На страже Заполярья. 2019 год. Май.
6 стр. на пгш Заполярья 17 мая 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 20 мая В 1866 году русские войска под командованием генерала Д.И. Романовского в Ирджарском сражении разгромили 35-тысячную бухарскую армию. В 1916 году родился советский лётчик Герой Советс кого Союза майор Алексей Петрович Маресьев, прототип героя повести Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". В 1942 году учреждён орден Отечественной войны двух степеней. В 1942 году учреждён нагрудный знак "Гвардия" для личного состава гвардейских частей и соединений Красной армии и ВМФ, а также нагрудные знаки "Снайпер", "Отличный артиллерист", "Отличный танкист", "Отличный подводник", "Отличный торпедист". Для ВМФ в качестве гвардейского знака утверждена прямоуголь ная пластина с георгиевской лентой. В 1945 году в Кольский залив прибыл последний союзный конвой Второй мировой войны - JW-67. 21 мая Годовой праздник Тихоокеанского флота. День военного переводчика в России. В 1929 году заместитель народного комиссара по военным и морским делам и председателя РВС СССР Иосиф Уншлихт подписал приказ "Об установлении звания для начсостава РККА "военный переводчик". В 1800 году император Павел ] повелел, чтобы во время летней морской практики российские гарде марины посещали иностранные порты Балтики с целью знакомства "...с берегами здешнего моря". В 1936 году самолёт "СССР Н-170", пилотируемый Героем Советского Союза Михаилом Васильевичем Водопьяновым, высадил на лёд вблизи Северного полюса группу "Северный полюс” Ивана Дмитриевича Папанина - гидробиолога П. П. Ширшова, магнитолога Е. К. Фёдорова и радиста Э. Т. Кренкеля. В 1961 году родился лётчик морской авиации СФ Ге рой Российской Федерации полковник Игорь Феоктис тович Матковский. В 1955 году родился российский военный и государ ственный деятель министр обороны Российской Фе дерации с 6 ноября 2012 года Герой Российской Федерации генерал армии Сергей Кужугетович Шойгу. Принятие в 1962 году политического решения о проведении секретной операции Генерального штаба Вооружённых сил СССР "Анадырь" по скрытной доставке и размещению на острове Куба армейских боевых частей и подразделений, имевших на вооруже нии атомное оружие. Единственными надводными кораблями, перебазированными на Кубу, были 12 ракетных катеров проекта 183Р с крылатыми ракетами П-15, перевезённых в трюмах сухогрузов. Безопасность морских перевозок советских войск и военных грузов в Атлантике обеспечивали семь дизельных ударных подводных лодок Военно-морского флота СССР, вооружённых ракетами и торпедами с атомными боевыми головными частями. 22 мая В 1913 году родился командир эскадрильи 118-го разведывательного авиаполка Северного флота Герой Советского Союза капитан Николай Яковлевич Турков. В 1914 году родился советский конструктор оружия, лауреат Сталинской и Государственной премий, премии имени С. И. Мосина Герой Социалистического Труда Николай Фёдорович Макаров. В 1940 году учреждена золотая медаль "Серп и Молот” - знак особого отличия в СССР, вручавшийся Герою Социалистического Труда наряду с высшей наградой СССР - орденом Ленина. 23 мая В 1836 году началась осада русскими войсками турецкой крепости Азов в ходе Русско-турецкой войны 1735-1739 гг. В осаде и взятии крепости принимали участие 50 кораблей и судов русского флота под на чальством контр-адмирала Петра Петровича Бредаля. 24 мая День славянской письменности и культуры. День святых Мефодия и Кирилла. 90 лет назад дирижабль "Италия" во главе с Умберто Нобиле достиг Северного полюса. В 1945 году орденом Красного Знамени награждены подводные лодки Северного флота "С-101" под командованием капитана 3 ранга Павла Ильича Егорова и "С-104” - капитан-лейтенанта Григория Максимовича Васильева. 25 мая День филолога в России. День освобождения Африки. В 1725 году корабль "Девоншир” и два фрегата отправились из Ревеля в первую коммерческую экспедицию в Испанию. Продав казённые и частные грузы в Кадисе, суда весной 1726 года вернулись в Санкт- Петербург. В 1912 году родился штурман 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Северного флота Герой Советского Союза гвардии майор Александр Ильич Скнарёв. В 1942 году приказом наркома ВМФ создана Соловецкая школа юнг. 26 мая День химика. 190 лет назад произошёл героический бой брига "Меркурий" с двумя турецкими линейными кораблями. За доблесть, проявленную экипажем, "Меркурий" удостоен высшей награды - кормового Георгиевского флага и вымпела. В 1856 году в Санкт-Петербурге на Васильевском острове основан Балтийский завод. 1877 год - лейтенанты Фёдор Васильевич Дубасов и Александр Павлович Шестаков на минных катерах "Царевич" и "Ксения" взорвали в Мачинском рукаве Дуная турецкий броненосец "Сейфи". 105 лет назад корабль "Бакан" передал полицейским властям в Александровске норвежскую шхуну, незаконно занимавшуюся промыслом в губе Волоковая. В 1972 году подписано временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений, получив шее название ОСВ-1. 4 К 75-летию начала операции группы подводных лодок СФ на коммуникациях противника ПОДЖИДАЯ ФАШИСТСКИЕ ТРАНСПОРТЫ действовалиподводные лодки Северного флота в годы Великой Отечественнойвойны На четвёртый год войны условия для действий советских под водных лодок Северного флота стали несколько легче. Про тивник, понеся потери от ударов наших войск на сухопутном фронте, перебросил в Заполярье часть своих сил. Участилось движение конвоев и одиночных судов вдоль побережья Се верной Норвегии, особенно когда началась эвакуация немецких войск. Увеличение численного состава сил Северного флота и накопление опыта совместной деятельности подводных лодок, кораблей и авиации против фашистских конвоев в сочетании с гибкой системой управления силами сделали возможным пе реход к более сложным формам борьбы - проведению спе циальных операций по нарушению морских сообщений противника. дало возможность выполнять ма нёвренные минные постановки. Суть состояла в том, что подводный минный заградитель обгонял кон вой и начинал ставить мины с таким расчётом, чтобы средняя из За образцовое выполнение бое вых заданий Краснознамённая бригада подводных лодок Север ного флота была награждена орде ном Ушакова I степени. С февраля 1945 года боевые Суть их заключалась в нанесе нии разнородными силами Север ного флота согласованных ударов по фашистским конвоям на всём пути их следования от Тромсё до Варангер-фьорда, включая порты погрузки и выгрузки. Операции про должались обычно две-три недели, как правило, в периоды наиболее интенсивного движения конвоев. В них участвовали максимально воз можное количество подводных ло док, самолётов, надводных кораб лей, а также береговая артиллерия. Подводные лодки выстраивались нависающей завесой вдоль север ного побережья Норвегии. Основой успеха операций счи талась непрерывная разведка, которую вели все силы и средства. Они должны были взаимно ин формировать друг друга о движе нии обнаруженного конвоя и наво дить на него ударные группы. Подобные операции проводи лись с начала 1944 года. 16 мая на чалась уже третья по счёту. События развивались следующим образом. К вечеру 25 мая подводные лод ки "С-15” (командир капитан-лей тенант Георгий Васильев) и "М-201" (командир капитан-лейтенант Ни колай Балин) получили от воздуш ной разведки сообщение об обна руженном в районе мыса Нордкин конвое противника. Караван в составе 5 транспортов и 25 кораб лей охранения (5 миноносцев, 6 сторожевых кораблей, 10 сторо жевых катеров, 4 тральщика) сле довал на восток. Командир "М-201" полным хо дом направил лодку в надводном положении к мысу Маккаур, где рассчитывал перехватить непри ятеля. Поздней ночью лодка при была в район предполагаемой встречи с противником. Приблизив шись к берегу, командир заметил вражеские корабли, а затем и суда конвоя. Двухторпедным залпом "М-201" потопила сторожевой ко рабль. На лодке слышали два взрыва. Балин предположил, что под удар попал транспорт, оказав шийся в створе с торпедированным кораблём конвоя. Одновременно с "М-201" на перехват конвоя двинулась под водная лодка "С-15”. Как и "малют ка", она шла полным ходом в над водном положении. На подходе к минным заграждениям "С-15" по грузилась и далее следовала под водой. На исходе суток она при была в расчётную точку близ мыса Харбакен. Конвой был обнаружен около 4 часов. Через 30 мин с дистанции 14 кабельтовых "С-15" выстрелила четырьмя торпедами по замыкающему строй судну. Взор вались три торпеды. Позже выяс- Моряки готовятся к боевому патрулированию на коммуникациях противника. них оказалась на курсе головного судна. Важно было правильно определить время начала поста новки, а это целиком зависело от точности определения элементов движения цели. Всего за 1944 год подводные лодки Северного флота потопили 22 транспорта общим водоизмеще нием около 60000 тонн и 15 кораб лей противника. Для действий на Основой успеха операций считалась непрерывная развед ка, которую вели все силы и средства. Они должны бы ли взаимно информировать друг друга о движении обна руженного конвоя и наводить на него ударные группы нилось, что лодка потопила немец кий транспорт "Сольвикен" водоиз мещением 3500 тонн. 29 мая подводная лодка "С-103" (командир капитан 3 ранга Ни колай Нечаев) в районе Пореангер- фьорда атаковала четырьмя тор педами три тральщика противника, шедших на восток строем уступа. Два корабля были потоплены и один повреждён. В 1944 году на вооружении под водных минных заградителей по явились плавающие мины. Это коммуникациях лодки совершили 78 боевых походов. Было выпол нено 50 торпедных атак, израсхо довано более 130 торпед (из них 14 - электрических). Все атаки, за исключением трёх, были прове дены по охраняемым транспортам. Стрельба торпедами в основном проводилась двух- и четырёхтор педными залпами. Наиболее ус пешными были действия подвод ных лодок "В-4”, "С-56", "С-103" и "С-14", потопивших по несколько вражеских транспортов. действия подводных лодок практи чески прекратились. За годы Вели кой Отечественной войны 47 ПЛ, участвовавших в боевых действиях, совершили 424 боевых похода, 372 из них - в целях борьбы с морскими перевозками противника. Лодки выполнили 260 торпедных атак, выпустив при этом 674 торпеды (70 % - по конвоям без прорыва охранения). В среднем на один потопленный транспорт расходова лось около четырёх торпед. Сред няя дистанция стрельбы составля ла 10 кабельтовых. Большинство торпедных атак было проведено днём с использо ванием перископа. Отдельные ата ки выполнялись по данным шу мопеленгатора или с применени ем и перископа, и шумопеленгатора (перископно-акустические атаки). Минное оружие подводные лод ки применяли для постановок заградительных банок на шхерных фарватерах, в узкостях, на выяв ленных путях движения конвоев противника. Было поставлено 886 мин, на которых подорвалось 12 немецко-фашистских транс портов общим водоизмещением 43200 тонн. Подготовил Александр ПАНЮШКИН. ЗАТЕРЯННЫЕ ВО ЛЬДАХ Ч то искала экспедиция Георгия Брусилова в Арктике? В начале прошлого века одной из наиболее важных проблем, связанных с изучением Аркти ки, было освоение Северного морского пути, поз волявшего до минимума сократить маршрут пла вания судов между европейской частью нашей страны и Дальним Востоком. Среди тех, кто посвятил жизнь осуществлению этой цели, был российский исследователь Арктики лейтенант Российского флота Георгий Львович Брусилов. Достойный сын Георгий родился 19 мая 1884 года в Николаеве в семье офицера Российско го флота Льва Алексеевича Брусилова. Родной дядя Георгия - известный гене рал Алексей Брусилов. В 1903 году молодой человек поступил в Морской ка детский корпус, а уже через два года ему было при своено звание мичман. Во время Русско-японской войны Георгий Брусилов служил на кораблях Даль невосточной эскадры. Впервые Георгий Бруси лов оказался за полярным кругом в 1910 году, став участ ником гидрографической экспедиции Северного Ле довитого океана, в задачу которой входило освоение Северного морского пути. В распоряжении учёных нахо дились два ледокола - "Тай мыр" и "Вайгач". Продви гаясь с востока на запад, участники экспедиции за нимались картографирова нием берегов Чукотки. Смелый замысел Полярные экспедиции норвежцев Рауля Амунд сена и Фритьофа Нансена, а также американца Робер та Пири и англичанина Ро берта Скотта вызвали в России большой интерес, на волне которого морской офицер Георгий Брусилов по примеру двух других арк тических исследователей Георгия Седова и Влади мира Русанова решил ор ганизовать собственную арктическую экспедицию. В 1912 году, взяв отпуск на службе, Брусилов объ явил о создании акционер ного общества, прибыль которого предполагалось извлечь из зверобойного промысла в арктических широтах. Он сумел убедить своих родственников стать акционерами похода. Ос новными инвесторами ста ли дядя Борис Алексеевич Брусилов, крупный россий ский землевладелец, и его супруга Анна Николаевна, пожертвовавшая на проект 90 тысяч рублей. На борту "Святой Анны" Для нужд экспедиции Брусилов за 20 тысяч руб лей приобрёл в Велико британии парусно-паровую шхуну "Бленкатра", оставав шуюся, несмотря на 45-лет ний возраст, в хорошем сос тоянии. Оказавшись под российским флагом, шхуна была тут же переименована в честь основного инвесто ра экспедиции - Анны Бру силовой и названа "Святой Анной". Под новым именем судно покинуло Санкт-Пе тербург 10 августа 1912 года и направилось в сторону Баренцева моря. Первая остановка намечалась око ло небольшого населён ного пункта Александров- ска-на-Мурмане (ныне го род Полярный). Когда ко- Из всех оставшихся на борту судна только пять че ловек были профессиональ ными моряками, не считая самого Брусилова и второго штурмана Валериана Апьбанова. 10 сентября, имея на борту запас продовольствия на 18 месяцев, "Святая Анна" отправилась в путь. В ледяном плену Через неделю, дос тигнув Карского моря, судно оказалось перед сплошной ледяной по лосой, продвигаться че рез которую им удава лось ещё в течение де сяти дней, используя уз кие проходы и полыньи. Но затем полностью за жатые льдами полярни ки лишились дальней- ~ шей возможности управ лять судном. В конце октября 1912 го да под сильным южным ве тром начался дрейф ледо вого поля с вмёрзшим суд ном, вместо намеченного пути на восток судно стало продвигаться на север. К лету 1913 года "Святая Анна" оказалась чуть се вернее Новой Земли. По пытки пропилить в ледяном поле канал до ближайшей полыньи не удались, и эки пажу судна пришлось гото виться ко второй зимовке. К началу 1914 года шхуну на борту закончилось топ ливо, которое экспедиция Брусилова использовала для обогрева и приготовле ния пищи. Георгий Львович Брусилов. Шхуна "Святая Анна". рабль подошёл к берегу, значительная часть эки пажа - несколько матросов, судовой врач, штурман и старший помощник отка зались продолжать пла вание. вынесло течением в район Земли Франца-Иосифа. Не смотря на удачную охоту, стала ощущаться нехватка многих продуктов. Над эки пажем нависла угроза голо да. Одновременно с этим 10 апреля 1914 года штурман Валериан Альба нов покинул "Святую Анну" вместе с тринадцатью чле нами команды, чтобы по пытаться по льду достичь обитаемой земли. Сам же Георгий Брусилов остался на судне. Трагедия экипажа "Святой Анны" Несомненно, попытка достичь побережья была заранее обречена на про вал и рассматривалась её участниками как единствен ный оставшийся шанс. Пос кольку первоначальный план экспедиции Брусилова не предполагал пеших по ходов, то всё оборудование и снаряжение пешей груп пы было самодельным. Через некоторое время ушедшие в пеший поход с Альбановым матросы Иван Пономарёв, Максим Шаба- тура и Александр Шахнин сочли путь непосильным для себя и вернулись об ратно на судно. 23 апреля 1914 года весь экипаж покинул судно. Биография Брусилова на этом драматическом эпизо де и обрывается, посколь ку больше его никто вживых не видел. Что же касается остальных членов экспе диции, то судьба большин ства из них сложилась не менее трагично. Из числа тех, кто покинул судно вместе с Альбано вым, почти все погибли по дороге. Волею судеб в жи вых остались лишь воз главлявший группу штурман Валериан Альбанов и мат рос Александр Конрад. Их, обмороженных и едва жи вых от истощения, подоб рало судно "Святой Фока", входившее в экспедицию Георгия Седова. Напрасные поиски К 1914 году сразу три русские арктические экспе диции - Георгия Седова, Владимира Русанова и Ге оргия Брусилова - счита лись пропавшими без вес ти. 18 января этого же года Совет министров дал ука зание морскому министер ству предпринять их поиски. Главным гидрографичес ким управлением было ор ганизовано несколько по исково-спасательных эк спедиций. Через месяц четыре по исковых судна вышли в мо ре. Впервые в мировой ис тории к спасательной опе рации была привлечена полярная авиация. Гидро самолёт "Farman MF.11” , пилотируемый лётчиком Яном Нагурским, ежеднев но исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении око ло 1060 км. Однако в течениедвух лет поисков не удалось обна ружить следов "Святой Ан ны". В сентябре 1915 года все спасательные экспеди ции вернулись в Архан гельск, поиски были прек ращены. Лишь в 2010 году руко водством национального парка "Онежское Поморье" была организована первая за долгий срок поисковая экспедиция на Землю Фран ца-Иосифа, благодаря кото рой удалось обнаружить человеческие останки и предметы, предположи тельно принадлежавшие группе Апьбанова. Среди них были карманные часы, ложка с инициалами "П.С.”, самодельные солнцеза щитные очки из бутылочных стёкол, три винтовочных патрона 1910-1911 годов выпуска, эмалированная кружка, остатки жестяного ведра, свисток, детали лыж и снегоступов, фрагменты одежды и снаряжения. Подготовила Алина КОРОЛЁВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz