На страже Заполярья. 2019 год. Март.
5 стр. ★на стражЕ Заполярья 22 марта 2019 года Его предки - казаки, с Ермаком осваивали просторы Сиби ри, служили в конвойном Её Императорского Высочества полку, защищали Родину в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн. Могли он выбратьдля себядругую про фессию, кроме как Родину защищать. Наверное, нет. Да и служить ей могтолько с полной самоотдачей. Свидетельство того - два ордена Мужества, медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени и "За спасение погибавших". АС ЗАПОЛЯРНОГО НЕБА Они этого достойны Речь о заслуженном военном лётчике России, заместителе командующего морской авиа цией Северного флота с 2002 по 2015 год лётчике-снайпере пол ковнике Сергее Чечерове. Таких асов, как Сергей Викторович, в морской авиации можно пересчи тать по пальцам: его общий на лёт на различных типах вертолётов составляет около 4 тысяч часов, в послужном списке более 2,5 ты сячи посадок на палубы россий ских и иностранных военных ко раблей и гражданских судов. 21 декабря 2005 года в Крем ле Президент России Владимир Путин вручил ему знак "Заслу женный военный лётчик России". В среде пилотов это звание це нится выше, чем награждение орденом. За полёты с палуб боевых ко раблей Северного флота в небе над Северным Ледовитым океа ном Указом Президента России, кроме Сергея Чечерова, были награждены и два его коллеги - командиры экипажей вертолё тов полковник Сергей Миронен- ко орденом Мужества и подпол ковник Сергей Кравцов медалью Нестерова. В небо Арктики им довелось подниматься часто. Отправля лись и на ледовую разведку вмес те с гидрологом атомного ледо кола, удаляясь от каравана ко раблей на две сотни километров, доставляли грузы и военнослу жащих с кораблей на остров Котельный. А Сергею Чечерову пришлось на внешней подвеске перенести и потерпевший кру шение вертолёт Ка-27 с острова на борт судна-килектора. Именно Чечерову первому до верили в ноябре 2009 года поса дить штурмовик Ка-29 на палубу французского вертолётоносца "Мистраль", находившегося в Финском заливе. Вторым на ко рабль сел его коллега полковник Сергей Мироненко на Ка-27. Сергей Владимирович подни мался и с борта ВПК "Адмирал Кулаков", и с палубы тяжёлого атомного ракетного крейсера "Пётр Великий". В 2013 году авиа группа в составе двух палубных вертолётов и трёх экипажей выполнила более ста взлётов и посадок на палубы кораблей. Две трети из них пришлись на экипаж Чечерова. Над морем, в отличие от по лётов над землёй, нет запасных аэродромов, и надеяться можно только на своё мастерство и без отказную работу авиатехники. Риск огромный. Не случайно в со ветские годы лётчикам морской авиации присваивали воинские звания на ступень выше зани маемой должности. В наше вре мя такую привилегию почему-то посчитали необоснованной... В 1996 году мне довелось сле тать с экипажем североморцев на Ил-38 к берегам Англии. Как и всему экипажу, мне выдали па рашют, и тут же полушутя-полу серьёзно объяснили, что поль зоваться этим средством спасе ния можно только над сушей. В ледяной воде арктических морей даже при благополучном поки дании самолёта выжить невоз можно. А экипажи морской авиа ции, понимая это, из года в год, изо дня в день выполняют учеб но-боевые задачи над бескрай ними просторами Мирового океа на. Мне кажется, было бы спра ведливо вернуть им былую при вилегию. Право слово, они этого достойны. С Юга на Север Сергей родился 10 декабря 1960 года в селе Викулово Тю менской области. В четырёхлет ием возрасте с родителями пе реехал в Армению, в город Або- вян. Здесь располагался мощ ный центр радиоэлектронной промышленности СССР, куда его отца пригласили работать. Школу довелось заканчивать не простую, с математическим уклоном. Тем не менее средний балл его аттестата зрелости со ставил 4,85. С учётом того, что Сергей на здоровье не жаловал ся, занимался спортом, то без труда с первого захода поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков, где готовили пилотов вертолётов для всех видов Вооружённых сил. В 1982 году Чечерову вручили лейтенантские погоны и направ ление для прохождения дальней шей службы на Северном флоте в авиагарнизоне Сафоново. Служба складывалась непло хо. Командирами экипажей лёт чики обычно становятся через 3 4 года, Сергей же сел в коман дирское кресло уже через десять месяцев после начала службы в строевом полку морской авиа ции Северного флота. В этом была и его заслуга, и заслуга его наставника, лётчика-инструкто- ра капитана Владимира Лехне- ра. Летал на Ми-14 - на летаю щей амфибии, которая выпуска лась в различных модификаци ях: противолодочного вертолёта, тральщика, спасателя. На этом типе винтокрылых машин Сергей Владимирович дослужился до капитанского звания. Боевая биография Восьмидесятые годы для во енных были непростыми, самый разгар "холодной войны". Сергею Чечерову и его товарищам очень часто приходилось летать на поиски иностранных подводных лодок, находившихся на боевом патрулировании в Баренцевом море. Налёт каждого в ту пору достигал 200 часов в год. Отсюда и высокое лётное мастерство - почти все имели допуск к полё там при высоте нижней кромки облаков 50 метров и видимости 500 метров. В 1989 году в биографии Чече рова наступил новый этап - он переучился на новый вертолёт Ка-27, который экипажи прини мали прямо в заводе. Осваивали полёты с палубы боевых кораб лей, днём и ночью, в простых и сложных погодных условиях. Спустя ещё 5 лет он поступил в академию, а через год стал ко мандиром эскадрильи штурмо вых вертолётов Ка-29, к которым с уважением относится и поны не, восхищаясь их мощным во оружением и лётными характе ристиками. 2000 год запомнился Чечеро ву назначением на должность заместителя командира полка и трагическими событиями с АПРК "Курск". Тогда он выполнил 165 посадок на корабли "Регалия" и "Майо", занимавшиеся глубоко водными работами. В 2002 году Сергей Викторо вич стал командиром вертолёт ного полка. Своим наставником Чечерова могут назвать десятки пилотов. А учиться действитель но было чему. Мастерства Сергею Викторовичу не занимать. Летать доводилось над водами Атлантики, Средиземного, Норвежского, Ба ренцева, Печорского и Карского морей, над морем Лаптевых. Ас - спасатель В лётной биографии полков ника Чечерова - сотни санитар ных и спасательных вылетов. Од нажды во время шторма в Се верной Атлантике ему пришлось, взлетев с палубы ТАВКР "Адми рал Флота Советского Союза Кузнецов", эвакуировать тяжело больного матроса с БПК "Адми рал Чабаненко". Вертолёт Ка-27 может садиться на палубу при крене корабля в 6 градусов. Тогда крен достигал 20 градусов. В бо лее-менее приемлемом поло жении, как высчитал Чечеров, вися над кораблём, палуба нахо дилась 15 секунд. Выбрав момент, он сумел за эти 15 секунд поса дить машину, принять на борт больного матроса и взлететь. А спасение механика с борта сухогруза "Берег Надежды", ко торый потерпел катастрофу у мы са Чемрай? Скорость ветра дос тигала 30 метров в секунду. Когда вертолёт завис над теплоходом, брызги волн долетали до остек ления кабины. - У меня даже перчатки были мокрыми от морской воды, - рас сказывает Сергей Викторович. - Раненого механика мы благопо лучно сняли с судна и доставили на берег. Ас неоднократно принимал участие в российско-норвежских учениях по спасению на водах. В его лётной практике есть посадки на сухогруз компании "Норильский Никель", на атом ный ледокол "Ямал". Полёт с мастером В 2010 году жители посёлка Сафоново и улицы Кортик избра ли Сергея Чечерова депутатом представительного органа влас ти флотской столицы, а в 2015 году - депутатом во второй раз. С первых дней участия Сергея Викторовича в заседаниях Со вета депутатов я приставал к не му с просьбой взять с собой в по лёт. Он обещал, но всё как-то не складывалось. Один раз дал "добро", но летали мы в район Териберки с другим экипажем. И вот однажды в ответ на оче редную мою просьбу он сказал: "Сегодня в 17.00 заеду за тобой, полетаем". На аэродроме полковника Сергея Чечерова уже ждали подготовленный к вылету верто лёт Ми-8Т, экипаж и лётчик 1-го класса капитан Андрей Ливанов, который пришёл в морскую авиа цию из ВВС. С ними трижды бы ли отработаны элементы зави сания над водой для спасения людей с водной поверхности. Вернулись на аэродром, и вновь в полёт, но уже на другом вертолёте - десантно-транспорт ном Ми-8 МТВ-5. На нём пред стояло обеспечить тренировку спецназа в беспарашютной вы садке. Как рассказал несколько позже Сергей Чечеров, верто лётчики постоянно тренируются в десантировании морской пехо ты и спецназовцев и с парашю тами, и по-штурмовому - с зависа ния над точкой высадки. С ними проходят тренировку и спаса тельные группы морской авиа ции Северного флота, в которую входят военнослужащие, имею щие подготовку парашютистов, спасателей, аквалангистов. В этот же день Сергей Чече ров выполнил вывозные полёты в зону и по кругу с молодым лёт чиком лейтенантом Михаилом Гуляевым. Для него это был первый вылет в небо Арктики. После посадки полковник, обратившись к стоявшим рядом лётчикам, произнёс: "Ну, чего стоите, лейтенант выполнил пер вый полёт в небе Арктики. Про ведите обряд посвящения". Во еннослужащие тут же подхвати ли лейтенанта на руки и трижды опустили его пятой точкой на колесо шасси вертолёта. В ко горте лётчиков морской авиации прибыло. Пройдут годы, и он однажды скажет какому-то мо лодому лётчику, которого будет обучать: "А меня в первом вы лете на Севере контролировал и обучал ас полковник Чечеров". Что же касается самого Сергея Викторовича, то сейчас он, уво лившись в запас, возглавляет Музей морской авиации Север ного флота. Юрий БАНЬКО. Полковник Сергей Чечеров (на снимке в центре) объясняет лётчикам авиакрыла отряда кораблей Северного флота порядок выполнения боевых упражнении (остров Котельный, 2013 год). Командирами экипажей лётчики обычно становят ся через 3-4 года, Сергей Чечеров же сел в коман дирское кресло уже через десять месяцев после начала службы в строевом полку морской авиации Северного флота К 100-летию военно-политических органов Полёты лётчиков корабельного авиационного полка, которым команду ет полковник Владимир Кокурин, шли в плановом режиме. Была прове дена соответствующая подготовка, пилоты получили предполётные указания. На аэродром уже вернулся самолёт - разведчик погоды. Сделав необходимые поправки на метеоусловия, авиаторы приступили к своей обычной работе. Они должны были в ближней идальней зонах совершенствовать технику пилотирования, выполнить полётные задания. Втакие часы на аэродроме вступает в права своя размеренная жизнь. Инженерно-технический состав готовит к вылету крылатые машины, лётчики занимают места в кабинах самолётов и выруливают на старт. И вот с рёвом палубные истребители отрываются от взлётно посадочной полосы и взмывают в небо. В небесах мы летаем одних В тот день немало хлопот было и у заместителя командира полка по воен но-политической работе подполковни ка Леонида Проказина. Ему тоже пред стояло оттачивать свою лётную выучку, отрабатывать элементы воздушного боя. Правда, вылет Леонида Леонидовича был запланирован несколько позже. И пока в начале лётной смены его коллеги поднимали в воздух свои истребители, он выполнял обязанности руководителя по лётов в аэродромной зоне. В его функ ции входило следить за самолётами, вы полняющими пилотаж над аэродромом, чтобы не было опасного сближения с дру гими летательными аппаратами, нару шения требований безопасности, в слу чае необходимости подсказывать пило там, чтобы они могли избежать ошибок. Подполковник Проказин, окончив Высшее военное авиационное училище лётчиков в 1998 году, начинал службу в одной из лётных частей, дислоцирован ных в Тамбовской области. Как заметил Леонид Леонидович, учиться ему до велось в двух военных авиационных учи лищах. Начал в легендарном Качинском высшем военном авиационном училище лётчиков, а доучивался уже в Армавир ском высшем военном авиационном училище лётчиков. - ВАрмавире я был недолго, - поясняет подполковник Проказин. - Сдал государ ственные экзамены, получил диплом, лейтенантские погоны иотправился в часть. Там молодой лётчик начал осваивать новую для себя машину - МиГ-29. В те сложные для армии времена делать это было непросто. Даже опытные пилоты, на которых в основном держалось вы полнение плана боевой подготовки, ед ва набирали необходимый налёт часов. А про молодёжь и говорить нечего. К то му же буквально через год после его при бытия часть перевели на новое место дислокации, и в суматохе масштабного перемещения техники и личного соста ва до молодого пилота никому не было дела. И только когда всё окончательно определилось, когда жизнь и служба во шли в нормальное русло, для Леонида Проказина началась настоящая боевая учёба. При любой возможности летал с В НЕБЕ И НА ЗЕМЛЕ решает задачи заместитель командира полка по военно-политической работе полной отдачей и до самозабвения. Самолёт МиГ-29 стал для лётчика как бы частью его самого. Через некоторое время офицер был назначен командиром авиационного звена, а потом и штурманом эскад рильи. В общей сложности он прослужил в части семнадцать лет. Кто знает, может, продолжал бы Лео нид Леонидович и дальше служить в средней полосе России, но однажды в части кинули клич: формируется новый корабельный авиационный полк, всем, кто хочет стать палубным лётчиком и пе ребраться в Заполярье, чтобы летать с авианесущего крейсера, дать ответ че рез два часа. Времени для принятия решения, взвешивания "за" и "против" было мало вато. Только самые отчаянные реши лись сделать рискованный шаг - без оглядки окунуться в ожидающую их неизвестность. В их числе был и штур ман эскадрильи Леонид Проказин. Стремление ко всему новому, даль нейшему совершенствованию лётного мастерства взяло верх над сомнениями. На новом месте снова началась на пряжённая работа по освоению палуб ного истребителя. Хотя, казалось бы, са молёт был тот же - МиГ-29, только с ин дексом "К" - корабельный. И всё же, по словам лётчика, это уже совсем другая машина. На ней более современное авиационное оборудование, разные метеообстановки давали себя знать. Леонид Проказин настойчиво осваи вал новый самолёт, выполнял на нём полёты разной степени сложности, полу чал допуски пилотирования корабель ного истребителя в различных условиях. А вскоре его назначили заместителем командира полка по воспитательной работе (так тогда называлась долж ность). Однако это не повлияло на лёт ную деятельность. Как и прежде, он уве ренно чувствует себя за штурвалом са молёта, выполняет полётные задания, оттачивает технику пилотирования. В скором времени офицер вместе со своими коллегами - пилотами кора бельных истребителей отправится тре нироваться на наземном комплексе непросто. Вызвать собеседника на от кровенный разговор, выявить наболев шее, найти пути решения социальной проблемы - это для подполковника Про казина на первых порах было послож нее, чем управлять современным истре бителем. Но мало-помалу втянулся в эту непростую работу, стал успешно совме щать её с лётной подготовкой. Когда он служил командиром звена, штурманом эскадрильи, было несколь ко проще. Коллектив состоял из лётчи ков, в котором все объединены совмест ными идеями, имеют общие цели. В конце-концов даже в чём-то мыслят оди наково. В должности заместителя ко мандира полка по военно-политиче ской работе пришлось столкнуться с (НИТКА), имитирующем палубу авиане сущего крейсера, чтобы к выходу из пла нового ремонта ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" применить полученные навыки на практике, ос ваивая его палубу. Дела земные - Мне всегда нравилось работать с людьми, поэтому и согласился на эту должность, - рассказывает подполков ник Леонид Проказин. - Осознание того, что ты нужен им, что можешь помочь кому-то не только словом, но и делом, принять участие в чьей-то судьбе, "раз- Главное, что люди тебе верят, в любой момент могут, не стесняясь, прийти со своими вопросами или просто погово рить по душам тем, что подразделения состоят не только из лётчиков или офицеров. У каждого из его подчинённых есть свои проблемы, запросы, интересы, причём зачастую не служебные, а житейские. - Понятно, что не все могут думать и действовать одинаково, - говорит Лео нид Леонидович. - Поэтому приходится вникать во все нюансы, кого-то поддер жать, кого-то иногда пожурить, направить на путь истинный, детально понять суть возникшего вопроса, помочь в его раз решении. Дел с назначением на долж ность заместителя командира полка по военно-политической работе стало на много больше. Когда ты просто лётчик, то занимаешься собой или небольшим коллективом, больше времени посвя щаешь повышению своего профессио нального уровня, думаешь главным об разом о полётах. А заместитель по воен но-политической работе как раз и дол жен уделять больше внимания делам земным. Так что мне пришлось, образно говоря, спуститься с небес на землю и решать различные вопросы, которые возникают у лётчиков, инженерно технического состава, гражданского персонала, полностью владеть обста новкой, которая складывается в полку, держать руку на пульсе жизни воинского коллектива, своевременно принимать взвешенные и верные решения. Возникает закономерный вопрос: не трудно ли сочетать лётную подготовку с работой с людьми? Как отметил под полковник Леонид Проказин, для него это разные направления деятельности. Времени действительно очень не хва тает, не всегда получается в полном объёме выполнить то, что намечено. Появилось много дел, которые не связаны с лётной работой. Подготовка докладов, анализ обстановки - иногда это начинает превращаться в рутину. - Базовой подготовки у меня в этой профессии нет, - сетует заместитель командира полка по военно-полити ческой работе. - Было бы неплохо хотя бы на курсах поучиться, как надо пра вильно строить работу с людьми. Безусловно, в одиночку офицеру было бы нелегко заниматься своим делом. Опорой во всём подполковнику Прока- зину стали гражданские специалисты, вместе с которыми он решает вопросы военно-политической и воспитательной работы в полку. Это психолог полка Татьяна Пахирка, инструкторы по про филактике правонарушений Малвина Асташкина и по военно-политической работе и информированию Ирина Мок рая. Без них, по словам Леонида Лео нидовича, он и половины намеченного не смог бы воплотить в жизнь. комплексы и системы управления. По технике пилотирования она стала про ще, но зато появилось много нового. Да и полёты по своей сложности в условиях Севера несколько отличались от тех, что выполняли в средней полосе. Полярная ночь, смена по нескольку раз за день рулить" сложную жизненную ситуацию, дорогого стоит. А главное - это то, что люди тебе верят, в любой момент могут, не стесняясь, прийти со своими вопро сами или просто поговорить по душам. Нести ответственность за морально психологическое состояние коллектива Лётчики закончили отрабатывать пилотаж в аэродромной зоне. У подпол ковника Леонида Проказина появилось небольшое "окно" между полётами, и он заспешил в штаб - там его ждали другие дела. Успев "разрулить" некоторые из них, Леонид Леонидович снова засобирался на аэродром. Там предстоит выполнять полётное задание... Александр БОНДАРЬ. Фото автора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz