На страже Заполярья. 2019 год. Март.
6 стр. 22 марта 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 25 марта День работника культуры России. В 1920 году все авиационные, воздухоплавательные и гидроавиационные части Советской республики объ единялись в Главное управление Рабоче-крестьянского воздушного флота. В 1945 году началась Братиславско-Брновская на ступательная операция 2-го Украинского фронта при участии Дунайской военной флотилии. 26 марта В 1942 году в городе Гатчина создан Центральный военно-морской архив. 75 лет назад в Николаевском порту с рыбачьих лодок высажен десант добровольцев под командованием старшего лейтенанта Константина Ольшанского - 55 морских пехотинцев, 10 армейских сапёров, 2 связиста и местный проводник-лоцман Андрей Андреев. В порту десантники захватили несколько строений, прилегаю щих к элеватору, и заняли круговую оборону. Днём моряки отразили 18 атак противника. Горстка раненых морских пехотинцев удерживала позиции до утра 28 марта, когда подошли части Красной армии, освободившие город. На счету десантников свыше 700 уничтоженных солдат и офицеров врага. Из 67 человек в живых остались 12. Все участники десанта удостоены звания Героя Со ветского Союза. Проводнику Андрееву это звание было присвоено лишь в 1965 году. В 1969 году запущен первый в СССР метеорологи ческий спутник "Метеор-1". 27 марта День войск национальной гвардии Российской Фе дерации. Всемирный день театра. В 1848 году вышел в свет первый номер журнала ВМФ "Морской сборник". В 1886 году родился Сергей Миронович Киров - советский общественный и политический деятель. Внёс значительный вклад в освоение и развитие Хибин - горного массива на Кольском полуострове с самым крупным в мире месторождением апатито-нефелино- вых руд. В настоящее время здесь действует огромный промышленный комплекс по добыче и переработке апатитовой руды. 85 лет назад образован Северный флотский военный суд. В 1941 году Ленинградский институт инженеров граж данской авиации воздушного флота преобразован в Военно-воздушную инженерную академию им. А.Ф. Мо жайского (Военная инженерно-космическая академия им. А.Ф. Можайского). 28 марта В 1910 году родился командир 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Северного флота Герой Советского Союза гвардии подполковник Борис Пав лович Сыромятников. 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиа ции Василия Поликарпо- вича Стрельникова. В годы войны к моменту присвое ния звания Герой Советско го Союза капитан Стрель ников командовал эскад рильей 78-го истребитель ного авиаполка СФ. В 1922 году родился де путат Верховного Совета СССР, народный депутат СССР, начальник политуп равления Военно-морского флота, первый заместитель начальника Главного политического управления Совет ской армии и Военно-морского флота адмирал флота Алексей Иванович Сорокин. В 1937 году учреждено положение о начальнике Морских сил РККА. Первым начальником назначен флагман флота 1 ранга Михаил Владимирович Викторов. 1958 год - на стапеле завода № 199 в Комсомольске- на-Амуре заложена первая атомная подводная лодка, оснащённая крылатыми ракетами, "К-45" (проект 659). В 1963 году постановлением Совета министров СССР 40-ствольная реактивная система залпового огня БМ-21 "Град" на шасси "Урал-375Д" принята на вооруже ние и передана в серийное производство. В 1991 году в Российской Федерации создана Ака демия космонавтики им. К.Э. Циолковского. 29 марта День специалиста юридической службы в Вооружён ных силах РФ. В 1933 году образовано училище связи ВМС РККА, в будущем Высшее военно-морское училище радиоэлект роники им. А.С. Попова. В 1940 году сформирована Военная академия ко мандного и штурманского состава ВВС Красной армии на базе ряда факультетов Военной воздушной академии РККА, с 1946 года - Военно-воздушная академия, в 1968 году ей присвоено имя Ю.А. Гагарина. 30 марта В 1716 году Петром I при Данциге утверждён Воинский устав. Он является одним из основных документов, по ложенных в основу государственных реформ Российской империи, проводимых при Петре. 205 лет назад русские войска под командованием генерала от кавалерии Николая Николаевича Раев ского в составе союзной армии торжественно вступили в Париж. В 1894 году родился выдающийся советский авиа конструктор, разработчик легендарного штурмовика Ил-2 трижды Герой Социалистического Труда семикрат ный лауреат Сталинской премии академик АН СССР генерал-полковник-инженер Сергей Владимирович Ильюшин. В 1899 году родился писатель-маринист Макс Эмма нуилович Зингер, военный корреспондент на Северном флоте в 1942 году. В 1942 году эскадренный миноносец "Гремящий" под командованием капитана 3 ранга А. И. Турина потопил фашистскую подводную лодку. 31 марта В 1926 году родился советский офицер-подводник, участник первого похода атомной подводной лодки "Ле нинский комсомол" к Северному полюсу, первый Герой Советского Союза среди инженер-механиков Военно морского флота кандидат технических наук инженер капитан 1 ранга Рюрик Александрович Тимофеев. В 1956 году сформирована 2-я дивизия крейсеров Северного флота с дислокацией в Североморске. В со став дивизии входили лёгкие крейсера проекта 68-бис ("Александр Невский", "Мурманск", "Октябрьская рево люция" (бывший "Молотовск"), а также 121-я бригада эскадренных миноносцев в составе 11 кораблей проек та 7, 30-К и 30-бис. В 1966 году в СССР осуществлён успешный запуск первого в мире искусственного спутника Луны. Космиче ская ракета-носитель "Молния-М" с автоматической межпланетной станцией "Луна-10" вывела спутник на селеноцентрическую орбиту. I I КАК БУДТО О СЕМИ ГОЛОВАХ tt Так отзывались подчинённые о контр-адмирале Владимире Истомине Владимир Истомин увековечил своё имя, проявляя невероят ное мужество и отвагу, защищая Отечество в тяжёлые годы Крымской войны 1853-1856 годов. Он известен как один из вы дающихся героев обороны Севастополя. Его образ всегда будет служить примером для многих поколений российских воинов. Истинно боевая служба Будущий адмирал появился на свет ровно 210 лет назад, проис ходил он из дворянского рода Псковской губернии. Влечение к морской службе испытывал с дет ства, которое прошло в Прибалтий ском крае, где его отец, отставной офицер, состоял секретарём каме рального суда. Начальное образо вание Владимир получил дома, после поступил в Морской кадет ский корпус. Окончил его в 1827 году гардемарином. За свои выдающие ся способности и трудолюбие мог быть произведён в мичманы, одна ко был слишком молод для этого. Первые годы службы Истомина проходили на линейном корабле "Азов" под начальством капитана 1 ранга Михаила Лазарева - перво открывателя Антарктиды. На "Азове" Владимир Истомин совершил переход из Кронштадта в Портсмут, а затем к берегам Гре ции, где русская эскадра вместе с англо-французской помогала гре кам в борьбе с османским игом. 8 октября 1827 года состоялось На- варинское сражение, в котором Истомин был одним из самых дея тельных членов команды "Азова", заслужив за тот бой орден Святого Георгия IV степени и мичманский чин. Тогда ему было всего 18 лет. Затем на том же корабле участ вовал в крейсерских рейдах по ох ране Греческого архипелага, в бло каде Дарданелл и Константино поля. По окончании Русско-турец кой войны 1828-1829 годов в награ ду за отличную службу Владимир Истомин был награждён орденом Святой Анны III степени. Важно отметить, что в период боевых плаваний Истомин всегда находил время для самообразова ния, изучал отечественную и зару бежную военно-морскую литерату ру. Тягу к пополнению знаний он проявлял всю жизнь, по праву со храняя авторитет образованного морского офицера. В 1833 году он с лёгкостью выдержал экзамен на лейтенантский чин и вскоре был зачислен в 32-й Бал тийский флотский экипаж. Через три года его откоман дировали на Чёрное море, где протекала вся его после дующая военная служба. С 1837 года началась ко мандирская карьера Исто мина, первое назначение - командир парохода "Север ная звезда", затем - шхуны "Ласточка", ещё через два го да он стал капитан-лейте нантом и получил в коман дование корвет "Андрома ха", а в 1843 году - фрегат "Кагул". Вскоре Владимира Исто мина по рекомендации Ла зарева перевели в распоряжение князя Михаила Воронцова - глав нокомандующего и наместника на Кавказе генерала от инфантерии, который нуждался в опытном и знающем офицере "для разработки местных морских вопросов". За выдающиеся заслуги в боевых действиях Истомина произвели сначала в капитаны 2 ранга, а в 1849 году ему досрочно присвоили чин капитана 1 ранга. Стойкость и молодечество Неудачи российской диплома тии и воинственные действия анг ло-франко-турецкой коалиции при вели к Крымской войне 1853-1856 годов, ставшей для Истомина суро вым испытанием его воинских уме ний и личного мужества. В полной мере он проявил их в знаменитом Синопском сражении 18 ноября 1853 года. В нём Владимир Ивано вич, командуя линейным кораблём "Париж", действовал в составе ко лонны контр-адмирала Фёдора Новосильцева. После сражения Павел Нахимов в своём рапорте начальнику Глав ного морского штаба князю Менши- кову сообщил о блестящем руковод стве Истомина "Парижем" во время битвы с турками, его превосходных и эффективных действиях, неустра шимости и твёрдости духа: "Нельзя было довольно налюбоваться пре красными и хладнокровными дей ствиями корабля "Париж". За доб лесть при Синопе Истомин был произведён в контр-адмиралы. Адмиральские эполеты ему вру чили офицеры линкора, и растро ганный их вниманием Владимир Иванович обещал никогда с этими эполетами не расставаться. Обе щание он выполнил, не снял их в течение всей осады Севастополя. Высадка англо-французских войск в Крыму, начало осады Севастопо ля и затопление большей части Чер номорского флота в Севастополь- ленгинского и Волынского редутов. Как утверждали очевидцы, Вла димир Иванович без отдыха и сна всегда был на передовой, являя собой образец бесстрашия и пора зительного спокойствия. Даже в самые тяжёлые и критические моменты не терял бодрости духа и ясности мысли. Гренадеры Бутырского полка, дольше других находившиеся под его командой на кургане, говорили: "Наш адмирал как будто о семи головах, в самый кипяток так и ле зет". В свою очередь Истомин вос хищался героизмом своих подчи нённых, в одном из писем к брату он писал: "Просто не могу надивить ся на наших матросов, солдат и офи церов. Такого самоотвержения, та кой геройской стойкости пусть ищут в других нациях со свечой!". Главнокомандующий Александр Меншиков в своих докладах в Санкт- Петербург отмечал "стойкость и мо лодечество" организатора обороны на Малаховом кургане. 25 ноября 1854 года Николай I наградил Исто мина орденом Святого Георгия III степени и в именном рескрипте на писал: "Владимир Иванович! Иск ренне поздравляю вас с сею награ- Вместе с Нахимовым и Новосильцевым Истомин сошёл на берег и стал одним из главных организаторов обороны города и порта Севастополя. Ему была поручена наиважнейшая четвёртая оборонительная дистанция, опиравшаяся на Малахов курган ской бухте повлекли за собой учас тие моряков в сухопутной обороне южной твердыни России. Вместе с Нахимовым и Новосильцевым Ис томин сошёл на берег и стал одним из главных организаторов обороны города и порта. Ему была поручена наиважнейшая четвёртая оборони тельная дистанция, опиравшаяся на Малахов курган. Кроме его защиты, Истомин по указанию Нахимова держал оборону 2-го бастиона, Се- Корабль "Париж". Иван Константинович Айвазовский. дою, которой вместе со мной раду ются все балтийские товарищи ва ши. Мы все с уважением следим за вашими действиями на защиту Се вастополя, история которого укра шается теперь вашими подвигами". Во время одного из интенсивных обстрелов русских позиций неприя телем Владимир Иванович погиб, сражённый ядром в голову. Это случилось 7 марта 1855 года. Его смерть стала большой потерей не только для защитников Севасто поля, но и для всего русского флота. Контр-адмирал был похоронен в адмиральских эполетах, покрытый флагом своего корабля "Париж". На месте гибели Владимира Ива новича по приказу Нахимова пу шечными ядрами выложили крест. В 1904 году здесь же был открыт гранитный обелиск с изображени ем креста Святого Георгия. Имя Истомина получила улица города, который он защищал. Позднее в его честь назвали бухту у Корейского полуострова, открытую русскими мореплавателями. Подготовила Анна КОРОЛЬКОВА /Я К 110-летию со дня рождения Героя Советского Союза Павла Панина СЕВЕРНАЯ ГРОЗА ЛЮФТВАФФЕ своей гибелью не допустил смерти боевых товарищей День 26 августа 1943 года выдался на редкость ясным и погожим. На море стоял полнейший штиль. Сверху особенно чётко просматривался крупный караван вражеских судов, прижимавшихся к скалистым берегам. К нему и держала курс группа наших самолётов, состоявшая из торпедоносцев 9-го гвардейского полка во главе с гвардии капитаном Александром Островским и штурмовиков 46-го полка во главе с капитаном Дмитрием Комиссаровым. Сопровождали ударную группу истребители 255-го полка (ведущий - командир полка майор Павел Панин) и 20-го полка (ведущий - командир эскадрильи капитан Николай Соколов). На боевой курс наши са молёты выходили под ог нём. А сверху на ударную группу свалилась шестёрка ФВ-190. Лётчик 255-го пол ка лейтенант Фёдор Самар- ков со своим ведомым по лучили задание отсечь ата кующие "фоккеры". В лобо вой атаке Самарков пер вой же очередью сбил од ного из них. Остальные в боевом порядке пошли на него. На выручку товарищу подоспел капитан Анато лий Калашников. Гвардейцы-торпедонос- цы уже вышли на расчётный рубеж сброса торпед, но атака оказалась под угро зой срыва. С двух направ лений на торпедоносцы свалились две группы вра жеских самолётов: 6 ФВ-190 и 8 Ме-110. "Сто десятых" четвёрка североморцев во главе с капитаном Калаш никовым перехватила и свя зала боем. Лейтенант Са марков с ходу врезался в их строй и расчленил его. На развороте он с короткой дистанции расстрелял один "мессер". Ведомый Самар- кова младший лейтенант Алексей Горбачёв свалил ещё одного. Третьего с близ кого расстояния прошил очередью капитан Калаш ников. На выручку "сто де сятым" подоспело четыре Ме-109. Встреченные в лоб капитаном Калашниковым, они потеряли ведущего и повернули следом за ухо дившими с поля боя "сто десятыми". В это время неравная схватка завязалась на дру гом фланге. "Фоккеры" за няли выгодную позицию для удара по торпедоносцам. Но между ними внезапно появилась пара северомор ских "ястребков". То были машины командира полка Павла Панина и его ведо мого - полкового поэта лей тенанта Николая Соснов- ского. Майор Панин напра вил свою машину в сторону первой пары "фоккеров". Ведомый следовал за ним. Немцы уклонились от боя, отвернув с боевого курса. Тогда Панин атаковал вторую пару ФВ-190, ока завшихся на линии огня. С нескольких десятков мет ров он открыл огонь. Один вражеский самолёт мгно венно вспыхнул и перешёл в отвесное пике. Второй фашист бросился наутёк. Не успели Панин с Сос- новским развернуться для новой атаки, как увидели пару ФВ-190, заходивших в хвост торпедоносцам. Втя нуть противника в бой не хватало времени. Но ещё не поздно было сорвать замысел врага. И командир решил принять удар на се бя, прикрыть своим само лётом торпедоносцы. Ведо мый не отстал от команди ра. Путь вражеским снаря дам был преграждён. Ужа- Над водной гладью взмет нулись фонтаны, прогрохо тали взрывы. Торпедонос цы потерь не понесли. Ус пех им обеспечила группа штурмовиков Комиссарова. Илы нанесли удар по ко раблям охранения. Подав ляя огневые точки, они рас чистили путь торпедонос цам. В воздушном бою сов местно с истребителями ка питана Соколова штурмови ки сбили 10 вражеских са молётов. Каждого из погибших од нополчане хорошо знали и любили. Павел Алексеевич Панин был душой боевого коллектива. Волжский бо гатырь, выросший в семье потомственного рабочего, он стал не только лётчиком высшего класса, но и уме лым руководителем. Имея за плечами опыт двух войн, Панин делал всё, чтобы воспитать у своих лётчиков выносливость, воинскую муд рость, жгучую ненависть к врагу и стремление к победе. Сражаясь с первых дней Великой Отечественной войны под Киевом, он за тем отстаивал Ленинград, а потом воевал в небе Коль ского Заполярья. На Се верном флоте Панин сра жался с 7 июня 1942 года, стал мастером сопровожде ния торпедоносцев и штур- Имея за плечами опыт двух войн, Панин делал всё, чтобы воспитать у своих лётчиков выносливость, воинскую мудрость, жгучую ненависть к врагу и стремление к победе ленные огненными струя ми, оба краснозвёздных "ястребка" упали в море. Подошедший к месту боя капитан Калашников услы шал в наушниках слова ко мандира: "Бейте гадов до последнего!". мовиков. Перед последним вылетом командир напут ствовал ведомых: - У врага много преиму ществ - огонь кораблей и бе реговых батарей, десятки самолётов над конвоями. А мы противопоставим фашис там своё умение, смелость и дерзость. Торпедоносцы прикроем своим телом, но задачу выполним. Командир 255-го истре бительного авиационного полка майор Павел Панин совершил 114 боевых выле тов, провёл 26 воздушных боёв, сбил 13 вражеских самолётов. На его счету 7 лично сбитых немецких ис требителей. Полк под его руководством уничтожил 87 самолётов противника. Со провождаемые им торпе доносцы потопили 4 транс порта, 2 танкера, стороже вик и повредили 4 корабля. Указом Президиума Вер ховного Совета СССР от 22 января 1944 года майор Павел Панин был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно). А за три дня до гибели лётчика король Британии Георг VI через своего представите ля в СССР передал грамоту о присвоении Павлу Алек сеевичу Панину звания по чётного офицера вооружён ных сил Британской импе рии с правом на связанные с этим привилегии и при своении звания пэра Бри танской империи. 22 мая 1944 года Панин был на граждён орденом Британ ской империи IV степени и крестом воздушного аса. Фамилия Павла Панина выбита на каменных плитах мемориала в числе 898 фа милий тех, чьих могил нет на земле, - в память о лёт чиках, штурманах, стрелках- радистах ВВС Краснозна мённого Северного флота, погибших в море в 1941 1945 годах. Мемориал от крыли 17 августа 1986 года на берегу Кольского залива в посёлке Сафоново. Име нем Павла Панина назва на и одна из улиц посёлка. Подготовил Александр ПАНЮШКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz