На страже Заполярья. 2019 год. Май.

6 стр. на стршЗаполярья 31 мая 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 3 июня В 1785 году в Лондоне испытан первый парашют. В 1920 году родился Герой Со­ ветского Союза полковник Юрий Петрович Кочелаевский. В годы Великой Отечественной войны на момент присвоения звания Героя - гвардии капитан, штур­ ман эскадрильи 9-го гвардейско­ го минно-торпедного авиаполка Северного флота. В 1945 году состоялся пере­ ход Северного флота на положе­ ние мирного времени, и была от­ менена система внутренних кон­ воев в Баренцевом море. В 1992 году Указом Президен­ та Российской Федерации образован Совет безопасности РФ. 4 июня 300 лет назад отряд из шести русских кораблей под командованием капитана 2 ранга Наума Акимовича Се­ нявина у острова Эзель одержал победу над шведским отрядом. Это была первая победа русских парусных ко­ раблей в открытом море без абордажа. В 1741 году во время Второй Камчатской экспедиции корабли "Св. Пётр" под командованием Витуса Беринга и "Св. Павел" под командованием Алексея Чирикова вышли к северо-западным берегам Америки. В 1777 году родился "проконсул Кавказа" генерал от инфантерии и артиллерии Алексей Петрович Ермолов - герой Отечественной войны 1812 года, начальник штаба русской армии, командир отдельного кавказского кор­ пуса во время Кавказской войны 1817-1864 гг. 100 лет назад в Копорской губе Финского залива эс­ минцы "Гавриил" и "Азард" вступили в бой с 4 англий­ скими контрминоносцами и 3 подлодками. Снаряд с "Азарда" попал в подлодку "L-55", которая во время срочного погружения подорвалась на минном поле и затонула. В 1926 году обнаружена на дне, поднята, отремонтирована и к 1930 году вошла в состав КБФ. 5 июня День эколога России. В 1706 году Пётр I издал указ о создании госпиталя в Лефортово за Яузой (ныне - Главный военный кли­ нический госпиталь им. академика H.H. Бурденко). 230 лет назад фрегат "Лободанц" под командова­ нием лейтенанта Степана Телесницкого в Средизем­ ном море был атакован 14 турецкими кораблями. В результате турки окружили фрегат и потребовали от команды сдаться. Лейтенант Телесницкий, подойдя с зажжённым факелом клюку крюйт-камеры, ответил, что взорвёт свой корабль, если турки не отойдут. Противник, испугавшись взрыва, вышел из боя. В 1940 году CHK СССР принял решение о серийном выпуске танка Т-34. 6 ИЮНЯ Пушкинский день России. В 1095 году великий князь киевский Святополк и пе­ реяславский князь Владимир Мономах на реке Трубеж разбили половецкую орду хана Тугоркана. 270 лет со дня рождения адмирала русского флота Осипа Михайловича Дерибаса (де Рибас). Отличился в ряде сражений русско-турецких войн. Разработал про­ ект создания военно-торгового порта в Хаджибее на бе­ регу Одесского залива, руководил строительством этого порта и города Одессы, где в его честь названа улица. Был автором плана укрепления Кронштадта. В 1911 году впервые в России лётчик 2-го флотского экипажа отдела воздушного флота лейтенант Виктор Владимирович Дыбовский на самолёте-разведчике "Nieupart IV" осуществил поиск погружённой подводной лодки. 90 лет со дня рождения писателя-мариниста капи­ тана дальнего плавания Виктора Викторовича Конец­ кого - участника рейсов по Севморпути. В 1937 году начала работу советская станция "Се­ верный полюс-Г - первая в мире полярная научно-ис­ следовательская дрейфующая станция. В 1945 году была учреждена медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Эта награда стала в нашей стране самой массовой, ею было награждено более 16 миллионов человек. 7 июня День специалиста юридической службы ВМФ. В 1897 году родился Герой Советского Союза Мар­ шал Советского Союза Кирилл Афанасьевич Мерецков - участник Гражданской войны в России. Добровольцем участвовал в гражданской войне в Испании. Командовал армией во время советско-финляндской войны, во вре­ мя Великой Отечественной войны - армиями и фрон­ тами, в том числе Карельским до окончательного раз­ грома фашистов в Заполярье и 1-м Дальневосточным, участвовавшим в разгроме японских войск в Маньчжурии и Северной Корее. По итогам войны с Японией награж­ дён орденом Победы. 8 июня День социального работника. Всемирный день океана. В 1913 году родился Герой Советского Союза вице­ адмирал Валентин Георгиевич Стариков. В годы Ве­ ликой Отечественной войны на момент присвоения зва­ ния Героя - капитан-лейтенант, командир подводной лодки "М-171" 3-го дивизиона отдельной бригады под­ водных лодок Северного флота. В 1920 году родился советский военный деятель трижды Герой Советского Союза маршал авиации Иван Никитович Кожедуб - лётчик-ас Великой Отечественной войны - наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников по антигитлеровской коалиции, на его счету 62 сбитых самолёта. В 1920 году родилась Герой Советского Союза Елена Фёдоровна Колесова - командир диверсионной группы партизанского отряда специального назначения. 9 июня В 1672 году родился Пётр Алексеевич Романов - русский царь, с 1721 года - император Всероссийский, государственный и военный деятель, полководец, основатель регулярной армии и флота. В 1815 году представители России, Франции, Англии, Пруссии, Австрии, Швеции, Испании и Португалии под­ писали генеральный акт Венского конгресса, завершив­ шего эпоху наполеоновских войн в Европе. В соответ­ ствии с актом подтверждено присоединение к России Бессарабии и Финляндии, Россия присоединила к себе Царство Польское, уступив Австрии территорию ны­ нешней Тернопольской области. В 1892 году родился выдающийся советский авиа­ конструктор, лауреат Сталинских премий Герой Со­ циалистического Труда доктор технических наук про­ фессор Николай Николаевич Поликарпов. В 1940 году приказом народного комиссара ВМФ была образована Петропавловская военно-морская база Тихоокеанского флота. В 1945 году учреждены медали: "За взятие Буда­ пешта", "За взятие Вены", "За взятие Кенигсберга", "За взятие Берлина", "За освобождение Белграда", "За осво­ бождение Варшавы", "За освобождение Праги". К 190-летию со дня героического боя брига "Меркурий" с двумя турецкими линейными кораблями ПОТОМСТВУ В П РИМ Е Р I Ш ли на смерть - стали героями Немало в истории примеров, когда экипажи русских кораблей проявляли в боях мужество, стойкость, доблесть, патриотизм. Одним из ярких эпизодов боевой летописи отечественного Во­ енно-морского флота является сражение брига "Меркурий" с двумя турецкими линейными ко­ раблями, которое заставило даже врага восхи­ титься храбростью русских моряков. Гребно-парусный бриг "Меркурий" был построен в мае 1820 года на Севасто­ польской верфи под руко­ водством корабельного мас­ тера полковника корпуса корабельных инженеров Ивана Яковлевича Осмини­ на. Для возможности пере­ движения при полном шти­ лебылоборудовал 14-юболь­ шими вёслами, грести ко­ торыми необходимо было стоя. На вооружении брига было восемнадцать 24-фун­ товых карронад и две длин­ ноствольные 8-фунтовые пушки. Основным предназ­ начением корабля являлись охрана Кавказского побе­ режья и несение дозорной службы. Во время Русско-турец­ кой войны 1828-1829 гг. бриг принял участие в бое­ вых действиях при взятии шести крепостей - Варны, Анапы, Бурчака, Инады и Сизополя, где экипаж от­ личился захватом двух ту­ рецких судов с десантом. В 1829 году командиром ко­ рабля был назначен капи­ тан-лейтенант Александр Иванович Казарский. 12 мая 1829 года (по старому стилю) небольшой отряд русских военных су­ дов, в который вошли 44-пу- шечный фрегат "Штандарт", 20-пушечные бриги "Орфей" и "Меркурий", крейсировал у выхода из пролива Бос­ фор. На горизонте, в 13 ми­ лях от них, на рассвете 14 мая показалась турецкая эскадра. "Штандарт" и "Ор­ фей" пошли на сближение, чтобы узнать, каковы силы противника, а "Меркурий" остался на дрейфе. Выяснилось, что в соста­ ве вражеской эскадры 6 ли­ нейных кораблей, 2 фре­ гата и 4 малых судна. Рус­ ские корабли повернули на­ зад - турки устремились в погоню. Увидев, что разведчики возвращаются, капитан- лейтенант Александр Ка­ зарский поднял паруса и начал отход. Однако ту­ рецкие корабли оказались быстрее - вскоре 110-пу- шечный "Селимие" под фла­ гом капудан-паши и 74-пу- шечный "Реал-бей” настиг­ ли "Меркурий". Остальные вражеские корабли легли в дрейф - турки были увере­ ны, что русский бриг будет захвачен или уничтожен. Шансов оторваться от не­ приятеля у "Меркурия" не было. Понимая, что бой не­ избежен, Казарский собрал офицеров на совет. По дав­ ней флотской традиции пер­ вым высказал своё мнение младший по чину. "Нам не уйти от неприятеля, - сказал поручик корпуса флотских штурманов Иван Прокофь- по-русски: "Сдавайся! Уби­ рай паруса!". Экипаж "Мер­ курия" ответил на это зал­ пом всей артиллерии и дружным ружейным огнём. Метким огнём канониров брига был повреждён гро- товый рангоут 100-пушеч- ного турецкого корабля "Се­ лимие", это заставило его лечь в дрейф. Но напосле­ док "Селимие" сбил одну из пушек "Меркурия" и пробил его корпус ниже ватерли­ нии - возникла угроза зато­ пления. Матрос Афанасий время сражения получил контузию головы, но про­ должал руководить боем с мостика. В заключении он отметил, что не находит слов для описания храб­ рости, самоотверженности и точности в исполнении своих обязанностей, какие были проявлены экипажем в продолжение этого трёх­ часового сражения. Стоит сказать, что этот бой отважных русских мо­ ряков заставил восхищать­ ся ими даже врага. Один из ев. - Будем драться. Рус­ ский бриг не должен до­ статься врагу. Последний из оставшихся в живых взор­ вёт". Офицеры поддержали товарища. Решение было принято, и, когда командир объявил его всему экипажу, команда приняла это гром­ ким "ура". "...Было положено защи­ щаться до последней воз­ можности и, если будет сбит рангоут или откроется боль­ шая течь, тогда схватиться с ближайшим неприятель­ ским кораблём, и тот офи­ цер, который останется в живых, должен зажечь крюйт-камеру, для чего был положен на шпиль писто­ лет", - писал в своём рапор­ те командующему Черно­ морским флотом адмира­ лу Алексею Самуиловичу Грейгу капитан-лейтенант Казарский. Он прекрасно знал сла­ бые и сильные стороны сво­ его корабля. Бриг был очень тяжёл на ходу, спасти его могли только искусное ма­ неврирование и меткость канониров. В течение получаса "Мер­ курий", маневрируя, умело уклонялся от залпов не­ приятельских кораблей, но потом оказался между "Се­ лимие" и "Реал-беем". Турки после первых выстрелов со своего флагмана кричали Гусев и мичман Дмитрий Притупов бросились к про­ боине. Матрос закрыл сво­ ей спиной дыру в корпусе и потребовал прижать его к ней бревном. Мичман ото­ ропел, и только после окри­ ка Гусева, сопровождаемо­ го крепкой бранью, Приту­ пов буквально вмял Гусева в пробоину - так Афанасий ценой жизни спас бриг от неминуемой гибели... Тем временем 74-пушеч- ный "Реал-бей" под флагом младшего флагмана про­ должал сражение, меняя галсы за кормой "Мерку­ рия", бил по нему продоль­ ными выстрелами, от кото­ рых никакими манёврами невозможно было уклонить­ ся. Бриг отстреливался, и наконец русским канони­ рам удалось перебить нок- фор-марс-рею турка. Упав­ шие паруса накрыли ору­ дийные порты, что лишило турок возможности продол­ жать преследование. "Мер­ курий" смог оторваться от вражеских кораблей. Казарский писал в своём рапорте: "Урон в команде брига состоял из четырёх убитых и шести раненых ниж­ них чинов. Пробоин в кор­ пусе оказалось 22, повреж­ дений в рангоуте -16, в па­ русах -133 и втакелаже -148; сверх того разбиты гребные суда и повреждена карро- нада". Сам командир во штурманов "Реал-бея" пи­ сал: "Мы погнались за ни­ ми, но только догнать мог­ ли один бриг в три часа по­ полудни. Корабль капудан- паши и наш открыли тогда сильный огонь. Дело не­ слыханное и невероятное. Мы не могли заставить его сдаться: он дрался, рети­ руясь и маневрируя со всем искусством опытного воен­ ного капитана, до того, что, стыдно сказать, мы прекра­ тили сражение, и он со сла­ вою продолжил свой путь. Бриг сей должен потерять, без сомнения, половину своей команды, потому что один раз он был от нашего корабля на пистолетный выстрел... Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помра­ чить, и имя сего героя до­ стойно быть начертано зо­ лотыми литерами на храме Славы: он называется ка­ питан-лейтенант Казар­ ский, а бриг - "Меркурий". За подвиг бриг "Мерку­ рий" был награждён кор­ мовым Георгиевским фла­ гом и вымпелом. Капитан- лейтенант Александр Ка­ зарский и поручик Иван Прокофьев были удостое­ ны ордена Святого Георгия IV степени. Кроме того, Ка- зарского за отличие про­ извели в капитаны 2 ранга и пожаловали во флигель- адъютанты. Весь офицер­ ский состав корабля был награждён орденом Свя­ того Владимира IV степени с бантом с повышением чина и правом размещения на фамильном гербе изо­ бражения пистолета, вы­ стрелом из которого по­ следний из команды дол­ жен был взорвать бриг. Мат­ росам вручили знаки отли­ чия Военного ордена. Эки­ пажу была назначена по­ жизненная пенсия в раз­ мере двойного жалованья. Что же касается судьбы брига, то он прослужил на Чёрном море до 9 ноября 1857 года, когда поступило распоряжение "о разборке его по совершенной вет­ хости", однако его имя было сохранено в русском флоте с передачей соответствую­ щему кораблю кормового Георгиевского флага. Им­ ператор Александр II по­ велел: "Мы желаем, чтобы память знаменитых заслуг команды брига "Меркурий" и его имя во флоте никогда не исчезли и, переходя из рода в род, на вечные вре­ мена служили примером потомству". Три корабля Черноморского флота по­ очередно носили название "Память Меркурия": в 1865 году - корвет, а в 1883 и 1907 годах - крейсера. Ходил под Андреевским флагом и бриг "Казарский". В 1834 году на Матрос­ ском бульваре в Севасто­ поле по инициативе ад­ мирала Михаила Лазарева на средства, собранные мо­ ряками, по проекту архи­ тектора академика Алек­ сандра Брюллова был за­ ложен памятник бригу "Мер­ курий". Его открыли в 1839 году. На высоком поста­ менте выбита надпись: "Ка- зарскому. Потомству в при­ мер". Подготовила Ярослава ТРЕТЬЯКОВА. Фото из открытых источников Интернета. От редакции: В апреле текущего года в Санкт-Петербурге на су­ достроительном заводе "Северная верфь" прошла стыковка блоков корпуса корвета, получившего на­ звание в честь легендарного брига "Меркурий". Проект данного корабля разработан Центральным морским конструкторским бюро "Алмаз". Корвет предназначен для ведения боевых действий, защиты объектов мор­ ской экономической деятельности. К 90-летию со дня рождения писателя-мариниста Виктора Конецкого ОН ВОСПЕВАЛ МОРЕ Виктор Конецкий родился в 1929 году в городе на Неве. Детские и юношеские годы его были связаны с Адмиралтейским каналом в ис­ торической части Санкт-Петербур­ га. Здесь он учился в средней школе №238, увлекался рисова­ нием, мечтал стать художником, на­ долго сохранив пристрастие к жи­ вописи. Начало Великой Отечест­ венной войны застало его с матерью и братом на Украи­ не. В августе Конецкие смог­ ли добраться до Ленинграда, а вскоре вокруг города сом­ кнулось кольцо блокады, в которой они провели самую тяжёлую первую зиму. 8 ап­ реля 1942 года Конецкие были эвакуированы по Дороге жизни на Большую землю, сначала во Фрунзе, потом в Омск, где и жили до осени 1944 года. В 1945 году Виктор Ко­ нецкий поступил в Ленинград­ ское военно-морское подго­ товительное училище, а в 1948-м - на штурманский факультет Первого высшего Балтийского во­ енно-морского училища, которое окончил в 1952 году. После выпуска служил на судах 441-го отдельного дивизиона аварийно-спасатель­ ной службы Северного флота. Впо­ следствии некоторые его наблю­ дения этого периода легли в основу новеллы "Путь к причалу". Служба не была долгой. Уво­ лившись в марте 1955 года из Во­ енно-морского флота, поступил на гражданский. В мае того же года в должности капитана МРС-823 участвовал в перегоне судов по Се­ верному морскому пути из Петро­ заводска в Петропавловск-Камчат- ский. Это был первый в истории дли­ тельный переход каравана малых судов всуровейшихусловияхАрктики. Капитану Конецкому, который вмес­ те с командой успешно привёл суд­ но в порт назначения, было 26 лет. В 1956 году Виктор Конецкий всту­ пил в литобъединение при Ленин­ градском отделении Союза писа­ телей СССР. Первый рассказ Ко­ нецкого - "В море" - был опублико­ ван в 1956 году в альманахе "Моло­ дой Ленинград", а уже в мае 1957 года вышел первый сборник рас­ сказов "Сквозняк". Сразу после вы­ хода этой книги встал вопрос о при­ ёме Конецкого в Союз писателей. С первых литературных шагов Конецкий питал большой интерес к кино. И хотя два первых сценария, напечатанных в альманахе "Мо­ лодой Ленинград", - "Своими рука­ ми" и "Опора" - режиссёров не за­ интересовали, Конецкий своего до­ бился - в соавторстве с Алексеем Каплером и Валентином Ежловым им были созданы сценарии таких популярных фильмов, как "По­ лосатый рейс", "Тридцать три" и самостоятельно "Путь к причалу". В мае 1964 года Конецкий получил должность четвёрто­ го помощника капитана и, совмещая работу в морском флоте и литературную дея­ тельность, прошёл путь до ка­ питана дальнего плавания. За это время он побывал в различных районах Мирово­ го океана от Арктики до Ан­ тарктики, четырнадцать раз прошёл Северным морским путём. Виктор Конецкий - автор более пятидесяти книг. Его произведения созданы с не­ повторимой иронией, тонким юмором, уважением к морю и морской службе. Основные темы "морских" рассказов Ко­ нецкого - военное детство, крепкая курсантская дружба и любовь, труд и быт полярных моряков. Герои Ко­ нецкого, как правило, люди труд­ ной, подчас трагической судьбы и твёрдого характера, немногослов­ ные и сплочённые традициями мор­ ского "кодекса чести", привержен­ цы "философии действия". Критики отмечали определённый налёт ли­ тературщины в загадочной угрюмос­ ти персонажей Конецкого. Однако именно это вместе с остротой сю­ жетных ходов, ставящих человека в экстремальную, "пограничную" си­ туацию судьбоносного нравствен­ ного выбора, делают произведения Конецкого особенно привлекатель­ ными для молодёжи. Книги "Завтрашние заботы", "Сре­ ди мифов и рифов", "Солёный лёд", "Морские сны" и другие переведе­ ны на несколько языков. Перу Ко­ нецкого также принадлежит роман "За Доброй Надеждой" в восьми книгах. Это произведение созда­ валось им с 1969 по 2000 год и в его основу легли личные впечат­ ления писателя о службе на флоте. Место Виктора Викторовича Ко­ нецкого в отечественной маринис- тике трудно переоценить. Он воз­ родил и преобразил традиционный жанр морских заметок, сообщив им дальний нравственный прицел, в сплаве достоверности и вымысла, документа и фантастики. В лёгком и ясном "интеллигентном" письме поставил актуальные для совре­ менного человека вопросы о смыс­ ле жизни, совести и свободе, о вы­ боре между правдой и ложью. Имя Виктора Конецкого занесе­ но в листы памяти "Золотой книги Санкт-Петербурга". В подтвержде­ ние заслуг капитана и писателя ве­ дущая российская судовладельче­ ская компания "Совкомфлот" при­ няла решение назвать его именем танкер нового поколения. Также име­ нем Конецкого назван морской бук­ сир, спущенный на воду в декабре 2012 года и вступивший в состав ВМФ 4 декабря 2013 года. Писатель и моряк был награждён двумя ор­ денами "Знак почёта", орденами Тру­ дового Красного Знамени и "За за­ слуги перед Отечеством" IV степени. Подготовила Алина КОРОЛЁВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz