На страже Заполярья. 2019 год. Май.
6 стр. на стршЗаполярья 31 мая 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 3 июня В 1785 году в Лондоне испытан первый парашют. В 1920 году родился Герой Со ветского Союза полковник Юрий Петрович Кочелаевский. В годы Великой Отечественной войны на момент присвоения звания Героя - гвардии капитан, штур ман эскадрильи 9-го гвардейско го минно-торпедного авиаполка Северного флота. В 1945 году состоялся пере ход Северного флота на положе ние мирного времени, и была от менена система внутренних кон воев в Баренцевом море. В 1992 году Указом Президен та Российской Федерации образован Совет безопасности РФ. 4 июня 300 лет назад отряд из шести русских кораблей под командованием капитана 2 ранга Наума Акимовича Се нявина у острова Эзель одержал победу над шведским отрядом. Это была первая победа русских парусных ко раблей в открытом море без абордажа. В 1741 году во время Второй Камчатской экспедиции корабли "Св. Пётр" под командованием Витуса Беринга и "Св. Павел" под командованием Алексея Чирикова вышли к северо-западным берегам Америки. В 1777 году родился "проконсул Кавказа" генерал от инфантерии и артиллерии Алексей Петрович Ермолов - герой Отечественной войны 1812 года, начальник штаба русской армии, командир отдельного кавказского кор пуса во время Кавказской войны 1817-1864 гг. 100 лет назад в Копорской губе Финского залива эс минцы "Гавриил" и "Азард" вступили в бой с 4 англий скими контрминоносцами и 3 подлодками. Снаряд с "Азарда" попал в подлодку "L-55", которая во время срочного погружения подорвалась на минном поле и затонула. В 1926 году обнаружена на дне, поднята, отремонтирована и к 1930 году вошла в состав КБФ. 5 июня День эколога России. В 1706 году Пётр I издал указ о создании госпиталя в Лефортово за Яузой (ныне - Главный военный кли нический госпиталь им. академика H.H. Бурденко). 230 лет назад фрегат "Лободанц" под командова нием лейтенанта Степана Телесницкого в Средизем ном море был атакован 14 турецкими кораблями. В результате турки окружили фрегат и потребовали от команды сдаться. Лейтенант Телесницкий, подойдя с зажжённым факелом клюку крюйт-камеры, ответил, что взорвёт свой корабль, если турки не отойдут. Противник, испугавшись взрыва, вышел из боя. В 1940 году CHK СССР принял решение о серийном выпуске танка Т-34. 6 ИЮНЯ Пушкинский день России. В 1095 году великий князь киевский Святополк и пе реяславский князь Владимир Мономах на реке Трубеж разбили половецкую орду хана Тугоркана. 270 лет со дня рождения адмирала русского флота Осипа Михайловича Дерибаса (де Рибас). Отличился в ряде сражений русско-турецких войн. Разработал про ект создания военно-торгового порта в Хаджибее на бе регу Одесского залива, руководил строительством этого порта и города Одессы, где в его честь названа улица. Был автором плана укрепления Кронштадта. В 1911 году впервые в России лётчик 2-го флотского экипажа отдела воздушного флота лейтенант Виктор Владимирович Дыбовский на самолёте-разведчике "Nieupart IV" осуществил поиск погружённой подводной лодки. 90 лет со дня рождения писателя-мариниста капи тана дальнего плавания Виктора Викторовича Конец кого - участника рейсов по Севморпути. В 1937 году начала работу советская станция "Се верный полюс-Г - первая в мире полярная научно-ис следовательская дрейфующая станция. В 1945 году была учреждена медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Эта награда стала в нашей стране самой массовой, ею было награждено более 16 миллионов человек. 7 июня День специалиста юридической службы ВМФ. В 1897 году родился Герой Советского Союза Мар шал Советского Союза Кирилл Афанасьевич Мерецков - участник Гражданской войны в России. Добровольцем участвовал в гражданской войне в Испании. Командовал армией во время советско-финляндской войны, во вре мя Великой Отечественной войны - армиями и фрон тами, в том числе Карельским до окончательного раз грома фашистов в Заполярье и 1-м Дальневосточным, участвовавшим в разгроме японских войск в Маньчжурии и Северной Корее. По итогам войны с Японией награж дён орденом Победы. 8 июня День социального работника. Всемирный день океана. В 1913 году родился Герой Советского Союза вице адмирал Валентин Георгиевич Стариков. В годы Ве ликой Отечественной войны на момент присвоения зва ния Героя - капитан-лейтенант, командир подводной лодки "М-171" 3-го дивизиона отдельной бригады под водных лодок Северного флота. В 1920 году родился советский военный деятель трижды Герой Советского Союза маршал авиации Иван Никитович Кожедуб - лётчик-ас Великой Отечественной войны - наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников по антигитлеровской коалиции, на его счету 62 сбитых самолёта. В 1920 году родилась Герой Советского Союза Елена Фёдоровна Колесова - командир диверсионной группы партизанского отряда специального назначения. 9 июня В 1672 году родился Пётр Алексеевич Романов - русский царь, с 1721 года - император Всероссийский, государственный и военный деятель, полководец, основатель регулярной армии и флота. В 1815 году представители России, Франции, Англии, Пруссии, Австрии, Швеции, Испании и Португалии под писали генеральный акт Венского конгресса, завершив шего эпоху наполеоновских войн в Европе. В соответ ствии с актом подтверждено присоединение к России Бессарабии и Финляндии, Россия присоединила к себе Царство Польское, уступив Австрии территорию ны нешней Тернопольской области. В 1892 году родился выдающийся советский авиа конструктор, лауреат Сталинских премий Герой Со циалистического Труда доктор технических наук про фессор Николай Николаевич Поликарпов. В 1940 году приказом народного комиссара ВМФ была образована Петропавловская военно-морская база Тихоокеанского флота. В 1945 году учреждены медали: "За взятие Буда пешта", "За взятие Вены", "За взятие Кенигсберга", "За взятие Берлина", "За освобождение Белграда", "За осво бождение Варшавы", "За освобождение Праги". К 190-летию со дня героического боя брига "Меркурий" с двумя турецкими линейными кораблями ПОТОМСТВУ В П РИМ Е Р I Ш ли на смерть - стали героями Немало в истории примеров, когда экипажи русских кораблей проявляли в боях мужество, стойкость, доблесть, патриотизм. Одним из ярких эпизодов боевой летописи отечественного Во енно-морского флота является сражение брига "Меркурий" с двумя турецкими линейными ко раблями, которое заставило даже врага восхи титься храбростью русских моряков. Гребно-парусный бриг "Меркурий" был построен в мае 1820 года на Севасто польской верфи под руко водством корабельного мас тера полковника корпуса корабельных инженеров Ивана Яковлевича Осмини на. Для возможности пере движения при полном шти лебылоборудовал 14-юболь шими вёслами, грести ко торыми необходимо было стоя. На вооружении брига было восемнадцать 24-фун товых карронад и две длин ноствольные 8-фунтовые пушки. Основным предназ начением корабля являлись охрана Кавказского побе режья и несение дозорной службы. Во время Русско-турец кой войны 1828-1829 гг. бриг принял участие в бое вых действиях при взятии шести крепостей - Варны, Анапы, Бурчака, Инады и Сизополя, где экипаж от личился захватом двух ту рецких судов с десантом. В 1829 году командиром ко рабля был назначен капи тан-лейтенант Александр Иванович Казарский. 12 мая 1829 года (по старому стилю) небольшой отряд русских военных су дов, в который вошли 44-пу- шечный фрегат "Штандарт", 20-пушечные бриги "Орфей" и "Меркурий", крейсировал у выхода из пролива Бос фор. На горизонте, в 13 ми лях от них, на рассвете 14 мая показалась турецкая эскадра. "Штандарт" и "Ор фей" пошли на сближение, чтобы узнать, каковы силы противника, а "Меркурий" остался на дрейфе. Выяснилось, что в соста ве вражеской эскадры 6 ли нейных кораблей, 2 фре гата и 4 малых судна. Рус ские корабли повернули на зад - турки устремились в погоню. Увидев, что разведчики возвращаются, капитан- лейтенант Александр Ка зарский поднял паруса и начал отход. Однако ту рецкие корабли оказались быстрее - вскоре 110-пу- шечный "Селимие" под фла гом капудан-паши и 74-пу- шечный "Реал-бей” настиг ли "Меркурий". Остальные вражеские корабли легли в дрейф - турки были увере ны, что русский бриг будет захвачен или уничтожен. Шансов оторваться от не приятеля у "Меркурия" не было. Понимая, что бой не избежен, Казарский собрал офицеров на совет. По дав ней флотской традиции пер вым высказал своё мнение младший по чину. "Нам не уйти от неприятеля, - сказал поручик корпуса флотских штурманов Иван Прокофь- по-русски: "Сдавайся! Уби рай паруса!". Экипаж "Мер курия" ответил на это зал пом всей артиллерии и дружным ружейным огнём. Метким огнём канониров брига был повреждён гро- товый рангоут 100-пушеч- ного турецкого корабля "Се лимие", это заставило его лечь в дрейф. Но напосле док "Селимие" сбил одну из пушек "Меркурия" и пробил его корпус ниже ватерли нии - возникла угроза зато пления. Матрос Афанасий время сражения получил контузию головы, но про должал руководить боем с мостика. В заключении он отметил, что не находит слов для описания храб рости, самоотверженности и точности в исполнении своих обязанностей, какие были проявлены экипажем в продолжение этого трёх часового сражения. Стоит сказать, что этот бой отважных русских мо ряков заставил восхищать ся ими даже врага. Один из ев. - Будем драться. Рус ский бриг не должен до статься врагу. Последний из оставшихся в живых взор вёт". Офицеры поддержали товарища. Решение было принято, и, когда командир объявил его всему экипажу, команда приняла это гром ким "ура". "...Было положено защи щаться до последней воз можности и, если будет сбит рангоут или откроется боль шая течь, тогда схватиться с ближайшим неприятель ским кораблём, и тот офи цер, который останется в живых, должен зажечь крюйт-камеру, для чего был положен на шпиль писто лет", - писал в своём рапор те командующему Черно морским флотом адмира лу Алексею Самуиловичу Грейгу капитан-лейтенант Казарский. Он прекрасно знал сла бые и сильные стороны сво его корабля. Бриг был очень тяжёл на ходу, спасти его могли только искусное ма неврирование и меткость канониров. В течение получаса "Мер курий", маневрируя, умело уклонялся от залпов не приятельских кораблей, но потом оказался между "Се лимие" и "Реал-беем". Турки после первых выстрелов со своего флагмана кричали Гусев и мичман Дмитрий Притупов бросились к про боине. Матрос закрыл сво ей спиной дыру в корпусе и потребовал прижать его к ней бревном. Мичман ото ропел, и только после окри ка Гусева, сопровождаемо го крепкой бранью, Приту пов буквально вмял Гусева в пробоину - так Афанасий ценой жизни спас бриг от неминуемой гибели... Тем временем 74-пушеч- ный "Реал-бей" под флагом младшего флагмана про должал сражение, меняя галсы за кормой "Мерку рия", бил по нему продоль ными выстрелами, от кото рых никакими манёврами невозможно было уклонить ся. Бриг отстреливался, и наконец русским канони рам удалось перебить нок- фор-марс-рею турка. Упав шие паруса накрыли ору дийные порты, что лишило турок возможности продол жать преследование. "Мер курий" смог оторваться от вражеских кораблей. Казарский писал в своём рапорте: "Урон в команде брига состоял из четырёх убитых и шести раненых ниж них чинов. Пробоин в кор пусе оказалось 22, повреж дений в рангоуте -16, в па русах -133 и втакелаже -148; сверх того разбиты гребные суда и повреждена карро- нада". Сам командир во штурманов "Реал-бея" пи сал: "Мы погнались за ни ми, но только догнать мог ли один бриг в три часа по полудни. Корабль капудан- паши и наш открыли тогда сильный огонь. Дело не слыханное и невероятное. Мы не могли заставить его сдаться: он дрался, рети руясь и маневрируя со всем искусством опытного воен ного капитана, до того, что, стыдно сказать, мы прекра тили сражение, и он со сла вою продолжил свой путь. Бриг сей должен потерять, без сомнения, половину своей команды, потому что один раз он был от нашего корабля на пистолетный выстрел... Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помра чить, и имя сего героя до стойно быть начертано зо лотыми литерами на храме Славы: он называется ка питан-лейтенант Казар ский, а бриг - "Меркурий". За подвиг бриг "Мерку рий" был награждён кор мовым Георгиевским фла гом и вымпелом. Капитан- лейтенант Александр Ка зарский и поручик Иван Прокофьев были удостое ны ордена Святого Георгия IV степени. Кроме того, Ка- зарского за отличие про извели в капитаны 2 ранга и пожаловали во флигель- адъютанты. Весь офицер ский состав корабля был награждён орденом Свя того Владимира IV степени с бантом с повышением чина и правом размещения на фамильном гербе изо бражения пистолета, вы стрелом из которого по следний из команды дол жен был взорвать бриг. Мат росам вручили знаки отли чия Военного ордена. Эки пажу была назначена по жизненная пенсия в раз мере двойного жалованья. Что же касается судьбы брига, то он прослужил на Чёрном море до 9 ноября 1857 года, когда поступило распоряжение "о разборке его по совершенной вет хости", однако его имя было сохранено в русском флоте с передачей соответствую щему кораблю кормового Георгиевского флага. Им ператор Александр II по велел: "Мы желаем, чтобы память знаменитых заслуг команды брига "Меркурий" и его имя во флоте никогда не исчезли и, переходя из рода в род, на вечные вре мена служили примером потомству". Три корабля Черноморского флота по очередно носили название "Память Меркурия": в 1865 году - корвет, а в 1883 и 1907 годах - крейсера. Ходил под Андреевским флагом и бриг "Казарский". В 1834 году на Матрос ском бульваре в Севасто поле по инициативе ад мирала Михаила Лазарева на средства, собранные мо ряками, по проекту архи тектора академика Алек сандра Брюллова был за ложен памятник бригу "Мер курий". Его открыли в 1839 году. На высоком поста менте выбита надпись: "Ка- зарскому. Потомству в при мер". Подготовила Ярослава ТРЕТЬЯКОВА. Фото из открытых источников Интернета. От редакции: В апреле текущего года в Санкт-Петербурге на су достроительном заводе "Северная верфь" прошла стыковка блоков корпуса корвета, получившего на звание в честь легендарного брига "Меркурий". Проект данного корабля разработан Центральным морским конструкторским бюро "Алмаз". Корвет предназначен для ведения боевых действий, защиты объектов мор ской экономической деятельности. К 90-летию со дня рождения писателя-мариниста Виктора Конецкого ОН ВОСПЕВАЛ МОРЕ Виктор Конецкий родился в 1929 году в городе на Неве. Детские и юношеские годы его были связаны с Адмиралтейским каналом в ис торической части Санкт-Петербур га. Здесь он учился в средней школе №238, увлекался рисова нием, мечтал стать художником, на долго сохранив пристрастие к жи вописи. Начало Великой Отечест венной войны застало его с матерью и братом на Украи не. В августе Конецкие смог ли добраться до Ленинграда, а вскоре вокруг города сом кнулось кольцо блокады, в которой они провели самую тяжёлую первую зиму. 8 ап реля 1942 года Конецкие были эвакуированы по Дороге жизни на Большую землю, сначала во Фрунзе, потом в Омск, где и жили до осени 1944 года. В 1945 году Виктор Ко нецкий поступил в Ленинград ское военно-морское подго товительное училище, а в 1948-м - на штурманский факультет Первого высшего Балтийского во енно-морского училища, которое окончил в 1952 году. После выпуска служил на судах 441-го отдельного дивизиона аварийно-спасатель ной службы Северного флота. Впо следствии некоторые его наблю дения этого периода легли в основу новеллы "Путь к причалу". Служба не была долгой. Уво лившись в марте 1955 года из Во енно-морского флота, поступил на гражданский. В мае того же года в должности капитана МРС-823 участвовал в перегоне судов по Се верному морскому пути из Петро заводска в Петропавловск-Камчат- ский. Это был первый в истории дли тельный переход каравана малых судов всуровейшихусловияхАрктики. Капитану Конецкому, который вмес те с командой успешно привёл суд но в порт назначения, было 26 лет. В 1956 году Виктор Конецкий всту пил в литобъединение при Ленин градском отделении Союза писа телей СССР. Первый рассказ Ко нецкого - "В море" - был опублико ван в 1956 году в альманахе "Моло дой Ленинград", а уже в мае 1957 года вышел первый сборник рас сказов "Сквозняк". Сразу после вы хода этой книги встал вопрос о при ёме Конецкого в Союз писателей. С первых литературных шагов Конецкий питал большой интерес к кино. И хотя два первых сценария, напечатанных в альманахе "Мо лодой Ленинград", - "Своими рука ми" и "Опора" - режиссёров не за интересовали, Конецкий своего до бился - в соавторстве с Алексеем Каплером и Валентином Ежловым им были созданы сценарии таких популярных фильмов, как "По лосатый рейс", "Тридцать три" и самостоятельно "Путь к причалу". В мае 1964 года Конецкий получил должность четвёрто го помощника капитана и, совмещая работу в морском флоте и литературную дея тельность, прошёл путь до ка питана дальнего плавания. За это время он побывал в различных районах Мирово го океана от Арктики до Ан тарктики, четырнадцать раз прошёл Северным морским путём. Виктор Конецкий - автор более пятидесяти книг. Его произведения созданы с не повторимой иронией, тонким юмором, уважением к морю и морской службе. Основные темы "морских" рассказов Ко нецкого - военное детство, крепкая курсантская дружба и любовь, труд и быт полярных моряков. Герои Ко нецкого, как правило, люди труд ной, подчас трагической судьбы и твёрдого характера, немногослов ные и сплочённые традициями мор ского "кодекса чести", привержен цы "философии действия". Критики отмечали определённый налёт ли тературщины в загадочной угрюмос ти персонажей Конецкого. Однако именно это вместе с остротой сю жетных ходов, ставящих человека в экстремальную, "пограничную" си туацию судьбоносного нравствен ного выбора, делают произведения Конецкого особенно привлекатель ными для молодёжи. Книги "Завтрашние заботы", "Сре ди мифов и рифов", "Солёный лёд", "Морские сны" и другие переведе ны на несколько языков. Перу Ко нецкого также принадлежит роман "За Доброй Надеждой" в восьми книгах. Это произведение созда валось им с 1969 по 2000 год и в его основу легли личные впечат ления писателя о службе на флоте. Место Виктора Викторовича Ко нецкого в отечественной маринис- тике трудно переоценить. Он воз родил и преобразил традиционный жанр морских заметок, сообщив им дальний нравственный прицел, в сплаве достоверности и вымысла, документа и фантастики. В лёгком и ясном "интеллигентном" письме поставил актуальные для совре менного человека вопросы о смыс ле жизни, совести и свободе, о вы боре между правдой и ложью. Имя Виктора Конецкого занесе но в листы памяти "Золотой книги Санкт-Петербурга". В подтвержде ние заслуг капитана и писателя ве дущая российская судовладельче ская компания "Совкомфлот" при няла решение назвать его именем танкер нового поколения. Также име нем Конецкого назван морской бук сир, спущенный на воду в декабре 2012 года и вступивший в состав ВМФ 4 декабря 2013 года. Писатель и моряк был награждён двумя ор денами "Знак почёта", орденами Тру дового Красного Знамени и "За за слуги перед Отечеством" IV степени. Подготовила Алина КОРОЛЁВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz