На страже Заполярья. 2019 год. Май.

6 стр. наетгажЕ Заполярья 8 мая 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 13 мая Победа в 1790 году русской эскадры под командо­ ванием адмирала Василия Яковлевича Чичагова над шведским флотом в Ревельском сражении. В 1897 году родился основоположник военно-поле­ вой терапии, главный терапевт Советской армии, док­ тор медицинских наук, профессор, заслуженный дея­ тель науки РСФСР, академик АМН СССР генерал-майор медицинской службы Мирон Семёнович Вовси. 13-14 мая 1944 года авиация Северного флота на­ несла серию массированных ударов по конвою против­ ника в районе Киркенеса. В 1945 году состоялся парад кораблей Северного флота по случаю победоносного окончания войны. 1963 год - сформирован 83-й дивизион базовых траль­ щиков Краснознамённой Кольской флотилии разнород­ ных сил Северного флота. 14 мая В 1692 году на воду Плещеева озера под Переслав- лем-Залесским Пётр I спустил первый в России воен­ ный корабль. В 1715 году был составлен "Табель, сколько обрета­ ется при Санкт-Петербурге и на Котлине кораблей и других судов и что на них пушек и каких калибров". Это была одна из первых описей российских кораблей на Балтийском море. В 1955 году в Варшаве во Дворце президента пре­ дставителями Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румы­ нии, СССР, Чехословакии и Албании подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, офор­ мивший создание военного союза европейских социа­ листических государств при ведущей роли СССР - Ор­ ганизации Варшавского договора. 15 мая В 1898 году родился советский военачальник гене­ рал-полковник Борис Алексеевич Пигаревич. В Петса- мо-Киркенесской операции руководил оперативной группой советских войск, в состав которых входил 61-й стрелковый полк. В 1920 году родился штурман эскадрильи 118-го раз­ ведывательного авиаполка Северного флота Герой Со­ ветского Союза капитан Пётр Ива­ нович Селезнёв. В 1921 году родился лётчик авиа­ ции дальнего действия Герой Совет­ ского Союза старший лейтенант Константин Петрович Платонов. Во время Великой Отечественной войны в составе оперативных авиа­ групп прикрывал союзные конвои, бомбил тыловые гитлеровские аэродромы и порты на территории Северной Норвегии и Финляндии. В 1942 году совершён первый по­ лёт первого отечественного опыт­ ного реактивного самолёта-истребителя, пилотируемого лётчиком-испытателем Г. Я. Бахчиванджи. В 1957 году впервые в списках населённых пунктов Мурманской области как посёлок упоминается Ягельная Губа. 16 октября 1967 года он получил название Гад- жиево в память о Герое Советского Союза капитане 2 ранга Магомете Имадутдиновиче Гаджиеве, погибшем 12 мая 1942 года в бою на подводной лодке "K-23". В 1961 году образован командный пункт Северногофлота. В 1980 году в критической ситуации, пожертвовав сво­ ей жизнью, спас товарищей военный строитель комс- групорг подразделения Болатхан Уразов. За совершён­ ный подвиг он посмертно награждён знаком ЦК ВЛКСМ "Воинская доблесть". В 1960 году с полигона Байконур произведён запуск первого советского беспилотного космического корабля "Восток". В 1960 году на боевое дежурство в Белорусской и Литовской ССР заступили первые ракетные полки, воо­ ружённые ракетным комплексом стратегического назна­ чения Р-12 наземного типа. Посещение кораблей и частей флота с 15 по 18 мая 1981 года делегацией ЦК ВЛКСМ во главе с первым секретарём ЦК комсомола Борисом Николаевичем Пастуховым, вручившим переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ комсомольской организации соединения подводных лодок СФ. В 1988 году начался вывод ограниченного контин­ гента советских войск из Афганистана, основу которого составляла 40-я армия под командованием генерал- лейтенанта Бориса Громова. 16 мая 75 лет назад началась первая операция группы под­ водных лодок СФ на коммуникациях противника. В 1950 году вышло Постановление Совета министров СССР о постройке в посёлке Обнинском (ныне город Обнинск) комплекса морских ядерных энергетических установок. 17 мая Международный день электросвязи. В 1801 году в Петербурге на Марсовом поле торжест­ венно открыт памятник А.В. Суворову. В 1945 году Краснознамённая ордена Нахимова Ду­ найская флотилия награждена орденом Кутузова II сте­ пени. 18 мая Международный день музеев. День дважды Краснознамённого Балтийского флота. 315 лет назад освящена и получила своё название морская крепость Кроншлот (с 1723 года - Кронштадт), основанная Петром I в 1703 году с целью обороны за­ падных подступов к Петербургу, - военно-морская база Балтийского флота. Этим ознаменовано рождение рус­ ского флота на Балтике. В 1703 году флотилия из 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семёновского полков под коман­ дованием Петра I одержала первую боевую победу, за­ хватив в устье Невы два шведских военных судна - "Ге- дан" и "Астрильд". В 1884 году родился участник Русско-японской войны, участник гидрографической экспедиции Северного Ле­ довитого океана, исследователь Арктики лейтенант Рос­ сийского флота Георгий Львович Брусилов. В 1912 году организовал и возглавил собственную полярную экс­ педицию на шхуне "Святая Анна" с целью пройти Север­ ным морским путём из Атлантического океана в Тихий. В 1915 году на Русско-Балтийском заводе в Риге про­ ведены испытания первого в мире танка "Вездеход" конструктора Александра Пороховщикова. В 1920 году родился морской пехотинец заместитель командира роты Герой Советского Союза младший лей­ тенант Александр Григорьевич Торцев. В 1933 году началась экспедиция особого назначе­ ния № 1. Переход первой группы кораблей Краснозна­ мённого Балтийского флота под командованием Заха­ ра Алексеевича Закупнева из Ленинграда в Мурманск по Беломорско-Балтийскому каналу. В 1943 году одной из подводных лодок СФ типа "М", построенной на средства комсомольцев, присвоено наименование "Ленинский комсомол". В 2001 году образована Всероссийская общест­ венная организация морских пехотинцев "Тайфун". 19 мая В 1573 году русские войска воеводы П.И. Шуйского овладели крепостью Нарва (Ругодив). В 1850 году в Николаеве заложен 120-пушечный линейный корабль "Великий князь Константин". Особо отличился в Синопском сражении. ЮНЫЙ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ в о и н ы 75летназадпогибюнга Северного флота Саша Ковалёв 11 мая 1944 года в нашей газете, тогда ещё на­ зывавшейся "Краснофлотец", вышла статья, рас­ сказывающая о дерзкой атаке катеров Северного флота, потопивших два немецких сторожевика. Отдельное внимание военкоры уделили самоот­ верженности и бесстрашию, проявленным севе­ роморцами. "...Юнга Ковалёв, когда катер полу­ чил пробоину, собственным телом зажал проби­ тый коллектор, "- говорилось в публикации. Пос­ ле тех событий юноше оставалось жить один день. За Родину юнга Север­ ного флота сражался не под своим настоящим именем. Причиной смены фамилии стала трагическая судьба его родителей. Родился Саша Ковалёв, а вернее, Александр Раби­ нович, 4 января 1927 года в Москве в семье начальника производственного отдела Главного управления алю­ миниевой промышленнос­ ти Наркомтяжпрома СССР Филиппа Марковича Раби­ новича и потомственного медика Елены Яковлевны. В 1937 году Рабинович был в командировке в Соеди­ нённых Штатах, по возвра­ щении из которой его арес­ товали, а в 1938-м расстре­ ляли. В этом же году Елену Рабинович отправили на 8 лет в лагеря. Мальчика, оставшегося без попечения родителей, на воспитание забрала сестра матери Раиса Райт- Ковалёва, известная писа­ тельница и переводчик, публиковавшаяся под псев­ донимом Рита Райт-Кова­ лёва. Тётя постаралась дать племяннику хорошее образование и воспитание. Отца ребёнку заменил муж Раисы Райт-Ковалёвой ка­ питан 2 ранга Николай Ко­ валёв, флагманский ме­ ханик Беломорской воен­ ной флотилии. Когда началась война, офицер вместе со штабом флотилии остался в Архан­ гельске, а его супруга вмес­ те с Сашей уехала в Яро­ славскую область. В самом конце 1941 года они верну­ лись в Архангельск, где Ри­ та Райт-Ковалёва стала ра­ ботать диктором на радио, а 14-летний Саша помогал морякам штабного катера. Осенью 1942 года рас­ пахнула свои двери Соло­ вецкая школа юнг, куда Са­ ша мечтал попасть. Но сыну "врагов народа" дорога в неё была закрыта, а вот близкому родственнику во­ енного моряка - нет. Но ного флота "Громкий". Но парень мечтал слу­ жить на торпедном катере и подавал командованию ра­ порт за рапортом с прось­ бой о переводе. Своего парнишка добил­ ся - в феврале 1944 года юнгу Ковалёва перевели для прохождения службы учеником моториста на тор­ педный катер ТКА-209. Боевое крещение юнга получил 7 апреля 1944 го­ да, когда ТКА-209 вместе с ещё одним торпедным ка­ тером атаковал вражеский ТКА-217 направили в манё­ вренную базу в Пумманки для действий на коммуни­ кациях противника. На под­ ходе к Пумманкам замети­ ли вражеские корабли и ре­ шили их атаковать. В учётной карточке Кова­ лёва, опубликованной на сайте "Память народа", сде­ лана запись: "8 мая при дневном бое со сторожеви­ ками противника, в резуль­ тате которого был потоплен СКР, юнга Ковалёв был кон­ тужен, но, несмотря на это, отважно боролся с водой, Юнге Саше Ковалёву вручают орден Красной Звезды. заветной мечте юноши суж­ дено было сбыться. Прав­ да, в списках учеников фа­ милия Рабинович не фи­ гурировала. Был Саша, но Ковалёв - будущий герой поступил в школу по до­ кументам Александра Ни­ колаевича Ковалёва, кото­ рый ранее не прошёл от­ бор в школу. Ковалёв был на год стар­ ше Рабиновича, но его фа­ милия и отчество подошли идеально. Непосвящённые в семейные тайны пола­ гали, что юноша - сын Ни­ колая Ковалёва. Блестяще окончив школу юнг, Саша Ковалёв был от­ правлен для прохождения службы на эсминец Север- конвой. Совместными дей­ ствиями катеров были унич­ тожены два транспорта про­ тивника. Саша Ковалёвдействовал смело и уверенно, как сооб­ щала газета "Краснофлотец", "стоял рядом с командиром, хладнокровно и спокойно докладывал ему о направ­ лении трасс артиллерийско­ го огня и о падении враже­ ских снарядов, оказал боль­ шую помощь в осуществле­ нии важного манёвра". За этот бой юнга Александр Ко­ валёв был награждён ор­ деном Красной Звезды. Свой главный подвиг юнга Северного флота со­ вершил через месяц. В на­ чале мая катера ТКА-209 и поступающей через пробои­ ну в отсек, а когда при штур­ мовке истребителями про­ тивника ТКА снарядом был пробит коллектор его мотора, юнга телом закрыл повреж­ дение, из которого под дав­ лением ключом била горя­ чая вода и отходящие газы. Своим самоотверженным поступком юнга сохранил ход и жизнь экипажа ТКА". Ряд источников приводит свидетельство очевидца ги­ бели Саши Ковалёва Арка­ дия Семёновича Гуркова, бывшего командира отде­ ления мотористов ТКА-209, на котором воевал юнга: "Когда фашисты от нас от­ стали, я заглушил двига­ тель. Сашу, который поте­ рял сознание, вынесли на верхнюю палубу, ему сма­ зали ожоги машинным мас­ лом. Придя в Пумманки, мы насчитали 350 пробоин, моторный и бензоотсеки по пайолы были залиты водой и бензином. Были приняты все меры к спасению ТКА". В ночь на 9 мая катер вы­ шел из Пумманок в основ­ ную базу для постановки в капитальный ремонт. "Сашу положили на корму катера, чтобы его обдувал ветер. Тем самым мы хотели как- то облегчить муки юнги. На переходе, когда катер нахо­ дился на траверзе мыса Цып-Наволок, произошёл взрыв... Взрывной волной Сашу выбросило за борт. В той неразберихе нам не удалось его спасти", - вспо­ минал Турков. За свой подвиг Алек­ сандр Ковалёв был по­ смертно удостоен ордена Отечественной войны I сте­ пени. Саше Ковалёву в Гранит­ ном был установлен памят­ ник. Однако в 1996 году во­ енные ушли из посёлка, а в 2006-м был упразднён и на­ селённый пункт. Обелиск в честь Саши Ковалёва и его боевых това­ рищей ещё несколько лет оставался в городе-призра­ ке, который посещали толь­ ко охотники за цветным ме­ таллом. Настойчивые об­ ращения представителей общественности и ветера­ нов флота были услышаны: в июле 2010 года останки погибших моряков были перезахоронены в Северо­ морске. В 2011 году в День памяти и скорби на мемо­ риальном кладбище сто­ лицы Северного флота про­ шла торжественная цере­ мония открытия мемориа­ ла "Краснофлотцам-катер- никам и юнге Северного флота Саше Ковалёву". В 1990 году у Дома дет­ ского творчества в Северо­ морске был открыт памят­ ник Саше Ковалёву. Его ав­ торами стали Пётр и Свет­ лана Абарины, трудились под руководством скульп­ тора Эрнеста Китайчука. Подготовила Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. ПОЛЯРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Ещё в марте 1918 года командование Главного гидрографиче­ ского управления обратилось в коллегию Народного комисса­ риата по морским делам с ходатайством о продолжении изуче­ ния Северного Ледовитого океана с цельюобслуживания Север­ ного морского пути из Европы вСибирь и производства система­ тической описи берегов. Однако иностранная интервенция на Севере задержала начало гидрографических исследований. Только 10 мая 1924 года по решению Совета народных комис­ саров СССР была сформирована Северная гидрографическая экспедиция (СГЭ), начальником которой был назначен гидро­ граф-геодезист Николай Матусевич. никам СГЭ в 1986 году присуждена Государственная премия СССР. В удалённых и труднодоступ­ ных районах Арктики, где невоз- ветскои атомной подводной лодки, достигшей Северного полюса. Крупные подводные горы были обнаружены в Гренландском мо­ ре в 1997 году с ракетного крейсе­ ра стратегического назначения "K-496". Субмарина под командо- Экспедиция просуществовала с 1924 по 2011 год, обеспечив созда­ ние навигационных морских карт, пособий и руководств для плава­ ния практически вдоль всего арк­ тического побережья, а также об­ наружила ряд крупных географи­ ческих объектов международного значения. В 1933 году с созданием Север­ ной военной флотилии для нави­ гационно-гидрографического обес­ печения базирования кораблей были развёрнуты работы СГЭ в бух­ тах Кольского, Мотовского, Свято- носского, Кандалакшского, Онеж­ ского и Двинского заливов. В годы Великой Отечественной войны экспедиция обеспечивала базирование кораблей, топогеоде- зическую подготовку береговой ар­ тиллерии, минные постановки и траление мин противника. Гидро­ графы участвовали в боевых дейст­ виях, в проводке арктических и со­ юзных конвоев, создании картогра­ фических материалов для десант­ ных операций. В конце 50-х годов прошлого столетия приступили к исследованиям наиболее важных в навигационном отношении рай­ онов Северной Атлантики, в Грен­ ландском, Норвежском, Баренце­ вом и Карском морях, акваториях Атлантического, Индийского и, ко­ нечно, Северного Ледовитого океа­ нов. В 1967 году гидрографы СГЭ на океанографических судах "Борис Давыдов" Северного флота и "Фад­ дей Беллинсгаузен" Черноморско­ го флота в составе 13-й Междуна­ родной антарктической экспеди­ ции провели обширное обследова­ ние рельефа дна океанов в проли­ ве Дрейка и в западной части Юж­ но-Антильской котловины. Деталь­ ное обследование позволило от­ крыть уникальный подводный хре­ бет, являющийся границей двух океанов. Знаменательной вехой в исто­ рии СГЭ стало исследование Се­ верного Ледовитого океана высоко­ широтными воздушными экспеди­ циями авиадесантным методом с использованием самолётов и вер­ толётов. Комплексные исследования включали в себя изучение рель­ ефа дна, его геологического строе­ ния, гравитационного и геомагнит­ ного полей, гидрологического и гид­ рометеорологического режимов. За выполнение комплексных океанографических работ большая группа офицеров и инженерно-тех- I_LL_!___ L— __ Отметки морских глубин в долине Лены до исследований и после. можно было использовать авиаде­ сантный метод, с 1971 по 1999 год исследования проводились с атом­ ных подводных лодок Северного флота. В результате проведения 29 вы- Знаменательной вехой в истории СГЭ стало исследо­ вание Северного Ледовитого океана высокоширот­ ными воздушными экспедициями авиадесантным методом с использованием самолётов и вертолётов нических работников экспедиции была удостоена государственных наград, а отличившимся началь- Высокоширотные исследования СеверногоЛедовитого океана. сокоширотных воздушных экспе­ диций и 33 походов подводных ло­ док Арктический бассейн был об­ следован почти на 85%. На осно­ вании полученной информации удалось создать достаточно пол­ ную геоморфологическую картину дна Северного Ледовитого океана и его геофизических полей, обна­ ружить и описать более 150 геогра­ фических объектов, 43 из которых получили имена гидрографов и судов Северного флота. К наиболее значимым откры­ тиям следует отнести котловину Подводников, отрог Геофизиков, рифтовую долину Гидрографов и одну из самых крупных форм рель­ ефа дна в районе хребта Гаккеля - гору Ленинского Комсомола, полу­ чившую название в честь первой со­ ванием капитана 1 ранга Андрея Воложинского выполнила комп­ лекс попутных океанографических работ в интересах гидрографиче­ ской службы Северного флота. Вот что писал об этих исследованиях командир гидрографической груп­ пы старший лейтенант Леонид Кулаков, который непосредственно отвечал за промер: "Поход получился неординар­ ным, потому что в нём впервые в практике гидрографических работ с подводных лодок было произве­ дено дополнительное обследование отличительных глубин, выявленных в походе. Это позволило нанести на карту чёткие очертания впервые обнаруженных характерных форм рельефа дна - двух подводных вер­ шин с более чем километровой вы­ сотой и площадью основания по­ рядка 100 кв. км каждая". Позже эти географические объ­ екты получили имена заслуженных исследователей Северного Ледо­ витого океана Константина Коро- таева и Василия Данильчука. За успехи в гидрографическом освоении Мирового океана и про­ явленные при этом мужество и от­ вагу Северная гидрографическая экспедиция занесена в Книгу по­ чёта Северного флота. ПодготовилаАнна КОРОЛЬКОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz