нрав, за высокое лёт­ ное мастерство. Советская штурмовая авиация наносила сокруши­ тельные удары по врагу на морских коммуникациях, атаковала и топила фашист­ ские транспортные суда. В составе экипажа гвар­ дии старшего лейтенанта Николая Зайцева, который был одновременно замес­ тителем командира 3-й авиаэскадрильи, были штур­ ман Михаил Боронин и стре­ лок - радист Василий При­ ходько. С каждым боевым выле­ том Михаил Боронин наби­ рался опыта и мастерства. Штурману в очень спожной обстановке надо было вес­ ти поиски, набпюдение за вражескими кораблями, де­ лать соответствующие рас­ чёты, точную наводку, чтобы фозную торпеду без прома­ ха направить в цель. Всю свою волю, сознание, нервы приходилось собирать в ту­ гой узел, напрягать каждый мускуп и крепко стискивать зубы, чтобы выдержать, пе­ рехитрить и одолеть врага. Однажды, 25 ноября низких облаков, командир услышал в шлемофоне го­ лос штурмана: "Справа кон­ вой противника!". По тёмному морю шли Спокойные по характеру, но смелые, ре­ шительные и расчётливые члены экипажа старшего лейтенанта Зайцева не раз удивляли товарищей по эскадрилье своей дерзостью при выполнении боевых заданий 1943 года, когда метеосвод­ ка не предвещала ничего хорошего, да и без неё бы­ ло ясно, что предстоит не­ погода, Зайцев, Боронин и Приходько вылетели на три транспорта, три сторо­ жевых корабля, четыре тральщика, монитор. - Цель - головной транс­ порт! Приготовиться к ата­ ке! - Есть приготовиться к атаке! Штурман молниеносно делает расчёты, до­ кладывает о готовнос­ ти. И вот уже торпедо­ носец сквозь шквал зенитного огня мчит­ ся на сближение с вра­ гом. Рокот моторов, визг снарядов - всё сливается в адский оглушающий рёв. И... Победа! Ничто врагу не поможет, дело сде­ лано. Политуправление Северного флота вы­ пустило листовку, в которой говорилось: "Новая победа гвар­ дейцев! ...Экипаж гвар­ дии старшего лейте­ нанта Зайцева в со­ ставе гвардии лейте­ нанта Воронина, гвардии сержанта Приходько, сле­ дуя примеру экипажа гвар­ дии старшего лейтенанта Владимира Пирогова, 25 ноября 1943 года потопил вражеский транспорт в семь тысяч тонн". Геройски, не щадя жизни своей, дрались лётчики- гвардейцы. Многие, нанося непоправимый урон врагу, гибли в жестокой схватке с ним. К марту 1944 года из полковых "старичков" оста­ лось всего два экипажа - Ни­ колая Зайцева и Владими­ ра Пирогова. Лётчикам и штурманам этих экипажей за образцовое выполнение боевых заданий командо­ вания в борьбе с немецки­ ми захватчиками и прояв­ ленные при этом отвагу и ге­ ройство Президиум Верхов­ ного Совета СССР 22 фев­ раля 1944 года присвоил звание Герой Советского Союза. В числе Героев был и Михаил Петрович Боро­ нин, уже награждённый к тому времени двумя орде­ нами Красного Знамени и орденом Отечественной войны II степени. В торжественной обста­ новке, в перерыве между боями, им вручили ордена Ленина и Золотые Звёзды Героев. А потом дали им месячный отпуск. Ещё будучи в отпуске, Ми­ хаил рвался на фронт - так и не использовал положен­ ные ему тридцать дней. Во время одного из боевых вы­ летов, когда удалось пус­ тить ко дну крупный немец­ кий транспорт и огонь зе­ нитных батарей противника бып особенно ппотным, са­ молёт Николая Зайцева за­ горелся. Это случилось 11 мая 1944 года в районе мы­ са Хибергнесет. Лётчики- гвардейцы других экипажей знали, что гибнут их боевые друзья, но ничем не могли помочь. Они видели, как потерявший управление го­ рящий самолёт рухнул вниз и скрылся в морской пучине неподалёку от норвежского берега. Подготовил Александр ЯКОВЛЕВ. 4 К 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза капитана Виктора Стрельцова рассчитанный и продуманный им манёвр. Он никому раньше о нём не рассказывал - надо было сначала всё проверить самому. Штурвал на себя - машина пошла вверх почти по вертикали. Ещё мгно­ вение - и пилот в "бочке" развернул самолёт вокруг оси, а затем вернул его в горизонтальный полёт. И вот перед ним снова оказался немецкий танкер, а разрывы вражеских снаря- АС ЗАПОЛЯРНОГО НЕБА шённых Виктором Стрельцовым в период с марта 1942 по июнь 1943 года. Вот несколько примеров: "25.01.1943 г., прикрывая кон­ вой союзников в море, в слож­ ных условиях вёл бой и сбил самолёт противника Ю-88", т1.02.1943 г. в составе звена прикрывал торпедоносцы. При возвращении РСами и пулемёт­ но-пушечным огнём потопил мотобот", "05.06.1942 г. для обеспече­ ния перехода кораблей, защи­ щая от огня береговой вра­ жеской артиллерии, прикрыл их дымовой завесой в губе Большая Мотка, ведя одновре- С каждым вылетом удары по врагу становились точнее. Пилот скрупулёзно анализировал воздушные схватки, разбирал каждую ошибку, постоянно искал врага, а найдя его, стремился к победе любой ценой Высокое мастерство и неукротимая воля в достижении цели приносили лётчику победу в боях Среди героев Заполярья значится имя лётчика 95-го истре­ бительного авиационного Краснознамённого полка ВВС Северного флота капитана Виктора Стрельцова. Уже в первых боях в ноябре 1941 года он проявил себя бесстраш­ ным и мужественным воином. Бюст Виктора Стрельцова в числе 53 лётчиков-североморцев, удостоенных звания Гвроя Советского Союза в годы Великой Оте­ чественной войны, установлен на Аллее героев-авиаторов Север­ ного флота, открытой в октябре 1968 года в посёлке Сафоново Мурманской области. Другой его бюст установлен в средней школе Моршанска. В этом же городе в память о герое установлена мемо­ риальная доска, его именем названа улица. Имя Виктора Сергеевича Стрельцова было присвоено траулеру Министерства рыбного хозяйства. Подготовила Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. менно бои с 4-мя самолётами Ме-19. Свой подбитый самолёт посадил за аэродром". Командир 95-го авиационного полка ВВС СФ подполковник Жатьков писал: "Жгучая нена­ висть к врагу, высокое мас­ терство и неукротимая воля в достижении цели приносили Стрельцову победу в боях". Боевые заслуги капитана Стрельцова были отмечены тремя орденами Красного Знамени, а в июле 1944 года ему присвоено звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и ме­ дали "Золотая Звезда". После войны Виктор Сергеевич продолжал служить в авиации. Он обучил лётному мастерству немало молодых пи­ лотов. Весной 1947 года капитана Стрельцо­ ва не стало. Он погиб при выполнении слу­ жебного задания во время учебного по­ лёта. Был похоронен в посёлке Талаги под Архангельском, а че­ рез месяц, по прось­ бе семьи, перезахо­ ронен в городе Мор- шанске, где родился в 1919 году. Здесь же он учился в школе. Отсюда после окон­ чания девятого клас­ са по путёвке комсо­ мола был направлен в авиацион­ ное училище в городе Энгельсе. В составе полка лейтенант Стрельцов участвовал в боях на Западном фронте - защищал Москву. В одном из первых боевых вылетов в паре с ведущим старшим лейтенантом Игорем Пузановым Виктор атаковал звено немецких бомбардировщиков, пытавшихся прорваться к одной из подмосков­ ных станций. Пузанову и Стрель­ цову удалось сбить по одному вражескому са­ молёту, но в ходе боя снаряд попал в каби­ ну машины ведомого. Лейтенант Стрельцов был ранен в лицо. Кровь залила глаза. Придвинувшись вплот­ ную к командиру, штур­ ман докладывал лёт­ чику высоту, скорость полёта. Так они дотя­ нули до аэродрома и вслепую посадили са­ молёт. Виктор Серге­ евич попал в госпиталь. Стрельцов выписал­ ся из госпиталя, прак­ тически сбежал, не дожидаясь окончания лечения. Уже через несколько дней его тяжёлый ис­ требитель Пе-3 вновь поднялся в небо. С каждым вылетом удары по врагу становились точнее. Пилот скрупулёзно анализировал воздуш­ ные схватки, разбирал каждую ошибку, постоянно искал врага, а найдя его, стремился к победе лю­ бой ценой. В боях на Западном фронте и под Москвой он уничто- стоящих в порту. Самолёт уклонял­ ся от разрывов зенитных снарядов. Было необходимо ударить ещё раз. Но как это сделать? Ведь для этого следовало до предела со­ кратить время пребывания в зоне поражения. Необходим крутой разворот машины, но Стрельцов знал, что Пе-3 на крутых виражах сваливается в штопор. Обычный же разворот был смертельно опасен. Как быть? Виктор решил применить давно дов остались позади. Стрельцов бросился в новую атаку и все остав­ шиеся реактивные снаряды выпус­ тил по танкеру. Судно водоизмеще­ нием 5000 тонн было уничтожено. Новый приём боя удался. Его мог выполнить только лётчик высокого класса. Именно таким и стал Виктор Стрельцов, сражаясь на Севере. Недаром статья, опубликованная в газете "Красный флот" и посвящён­ ная боевым успехам лётчика, назы­ валась "Ас открытого моря". Г ромя фашистов на Северном флоте, заполярный ас в совер­ шенстве овладел полётами над мо­ рем в сложных условиях. Признание его профессионализма находим в наг­ радном листе, где приведены сви­ детельства о результатах восемнад­ цати атак в заполярном небе, совер- жил 9 танков, 39 автомашин с бое­ припасами и войсками противни­ ка, сжёг два железнодорожных эшелона. Н а Севере, куда 95-й ИАП пере­ бросили после битвы под Моск­ вой, Стрельцов быстро освоил осо­ бенности нового театра боевых дей­ ствий. Его не пугали трудности полё­ та в тумане, при низкой облачности над просторами Баренцева моря. 24 марта 1942 года в группо­ вом бомбардировочном вылете на аэродром Лоуостари североморцы уничтожили 4 самолёта и 6 авто­ машин противника. Через 10 дней налёт на этот гарнизон был повто­ рён, и Стрельцов уничтожил ещё 4 фашистских самолёта. 15 апреля группа, в которую входил и Стрель­ цов, бомбила порт Лиинахамари и потопила вражеский транспорт во­ доизмещением 4600 тонн. Ещё через пять дней экипаж Стрельцова вылетел на разведку вдоль побережья Норвегии. У Кир- кенеса советские лётчики обнару­ жили крупный танкер. Приблизив­ шись к цели, Виктор дал залп не­ управляемыми ракетами. С берега открыли яростный огонь зенитки, стреляли и с боевых кораблей,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz