На страже Заполярья. 2019 год. Ноябрь.

5 стр. * в а п г т ш н г м 8 ноября 2019 года Постановка тральщика в док завода. Ф лот не мыслим без судостроительной и судоремонтной отрасли. Именно они - рабочие и инженеры заводов - создают мощные крейсера, современные подвод­ ные лодки и вспомогательные суда. Корабелы под­ держивают боеготовность Российского флота. Об одном из таких предприятий - АО "10-й ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод" - беседа корреспондента Евгении ДРУЗЬЯК с его руководителем Евгением ЗУДИНЫМ. СУДОРЕМОНТУ В ПОЛЯРНОМ БЫТЬ! - Евгений Васильевич, мы встречались 4 года назад - тогда вы только вступили в должность генерального ди­ ректора завода, приняв пред­ приятие отпредшественника в плачевном состоянии. Пла­ ны на восстановление ’ де­ сятки’ были большие. Что удалось реализовать, а что из задуманного не получи­ лось? - Главное из намеченного и реализованного - увеличение загрузки предприятия. Сейчас мощности завода загружены на 100 %, ия предполагаю, что та­ кой показатель сохранится в те­ чение 3 лет. Наш основной объ­ ект - тяжёлый авианесущий крей­ сер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", на нём наши специалисты проводят значи­ тельное количество работ. Ещё одна важная задача, ко­ торую ставило руководство заво­ да 4 года назад, - диверсифи­ кация производства, то есть переориентация предприятия на гражданский судоремонт и су­ достроение. Для этого нам нужно модернизировать цеха и станоч­ ный парк, а главное - получить от Министерства обороны РФ плавучий док ПД- 92. Документы оформляются, и в ближайшее время он будет переведён в ак­ ваторию завода. Это позволит нашему предприятию доковать суда водоизмещением до 25 ты­ сяч тонн и длиной до 180 метров. На сегодняшний день в Мурман­ ской области ни у одного судоре­ монтного завода такой возмож­ ности нет. Введение в эксплуа­ тацию дока - это дополнительный объём работ, здесь будут ремон­ тироваться не только корабли Минобороны России, но и граж­ данские суда, в том числе Мур­ манского морского пароходства. Есть успехи и в кадровой поли­ тике предприятия. За последние 4 года численность рабочих и инженеров возросла в 2 раза. Сейчас на заводе трудятся почти 700 человек. С приходом дока ПД-92 ожидаем увеличение ра­ ботников до 1100 человек. Мы следуем разработанным планам, однако приходится вно­ сить коррективы. Так, сегодня мы работаем с фондом разви­ тия промышленности, а ранее ожидали получения денежных средств через участие в феде­ ральных целевых программах. - В апреле на завод приезжал глава региона Андрей Чибис, знакомился с его возможнос­ тями. О чём договорились ру­ ководители предприятия и области? - В 2017 году мы проанализи­ ровали ситуацию, сложившуюся в сфере судоремонта в регионе, и поняли, что на сегодняшний день нет предприятий, занимаю­ щихся ремонтом тралового граж­ данского флота и судов других компаний, чьи корабли "зимуют" в Мурманской области. Первые переговоры с рыбопромышлен­ никами по данной проблеме прошли ещё в конце 2017 года. Тогда мы заключили больше 10 соглашений о сотрудничестве. Нашими возможностями и пред­ ложениями по созданию море­ хозяйственного комплекса “По­ лярный” заинтересовались и в правительстве области. Плюсы очевидны: корабли, заходя на 10-й СРЗ, производят межпохо- довый доковый ремонт. Так и за­ вод загружен, и рыбаки выигры­ вают время - им не надо идти в Мурманский порт, меньше бюро­ кратических проволочек. Полярнинский завод нахо­ дится на выходе в Баренцево море - моряки зашли на завод, выгрузили улов, восстановили техническую готовность и снова вышли в рейс. Но необходимо было постановление правитель­ ства области о том, что рыбу мож­ но перегружать на нашем пред­ приятии. И я как директор заво­ да презентовал идею Андрею Владимировичу. Он поддержал нас, и в настоящее время по­ становление подписано. Через Фонд развития промышленности в Минпромторг поданы доку­ менты на выделение денежных средств для создания инфра­ структуры комплекса. -Долгое время завод ремон­ тировал подводныелодки, да­ же на эмблеме предприятия изображён док в форме сомк­ нутых ладоней, которые дер­ жат субмарину. Сейчас ’ де­ сятка’ ремонтирует, в ос­ новном, надводные корабли. С чем это связано? - В первую очередь - с умень­ шением количества подводных лодок в ВМФ РФ по сравнению с советскими временами. В Мур­ манской области есть 4 судоре­ монтных завода - СРЗ "Нерпа”, 10-й, 35-й и 82-й, которые были оснащены доковым хозяйством и подготовлены к определён­ ному виду ремонта. Например, "Нерпа" и 10-й СРЗ, в основном, производили средний ремонт, восстановление технической го­ товности и модернизацию атом­ ных подводных лодок. Сейчас подлодки ремонтируются, как правило, в Северодвинске в центре судоремонта "Звёздоч­ ка". Да и гражданскими рыболо­ вецкими судами в советские времена занималось несколько предприятий на территории Мурманской области. Сейчас их вообще нет, а потребность оста­ лась. Судов много - более 250 в регистровом классе, а ремонти­ ровать их негде. Мы идём к тому, чтобы занять эту нишу. - Тем не менее взаимодей­ ствие с Министерством обо­ роны РФ остаётся в приори­ тете, завод выполняет гос­ оборонзаказ. Какие в настоя­ щее время планы? - Работаем, в основном, по сервисному обслуживанию ко­ раблей - выполняем субподряд. Прямых контрактов у 10-го СРЗ пока нет, но есть уникальное производство. Поэтому работа­ ем со "Звёздочкой", в том числе с её филиалами. В планах - взять прямой контракт на ремонт, вос­ становление технической готов­ ности корабля целиком. Я - реа­ лист и отдаю себе отчёт, что завод на протяжении предыдущих лет не был готов к выполнению таких серьёзных задач. Более того, если рассмотреть, например, вопрос ремонта подлодок на заводе, то предприятие и сейчас ещё не готово, на возобновление работ потребуется не один год. А осуществить ремонт надвод­ ного корабля - небольшого, 2 или 3 ранга, судна вспомогательного флота возможно. Мы ждём, что в ближайшее время на ремонт в завод встанет госпитальное суд­ но "Свирь", надеемся, не подве­ дём заказчика. К слову, о ремонте кораблей вспомогательного флота. В 2016 году корабельной авианесущей группировкой был совершён по­ ход. Нашему заводу был доверен ремонт вспомогательного суд­ на - большого морского танкера "Сергей Осипов". В сжатые сроки специалисты "десятки” выполни­ ли корпусные работы, что позво­ лило продлить срок службы суд­ на и расширить район его пла­ вания. И сделали хорошо - про­ шло 3 года, судно в строю, наре­ каний в наш адрес нет. Это гово­ рит о высокой квалификации ра­ ботников и совершенстве мощ­ ностей, которыми располагает предприятие. - Флотразвивается, в строй вступают новые корабли. Го­ тов ли завод восстанавли­ вать техническую готов­ ность кораблей и подводных лодок нового поколения? - Это глобальный вопрос. На­ пример, для среднего ремонта кораблей последних проектов нужны специально оборудован­ ные причалы, инфраструктура. У наблюдался упадок машино­ строения, молодёжь не шла учиться на технические спе­ циальности, система профтехоб­ разования была почти загубле­ на. В итоге образовался дефи­ цит квалифицированных рабо­ чих, инженеров, руководителей. Первостепенная задача сего­ дня - направить нашу работу на то, чтобы предприятия машино- Нашему заводу был доверен ремонт вспомогатель­ ного судна - большого морского танкера "Сергей Оси­ пов". В сжатые сроки специалисты "десятки" вы­ полнили корпусные работы, что позволило продлить срок службы судна и расширить район его плавания нашего завода этого нет. Мы пока не включены в программу пере­ оборудования предприятия под ремонт подводных лодок чет­ вёртого поколения. Но не теря­ ем надежды, подаём свои пред­ ложения в соответствующие ин­ станции. При этом СРЗ-10 на­ ходится на субподряде у наших основных заказчиков - АО "ПО "Севмаш", который строит под­ лодки четвёртого поколения. На их базе наши рабочие проводят сервисное обслуживание кораб­ лей. То есть специалисты нужной квалификации, как инженерно­ технические работники, так и ра­ бочие, на "десятке" есть. В этом году мы направим на обучение по нескольким специальностям молодёжь. - Евгений Васильевич, вы являетесь председателем Мурманского регионального отделения Союза машино­ строителей России. Какие за­ дачи решает организация? - Основная цель - популяриза­ ция машиностроительной от­ расли. В 90-е и "нулевые" годы строительной отрасли пополня­ лись квалифицированным пер­ соналом, а молодёжь получала достаточное количество инфор­ мации о технических специаль­ ностях ишла трудиться на заводы. - В следующем году завод отметит 85-летний юбилей. 10-й СРЗ - старейшее судоре­ монтное предприятие в Мур­ манской области. Вы уже на­ чали готовиться к праздно­ ванию? - Да, подготовка идёт полным ходом: мы разработали симво­ лику юбилея, провели конкурс на лучшую эмблему. Ожидается вы­ пуск книги о заводе. Лично мои планы на юбилей - хочу, чтобы 20 августа вдень 85-летия завода я стоял у корня причала и вход в ПД-92 был украшен шарами в цвета Российского триколора. Начало работы плавучего дока ПД-92 на нашем предприятии будет лучшим подарком флоту, как гражданскому, так и воен­ ному! Фото пресс-службы АО "10-й судоремонтный завод". Т ЕР Р И Т п р и ш г ^ Щ л & п х у р и с Щ В Мурманске состоялась премьера спектакля "Туман над заливом", приуроченная к 75-летию разгрома не­ мецко-фашистских войск в Заполярье, по пьесе Исидора Штока. Над созданием худо­ жественного оформления спектакля работала лауреат Государ­ ственной премии МАССР заслуженный художник России Раиса Чебатурина. Перед премьерой состоялось откры­ тие памятной доски артистам Дра­ матического театра Северного фло­ та Александру Владимирову, Маркусу Мейеровичу и Константину Невидимову, церта на борту эскадренного миноносца "Стремительный”. Накануне мне удалось пообщаться с главным режиссёром Драматического театра Северного флота Александром Сцена из спектакля "Туман над заливом". трагически погибшим 20 июля 1941 года в ходе вражеской бомбардировки Ека­ терининской гавани в городе Полярном во время проведения шефского кон- Шарапко, для которого "Туман над зали­ вом" стал премьерным спектаклем, и актёрами. - Я бы не сказал, что это проект масш- ГЛАВНОЕ - ЭТО ЖИЗНЬ табный - он естественный и живой, - сказал Александр Петрович. - Я знаю этот город много лет, люблю его и всё время в него возвращаюсь. Поэтому, когда поступило предложение сделать историю про Мурманск, я откликнулся с удовольствием. Насколько получилось, будет понятно потом. Актёру Дмитрию Пастеру, для того чтобы сыграть роль Егорушкина, приш­ лось за 4 месяца сбросить 10 кило­ граммов и научиться играть на бала­ лайке. Привести себя в форму помогли спорт и правильное питание, освоить музыкальный инструмент - видеоуроки из Интернета. - Мой герой - лётчик, влюблённый в своё дело и не мыслящий жизни без неба. По характеру он - заводила ком­ пании, вокруг которого строится вся история, - рассказывает актёр. - У меня в семье есть военные, поэтому вникнуть в образ было нетрудно. Хочу сказать, что очень интересно работать с новым ре­ жиссёром. Он пришёл со своим виде­ нием, пытается отвлечь нас от устояв­ шихся актёрских штампах. Актриса Виктория Сычёва пояснила, что в образе её героини, переводчицы Агаты, главная черта - упорство. Она по- своему борется с войной, пытаясь от­ плыть в Англию, но суда, на которых но­ ровит достичь места назначения, два раза оказываются торпедированы, тем не менее она остаётся жива и пред­ принимает новые попытки достичь сво­ ей цели. Пересказывать сюжет я не хочу, что­ бы не раскрывать интригу тем, кто пла­ нирует посетить этот спектакль. Обозна­ чу лишь основные мотивы. В центре со­ бытий - история о военном лётчике, его судьбе, близких, друзьях и знакомых - людях, защищавших Родину во время Be- г * - — >ur— „ Нлт**» _ ___ Памятная доска артистам Драматического театра Северного флота, трагически погибшим 20 июля 1941 года. ликой Отечественной вой­ ны, стойких, сильных духом и жизнелюбивых. Они ста­ раются радоваться каж­ дому дню, любят, страдают, ревнуют, выходят замуж, наряжаются и устраивают застолья, потому что знают - завтра может не наступить и нужно ценить каждый миг. Для меня это, в первую очередь, история людей, которые волею судьбы ока­ зались одеты в военную форму. Даже героям не чуж­ ды слабости. Это подтверж­ дает герой Ведёркин, кото­ рого играет молодой актёр Александр Титовский. Вна­ чале кажется, что по силе характера он уступает своей супруге Агате. Но потом оказывается, что молодой лётчик способен на подвиг. Он симпатичен тем, что не стесняется говорить о сво­ их страхе и боли. Мурманск - одно из дей­ ствующих лиц, которое объ­ единяет всех героев, - хо­ лодный, исчезающий в ту­ мане город. Кстати, это при­ родное явление много раз упоминается в спектакле. По моему мнению, режис­ сёру хорошо удалось пе­ редать местный колорит, дух того времени и военную суровость. Но город оказывается согрет теплотой людских сердец, которые мечтают о том, что война закончится и наступит счастье. Составить своё мнение о главной премьере сезона зрители могут, посе­ тив Драматический театр Северного флота, артисты которого всегда ра­ ды неравнодушному заполярному зри­ телю. Яна РАХИМОВА Фото Олега ФИАОНКА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz