На страже Заполярья. 2019 год. Май.

6 стр. на пгш Заполярья 17 мая 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 20 мая В 1866 году русские войска под командованием генерала Д.И. Романовского в Ирджарском сражении разгромили 35-тысячную бухарскую армию. В 1916 году родился советский лётчик Герой Советс­ кого Союза майор Алексей Петрович Маресьев, прототип героя повести Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". В 1942 году учреждён орден Отечественной войны двух степеней. В 1942 году учреждён нагрудный знак "Гвардия" для личного состава гвардейских частей и соединений Красной армии и ВМФ, а также нагрудные знаки "Снайпер", "Отличный артиллерист", "Отличный танкист", "Отличный подводник", "Отличный торпедист". Для ВМФ в качестве гвардейского знака утверждена прямоуголь­ ная пластина с георгиевской лентой. В 1945 году в Кольский залив прибыл последний союзный конвой Второй мировой войны - JW-67. 21 мая Годовой праздник Тихоокеанского флота. День военного переводчика в России. В 1929 году заместитель народного комиссара по военным и морским делам и председателя РВС СССР Иосиф Уншлихт подписал приказ "Об установлении звания для начсостава РККА "военный переводчик". В 1800 году император Павел ] повелел, чтобы во время летней морской практики российские гарде­ марины посещали иностранные порты Балтики с целью знакомства "...с берегами здешнего моря". В 1936 году самолёт "СССР Н-170", пилотируемый Героем Советского Союза Михаилом Васильевичем Водопьяновым, высадил на лёд вблизи Северного полюса группу "Северный полюс” Ивана Дмитриевича Папанина - гидробиолога П. П. Ширшова, магнитолога Е. К. Фёдорова и радиста Э. Т. Кренкеля. В 1961 году родился лётчик морской авиации СФ Ге­ рой Российской Федерации полковник Игорь Феоктис­ тович Матковский. В 1955 году родился российский военный и государ­ ственный деятель министр обороны Российской Фе­ дерации с 6 ноября 2012 года Герой Российской Федерации генерал армии Сергей Кужугетович Шойгу. Принятие в 1962 году политического решения о проведении секретной операции Генерального штаба Вооружённых сил СССР "Анадырь" по скрытной доставке и размещению на острове Куба армейских боевых частей и подразделений, имевших на вооруже­ нии атомное оружие. Единственными надводными кораблями, перебазированными на Кубу, были 12 ракетных катеров проекта 183Р с крылатыми ракетами П-15, перевезённых в трюмах сухогрузов. Безопасность морских перевозок советских войск и военных грузов в Атлантике обеспечивали семь дизельных ударных подводных лодок Военно-морского флота СССР, вооружённых ракетами и торпедами с атомными боевыми головными частями. 22 мая В 1913 году родился командир эскадрильи 118-го разведывательного авиаполка Северного флота Герой Советского Союза капитан Николай Яковлевич Турков. В 1914 году родился советский конструктор оружия, лауреат Сталинской и Государственной премий, премии имени С. И. Мосина Герой Социалистического Труда Николай Фёдорович Макаров. В 1940 году учреждена золотая медаль "Серп и Молот” - знак особого отличия в СССР, вручавшийся Герою Социалистического Труда наряду с высшей наградой СССР - орденом Ленина. 23 мая В 1836 году началась осада русскими войсками турецкой крепости Азов в ходе Русско-турецкой войны 1735-1739 гг. В осаде и взятии крепости принимали участие 50 кораблей и судов русского флота под на­ чальством контр-адмирала Петра Петровича Бредаля. 24 мая День славянской письменности и культуры. День святых Мефодия и Кирилла. 90 лет назад дирижабль "Италия" во главе с Умберто Нобиле достиг Северного полюса. В 1945 году орденом Красного Знамени награждены подводные лодки Северного флота "С-101" под командованием капитана 3 ранга Павла Ильича Егорова и "С-104” - капитан-лейтенанта Григория Максимовича Васильева. 25 мая День филолога в России. День освобождения Африки. В 1725 году корабль "Девоншир” и два фрегата отправились из Ревеля в первую коммерческую экспедицию в Испанию. Продав казённые и частные грузы в Кадисе, суда весной 1726 года вернулись в Санкт- Петербург. В 1912 году родился штурман 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Северного флота Герой Советского Союза гвардии майор Александр Ильич Скнарёв. В 1942 году приказом наркома ВМФ создана Соловецкая школа юнг. 26 мая День химика. 190 лет назад произошёл героический бой брига "Меркурий" с двумя турецкими линейными кораблями. За доблесть, проявленную экипажем, "Меркурий" удостоен высшей награды - кормового Георгиевского флага и вымпела. В 1856 году в Санкт-Петербурге на Васильевском острове основан Балтийский завод. 1877 год - лейтенанты Фёдор Васильевич Дубасов и Александр Павлович Шестаков на минных катерах "Царевич" и "Ксения" взорвали в Мачинском рукаве Дуная турецкий броненосец "Сейфи". 105 лет назад корабль "Бакан" передал полицейским властям в Александровске норвежскую шхуну, незаконно занимавшуюся промыслом в губе Волоковая. В 1972 году подписано временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений, получив­ шее название ОСВ-1. 4 К 75-летию начала операции группы подводных лодок СФ на коммуникациях противника ПОДЖИДАЯ ФАШИСТСКИЕ ТРАНСПОРТЫ действовалиподводные лодки Северного флота в годы Великой Отечественнойвойны На четвёртый год войны условия для действий советских под­ водных лодок Северного флота стали несколько легче. Про­ тивник, понеся потери от ударов наших войск на сухопутном фронте, перебросил в Заполярье часть своих сил. Участилось движение конвоев и одиночных судов вдоль побережья Се­ верной Норвегии, особенно когда началась эвакуация немецких войск. Увеличение численного состава сил Северного флота и накопление опыта совместной деятельности подводных лодок, кораблей и авиации против фашистских конвоев в сочетании с гибкой системой управления силами сделали возможным пе­ реход к более сложным формам борьбы - проведению спе­ циальных операций по нарушению морских сообщений противника. дало возможность выполнять ма­ нёвренные минные постановки. Суть состояла в том, что подводный минный заградитель обгонял кон­ вой и начинал ставить мины с таким расчётом, чтобы средняя из За образцовое выполнение бое­ вых заданий Краснознамённая бригада подводных лодок Север­ ного флота была награждена орде­ ном Ушакова I степени. С февраля 1945 года боевые Суть их заключалась в нанесе­ нии разнородными силами Север­ ного флота согласованных ударов по фашистским конвоям на всём пути их следования от Тромсё до Варангер-фьорда, включая порты погрузки и выгрузки. Операции про­ должались обычно две-три недели, как правило, в периоды наиболее интенсивного движения конвоев. В них участвовали максимально воз­ можное количество подводных ло­ док, самолётов, надводных кораб­ лей, а также береговая артиллерия. Подводные лодки выстраивались нависающей завесой вдоль север­ ного побережья Норвегии. Основой успеха операций счи­ талась непрерывная разведка, которую вели все силы и средства. Они должны были взаимно ин­ формировать друг друга о движе­ нии обнаруженного конвоя и наво­ дить на него ударные группы. Подобные операции проводи­ лись с начала 1944 года. 16 мая на­ чалась уже третья по счёту. События развивались следующим образом. К вечеру 25 мая подводные лод­ ки "С-15” (командир капитан-лей­ тенант Георгий Васильев) и "М-201" (командир капитан-лейтенант Ни­ колай Балин) получили от воздуш­ ной разведки сообщение об обна­ руженном в районе мыса Нордкин конвое противника. Караван в составе 5 транспортов и 25 кораб­ лей охранения (5 миноносцев, 6 сторожевых кораблей, 10 сторо­ жевых катеров, 4 тральщика) сле­ довал на восток. Командир "М-201" полным хо­ дом направил лодку в надводном положении к мысу Маккаур, где рассчитывал перехватить непри­ ятеля. Поздней ночью лодка при­ была в район предполагаемой встречи с противником. Приблизив­ шись к берегу, командир заметил вражеские корабли, а затем и суда конвоя. Двухторпедным залпом "М-201" потопила сторожевой ко­ рабль. На лодке слышали два взрыва. Балин предположил, что под удар попал транспорт, оказав­ шийся в створе с торпедированным кораблём конвоя. Одновременно с "М-201" на перехват конвоя двинулась под­ водная лодка "С-15”. Как и "малют­ ка", она шла полным ходом в над­ водном положении. На подходе к минным заграждениям "С-15" по­ грузилась и далее следовала под водой. На исходе суток она при­ была в расчётную точку близ мыса Харбакен. Конвой был обнаружен около 4 часов. Через 30 мин с дистанции 14 кабельтовых "С-15" выстрелила четырьмя торпедами по замыкающему строй судну. Взор­ вались три торпеды. Позже выяс- Моряки готовятся к боевому патрулированию на коммуникациях противника. них оказалась на курсе головного судна. Важно было правильно определить время начала поста­ новки, а это целиком зависело от точности определения элементов движения цели. Всего за 1944 год подводные лодки Северного флота потопили 22 транспорта общим водоизмеще­ нием около 60000 тонн и 15 кораб­ лей противника. Для действий на Основой успеха операций считалась непрерывная развед­ ка, которую вели все силы и средства. Они должны бы­ ли взаимно информировать друг друга о движении обна­ руженного конвоя и наводить на него ударные группы нилось, что лодка потопила немец­ кий транспорт "Сольвикен" водоиз­ мещением 3500 тонн. 29 мая подводная лодка "С-103" (командир капитан 3 ранга Ни­ колай Нечаев) в районе Пореангер- фьорда атаковала четырьмя тор­ педами три тральщика противника, шедших на восток строем уступа. Два корабля были потоплены и один повреждён. В 1944 году на вооружении под­ водных минных заградителей по­ явились плавающие мины. Это коммуникациях лодки совершили 78 боевых походов. Было выпол­ нено 50 торпедных атак, израсхо­ довано более 130 торпед (из них 14 - электрических). Все атаки, за исключением трёх, были прове­ дены по охраняемым транспортам. Стрельба торпедами в основном проводилась двух- и четырёхтор­ педными залпами. Наиболее ус­ пешными были действия подвод­ ных лодок "В-4”, "С-56", "С-103" и "С-14", потопивших по несколько вражеских транспортов. действия подводных лодок практи­ чески прекратились. За годы Вели­ кой Отечественной войны 47 ПЛ, участвовавших в боевых действиях, совершили 424 боевых похода, 372 из них - в целях борьбы с морскими перевозками противника. Лодки выполнили 260 торпедных атак, выпустив при этом 674 торпеды (70 % - по конвоям без прорыва охранения). В среднем на один потопленный транспорт расходова­ лось около четырёх торпед. Сред­ няя дистанция стрельбы составля­ ла 10 кабельтовых. Большинство торпедных атак было проведено днём с использо­ ванием перископа. Отдельные ата­ ки выполнялись по данным шу­ мопеленгатора или с применени­ ем и перископа, и шумопеленгатора (перископно-акустические атаки). Минное оружие подводные лод­ ки применяли для постановок заградительных банок на шхерных фарватерах, в узкостях, на выяв­ ленных путях движения конвоев противника. Было поставлено 886 мин, на которых подорвалось 12 немецко-фашистских транс­ портов общим водоизмещением 43200 тонн. Подготовил Александр ПАНЮШКИН. ЗАТЕРЯННЫЕ ВО ЛЬДАХ Ч то искала экспедиция Георгия Брусилова в Арктике? В начале прошлого века одной из наиболее важных проблем, связанных с изучением Аркти­ ки, было освоение Северного морского пути, поз­ волявшего до минимума сократить маршрут пла­ вания судов между европейской частью нашей страны и Дальним Востоком. Среди тех, кто посвятил жизнь осуществлению этой цели, был российский исследователь Арктики лейтенант Российского флота Георгий Львович Брусилов. Достойный сын Георгий родился 19 мая 1884 года в Николаеве в семье офицера Российско­ го флота Льва Алексеевича Брусилова. Родной дядя Георгия - известный гене­ рал Алексей Брусилов. В 1903 году молодой человек поступил в Морской ка­ детский корпус, а уже через два года ему было при­ своено звание мичман. Во время Русско-японской войны Георгий Брусилов служил на кораблях Даль­ невосточной эскадры. Впервые Георгий Бруси­ лов оказался за полярным кругом в 1910 году, став участ­ ником гидрографической экспедиции Северного Ле­ довитого океана, в задачу которой входило освоение Северного морского пути. В распоряжении учёных нахо­ дились два ледокола - "Тай­ мыр" и "Вайгач". Продви­ гаясь с востока на запад, участники экспедиции за­ нимались картографирова­ нием берегов Чукотки. Смелый замысел Полярные экспедиции норвежцев Рауля Амунд­ сена и Фритьофа Нансена, а также американца Робер­ та Пири и англичанина Ро­ берта Скотта вызвали в России большой интерес, на волне которого морской офицер Георгий Брусилов по примеру двух других арк­ тических исследователей Георгия Седова и Влади­ мира Русанова решил ор­ ганизовать собственную арктическую экспедицию. В 1912 году, взяв отпуск на службе, Брусилов объ­ явил о создании акционер­ ного общества, прибыль которого предполагалось извлечь из зверобойного промысла в арктических широтах. Он сумел убедить своих родственников стать акционерами похода. Ос­ новными инвесторами ста­ ли дядя Борис Алексеевич Брусилов, крупный россий­ ский землевладелец, и его супруга Анна Николаевна, пожертвовавшая на проект 90 тысяч рублей. На борту "Святой Анны" Для нужд экспедиции Брусилов за 20 тысяч руб­ лей приобрёл в Велико­ британии парусно-паровую шхуну "Бленкатра", оставав­ шуюся, несмотря на 45-лет­ ний возраст, в хорошем сос­ тоянии. Оказавшись под российским флагом, шхуна была тут же переименована в честь основного инвесто­ ра экспедиции - Анны Бру­ силовой и названа "Святой Анной". Под новым именем судно покинуло Санкт-Пе­ тербург 10 августа 1912 года и направилось в сторону Баренцева моря. Первая остановка намечалась око­ ло небольшого населён­ ного пункта Александров- ска-на-Мурмане (ныне го­ род Полярный). Когда ко- Из всех оставшихся на борту судна только пять че­ ловек были профессиональ­ ными моряками, не считая самого Брусилова и второго штурмана Валериана Апьбанова. 10 сентября, имея на борту запас продовольствия на 18 месяцев, "Святая Анна" отправилась в путь. В ледяном плену Через неделю, дос­ тигнув Карского моря, судно оказалось перед сплошной ледяной по­ лосой, продвигаться че­ рез которую им удава­ лось ещё в течение де­ сяти дней, используя уз­ кие проходы и полыньи. Но затем полностью за­ жатые льдами полярни­ ки лишились дальней- ~ шей возможности управ­ лять судном. В конце октября 1912 го­ да под сильным южным ве­ тром начался дрейф ледо­ вого поля с вмёрзшим суд­ ном, вместо намеченного пути на восток судно стало продвигаться на север. К лету 1913 года "Святая Анна" оказалась чуть се­ вернее Новой Земли. По­ пытки пропилить в ледяном поле канал до ближайшей полыньи не удались, и эки­ пажу судна пришлось гото­ виться ко второй зимовке. К началу 1914 года шхуну на борту закончилось топ­ ливо, которое экспедиция Брусилова использовала для обогрева и приготовле­ ния пищи. Георгий Львович Брусилов. Шхуна "Святая Анна". рабль подошёл к берегу, значительная часть эки­ пажа - несколько матросов, судовой врач, штурман и старший помощник отка­ зались продолжать пла­ вание. вынесло течением в район Земли Франца-Иосифа. Не­ смотря на удачную охоту, стала ощущаться нехватка многих продуктов. Над эки­ пажем нависла угроза голо­ да. Одновременно с этим 10 апреля 1914 года штурман Валериан Альба­ нов покинул "Святую Анну" вместе с тринадцатью чле­ нами команды, чтобы по­ пытаться по льду достичь обитаемой земли. Сам же Георгий Брусилов остался на судне. Трагедия экипажа "Святой Анны" Несомненно, попытка достичь побережья была заранее обречена на про­ вал и рассматривалась её участниками как единствен­ ный оставшийся шанс. Пос­ кольку первоначальный план экспедиции Брусилова не предполагал пеших по­ ходов, то всё оборудование и снаряжение пешей груп­ пы было самодельным. Через некоторое время ушедшие в пеший поход с Альбановым матросы Иван Пономарёв, Максим Шаба- тура и Александр Шахнин сочли путь непосильным для себя и вернулись об­ ратно на судно. 23 апреля 1914 года весь экипаж покинул судно. Биография Брусилова на этом драматическом эпизо­ де и обрывается, посколь­ ку больше его никто вживых не видел. Что же касается остальных членов экспе­ диции, то судьба большин­ ства из них сложилась не менее трагично. Из числа тех, кто покинул судно вместе с Альбано­ вым, почти все погибли по дороге. Волею судеб в жи­ вых остались лишь воз­ главлявший группу штурман Валериан Альбанов и мат­ рос Александр Конрад. Их, обмороженных и едва жи­ вых от истощения, подоб­ рало судно "Святой Фока", входившее в экспедицию Георгия Седова. Напрасные поиски К 1914 году сразу три русские арктические экспе­ диции - Георгия Седова, Владимира Русанова и Ге­ оргия Брусилова - счита­ лись пропавшими без вес­ ти. 18 января этого же года Совет министров дал ука­ зание морскому министер­ ству предпринять их поиски. Главным гидрографичес­ ким управлением было ор­ ганизовано несколько по­ исково-спасательных эк­ спедиций. Через месяц четыре по­ исковых судна вышли в мо­ ре. Впервые в мировой ис­ тории к спасательной опе­ рации была привлечена полярная авиация. Гидро­ самолёт "Farman MF.11” , пилотируемый лётчиком Яном Нагурским, ежеднев­ но исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении око­ ло 1060 км. Однако в течениедвух лет поисков не удалось обна­ ружить следов "Святой Ан­ ны". В сентябре 1915 года все спасательные экспеди­ ции вернулись в Архан­ гельск, поиски были прек­ ращены. Лишь в 2010 году руко­ водством национального парка "Онежское Поморье" была организована первая за долгий срок поисковая экспедиция на Землю Фран­ ца-Иосифа, благодаря кото­ рой удалось обнаружить человеческие останки и предметы, предположи­ тельно принадлежавшие группе Апьбанова. Среди них были карманные часы, ложка с инициалами "П.С.”, самодельные солнцеза­ щитные очки из бутылочных стёкол, три винтовочных патрона 1910-1911 годов выпуска, эмалированная кружка, остатки жестяного ведра, свисток, детали лыж и снегоступов, фрагменты одежды и снаряжения. Подготовила Алина КОРОЛЁВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz