На страже Заполярья. 2019 год. Март.
6 стр. настгажЕЗаполярья 15 марта 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 18 марта В 1895 году родился советский военный деятель на чальник разведуправления РККА комкор Семён Пет рович Урицкий. 1965 год - лётчик-космонавт Алексей Леонов впервые в мире совершил выход в открытый космос с борта кос мического корабля, пилотируемого лётчиком-космо- навтом Павлом Беляевым. 19 марта День моряка-подводника. В 1906 году издан указ им ператора Николая II о внесении изменений в класси фикацию судов военного флота, куда вошёл разряд под водных лодок. 210 лет назад родился контр-адмирал Владимир Иванович Истомин - участник Наваринского и Синоп ского сражений, блокады Дарданелл, один из руково дителей обороны Севастополя в 1854-1855 гг. Возглав лял оборону Малахова кургана. Погиб в сражении за Севастополь 19 марта 1855 года. 20 марта В 1992 году утверждено положение о звании Герой Российской Федерации и описание медали "Золотая Звезда". Также установлены почётные звания "Лётчик- космонавт РФ", "Заслуженный военный лётчик РФ" и "Заслуженный военный штурман РФ". В 1947 году газета Северного флота "Краснофлотец" переименована в "На страже Заполярья". 21 марта В 1825 году родился контр-адмирал Александр Фёдорович Можайский, автор проекта первого в мире самолёта. В 1891 году родился участник Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн Герой Советского Союза генерал армии Александр Василь евич Горбатов. В 1900 году согласно решению управляющего Мор ским министерством началось радиооснащение Рос сийского императорского флота. В 1904 году приказом командующего Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала Семёна Осиповича Макарова корабельным связистам поручено в обязательном по рядке записывать неприятельские депеши, определять направление на работающую радиостанцию, уста навливать радиосвязь. В этот день в России родилась радиоразведка. В 1910 году с поля Одесского ипподрома состоялся первый полёт Михаила Никифоровича Ефимова на аэ роплане "Фарман-IV" в присутствии публики (100 тысяч человек). Это были первые публичные полёты на тер ритории Российской империи. После приземления на Михаила Никифоровича Ефимова был надет лавровый венок с надписью: "Первому русскому авиатору". После Октябрьской революции Ефимов проходил службу в авиации Черноморского флота. Захвачен в плен дени кинцами и расстрелян в 1919 году. В 1929 году родился первый командир легендарного РПКСН "K-137 " "Ленинец", командир 339-й отдельной бригады строящихся атомных подводных лодок Красно знамённого Северного флота Герой Советского Союза контр-адмирал Вадим Леонидович Березовский. 22 марта Международный день Балтийского моря. В 1807 году во время Русско-турецкой войны 1806 1812 годов русская Средиземноморская эскадра под командованием вице-адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина после непродолжительной бомбардировки, высадив десант, овладела турецкой крепостью на острове Тенедос, которую использовала как базу при блокаде пролива Дарданеллы. В 1875 году при морском училище были учреждены "приготовительные" классы. В них принимали маль чиков в возрасте от 12 до 15 лет, из которых была сфор мирована 5-я рота воспитанников морского училища. В 1922 году родился заместитель командира эскад рильи 20-го истребительного авиаполка Северного фло та Герой Советского Союза капитан Алексей Кондрать- евич Тарасов. В 1925 году вышел в свет первый номер журнала "Доб- рохим" - предшественник "Военных знаний". Годовщина страшной трагедии и ужасающего пре ступления нацистов - в 1943 году белорусская деревня Хатынь превратилась в пепел. Немецко-фашистские за хватчики совершили одно из своих зверских злодеяний. Согнав жителей села в сарай, они подожгли его, пы тавшихся бежать - расстреливали. Погибли 149 человек, из них 75 детей. На месте гибели мирных жителей сооружён мемориал. 23 марта Всемирный день метеорологии. В 1763 году утверждён Пехотный строевой устав, который явился обобщением опыта Семилетней войны и переработкой устава 1755 года. В 1781 году указом Сената в Холмогорах основана первая в России мореходная школа для обучения судо водителей торгового флота (позже - Архангельское мо реходное училище им. В.И. Воронина), ныне - Арк тический морской институт имени В.И. Воронина - фи лиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова. 110 лет со дня рождения командира 255-го истре бительного авиаполка Северного флота Героя Совет ского Союза майора Павла Алексеевича Панина. 1942 год - в соответствии с приказом командующего Северным флотом вице-адмирала Арсения Григорь евича Головко в Полярном на базе отдельной инже нерной роты Мурманского укреплённого района нача лось формирование 180-го отдельного инженерного батальона. 24 марта День штурманской службы Военно-воздушных сил России. В ночь с 23 на 24 марта 1801 года в Михайловском замке заговорщиками из числа гвардейцев был убит император Павел I. Официально было объявлено, что император скончался от апоплексического удара. За своё короткое правление он издал огромное количество указов и законов, многие из которых были направлены на изменение тех порядков, что были при Екатерине II. В 1921 году родился командующий 1-й флотилией подводных лодок Краснознамённого Северного флота Герой Советского Союза вице-адмирал Анатолий Ива нович Сорокин - командир и участник самого дальнего в истории ВМФ подводного перехода. В 2001 году Указом Президента РФ создан новый род войск - Космические войска. К 90- летию со дня рождения Героя Советского Союза Вадима Березовского ДЕРЖАТЬ ГЛУБИНУ Ж изненный принцип командира легендарного 'стратега 'РП КСН "К-137" и "Л енин ец" Юношеская мечта стала большой дорогой, с которой он уже никогда не свернул. Возможно, на выбор профессии Родину защищать повлиял пример отца -участника Гражданской войны, бойца бригады Котовского. Море и флот стали не просто глав ными в жизни Героя Советского Союза контр-адмирала Вадима Березовского, но и самой жизнью. Он не боялся отстаивать свою точку зрения, за что, как говорят те, кто служил с ним бок о бок, его не сильно жаловало вышестоящее командование. Но среди моряков-подводников он пользовался непререкаемым авторитетом. Будущий герой-подводник ро дился в Киеве. Ему было 12 лет, когда началась Великая Отечест венная война. В победном 1945 году поступил в Горьковское воен но-морское подготовительное учи лище, переведённое потом в город Энгельс и переименованное в Са ратовское, а по его окончании вмес те со всем курсом получил направ ление в Севастополь для после военного возрождения Черномор ского высшего военно-морского учи лища, которому впоследствии было присвоено имя П.С. Нахимова. - В начале 50-х годов прошлого столетия началось массовое строи тельство подводных лодок, в связи с чем на Северном флоте отмеча лось движение офицерского соста ва. Летом 1952 года появился мо лодой офицер, штурман Березов ский, он показал себя очень хоро шо, и служба у него пошла пре красно. После окончания классов его назначили командиром на ди зельную подводную лодку "С-195", которая в 1957 году провела пер вое большое учение. Мы с ним бла гополучно вышли в море, прошли завесу, атаковали, вернулись с триумфом. Он был хорошим коман диром, чувствовал лодку, у него бы ла прекрасная реакция, - вспоми нал в документальном фильме, посвящённом памяти Вадима Бере зовского, Герой Социалистического Труда подводник Валентин Рыков. В 1960 году судьба привела ка питана 3 ранга Березовского на Севмашпредприятие в Северо двинск и связала его с этим горо дом на всю жизнь. Тогда Бере зовский был назначен на долж ность командира строящейся атом ной подводной лодки "K-40" - од ного из первых ракетных крейсеров проекта 658 с тремя баллистичес кими ракетами. После государствен ных испытании лодка вошла в состав дивизии подводных лодок Северного флота. Экипаж отработал все задачи боевой подготовки, взял флотский приз за ракетную стрельбу. В 1964 году АПЛ под командо ванием Вадима Березовского вы пала высокая честь и историческая миссия - первому из советских ракетных подводных атомоходов и семьи подводников. Видимо, поэтому за долгую службу у него не было потерь личного состава. Я многих командиров знал, но такую теоретическую подготовку, как у Бе резовского, встретил впервые. Ва дим Леонидович разрабатывал воп рос, как осуществлять стрельбу бал листическими ракетами по мор ским целям, - делился воспомина ниями Эрик Ковалёв, служивший на "К-40" под командованием Бе резовского старшим помощником. А потом Березовскому доверили командовать строящимся голов ным стратегическим ракетоносцем проекта 667А - легендарным ракет ным подводным крейсером "К-137" с 16 баллистическими ракетами. Как потом скажут его коллеги-офице ры, Вадим Леонидович такое дове- с х Ф Вадим Березовский (третий слева) во время заводских ходовых испытаний атомной подводной лодки “К-137”. Белое море, 1967 год. выйти на боевую службу. С 14 марта по 17 апреля подлодка участво вала в учениях ВМФ СССР "Ограда", проводимых в Норвежском море и Северной Атлантике. Скрытно "К-40" прошла в подводном положении 6553 мили. Экипаж успешно выпол нил поставленные командованием задачи, показав при этом отличную морскую выучку. - ВадимаЛеонидовича офицеры на зывали только по имени-отчеству. Он всегда вникал во все вопросы, которые решались на корабле. Очень хорошо относился к матро сам, пользовался авторитетом не только у команды, его боготворили рие заслужил своими знаниями. За время строительства и испытаний ра кетного подводного крейсера коман дир внёс целый ряд уникальных технических и оперативно-такти ческих новаторских предложений. - 9 июля 1967 года лодка вышла на государственные испытания. Этот день совпал с подъёмом на АПЛ Военно-морского флага. На лодке находился генеральный конст руктор ракетного комплекса Вик тор Макеев. Он говорил, что ему нужна была скорость не более стар товой, и мне пришлось держать ско рость с точностью до одной сотой уз ла. Когда ракета пришла на боевое поле, Виктор Петрович объявил все му экипажу благодарность. Он ушёл с лодки под аплодисменты. Акт при ёмки госкомиссии мы подписали 5 ноября 1967 года, - вспоминал Вадим Леонидович. Через год лодка вышла на свою первую боевую службу, по итогам которой подводный крейсер "К-137" получил оценку "отлично", а коман диру капитану 1 ранга Березов скому за успешное выполнение за даний командования по освоению новой техники и проявленные при этом мужество и отвагу присвоено звание Герой Советского Союза. - Плавание было тяжёлым. Зим няя Атлантика - это не подарок. Тем более такое грозное бурное море, как Гренландское. Волна идёт как в бутылку. Пришли домой без сле жения. Хвоста американского за кормой не было. Боевую службу выполнили хорошо. Всё обошлось нормально. После чего лодка про должила боевую деятельность на Северном флоте, - так просто и без всякого пафоса вспоминал о том походе Вадим Березовский. Моряки говорят: как сложится судьба головного корабля, так будет служить и вся серия. "Ленинец" - это название впоследствии получил "стра тег" - открыл дорогу десяткам новых подводных ракетоносцев, а "К-137", в свою очередь, отслужил полнос тью весь установленный срок. Впоследствии Герой Советского Союза контр-адмирал Вадим Бе резовский служил на различных командных должностях на Север ном флоте. Последние десять лет службы руководил научно-иссле довательским полигоном ВМФ в Эс тонии, где в заливе Хара-Лахт про водились акустические испытания военно-морской техники. В июле 1989 года Вадим Березов ский уволен в запас по возрасту, а спустя три года переехал на постоян ное жительство в Северодвинск, где активно занимался военно-патрио тическим воспитанием молодёжи, а свои теоретические и практические знания изложил в книгах "По местам стоять, к всплытию", "Адмирал даёт "добро", "Держать глубину. Флотские были". Его перу принадлежат и стихи, в которых автор передаёт всю свою любовь к флоту. Вадим Леонидович ушёл из жиз ни 8 апреля 2013 года. Похоронен в Северодвинске. Подготовила Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. Фото из фондов Северодвинского городского краеведческого музея. УДАР ИЗ-ПОД ВОДЫ обеспечил в своё время новый ракетный комплекс Характерным недостаткомранних отечествен ных баллистическихракет для подводныхлодок была необходимость всплытия субмариныперед стрельбой. Болеетого, ракетыР-11ФМиР-13 сле довало поднимать за пределы корпуса подлодки, что увеличивало время на подготовку к пуску. В 1956годуначаласьразработка проектаракеты Р-15, которая могла бы стартовать прямо из шахты подводной лодки, однако он не был доведён даже до испытаний. Причиной его закрытия сталиуспехи в изучении возможности подводного старта. На основе новых наработок была создана ракета Р-21, ставшая первым образцом оружия отечественной разработки, способным стартовать из-под воды. способная следить за поло жением изделия в прост ранстве и выводить его на требуемый курс. Эта систе ма отвечала за отключение двигателя и сброс боевой части в заданное время. По итогам исследований и ис пытаний был определён способ запуска. Изделие Р-21 должно было транс портироваться носителем в полностью заправленном состоянии. Перед стрель- кет была дизель-электри- ческая подводная лодка "К-142" проекта 629. В соот ветствии с новым проектом 629Б опытная субмарина лишилась двух носовых пус ковых установок существу ющего типа, вместо которых установили системы СМ-87. Третью шахту закрыли за глушкой, поскольку её пла нировалось использовать в будущем для проведения новых испытаний перспек тивных комплексов. С 24 февраля 1962 года подлодка "К-142" выполни ла 15 пусков ракет Р-21 в подводном положении при движении со скоростью до подлодки проекта 658. Об новлённый проект 658М подразумевал демонтаж имеющихся систем ком плекса Д-2 для ракет Р-13 с последующей уста новкой комплекса Д-4 и всего необходимого обо рудования. До 1967 года комплекс Д-4 с новой ра кетой получили семь суб марин проекта 658 из вось ми построенных. В 1977 году было принято решение о сокращении количества носителей ра кет Р-21. В связи с подпи санием Договора ОСВ-1 Со ветский Союз был вынуж ден начать демонтаж комп- Р азработка первой оте чественной баллисти ческой ракеты для подло док с подводным стартом началась в 1958 году в днеп ропетровском ОКБ-586 (ны не КБ "Южное"). Конструк торы во главе с Михаилом Янгелем должны были соз дать ракетный комплекс, не требующий всплытия перед стрельбой. К проекту были привлечены разра ботчики подводных лодок и дополнительных средств ра кетных комплексов. Сов местными усилиями они должны были создать не только полный комплект необходимого оборудова ния, но и собственно субма рины-носители ракетного вооружения. вижные стенды, способные погружаться под воду, и суб марины с пусковыми уста новками и другой аппарату рой. П ервые пуски проекта Р-21 осуществлялись с использованием макета ракеты К1.1. Фактически это был полноценный про тотип боевой ракеты, ко торый отличался от неё лишь некоторыми особен ностями конструкции. Преж де всего был уменьшен объём топливных баков для снижения дальности до значений, приемлемых при испытаниях. Силовая уста новка и часть аппаратуры управления заимствова лись из исходного проекта. В дальнейшем планиро- Подводная лодка "С-229" после доработки с установкой двух бортовых пусковых установок. бой подлодка должна была заполнять водой пусковую шахту, после чего появля лась возможность открыть крышку. Одновременно с этим производились наддув баков и подача сжатого воз духа в герметизированный Появление ракетного комплекса Д-4 / Р-21 стало важной вехой в истории современных на то время вооружений для Военно-морского флота страны Проект нового ракетного комплекса для подлодок получил обозначение Д-4. Ракета должна была обо значаться как Р-21. В мае 1959 года вышло Постанов ление Совмина СССР, в со ответствии с которым его разработка передавалась из ОКБ-586 в СКБ-385, воз главляемое Виктором Ма кеевым. В это же время бы ло решено, что отныне все баллистические ракеты для флота будут создаваться именно в СКБ-385. В рамках проекта Р-21 предлагалось провести не сколько этапов испытаний с применением как полно ценных изделий, так и их макетов со схожими харак теристиками. Для запусков в ходе испытаний планиро валось применять непод- вапось проводить проверки полноценных изделий Р-21. 29 августа 1961 года под водная лодка "С-229" впер вые запустила изделие К 1.1. В течение нескольких следующих дней состоя лись два новых пуска. Ре зультаты всех испытаний макета позволили уточнить основные особенности пер спективной ракеты и завер шить её разработку, внед рив в конструкцию изделия некоторые нововведения. После запусков августа- сентября 1961 года про мышленность могла начать подготовку к проверкам новых ракет Р-21 в окон чательной конфигурации. Для управления ракетой на активном участке полёта была создана инерциаль- ная система наведения, объём между днищем шах ты и хвостовой частью ра кеты. На проведение пред стартовой подготовки ра кетного комплекса требова лось около получаса. После команды на старт носитель имел возможность отстре лять боекомплект из трёх ракет за 10 минут. В тече ние всего времени под готовки и стрельбы под лодка могла оставаться в подводном положении и не нуждалась во всплытии на поверхность. К началу 1962 года про ект Д-4 / Р-21 был готов к испытаниям полноценных ракет, которым предстояло стать главным вооружени ем подводного флота. Пер вым носителем новых ра- 3-4 узлов. 12 из них при знали успешными. По ре зультатам первых испыта ний стартовали совмест ные испытания подлодки проекта 629Б, комплекса Д-4 и ракеты Р-21. На этом этапе проверок израсходо вали 12 ракет, все пуски были удачными. 15 мая 1963 года Сов мин СССР постановил при нять комплекс Д-4 с ра кетой Р-21 на вооружение Военно-морского флота. Следует отметить, что к этому времени уже было принято решение о пере оборудовании будущих но сителей ракет Р-21. Одновременно с субма ринами проекта 629 мо дернизировались атомные лексов Д-4 с подлодок про екта 658М. К концу десяти летия завершилось пере оборудование головной лод ки "К-19", а в течение вось мидесятых годов аналогич ную процедуру прошли про чие субмарины. В дальней шем имевшиеся корабли этого проекта получили но вое оборудование и освои ли новые тактические роли. Ракетный комплекс Д-4 с ракетой Р-21 был принят на вооружение в 1963 году и эксплуатировался до 1989-го. По имеющимся данным, с момента при нятия на вооружение и до 1982 года, когда состоялись последние стрельбы, эки пажи подлодок ВМФ вы полнили 228 пусков ракет. Появление ракетного комплекса Д-4 / Р-21 стало важной вехой в истории современных на то время вооружений для Военно-морского флота страны. Впервые в отечественной практике была создана и поставлена на вооружение баллистическая ракета для подводных лодок, способная осуществлять старт из-под воды. Это позволяло значительно повысить ударный потенциал подводных сил за счёт снижения вероятности обнаружения и атаки лодки при подготовке и осуществлении запуска. Кроме того, освоение подводного старта в сочетании с дальнейшим развитием ракетных технологий позво лило отечественным специалистам создать новые баллистические ракеты с повышенными характе ристиками, которые стали одним из главных эле ментов стратегических ядерных сил. Подготовил Александр ПАНЮШКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz