На страже Заполярья. 2019 год. Май.

5 стр. ★ насют Заполярья 31 мая 2019 года Ч Р ЗОЛОТЫЕ ЗВЁЗДЫ А Северного флота 22 апреля 2019 года завершил свою службу и боевой путь в корабельной истребитель­ ной авиации Герой России за­ служенный военный лётчик России Игорь Феоктистович Матковский. В этот день командующий 45-й армией ВВС и ПВО Северного флота генерал- лейтенант Александр От- рощенко провёл построение личного состава управления армии, чтобы зачитать приказ министра обороны России Сергея Шойгу об увольнении в запас легендарного лётчика. "Когда идёт лётчик палубной авиации, американские во­ енные уступают ему дорогу, а старшие по званию первыми отдают честь. Это дань уважения высочайшему профес­ сионализму и отваге людей, взлетающих и садящихся не на взлётно-посадочную полосу аэродрома, а на палубу авианосца. Для них в море нет запасной взлётно-посадоч­ ной полосы. Подготовить простого лётчика сложно идоро­ го. Лётчика палубной авиации на порядок труднее". Это мне рассказал лет 20 тому назад лётчик-испытатель Герой России Сергей Мельников, который сам более 200 раз взлетал с палубы ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Беседа проходила в Доме офицеров авиагарнизона Североморск-3, когда отдельный корабель­ ный истребительный авиационный полк Северного флота отмечал своё 25-летие. Сергей Николаевич тогда назвал лётчиков полка элитой авиации России. f t СЛАБЫЙ С ПАЛУБЫ НЕ ЛЕТАЕТ" Слова легендарного лётчика Героя России генерал-майора Тимура Апакидзе очень точно характеризуют людей славной профессии Лучшие из лучших В России немало династий врачей, педагогов, металлургов, шахтёров. Есть они и в Воору­ жённых силах. Особенно это ха­ рактерно для моряков и лётчи­ ков. Ведь их детство и юноше­ ское становление проходят в гар­ низонах, где всё связано с про­ фессией отцов. Если говорить об авиации, то сын командира авиа­ ционного полка может не только повторить отцовский путь, но и превзойти его, достигнув ещё бо­ лее внушительных высот. Таких примеров можно найти немало. Но для этого недостаточно "поз­ воночного права" и не срабаты­ вает принцип, отражённый в уст­ ном армейском творчестве: "Ру­ ки отцов - крылья сыновей". Здесь вступают в силу другие законы и требования. Если тебе не дано летать лучше других, если не спо­ собен руководить подчинённы­ ми, то никто и никогда не сможет решить проблему назначения на командирскую должность. Этот же случай можно назвать уникальным в истории не только российской, но и мировой авиа­ ции: в июле 2006 года прика­ зом министра обороны России Игорь Матковский был назначен командиром полка палубной авиации, который за тридцать три года до этого сформировал его отец Феоктист Матковский. Следуетдобавить, что это един­ ственный полк в нашей стране, которым командовали четыре лётчика, удостоенные звания Ге­ роя России (полковники Иван Бохонко, Павел Кретов, Игорь Кожин и Игорь Матковский), полк, который выполнял задачи боевых служб на авианесущих кораблях Северного флота, полк, где служат лучшие лётчики России, способ­ ные взлетать и садиться на палу­ бу авианесущего крейсера, выпол­ няя боевые задачи над морем, вдали от береговой черты и запас­ ных аэродромов. С 2006 по 2009 год полком командовал Игорь Матковский, сын первого коман­ дира отдельного корабельного ис­ требительного авиационного пол­ ка имени дважды Героя Совет­ ского Союза Бориса Сафонова. Дело отца Феоктист Григорьевич Матков­ ский первым среди строевых лётчиков Советского Союза 6 апреля 1976 года осуществил посадку самолёта Як-ЗбМ на палубу тяжёлого авианесущего крейсера "Киев". Авиационный полк палубной авиации, создан­ ный в крымских Саках, в 1976 году вместе с ТАВКР "Киев" был переведён на Север. Местом его базирования стал гарнизон Се­ вероморск-3. А полковник Фе­ октист Матковский улетел назад готовить лётчиков для формируе­ мого авиаполка, которому пред­ стояло нести службу на Тихооке­ анском флоте. Могли он предпо­ ложить, что спустя три десятиле­ тия созданный им полк, оснащён­ ный более совершенной авиаци­ онной техникой, возглавит его сын Игорь. Стать свидетелем этого события ему было не суждено. 15 апреля 1977 года во время вы­ полнения учебно-тренировочного полёта ас морской авиации погиб. До взлётно-посадочной полосы учебно-боевая спарка МиГ-21У не дотянула двух километров, упав в озеро. Игорь и его младший брат Юрий остались без отца. Можно понять чувства Ларисы Владимировны, мамы Игоря, когда сын, повзрослев, заявил: "Буду поступать в Ейское высшее военно-авиационное училище лётчиков". В то, которое окончил отец. Матери невероятно трудно было дать согласие на такой вы­ бор жизненного пути сына: муж погиб в авиакатастрофе, племян­ ник Сергей, вертолётчик, стар­ ший лейтенант, не вернулся с бое­ вого задания в Афганистане, её брат, лётчик-испытатель, с лихвой хлебнул "прелестей" опасной лётной работы. Но она благосло­ вила Игоря, гордясь тем, что он решил продолжить дело отца. Когда рядом нет папы Во время одной из бесед с Иго­ рем Матковским я спросил его: "Когда наиболее остро чувствуешь, что нет рядом отца?". Он ответил: - Всегда. А особенно, когда бы­ вает плохо. Я ведь как мужчина с отцом за рюмкой водки так и не посидел. А нам было бы о чём поговорить. Мужчинам. Лётчи­ кам. Думаю, он гордился бы, что сын стал не просто пилотом, а лётчиком корабельной авиации и летает на Су-33 и Су-25. В 1997 году мы летали в Севастополь на празднование Дня ВМФ, где шесть самолётов совершали показа­ тельные полёты. Я позвонил ма­ ме и сказал, что мы будем летать над городом. Так она часа за два до начала парада пришла место занимать. А потом мне сказала: - Смотрела, и сердце щемило. Отец в этом небе летал, а теперь ты... Жаль, что отца с ней рядом не было. Секунды на решение Звёзды на погонах Игорь Феок­ тистович зарабатывал своим тру­ дом, без чьей-либо помощи. Пос­ ле окончания Ейского ВВАУЛ по­ лучил направление на Балтику. Уже через год после начала строевой службы судьба уготовила Игорюсу­ ровую проверку. Во время стрельб на полигоне, когда ведомый Иго­ рем истребитель-бомбардиров­ щик Су-17 пикировал на цель, на высоте 600 метров остановился двигатель. На размышление, принятие единственно правиль­ ного решения и его воплощение в конкретные действия оставались считанные секунды. Тогда, вскры­ вая колпачок над одним из нуж­ ным тумблеров, он пальцами разорвал почти миллиметровую проволоку, которой этот колпачок был законтрен. Он запустил дви­ гатель и вывел самолёт в гори­ зонтальный полёт одновременно с поступившей с земли от руко­ водителя полётов командой ка­ тапультироваться. Страшно ста- Героями России. Ведь ещё во время учёбы в училище с ним беседовал капитан Тимур Апа­ кидзе, отбиравший кандидатов для службы в авиаполку палуб­ ной авиации. Тогда не получи­ лось. В 1986 году во время служ­ бы на Балтике судьба вновь све­ ла его с Тимуром Автандилови­ чем, отбиравшим лётчиков к себе в полк. Но и в этот раз обстоя­ тельства не позволили сменить место службы. Лишь много лет спустя, поступив в академию, Игорь написал письмо Тимуру Апакидзе: "Хочу в полк, в котором служил отец". 23-й В 1996 году новым местом службы майора Игоря Матков- ского стал Североморск-3, где он получил назначение на долж­ ность начальника штаба 1-й авиа­ эскадрильи полка корабельной авиации. Первые полёты на новом для него типе самолёта Игорь совершил с Тимуром Апа­ кидзе. С ним же 13 августа 1998 года на Су-25 выполнил первую посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера "Адми­ рал Флота Советского Союза Кузнецов". Он стал 23-м лётчи­ ком полка, которому в торжест­ венной обстановке вручили уни­ кальный маленький значок - яко­ рёк, а на его фоне Су-27К и знак фирмы ОКБ Сухого, свидетель­ ствующий, что его обладатель выполнил самостоятельную по­ садку на палубу ТАВКР. Таких пилотов в России значительно меньше, чем космонавтов. К слову, как говорят, американский пилот палубной авиации после сотой посадки на палубу авиа­ носца удостаивается представ­ ления президенту США. Асыморской авиации: генерал-лейтенантАлександр Отрощен- ко и полковник Игорь Матковский (справа). самолётами, выполняющими свои задачи вдали от родных бе­ регов. Военным обозревателем газеты "Мурманский вестник" мне довелось летать к берегам Англии на Ил-38 и быть свиде­ телем перехватов нашего само­ лёта норвежскими Ф-16, кото­ рые пристраивались к крылу Ила, и английскими истребите­ лями-бомбардировщиками "Тор­ надо", устроившими карусель, имитируя атаки на российский самолёт. То, что Дубовой и Матковский сумели в ходе учений выдворить норвежский самолёт-разведчик из закрытой зоны воздушного пространства, должно привет­ ствоваться. Соседям надо знать: безнаказанно подсматривать и подслушивать им не позволят. Игорь Матковский учил своих подчинённых действовать так же Приказом министра обороны России Игорь Мат­ ковский был назначен командиром полка палубной авиации, который за тридцать три года до этого сформировал его отец Феоктист Матковский После того памятного события Игорь Феоктистович выполнил 247 посадок на палубу ТАВКР. По его словам, ему на пятки насту­ пает полковник Павел Подгузов. В послужном списке Игоря Мат- ковского 2270 часов налёта, во­ семь типов освоенных самолё­ тов, должности командира эскад­ рильи, начальника штаба и за­ местителя командира полка, командира полка, заместителя командующего армией ВВС и ПВО Северного флота. Партнёры Годы службы в ОКИАП стали для Игоря Феоктистовича пе­ риодом командирского станов­ ления, приобретения и совер­ шенствования опыта полётов с палубы авианосца, освоения но­ вой авиационной техники и бое­ вых приёмов её использования. За это время довелось выпол­ нять ракетные стрельбы по воз­ душным целям, участвовать в учениях, в том числе в присут- ло потом, на земле. За тот подвиг ЦК ВЛКСМ наградил молодого лётчика знаком "Воинская доб­ лесть". Может быть, продолжая служ­ бу в ВВС Балтийского флота, Игорь Матковский уже давно стал бы командиром полка. Но в 1996 году он написал рапорт с просьбой о переводе на Север, в Североморск-3, в полк кора­ бельной палубной авиации. Хотя лётчиком этого полка мог стать гораздо раньше, как его одно­ кашники, двое из которых, Игорь Кожин и Виктор Дубовой, стали ствии Президента России, ходить на сопровождение ракетонос­ цев Ту-22М, работать с А-50, рос­ сийским аналогом американ­ ского АВАКСа. Вместе с Героем России Виктором Дубовым на спарке Су-27УБ в ходе учений Северного флота в январе 2004 года пришлось вытеснять зар­ вавшийся норвежский самолёт- разведчик "Орион", который на­ хально лез в закрытое для по­ лётов воздушное пространство. К слову, наши "партнёры ради мира" из стран НАТО особенно не церемонятся с российскими решительно, отстаивая и защи­ щая интересы России в воздуш­ ном пространстве. Ответственность - Назначение на должность командира полка - это была цель всей моей жизни, - говорил Игорь Феоктистович. - Когда я просился в этот полк, знал, куда иду, знал, кто его создавал, и, ес­ тественно, хотел стать команди­ ром, как отец. Путь к этой долж­ ности после окончания акаде­ мии занял десять лет. Немалый срок. А, по сути, к ней я шёл всю жизнь. Но эйфории не испыты­ вал, ибо понимал всю меру от­ ветственности, которая легла то­ гда на мои плечи с назначением на должность командира един­ ственного в России полка палуб­ ной авиации. Задача состояла не только в выполнении планов боевой и лётной подготовки, в обеспечении безопасности по­ лётов, но и сохранении для стра­ ны, для её ВВС тех лётчиков, которые имеют опыт взлётов и посадок с авианосца, в подго­ товке новых пилотов такого же класса. Ведь это, по сути и без преувеличения, зо­ лотой фонд россий­ ской авиации. Конечно же, было трудно, но он надеял­ ся на помощь и под­ держку своих сослу­ живцев, командова­ ния ВВС Северного флота. Когда спросил Иго­ ря Феоктистовича, как восприняла весть о его назначении на эту должность мама, он ответил: - Конечно же, была на седьмом небе от счастья. Даже всплак­ нула. Понять чувства мамы - жены лётчика, матери лётчика - не сложно: полком командовал муж, а спустя три десятилетия - сын. Хотя прекрасно понимала, с каким риском связана лётная работа. Но она у меня молодец, поддерживала сына. Был рад за Игоря и брат Юрий, подполковник, который также служил Отечеству в Вооружён­ ных силах в Мангохте на Даль­ нем Востоке. Оценка Президента В 2008 году Игорь Матковский принял участие в дальнем мор­ ском походе кораблей ВМФ Рос­ сии в Северную Атлантику и Сре­ диземное море. Это была серь­ ёзная заявка на возвращение флота России в Мировой океан. В ходе учений североморцы от­ рабатывали навыки ведения разведки, нанесения ракетно­ бомбовых ударов, проводили учебные воздушные бои. 21 апреля 2008 года тому по­ ходу дал высокую оценку Прези­ дент России Владимир Путин, подписавший Указ о присвоении званий и наград военнослужа­ щим Северного флота. Этим Указом звание Герой России бы­ ло присвоено командиру отдель­ ного корабельного истребитель­ ного авиационного полка мор­ ской авиации Северного флота полковнику Игорю Матковскому. Всего орденами и медалями был награждён 41 офицер. 29 апре­ ля 2008 года в Георгиевском за­ ле Кремля Звезду Героя ему вру­ чил Президент России Влади­ мир Путин. Выступая перед соб­ равшимися, он сказал: "За муже­ ство, проявленное в наши дни в ходе освоения новой боевой техники, звания Героя России удостоены лётчики-испытатели Сергей Владимирович Маслов и Александр Петрович Петров, а также один из лучших представи­ телей военно-морской авиации Игорь Феоктистович Матковский". Принимал Игорь Феоктис­ тович участие и в дальнем похо­ де в 2014 году, в ходе которого совершил 200-ю посадку на палубу ТАВКР, став третьим по счёту лётчиком, достигшим этого рубежа. Своё боевое мастерство лёт­ чики полка подтвердили зимой 2016-2017 годов, выполняя бое­ вые задачи за пределами Отчиз­ ны. За два месяца они совер­ шили 420 боевых вылетов, из них 117 ночью. Имя на фюзеляже Игорь Матковский награждён двумя орденами Мужества, а ещё у него на груди "Военный орден Святителя Николая Чудотвор­ ца" III степени, вручённый вели­ кой княгиней Марией Владими­ ровной в апреле 2014 года. 23 февраля 2017 года Пре­ зидент Российской Федерации - Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами РФ Вла­ димир Путин встретился с офице­ рами Северного флота, отличив­ шимися при выполнении боевых задач в акватории Средиземного моря. Он дал высокую оценку действиям моряков и лётчиков. В походе были впервые исполь­ зованы истребители МиГ-29К ко­ рабельного базирования, мо­ дернизированный Су-33 и вер­ толёты Ка-52, боевой опыт полу­ чили молодые лётчики, отраба­ тывались новые способы боево­ го применения авиации. В той операции принимал участие и заместитель коман­ дующего 45-й армией ВВС и ПВО Северного флота Герой России заслуженный лётчик России Игорь Матковский. Его сын Алексей пока не оп­ ределился с будущей професси­ ей. Хотелось бы, чтобы он про­ должил славную династию лёт­ чиков Матковских - деда и отца, командиров полка палубной авиации. Фамилия лётчиков Матков­ ских останется в полку корабель­ ной авиации, пока этот полк будет существовать. 1 декабря 2018 года двум самолётам были присвоены собственные имена: Тимур Апакидзе и Феоктист Мат­ ковский. Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Николай Евменов от­ метил, что имена Тимура Апа­ кидзе и Феоктиста Матковского - это история и гордость палубной авиации. Он подчеркнул, что по печальному стечению обстоя­ тельств жизнь этих лётчиков оборвалась за штурвалами са­ молётов, и сегодня создаётся уникальная возможность вер­ нуть в небо их имена. А Игорь Матковский написал стихотворение, посвятив его Феоктисту Григорьевичу Матков­ скому, Тимуру Автандиловичу Апакидзе и всем не вернувшимся из полёта... 01.12.2018 г. Именные самолёты Есть в полку два самолёта. В том особенность одна, Что они, как их пилоты, Гордо носят имена! И когда идут полёты, Слышен в небе гул и свист, Знаю, есть там самолёты: И "Тимур", и "Феоктист". Я стою на лётном поле, Устремляю взор свой ввысь... Мыслей стаи поневоле Предо мною понеслись. Помню детство, моря звуки, На плечах я у отца, Помню взгляд его и руки, Выражение лица. Как учил меня он плавать, За себя как постоять, Как надёжным быть и правым, Как любить родную мать! Песни разные беспечно Пел с отцом я иногда, Мне казалось это вечным, А потом пришла беда! Я привык - отца нет дома, Звук полётов допоздна, И опять с аэродрома Мать ждала его одна! Стихли стоны самолётов... Помню мамины глаза После слов, что он с полётов Не вернётся никогда! Годы быстро пролетели... Боевой я офицер, И с Тимура в ратном деле, Как с отца, беру пример! Мы в кабине самолёта, По спине холодный пот. По команде после взлёта Выполняю разворот. На "петле" кусаю губы, Пилотаж - на грани сил, "Молодой, а где же зубы?", - Сзади кто-то вдруг спросил. Хорошо!.. Трамплин, глиссада. ГАК, посадка наконец! "Молодой, ты, если надо, Можешь сам всё - молодец!". И уже с десяток лет, Вспоминая жизни даты, Я другим даю совет, Данный им и мне когда-то: "Чтобы командиром быть, Проявляй во всём заботу! Ну а небом нужно жить, А не просто в нём работать!". Только жизнь - она, как вспышка. Взрыв - и мрамора стена. Остаются память, книжки, На бортах их имена! Лучшие сыны Отчизны! Всех заслуг не перечесть. Были главными в их жизни Доблесть, Мужество иЧесть! Нет! О них не забывают! Сквозь истории витки Им на смену вырастают Новых лётчиков полки! И опять начнут полёты День за днём, из года в год Именные самолёты, Чтоб спокойно жил народ. Тишины родных просторов Не коснулась чтоб война, Чтобы в пламени моторов Их звучали имена! * * * Мне всё это будто снится... Я смахну слезу с лица. Пусть летит стальная птица В небе с именем отца! Юрий БАНЬКО. Военный прокурор разъясняет Ворганы военной прокуратуры в2018­ 2019 годах неоднократно обращались военнослужащие, проходящие воен­ ную службу по контракту, которых ин­ тересуют порядок и основания пре­ доставления дополнительных суток отдыха. Отвечает военный прокурор Север­ ного флота генерал-майор юстиции Андрей Попов: - Ответы на эти вопросы урегулиро­ ваны законодательством (пункт 1 ста­ тьи 15 Федерального закона "О стату­ се военнослужащих", Положение о порядке прохождения военной служ­ бы, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 г. № 1237) и сложившейся практикой рассмотрения военными судами жалоб военнослужащих. Подавляющему большинству личного состава известно, что единственным видом компенсации за исполнение обя­ занностей военной службы сверх уста­ новленной продолжительности ежене­ дельного служебного времени (так на­ зываемой переработки) на сегодняш­ ний день является предоставление до­ полнительного времени отдыха. Больший интерес у военнослужащих вызывает другой вопрос: когда эти дни должны предоставляться, и вправе ли они обращаться к командованию? Возможны два варианта. Первый: во­ еннослужащему командованием предо­ ставляется время для дополнительного отдыха. Произойти это должно до конца года, в течение которого накопилась эта переработка. Второй вариант: по рапорту военно­ служащего дополнительный отдых мо­ жет быть предоставлен в виде дополни­ тельных суток, прибавляемых к основ­ ному отпуску за год, в течение которого были случаи исполнения им служебных обязанностей сверх установленного служебного времени. Если же военнослужащий не захотел получить дополнительный отдых или дополнительные сутки к отпуску втечение года, то его право на компенсацию пе­ реработки считается использованным. Вопрос редакции: отпуск военнослу­ жащего или часть его, к примеру, за 2018 год была перенесена командова­ нием на 2019 год. Вправе ли в этом случае он просить дополнительные сут­ ки к отпуску за переработку в 2018 году? Ответ: Да, вправе. Газета ^ Северного флота^ настаюЗаполярья в социальной сети “ВКонта Интересна! * Официальна и неШ$лъкЬ\ Вступайте в группу "На страже Заполярья - газета флота" (vk.com/rednsz) и будьте в курсе событий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz