На страже Заполярья. 2019 год. Март.
3 стр. КОРАБЛЯМ У ПРИЧАЛА НЕ МЕСТО Так считаеткомандование Северного флота 8 марта 2019 года моряков была незнакомой. Например, ракетные комплексы "Калибр". И флаг манских специалистов соединения, корабельных офицеров, мичманов, старшин и матросов тщательно обучали всем тонкостям применения техники представители промышленности. В соединении ракетных кораблей тяжёлый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий" считается лучшим и по Действительно, в последние годы корабли и суда Военно-морского фло та РФ постоянно несут службу в море, далеко от берегов Российской Федерации. И если в девяностых и двухтысячных годах наша страна лишь только демонстрировала Андреевский флаг на просторах Миро вого океана, да ито не слишком часто, то сегодня корабли готовы немед ленно выйти в море надолго и далеко. Не составляет исключения и соединение ракетных кораблей Северного флота. Как рассказал заместитель команди ра соединения по военно-политической работе капитан 1 ранга Геннадий Прохоров, особенно насыщенным на события выдался 2018 год, да и год текущий обещает быть не менее напря жённым. Несмотря на то, что недавно отре монтированный и модернизированный ракетный крейсер "Маршал Устинов" в 2017 году в составе корабельной группы СФ демонстрировал мощь флота на главном военно-морском параде, про ходившем в Санкт-Петербурге, его морякам предстояло участвовать в прошлом году не только ещё в одном параде, но и решать задачи дальнего похода. - Длительное плавание ставит перед экипажем корабля совершенно другие задачи - боевые, - говорит капитан 1 ранга Геннадий Прохоров. - Это не просто манёвры на море, пусть и в составе группы, но и готовность к отра жению нападения потенциального агрессора, задачи моряки решали в восточной части Средиземного моря, где крейсеру предстояло стать команд ным пунктом объединённой группиров ки кораблей и судов ВМФ РФ. На его борту принимались все решения, оттуда велось управление силами и средства ми. Помимо этого, необходимо было взаимодействовать с сухопутными час тями и Военно-космическими силами Российской Федерации, которые дисло цировались поблизости. Это добавляло "Маршал Устинов" в годы его модер низации, сегодня несут службу в других местах. Так, новым командиром кораб ля был назначен в то время ещё капитан 2 ранга Владимир Кузьмин (капитаном 1 ранга он стал как раз во время по хода). До этого он был старшим по мощником командира тяжёлого атом ного ракетного крейсера "Пётр Ве ликий". С ТАРКР "Пётр Великий" пришёл и новый старший помощник командира РКР "Маршал Устинов" капитан 3 ранга Андрей Кривогузов. Оба офицера в кратчайшие сроки сдали зачёты на допуск к самостоятельному управлению кораблём. Вопрос формирования и слаживания команды был одним из основных. Благо экипажи кораблей соединения состоят в основном из военнослужащих, про ходящих службу на контрактной основе, поэтому переход с одного корабля на другой - не проблема. При стоянке в Алжире крейсер посе тил командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов. Он отметил высокий уровень подготовки личного состава корабля, который успешно вы полнил все задачи дальнего похода. По возвращении в базу многие члены эки пажа были удостоены высоких наград. Если экипаж РКР "Маршал Устинов" уже успел "оморячиться" в дальнем походе, то у личного состава фрегата "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" всё ещё впереди. определённые сложности. По словам офицера, на подготовку к походу были направлены все усилия штаба соединения. Это и работа с Помимо профессионализма, одним из лучших качеств личного состава соединения является взаимозаменяемость представителями промышленности по передаче морякам крейсера новой техники, и обучение личного состава корабля правилам её эксплуатации. Ведь значительная часть корабельных специалистов из тех, кто служил на РКР - Фрегат долго был в отрыве от постоянного пункта базирования, - рассказывает капитан 1 ранга Геннадий Прохоров. - Северодвинск, Балтийск, Санкт-Петербург, различные испыта- организации службы, и по опыту дальних походов. Правда, на океанские просто ры в 2018 году он не выходил. - Крейсер полностью боеготов, он пе риодически выходит в море и выполняет мирного времени, ведь моряки нахо дятся в постоянной готовности к приме нению оружия. - Личный состав эсминца "Адмирал Ушаков" - лучший в соединении ракет ных кораблей по состоянию воинской дисциплины, - про должает капитан 1 ранга Ген надий Прохоров. - Не сгла зить бы, но там вообще нет происшествий. В этом я вижу огромную заслугу бывшего командира корабля капитана 1 ранга Игоря Никитина, быв шего старпома (а ныне ко мандира эсминца) капитана 2 ранга Сергея Русакова, заместителя командира ЭМ по военно-политической ра боте капитана 2 ранга Дмитрия Шецко и заместителя коман дира электромеханической боевой части по военно-по литической работе капитан- лейтенанта Сергея Петрука. На единственном тяжёлом авианесущем крейсере "Ад . мирал Флота Советского Со юза Кузнецов" продолжаются ремонт и модернизация. Он находится в судоремонтном заводе. Сейчас самая глав ная задача экипажа корабля - обеспечить работу предста вителей промышленности. Личный сос тав следит за взрыво- и пожаробезопас ностью и непотопляемостью корабля. И, конечно, не прекращается деятель ность, предусмотренная планом пов седневной организации. По словам Геннадия Прохорова, помимо профессионализма, одним из лучших качеств личного состава соеди нения является взаимозаменяемость. Допустим, ушёл корабль в дальний поход, а на нём - большинство флаг манских специалистов. Их задачи при ходится выполнять командирам боевых частей кораблей, которые остались в базе. И никогда никто не ропщет, взва ливая на себя немалую дополнитель ную работу и выполняя её хорошо. Александр ПАНЮШКИН. Фото из архива соединения ракетных кораблей. походов, то они пока не планируются. Дело в том, что ТАРКР "Пётр Великий" предстоит пройти глубокую модерниза цию, как в своё время её прошёл РКР "Маршал Устинов". В настоящее же время продолжатся выходы в полигоны, в том числе и в группе кораблей, а также повседневная деятельность под руко водством нового командира капитана 1 ранга Игоря Никитина. Нечасто и недалеко выходит в море эскадренный миноносец "Адмирал Ушаков". Но командование соединения отмечает, что на плечи личного состава эсминца ложится основная тяжесть боевых дежурств в базе по противовоз душной и противоподводно-диверсион- ной обороне. Казалось бы, всё это не на виду, не такое знаковое, как дальние походы. Но, если вдуматься, это - боевая задача ния... Поэтому в 2018 году внимание штаба соединения к этому кораблю было не таким пристальным, как к другим. Техника новая, во многом для наших ■ tm a a a a n i'i поставленные задачи на полигонах Северного флота, - отмечает капитан 1 ранга Геннадий Прохоров. - В ноябре экипаж корабля успешно сдал вторую курсовую задачу. Что касается дальних (служба по контракту - выбор настоящих мужчин ) Мобильная мастерская технического обслуживания бездорожья не боится. Замена двигателя - процесс трудоёмкий. ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ в отдельномремонтно-восстяновительном батальоне Северного флота Текущий ремонт спланировать невозможно - он всегда внепла новый, поэтому в поле мы долж ны быть готовы к любой ситуации. Средний же ремонт - замена изношенных узлов и агрегатов - в рембате ведётся круглогодич но в соответствии с заявками, поступающими в автобронетан- ковую службу Северного флота (АБТССФ). ' За 2018 учебный год специ алисты батальона восстановили и отремонтировали около 800 всевозможных единиц вооруже ния и военной техники. Лучшей по итогам года стала ремонтная рота автомобильной техники. Независимо от того, какой бу дет температура воздуха в на шем регионе, с наступлением календарной весны в подраз делении начнётся настоящая "жара". Через рембат пройдёт вся техника, которая будет за действована в парадах Победы в Мурманске и Североморске. В случае выявления дефектов её обслужат и подремонтируют. На март уже спланировано тактико-специальное учение в составе батальона под руко водством начальника АБТС СФ, а ещё военнослужащие совсем скоро начнут подготовку к пред стоящим Армейским междуна родным играм-2019. Анна КОРОЛЬКОВА Фото из архива РВБ СФ. Электрик электротехнического дивизиона ракетного крей сера "Маршал Устинов" рядовой Денис Малеванец служит на Северном флоте почти три года. Форму военного моряка он надел после работы в системе образования, где до под писания контракта с Министерством обороны России пре подавал заводские специальности в Калужской области. р и т м ж и з н и легко изменить, когда есть стремление Служат там танкисты, артиллеристы, инженеры, механики, водители, слесари, сварщики, токари, деревообработчики... даже есть военный швея. - А как же без него? Специалист восстанавливает авто мобильные тенты, шьёт чехлы различного назначения, - поясняет мне заместитель командира батальона по вооружению - начальник технической части капитан Константин Лихоткин. - Мы же подразделение комплексно го "формата", нам всегда нужны талантливые люди, для каждого работа найдётся. Отдельный ремонтно-восста новительный батальон пред назначен для ремонта военной техники всего Северного флота - бронетанковой и автомобиль ной, техники связи, служб ракет но-артиллерийского вооруже ния (РАВ) и радиационной, хими ческой и биологической защиты (РХБЗ), инженерной и... всех, всех, всех. А также для эвакуации повреждённых машин. - Более того, мы занимаемся поверкой различных приборов, - продолжает рассказ Константин Николаевич. - Есть у нас мастер ская измерительной техники, в штате - специалисты-метрологи. На территории батальона, кроме прочего, расположены пункты шиномонтажа, заправки, чистки и мойки. Там, например, посто янно обслуживаются даже авто- например, заварить грязевой щиток на танке, чтобы тот неза медлительно продолжил вы полнять учебно-боевые задачи. МРМ - мастерская ремонтно механическая на базе КамАЗа предназначена для выполнения токарных, фрезерных, шлифо вальных, сверлильных и сле сарных работ. В поле может быть развёрнута и мастерская по за ряду и ремонту аккумуляторных батарей (МЗА). Есть и специаль ные мобильные станции техни ческого обслуживания броне танковой, автомобильной и дру гих видов военной техники и во оружения. - Для грамотной эксплуатации каждого нового поступившего вида мастерской мы должны подготовить людей. Сначала проводим общие сборы, демон- Выездные бригады мобильных ремонтных мастер ских в любой момент готовы отправиться на место поломки или аварии, способны в полевых условиях обеспечить комплексное техническое обслуживание и ремонт любого вида флотской техники нённых. Кроме этого, военнослужащие за нимаются изучением техники в часы само подготовки, - объясня ет капитан Лихоткин. - Но нет предела совер шенству. В соответст вии с планом военно служащие всех катего рий проходят курсы в специализированных учебных центрах. Выездные бригады мобильных ремонт ных мастерских в лю бой момент по необ ходимости могут от правиться на место поломки или аварии. Они способны в поле вых условиях обеспе чить комплексное тех ническое обслужива ние и ремонт абсо лютно любого вида флотской техники. Мастерские отлично оснащены. В каждой есть планшетный ком пьютер, где собрана полная информация с подробными видео материалами, поша говыми инструкциями о всех работах, предусмотренных на данном виде машин. Ни одно флотское учение не проходит без привлечения сил и средств ремонтно-восстанови тельного батальона. - Во время полевых выходов подразделений Северного фло та мы разворачиваем сборный пункт повреждённых машин, в составе которого все мастерские по направлениям работ - ре монтные роты бронетанковой, автомобильной техники, воору жения, инженерной техники, - продолжает рассказ офицер. - - У меня три высших обра зования по специальностям пси холог, инженер-исследователь и инженер-механик, - рассказыва ет Денис Вадимович. - В Обнин ске я совмещал работу в Инсти туте атомной энергетики, Сред нерусском университете и кол ледже технологии и услуг. Правда, такая загруженность была не всегда. Искать дополни тельный источник дохода приш лось после того, как у препода вателей резко сократилась за работная плата. Это произошло где-то в начале 2015 года. К тому времени у Дениса уже была семья - жена и двое маленьких детей, о которых нужно заботить ся. Мудрый и ответственный отец семейства решил, что пришло время менять сферу деятель ности. К тому же такие понятия, как Родина, долг, честь, никогда не были для него просто словами. - "На гражданке" я работал в трёх местах, рабочий день - с 7 до 22 часов, выходной только в воскресенье после обеда. Теперь да же в условиях военной службы с семьёй удаётся видеться чаще, прини мать активное участие в жизни и воспитании де тей. - Служба нравится, - признался рядовой. - Специальность практи чески родная - в инсти туте занимался проекта ми различного электро оборудования. К большому коллекти ву, необходимости сла женно действовать в ко манде при выполнении учебно-боевых задач бывшему преподавате лю с базовым психологическим образованием привыкать тоже нужды не было. Денис Вадимович со своими студентами не раз участвовал в военно-патриотических играх "Звезда", а соответственно, заоч но был знаком с примитивной моделью военной организации, боевой подготовки, так что чека нить шаг и обращаться с оружием уже умел и свои навыки после поступления на службу совер шенствовал, а не приобретал. Из всего многообразия видов боевой подготовки, через кото рые проходят моряки в течение учебного года, - по специальнос ти, основам военно-политической, бусы Мурманского филиала На химовского военно-морского учи лища. Устойчивая тенденция совер шенствования в российских вой сках и на флотах вооружения и военной техники влечёт за собой и улучшение техники обслужи вающей - новейший образец встал в строй, как следствие, под него появилась и новая ремонт ная мастерская, соответствую щий ЗИП - комплекс запасных частей, инструментов и принад лежностей. Батальон обладает суперсов ременными подвижными сред ствами технического обслужива ния и ремонта, то есть мастер скими на колёсах. Каждая для своего вида работ. Одна из таких незаменимых помощниц воен нослужащих подразделения - сварочная мастерская на базе "Урала". Название говорит само за себя, возможности машины позволяют оперативно выпол нять сварку прямо на месте вы хода военной техники из строя, стрируя все её возможности. Потом - отдельные углублённые занятия с прапорщиками, мич манами, сержантами и старши нами, чтобы они, изучив особен ности, помогли обучать подчи- строевой, огневой, физической, морской, медицинской, РХБЗ, борьбе за живучесть корабля и технических средств, рядовому Малеванцу глобально и усилен но пришлось изучать последнее. - А точнее, именно борьбу с водой. Ведь раньше на суше мне не приходилось с этим сталкивать ся, - улыбается мой собеседник. Почему же всё-таки выбор пал на Северный флот? Один из прадедов Дениса Вадимовича в послевоенные годы служил в За полярье, двоюродный дедушка был подводником, выполнял во инский долг в Гаджиево. Истории о красоте и величии океана, ве ликолепии Севера Денису рас сказывали с детства, поэтому, ко гда встал вопрос о выборе места службы, мужчина устремился на Кольскую землю. Изначально от ношение на прохождение служ бы получил от командования тяжёлого авианесущего крей сера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", но, пока гото вились документы, корабль ушёл в дальний поход, и Малеванца направили на эскадренный ми ноносец "Адмирал Ушаков", а затем - на РКР "Маршал Устинов". Денис Вадимович не без гор дости оценивает своё предназ начение на корабле - его энер гообеспечение не только важ ная, но и очень интересная, увлекательная мужская работа с потенциалом для служебного роста. В планах рядового - наз начение на вышестоящую дол жность, а в перспективе - по лучение офицерского звания. Анна КОРОЛЬКОВА Фото Александра ЯКОВЛЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz