На страже Заполярья. 2019 год. Май.

3 стр. ^ на стрэже Заполярья 31 мая 2019 года ВСЕ ЗАДАЧИ ПО ПЛЕЧУ Тяжёлый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий" сдал экзамен в море ИДЁТ БОЕВАЯ УЧЁБА "Пират" попался в"вилку" - Капитан-лейтенант Сергей Высоцкий в кратчайший срок сдал положенные зачёты и был допущен к самостоятельному управлению кораблём, - рас­ сказывает о подчинённом ко­ мандир ТАРКР "Пётр Великий" капитан 1 ранга Игорь Ники­ тин. - Кто знает, о чём идёт речь, понимает, как это сложно. - Это был очень интересный и одновременно непростой опыт для меня, - в свою очередь де­ лится воспоминаниями капитан- лейтенант Высоцкий. - Но я знал, какие задачи мне нужно будет выполнять, и тщательно готовился к ним. Экипажу предстояло выпол­ нение курсовой задачи К-2, что предполагает ведение боевых действий одиночным кораблём. Успешно отработав базовые эле­ менты, крейсер был допущен к выходу в море, и действовал сог­ ласно боевому предназначе­ нию, начиная от противоминной защиты и заканчивая спасанием терпящих бедствие. Это серьёзное для моряков испытание делится на два эта­ па - подготовительное и зачёт­ ное корабельное тактические учения. Сначала командир ко­ рабля совместно с флагмански­ ми специалистами принимает специальные задачи от всех боевых частей и служб, после чего экипаж представляет своё мастерство штабу соединения ракетных кораблей во главе с командиром дивизии. Этот выход в море для личного состава был знаменателен тем, что крейсер после длительного перерыва в плавании выполнил различные виды учебно-боевых упражнений как ракетными комп­ лексами, так и комплексами мор­ ского подводного вооружения, в ходе которых боевые расчёты корабля отражали нападение воздушного "противника", унич­ тожали морские цели и объекты "врага" на берегу. По имити­ рованным воздушным целям огонь вели зенитно-ракетные комплексы "Кинжал", зенитный ракетно-артиллерийский (ЗРАК) "Кортик" и артустановки АК-130. Комендоры артиллерийской батареи выполняли стрельбу по морской цели. Её обозначал большой корабельный щит, ко­ торый буксировался вспомога­ тельным судном МБ-100. У ар­ тиллеристов есть термин - "вил­ ка": это значит, что в ходе при­ стрелки по дальности цель ока­ залась между двумя разрыва­ ми - не долетевшего до неё сна­ ряда и того, который показал перелёт. Захват цели в "вилку" и есть тот желаемый результат. После, следуя правилам, можно переходить к стрельбе на пора­ жение. Выполнялись стрельбы и по условной цели типа "Пират" из ЗРК "Кинжал". Как пояснил Сер­ гей Владимирович, его универ­ сальность состоит в том, что он способен поражать воздушные и морские цели. Кроме этого, "Пётр Великий" провёл учение с использова­ нием технических спасательных устройств и средств корабля при поиске и спасании людей, терпя­ щих бедствие на море. На воду был спущен манекен, имити­ рующий человека, упавшего за борт. Командир крейсера при­ нял решение вести его поиск и спасение. После чего штурман выработал предложения по ма­ неврированию корабля отно­ сительно условий плавания и гидрометеоусловий. Нужно было своевременно нанести точку на карту, приготовить все необ­ ходимые средства для спасения "человека", оказавшегося за бортом, и в кратчайший срок поднять его на борт плавающего средства. Затем, по легенде учения, в медицинской службе ему оказывали первую помощь. В итоге экипаж справился и с этой задачей. По результатам сдачи кур­ совой задачи К-2 командир ко­ рабля капитан 1 ранга Игорь Ни­ китин отметил мастерство ко­ мандира артиллерийской ба­ тареи капитан-лейтенанта Ва­ силия Щербинина. За спиной молодого, но опытного артилле­ риста десятки стрельб, которые всегда оценивались командо­ ванием дивизии на оценку "от­ лично". Также капитан 1 ранга Ни­ китин выделил командира зе­ нитно-ракетной батареи лейте­ нанта Евгения Пузикова. В ра­ диотехнической боевой части были отмечены командир груп­ пы освещения воздушной об­ становки радиотехнического ди­ визиона старший лейтенант Вла­ дислав Михалёв, командир груп­ пы сбора и обработки инфор­ мации капитан-лейтенант Алек­ сандр Туманцев, командир гид­ роакустической группы лейте­ нант Владислав Уваров и стар­ ший инженер дивизиона дви­ жения электромеханической бо­ евой части капитан-лейтенант Антон Огарков. Главное - не терять контакт Корабль выполнил один из сложнейших элементов морской выучки экипажа - управление манёврами корабля при оди­ ночном плавании в различных условиях обстановки, а именно в ходе пополнения всеми вида­ ми запасов в море. Эту задачу ТАРКР "Пётр Великий" отра­ батывал совместно с ракетным крейсером "Маршал Устинов". Обычно это происходит так: корабль, которому необходимо пополнить запасы, "прицелива­ ется", как говорят моряки, и на­ чинает подходить с кормы к дру­ гому. В итоге приближается на дистанцию, равную половине или ширине своего борта, вырав­ нивает скорость. К специальной системе для передачи грузов, которая называется "Струна", подаются швартовые концы, и начинается передача твёрдых грузов. Для передачи жидких грузов на ходу корабля установлены специальные приёмно-пере­ дающие устройства, подсоеди­ няются шланги, по ним переда­ ются вода, топливо либо любые другие жидкости. Манёвр доста­ точно сложный, особенно при подходе на такую близкую дис­ танцию, для кораблей большого водоизмещения. - Это очень важный и ответ­ ственный элемент подготовки, где расписаны действия почти всего экипажа, - поясняет капи­ тан-лейтенант Сергей Высоц­ кий. - При совместных плаваниях на таких коротких дистанциях между кораблями очень важно обеспечить навигационную безо­ пасность. За это отвечает БЧ-1 и БЧ-7. За саму передачужидких гру­ зов несёт ответственность БЧ-5. При отработке зачётного такти­ ческого учения на корабле при­ сутствовал заместитель коман­ дующего Северным флотом ви­ це-адмирал Виктор Соколов. В итоге все обозначенные боевые упражнения были выполнены, мишени поражены. Результаты сдачи курсовой задачи К-2 были высоко оценены командовани­ ем. После сдачи К-2 ТАРКР "Пётр Великий" приступил к сдаче кур­ совой задачи С - ведение боевых действий кораблём в составе соединения. Совместно с ракет­ ным крейсером "Маршал Усти­ нов" флагман Северного флота осуществлял поиск подводной лодки. Субмарина "противника" была успешно обнаружена гид­ роакустиками в установленное нормативами время. По ней бы­ ла выполнена стрельба мор­ ским подводным вооружением. Всё это происходило в акватории Норвежского моря. - Надо было своевременно обнаружить подводную лодку, изображающую противника, и в течение полутора минут произ­ вести по ней атаку, - заканчивает рассказ помощник командира корабля по боевому управлению капитан-лейтенант Сергей Вы­ соцкий. - Самое главное в атаке по подводной лодке - это интен­ сивность и массированность применения оружия, а также поддержание постоянного кон­ такта с целью. Яна РАХИМОВА. Фото из архива ТАРКР "Пётр Великий". Артиллеристы ТАРКР “Пётр Великий”успешно поразили все цели. Все обозначенные боевые упражнения выполнены, мишени поражены. Результаты сдачи курсовой задачи К-2 были высоко оценены командованием соединения Врамках сдачи второй курсовой задачи на корабле прошли тренировки по РХБ-защите. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ОЦЕНИВАЕТ МОРЕ Он достигается тысячами пройденных миль, бесчислеииым количеством выходов в море, торпедных стрельб и минных постановок Н а к о н е ц стрельба дву­ мя торпедами по условному противнику произведена. Подлодка начала выпол­ нять манёвр уклонения от возможного поражения. В эти минуты гидроакус­ тик МПК "Брест" гвардии старший матрос Николай Рахнянский, всё это время внимательно слушавший море, обнаружил шум вин­ тов торпеды. Следует мгно­ венный доклад командиру корабля гвардии капитану 3 ранга Евгению Медведеву, и МПК начал манёвр укло­ нения. При этом Евгений Георгиевич приказывает командиру боевой части связи и радиотехнической (БЧ-4-7) гвардии капитан- лейтенанту Виталию Илью­ шину выполнить противо­ торпедную защиту и выста­ вить средства гидроакусти­ ческого подавления... Учения продолжаются. Вскоре экипажу подводного "охотника" ещё предстоит выполнить минную поста­ новку и сделать это на от­ лично, подтвердив свой профессиональный уро­ вень, ведь два года назад подводники уже были луч­ шими в соединении по это­ му виду подготовки. Выбранной дорогой Наши северные военные городки: Гремиха, Поляр­ ный, Гаджиево, Западная Лица... В них всегда была, есть и будет особая атмо­ сфера, влияющая на выбор профессии мальчишек, вче­ рашних выпускников мест­ ных школ. И выбор этот, как правило, один - поступление в высшие военно-морские учебные заведения страны. Даже в тяжёлые 90-е го­ ды прошлого века, когда престиж профессии военно­ го был на критически низком уровне, большинство парней из заполярных гарнизонов неизменно шли в вузы Ми­ нистерства обороны. Один из таких ребят по окончании в 1996 году сред­ ней школы № 289 в Запад­ ной Лице без лишних разду­ мий решил ехать в Санкт-Пе­ тербург в Высшее военно­ морское училище радио­ электроники имени А.С. По­ пова, куда и поступил на фа­ культет гидроакустического вооружения подводныхлодок. Сейчас, спустя много лет, командир атомной под­ водной лодки "Гепард" ка­ питан 1 ранга Глеб Соколов вспоминает: - Вся моя жизнь связана с гарнизонами подводни­ ков - родился в Гаджиево, школьные годы прошли в Западной Лице. Атомные подводные лодки у прича­ лов, сопки, ветер, метели - всё это с детских лет стало привычным и родным. Дед Глеба Владимиро­ вича капитан 1 ранга Лео­ нид Алексеевич Соколов - кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством", посвя­ тил всю свою жизнь испы­ таниям минно-торпедного вооружения. Отец капитан 2 ранга Владимир Леони­ дович Соколов служил гид­ роакустиком на тяжёлом атомном подводном крей­ сере "ТК-17" "Акула". Гле­ бом будущего командира "Гепарда" назвали в честь деда по линии матери. По словам Глеба Вла­ димировича, курсантские годы были невероятно ин­ тересными, но судьба по­ рой преподносит сюрпризы, и ему пришлось почти на год сменить стены учебных аудиторий на прочный кор­ пус подводной лодки. Посвящение в подводники Тот 2000 год стал нас­ тоящей школой профессио­ нального становления, ко­ торого не даст ни одна прак­ тика, ни одна стажировка. Ему повезло, он попал в ди­ визию многоцелевых под­ водных лодок на "Б-388" в надёжные руки командира атомохода капитана 1 ран­ га Олега Николаевича Не- пряхина, который выпесто­ вал из новичка отличного техника гидроакустической группы многоцелевой атом­ ной подводной лодки. Пос­ ле церемонии посвящения в подводники на глубине 117 метров Баренцева мо­ ря вчерашний курсант по праву стал настоящим под­ водником. Блестящая характерис­ тика от командира под­ водной лодки и настойчи­ вость позволили Соколову за один день спустя 10 ме­ сяцев после ухода восста­ новиться в родном учили­ ще и продолжить учёбу, но уже с совершенно другим отношением к будущей про­ фессии. - Прямо скажем, я стал другим человеком, - отме­ чает Глеб Владимирович. - Почти по всем предметам имел отличные оценки, вер­ нулся в родную сборную во­ енного института по плава­ нию и продолжил трени­ ровки. В ходе учёбы сказывался опыт, полученный в море. Например, тот гидроакусти­ ческий комплекс, который его товарищи - курсанты только изучали, ему уже был отлично знаком, он был до­ пущен к работе с ним ещё на службе в экипаже капитана 1 ранга Олега Непряхина. Романтичное курсантское время незаметно подошло к концу. Распределение вы­ пускников проходило чест­ но и прозрачно. Командо­ вание вуза строго придер­ живалось рейтинга каждого курсанта - показатели в учёбе, дисциплине, спорте. В соответствии с этими тре­ бованиями Глеб Соколов числился в первой пятёрке. По совету своего первого в жизни командира капита­ на 1 ранга Олега Непряхи­ на Глеб попросился в Гад­ жиево в "звериную" диви­ зию на третье поколение подводных лодок. Здравствуй, Гаджиево - город, где я появился на свет Вскоре молодой лейте­ нант, спортсмен под два метра ростом прибыл в за­ полярный гарнизон подвод­ ников, где был назначен ко­ мандиром гидроакустиче­ ской группы в экипаж под командованием капитана 1 ранга Сергея Кавлиса. Первым кораблём Глеба Владимировича на заре офицерской карьеры стал "Вепрь" - атомоход третьего поколения. После службы на лодке второго поколе­ ния он поразился, насколь­ ко существенна разница в лучшую сторону по многим показателям между этими субмаринами. - Даже торпедная стрель­ ба на этих лодках разитель­ но отличается, - отмечает командир. На первом же выходе в море он сдал на допуск к самостоятельному испол­ нению обязанностей по за­ нимаемой должности и не­ сению вахты, чем не мог не порадовать командира ка­ питана 1 ранга Кавлиса, че­ ловека настолько эрудиро­ ванного, насколько и обла­ дающего невероятной физи­ ческой силой. В свободные минуты он любил "экзаме­ новать" подводников в со­ ревнованиях по армрестлин­ гу и, как правило, побеждал. Профессиональная под­ готовка и накопленный опыт позволили лейтенан­ ту Соколову в одном из пер­ вых дальних походов за­ сечь в морской бездне ино­ странную субмарину и удер­ живать с ней контакт. Ко­ мандир корабля из цент­ рального поста объявил по трансляции об успехе п/щро- акустиков. Традиционно в честь такого события был приготовлен праздничный торт в виде подводной лод­ ки с рогами лося (лось на сленге подводников - под­ водная лодка типа "Лос- Анжелес"). Перед учёбой в Санкт- Петербурге на Высших спе­ циальных офицерских клас­ сах в 2005 году Глеб Со­ колов обогатил свои знания на атомной подводной лод­ ке "Тигр" под командова­ нием капитана 1 ранга Алек­ сея Сорокина. А по возвра­ щении через год из Север­ ной столицы снова оказал­ ся на своём корабле, ко­ торым уже командовал ка­ питан 1 ранга Александр Коновалов. Год в должности коман­ дира радиотехнической бо­ евой части атомной подвод­ ной лодки "Тигр" пролетел незаметно, и вот новое на­ значение - помощник коман­ дира корабля, а через два года - его старший помощник. Спустя время тандем опытного старпома и блес­ тящего командира корабля капитана 1 ранга Павла Бул­ гакова дал отличный резуль­ тат - в 2010 году подлодка "Тигр" завоевала приз Глав­ нокомандующего ВМФ в со­ стязании между корабель­ ными боевыми расчётами по длительному слежению за иностранной подводной лодкой и была признана лучшей на Северном фло­ те. В том же году командир вручил нагрудный знак "Ко­ мандир подводной лодки" старпому Соколову, когда тот получил допуск на само­ стоятельное управление кораблём. После этого эки­ паж не раз решал самые ответственные задачи в различных уголках Миро­ вого океана. "Залез" на мостик* Всего Глеб Соколов от­ дал службе на "Тигре" 10 лет своей жизни, а в 2013 году был назначен на долж­ ность командира экипажа многоцелевой атомной подводной лодки. Под его командованием личный состав решал по­ ставленные учебно-боевые задачи на подлодке "Пан­ тера", а не так давно экипаж принял из ремонта "Гепард". Всего сейчас в активе ка­ питана 1 ранга Глеба Соко­ лова шесть дальних похо­ дов, несчётное количество выходов в море для отра­ ботки задач курса боевой подготовки, выполнение торпедных стрельб и мин­ ных постановок, обеспече­ ние различных испытаний новых образцов вооруже­ ния и военной техники. Толь­ ко в 2018 году экипаж про­ вёл в море практически че­ тыре месяца. За добросовестное ис­ полнение служебных обя­ занностей Глеб Соколов награждён медалями "За безупречную службу" трёх степеней, "За воинскую доб­ лесть" II степени, "За службу в подводных силах". Семья - залог успеха Одним из главных сла­ гаемых успешной карьеры * "залез на мостик"- стал ко­ мандиром корабля (сленг). военнослужащего, считает Глеб Владимирович, явля­ ется мир и покой в семье, а это, в свою очередь, порож­ дает успехи на службе и наоборот. Семья капитана 1 ранга, в которой подрастают две девочки Кира и Ева, - это его надёжная опора. 9 марта 2019 года Гле­ бу Соколову исполнилось лишь 40 лет, из них почти 20 отданы службе в подплаве. Впереди ещё достаточно времени, чтобы профес­ сиональные знания и бо­ гатый опыт были оценены по достоинству и в строю командования флота по­ явился новый адмирал. Хороший результат учения На завершившемся уче­ нии экипажи малых про­ тиволодочных кораблей "Снежногорск", "Юнга" и "Брест" выполнили меро­ приятия по поиску под­ водных лодок, отработали приёмы противолодочного маневрирования и сле­ жения за подводными объ­ ектами, провели трениров­ ки по практическому при­ менению комплексов про­ тиволодочного вооружения по имитированной подвод­ ной цели. По словам командира подводной лодки "Гепард", в море подводники в оче­ редной раз отработали на­ выки гидроакустиков, вах­ тенных офицеров, такти­ ческие приёмы слежения за лодкой и надводны­ ми кораблями противни­ ка, выполнили торпедные стрельбы и минные поста­ новки. Уже на берегу, в штабах, будет сделан тщательный анализ действий экипажей. Выводы по результатам учения сделает вышестоя­ щее командование, а глав­ ное, что североморцы при­ обрели новый боевой опыт и повысили своё мастер­ ство. Александр ЯКОВЛЕВ. Фото автора. Музей “звериной”дивизии подводныхлодок Северного флота. Одна из важнейших задач морского подводного "охотника" - патрулирование определённого района Мирового океана. Ма­ неврируя в глубинах, подводникам необходимо фиксировать отсутствие слежения и, оставаясь в тени, постараться самим об­ наружить супостата и держать его "на мушке"

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz