На страже Заполярья. 2019 год. Март.
4 стр. ^напгшзапшшi 15 марта 2019 года 19 марта - День моряка-подводника НАВИГАТОР СТАЛЬНОГО ГИГАНТА Аккуратность, точность, самоконтроль, сила духа, стойкость Командир БЧ-1 РПКСН "Екатеринбург"капитан-лейтенант Никита Якушенко (на фото слева) перенимает опыт у старших товарищей, в том числе и у командира экипажа РПКСН "Брянск" капитана 1 ранга Дмитрия Ушакова. и упорство - таков портрет штурмана подплава системы. Секстан относится к аварийным. Если произойдёт нештатная ситуация, именно этот прибор поможет определить координаты и курс к берегу, - рас сказывает капитан-лейтенант Якушенко. - Техника может дать сбой, а "ручные" средства не подведут никогда. Да и бывают такие ситуации, что данные мес тонахождения корабля на элек тронной карте расходятся с ре альным положением. При про хождении узкостей, которые мо гут таить в себе много различных сюрпризов для подводников, принято пользоваться обычной картой, так надёжней. Штурман - это большая ответст венность и мастерство. И, конеч но же, творчество. Как записано в правилах организации штурман ской службы на кораблях Военно морского флота России: "Работа штурмана в походе носит твор ческий характер". Владлена КЛЮШИНА. Фото Натальи СОСНОВСКОЙ и из архива. Преодолев несколько метров трапа, я оказалась внутри атомной подводной лодки. Внизу меня встречал командир штурманской боевой части ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) "Екатеринбург" капитан-лейтенант Никита Якушенко. На мой вопрос, как крейсер в тёмной толще воды, не имея никаких ориен тиров, спокойно следует по намеченному курсу, он ответил философски: "Главное - уметь распознать свой путь". А специалисты БЧ-1 всегда знают, где находится корабль, куда он идёт и когда будет в заданной точке. М а м а приглядываться к профессии 9 I штурмана. Я ПОДВОДНИК. _ к нам часто приезжали кур- Уже в детстве в Хабаровском санты различных военных вузов военно-морском лицее имени и рассказывали об учёбе, агити- адмирала флота Н.Д.Сергеева ровали поступать. Это сыграло Никита начал осваивать азы свою роль, - рассказывает капи- морской специальности и стал тан-лейтенант Никита Якушенко. После окончания лицея па рень поступил на штурманский факультет Тихоокеанского выс шего военно-морского училища им. С.О. Макарова. - Там я понял, что не ошибся в выборе специальности. С удо вольствием изучал навигацию и технические средства корабле вождения,- делится он воспоми наниями. Офицерская карьера начина лась в посёлке Видяево на атом ной подводной лодке "Тамбов". Через некоторое время после назначения молодой специа лист вместе с экипажем атом ного подводного крейсера "Да ниил Московский" был направ лен в учебный центр в Обнинск. В это время ему предложили должность командира электро- навигационной группы штур манской боевой части РПКСН "Екатеринбург". По приезде в Гаджиево Никита быстро сдал зачёты на самостоятельное не сение штурманской вахты. Офи цер стремительно набирался опыта, приобретал недостаю щие знания, оттачивал практи ческие навыки, легко и быстро освоил свои обязанности, и вскоре был назначен команди ром штурманской боевой части РПКСН "Екатеринбург". - "Аккуратность, точность в квадрате и самоконтроль в кубе" - эта формула лучше всего харак теризует работу военного штур мана, - подчёркивает Никита Алексеевич. - Он должен обла дать глубокими теоретически ми знаниями, иметь твёрдые практические навыки. Не обой тись и без стойкости, силы духа, упорства. Ответственность, по жалуй, самое точное слово, ха рактеризующее эту непростую профессию. Капитан-лейтенант Никита Якушенко признан одним из луч ших специалистов РПКСН "Ека теринбург" по итогам 2018 учеб ного года. Как следствие - и под чинённая ему боевая часть на Успех каждого выхода в море во многом зависит от грамотных действий специалистов БЧ-1 там нужно своевременно рас считывать поправки гиро- и маг нитного компасов. Чтобы опре делить погрешности навига ционных приборов, штурман в течение нескольких дней зани мается их регламентными по верками. На атомоходе большое вни мание уделяется штурманской подготовке. В базе ни на сутки ность в расчётах может обер нуться промахом. - Мы полагаемся на надёж ность астронавигационных сис тем, однако, несмотря на на личие умных электронных при боров, на флоте продолжают действовать принципы так назы ваемого резервирования. Курс на корабле вырабатывают ос новные, резервные и аварийные Ответственность и мастерство Ни для кого не секрет, что большой объём работы штур ман выполняет на карте, где отображается основная информация. Ошибка даже в одну минуту при проклад ке курса корабля на карте приводит в реальности к отклонению от точки ранде ву на мили. Поэтому каждый раз штурман тщательно про рабатывает предстоящий в глубинах океана маршрут. Именно навигаторы с помощью приборов опре деляют местонахождение корабля, рассчитывают курс, скорость, дают рекомен дации командиру. - Успех каждого выхода в море во многом зависит от грамотных действий спе циалистов БЧ-1, - поясняет Ни кита Алексеевич. У капитан-лейтенанта Яку шенко в заведовании есть хоро ший помощник - навигационный комплекс "Шлюз", предназна ченный для обеспечения необ ходимой точности применения ракетного оружия. Во избежание ошибок при выполнении учебно боевых упражнений специалис- не останавливается боевая учё ба, специалисты БЧ-1 подводной лодки "Екатеринбург" совер шенствуют профессиональное мастерство на тренировках по обеспечению безопасности пла вания в узкостях, в сложных гидрометеоусловиях. Кстати, и исход стрельбы во многом зависит от действий штурманов, допущенная неточ- хорошем счету у командо вания. Техник группы автоматики дивизиона живучести электромеха нической боевой части мичман Алексей Рушев на ракетном под водном крейсере стратегического назначения (РПКСН) "Ека теринбург" служит 11 лет. ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР гостях у скандинавских соседей. Возвращаясь в базу, экипаж под ру ководством капитана 3 ранга Баженова успешно выполнил поставленные задачи боевой подготовки, продемонстрировав сбывается, флот пополняется новыми кораблями и подводными лодками. ЕвгенияДРУЗЬЯК Фото автора и Олега КУЛЕШОВА. Можно с уверенностью утверждать, что мечты офицера-подводника сбываются Алексею Александровичу дважды выпала честь общения с Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами России: в первый раз он, ещё будучи лейтенантом, представлял Северный флот на Всеармейском совещании офицеров, вторая встреча состояласьлетом прошлого года при вручении подводнойлодке "Владикавказ" корабельной чаши. Это одни из самыхярких и запоминающихся моментов в службе начальника штаба соединения подводных лодок Кольской флотилии разнородных сил капитана 2 ранга Алексея Баженова. Алексей, уроженец города Волгограда, сиров, в отличие от иностранных моряков, выбрал профессию военного моряка по Кроме того, участвуя в торжествах, рос- совету отца, который в своё время про- сийские военные продемонстрировали ходил срочную службу на Балтийском отличную строевую подготовку при про флоте. Поэтому после окончания школы юно ша подал документы в Высшее военно-мор ское училище подвод ного плавания им. Ле нинского комсомола на минно-торпедный фа культет. Знакомство с будущим местом службы - соеди нением подводных ло док Кольской флотилии разнородных сил Север ного флота произошло во время стажировки. Здесь курсант Баженов убедился в правильнос ти сделанного выбора и после окончания учи лища вернулся в полярнинский подплав. Лейтенант был назначен на должность командира БЧ-3 подлодки "Б-515". К слову, сегодня субмарина носит название "U-434" и в качестве подводной лодки- музея принимает посетителей в гер манском Гамбурге. Молодой офицер зарекомендовал себя как исполнительный, грамотный военнослужащий. Он одним из первых сдал все зачёты, в том числе на допуск к несению дежурства по кораблю. В 2001 году подводная лодка "Вологда" под флагом коман дира бригады капитана 1 ранга Игоря Васильева готовилась к визиту в военно-морскую базу Фаслейн для участия в празд новании 100-летия Королев ского подводного флота Ве ликобритании. Экипаж форми ровали из лучших специалистов соединения. В их число вошёл и лейтенант Баженов. - Это был запоминающийся поход. Мало того, что я вышел в море командиром боевой части, так ещё и сразу с визитом в иностранный порт - предста влять подводные силы Рос сийской Федерации - почётная, волнующая миссия, - вспомина ет капитан 2 ранга Баженов. - В ходе визита мы, как говорится, и на других посмотрели, и себя показали. Без скром ности замечу, что наши подводники про явили мастерство швартовки, выполнив её самостоятельно, без помощи бук- хождении маршем, за что удостоились оваций присутствовавшей на церемонии публики. Через 8 лет, уже в статусе командира подводной лодки "Магнитогорск", Алексей Баженов вновь посетил иностранный порт - на сей раз норвежский Берген. Российские моряки были приглашены на торжества, посвящённые 100-летнему юбилею подводных сил ВМС Норвегии, и достойно представили нашу страну в высокий профессионализм и хорошую морскую выучку, - для недавно наз наченного командира подлодки это было первое серьёзное испытание. Через некоторое время после возвра щения из дальнего похода командование соединения направило Алексея Алексан дровича в составе группы подводников в Северную столицу для приёма от судо строителей новой дизель-электрической подводной лодки "Санкт-Петербург". Затем в служебной биографии Баже нова, на тот момент командира резерв ного экипажа, была ещё одна коман дировка в Санкт-Петербург, но уже с целью передачи опыта и обучения экипажей вьетнамских подводных сил, получивших в рамках военно-техничес кого сотрудничества от России подлодки проекта "Варшавянка". Вспоминая этапы служебного пути, Алексей Баженов отмечает две зна менательные для него встречи - обе с Верховным главнокомандующим ВС РФ Владимиром Путиным. В 2003 году Алексей Александро вич, будучи уже старшим лейте нантом, командиром минно-тор педной боевой части ПЛ "Вологда", представлял Северный флот на Всеармейском совещании офи церов Вооружённых сил РФ. - Нас, военнослужащих, собрали в большом зале, где выступал Вла димир Владимирович, а после в ка бинете состоялась встреча с пред ставителями прессы. Каждому офи церу Президент пожал руку, потом долгое время общался, интере совался положением дел на местах. Ему - начинающему руководителю страны - было важно из первых уст узнать, чем живут армия и флот. Когда дошла оче редь до меня, я сказал, что, к сожалению, уже подходит к окончанию срок э к сплуатации находящихся в составе бри гады подводных лодок и хотелось бы в ближайшее время увидеть новые ко рабли, освоить их и продолжить славные традиции подплава. Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что мечта офицера-подводника I V * Я ТОЖЕ БУДУ МОРЯКОМ! Родом Алексей из деревни Рож дественская Владимирской облас ти. По окончании школы юноша вы брал радиофакультет в Муромском техникуме радиоэлектронного прибо ростроения. Вскоре после защиты диплома получил повестку из воен комата, извещавшую о призыве в ряды Вооружённых сил. Она не стала для Алексея неожиданностью - к службе в армии он готовился. В частях инженерных войск в Под московье парень получил хорошую закалку, и когда встал вопрос, куда многие помогали и делом, и советом, - рассказывает подводник. Когда Алексей перешёл на РПКСН "Екатеринбург", без труда нашёл общий язык с коллективом БЧ-5. - Обслуживание водоопресни тельной установки - непростая за дача. Устройство всегда должно ра ботать бесперебойно и обеспечивать живучесть корабля. И я всё для этого делаю, - говорит моряк. Вскоре молодому специалисту была предложена должность тех ника группы автоматики дивизио- Многолетняя служба и серьёзное отношение к своим обязанностям сделали мичмана Алексея Рушева профессионалом. идти работать после прохождения службы, Алексей по совету дяди, подводника-североморца, приехал в Мурманск. Немного освоившись в го роде, пошёл в военкомат и попросил направить его в подводные силы СФ. Первым местом службы матроса Алексея Рушева стал атомный ра кетный подводный крейсер стра тегического назначения "Борисо- глебск". В круг обязанностей маши- ниста-турбиниста входило обеспече ние работы парогазотурбинной ус тановки, обслуживание её машин, механизмов и контрольно-измери тельных приборов. - Конечно, первые шаги флотской службы давались нелегко. Непросто было сразу влиться в воинский кол лектив, не зная его традиций. Но экипаж оказался очень дружным, на живучести электромеханической боевой части. За короткий проме жуток времени он в полном объ ёме освоил новую специальность и сейчас чётко представляет свою роль в подразделении. По словам ко мандира РПКСН капитана 1 ранга Виктора Петрова, свою материаль ную часть мичман Рушев знает от "а" до "я". Много лет службы и серьёзное отношение к своим обязанностям сделали его профессионалом. Алек сей доволен службой и надеется, что на его долю выпадет ещё немало вы ходов в море. По его мнению, именно в них и заключается смысл службы военного моряка. Алина КОРОЛЁВА. Фото Натальи СОСНОВСКОЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz