На страже Заполярья. 2019 год. Март.

5 стр. ★на стражЕ Заполярья 22 марта 2019 года Его предки - казаки, с Ермаком осваивали просторы Сиби­ ри, служили в конвойном Её Императорского Высочества полку, защищали Родину в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн. Могли он выбратьдля себядругую про­ фессию, кроме как Родину защищать. Наверное, нет. Да и служить ей могтолько с полной самоотдачей. Свидетельство того - два ордена Мужества, медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени и "За спасение погибавших". АС ЗАПОЛЯРНОГО НЕБА Они этого достойны Речь о заслуженном военном лётчике России, заместителе командующего морской авиа­ цией Северного флота с 2002 по 2015 год лётчике-снайпере пол­ ковнике Сергее Чечерове. Таких асов, как Сергей Викторович, в морской авиации можно пересчи­ тать по пальцам: его общий на­ лёт на различных типах вертолётов составляет около 4 тысяч часов, в послужном списке более 2,5 ты­ сячи посадок на палубы россий­ ских и иностранных военных ко­ раблей и гражданских судов. 21 декабря 2005 года в Крем­ ле Президент России Владимир Путин вручил ему знак "Заслу­ женный военный лётчик России". В среде пилотов это звание це­ нится выше, чем награждение орденом. За полёты с палуб боевых ко­ раблей Северного флота в небе над Северным Ледовитым океа­ ном Указом Президента России, кроме Сергея Чечерова, были награждены и два его коллеги - командиры экипажей вертолё­ тов полковник Сергей Миронен- ко орденом Мужества и подпол­ ковник Сергей Кравцов медалью Нестерова. В небо Арктики им довелось подниматься часто. Отправля­ лись и на ледовую разведку вмес­ те с гидрологом атомного ледо­ кола, удаляясь от каравана ко­ раблей на две сотни километров, доставляли грузы и военнослу­ жащих с кораблей на остров Котельный. А Сергею Чечерову пришлось на внешней подвеске перенести и потерпевший кру­ шение вертолёт Ка-27 с острова на борт судна-килектора. Именно Чечерову первому до­ верили в ноябре 2009 года поса­ дить штурмовик Ка-29 на палубу французского вертолётоносца "Мистраль", находившегося в Финском заливе. Вторым на ко­ рабль сел его коллега полковник Сергей Мироненко на Ка-27. Сергей Владимирович подни­ мался и с борта ВПК "Адмирал Кулаков", и с палубы тяжёлого атомного ракетного крейсера "Пётр Великий". В 2013 году авиа­ группа в составе двух палубных вертолётов и трёх экипажей выполнила более ста взлётов и посадок на палубы кораблей. Две трети из них пришлись на экипаж Чечерова. Над морем, в отличие от по­ лётов над землёй, нет запасных аэродромов, и надеяться можно только на своё мастерство и без­ отказную работу авиатехники. Риск огромный. Не случайно в со­ ветские годы лётчикам морской авиации присваивали воинские звания на ступень выше зани­ маемой должности. В наше вре­ мя такую привилегию почему-то посчитали необоснованной... В 1996 году мне довелось сле­ тать с экипажем североморцев на Ил-38 к берегам Англии. Как и всему экипажу, мне выдали па­ рашют, и тут же полушутя-полу­ серьёзно объяснили, что поль­ зоваться этим средством спасе­ ния можно только над сушей. В ледяной воде арктических морей даже при благополучном поки­ дании самолёта выжить невоз­ можно. А экипажи морской авиа­ ции, понимая это, из года в год, изо дня в день выполняют учеб­ но-боевые задачи над бескрай­ ними просторами Мирового океа­ на. Мне кажется, было бы спра­ ведливо вернуть им былую при­ вилегию. Право слово, они этого достойны. С Юга на Север Сергей родился 10 декабря 1960 года в селе Викулово Тю­ менской области. В четырёхлет­ ием возрасте с родителями пе­ реехал в Армению, в город Або- вян. Здесь располагался мощ­ ный центр радиоэлектронной промышленности СССР, куда его отца пригласили работать. Школу довелось заканчивать не простую, с математическим уклоном. Тем не менее средний балл его аттестата зрелости со­ ставил 4,85. С учётом того, что Сергей на здоровье не жаловал­ ся, занимался спортом, то без труда с первого захода поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков, где готовили пилотов вертолётов для всех видов Вооружённых сил. В 1982 году Чечерову вручили лейтенантские погоны и направ­ ление для прохождения дальней­ шей службы на Северном флоте в авиагарнизоне Сафоново. Служба складывалась непло­ хо. Командирами экипажей лёт­ чики обычно становятся через 3­ 4 года, Сергей же сел в коман­ дирское кресло уже через десять месяцев после начала службы в строевом полку морской авиа­ ции Северного флота. В этом была и его заслуга, и заслуга его наставника, лётчика-инструкто- ра капитана Владимира Лехне- ра. Летал на Ми-14 - на летаю­ щей амфибии, которая выпуска­ лась в различных модификаци­ ях: противолодочного вертолёта, тральщика, спасателя. На этом типе винтокрылых машин Сергей Владимирович дослужился до капитанского звания. Боевая биография Восьмидесятые годы для во­ енных были непростыми, самый разгар "холодной войны". Сергею Чечерову и его товарищам очень часто приходилось летать на поиски иностранных подводных лодок, находившихся на боевом патрулировании в Баренцевом море. Налёт каждого в ту пору достигал 200 часов в год. Отсюда и высокое лётное мастерство - почти все имели допуск к полё­ там при высоте нижней кромки облаков 50 метров и видимости 500 метров. В 1989 году в биографии Чече­ рова наступил новый этап - он переучился на новый вертолёт Ка-27, который экипажи прини­ мали прямо в заводе. Осваивали полёты с палубы боевых кораб­ лей, днём и ночью, в простых и сложных погодных условиях. Спустя ещё 5 лет он поступил в академию, а через год стал ко­ мандиром эскадрильи штурмо­ вых вертолётов Ка-29, к которым с уважением относится и поны­ не, восхищаясь их мощным во­ оружением и лётными характе­ ристиками. 2000 год запомнился Чечеро­ ву назначением на должность заместителя командира полка и трагическими событиями с АПРК "Курск". Тогда он выполнил 165 посадок на корабли "Регалия" и "Майо", занимавшиеся глубоко­ водными работами. В 2002 году Сергей Викторо­ вич стал командиром вертолёт­ ного полка. Своим наставником Чечерова могут назвать десятки пилотов. А учиться действитель­ но было чему. Мастерства Сергею Викторовичу не занимать. Летать доводилось над водами Атлантики, Средиземного, Норвежского, Ба­ ренцева, Печорского и Карского морей, над морем Лаптевых. Ас - спасатель В лётной биографии полков­ ника Чечерова - сотни санитар­ ных и спасательных вылетов. Од­ нажды во время шторма в Се­ верной Атлантике ему пришлось, взлетев с палубы ТАВКР "Адми­ рал Флота Советского Союза Кузнецов", эвакуировать тяжело­ больного матроса с БПК "Адми­ рал Чабаненко". Вертолёт Ка-27 может садиться на палубу при крене корабля в 6 градусов. Тогда крен достигал 20 градусов. В бо­ лее-менее приемлемом поло­ жении, как высчитал Чечеров, вися над кораблём, палуба нахо­ дилась 15 секунд. Выбрав момент, он сумел за эти 15 секунд поса­ дить машину, принять на борт больного матроса и взлететь. А спасение механика с борта сухогруза "Берег Надежды", ко­ торый потерпел катастрофу у мы­ са Чемрай? Скорость ветра дос­ тигала 30 метров в секунду. Когда вертолёт завис над теплоходом, брызги волн долетали до остек­ ления кабины. - У меня даже перчатки были мокрыми от морской воды, - рас­ сказывает Сергей Викторович. - Раненого механика мы благопо­ лучно сняли с судна и доставили на берег. Ас неоднократно принимал участие в российско-норвежских учениях по спасению на водах. В его лётной практике есть посадки на сухогруз компании "Норильский Никель", на атом­ ный ледокол "Ямал". Полёт с мастером В 2010 году жители посёлка Сафоново и улицы Кортик избра­ ли Сергея Чечерова депутатом представительного органа влас­ ти флотской столицы, а в 2015 году - депутатом во второй раз. С первых дней участия Сергея Викторовича в заседаниях Со­ вета депутатов я приставал к не­ му с просьбой взять с собой в по­ лёт. Он обещал, но всё как-то не складывалось. Один раз дал "добро", но летали мы в район Териберки с другим экипажем. И вот однажды в ответ на оче­ редную мою просьбу он сказал: "Сегодня в 17.00 заеду за тобой, полетаем". На аэродроме полковника Сергея Чечерова уже ждали подготовленный к вылету верто­ лёт Ми-8Т, экипаж и лётчик 1-го класса капитан Андрей Ливанов, который пришёл в морскую авиа­ цию из ВВС. С ними трижды бы­ ли отработаны элементы зави­ сания над водой для спасения людей с водной поверхности. Вернулись на аэродром, и вновь в полёт, но уже на другом вертолёте - десантно-транспорт­ ном Ми-8 МТВ-5. На нём пред­ стояло обеспечить тренировку спецназа в беспарашютной вы­ садке. Как рассказал несколько позже Сергей Чечеров, верто­ лётчики постоянно тренируются в десантировании морской пехо­ ты и спецназовцев и с парашю­ тами, и по-штурмовому - с зависа­ ния над точкой высадки. С ними проходят тренировку и спаса­ тельные группы морской авиа­ ции Северного флота, в которую входят военнослужащие, имею­ щие подготовку парашютистов, спасателей, аквалангистов. В этот же день Сергей Чече­ ров выполнил вывозные полёты в зону и по кругу с молодым лёт­ чиком лейтенантом Михаилом Гуляевым. Для него это был первый вылет в небо Арктики. После посадки полковник, обратившись к стоявшим рядом лётчикам, произнёс: "Ну, чего стоите, лейтенант выполнил пер­ вый полёт в небе Арктики. Про­ ведите обряд посвящения". Во­ еннослужащие тут же подхвати­ ли лейтенанта на руки и трижды опустили его пятой точкой на колесо шасси вертолёта. В ко­ горте лётчиков морской авиации прибыло. Пройдут годы, и он однажды скажет какому-то мо­ лодому лётчику, которого будет обучать: "А меня в первом вы­ лете на Севере контролировал и обучал ас полковник Чечеров". Что же касается самого Сергея Викторовича, то сейчас он, уво­ лившись в запас, возглавляет Музей морской авиации Север­ ного флота. Юрий БАНЬКО. Полковник Сергей Чечеров (на снимке в центре) объясняет лётчикам авиакрыла отряда кораблей Северного флота порядок выполнения боевых упражнении (остров Котельный, 2013 год). Командирами экипажей лётчики обычно становят­ ся через 3-4 года, Сергей Чечеров же сел в коман­ дирское кресло уже через десять месяцев после начала службы в строевом полку морской авиации Северного флота К 100-летию военно-политических органов Полёты лётчиков корабельного авиационного полка, которым команду­ ет полковник Владимир Кокурин, шли в плановом режиме. Была прове­ дена соответствующая подготовка, пилоты получили предполётные указания. На аэродром уже вернулся самолёт - разведчик погоды. Сделав необходимые поправки на метеоусловия, авиаторы приступили к своей обычной работе. Они должны были в ближней идальней зонах совершенствовать технику пилотирования, выполнить полётные задания. Втакие часы на аэродроме вступает в права своя размеренная жизнь. Инженерно-технический состав готовит к вылету крылатые машины, лётчики занимают места в кабинах самолётов и выруливают на старт. И вот с рёвом палубные истребители отрываются от взлётно­ посадочной полосы и взмывают в небо. В небесах мы летаем одних В тот день немало хлопот было и у заместителя командира полка по воен­ но-политической работе подполковни­ ка Леонида Проказина. Ему тоже пред­ стояло оттачивать свою лётную выучку, отрабатывать элементы воздушного боя. Правда, вылет Леонида Леонидовича был запланирован несколько позже. И пока в начале лётной смены его коллеги поднимали в воздух свои истребители, он выполнял обязанности руководителя по­ лётов в аэродромной зоне. В его функ­ ции входило следить за самолётами, вы­ полняющими пилотаж над аэродромом, чтобы не было опасного сближения с дру­ гими летательными аппаратами, нару­ шения требований безопасности, в слу­ чае необходимости подсказывать пило­ там, чтобы они могли избежать ошибок. Подполковник Проказин, окончив Высшее военное авиационное училище лётчиков в 1998 году, начинал службу в одной из лётных частей, дислоцирован­ ных в Тамбовской области. Как заметил Леонид Леонидович, учиться ему до­ велось в двух военных авиационных учи­ лищах. Начал в легендарном Качинском высшем военном авиационном училище лётчиков, а доучивался уже в Армавир­ ском высшем военном авиационном училище лётчиков. - ВАрмавире я был недолго, - поясняет подполковник Проказин. - Сдал государ­ ственные экзамены, получил диплом, лейтенантские погоны иотправился в часть. Там молодой лётчик начал осваивать новую для себя машину - МиГ-29. В те сложные для армии времена делать это было непросто. Даже опытные пилоты, на которых в основном держалось вы­ полнение плана боевой подготовки, ед­ ва набирали необходимый налёт часов. А про молодёжь и говорить нечего. К то­ му же буквально через год после его при­ бытия часть перевели на новое место дислокации, и в суматохе масштабного перемещения техники и личного соста­ ва до молодого пилота никому не было дела. И только когда всё окончательно определилось, когда жизнь и служба во­ шли в нормальное русло, для Леонида Проказина началась настоящая боевая учёба. При любой возможности летал с В НЕБЕ И НА ЗЕМЛЕ решает задачи заместитель командира полка по военно-политической работе полной отдачей и до самозабвения. Самолёт МиГ-29 стал для лётчика как бы частью его самого. Через некоторое время офицер был назначен командиром авиационного звена, а потом и штурманом эскад­ рильи. В общей сложности он прослужил в части семнадцать лет. Кто знает, может, продолжал бы Лео­ нид Леонидович и дальше служить в средней полосе России, но однажды в части кинули клич: формируется новый корабельный авиационный полк, всем, кто хочет стать палубным лётчиком и пе­ ребраться в Заполярье, чтобы летать с авианесущего крейсера, дать ответ че­ рез два часа. Времени для принятия решения, взвешивания "за" и "против" было мало­ вато. Только самые отчаянные реши­ лись сделать рискованный шаг - без оглядки окунуться в ожидающую их неизвестность. В их числе был и штур­ ман эскадрильи Леонид Проказин. Стремление ко всему новому, даль­ нейшему совершенствованию лётного мастерства взяло верх над сомнениями. На новом месте снова началась на­ пряжённая работа по освоению палуб­ ного истребителя. Хотя, казалось бы, са­ молёт был тот же - МиГ-29, только с ин­ дексом "К" - корабельный. И всё же, по словам лётчика, это уже совсем другая машина. На ней более современное авиационное оборудование, разные метеообстановки давали себя знать. Леонид Проказин настойчиво осваи­ вал новый самолёт, выполнял на нём полёты разной степени сложности, полу­ чал допуски пилотирования корабель­ ного истребителя в различных условиях. А вскоре его назначили заместителем командира полка по воспитательной работе (так тогда называлась долж­ ность). Однако это не повлияло на лёт­ ную деятельность. Как и прежде, он уве­ ренно чувствует себя за штурвалом са­ молёта, выполняет полётные задания, оттачивает технику пилотирования. В скором времени офицер вместе со своими коллегами - пилотами кора­ бельных истребителей отправится тре­ нироваться на наземном комплексе непросто. Вызвать собеседника на от­ кровенный разговор, выявить наболев­ шее, найти пути решения социальной проблемы - это для подполковника Про­ казина на первых порах было послож­ нее, чем управлять современным истре­ бителем. Но мало-помалу втянулся в эту непростую работу, стал успешно совме­ щать её с лётной подготовкой. Когда он служил командиром звена, штурманом эскадрильи, было несколь­ ко проще. Коллектив состоял из лётчи­ ков, в котором все объединены совмест­ ными идеями, имеют общие цели. В конце-концов даже в чём-то мыслят оди­ наково. В должности заместителя ко­ мандира полка по военно-политиче­ ской работе пришлось столкнуться с (НИТКА), имитирующем палубу авиане­ сущего крейсера, чтобы к выходу из пла­ нового ремонта ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" применить полученные навыки на практике, ос­ ваивая его палубу. Дела земные - Мне всегда нравилось работать с людьми, поэтому и согласился на эту должность, - рассказывает подполков­ ник Леонид Проказин. - Осознание того, что ты нужен им, что можешь помочь кому-то не только словом, но и делом, принять участие в чьей-то судьбе, "раз- Главное, что люди тебе верят, в любой момент могут, не стесняясь, прийти со своими вопросами или просто погово­ рить по душам тем, что подразделения состоят не только из лётчиков или офицеров. У каждого из его подчинённых есть свои проблемы, запросы, интересы, причём зачастую не служебные, а житейские. - Понятно, что не все могут думать и действовать одинаково, - говорит Лео­ нид Леонидович. - Поэтому приходится вникать во все нюансы, кого-то поддер­ жать, кого-то иногда пожурить, направить на путь истинный, детально понять суть возникшего вопроса, помочь в его раз­ решении. Дел с назначением на долж­ ность заместителя командира полка по военно-политической работе стало на­ много больше. Когда ты просто лётчик, то занимаешься собой или небольшим коллективом, больше времени посвя­ щаешь повышению своего профессио­ нального уровня, думаешь главным об­ разом о полётах. А заместитель по воен­ но-политической работе как раз и дол­ жен уделять больше внимания делам земным. Так что мне пришлось, образно говоря, спуститься с небес на землю и решать различные вопросы, которые возникают у лётчиков, инженерно­ технического состава, гражданского персонала, полностью владеть обста­ новкой, которая складывается в полку, держать руку на пульсе жизни воинского коллектива, своевременно принимать взвешенные и верные решения. Возникает закономерный вопрос: не трудно ли сочетать лётную подготовку с работой с людьми? Как отметил под­ полковник Леонид Проказин, для него это разные направления деятельности. Времени действительно очень не хва­ тает, не всегда получается в полном объёме выполнить то, что намечено. Появилось много дел, которые не связаны с лётной работой. Подготовка докладов, анализ обстановки - иногда это начинает превращаться в рутину. - Базовой подготовки у меня в этой профессии нет, - сетует заместитель командира полка по военно-полити­ ческой работе. - Было бы неплохо хотя бы на курсах поучиться, как надо пра­ вильно строить работу с людьми. Безусловно, в одиночку офицеру было бы нелегко заниматься своим делом. Опорой во всём подполковнику Прока- зину стали гражданские специалисты, вместе с которыми он решает вопросы военно-политической и воспитательной работы в полку. Это психолог полка Татьяна Пахирка, инструкторы по про­ филактике правонарушений Малвина Асташкина и по военно-политической работе и информированию Ирина Мок­ рая. Без них, по словам Леонида Лео­ нидовича, он и половины намеченного не смог бы воплотить в жизнь. комплексы и системы управления. По технике пилотирования она стала про­ ще, но зато появилось много нового. Да и полёты по своей сложности в условиях Севера несколько отличались от тех, что выполняли в средней полосе. Полярная ночь, смена по нескольку раз за день рулить" сложную жизненную ситуацию, дорогого стоит. А главное - это то, что люди тебе верят, в любой момент могут, не стесняясь, прийти со своими вопро­ сами или просто поговорить по душам. Нести ответственность за морально­ психологическое состояние коллектива Лётчики закончили отрабатывать пилотаж в аэродромной зоне. У подпол­ ковника Леонида Проказина появилось небольшое "окно" между полётами, и он заспешил в штаб - там его ждали другие дела. Успев "разрулить" некоторые из них, Леонид Леонидович снова засобирался на аэродром. Там предстоит выполнять полётное задание... Александр БОНДАРЬ. Фото автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz