На страже Заполярья. 2019 год. Май.

4 стр. на стрэже Заполярья 24 мая 2019 года К 100-летию военно-политических органов ► Есть такая категория людей, от которых как будто веет спокойствием: увидев их, хочется улыбнуться. Офицер, на плечах которого лежит работа с личным составом немаленького корабля, вызывает именно такую реакцию. И словом, и делом Дмитрий Вячеславович родился в городе Советске Калининградской области в семье рабочих. С юношества он проявлял интерес к военной службе, влекла морская романтика. Поэтому он поступил в Калининградское высшее военно-морское училище (ныне Бал­ тийский военно-морской институт) на факультет ракетного вооружения над­ водных кораблей. После его успешного окончания в 1998 году выпускника распределили на Северный флот. Новая страница жизни для Дмитрия Колобашкина началась в бригаде де­ сантных кораблей на БДК "Митрофан Москаленко", где он был назначен на должность командира артиллерийской батареи, в том же году он стал коман­ диром зенитно-ракетной батареи. Здесь офицер прослужил два года. - Меня прельщала боевая мощь корабля, на котором служу, поэтому я довольно быстро изучил материальную часть, хотя поначалу, конечно, пришлось попотеть, - рассказывает заместитель командира БПК "Адмирал Левченко" по военно-политической работе капитан 2 ранга Дмитрий Колобашкин. - Штуди­ ровал техническую документацию, по­ том уже на практике осваивал заведо­ вание, смотрел, как всё работает. Од­ но дело, когда читаешь документы, другое - когда всё это обслуживаешь. В 2000 году офицер продолжил службу в бригаде десантных кораблей, но уже на другом корабле - БДК-45 (ныне большой десантный корабль "Георгий Победоносец"). Здесь он был назначен на должность командира БЧ-2-3, а через 3 года стал заместителем командира корабля по воспитательной работе. В 2009 году должность сокра­ тили, и он вновь возглавил БЧ-2-3. За долгие годы службы на БДК Дмит­ рию Вячеславовичу есть что вспомнить: - Выходы в море были частые. Я же ракетчик-артиллерист, поэтому все ви­ ды стрельб и постановка мин, всё моё было. Постоянно повышал своё про­ фессиональное мастерство. Мате­ риальную часть знал, как свои пять пальцев. Несколько лет спустя служба вновь сделала крутой вираж - в 2014 году Дмитрий Вячеславович был назначен на должность заместителя командира БПК "Адмирал Чабаненко" по работе с личным составом. - Конечно, для меня это было не­ сколько необычно: всё время был свя­ зан с оружием, а тут пришлось себя пе­ ренацелить, - рассказывает офицер. - Но постепенно привык быть "мирным воином". В июне 2017 года капитан 2 ранга Колобашкин вновь сменил место служ­ бы и стал заместителем командира БПК "Адмирал Левченко" по работе с личным составом (ныне по военно-политиче­ ской работе), где с удовольствием слу­ жит и по сей день. Кто знает, о чём идёт речь, представ­ ляет, какой объём работы лежит на пле­ чах заместителя командира корабля по военно-политической работе. Непре­ рывный поток людских проблем и тонны документации. Но Дмитрий Вячеславо­ вич быстро привык к новой профессии. МИРНЫИ в о и н Так называет себя заместитель командира БПК "АдмиралЛевченко"по военно-политической работе капитан 2 ранта Дмитрий Колобашкин Да и опыт помогал ему разбираться в сложных жизненных ситуациях. - Служба очень динамич­ ная, - говорит капитан 2 ранга Дмитрий Колобашкин. - Одна из главных задач работы с личным составом - профилак­ тика правонарушений. Ска­ жем так, нужно до каждого достучаться, объяснить ему, что служить хорошо - лучше, чем служить плохо. Постоянно общаюсь с моряками, у ко­ торых возникают сложные ситуации. Считаю, что любую проблему можно решить, глав­ ное - о ней знать. Поэтому ста­ раюсь помочь и словом, и де­ лом разрешить разные жиз­ ненные коллизии: кому уст­ роить ребёнка в детский сад, кому-то получить служебное жильё. Главное - надёжный тыл Одна из первостепенных задач за­ местителя командира корабля по воен­ но-политической работе - сплочение воинского коллектива и поднятие бое­ вого духа членов экипажа. На корабле никогда не обходят вниманием именин­ ников. Даже если корабль находится в море, на камбузе к праздничному событию пекут пироги. Памятный адрес и открытку на построении личного состава имениннику вручает командир корабля. Обязательно поздравляют тех, кто в первый раз вышел в море. Как рассказывает Дмитрий Вячесла­ вович, в масштабе бригады часто про­ ходят спортивно-массовые мероприя­ тия. Например, зимой на территории загородного парка состоялся спортив­ ный лыжный праздник "Семьёй едины", название которого говорит само за себя. К участию в нём привлекались не только военнослужащие, но и их жёны, дети. Работала полевая кухня, всех желаю­ щих угощали кашей, сбитнем, чаем и пирогами. На БПК "Адмирал Левченко" вот уже два года проводят весеннюю спарта­ киаду, посвящённую Международному дню семьи. Мероприятие проходит на плацу военного городка. Моряки сорев­ нуются в беге на разных дистанциях, перетягивают канат и так далее. Самые юные спортсмены участвуют в заезде на велосипедах и самокатах. Потом все получают награды, обмениваются впе­ чатлениями. 30 октября для БПК "Адмирал Лев­ ченко" особенная дата - отмечается День корабля. На БПК прибывают гости, ветераны-противолодочники, произво­ дится торжественный подъём Военно­ морского флага, награждение отличив­ шихся, готовится праздничный обед. Проходит конкурс пирогов, сделанных В конце интервью разговор зашёл о вечных ценностях. По словам капитана 2 ранга Дмитрия Колобашкина, для моряка важен надёжный тыл - здоровая обстановка в семье. Не раз ему при­ ходилось выступать в роли миротворца между супругами, решившими раз­ вестись. - Беседовал и с военнослужащим, и с его женой, сводил, мирил, объяснял, - рассказывает офицер, - порой даже свою семью в пример ставил. О своём счастье рассказывает с улыбкой. С будущей женой Натальей познакомился в Калининграде в 2003 году. Некоторое время молодые люди по очереди приезжали друг к другу в гости. Офицер честно предупреждал будущую супругу о том, что жизнь же­ ны моряка непроста. Так что решение вступить в брак было взвешенным и осознанным с обеих сторон. В 2004 го­ ду влюблённые поженились, и Наталья переехала в Североморск. У супругов родились двое детей - Роман и Ека­ терина. Так как родственников у Ко- лобашкиных на Севере не было, На­ талья, пока муж был на службе, сидела с детьми одна. Молодой женщине часто бывало нелегко. Случались и ссоры, и обиды, но супруги всегда находили Несколько лет спустя служба вновь сделала крутой вираж - в 2014 году Дмитрий Вячеславович был назначен на должность заместителя командира БПК "Адмирал Чабаненко" по работе с личным составом руками жён военнослужащих, с номе­ рами художественной самодеятельнос­ ти перед экипажем выступают творче­ ские коллективы Североморска и Мур­ манска. Всё это организует заместитель командира корабля по военно-поли­ тической работе. На его же плечах ле­ жит воспитание подрастающего поколе­ ния. На БПК "Адмирал Левченко" школь­ ников постоянно принимают в ряды "Юнармии". У корабля в Мурманском филиале Нахимовского военно-морского учили­ ща есть подшефный класс - 8 "Г". Для ребят моряки организуют уроки муже­ ства как в училище, так и на корабле. компромисс. Ведь недаром говорят, что в споре рождается истина. Наталья и Дмитрий Колобашкины уже 16 лет вместе, из них 15 - в официальном браке. Сыну 12 лет, дочери Екатерине скоро исполнится 5 лет. Жена - педагог дошкольного образования. Всё свободное от службы время офицер посвящает семье. По выход­ ным всей семьёй выбираются в кино­ театр или в игровой центр. Осенью ходят в лес за грибами и ягодами. Дмитрий Вячеславович смеётся, что главный грибник в семье - дочь Екатерина. Яш РАХИМОВА Фото автора. 10100011100 о _•■■'5=0 ooooiiiooioiiooo№5H*<T' i г - ооонпою ю ю ю ю оог^^И *-» I Д У у у ВОЕННО­ ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ ЗАВОДСКИЕ ИСПЫТАНИЯ Новейший фрегат про­ екта 22350 "Адмирал флота Касатонов" и кор­ вет проекта 20385 "Гре­ мящий" вышли в море для прохождения очередного этапа заводских ходовых испытаний. В морских полигонах Балтийского флота экипажи ко­ раблей совместно с представителями промышленности проверят работоспособность систем и механизмов в море. В ходе заводских ходовых испытаний проверяются ряд корабельных систем жизнеобеспечения, радиотехни­ ческое вооружение кораблей, в том числе навигационные комплексы, системы связи, спасательные средства, систе­ мы живучести, вентиляции и кондиционирования. Идёт также проверка работы силовой установки, руле­ вого устройства, вспомогательных механизмов и якорного устройства. В различных режимах проводятся скоростные, манёвренные и вибрационные испытания кораблей. Ранее экипажи фрегата и корвета прошли комплексную подготовку в Объединённом учебном центре ВМФ для про­ ведения всех этапов программы испытаний и дальней­ шей эксплуатации бортовой техники и систем вооружения. "РОСЭЛЕКТРОНИКА" НАЧАЛА ПРОИЗВОДСТВО "РЕОСТАТА-1" Холдинг "Росэлектроника" госкорпорации "Ростех" ос­ воил производство подвижных пунктов разведки и уп­ равления огнём "Реостат-1" в интересах Министерства обороны РФ. Заказчику уже переданы 12 машин, ещё 12 изделий будут сданы в конце текущего года. "Реостат-1" представляет собой пункт управления ба­ тареи (дивизиона) самоходной артиллерии ВДВ, сконст­ руированный на базе БТР-Д. Наряду с разведкой он обес­ печивает автоматизированное определение координат целей и разрывов снарядов в любое время суток, при­ стрелку целей, наблюдение за полем боя, стрельбу кор­ ректируемыми боеприпасами и оценку результатов. Производство машин ведётся на АО "Рязанский радио­ завод". Конкурс на поставку подвижных пунктов разведки и управления огнём предприятие выиграло в 2018 году. Основная часть аппаратуры связи "Реостата-1" произво­ дится на Рязанском радиозаводе серийно. Так, радиосвязь и обмен данными обеспечивается посредством радиостан­ ций Р-168-100У-2, Р-168-5УН-2, обработка информации и управление изделием осуществляется портативными компьютерами. Подвижный командный пункт оснащается комплексом сбора десантников производства Рязанского радиозавода. В ходе производства машин специалисты предприятия осуществили установку и настройку многочис­ ленных оптических и электронных систем управления артиллерийским огнём и программное обеспечение к ним. "Коллектив предприятия имеет большой опыт изготов­ ления командно-штабных машин, поэтому трудностей с по­ становкой на производство нового изделия не возникло, - пояснили в "Росэлектронике". - Заказчик остался доволен результатами работы, так что "Реостат-1" имеет все шансы стать одним из постоянных изделий предприятия". АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "УРАЛ" ГОТОВ К СПУСКУ 25 мая 2019 года на Балтийском заводе (входит с состав Объединённой судостроительной корпорации) состоит­ ся торжественный спуск на воду второго серийного атом­ ного ледокола "Урал" проекта 22220. Атомные ледоколы проекта 22220 "Арктика", "Сибирь" и "Урал" станут са­ мыми большими и самыми мощными атомоходами в мире. В отличие от головного судна проекта ледокола "Аркти­ ка", "Урал" сойдёт со стапеля с уже загруженными реактор­ ными установками и практически полностью оснащённый системой электродвижения. С целью усовершенствования производственного процесса было принято решение увеличить спусковой вес атомного ледокола "Урал" до 19000 тонн. Кроме этого, специалисты завода произвели погрузку первых трёх ярусов надстройки. Такие техноло­ гические решения позволяют облегчить труд судострои­ телей, сократить затраты и сроки постройки заказа. Технический проект атомохода разработан ЦКБ "Айс­ берг" в 2009 году. Атомные ледоколы проекта 22220 смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лёд толщиной до трёх метров. Двухосадочная конструкция судна позволит использовать его как в аркти­ ческих водах, так и в устьях полярных рек. По сообщениям СМИ. "РАБОЧАЯ ЛОШАДКА" ФЛОТА Килекторное судно К И Л -143управленияпоисковых и аварийно-спасательных работ СФ у берега не застаивается В марте исполнилось 30 лет со дня подъёма флага на килекторе КИЛ-143 УПАСР СФ. Килектор - слово голландского происхождения. Оно переводится примерно так: "судно, имеющее в своей оконеч­ ности большое грузоподъёмное устройство". Пер­ воначально судно было приписано к вспомога­ тельномуфлоту, но позже вошло в состав сил поис­ ковых и аварийно-спасательных работ Северного флота. И все эти годы КИЛ-143 больше находился в море, чем у причала. Минувший год тоже не стал исключением. Как рас­ сказал капитан судна Антон Хабаров, основным пред­ назначением килектора является работа с тяжёлым рейдовым оборудованием (рейдовыми бочками). Эки­ паж также принимает учас­ тие в ремонте гидротех­ нических сооружений. Это, так сказать, обыденная работа. Вообще же са­ мыми запоминающими­ ся в 2018 году стали два события. Первое - подъём пос­ леднего танка "Шерман" из затонувшего у острова Киль- дин американского судна "Томас Дональдсон". - Это не первый танк, ко­ торый мы поднимаем на борт, - говорит Антон Игоре­ вич, - поэтому впечатления не новы. Но всё же каждый раз ощущаем волнение. Ведь вплотную соприкаса­ емся с историей Великой Отечественной войны. Кста­ ти, при подъёме последне­ го танка возникли некото­ рые проблемы. Этот "Шерман" экипаж КИЛ-143 с помощью водо­ лазов УПАСР СФ пытался поднять в 2017 году, но тогда работы окончились неудачей. Танк оказался "сложным" - он был надёж­ но раскреплён в трюме. При повторной попытке, уже летом 2018 года, ошиб­ ки были учтены. Судно хо­ дом "выдернуло" боевую машину из трюма. А затем водолазы в нескольких мес­ тах разрезали палубу "аме­ риканца". В результате Ходили мы походами "Шерман" всё же оказался на палубе КИЛ-143. Это происходило в июле, а уже 8 августа судно в со­ ставе группы кораблей от­ правилось в дальний поход. - Мы очень долго гото­ вились к походу к Новоси­ бирским островам, - вспо­ минает Антон Игоревич. - Примерно четыре года. Да- да, не удивляйтесь. Просто каждый раз оказывалось, что судну необходимо вы­ полнить задачу в другом месте. Но в этот раз уже знали точно, что никаких неожиданных вводных не будет. Экипаж иногда сут­ ки напролёт приводил в идеальный порядок меха­ низмы, устройства и си­ ?ТТГ,- Очередной "Шерман”уже на поверхности. Осталось аккуратно опустить его на палубу судна. стемы, жилые и рабочие помещения. На всём протяжении по­ хода ледовая обстановка была очень благоприятной. Лишь однажды нас про­ водил ледокол. Несколь­ ко раз довольно сильно покачало. - Для нас это было не критично, - продолжает Ан­ тон Хабаров. - Но всё же достаточно неприятно. Де­ ло в том, что хоть в группе и были корабли с водоиз­ мещением больше, чем КИЛ-143, но надстройка у нас - самая высокая и ши­ рокая, то есть огромный "парус". И если в хорошую погоду судно развивало скорость в 10 узлов, то при встречном ветре - 5-7 узлов. А если ветер очень силь­ ный, то и меньше. Получа­ лось, что мы задерживаем всю группу. Одной из задач, которые стояли перед КИЛ-143 в походе, была экологиче­ ская - вывоз металлолома с острова Котельный. - Видно, не судьба бы­ ла нам на Котельном пора­ ботать, - смеётся капитан. - Вскоре после нас к острову подошли два транспорта Мурманского и Дальневос­ точного морских пароходств и спустили на воду три бар­ жи, которые принялись пос­ тоянно курсировать между ними и берегом. В резуль­ тате на каждый из транс­ портов было загружено ра­ за в четыре больше метал­ лолома, чем мы можем принять на борт, а нашему экипажу был дан отбой. Но это не значит, что КИЛ-143 "прогулялся" зря. Мы обеспечивали артилле­ рийские стрельбы - зани­ мались постановкой мише­ ней, а во время выполнения огневых упражнений закры­ вали опасный район, не пус­ кали туда случайные суда. После завершения даль­ него похода, который про­ длился чуть больше двух месяцев, экипаж судна про­ должил заниматься повсед­ невной работой по уста­ новке и снятию рейдово­ го оборудования. Сегодня КИЛ-143 находится в со­ стоянии небольшого ре­ монта, ведь судно уже да­ леко не новое. Что-то необ­ ходимо "подлатать" силами самого экипажа, некоторые механизмы и агрегаты вы­ работали моторесурс и нуж­ даются в замене. Но ре­ монт продлится недолго. И рега лежат какая-то техни­ ка и вооружение. В общем, какую задачу нам поставят, ту и будем выполнять. Продолжится работа с рейдовым оборудованием и причальным фронтом. Не так давно сильный ветер повредил причалы в Севе­ роморске. Вместе с пред­ ставителями морской ин­ женерной службы Север­ ного флота будем решать, как исправить положение. Для этого у нас на судне имеется множество раз­ личных устройств. Основное "оружие" КИЛ-143 - это кор­ мовое килекторное устрой­ ство, которое может работать в 14 различных режимах и поднимать груз массой до 200 тонн. Помимо этого, есть грузовая стрела, кото­ рой "по плечу" тяжесть до 100 тонн. Я уже не говорю о многочисленных кранах, которые справляются с гру­ зами полегче. Экипаж суд­ на сработан, слажен и дей­ ствует как единый организм. Антон Хабаров отметил боцмана Александра Хими­ ча, который, как и сам ка­ питан, на КИЛ-143 с мо­ мента постройки, а теперь "стал на судне вторым стар­ помом". Второй и третий электромеханики Михаил Капитан КИЛ-143 Антон Хабаров и начальник УПАСР СФ капитан 1 ранга Владимир Горбань. Антон Хабаров уже готов поделиться планами на ос­ тавшийся период 2019 года: - Скорее всего будем сно­ ва поднимать технику со дна Баренцева моря. У ост­ рова Кильдин обнаружено ещё одно судно, погибшее во время войны. Прошлым летом на нём уже начались работы по подъёму танков М3 "Ли". Они, несомненно, продолжатся. Есть необ­ следованные со времён Ве­ ликой Отечественной вой­ ны районы в Мотовском за­ ливе. В губу Печенга немец­ ко-фашистские войска сбро­ сили много всего, чтобы не оставлять советским сол­ датам. Поэтому вполне ве­ роятно, что там прямо у бе­ Бабешко и Дмитрий Аврай- цев работают не покладая рук, иначе в их заведовании просто не получается. - Моторист 1-го класса Вадим Козлов, крановый машинист Дмитрий Орден, электрик 1-го класса Алек­ сандр Гузенко, старший моторист Вячеслав Фёдо­ ров, рефрижераторный ма­ шинист Валерий Фадеев... Да нет в экипаже человека, которому я не хотел бы ска­ зать спасибо за работу, - го­ ворит капитан. - Есть рас­ пространённое выраже­ ние: "Незаменимых людей не бывает". А я уверен, что бывает. И это - моя команда! Александр ПАНЮШКИН. Фото из архива КИЛ-143.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz