На страже Заполярья. 2019 год. Март.

6 стр. настгажЕЗаполярья 15 марта 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 18 марта В 1895 году родился советский военный деятель на­ чальник разведуправления РККА комкор Семён Пет­ рович Урицкий. 1965 год - лётчик-космонавт Алексей Леонов впервые в мире совершил выход в открытый космос с борта кос­ мического корабля, пилотируемого лётчиком-космо- навтом Павлом Беляевым. 19 марта День моряка-подводника. В 1906 году издан указ им­ ператора Николая II о внесении изменений в класси­ фикацию судов военного флота, куда вошёл разряд под­ водных лодок. 210 лет назад родился контр-адмирал Владимир Иванович Истомин - участник Наваринского и Синоп­ ского сражений, блокады Дарданелл, один из руково­ дителей обороны Севастополя в 1854-1855 гг. Возглав­ лял оборону Малахова кургана. Погиб в сражении за Севастополь 19 марта 1855 года. 20 марта В 1992 году утверждено положение о звании Герой Российской Федерации и описание медали "Золотая Звезда". Также установлены почётные звания "Лётчик- космонавт РФ", "Заслуженный военный лётчик РФ" и "Заслуженный военный штурман РФ". В 1947 году газета Северного флота "Краснофлотец" переименована в "На страже Заполярья". 21 марта В 1825 году родился контр-адмирал Александр Фёдорович Можайский, автор проекта первого в мире самолёта. В 1891 году родился участник Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн Герой Советского Союза генерал армии Александр Василь­ евич Горбатов. В 1900 году согласно решению управляющего Мор­ ским министерством началось радиооснащение Рос­ сийского императорского флота. В 1904 году приказом командующего Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала Семёна Осиповича Макарова корабельным связистам поручено в обязательном по­ рядке записывать неприятельские депеши, определять направление на работающую радиостанцию, уста­ навливать радиосвязь. В этот день в России родилась радиоразведка. В 1910 году с поля Одесского ипподрома состоялся первый полёт Михаила Никифоровича Ефимова на аэ­ роплане "Фарман-IV" в присутствии публики (100 тысяч человек). Это были первые публичные полёты на тер­ ритории Российской империи. После приземления на Михаила Никифоровича Ефимова был надет лавровый венок с надписью: "Первому русскому авиатору". После Октябрьской революции Ефимов проходил службу в авиации Черноморского флота. Захвачен в плен дени­ кинцами и расстрелян в 1919 году. В 1929 году родился первый командир легендарного РПКСН "K-137 " "Ленинец", командир 339-й отдельной бригады строящихся атомных подводных лодок Красно­ знамённого Северного флота Герой Советского Союза контр-адмирал Вадим Леонидович Березовский. 22 марта Международный день Балтийского моря. В 1807 году во время Русско-турецкой войны 1806­ 1812 годов русская Средиземноморская эскадра под командованием вице-адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина после непродолжительной бомбардировки, высадив десант, овладела турецкой крепостью на острове Тенедос, которую использовала как базу при блокаде пролива Дарданеллы. В 1875 году при морском училище были учреждены "приготовительные" классы. В них принимали маль­ чиков в возрасте от 12 до 15 лет, из которых была сфор­ мирована 5-я рота воспитанников морского училища. В 1922 году родился заместитель командира эскад­ рильи 20-го истребительного авиаполка Северного фло­ та Герой Советского Союза капитан Алексей Кондрать- евич Тарасов. В 1925 году вышел в свет первый номер журнала "Доб- рохим" - предшественник "Военных знаний". Годовщина страшной трагедии и ужасающего пре­ ступления нацистов - в 1943 году белорусская деревня Хатынь превратилась в пепел. Немецко-фашистские за­ хватчики совершили одно из своих зверских злодеяний. Согнав жителей села в сарай, они подожгли его, пы­ тавшихся бежать - расстреливали. Погибли 149 человек, из них 75 детей. На месте гибели мирных жителей сооружён мемориал. 23 марта Всемирный день метеорологии. В 1763 году утверждён Пехотный строевой устав, который явился обобщением опыта Семилетней войны и переработкой устава 1755 года. В 1781 году указом Сената в Холмогорах основана первая в России мореходная школа для обучения судо­ водителей торгового флота (позже - Архангельское мо­ реходное училище им. В.И. Воронина), ныне - Арк­ тический морской институт имени В.И. Воронина - фи­ лиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова. 110 лет со дня рождения командира 255-го истре­ бительного авиаполка Северного флота Героя Совет­ ского Союза майора Павла Алексеевича Панина. 1942 год - в соответствии с приказом командующего Северным флотом вице-адмирала Арсения Григорь­ евича Головко в Полярном на базе отдельной инже­ нерной роты Мурманского укреплённого района нача­ лось формирование 180-го отдельного инженерного батальона. 24 марта День штурманской службы Военно-воздушных сил России. В ночь с 23 на 24 марта 1801 года в Михайловском замке заговорщиками из числа гвардейцев был убит император Павел I. Официально было объявлено, что император скончался от апоплексического удара. За своё короткое правление он издал огромное количество указов и законов, многие из которых были направлены на изменение тех порядков, что были при Екатерине II. В 1921 году родился командующий 1-й флотилией подводных лодок Краснознамённого Северного флота Герой Советского Союза вице-адмирал Анатолий Ива­ нович Сорокин - командир и участник самого дальнего в истории ВМФ подводного перехода. В 2001 году Указом Президента РФ создан новый род войск - Космические войска. К 90- летию со дня рождения Героя Советского Союза Вадима Березовского ДЕРЖАТЬ ГЛУБИНУ Ж изненный принцип командира легендарного 'стратега 'РП КСН "К-137" и "Л енин ец" Юношеская мечта стала большой дорогой, с которой он уже никогда не свернул. Возможно, на выбор профессии Родину защищать повлиял пример отца -участника Гражданской войны, бойца бригады Котовского. Море и флот стали не просто глав­ ными в жизни Героя Советского Союза контр-адмирала Вадима Березовского, но и самой жизнью. Он не боялся отстаивать свою точку зрения, за что, как говорят те, кто служил с ним бок о бок, его не сильно жаловало вышестоящее командование. Но среди моряков-подводников он пользовался непререкаемым авторитетом. Будущий герой-подводник ро­ дился в Киеве. Ему было 12 лет, когда началась Великая Отечест­ венная война. В победном 1945 году поступил в Горьковское воен­ но-морское подготовительное учи­ лище, переведённое потом в город Энгельс и переименованное в Са­ ратовское, а по его окончании вмес­ те со всем курсом получил направ­ ление в Севастополь для после­ военного возрождения Черномор­ ского высшего военно-морского учи­ лища, которому впоследствии было присвоено имя П.С. Нахимова. - В начале 50-х годов прошлого столетия началось массовое строи­ тельство подводных лодок, в связи с чем на Северном флоте отмеча­ лось движение офицерского соста­ ва. Летом 1952 года появился мо­ лодой офицер, штурман Березов­ ский, он показал себя очень хоро­ шо, и служба у него пошла пре­ красно. После окончания классов его назначили командиром на ди­ зельную подводную лодку "С-195", которая в 1957 году провела пер­ вое большое учение. Мы с ним бла­ гополучно вышли в море, прошли завесу, атаковали, вернулись с триумфом. Он был хорошим коман­ диром, чувствовал лодку, у него бы­ ла прекрасная реакция, - вспоми­ нал в документальном фильме, посвящённом памяти Вадима Бере­ зовского, Герой Социалистического Труда подводник Валентин Рыков. В 1960 году судьба привела ка­ питана 3 ранга Березовского на Севмашпредприятие в Северо­ двинск и связала его с этим горо­ дом на всю жизнь. Тогда Бере­ зовский был назначен на долж­ ность командира строящейся атом­ ной подводной лодки "K-40" - од­ ного из первых ракетных крейсеров проекта 658 с тремя баллистичес­ кими ракетами. После государствен­ ных испытании лодка вошла в состав дивизии подводных лодок Северного флота. Экипаж отработал все задачи боевой подготовки, взял флотский приз за ракетную стрельбу. В 1964 году АПЛ под командо­ ванием Вадима Березовского вы­ пала высокая честь и историческая миссия - первому из советских ракетных подводных атомоходов и семьи подводников. Видимо, поэтому за долгую службу у него не было потерь личного состава. Я многих командиров знал, но такую теоретическую подготовку, как у Бе­ резовского, встретил впервые. Ва­ дим Леонидович разрабатывал воп­ рос, как осуществлять стрельбу бал­ листическими ракетами по мор­ ским целям, - делился воспомина­ ниями Эрик Ковалёв, служивший на "К-40" под командованием Бе­ резовского старшим помощником. А потом Березовскому доверили командовать строящимся голов­ ным стратегическим ракетоносцем проекта 667А - легендарным ракет­ ным подводным крейсером "К-137" с 16 баллистическими ракетами. Как потом скажут его коллеги-офице­ ры, Вадим Леонидович такое дове- с х Ф Вадим Березовский (третий слева) во время заводских ходовых испытаний атомной подводной лодки “К-137”. Белое море, 1967 год. выйти на боевую службу. С 14 марта по 17 апреля подлодка участво­ вала в учениях ВМФ СССР "Ограда", проводимых в Норвежском море и Северной Атлантике. Скрытно "К-40" прошла в подводном положении 6553 мили. Экипаж успешно выпол­ нил поставленные командованием задачи, показав при этом отличную морскую выучку. - ВадимаЛеонидовича офицеры на­ зывали только по имени-отчеству. Он всегда вникал во все вопросы, которые решались на корабле. Очень хорошо относился к матро­ сам, пользовался авторитетом не только у команды, его боготворили рие заслужил своими знаниями. За время строительства и испытаний ра­ кетного подводного крейсера коман­ дир внёс целый ряд уникальных технических и оперативно-такти­ ческих новаторских предложений. - 9 июля 1967 года лодка вышла на государственные испытания. Этот день совпал с подъёмом на АПЛ Военно-морского флага. На лодке находился генеральный конст­ руктор ракетного комплекса Вик­ тор Макеев. Он говорил, что ему нужна была скорость не более стар­ товой, и мне пришлось держать ско­ рость с точностью до одной сотой уз­ ла. Когда ракета пришла на боевое поле, Виктор Петрович объявил все­ му экипажу благодарность. Он ушёл с лодки под аплодисменты. Акт при­ ёмки госкомиссии мы подписали 5 ноября 1967 года, - вспоминал Вадим Леонидович. Через год лодка вышла на свою первую боевую службу, по итогам которой подводный крейсер "К-137" получил оценку "отлично", а коман­ диру капитану 1 ранга Березов­ скому за успешное выполнение за­ даний командования по освоению новой техники и проявленные при этом мужество и отвагу присвоено звание Герой Советского Союза. - Плавание было тяжёлым. Зим­ няя Атлантика - это не подарок. Тем более такое грозное бурное море, как Гренландское. Волна идёт как в бутылку. Пришли домой без сле­ жения. Хвоста американского за кормой не было. Боевую службу выполнили хорошо. Всё обошлось нормально. После чего лодка про­ должила боевую деятельность на Северном флоте, - так просто и без всякого пафоса вспоминал о том походе Вадим Березовский. Моряки говорят: как сложится судьба головного корабля, так будет служить и вся серия. "Ленинец" - это название впоследствии получил "стра­ тег" - открыл дорогу десяткам новых подводных ракетоносцев, а "К-137", в свою очередь, отслужил полнос­ тью весь установленный срок. Впоследствии Герой Советского Союза контр-адмирал Вадим Бе­ резовский служил на различных командных должностях на Север­ ном флоте. Последние десять лет службы руководил научно-иссле­ довательским полигоном ВМФ в Эс­ тонии, где в заливе Хара-Лахт про­ водились акустические испытания военно-морской техники. В июле 1989 года Вадим Березов­ ский уволен в запас по возрасту, а спустя три года переехал на постоян­ ное жительство в Северодвинск, где активно занимался военно-патрио­ тическим воспитанием молодёжи, а свои теоретические и практические знания изложил в книгах "По местам стоять, к всплытию", "Адмирал даёт "добро", "Держать глубину. Флотские были". Его перу принадлежат и стихи, в которых автор передаёт всю свою любовь к флоту. Вадим Леонидович ушёл из жиз­ ни 8 апреля 2013 года. Похоронен в Северодвинске. Подготовила Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. Фото из фондов Северодвинского городского краеведческого музея. УДАР ИЗ-ПОД ВОДЫ обеспечил в своё время новый ракетный комплекс Характерным недостаткомранних отечествен­ ных баллистическихракет для подводныхлодок была необходимость всплытия субмариныперед стрельбой. Болеетого, ракетыР-11ФМиР-13 сле­ довало поднимать за пределы корпуса подлодки, что увеличивало время на подготовку к пуску. В 1956годуначаласьразработка проектаракеты Р-15, которая могла бы стартовать прямо из шахты подводной лодки, однако он не был доведён даже до испытаний. Причиной его закрытия сталиуспехи в изучении возможности подводного старта. На основе новых наработок была создана ракета Р-21, ставшая первым образцом оружия отечественной разработки, способным стартовать из-под воды. способная следить за поло­ жением изделия в прост­ ранстве и выводить его на требуемый курс. Эта систе­ ма отвечала за отключение двигателя и сброс боевой части в заданное время. По итогам исследований и ис­ пытаний был определён способ запуска. Изделие Р-21 должно было транс­ портироваться носителем в полностью заправленном состоянии. Перед стрель- кет была дизель-электри- ческая подводная лодка "К-142" проекта 629. В соот­ ветствии с новым проектом 629Б опытная субмарина лишилась двух носовых пус­ ковых установок существу­ ющего типа, вместо которых установили системы СМ-87. Третью шахту закрыли за­ глушкой, поскольку её пла­ нировалось использовать в будущем для проведения новых испытаний перспек­ тивных комплексов. С 24 февраля 1962 года подлодка "К-142" выполни­ ла 15 пусков ракет Р-21 в подводном положении при движении со скоростью до подлодки проекта 658. Об­ новлённый проект 658М подразумевал демонтаж имеющихся систем ком­ плекса Д-2 для ракет Р-13 с последующей уста­ новкой комплекса Д-4 и всего необходимого обо­ рудования. До 1967 года комплекс Д-4 с новой ра­ кетой получили семь суб­ марин проекта 658 из вось­ ми построенных. В 1977 году было принято решение о сокращении количества носителей ра­ кет Р-21. В связи с подпи­ санием Договора ОСВ-1 Со­ ветский Союз был вынуж­ ден начать демонтаж комп- Р азработка первой оте­ чественной баллисти­ ческой ракеты для подло­ док с подводным стартом началась в 1958 году в днеп­ ропетровском ОКБ-586 (ны­ не КБ "Южное"). Конструк­ торы во главе с Михаилом Янгелем должны были соз­ дать ракетный комплекс, не требующий всплытия перед стрельбой. К проекту были привлечены разра­ ботчики подводных лодок и дополнительных средств ра­ кетных комплексов. Сов­ местными усилиями они должны были создать не только полный комплект необходимого оборудова­ ния, но и собственно субма­ рины-носители ракетного вооружения. вижные стенды, способные погружаться под воду, и суб­ марины с пусковыми уста­ новками и другой аппарату­ рой. П ервые пуски проекта Р-21 осуществлялись с использованием макета ракеты К1.1. Фактически это был полноценный про­ тотип боевой ракеты, ко­ торый отличался от неё лишь некоторыми особен­ ностями конструкции. Преж­ де всего был уменьшен объём топливных баков для снижения дальности до значений, приемлемых при испытаниях. Силовая уста­ новка и часть аппаратуры управления заимствова­ лись из исходного проекта. В дальнейшем планиро- Подводная лодка "С-229" после доработки с установкой двух бортовых пусковых установок. бой подлодка должна была заполнять водой пусковую шахту, после чего появля­ лась возможность открыть крышку. Одновременно с этим производились наддув баков и подача сжатого воз­ духа в герметизированный Появление ракетного комплекса Д-4 / Р-21 стало важной вехой в истории современных на то время вооружений для Военно-морского флота страны Проект нового ракетного комплекса для подлодок получил обозначение Д-4. Ракета должна была обо­ значаться как Р-21. В мае 1959 года вышло Постанов­ ление Совмина СССР, в со­ ответствии с которым его разработка передавалась из ОКБ-586 в СКБ-385, воз­ главляемое Виктором Ма­ кеевым. В это же время бы­ ло решено, что отныне все баллистические ракеты для флота будут создаваться именно в СКБ-385. В рамках проекта Р-21 предлагалось провести не­ сколько этапов испытаний с применением как полно­ ценных изделий, так и их макетов со схожими харак­ теристиками. Для запусков в ходе испытаний планиро­ валось применять непод- вапось проводить проверки полноценных изделий Р-21. 29 августа 1961 года под­ водная лодка "С-229" впер­ вые запустила изделие К 1.1. В течение нескольких следующих дней состоя­ лись два новых пуска. Ре­ зультаты всех испытаний макета позволили уточнить основные особенности пер­ спективной ракеты и завер­ шить её разработку, внед­ рив в конструкцию изделия некоторые нововведения. После запусков августа- сентября 1961 года про­ мышленность могла начать подготовку к проверкам новых ракет Р-21 в окон­ чательной конфигурации. Для управления ракетой на активном участке полёта была создана инерциаль- ная система наведения, объём между днищем шах­ ты и хвостовой частью ра­ кеты. На проведение пред­ стартовой подготовки ра­ кетного комплекса требова­ лось около получаса. После команды на старт носитель имел возможность отстре­ лять боекомплект из трёх ракет за 10 минут. В тече­ ние всего времени под­ готовки и стрельбы под­ лодка могла оставаться в подводном положении и не нуждалась во всплытии на поверхность. К началу 1962 года про­ ект Д-4 / Р-21 был готов к испытаниям полноценных ракет, которым предстояло стать главным вооружени­ ем подводного флота. Пер­ вым носителем новых ра- 3-4 узлов. 12 из них при­ знали успешными. По ре­ зультатам первых испыта­ ний стартовали совмест­ ные испытания подлодки проекта 629Б, комплекса Д-4 и ракеты Р-21. На этом этапе проверок израсходо­ вали 12 ракет, все пуски были удачными. 15 мая 1963 года Сов­ мин СССР постановил при­ нять комплекс Д-4 с ра­ кетой Р-21 на вооружение Военно-морского флота. Следует отметить, что к этому времени уже было принято решение о пере­ оборудовании будущих но­ сителей ракет Р-21. Одновременно с субма­ ринами проекта 629 мо­ дернизировались атомные лексов Д-4 с подлодок про­ екта 658М. К концу десяти­ летия завершилось пере­ оборудование головной лод­ ки "К-19", а в течение вось­ мидесятых годов аналогич­ ную процедуру прошли про­ чие субмарины. В дальней­ шем имевшиеся корабли этого проекта получили но­ вое оборудование и освои­ ли новые тактические роли. Ракетный комплекс Д-4 с ракетой Р-21 был принят на вооружение в 1963 году и эксплуатировался до 1989-го. По имеющимся данным, с момента при­ нятия на вооружение и до 1982 года, когда состоялись последние стрельбы, эки­ пажи подлодок ВМФ вы­ полнили 228 пусков ракет. Появление ракетного комплекса Д-4 / Р-21 стало важной вехой в истории современных на то время вооружений для Военно-морского флота страны. Впервые в отечественной практике была создана и поставлена на вооружение баллистическая ракета для подводных лодок, способная осуществлять старт из-под воды. Это позволяло значительно повысить ударный потенциал подводных сил за счёт снижения вероятности обнаружения и атаки лодки при подготовке и осуществлении запуска. Кроме того, освоение подводного старта в сочетании с дальнейшим развитием ракетных технологий позво­ лило отечественным специалистам создать новые баллистические ракеты с повышенными характе­ ристиками, которые стали одним из главных эле­ ментов стратегических ядерных сил. Подготовил Александр ПАНЮШКИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz