На страже Заполярья. 2019 год. Май.

3 стр. * на п ш Заполярья 8 мая 2019 года 4 5 мая - День водолаза России ТАКАЯ ОБЫКНОВЕННАЯ РАБОТА Она сплачивает дружный, ответственный, опытный коллектив Профессия водолаза по праву считается одной из самых трудных и... вредных: давление воды, низкие температуры, тяжёлое снаряжение. Однако старшина водолазной станции рейдового водолазного катера (РВК) "Иван Швец" управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота Алексей Мычко в разговоре со мной просил её не романтизировать, убеждал, что это самое обычное ремесло, просто требующее специального образования и подготовки. А лексей Алексеевич, освоив спе­ циальность во время прохождения срочной службы, всю жизнь проработал в аварийно-спасательных и аварийно­ экспедиционных отрядах Северного флота и Мурманского морского паро­ ходства. Оказался он человеком более чем скромным, о себе рассказывать не хотел, постоянно подчёркивая то, что ничего выдающегося не делает. А вот капитан РВК "Иван Швец" Владимир Хитров с подчинённым своим не согла­ сился. Владимир Николаевич искренне считает, что его водолазная команда, состоящая из 4 человек, самые важные люди на судне: - Моя задача как капитана-судово- дителя - поставить катер максимально точно, чтобы обеспечить безопасность, удобство и лёгкость выполнения во­ долазных работ. Техническая оснащённость катера позволяет выполнять великое множе­ ство этих самых работ. Разработан его проект был ОАО "Завод "Нижегородский теплоход" в городе Бор. На борту судо­ вой водолазный комплекс для обеспе­ чения водолазных спусков и подводно­ технических работ, которые можно вы­ полнять на глубинах до 60 метров и при волнении моря до трёх баллов, прове­ дения поисковых, спасательных, осмот- ровых и обследовательских работ, в том числе с помощью штатного малогаба­ ритного телеуправляемого необитаемо­ го подводного аппарата и буксируемого гидролокатора, позволяющих осуще­ ствлять поиск аварийных и затонувших объектов на глубинах до 150 метров. Кроме того, в возможностях катера - тушение пожаров на кораблях и судах, плавучих и береговых объектах высотой до 30 метров, откачка воды с аварийного судна и подача на него электропитания. "Иван Швец" имеет стальной корпус усиленного ледового класса, оборудо­ ван подруливающим устройством, что делает его более манёвренным. Хоть он и называется рейдовым водолазным катером, но на самом деле, судя по воз­ можностям, это катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения. Вот только почему весь этот объём воз­ ложенных функций выполняет экипаж всего из восьми человек? На это "поче­ му" ясного ответа не существует. Видимо, забыв о такой категории, как человеческий фактор, да и просто неправильно оценив физические и эмо­ циональные возможности человека, кто-то в процес­ се разработки и проекти­ рования судна посчитал, что благодаря его оснаще­ нию современной техни­ кой с выполнением пред­ полагаемых задач спра­ виться и небольшая груп­ па специалистов. |омимо уже знакомого нам капитана - опыт­ ного моряка, посвятивше­ го 20 лет жизни службе на боевых кораблях Север­ ного флота и 14 - на су­ дах УПАСР СФ, капитана 2 ранга запаса Владими­ ра Хитрова, в составе управления катером - старший помощник капитан 3 ранга запаса Андрей Вахитов, штурман по специальности, дослужившийся до командира БЧ-1 одного из подводных стратегов СФ, а также старший механик мичман запаса Юрий Саченко. Кроме них, в экипаже моторист 1 класса Алексей Ридный и водолазная команда в составе водолазов 1 класса Алексея Мычко, Вячеслава Гегешидзе, Дмитрия Колосова и водолаза 3 класса Андрея Смеричинского. Коллектив, по общему признанию, подобрался дружный, опытный и ответственный, что весьма и весьма важно в условиях постоянной занятости. Торжественная церемония подъёма флага поисково-спа­ сательной службы на РВК "Иван Швец" состоялась в сентябре 2017 года. Тогда Владимир Хитров пообещал, что его эки­ паж справится с любыми пос­ тавленными задачами. - Обещал, и вот результат, - с гордостью произносит он, ука- i ш зывая на своеобразный уголок J почёта в небольшой кают-ком- молчал, но рядом со званием "Лучшее судно" указано и то, что сам он стал лучшим капитаном УПАСР-2018. Чем же заслужили такое признание? - Первым делом, как и полагается, мы сдали курсовые задачи. Справились с ними отлично, - рассказывает капи­ тан. - Затем осуществляли непростые работы по обеспечению ремонта при­ чала в Гремихе. А летом выполняли за­ дачи по поиску и подъёму техники вре­ мён Второй мировой войны. Водолазная команда катера "Иван 1 1 Ш I л * П Ж I | ( к Капитан РВК "ИванШвец" Владимир Хитрое : а tr ‘ убеждён, что его главная задача - обеспечить 9 P la jp jj- удобство и безопасностьработы водолазов. Швец" попала в Книгу рекордов за то, что на глубине 22 метра остропила и подняла амери­ канский средний танк М3 "Ли". Вторым достижением стало вы­ полнение работ по резке ме­ таллов на глубине 60 метров на затонувшем транспорте "Томас Дональдсон" с целью обеспе­ чения дальнейшего доступа пании, где расположены кубок, памят­ ные адреса и сертификаты. - "Иван Швец" стал лучшим судном управления аварийно-спасательных работ Север­ ного флота по итогам 2018 года, дважды занесён в Книгу рекордов (достижений) Вооружённых сил России в разделе Военно-морской флот. Владимир Николаевич скромно про­ внутрь корабля. Стоит отметить, что в последний раз подобные работы (резка на такой глубине) проводились 13 лет назад. 'ак объяснили мне водолазы РВК, подводная резка металлов, а также дерева или резины - это электрокисло- родная резка, то есть она производится с помощью электрической дуги при по­ даче струи кислорода. К Более востребована на флоте работа обратной направленности - подводная электродуговая сварка. Процесс совер­ шенно идентичный тому, что происходит при сварке металлов на суше, хотя, ко­ нечно, есть и нюансы. Во-первых, прово­ дится она постоянным, а не перемен­ ным током. Во-вторых, используются специальные электроды. Плюс обяза­ тельное условие безопасности - водо­ лаз изолируется от воды. К сварке, кста­ ти, допускают лишь тех, кто отучился и освоил эту дополнительную специаль­ ность - подводного сварщика. Но будь то сварка или резка или иной вид подводно-технических работ, этому всегда предшествует предварительное обследование, да и вообще осмотр над­ водных кораблей, подводных лодок, гидротехнических объектов - основа повседневной деятельности флотских водолазов. Получая приказ-задание на осмотр, начальник спусков определяет, кто, что и в какой последовательности будет делать. - Работают все, не бывает, что один спустился утром, а поднялся на поверх­ ность вечером, - объясняет Алексей Мычко. - Один водолаз работает час-два, затем его сменяет другой. - Мы отлично знаем устройство под­ водной части кораблей и судов, пони­ маем, что является нормой, а что нару­ шением, - подчёркивает водолаз 1 клас­ са Алексей Мычко. Технический прогресс помогает спе- циалистам-глубоководникам в выпол­ нении задач - сейчас всё снимается на видео и в режиме реального времени передаётся на аппаратуру, расположен­ ную на борту судна. Причём съёмки ве­ дутся двойные. Одна камера установ­ лена на шлеме водолаза, а для допол­ нительного контроля все его действия снимает телеуправляемый подводный аппарат. Бывает, что камера "видит" лучше человеческого глаза. Тем не менее, даже имея в распоряжении подобное оборудование, не каждый способен провести визуальный осмотр. И всё-таки Алексей Алексеевич не смог убедить меня в том, что его работа - тривиальна. Убеждена, для него она кажется обыкновенной лишь благодаря многолетнему опыту. АннаКОРОЛЬКОВА Фото автора и из архива. На побережье Ба- > ренцева и горла Бе­ лого морей разво­ рачивают сеть пос­ тов наблюдения и связи. На постах Канин Нос, Святой Нос и острове Моржовец установлены радиостанции, начато строи­ тельство кабельных линий. 3 ав­ густа 1915 года была организо­ вана служба связи Белого моря, в зону ответственности которой входило и побережье Северно­ го Ледовитого океана. Первым её начальником стал старший лейтенант Михаил Рощаковский. С началом формирования Северной военной флотилии и приходом перво­ го отряда кораб- j < лей на Север во- Щ енные моряки про- ^ ---------------- водят мероприя­ тия по оборудованию побере­ жья Кольского пролуострова эле­ ментами системы связи. Днём создания службы связи Север­ ного флота считается 19 мая 1938 года. К этому времени была развёрнута первая очередь пос­ тов наблюдения и связи на Коль­ ском побережье, оборудован узел связи флота и района служ­ бы наблюдения и связи (СНиС), протянуты сотни километров воздушных, подземных и под­ водных линий связи, разработа- Наши интервью Служба наблюдения и связи СФ в годы войны полностью вы­ полнила свои задачи. Большая заслуга вэтом руководителей-свя- зистов Бориса Шатрова, Сергея Архипова, Владимира Полозка, Григория Толстолуцкого, Мсти­ славаЖуравлёва и многихдругих. - Как использовался боевой опыт в послевоенные годы? - В первом послевоенном де­ сятилетии в системе связи флота полностью были учтены и реали­ зованы в жизнь основные выво­ ды и уроки, вытекающие из опы­ та Великой Отечественной войны. В эти годы североморцы ак­ тивно осваивали корабли после­ военной построй­ ки, оснащённые радиоаппарату­ рой новой серии. Началось соз­ дание и освоение первых образ­ цов техники связи сверхбыстро­ действия и засекречивания. Для управления подводными лод­ ками строятся радиостанция, специальные мощные передаю­ щие и приёмные радиоцентры - всё то, чего не хватало в годы вой­ ны. На этой материально-техни­ ческой базе закладывались ор­ ганизационные основы ближней оперативно-тактической связи с подводными лодками, надвод- I Незаметность связиста в повседневной жизни - это результат работы системы связи как хорошо отлаженного механизма на простая и надёжная органи­ зация созданной структуры. В эти годы полным ходом ве­ лось строительство приёмных и передающих узлов связи, шло развитие береговой системы наблюдения. Благодаря самоот­ верженному труду северомор­ цев к 1941 году они были способ­ ны решать не только учебные, но и боевые задачи по обеспече­ нию управления силами и вой­ сками. В годы Великой Отечествен­ ной войны без связистов не об­ ходилось управление подводны­ ми лодками, надводными ко­ раблями и авиацией в боевых действиях по нарушению транс­ портных перевозок противника, защите своих коммуникаций, проводке союзных конвоев, ор­ ганизации десантных и противо­ десантных операций на Коль­ ском побережье. Крупнейшим завершающим событием боевой деятельности североморцев стала Петсамо- Киркенесская операция, в ходе которой силы Северного флота совместно с войсками Карель­ ского фронта в октябре 1944 года разгромили немецко-фашист­ ских захватчиков в Советском Заполярье. За успешное прове­ дение операции приказом Вер­ ховного главнокомандующего связистам Северного флота бы­ ла объявлена благодарность. ными кораблями, судами и ле­ тательными аппаратами. Этот период связан с именами Вла­ димира Полозка, Ивана Жигулы, Григория Толстолуцкого, Петра Деева, Петра Галкина. В те времена одновременно с быстроменяющейся военно­ политической обстановкой в мире менялись боевые средства флота, их возможности. Север­ ный флот стал родоначальни­ ком морской составляющей ра­ кетно-ядерного щита страны. Именно здесь специалисты раз­ ных отраслей и моряки прово­ дили испытания и освоение но­ вейших проектов подводных ло­ док, надводных кораблей, нового ракетного оружия. Одновремен­ но идёт апробация современных комплексов и средств связи, соз­ даются и проходят проверку но­ вые способы организации связи. Результатом этой деятель­ ности в 60-х - 70-х годах минув­ шего столетия стало создание океанского флота и системы уп­ равления им, в том числе гло­ бальной системы дальней опе­ ративной связи с силами, пол­ ностью соответствующей зада­ чам современного Военно-мор­ ского флота. На Северном флоте введены в эксплуатацию многие объекты системы связи, проложены ты­ сячи километров подводных и подземных магистральных ка- НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ От в ы с о к и х широтдо ю ж н ы х морей бельных линий. Система управ­ ления в те годы совершенство­ валась и развивалась особенно интенсивно. В этом заслуга всех специалистов, возглавляемых Николаем Трухиным и Евгением Батюшковым. Под их руководст­ вом началось внедрение авто­ матизированных средств боево­ го управления силами и оружи­ ем, а также совершенно уни­ кальных комплексов и средств радио- и спутниковой связи. В тот период был сделан значитель­ ный шаг в обеспечении непре­ рывного управления подвод­ ными лодками и их оружием на рабочих глубинах. В девяностые годы прошлого века главной задачей стало со­ хранение достигнутого уровня боевой готовности системы свя­ зи и её возможностей по обеспе­ чению управления силами фло­ та. Сейчас можно признать, что благодаря тщательно продуман­ ным мероприятиям, проводи­ мым под единым руководством, и поддержке командования фло­ та был сохранён боевой костяк структуры связи, способный ре­ шать поставленные задачи без существенного снижения опе­ ративно-тактических характерис­ тик системы управления силами в целом. Сейчас служба связи Северного флота продолжает вы­ полнять повседневные и учебно­ боевые задачи, при этом разви­ вается и совершенствуется. - Если не секрет, какие задачи решает служба связи Северного флота? - Управлением связи Север­ ного флота успешно решаются задачи по поддержанию систе- и в случае применения против­ ником современных средств вооружённой борьбы. В числе основных направле­ ний деятельности наиболее приоритетным для флотских связистов является обеспече­ ние управления силами и вой­ сками в ходе дальнейшего освое­ ния Арктики, а также кораблями Северного флота во время ре­ шения ими задач в различных районах Мирового океана. -Для этого нужна современ­ ная и надёжная техника. Как осуществляются поставка и освоение новойтехники связи на Северном флоте? - В соответствии с плановыми мероприятиями по реализации утверждённой Президентом Рос­ сийской Федерации государст­ венной программы по оснаще­ нию Вооружённых сил России новыми образцами техники идут переоснащение, модернизация и поставка новейших высокотех­ нологичных средств и комплек­ сов связи, предоставляющих вы­ сококачественное и расширен­ ное обеспечение связью коман­ дования при управлении сила­ ми. В подвижные части и на ко­ рабли поступают новые много­ функциональные комплексы, позволяющие обеспечивать и видеосвязь, и передачу данных, активно внедряются последние разработки станций спутниковой связи, которые дают возмож­ ность налаживать работу вы­ сокоскоростных каналов как с подвижными, так и со стацио­ нарными объектами флота. Идёт модернизация опорной сети связи на Северном флоте, уста- На выходе вморе специалисты БЧ-4 уверенно эксплуатиру­ ют материальную часть. Новые надводные корабли и подводные лодки, поступающие в последнее время на Север­ ный флот, оснащены современ­ ными комплексами, которые мы связи в постоянной готов­ ности к обеспечению управле­ ния силами флота в различных условиях обстановки, в том числе новка нового обурудования, у наших специалистов появляются более широкие возможности в решении поставленных задач. позволяют обеспечивать коман­ дование и экипажи кораблей всеми видами связи, вплоть до Интернета. - Понятно, что ответст­ венные задачи боевой подго­ товки, освоение и экспуата- ция новой техники сами по себе не решаются и не проис­ ходят. За каждым действием стоят конкретные люди. Что вы можете сказать о специалистах, которые обес­ печивают надёжную связь на Северном флоте? - Связисты Северного флота с момента его создания всегда были трудолюбивыми и скром­ ными людьми. Незаметность связиста в повседневной жизни - это результат работы системы связи как хорошо отлаженного механизма. А если говорить серьёзно, то военнослужащие и гражданский персонал подраз­ делений связи - это высококва­ лифицированные специалисты с хорошим уровнем профес­ сиональной подготовки и отлич­ ным знанием материальной части. Выполнение поставлен­ ных задач (хотя их много и они очень разнообразны) у них ни­ когда не вызывает трудностей. В качестве примера можно при­ вести деятельность начальни­ ков связи объединений и соеди­ нений флота, таких, как капитан 1 ранга Алексей Губарев, капи­ таны 2 ранга Александр Зиновь­ ев, Павел Копаев, подполков­ ники Владимир Гулька и Роман Шелухин, майор Сергей Петин, капитан-лейтенанты Денис Ки­ селёв, Илья Жуков, ОлегЗобнин. Это вовсе не значит, что по­ хвалы достойны только они. В частях связи очень большое количество военнослужащих и гражданских специалистов, доб­ росовестно выполняющих свои обязанности, перечислить всех не хватит места в газете. Это не только моя оценка их деятель­ ности, но и вышестоящего коман­ дования. Например, 2018 год был на­ сыщен различными мероприя­ тиями боевой подготовки, по ре­ зультатам которых и была дана высокая оценка деятельности специалистов службы связи. В их числе участие в манёврах "Вос­ ток-2018", обеспечение выпол­ нения ракетных стрельб с ви­ деотрансляцией, работа по уп­ равлению отрядами кораблей флота в Средиземном море и Арктике, обеспечение многочис­ ленных учений объединений, соединений и воинских частей Северного флота. - Каково будущее системы связи Северного флота, ожи­ дается ли её дальнейшее раз­ витие в ближайшие годы? - Основными направлениями развития системы связи флота в ближайшей перспективе будет продолжение перевооружения подразделений связи на цифро­ вые образцы техники, совершен­ ствование данной структуры на арктических островах. Также бу­ дут проводиться дооснащение береговых объектов цифровым телекоммуникационным обору­ дованием, ввод в состав сил Се­ верного флота новых надводных кораблей и подводных лодок с современными комплексами связи. Кроме того, происходит модернизация соответствующей аппаратуры на кораблях и судах флота для наращивания их функ­ циональных возможностей. Как всегда, во главу угла поставлена подготовка личного состава и техники к выполнению пред­ стоящих задач. - Спасибо за беседу. Фото Александра БОНДАРЯ и из архива управления связи СФ. Во время полевых выходов связисты работают с полной отдачей сил.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz