На страже Заполярья. 2019 год. Март.

4 стр. ^напгшзапшшi 15 марта 2019 года 19 марта - День моряка-подводника НАВИГАТОР СТАЛЬНОГО ГИГАНТА Аккуратность, точность, самоконтроль, сила духа, стойкость Командир БЧ-1 РПКСН "Екатеринбург"капитан-лейтенант Никита Якушенко (на фото слева) перенимает опыт у старших товарищей, в том числе и у командира экипажа РПКСН "Брянск" капитана 1 ранга Дмитрия Ушакова. и упорство - таков портрет штурмана подплава системы. Секстан относится к аварийным. Если произойдёт нештатная ситуация, именно этот прибор поможет определить координаты и курс к берегу, - рас­ сказывает капитан-лейтенант Якушенко. - Техника может дать сбой, а "ручные" средства не подведут никогда. Да и бывают такие ситуации, что данные мес­ тонахождения корабля на элек­ тронной карте расходятся с ре­ альным положением. При про­ хождении узкостей, которые мо­ гут таить в себе много различных сюрпризов для подводников, принято пользоваться обычной картой, так надёжней. Штурман - это большая ответст­ венность и мастерство. И, конеч­ но же, творчество. Как записано в правилах организации штурман­ ской службы на кораблях Военно­ морского флота России: "Работа штурмана в походе носит твор­ ческий характер". Владлена КЛЮШИНА. Фото Натальи СОСНОВСКОЙ и из архива. Преодолев несколько метров трапа, я оказалась внутри атомной подводной лодки. Внизу меня встречал командир штурманской боевой части ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) "Екатеринбург" капитан-лейтенант Никита Якушенко. На мой вопрос, как крейсер в тёмной толще воды, не имея никаких ориен­ тиров, спокойно следует по намеченному курсу, он ответил философски: "Главное - уметь распознать свой путь". А специалисты БЧ-1 всегда знают, где находится корабль, куда он идёт и когда будет в заданной точке. М а м а приглядываться к профессии 9 I штурмана. Я ПОДВОДНИК. _ к нам часто приезжали кур- Уже в детстве в Хабаровском санты различных военных вузов военно-морском лицее имени и рассказывали об учёбе, агити- адмирала флота Н.Д.Сергеева ровали поступать. Это сыграло Никита начал осваивать азы свою роль, - рассказывает капи- морской специальности и стал тан-лейтенант Никита Якушенко. После окончания лицея па­ рень поступил на штурманский факультет Тихоокеанского выс­ шего военно-морского училища им. С.О. Макарова. - Там я понял, что не ошибся в выборе специальности. С удо­ вольствием изучал навигацию и технические средства корабле­ вождения,- делится он воспоми­ наниями. Офицерская карьера начина­ лась в посёлке Видяево на атом­ ной подводной лодке "Тамбов". Через некоторое время после назначения молодой специа­ лист вместе с экипажем атом­ ного подводного крейсера "Да­ ниил Московский" был направ­ лен в учебный центр в Обнинск. В это время ему предложили должность командира электро- навигационной группы штур­ манской боевой части РПКСН "Екатеринбург". По приезде в Гаджиево Никита быстро сдал зачёты на самостоятельное не­ сение штурманской вахты. Офи­ цер стремительно набирался опыта, приобретал недостаю­ щие знания, оттачивал практи­ ческие навыки, легко и быстро освоил свои обязанности, и вскоре был назначен команди­ ром штурманской боевой части РПКСН "Екатеринбург". - "Аккуратность, точность в квадрате и самоконтроль в кубе" - эта формула лучше всего харак­ теризует работу военного штур­ мана, - подчёркивает Никита Алексеевич. - Он должен обла­ дать глубокими теоретически­ ми знаниями, иметь твёрдые практические навыки. Не обой­ тись и без стойкости, силы духа, упорства. Ответственность, по­ жалуй, самое точное слово, ха­ рактеризующее эту непростую профессию. Капитан-лейтенант Никита Якушенко признан одним из луч­ ших специалистов РПКСН "Ека­ теринбург" по итогам 2018 учеб­ ного года. Как следствие - и под­ чинённая ему боевая часть на Успех каждого выхода в море во многом зависит от грамотных действий специалистов БЧ-1 там нужно своевременно рас­ считывать поправки гиро- и маг­ нитного компасов. Чтобы опре­ делить погрешности навига ­ ционных приборов, штурман в течение нескольких дней зани­ мается их регламентными по­ верками. На атомоходе большое вни­ мание уделяется штурманской подготовке. В базе ни на сутки ность в расчётах может обер­ нуться промахом. - Мы полагаемся на надёж­ ность астронавигационных сис­ тем, однако, несмотря на на­ личие умных электронных при­ боров, на флоте продолжают действовать принципы так назы­ ваемого резервирования. Курс на корабле вырабатывают ос­ новные, резервные и аварийные Ответственность и мастерство Ни для кого не секрет, что большой объём работы штур­ ман выполняет на карте, где отображается основная информация. Ошибка даже в одну минуту при проклад­ ке курса корабля на карте приводит в реальности к отклонению от точки ранде­ ву на мили. Поэтому каждый раз штурман тщательно про­ рабатывает предстоящий в глубинах океана маршрут. Именно навигаторы с помощью приборов опре­ деляют местонахождение корабля, рассчитывают курс, скорость, дают рекомен­ дации командиру. - Успех каждого выхода в море во многом зависит от грамотных действий спе­ циалистов БЧ-1, - поясняет Ни­ кита Алексеевич. У капитан-лейтенанта Яку­ шенко в заведовании есть хоро­ ший помощник - навигационный комплекс "Шлюз", предназна­ ченный для обеспечения необ­ ходимой точности применения ракетного оружия. Во избежание ошибок при выполнении учебно­ боевых упражнений специалис- не останавливается боевая учё­ ба, специалисты БЧ-1 подводной лодки "Екатеринбург" совер­ шенствуют профессиональное мастерство на тренировках по обеспечению безопасности пла­ вания в узкостях, в сложных гидрометеоусловиях. Кстати, и исход стрельбы во многом зависит от действий штурманов, допущенная неточ- хорошем счету у командо­ вания. Техник группы автоматики дивизиона живучести электромеха­ нической боевой части мичман Алексей Рушев на ракетном под­ водном крейсере стратегического назначения (РПКСН) "Ека­ теринбург" служит 11 лет. ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР гостях у скандинавских соседей. Возвращаясь в базу, экипаж под ру­ ководством капитана 3 ранга Баженова успешно выполнил поставленные задачи боевой подготовки, продемонстрировав сбывается, флот пополняется новыми кораблями и подводными лодками. ЕвгенияДРУЗЬЯК Фото автора и Олега КУЛЕШОВА. Можно с уверенностью утверждать, что мечты офицера-подводника сбываются Алексею Александровичу дважды выпала честь общения с Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами России: в первый раз он, ещё будучи лейтенантом, представлял Северный флот на Всеармейском совещании офицеров, вторая встреча состояласьлетом прошлого года при вручении подводнойлодке "Владикавказ" корабельной чаши. Это одни из самыхярких и запоминающихся моментов в службе начальника штаба соединения подводных лодок Кольской флотилии разнородных сил капитана 2 ранга Алексея Баженова. Алексей, уроженец города Волгограда, сиров, в отличие от иностранных моряков, выбрал профессию военного моряка по Кроме того, участвуя в торжествах, рос- совету отца, который в своё время про- сийские военные продемонстрировали ходил срочную службу на Балтийском отличную строевую подготовку при про­ флоте. Поэтому после окончания школы юно­ ша подал документы в Высшее военно-мор­ ское училище подвод­ ного плавания им. Ле­ нинского комсомола на минно-торпедный фа­ культет. Знакомство с будущим местом службы - соеди­ нением подводных ло­ док Кольской флотилии разнородных сил Север­ ного флота произошло во время стажировки. Здесь курсант Баженов убедился в правильнос­ ти сделанного выбора и после окончания учи­ лища вернулся в полярнинский подплав. Лейтенант был назначен на должность командира БЧ-3 подлодки "Б-515". К слову, сегодня субмарина носит название "U-434" и в качестве подводной лодки- музея принимает посетителей в гер­ манском Гамбурге. Молодой офицер зарекомендовал себя как исполнительный, грамотный военнослужащий. Он одним из первых сдал все зачёты, в том числе на допуск к несению дежурства по кораблю. В 2001 году подводная лодка "Вологда" под флагом коман­ дира бригады капитана 1 ранга Игоря Васильева готовилась к визиту в военно-морскую базу Фаслейн для участия в празд­ новании 100-летия Королев­ ского подводного флота Ве­ ликобритании. Экипаж форми­ ровали из лучших специалистов соединения. В их число вошёл и лейтенант Баженов. - Это был запоминающийся поход. Мало того, что я вышел в море командиром боевой части, так ещё и сразу с визитом в иностранный порт - предста­ влять подводные силы Рос­ сийской Федерации - почётная, волнующая миссия, - вспомина­ ет капитан 2 ранга Баженов. - В ходе визита мы, как говорится, и на других посмотрели, и себя показали. Без скром­ ности замечу, что наши подводники про­ явили мастерство швартовки, выполнив её самостоятельно, без помощи бук- хождении маршем, за что удостоились оваций присутствовавшей на церемонии публики. Через 8 лет, уже в статусе командира подводной лодки "Магнитогорск", Алексей Баженов вновь посетил иностранный порт - на сей раз норвежский Берген. Российские моряки были приглашены на торжества, посвящённые 100-летнему юбилею подводных сил ВМС Норвегии, и достойно представили нашу страну в высокий профессионализм и хорошую морскую выучку, - для недавно наз­ наченного командира подлодки это было первое серьёзное испытание. Через некоторое время после возвра­ щения из дальнего похода командование соединения направило Алексея Алексан­ дровича в составе группы подводников в Северную столицу для приёма от судо­ строителей новой дизель-электрической подводной лодки "Санкт-Петербург". Затем в служебной биографии Баже­ нова, на тот момент командира резерв­ ного экипажа, была ещё одна коман­ дировка в Санкт-Петербург, но уже с целью передачи опыта и обучения экипажей вьетнамских подводных сил, получивших в рамках военно-техничес­ кого сотрудничества от России подлодки проекта "Варшавянка". Вспоминая этапы служебного пути, Алексей Баженов отмечает две зна­ менательные для него встречи - обе с Верховным главнокомандующим ВС РФ Владимиром Путиным. В 2003 году Алексей Александро­ вич, будучи уже старшим лейте­ нантом, командиром минно-тор­ педной боевой части ПЛ "Вологда", представлял Северный флот на Всеармейском совещании офи­ церов Вооружённых сил РФ. - Нас, военнослужащих, собрали в большом зале, где выступал Вла­ димир Владимирович, а после в ка­ бинете состоялась встреча с пред­ ставителями прессы. Каждому офи­ церу Президент пожал руку, потом долгое время общался, интере­ совался положением дел на местах. Ему - начинающему руководителю страны - было важно из первых уст узнать, чем живут армия и флот. Когда дошла оче­ редь до меня, я сказал, что, к сожалению, уже подходит к окончанию срок э к­ сплуатации находящихся в составе бри­ гады подводных лодок и хотелось бы в ближайшее время увидеть новые ко­ рабли, освоить их и продолжить славные традиции подплава. Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что мечта офицера-подводника I V * Я ТОЖЕ БУДУ МОРЯКОМ! Родом Алексей из деревни Рож­ дественская Владимирской облас­ ти. По окончании школы юноша вы­ брал радиофакультет в Муромском техникуме радиоэлектронного прибо­ ростроения. Вскоре после защиты диплома получил повестку из воен­ комата, извещавшую о призыве в ряды Вооружённых сил. Она не стала для Алексея неожиданностью - к службе в армии он готовился. В частях инженерных войск в Под­ московье парень получил хорошую закалку, и когда встал вопрос, куда многие помогали и делом, и советом, - рассказывает подводник. Когда Алексей перешёл на РПКСН "Екатеринбург", без труда нашёл общий язык с коллективом БЧ-5. - Обслуживание водоопресни­ тельной установки - непростая за­ дача. Устройство всегда должно ра­ ботать бесперебойно и обеспечивать живучесть корабля. И я всё для этого делаю, - говорит моряк. Вскоре молодому специалисту была предложена должность тех­ ника группы автоматики дивизио- Многолетняя служба и серьёзное отношение к своим обязанностям сделали мичмана Алексея Рушева профессионалом. идти работать после прохождения службы, Алексей по совету дяди, подводника-североморца, приехал в Мурманск. Немного освоившись в го­ роде, пошёл в военкомат и попросил направить его в подводные силы СФ. Первым местом службы матроса Алексея Рушева стал атомный ра­ кетный подводный крейсер стра­ тегического назначения "Борисо- глебск". В круг обязанностей маши- ниста-турбиниста входило обеспече­ ние работы парогазотурбинной ус­ тановки, обслуживание её машин, механизмов и контрольно-измери­ тельных приборов. - Конечно, первые шаги флотской службы давались нелегко. Непросто было сразу влиться в воинский кол­ лектив, не зная его традиций. Но экипаж оказался очень дружным, на живучести электромеханической боевой части. За короткий проме­ жуток времени он в полном объ­ ёме освоил новую специальность и сейчас чётко представляет свою роль в подразделении. По словам ко­ мандира РПКСН капитана 1 ранга Виктора Петрова, свою материаль­ ную часть мичман Рушев знает от "а" до "я". Много лет службы и серьёзное отношение к своим обязанностям сделали его профессионалом. Алек­ сей доволен службой и надеется, что на его долю выпадет ещё немало вы­ ходов в море. По его мнению, именно в них и заключается смысл службы военного моряка. Алина КОРОЛЁВА. Фото Натальи СОСНОВСКОЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz