На страже Заполярья. 2019 год. Май.
3 стр. * на п ш Заполярья 8 мая 2019 года 4 5 мая - День водолаза России ТАКАЯ ОБЫКНОВЕННАЯ РАБОТА Она сплачивает дружный, ответственный, опытный коллектив Профессия водолаза по праву считается одной из самых трудных и... вредных: давление воды, низкие температуры, тяжёлое снаряжение. Однако старшина водолазной станции рейдового водолазного катера (РВК) "Иван Швец" управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота Алексей Мычко в разговоре со мной просил её не романтизировать, убеждал, что это самое обычное ремесло, просто требующее специального образования и подготовки. А лексей Алексеевич, освоив спе циальность во время прохождения срочной службы, всю жизнь проработал в аварийно-спасательных и аварийно экспедиционных отрядах Северного флота и Мурманского морского паро ходства. Оказался он человеком более чем скромным, о себе рассказывать не хотел, постоянно подчёркивая то, что ничего выдающегося не делает. А вот капитан РВК "Иван Швец" Владимир Хитров с подчинённым своим не согла сился. Владимир Николаевич искренне считает, что его водолазная команда, состоящая из 4 человек, самые важные люди на судне: - Моя задача как капитана-судово- дителя - поставить катер максимально точно, чтобы обеспечить безопасность, удобство и лёгкость выполнения во долазных работ. Техническая оснащённость катера позволяет выполнять великое множе ство этих самых работ. Разработан его проект был ОАО "Завод "Нижегородский теплоход" в городе Бор. На борту судо вой водолазный комплекс для обеспе чения водолазных спусков и подводно технических работ, которые можно вы полнять на глубинах до 60 метров и при волнении моря до трёх баллов, прове дения поисковых, спасательных, осмот- ровых и обследовательских работ, в том числе с помощью штатного малогаба ритного телеуправляемого необитаемо го подводного аппарата и буксируемого гидролокатора, позволяющих осуще ствлять поиск аварийных и затонувших объектов на глубинах до 150 метров. Кроме того, в возможностях катера - тушение пожаров на кораблях и судах, плавучих и береговых объектах высотой до 30 метров, откачка воды с аварийного судна и подача на него электропитания. "Иван Швец" имеет стальной корпус усиленного ледового класса, оборудо ван подруливающим устройством, что делает его более манёвренным. Хоть он и называется рейдовым водолазным катером, но на самом деле, судя по воз можностям, это катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения. Вот только почему весь этот объём воз ложенных функций выполняет экипаж всего из восьми человек? На это "поче му" ясного ответа не существует. Видимо, забыв о такой категории, как человеческий фактор, да и просто неправильно оценив физические и эмо циональные возможности человека, кто-то в процес се разработки и проекти рования судна посчитал, что благодаря его оснаще нию современной техни кой с выполнением пред полагаемых задач спра виться и небольшая груп па специалистов. |омимо уже знакомого нам капитана - опыт ного моряка, посвятивше го 20 лет жизни службе на боевых кораблях Север ного флота и 14 - на су дах УПАСР СФ, капитана 2 ранга запаса Владими ра Хитрова, в составе управления катером - старший помощник капитан 3 ранга запаса Андрей Вахитов, штурман по специальности, дослужившийся до командира БЧ-1 одного из подводных стратегов СФ, а также старший механик мичман запаса Юрий Саченко. Кроме них, в экипаже моторист 1 класса Алексей Ридный и водолазная команда в составе водолазов 1 класса Алексея Мычко, Вячеслава Гегешидзе, Дмитрия Колосова и водолаза 3 класса Андрея Смеричинского. Коллектив, по общему признанию, подобрался дружный, опытный и ответственный, что весьма и весьма важно в условиях постоянной занятости. Торжественная церемония подъёма флага поисково-спа сательной службы на РВК "Иван Швец" состоялась в сентябре 2017 года. Тогда Владимир Хитров пообещал, что его эки паж справится с любыми пос тавленными задачами. - Обещал, и вот результат, - с гордостью произносит он, ука- i ш зывая на своеобразный уголок J почёта в небольшой кают-ком- молчал, но рядом со званием "Лучшее судно" указано и то, что сам он стал лучшим капитаном УПАСР-2018. Чем же заслужили такое признание? - Первым делом, как и полагается, мы сдали курсовые задачи. Справились с ними отлично, - рассказывает капи тан. - Затем осуществляли непростые работы по обеспечению ремонта при чала в Гремихе. А летом выполняли за дачи по поиску и подъёму техники вре мён Второй мировой войны. Водолазная команда катера "Иван 1 1 Ш I л * П Ж I | ( к Капитан РВК "ИванШвец" Владимир Хитрое : а tr ‘ убеждён, что его главная задача - обеспечить 9 P la jp jj- удобство и безопасностьработы водолазов. Швец" попала в Книгу рекордов за то, что на глубине 22 метра остропила и подняла амери канский средний танк М3 "Ли". Вторым достижением стало вы полнение работ по резке ме таллов на глубине 60 метров на затонувшем транспорте "Томас Дональдсон" с целью обеспе чения дальнейшего доступа пании, где расположены кубок, памят ные адреса и сертификаты. - "Иван Швец" стал лучшим судном управления аварийно-спасательных работ Север ного флота по итогам 2018 года, дважды занесён в Книгу рекордов (достижений) Вооружённых сил России в разделе Военно-морской флот. Владимир Николаевич скромно про внутрь корабля. Стоит отметить, что в последний раз подобные работы (резка на такой глубине) проводились 13 лет назад. 'ак объяснили мне водолазы РВК, подводная резка металлов, а также дерева или резины - это электрокисло- родная резка, то есть она производится с помощью электрической дуги при по даче струи кислорода. К Более востребована на флоте работа обратной направленности - подводная электродуговая сварка. Процесс совер шенно идентичный тому, что происходит при сварке металлов на суше, хотя, ко нечно, есть и нюансы. Во-первых, прово дится она постоянным, а не перемен ным током. Во-вторых, используются специальные электроды. Плюс обяза тельное условие безопасности - водо лаз изолируется от воды. К сварке, кста ти, допускают лишь тех, кто отучился и освоил эту дополнительную специаль ность - подводного сварщика. Но будь то сварка или резка или иной вид подводно-технических работ, этому всегда предшествует предварительное обследование, да и вообще осмотр над водных кораблей, подводных лодок, гидротехнических объектов - основа повседневной деятельности флотских водолазов. Получая приказ-задание на осмотр, начальник спусков определяет, кто, что и в какой последовательности будет делать. - Работают все, не бывает, что один спустился утром, а поднялся на поверх ность вечером, - объясняет Алексей Мычко. - Один водолаз работает час-два, затем его сменяет другой. - Мы отлично знаем устройство под водной части кораблей и судов, пони маем, что является нормой, а что нару шением, - подчёркивает водолаз 1 клас са Алексей Мычко. Технический прогресс помогает спе- циалистам-глубоководникам в выпол нении задач - сейчас всё снимается на видео и в режиме реального времени передаётся на аппаратуру, расположен ную на борту судна. Причём съёмки ве дутся двойные. Одна камера установ лена на шлеме водолаза, а для допол нительного контроля все его действия снимает телеуправляемый подводный аппарат. Бывает, что камера "видит" лучше человеческого глаза. Тем не менее, даже имея в распоряжении подобное оборудование, не каждый способен провести визуальный осмотр. И всё-таки Алексей Алексеевич не смог убедить меня в том, что его работа - тривиальна. Убеждена, для него она кажется обыкновенной лишь благодаря многолетнему опыту. АннаКОРОЛЬКОВА Фото автора и из архива. На побережье Ба- > ренцева и горла Бе лого морей разво рачивают сеть пос тов наблюдения и связи. На постах Канин Нос, Святой Нос и острове Моржовец установлены радиостанции, начато строи тельство кабельных линий. 3 ав густа 1915 года была организо вана служба связи Белого моря, в зону ответственности которой входило и побережье Северно го Ледовитого океана. Первым её начальником стал старший лейтенант Михаил Рощаковский. С началом формирования Северной военной флотилии и приходом перво го отряда кораб- j < лей на Север во- Щ енные моряки про- ^ ---------------- водят мероприя тия по оборудованию побере жья Кольского пролуострова эле ментами системы связи. Днём создания службы связи Север ного флота считается 19 мая 1938 года. К этому времени была развёрнута первая очередь пос тов наблюдения и связи на Коль ском побережье, оборудован узел связи флота и района служ бы наблюдения и связи (СНиС), протянуты сотни километров воздушных, подземных и под водных линий связи, разработа- Наши интервью Служба наблюдения и связи СФ в годы войны полностью вы полнила свои задачи. Большая заслуга вэтом руководителей-свя- зистов Бориса Шатрова, Сергея Архипова, Владимира Полозка, Григория Толстолуцкого, Мсти славаЖуравлёва и многихдругих. - Как использовался боевой опыт в послевоенные годы? - В первом послевоенном де сятилетии в системе связи флота полностью были учтены и реали зованы в жизнь основные выво ды и уроки, вытекающие из опы та Великой Отечественной войны. В эти годы североморцы ак тивно осваивали корабли после военной построй ки, оснащённые радиоаппарату рой новой серии. Началось соз дание и освоение первых образ цов техники связи сверхбыстро действия и засекречивания. Для управления подводными лод ками строятся радиостанция, специальные мощные передаю щие и приёмные радиоцентры - всё то, чего не хватало в годы вой ны. На этой материально-техни ческой базе закладывались ор ганизационные основы ближней оперативно-тактической связи с подводными лодками, надвод- I Незаметность связиста в повседневной жизни - это результат работы системы связи как хорошо отлаженного механизма на простая и надёжная органи зация созданной структуры. В эти годы полным ходом ве лось строительство приёмных и передающих узлов связи, шло развитие береговой системы наблюдения. Благодаря самоот верженному труду северомор цев к 1941 году они были способ ны решать не только учебные, но и боевые задачи по обеспече нию управления силами и вой сками. В годы Великой Отечествен ной войны без связистов не об ходилось управление подводны ми лодками, надводными ко раблями и авиацией в боевых действиях по нарушению транс портных перевозок противника, защите своих коммуникаций, проводке союзных конвоев, ор ганизации десантных и противо десантных операций на Коль ском побережье. Крупнейшим завершающим событием боевой деятельности североморцев стала Петсамо- Киркенесская операция, в ходе которой силы Северного флота совместно с войсками Карель ского фронта в октябре 1944 года разгромили немецко-фашист ских захватчиков в Советском Заполярье. За успешное прове дение операции приказом Вер ховного главнокомандующего связистам Северного флота бы ла объявлена благодарность. ными кораблями, судами и ле тательными аппаратами. Этот период связан с именами Вла димира Полозка, Ивана Жигулы, Григория Толстолуцкого, Петра Деева, Петра Галкина. В те времена одновременно с быстроменяющейся военно политической обстановкой в мире менялись боевые средства флота, их возможности. Север ный флот стал родоначальни ком морской составляющей ра кетно-ядерного щита страны. Именно здесь специалисты раз ных отраслей и моряки прово дили испытания и освоение но вейших проектов подводных ло док, надводных кораблей, нового ракетного оружия. Одновремен но идёт апробация современных комплексов и средств связи, соз даются и проходят проверку но вые способы организации связи. Результатом этой деятель ности в 60-х - 70-х годах минув шего столетия стало создание океанского флота и системы уп равления им, в том числе гло бальной системы дальней опе ративной связи с силами, пол ностью соответствующей зада чам современного Военно-мор ского флота. На Северном флоте введены в эксплуатацию многие объекты системы связи, проложены ты сячи километров подводных и подземных магистральных ка- НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ От в ы с о к и х широтдо ю ж н ы х морей бельных линий. Система управ ления в те годы совершенство валась и развивалась особенно интенсивно. В этом заслуга всех специалистов, возглавляемых Николаем Трухиным и Евгением Батюшковым. Под их руководст вом началось внедрение авто матизированных средств боево го управления силами и оружи ем, а также совершенно уни кальных комплексов и средств радио- и спутниковой связи. В тот период был сделан значитель ный шаг в обеспечении непре рывного управления подвод ными лодками и их оружием на рабочих глубинах. В девяностые годы прошлого века главной задачей стало со хранение достигнутого уровня боевой готовности системы свя зи и её возможностей по обеспе чению управления силами фло та. Сейчас можно признать, что благодаря тщательно продуман ным мероприятиям, проводи мым под единым руководством, и поддержке командования фло та был сохранён боевой костяк структуры связи, способный ре шать поставленные задачи без существенного снижения опе ративно-тактических характерис тик системы управления силами в целом. Сейчас служба связи Северного флота продолжает вы полнять повседневные и учебно боевые задачи, при этом разви вается и совершенствуется. - Если не секрет, какие задачи решает служба связи Северного флота? - Управлением связи Север ного флота успешно решаются задачи по поддержанию систе- и в случае применения против ником современных средств вооружённой борьбы. В числе основных направле ний деятельности наиболее приоритетным для флотских связистов является обеспече ние управления силами и вой сками в ходе дальнейшего освое ния Арктики, а также кораблями Северного флота во время ре шения ими задач в различных районах Мирового океана. -Для этого нужна современ ная и надёжная техника. Как осуществляются поставка и освоение новойтехники связи на Северном флоте? - В соответствии с плановыми мероприятиями по реализации утверждённой Президентом Рос сийской Федерации государст венной программы по оснаще нию Вооружённых сил России новыми образцами техники идут переоснащение, модернизация и поставка новейших высокотех нологичных средств и комплек сов связи, предоставляющих вы сококачественное и расширен ное обеспечение связью коман дования при управлении сила ми. В подвижные части и на ко рабли поступают новые много функциональные комплексы, позволяющие обеспечивать и видеосвязь, и передачу данных, активно внедряются последние разработки станций спутниковой связи, которые дают возмож ность налаживать работу вы сокоскоростных каналов как с подвижными, так и со стацио нарными объектами флота. Идёт модернизация опорной сети связи на Северном флоте, уста- На выходе вморе специалисты БЧ-4 уверенно эксплуатиру ют материальную часть. Новые надводные корабли и подводные лодки, поступающие в последнее время на Север ный флот, оснащены современ ными комплексами, которые мы связи в постоянной готов ности к обеспечению управле ния силами флота в различных условиях обстановки, в том числе новка нового обурудования, у наших специалистов появляются более широкие возможности в решении поставленных задач. позволяют обеспечивать коман дование и экипажи кораблей всеми видами связи, вплоть до Интернета. - Понятно, что ответст венные задачи боевой подго товки, освоение и экспуата- ция новой техники сами по себе не решаются и не проис ходят. За каждым действием стоят конкретные люди. Что вы можете сказать о специалистах, которые обес печивают надёжную связь на Северном флоте? - Связисты Северного флота с момента его создания всегда были трудолюбивыми и скром ными людьми. Незаметность связиста в повседневной жизни - это результат работы системы связи как хорошо отлаженного механизма. А если говорить серьёзно, то военнослужащие и гражданский персонал подраз делений связи - это высококва лифицированные специалисты с хорошим уровнем профес сиональной подготовки и отлич ным знанием материальной части. Выполнение поставлен ных задач (хотя их много и они очень разнообразны) у них ни когда не вызывает трудностей. В качестве примера можно при вести деятельность начальни ков связи объединений и соеди нений флота, таких, как капитан 1 ранга Алексей Губарев, капи таны 2 ранга Александр Зиновь ев, Павел Копаев, подполков ники Владимир Гулька и Роман Шелухин, майор Сергей Петин, капитан-лейтенанты Денис Ки селёв, Илья Жуков, ОлегЗобнин. Это вовсе не значит, что по хвалы достойны только они. В частях связи очень большое количество военнослужащих и гражданских специалистов, доб росовестно выполняющих свои обязанности, перечислить всех не хватит места в газете. Это не только моя оценка их деятель ности, но и вышестоящего коман дования. Например, 2018 год был на сыщен различными мероприя тиями боевой подготовки, по ре зультатам которых и была дана высокая оценка деятельности специалистов службы связи. В их числе участие в манёврах "Вос ток-2018", обеспечение выпол нения ракетных стрельб с ви деотрансляцией, работа по уп равлению отрядами кораблей флота в Средиземном море и Арктике, обеспечение многочис ленных учений объединений, соединений и воинских частей Северного флота. - Каково будущее системы связи Северного флота, ожи дается ли её дальнейшее раз витие в ближайшие годы? - Основными направлениями развития системы связи флота в ближайшей перспективе будет продолжение перевооружения подразделений связи на цифро вые образцы техники, совершен ствование данной структуры на арктических островах. Также бу дут проводиться дооснащение береговых объектов цифровым телекоммуникационным обору дованием, ввод в состав сил Се верного флота новых надводных кораблей и подводных лодок с современными комплексами связи. Кроме того, происходит модернизация соответствующей аппаратуры на кораблях и судах флота для наращивания их функ циональных возможностей. Как всегда, во главу угла поставлена подготовка личного состава и техники к выполнению пред стоящих задач. - Спасибо за беседу. Фото Александра БОНДАРЯ и из архива управления связи СФ. Во время полевых выходов связисты работают с полной отдачей сил.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz