На страже Заполярья. 2019 год. Март.
3 стр. ^ на стражЕ Заполярья 29 марта 2019 года Тренер команды старший лейтенант Сергей Герасимов даёт указания экипажам перед началом тренировки. Курс - на берег. Старший прапорщик Руслан Стратулат (в центре) делится опытом с механиками-водителями. - Механики-водители у нас по добрались весьма опытные, - от вечает на мой вопрос о профес сионализме команды старший лейтенант Сергей Герасимов. - Они уже не раз демонстрирова ли своё мастерство в ходе раз личных учений, высаживаясь на плав и выполняя задачи на не знакомой местности. Теперь им нужно не просто основательно за крепить навыки вождения боевых машин на воде, но и довести свои действия до автоматизма. Действительно, по отзывам сослуживцев, старшие матросы Алексей Чернолых, Фаик Касу- мов и матрос Василий Бажов считаются одними из лучших механиков-водителей в части. тулат. - В позапрошлом году один из наших экипажей был признан лучшим. - Я тоже в позапрошлом году участвовал в этих соревновани ях, - включается в разговор стар ший матрос Алексей Чернолых. - Заняли ведущие места. Было трудно как физически, так и мо рально. Но мы справились, ведь за спиной у нас был весь Север ный флот. А девиз наш - "Там, где мы, там - победа!". Поэтому шли только вперёд. Да и сейчас при ходится непросто. То прилив идёт, то отлив, течением машину кидает из стороны в сторону. Но данная практика пригодится в дальнейшем. Тем более, что нам это интересно и мы занимаемся с удовольствием. В самом деле, сложные усло вия, в которых занимаются североморцы, позволяют полу чить им больше практики, твёрже закрепить навыки управления бронетехникой при выполнении заданий состязаний. Например, в прошлом году команда отдель ной Киркенесской Краснозна мённой бригады морской пехо ты Северного флота в конкурсе "Морской десант" заняла третье место среди семи команд. Так, разведчик-пулемётчик младший сержант Сергей Шев ченко, которому в ходе соревно ваний на армейских играх пред стоит быть командиром отделе ния, говорит: - Второй раз буду участвовать в конкурсе "Морской десант". Са мое главное в нынешней нашей подготовке - взаимодействие экипажей, командная работа всего личного состава. После небольшого перерыва занятия морских пехотинцев продолжаются. Тренер команды старший лейтенант Сергей Гера симов руководит действиями экипажей боевых машин на воде. Военнослужащие в очередной раз отшлифовывают своё мас терство при выполнении всех элементов подготовки. - Сейчас мы отрабатываем один из главных этапов состяза ния - высадку морского десанта. Как тренер я доволен работой экипажей, - признаётся старший лейтенант Герасимов. - Но нуж но ещё трудиться и трудиться. Потому что в этом году нам нужна только победа! Александр БОНДАРЬ. Фото автора. Один за другим бронетранспортё- цвЦКх! ры, расталкивая лёд, въезжают в воду. Старший лейтенант Герасимов внимательно наблюдает за тем, как механики-водители выводят свои машины на глубину. Вот они рассредоточились, предоставив возможность всем экипажам вый ти на плав, и он отдаёт команду: - В колонну - марш! Бронетехника выстраивается в кильватерный строй и всё даль ше удаляется от берега. Время от времени руководитель заня тия даёт по радиосвязи команды механикам-водителям. То и де ло в эфире звучит: - Третий, убавить обороты. - Первый, увеличить обороты. Это необходимо, для того что бы механики-водители строго выдерживали дистанцию между машинами. И уже в качестве одобрения командир произносит: - Так держать дистанцию! И сразу же новая команда: - Первый, второй, третий, в боевой порядок - марш! Бронетранспортёры тут же разворачиваются в боевую ли нию и рассредоточиваются по фронту. Теперь они могут вести огонь по противнику. Постепенно взвод приближается к берегу, и когда до него остаётся совсем немного, старший лейтенант Сергей Герасимов отдаёт новую команду: - В колонну - марш! - Третий, выровняй машину! Перестроившись на воде, боевые машины одна за другой подходят к береговой кромке и уверенно въезжают в створ, обозначающий проход в минно взрывном заграждении. К ак только экипажи спеши лись, командир взвода лей тенант Александр Толпышев со брал подчинённых для разбора тренировки. Он указал на ошибки и объяснил, как нужно действо вать на том или ином этапе. Хотя тренировка прошла в общем-то без существенных недостатков, всё же у тренера команды были свои замечания. Подключаясь к разговору лейтенанта Толпыше- ва с экипажами, он спрашивает: - Третий, почему вилял при выезде на берег? - Отлив сейчас идёт, машину сносит течением, - звучит в ответ. НУЖНА ПОБЕДА, ОДНА НА ВСЕХ! Сложные условия, в которых занимаются северо морцы, позволяют получить им больше практики, твёрже закрепить навыки управления бронетехни кой при выполнении заданий состязаний ды старший лейтенант Гераси мов в ходе тренировки стремится добиться от военнослужащих чётких и слаженных действий, доведённых до автоматизма, скорости и синхронности в вы полнении всех элементов. - Казалось бы, это не очень принципиально в повседневной боевой учёбе, но на соревнова ниях от того, как быстро и без суеты экипаж займёт свои места в машине, насколько ровно бро нетранспортёры будут идти на воде, точно держать место в строю, зависит начисление до полнительных или, наоборот, штрафных баллов, - поясняет старший лейтенант Герасимов. - Поэтому и отрабатываем каж дое действие до совершенства. Чтобы победить, нам нужно быть выше на несколько голов других участников состязаний. И вновь в эфире звучат коман ды старшего лейтенанта Сергея Герасимова: - Второй, не жмись к первому, сбавь обороты! - Третий, добавь обороты, подтянись ко второму. - И уже обращаясь к стоящему рядом старшему прапорщику Руслану Стратулату, добавляет: - Хорошо идут, красиво. том и секретами вождения в са мых сложных условиях. В брига де его вполне справедливо счи тают настоящим мастером свое го дела, способным безупречно выполнить любую поставленную задачу. В от и теперь, когда боевые машины снова вышли на берег, старший прапорщик Стра- тулат, собрав экипажи, делится своими наблюдениями за трени ровкой, даёт советы, как в даль нейшем избегать ошибок в вож дении бронетранспортёров по водной глади. - Когда ведёшь машину на во де, не старайся пристраивать ся сразу же за впереди идушим БТР, - объясняет он матросу Ва силию Бажову. - Потому что по падаешь в кильватерный след, и тебя начинает сносить струя его водомёта. Немало полезного он расска зал механикам-водителям о том, каким должно быть давление в шинах при выходе из воды, при движении по суше, поведал и о других нюансах, которые могут возникнуть во время проведения конкурса "Морской десант". - На предыдущих состязаниях мы выступали довольно непло хо, - рассказывает Руслан Стра- Они знают боевые машины, как свои пять пальцев, отличаются мастерством вождения вверен ной им техники. К ак заметил по этому пово ду командир взвода лейте нант Александр Толпышев, пре тендентов попасть во взвод, ко торый будет представлять Се верный флот на армейских играх в конкурсе "Морской десант", бы ло много. Из желающих восьми десятков человек путём тщатель ного отбора в бригаде сформиро вали взвод для участия в состя заниях. Внимание при этом об ращалось не только на профес- Морские пехотинцы основательно готовятся к соревнованиям - за ними весь Северный флот товки арктических стрелков, но по воле случая стал морским пе хотинцем. Выбор командования при определении кандидатуры командира взвода, участвующего в конкурсе "Морской десант", пал именно на него не случайно - лейтенант Толпышев уже имеет опыт участия в армейских играх. Ещё в курсантские годы он в должности командира боевой ма шины в составе команды учили ща занял первое место в конкур се "Суворовский натиск-2017". Теперь Александр считает своим долгом приложить все силы, чтобы и команда североморцев поднялась на верхнюю ступень ку пьедестала почёта. Под стать командиру и ос тальные члены команды. Так, старший лейтенант Сергей Гера- сиональную и физическую под готовку, но и на морально-дело вые качества, психологическую готовность и умение работать в команде. Таким образом набра ли личный состав взвода и за пасного отделения. - На мой взгляд, отобрали луч ших из лучших со всей бригады, - рассказывает лейтенант Толпы шев. - Основное качество, кото рым обладают все ребята, это желание во что бы то ни стало одержать победу над соперни ками, которые будут нам проти востоять на состязаниях. Сей час наша задача качественно подготовиться, чтобы выйти в лидеры. А уверенность в этом есть - команда в хорошей форме. Да и настрой тоже высокий, все заряжены на победу. Очень мно го внимания уделяем физиче ской подготовке и выносливости. Морские пехотинцы взвода во время подготовительных заня тий ежедневно пробегают по 15 20 километров в день. Но им это го недостаточно. Поэтому ещё и в свободное время просят разре шения побегать, чтобы уверен нее чувствовать себя на полосе препятствий во время соревно ваний и занять призовые места. Кстати сказать, лейтенант Александр Толпышев после окон чания Дальневосточного высше го общевойскового командного училища в соединении морской пехоты служит первый год. Он обучался по программе подго- симов отмечает слаженность действий во время тренировок экипажа под командованием сержанта Аблайхана Абызова в составе наводчика сержанта Мак сима Комарова и механика-во дителя старшего матроса Фаика Касумова, а также профессиона лизм механика-водителя стар шего матроса Алексея Чернолых. - Я в прошлом году участвовал в армейских играх, - говорит сер жант Максим Комаров. - Хотя слу жу командиром отделения, на конкурсе "Морской десант" вы ступал в должности гранатомёт чика и стал победителем в но минации "Лучший гранатомёт чик". В этом году мне доверили быть наводчиком. Максим служил в соединении морской пехоты наводчиком и по призыву. Потом, заключив контракт, остался в бригаде на профессио нальной основе. Так что опыта ему в этом деле не занимать. В сё повторяется сначала. Инструктаж экипажей, по садка их в машины, и вот уже бро нетранспортёры, послушные рукам механиков-водителей, устрем ляются к урезу воды. Первой, под нимая небольшую волну, идёт машина, которой управляет стар ший матрос Фаик Касумов, сле дом за ним - бронетранспортёр старшего матроса Алексея Чер- нолыха, замыкающей идёт ма шина, за рулём которой матрос Василий Бажов. Тренер коман- Основная должность старше го прапорщика Руслана Стра- тулата в соединении морской пе хоты - командир взвода обеспе чения, но на время подготовки к армейским играм и в ходе их про ведения он назначен техником команды. Несмотря на то, что он не сидит за рулём боевой маши ны, забот у него предостаточно. В первую очередь, на нём техни ческая готовность бронетехники взвода. "На общественных нача лах" он взял на себя роль нас тавника, делится с механиками- водителями своим богатым опы- ОРУЖЕЙНАЯ МОЩЬ "ПЕТРА ВЕЛИКОГО" Автономная корабель- ^ ная противовоздушная си стема "Кинжал" представ ляет собой зенитно-ракет ный комплекс, предназначенный для отражения воздушного нападения в ближней зоне. 130-мм многоцелевые спаренные артустановки АК-130 и комплексы по становки пассивных помех гармонично дополняют комплексы перечисленного выше оружия. Вооружение минно-торпедной бое вой части (БЧ-3) предназначено для уничтожения субмарин противника, ди версионных сил и средств и обороны ко рабля от подводного нападения. Из ата кующего оружия у крейсера - ракетно торпедный комплекс "Водопад", способ ный поражать вражеские ПЛ на даль ностях более полусотни километров. Для борьбы с торпедами "Пётр Ве ликий" имеет противоторпедный реак тивный комплекс "Удав" и реактивные бомбомётные установки "Смерч". Г ОД за годом флагман на отлично выполняет стрельбы по береговым, воздушным и морским целям. Естест венно, это заслуга экипажа и в большей степени - личного состава ракетно-ар тиллерийской и минно-торпедной бое вых частей. Выучка и мастерство нара батываются в ходе напряжённой боевой учёбы. Но экипаж крейсера укомплек тован исключительно военнослужащи ми, проходящими службу по контракту, для того чтобы хорошо освоить спе Kanuman-лейтенант Гинтарас Дерешкявичюс готовит материальную часть к работе. циальность, времени у них достаточно. Вот, например, минёр. Назначенный на должность новоявленный матрос начинает изучение общих корабельных расписаний, устройство атомохода, за тем переходит к постижению обслужи вания своего заведования, параллель но проходит обязательную теоретиче скую и практические тренировки по борьбе за живучесть - с водой, пожа ром, за оружие и технические средства. Постепенно осваивает специальность, начиная, конечно же, с азов, - как вклю чить, выключить торпедный комплекс, зарядить и разрядить установку, и далее по нарастающей. После этого моряк берётся за ремонтную подготовку, чтобы в случае поломки или повреждения он мог всё исправить. Попутно проходят за нятия по остальным видам боевой под готовки, а среди них и строевая, и воен но-политическая. Примерно через месяц-два после сдачи положенных зачётов обучаемый допускается к самостоятельному испол нению обязанностей. - Однако, чтобы полностью освоить специальность, требуется минимум год обучения, - подчёркивает командир стартовой батареи комплекса "Водо пад" минно-торпедной боевой части ка питан-лейтенант Гинтарас Дерешкяви чюс. - Если обобщить, то к концу первого года службы, скажем, специалист, об служивающий реактивно-бомбомётную установку, должен уметь её заряжать, разряжать, выполнять наведение в автоматическом и полуавтоматическом режиме, а в случае аварии - произвести аварийный отстрел боезапаса, знать, как ввести в строй комплекс при полом ке, уметь работать за себя и за специа листа смежного поста - на конвейере подачи бомб. И, естественно, уметь бо роться за живучесть на своём боевом посту даже при отсутствии электропи тания. Начиная со второго года он уже Артиллеристы ТАРКР "Пётр Великий" готовы отразить атаки неприя теля в любое время суток. может претендовать на получение клас сной квалификации, становится пол ноценным специалистом. Н А КАЖДЫЙ день согласно распо рядку расписан перечень трениро вок и занятий, это позволяет военно служащим, что называется, быть в тонусе, а иначе - в постоянной боевой готовности. Все частные тренировки подразде лений крейсера проводятся на фоне об щекорабельных, таких, как, например, уничтожение береговой цели против ника. Корабль, боевая часть, дивизион, батарея - каждое подразделение вы полняет свою задачу, чтобы достичь общего результата. Прежде чем выстре лить, нужно добраться до заданного района проведения учения, для чего корабль должен дать ход, то есть спе циалисты электромеханической боевой части для начала обязаны запустить дви гатель. Тем временем артиллеристы... - Пока корабль выходит на позицию, в подбашенном отделении многоцеле вой артустановки АК-130 моряки зани маются подбором снарядов для пора жения береговых целей, - объясняет командир артиллерийской батареи зенитного дивизиона БЧ-2 капитан-лей тенант Василий Щербинин. - Далее спе циалисты боевого отделения начинают заряжание установки. Мне на пост уп равления приходят данные от штурма нов, по которым я высчитываю, где на ходится береговая цель, ввожу эти дан ные в систему. После чего с разрешения командования мы начинаем стрельбу по "противнику". Чтобы комендоры умели действовать во всевозможных ситуациях, в процессе стандартной тренировки даются неожи данные вводные, например, "не зашёл снаряд в канал ствола" или "осечка", то есть снаряд остался в зарядной камере. То, насколько быстро моряки справятся с решением проблемы и справятся ли вообще, покажет уровень их подготовки. Анна КОРОЛЬКОВА Фото из архива ТАРКР "Пётр Великий".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz