На страже Заполярья. 2019 год. Ноябрь.
5 стр. * в а п г т ш н г м 8 ноября 2019 года Постановка тральщика в док завода. Ф лот не мыслим без судостроительной и судоремонтной отрасли. Именно они - рабочие и инженеры заводов - создают мощные крейсера, современные подвод ные лодки и вспомогательные суда. Корабелы под держивают боеготовность Российского флота. Об одном из таких предприятий - АО "10-й ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод" - беседа корреспондента Евгении ДРУЗЬЯК с его руководителем Евгением ЗУДИНЫМ. СУДОРЕМОНТУ В ПОЛЯРНОМ БЫТЬ! - Евгений Васильевич, мы встречались 4 года назад - тогда вы только вступили в должность генерального ди ректора завода, приняв пред приятие отпредшественника в плачевном состоянии. Пла ны на восстановление ’ де сятки’ были большие. Что удалось реализовать, а что из задуманного не получи лось? - Главное из намеченного и реализованного - увеличение загрузки предприятия. Сейчас мощности завода загружены на 100 %, ия предполагаю, что та кой показатель сохранится в те чение 3 лет. Наш основной объ ект - тяжёлый авианесущий крей сер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", на нём наши специалисты проводят значи тельное количество работ. Ещё одна важная задача, ко торую ставило руководство заво да 4 года назад, - диверсифи кация производства, то есть переориентация предприятия на гражданский судоремонт и су достроение. Для этого нам нужно модернизировать цеха и станоч ный парк, а главное - получить от Министерства обороны РФ плавучий док ПД- 92. Документы оформляются, и в ближайшее время он будет переведён в ак ваторию завода. Это позволит нашему предприятию доковать суда водоизмещением до 25 ты сяч тонн и длиной до 180 метров. На сегодняшний день в Мурман ской области ни у одного судоре монтного завода такой возмож ности нет. Введение в эксплуа тацию дока - это дополнительный объём работ, здесь будут ремон тироваться не только корабли Минобороны России, но и граж данские суда, в том числе Мур манского морского пароходства. Есть успехи и в кадровой поли тике предприятия. За последние 4 года численность рабочих и инженеров возросла в 2 раза. Сейчас на заводе трудятся почти 700 человек. С приходом дока ПД-92 ожидаем увеличение ра ботников до 1100 человек. Мы следуем разработанным планам, однако приходится вно сить коррективы. Так, сегодня мы работаем с фондом разви тия промышленности, а ранее ожидали получения денежных средств через участие в феде ральных целевых программах. - В апреле на завод приезжал глава региона Андрей Чибис, знакомился с его возможнос тями. О чём договорились ру ководители предприятия и области? - В 2017 году мы проанализи ровали ситуацию, сложившуюся в сфере судоремонта в регионе, и поняли, что на сегодняшний день нет предприятий, занимаю щихся ремонтом тралового граж данского флота и судов других компаний, чьи корабли "зимуют" в Мурманской области. Первые переговоры с рыбопромышлен никами по данной проблеме прошли ещё в конце 2017 года. Тогда мы заключили больше 10 соглашений о сотрудничестве. Нашими возможностями и пред ложениями по созданию море хозяйственного комплекса “По лярный” заинтересовались и в правительстве области. Плюсы очевидны: корабли, заходя на 10-й СРЗ, производят межпохо- довый доковый ремонт. Так и за вод загружен, и рыбаки выигры вают время - им не надо идти в Мурманский порт, меньше бюро кратических проволочек. Полярнинский завод нахо дится на выходе в Баренцево море - моряки зашли на завод, выгрузили улов, восстановили техническую готовность и снова вышли в рейс. Но необходимо было постановление правитель ства области о том, что рыбу мож но перегружать на нашем пред приятии. И я как директор заво да презентовал идею Андрею Владимировичу. Он поддержал нас, и в настоящее время по становление подписано. Через Фонд развития промышленности в Минпромторг поданы доку менты на выделение денежных средств для создания инфра структуры комплекса. -Долгое время завод ремон тировал подводныелодки, да же на эмблеме предприятия изображён док в форме сомк нутых ладоней, которые дер жат субмарину. Сейчас ’ де сятка’ ремонтирует, в ос новном, надводные корабли. С чем это связано? - В первую очередь - с умень шением количества подводных лодок в ВМФ РФ по сравнению с советскими временами. В Мур манской области есть 4 судоре монтных завода - СРЗ "Нерпа”, 10-й, 35-й и 82-й, которые были оснащены доковым хозяйством и подготовлены к определён ному виду ремонта. Например, "Нерпа" и 10-й СРЗ, в основном, производили средний ремонт, восстановление технической го товности и модернизацию атом ных подводных лодок. Сейчас подлодки ремонтируются, как правило, в Северодвинске в центре судоремонта "Звёздоч ка". Да и гражданскими рыболо вецкими судами в советские времена занималось несколько предприятий на территории Мурманской области. Сейчас их вообще нет, а потребность оста лась. Судов много - более 250 в регистровом классе, а ремонти ровать их негде. Мы идём к тому, чтобы занять эту нишу. - Тем не менее взаимодей ствие с Министерством обо роны РФ остаётся в приори тете, завод выполняет гос оборонзаказ. Какие в настоя щее время планы? - Работаем, в основном, по сервисному обслуживанию ко раблей - выполняем субподряд. Прямых контрактов у 10-го СРЗ пока нет, но есть уникальное производство. Поэтому работа ем со "Звёздочкой", в том числе с её филиалами. В планах - взять прямой контракт на ремонт, вос становление технической готов ности корабля целиком. Я - реа лист и отдаю себе отчёт, что завод на протяжении предыдущих лет не был готов к выполнению таких серьёзных задач. Более того, если рассмотреть, например, вопрос ремонта подлодок на заводе, то предприятие и сейчас ещё не готово, на возобновление работ потребуется не один год. А осуществить ремонт надвод ного корабля - небольшого, 2 или 3 ранга, судна вспомогательного флота возможно. Мы ждём, что в ближайшее время на ремонт в завод встанет госпитальное суд но "Свирь", надеемся, не подве дём заказчика. К слову, о ремонте кораблей вспомогательного флота. В 2016 году корабельной авианесущей группировкой был совершён по ход. Нашему заводу был доверен ремонт вспомогательного суд на - большого морского танкера "Сергей Осипов". В сжатые сроки специалисты "десятки” выполни ли корпусные работы, что позво лило продлить срок службы суд на и расширить район его пла вания. И сделали хорошо - про шло 3 года, судно в строю, наре каний в наш адрес нет. Это гово рит о высокой квалификации ра ботников и совершенстве мощ ностей, которыми располагает предприятие. - Флотразвивается, в строй вступают новые корабли. Го тов ли завод восстанавли вать техническую готов ность кораблей и подводных лодок нового поколения? - Это глобальный вопрос. На пример, для среднего ремонта кораблей последних проектов нужны специально оборудован ные причалы, инфраструктура. У наблюдался упадок машино строения, молодёжь не шла учиться на технические спе циальности, система профтехоб разования была почти загубле на. В итоге образовался дефи цит квалифицированных рабо чих, инженеров, руководителей. Первостепенная задача сего дня - направить нашу работу на то, чтобы предприятия машино- Нашему заводу был доверен ремонт вспомогатель ного судна - большого морского танкера "Сергей Оси пов". В сжатые сроки специалисты "десятки" вы полнили корпусные работы, что позволило продлить срок службы судна и расширить район его плавания нашего завода этого нет. Мы пока не включены в программу пере оборудования предприятия под ремонт подводных лодок чет вёртого поколения. Но не теря ем надежды, подаём свои пред ложения в соответствующие ин станции. При этом СРЗ-10 на ходится на субподряде у наших основных заказчиков - АО "ПО "Севмаш", который строит под лодки четвёртого поколения. На их базе наши рабочие проводят сервисное обслуживание кораб лей. То есть специалисты нужной квалификации, как инженерно технические работники, так и ра бочие, на "десятке" есть. В этом году мы направим на обучение по нескольким специальностям молодёжь. - Евгений Васильевич, вы являетесь председателем Мурманского регионального отделения Союза машино строителей России. Какие за дачи решает организация? - Основная цель - популяриза ция машиностроительной от расли. В 90-е и "нулевые" годы строительной отрасли пополня лись квалифицированным пер соналом, а молодёжь получала достаточное количество инфор мации о технических специаль ностях ишла трудиться на заводы. - В следующем году завод отметит 85-летний юбилей. 10-й СРЗ - старейшее судоре монтное предприятие в Мур манской области. Вы уже на чали готовиться к праздно ванию? - Да, подготовка идёт полным ходом: мы разработали симво лику юбилея, провели конкурс на лучшую эмблему. Ожидается вы пуск книги о заводе. Лично мои планы на юбилей - хочу, чтобы 20 августа вдень 85-летия завода я стоял у корня причала и вход в ПД-92 был украшен шарами в цвета Российского триколора. Начало работы плавучего дока ПД-92 на нашем предприятии будет лучшим подарком флоту, как гражданскому, так и воен ному! Фото пресс-службы АО "10-й судоремонтный завод". Т ЕР Р И Т п р и ш г ^ Щ л & п х у р и с Щ В Мурманске состоялась премьера спектакля "Туман над заливом", приуроченная к 75-летию разгрома не мецко-фашистских войск в Заполярье, по пьесе Исидора Штока. Над созданием худо жественного оформления спектакля работала лауреат Государ ственной премии МАССР заслуженный художник России Раиса Чебатурина. Перед премьерой состоялось откры тие памятной доски артистам Дра матического театра Северного фло та Александру Владимирову, Маркусу Мейеровичу и Константину Невидимову, церта на борту эскадренного миноносца "Стремительный”. Накануне мне удалось пообщаться с главным режиссёром Драматического театра Северного флота Александром Сцена из спектакля "Туман над заливом". трагически погибшим 20 июля 1941 года в ходе вражеской бомбардировки Ека терининской гавани в городе Полярном во время проведения шефского кон- Шарапко, для которого "Туман над зали вом" стал премьерным спектаклем, и актёрами. - Я бы не сказал, что это проект масш- ГЛАВНОЕ - ЭТО ЖИЗНЬ табный - он естественный и живой, - сказал Александр Петрович. - Я знаю этот город много лет, люблю его и всё время в него возвращаюсь. Поэтому, когда поступило предложение сделать историю про Мурманск, я откликнулся с удовольствием. Насколько получилось, будет понятно потом. Актёру Дмитрию Пастеру, для того чтобы сыграть роль Егорушкина, приш лось за 4 месяца сбросить 10 кило граммов и научиться играть на бала лайке. Привести себя в форму помогли спорт и правильное питание, освоить музыкальный инструмент - видеоуроки из Интернета. - Мой герой - лётчик, влюблённый в своё дело и не мыслящий жизни без неба. По характеру он - заводила ком пании, вокруг которого строится вся история, - рассказывает актёр. - У меня в семье есть военные, поэтому вникнуть в образ было нетрудно. Хочу сказать, что очень интересно работать с новым ре жиссёром. Он пришёл со своим виде нием, пытается отвлечь нас от устояв шихся актёрских штампах. Актриса Виктория Сычёва пояснила, что в образе её героини, переводчицы Агаты, главная черта - упорство. Она по- своему борется с войной, пытаясь от плыть в Англию, но суда, на которых но ровит достичь места назначения, два раза оказываются торпедированы, тем не менее она остаётся жива и пред принимает новые попытки достичь сво ей цели. Пересказывать сюжет я не хочу, что бы не раскрывать интригу тем, кто пла нирует посетить этот спектакль. Обозна чу лишь основные мотивы. В центре со бытий - история о военном лётчике, его судьбе, близких, друзьях и знакомых - людях, защищавших Родину во время Be- г * - — >ur— „ Нлт**» _ ___ Памятная доска артистам Драматического театра Северного флота, трагически погибшим 20 июля 1941 года. ликой Отечественной вой ны, стойких, сильных духом и жизнелюбивых. Они ста раются радоваться каж дому дню, любят, страдают, ревнуют, выходят замуж, наряжаются и устраивают застолья, потому что знают - завтра может не наступить и нужно ценить каждый миг. Для меня это, в первую очередь, история людей, которые волею судьбы ока зались одеты в военную форму. Даже героям не чуж ды слабости. Это подтверж дает герой Ведёркин, кото рого играет молодой актёр Александр Титовский. Вна чале кажется, что по силе характера он уступает своей супруге Агате. Но потом оказывается, что молодой лётчик способен на подвиг. Он симпатичен тем, что не стесняется говорить о сво их страхе и боли. Мурманск - одно из дей ствующих лиц, которое объ единяет всех героев, - хо лодный, исчезающий в ту мане город. Кстати, это при родное явление много раз упоминается в спектакле. По моему мнению, режис сёру хорошо удалось пе редать местный колорит, дух того времени и военную суровость. Но город оказывается согрет теплотой людских сердец, которые мечтают о том, что война закончится и наступит счастье. Составить своё мнение о главной премьере сезона зрители могут, посе тив Драматический театр Северного флота, артисты которого всегда ра ды неравнодушному заполярному зри телю. Яна РАХИМОВА Фото Олега ФИАОНКА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz