На страже Заполярья. 2019 год. Март.

Дежурный по низам капитан-лейтенант Александр Маркин ставит задачи дежурно- вахтенной службе. Сначала элементы К-1 моряки сдавали командиру крейсера ка­ питану 1 ранга Игорю Никитину, после окончательный результат принимал штаб дивизии ракет­ ных кораблей. О том, как это было, нашему корреспонденту Яне РАХИМОВОЙ рассказали представители экипажа флагмана Северного флота. ИДЁТБОЕВАЯУЧЁБА 3 стр. 22 марта 2019 года СДАЛИ НА ВЫСШИИ БАЛЛ Л и ч н ы й состав тяжёлого атомного ракетного крейсера 'Пётр Великий" завершил отработку первой курсовой задачи щимися средства­ ми. По команде во­ оружают водоосу­ шительный насос. Маневрирование судна в узкостях от­ рабатывается в у чебн о -тр ен и р о - ботке вводных - действовать согласно инструкции и делать всё без паники, что бы ни про­ изошло. В море случаются раз­ ные ситуации, нужно быть го­ товым ко всему. пелев улыбается. - Если БЧ-5 не будет готова, то корабль никуда не пойдёт, если БЧ-1 не справится со своей ра­ ботой - он собьётся с курса, под­ ведут снабженцы - личный состав вой задачи К-1 командир кораб­ ля капитан 1 ранга Игорь Ники­ тин отметил в лучшую сторону командира самой большой бое­ вой части крейсера - электроме­ ханической - капитана 2 ранга Самая главная задача при отработке вводных - действовать согласно инструкции и делать всё без паники, что бы ни произошло. В море случаются разные ситуации, нужно быть готовым ко всему На мой вопрос, какой боевой части сложнее сдать курсовую задачу К-1, заместитель коман­ дира электромеханической бое­ вой части ТАРКР "Пётр Великий" по военно-политической работе капитан 3 ранга Александр Ше- останется голодным, в таком слу­ чае никто не сможет выполнять поставленные задачи, - отвечает капитан 3 ранга Шепелев. - Поэ­ тому важна боеготовность каж­ дого подразделения. По результатам сдачи курсо- Сергея Першина, командира ра­ кетно-артиллерийской боевой части капитана 3 ранга Влади­ мира Беленкова и командира штурманов капитан-лейтенанта Дмитрия Кашмакова, чьи под­ разделения лучше других подго­ товились к проверке. Командир БЧ-5 капитан 2 ран­ га Сергей Першин среди подраз­ делений своей боевой части от­ метил электротехнический диви­ зион и турбинно-атомную группу, отдельно старшину команды мо­ тористов БЧ-5 старшего мичмана Василия Рубина, который явля­ ется примером в выполнении воинского долга на протяжении всей службы и в своё время спра­ ведливо был награждён госу­ дарственной наградой - медалью Ушакова. К-1 осталась позади, но рас­ слабляться морякам некогда. Успешно справившись с первой, личный состав ТАРКР "Пётр Ве­ ликий" готовится к сдаче второй курсовой задачи - действиям одиночного корабля в море. Фото из архива Т А РК Р "Пётр Великий". ПО ЗАКОНАМ ЖАНРА Морские пехотинцы отрабатывают слаживаиие взводов на фоне динамично меняющейся тактической обстановки Одна из них- + преодоление за р а ж ё н н о й местности. Об­ наружив по маршруту следования за­ дымлённый участок, коман­ дир взвода лейтенант Ев­ гений Самсонов без про­ медления доложил об этом командиру роты капитану Максиму Мануйлову и о сво­ ём решении форсировать его. Личный состав надел ры для организации управ­ ления огнём. Происходит это быстро и слаженно. Бойцы, сержанты и офицеры по­ нимают друг друга с полу­ слова. Не успевает стихнуть рокот двигателей, как мор­ ские пехотинцы разверну­ лись на опорном пункте для отражения атаки "против­ ника". Пока взвод занимал по­ зицию, на некоторое удале­ ние от его переднего края в боевых порядках взвода. С началом артиллерий­ ского налёта лейтенант Ев­ гений Самсонов скомандо­ вал подчинённым: "В укры­ тие". Сделано это было для того, чтобы уберечь личный состав от случайных оскол­ ков. На позиции остались лишь наблюдатели. Как только стихла кано­ нада, "противник" начал наступление. - Наблюдаю диверсион- БТР-82А не оставляют на- зации корабля, - рассказывает заместитель командира элект­ ромеханической боевой части ТАРКР "Пётр Великий" по воен­ но-политической работе капитан 3 ранга Александр Шепелев. - На нас лежит двойная ответствен­ ность, ведь "Пётр Великий" - флагман Северного флота, на который равняются. А значит, все поставленные задачи должны быть выполнены образцово. С личным составом были проведены теоретические заня­ тия по отработке каждого эле­ мента курсовой задачи. Затем проходили тренировки и учения, где моряки оттачивали своё профессиональное мастерство. В них входят такие основопола­ гающие элементы, как борьба за живучесть корабля (БЗЖ) при нение других различных вводных. БЗЖ - одна из важнейших тренировок. Личный состав дол­ жен чётко знать свои действия при возникновении аварийной ситуации. Например, при пожа­ ре, в зависимости от того, где на­ ходится предполагаемый очаг воз­ горания, первичные мероприятия по борьбе с огнём осуществляют моряки, находящиеся на боевом посту: задраивают помещения, выключают вентиляцию, произ­ водят тушение подручными средствами. Потом на помощь прибывает личный состав бли­ жайшей аварийной партии. - Обязательно отрабатывает­ ся тренировка по борьбе с водой при её поступлении в отсек, - включается в беседу старшина команды мотористов БЧ-5 стар­ вочном комплексе надводных кораб­ лей на тренажёре "Мостик". На трени­ ровке происходит в заим од е й с тви е между главным ко­ мандным пунктом (КГП), штурманской и радиотехничес­ кой боевыми частями и боевым информационным центром. - Командир корабля даёт распоряжение на прохождение узкости, например, по Кольскому заливу, - рассказывает электрик штурманской боевой части мат­ рос Дмитрий Карякин. - При этом он может выдать карточку с задачей: резкое изменение глу­ бины со 100 метров до 20, и будет смотреть, какие действия я предприму. По громкоговорящей связи я должен сразу доложить на ГКП вахтенному штурману, который прокладывает курс и следит за навигационной обста­ новкой. Он озвучит рекомен­ дации командиру корабля на определённые действия, ска­ жем, застопорить ход корабля. Самая главная задача при отра­ - Сдача курсовой задачи К-1 включает в себя все элементы от повседневной до боевой органи- стоянке в базе, экстренное поки­ дание корабля, маневрирова­ ние судна в узкостях и выпол- ший мичман Василий Рубин. - Образовавшуюся пробоину лич­ ный состав, находящийся на бое­ вом посту, заделы­ вает всеми имею- стрелкового оружия одного отделения "чёрных беретов". Опять тревожный док­ лад командира взвода ка­ питану Максиму Мануйлову: - Наблюдаю бро- негруппу. Решил уничтожить сосредо­ точенным огнём РПГ (ручной про­ тивотанковый гра­ натомёт). - РПГ, огонь! - отдаёт приказ лей­ тенант Евгений Самсонов. -Выстрел!-слов­ но эхо вторят ему гранатомётчики . Младший сержант Денис Лыткин ус­ певает несколько раз поразить бро­ нированные цели. Звонкие хлопки руч­ ных гранатомётов ставят окончатель­ ную точку в отра­ жении наступле­ ния диверсионных фупп. Вдогонку отступающему "противнику" снова гремят очереди из вооружения БТР и стрелкового оружия. Мор­ ские пехотинцы ведут огонь на полное уничтожение, не давая никому уйти. Тяжело в учении - Боевые стрельбы взво­ дов проходят одновремен­ но на нескольких учебных местах, - рассказывает ис­ полняющий обязанности командира десантно-штур- ным беретам" в ходе бое­ вой учёбы приходится не­ легко. Так, в тот день, когда подчинённые лейтенанта взвода проводил впервые, считаю, что хорошей оценки он вполне достоин. Кстати, лейтенант Сам- Морские пехотинцы спешат занять огневую позицию. Евгения Самсонова выпол­ няли боевые стрельбы, по­ года их не баловала. Ветер и позёмка порой заметали огневые точки вместе с бой­ цами. Но занятия в соеди­ нении морской пехоты про­ водятся при любых погод­ ных условиях, как днём, так и ночью. Непросто было и лично­ му составу, которым коман­ дует лейтенант Иван Се- машкин. В густом дыму, сре­ ди пламени, под грохот средств имитации, инже- сонов в соединении мор­ ской пехоты далеко не но­ вичок. Проходил здесь служ­ бу по контракту матросом, затем на должностях сер­ жантского состава. Задав­ шись целью, получил высшее образование, и ему было присвоено первое офицер­ ское звание, он стал коман­ диром взвода. Теперь учит подчинённых секретам со­ временного боя. После завершения заня­ тия подполковник Алексей Михайленко рассказал, что По замыслу командира роты, перед тем как приступить к решению основной задачи - отражению нападения "противника", морским пехотинцам предстояло ещё отработать несколько вводных психологическая нерных боеприпасов и ав­ томатных очередей они про­ ходили закалку на психоло­ гической полосе. И только по их покрытым гарью ли­ цам и закопчённым маск­ халатам можно было до­ гадаться, сколько сил им пришлось потратить, чтобы уложиться в норматив. - В ходе нынешнего за­ нятия проверялись не толь­ ко слаженность взводов и уровень огневой подготов­ ки, но и умение командиров управлять подчинённым личным составом при ве­ дении оборонительного боя, - поясняет ход занятия исполняющий обязанности заместителя командира бригады морской пехоты подполковник Алексей Ми­ хайленко. - Учитывая то, что командир взвода лейте ­ нант Евгений Самсонов бо­ евые стрельбы в составе Морские пехотинцы Северного флота в зимнем периоде обучения стремятся в полном объёме вы­ полнить мероприятия боевой подготовки. На поли­ гонах соединения круглые сутки гудят двигатели боевых машин, гремят пулемётные и автоматные очереди, и ничто не может повлиять на ход полно­ ценной боевой учёбы ”чёрных беретов ”. Александр БОНДАРЬ. Фото автора. в бригаде полным ходом идёт подготовка к пред­ стоящим армейским играм "АрМИ-2019". Для участия в конкурсе "Морской десант" готовится взвод морской пехоты, который уже сейчас оттачивает своё боевое мастерство и умение по­ беждать при любых обстоя­ тельствах. Кстати, одновременно с проведением боевых стрельб взводов проходи­ ла и тренировка коман­ ды, участвующей в "АрМИ- 2019" в конкурсе "Снай­ перский рубеж". Кроме того, в тот день под руководст­ вом начальника артилле­ рии соединения подпол­ ковника Сергея Чувакова на горном полигоне со ­ стоялось занятие артилле­ рийских подразделений по практическому ведению стрельбы. противогазы, и боевые ма­ шины проскочили опасный отрезок пути. Затем бойцов ожидала засада "противника". До­ зорное отделение своевре­ менно обнаружило его ди­ версионно-разведыватель­ ную группу. Бронетраспор- тёры увеличивают скорость, и наводчик одного из них матрос Виктор Кравченко на ходу открывает огонь. Цели поражают с первых выстрелов. Уцелевшие "ди­ версанты" под грохот оче­ редей 30-мм автоматичес­ кой пушки спешат ретиро­ ваться с поля боя и укрыть­ ся в складках местности. Учебный бой - он сложный самый Тем временем взвод лей­ тенанта Самсонова прибыл в назначенное место. Лич­ ный состав в считанные се­ кунды спешивается и сосре­ дотачивается возле боевых машин. Офицер ставит бо­ евую задачу по обороне взводного опорного пункта, при этом каждому отде­ лению определяет пози­ ции, которые нужно занять, сектор обстрела, ориенти- выдвигается дежурное огне­ вое средство. Это БТР-82А, экипаж которого составля­ ют механик-водитель млад­ ший сержант Михаил Реп­ няков и наводчик матрос Виктор Кравченко. Перед ними стоит несколько за­ дач. В первую очередь - ведение визуального на­ блюдения за "противни­ ком". При обнаружении его разведывательной группы уничтожить её и отойти на основную позицию. Также преследуется ещё одна цель - ввести неприя­ теля в заблуждение от­ носительно переднего края взводного опорного пункта. По законам жанра "про­ тивник" для развития своего наступления должен на­ нести по обороняющимся артиллерийский удар, что­ бы подавить средства мор­ ских пехотинцев. И он не за­ ставил себя долго ждать. Но только взрывы, поднимая снежные фонтаны, вырос­ ли на пустом месте. Боевая машина, в которой находи­ лись младший сержант Реп­ няков и матрос Кравченко, уже покинула ложную по­ зицию и заняла своё место Подчинённые лейтенанта Ивана Семашкина отрабатывают на психологической полосе нормативы по тактической подготовке. Младший сержант Денис Лыткин готов отразить атаку “про­ тивника”. Тут же отдаёт команду командирам отделений: - Диверсионно-разведыва­ тельную группу - уничтожить! Автоматические пушки шен доклад: "Противник" силами до отделения ата­ кует справа". Для пресече­ ния очередной вылазки до­ статочно плотного огня со полоса, а взвод л е й т е н а н т а Алексея Лонина шлифовал навы­ ки посадки лич­ ного состава в боевые машины и выгрузки из них. По мере выполнения учебных вопро­ сов подразделения меня­ ются местами. Надо сказать, что "чёр- ступающим никаких шансов добиться успеха. На ротный командный пункт поступает доклад: "Противник" по­ давлен". Но бой продол­ жается. Неприятель не ос­ тавляет попыток прорвать оборону взводного опор­ ного пункта. Он спешива­ ется и продолжает атаку. Теперь в дело включаются пулемёты бронетранспор­ тёров. На дальней дистан­ ции наводчики боевых ма­ шин рассевают пехоту "про­ тивника". И снова доклад коман­ диру роты: - Наблюдаю атакующую группу "противника". Решил - сосредоточенным огнём взвода уничтожить. - Взвод, сосредоточен­ ным огнём "противника" - уничтожить! - отдаёт коман­ ду лейтенант Самсонов и тут же уточняет команди­ рам отделений ориентиры для ведения прицельного ог­ ня. В бой вступают пулемёт­ чики, за ними стрелки. Их точные очереди поражают живую силу диверсионных групп. Наступающие оста­ новлены и начинают за ­ крепляться на рубеже, ко­ торого достигли в ходе ата­ ки. Чтобы не дать им закре­ питься на позиции, коман­ дир взвода принимает ре­ шение и дальше продол­ жать огонь для полного уничтожения "противника". Вновь звучит команда: "Огонь!". Несмотря на понесён­ ные потери, неприятель не отказывается от попытки преодолеть сопротивление морских пехотинцев. Те­ перь он пытается атаковать небольшими группами. Слы- мового батальона капитан Юрий Романюк. - Когда лич­ ный состав одного из взво­ дов роты под руководством её командира проводит бо­ евые стрельбы, остальные не сидят без дела, по свое­ му плану отраба­ тывают норма­ тивы по такти­ ческой подготов­ ке. В то время как подчинён­ ные лейтенанта Евгения Самсо­ нова вели "бой", в распоряжение взвода морской пехоты под ко­ м а н д о в а н и ем лейтенанта Ива­ на Семашкина была отдана так н а з ы в а е м а я но-разведывательную груп­ пу в составе трёх бронема­ шин, - докладывает коман­ дир взвода. - Решил дально­ бойными огневыми средст­ вами БТР уничтожить.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz