На страже Заполярья. 2019 год. Март.

3 стр. КОРАБЛЯМ У ПРИЧАЛА НЕ МЕСТО Так считаеткомандование Северного флота 8 марта 2019 года моряков была незнакомой. Например, ракетные комплексы "Калибр". И флаг­ манских специалистов соединения, корабельных офицеров, мичманов, старшин и матросов тщательно обучали всем тонкостям применения техники представители промышленности. В соединении ракетных кораблей тяжёлый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий" считается лучшим и по Действительно, в последние годы корабли и суда Военно-морского фло­ та РФ постоянно несут службу в море, далеко от берегов Российской Федерации. И если в девяностых и двухтысячных годах наша страна лишь только демонстрировала Андреевский флаг на просторах Миро­ вого океана, да ито не слишком часто, то сегодня корабли готовы немед­ ленно выйти в море надолго и далеко. Не составляет исключения и соединение ракетных кораблей Северного флота. Как рассказал заместитель команди­ ра соединения по военно-политической работе капитан 1 ранга Геннадий Прохоров, особенно насыщенным на события выдался 2018 год, да и год текущий обещает быть не менее напря­ жённым. Несмотря на то, что недавно отре­ монтированный и модернизированный ракетный крейсер "Маршал Устинов" в 2017 году в составе корабельной группы СФ демонстрировал мощь флота на главном военно-морском параде, про­ ходившем в Санкт-Петербурге, его морякам предстояло участвовать в прошлом году не только ещё в одном параде, но и решать задачи дальнего похода. - Длительное плавание ставит перед экипажем корабля совершенно другие задачи - боевые, - говорит капитан 1 ранга Геннадий Прохоров. - Это не просто манёвры на море, пусть и в составе группы, но и готовность к отра­ жению нападения потенциального агрессора, задачи моряки решали в восточной части Средиземного моря, где крейсеру предстояло стать команд­ ным пунктом объединённой группиров­ ки кораблей и судов ВМФ РФ. На его борту принимались все решения, оттуда велось управление силами и средства­ ми. Помимо этого, необходимо было взаимодействовать с сухопутными час­ тями и Военно-космическими силами Российской Федерации, которые дисло­ цировались поблизости. Это добавляло "Маршал Устинов" в годы его модер­ низации, сегодня несут службу в других местах. Так, новым командиром кораб­ ля был назначен в то время ещё капитан 2 ранга Владимир Кузьмин (капитаном 1 ранга он стал как раз во время по­ хода). До этого он был старшим по­ мощником командира тяжёлого атом­ ного ракетного крейсера "Пётр Ве­ ликий". С ТАРКР "Пётр Великий" пришёл и новый старший помощник командира РКР "Маршал Устинов" капитан 3 ранга Андрей Кривогузов. Оба офицера в кратчайшие сроки сдали зачёты на допуск к самостоятельному управлению кораблём. Вопрос формирования и слаживания команды был одним из основных. Благо экипажи кораблей соединения состоят в основном из военнослужащих, про­ ходящих службу на контрактной основе, поэтому переход с одного корабля на другой - не проблема. При стоянке в Алжире крейсер посе­ тил командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов. Он отметил высокий уровень подготовки личного состава корабля, который успешно вы­ полнил все задачи дальнего похода. По возвращении в базу многие члены эки­ пажа были удостоены высоких наград. Если экипаж РКР "Маршал Устинов" уже успел "оморячиться" в дальнем походе, то у личного состава фрегата "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" всё ещё впереди. определённые сложности. По словам офицера, на подготовку к походу были направлены все усилия штаба соединения. Это и работа с Помимо профессионализма, одним из лучших качеств личного состава соединения является взаимозаменяемость представителями промышленности по передаче морякам крейсера новой техники, и обучение личного состава корабля правилам её эксплуатации. Ведь значительная часть корабельных специалистов из тех, кто служил на РКР - Фрегат долго был в отрыве от постоянного пункта базирования, - рассказывает капитан 1 ранга Геннадий Прохоров. - Северодвинск, Балтийск, Санкт-Петербург, различные испыта- организации службы, и по опыту дальних походов. Правда, на океанские просто­ ры в 2018 году он не выходил. - Крейсер полностью боеготов, он пе­ риодически выходит в море и выполняет мирного времени, ведь моряки нахо­ дятся в постоянной готовности к приме­ нению оружия. - Личный состав эсминца "Адмирал Ушаков" - лучший в соединении ракет­ ных кораблей по состоянию воинской дисциплины, - про­ должает капитан 1 ранга Ген­ надий Прохоров. - Не сгла­ зить бы, но там вообще нет происшествий. В этом я вижу огромную заслугу бывшего командира корабля капитана 1 ранга Игоря Никитина, быв­ шего старпома (а ныне ко­ мандира эсминца) капитана 2 ранга Сергея Русакова, заместителя командира ЭМ по военно-политической ра­ боте капитана 2 ранга Дмитрия Шецко и заместителя коман­ дира электромеханической боевой части по военно-по­ литической работе капитан- лейтенанта Сергея Петрука. На единственном тяжёлом авианесущем крейсере "Ад­ . мирал Флота Советского Со­ юза Кузнецов" продолжаются ремонт и модернизация. Он находится в судоремонтном заводе. Сейчас самая глав­ ная задача экипажа корабля - обеспечить работу предста­ вителей промышленности. Личный сос­ тав следит за взрыво- и пожаробезопас­ ностью и непотопляемостью корабля. И, конечно, не прекращается деятель­ ность, предусмотренная планом пов­ седневной организации. По словам Геннадия Прохорова, помимо профессионализма, одним из лучших качеств личного состава соеди­ нения является взаимозаменяемость. Допустим, ушёл корабль в дальний поход, а на нём - большинство флаг­ манских специалистов. Их задачи при­ ходится выполнять командирам боевых частей кораблей, которые остались в базе. И никогда никто не ропщет, взва­ ливая на себя немалую дополнитель­ ную работу и выполняя её хорошо. Александр ПАНЮШКИН. Фото из архива соединения ракетных кораблей. походов, то они пока не планируются. Дело в том, что ТАРКР "Пётр Великий" предстоит пройти глубокую модерниза­ цию, как в своё время её прошёл РКР "Маршал Устинов". В настоящее же время продолжатся выходы в полигоны, в том числе и в группе кораблей, а также повседневная деятельность под руко­ водством нового командира капитана 1 ранга Игоря Никитина. Нечасто и недалеко выходит в море эскадренный миноносец "Адмирал Ушаков". Но командование соединения отмечает, что на плечи личного состава эсминца ложится основная тяжесть боевых дежурств в базе по противовоз­ душной и противоподводно-диверсион- ной обороне. Казалось бы, всё это не на виду, не такое знаковое, как дальние походы. Но, если вдуматься, это - боевая задача ния... Поэтому в 2018 году внимание штаба соединения к этому кораблю было не таким пристальным, как к другим. Техника новая, во многом для наших ■ tm a a a a n i'i поставленные задачи на полигонах Северного флота, - отмечает капитан 1 ранга Геннадий Прохоров. - В ноябре экипаж корабля успешно сдал вторую курсовую задачу. Что касается дальних (служба по контракту - выбор настоящих мужчин ) Мобильная мастерская технического обслуживания бездорожья не боится. Замена двигателя - процесс трудоёмкий. ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ в отдельномремонтно-восстяновительном батальоне Северного флота Текущий ремонт спланировать невозможно - он всегда внепла­ новый, поэтому в поле мы долж­ ны быть готовы к любой ситуации. Средний же ремонт - замена изношенных узлов и агрегатов - в рембате ведётся круглогодич­ но в соответствии с заявками, поступающими в автобронетан- ковую службу Северного флота (АБТССФ). ' За 2018 учебный год специ­ алисты батальона восстановили и отремонтировали около 800 всевозможных единиц вооруже­ ния и военной техники. Лучшей по итогам года стала ремонтная рота автомобильной техники. Независимо от того, какой бу­ дет температура воздуха в на­ шем регионе, с наступлением календарной весны в подраз­ делении начнётся настоящая "жара". Через рембат пройдёт вся техника, которая будет за­ действована в парадах Победы в Мурманске и Североморске. В случае выявления дефектов её обслужат и подремонтируют. На март уже спланировано тактико-специальное учение в составе батальона под руко­ водством начальника АБТС СФ, а ещё военнослужащие совсем скоро начнут подготовку к пред­ стоящим Армейским междуна­ родным играм-2019. Анна КОРОЛЬКОВА Фото из архива РВБ СФ. Электрик электротехнического дивизиона ракетного крей­ сера "Маршал Устинов" рядовой Денис Малеванец служит на Северном флоте почти три года. Форму военного моряка он надел после работы в системе образования, где до под­ писания контракта с Министерством обороны России пре­ подавал заводские специальности в Калужской области. р и т м ж и з н и легко изменить, когда есть стремление Служат там танкисты, артиллеристы, инженеры, механики, водители, слесари, сварщики, токари, деревообработчики... даже есть военный швея. - А как же без него? Специалист восстанавливает авто­ мобильные тенты, шьёт чехлы различного назначения, - поясняет мне заместитель командира батальона по вооружению - начальник технической части капитан Константин Лихоткин. - Мы же подразделение комплексно­ го "формата", нам всегда нужны талантливые люди, для каждого работа найдётся. Отдельный ремонтно-восста­ новительный батальон пред­ назначен для ремонта военной техники всего Северного флота - бронетанковой и автомобиль­ ной, техники связи, служб ракет­ но-артиллерийского вооруже­ ния (РАВ) и радиационной, хими­ ческой и биологической защиты (РХБЗ), инженерной и... всех, всех, всех. А также для эвакуации повреждённых машин. - Более того, мы занимаемся поверкой различных приборов, - продолжает рассказ Константин Николаевич. - Есть у нас мастер­ ская измерительной техники, в штате - специалисты-метрологи. На территории батальона, кроме прочего, расположены пункты шиномонтажа, заправки, чистки и мойки. Там, например, посто­ янно обслуживаются даже авто- например, заварить грязевой щиток на танке, чтобы тот неза­ медлительно продолжил вы­ полнять учебно-боевые задачи. МРМ - мастерская ремонтно­ механическая на базе КамАЗа предназначена для выполнения токарных, фрезерных, шлифо­ вальных, сверлильных и сле­ сарных работ. В поле может быть развёрнута и мастерская по за­ ряду и ремонту аккумуляторных батарей (МЗА). Есть и специаль­ ные мобильные станции техни­ ческого обслуживания броне­ танковой, автомобильной и дру­ гих видов военной техники и во­ оружения. - Для грамотной эксплуатации каждого нового поступившего вида мастерской мы должны подготовить людей. Сначала проводим общие сборы, демон- Выездные бригады мобильных ремонтных мастер­ ских в любой момент готовы отправиться на место поломки или аварии, способны в полевых условиях обеспечить комплексное техническое обслуживание и ремонт любого вида флотской техники нённых. Кроме этого, военнослужащие за­ нимаются изучением техники в часы само­ подготовки, - объясня­ ет капитан Лихоткин. - Но нет предела совер­ шенству. В соответст­ вии с планом военно­ служащие всех катего­ рий проходят курсы в специализированных учебных центрах. Выездные бригады мобильных ремонт­ ных мастерских в лю­ бой момент по необ­ ходимости могут от­ правиться на место поломки или аварии. Они способны в поле­ вых условиях обеспе­ чить комплексное тех­ ническое обслужива­ ние и ремонт абсо­ лютно любого вида флотской техники. Мастерские отлично оснащены. В каждой есть планшетный ком­ пьютер, где собрана полная информация с подробными видео­ материалами, поша­ говыми инструкциями о всех работах, предусмотренных на данном виде машин. Ни одно флотское учение не проходит без привлечения сил и средств ремонтно-восстанови­ тельного батальона. - Во время полевых выходов подразделений Северного фло­ та мы разворачиваем сборный пункт повреждённых машин, в составе которого все мастерские по направлениям работ - ре­ монтные роты бронетанковой, автомобильной техники, воору­ жения, инженерной техники, - продолжает рассказ офицер. - - У меня три высших обра­ зования по специальностям пси­ холог, инженер-исследователь и инженер-механик, - рассказыва­ ет Денис Вадимович. - В Обнин­ ске я совмещал работу в Инсти­ туте атомной энергетики, Сред­ нерусском университете и кол­ ледже технологии и услуг. Правда, такая загруженность была не всегда. Искать дополни­ тельный источник дохода приш­ лось после того, как у препода­ вателей резко сократилась за­ работная плата. Это произошло где-то в начале 2015 года. К тому времени у Дениса уже была семья - жена и двое маленьких детей, о которых нужно заботить­ ся. Мудрый и ответственный отец семейства решил, что пришло время менять сферу деятель­ ности. К тому же такие понятия, как Родина, долг, честь, никогда не были для него просто словами. - "На гражданке" я работал в трёх местах, рабочий день - с 7 до 22 часов, выходной только в воскресенье после обеда. Теперь да­ же в условиях военной службы с семьёй удаётся видеться чаще, прини­ мать активное участие в жизни и воспитании де­ тей. - Служба нравится, - признался рядовой. - Специальность практи­ чески родная - в инсти­ туте занимался проекта­ ми различного электро­ оборудования. К большому коллекти­ ву, необходимости сла­ женно действовать в ко­ манде при выполнении учебно-боевых задач бывшему преподавате­ лю с базовым психологическим образованием привыкать тоже нужды не было. Денис Вадимович со своими студентами не раз участвовал в военно-патриотических играх "Звезда", а соответственно, заоч­ но был знаком с примитивной моделью военной организации, боевой подготовки, так что чека­ нить шаг и обращаться с оружием уже умел и свои навыки после поступления на службу совер­ шенствовал, а не приобретал. Из всего многообразия видов боевой подготовки, через кото­ рые проходят моряки в течение учебного года, - по специальнос­ ти, основам военно-политической, бусы Мурманского филиала На­ химовского военно-морского учи­ лища. Устойчивая тенденция совер­ шенствования в российских вой­ сках и на флотах вооружения и военной техники влечёт за собой и улучшение техники обслужи­ вающей - новейший образец встал в строй, как следствие, под него появилась и новая ремонт­ ная мастерская, соответствую­ щий ЗИП - комплекс запасных частей, инструментов и принад­ лежностей. Батальон обладает суперсов­ ременными подвижными сред­ ствами технического обслужива­ ния и ремонта, то есть мастер­ скими на колёсах. Каждая для своего вида работ. Одна из таких незаменимых помощниц воен­ нослужащих подразделения - сварочная мастерская на базе "Урала". Название говорит само за себя, возможности машины позволяют оперативно выпол­ нять сварку прямо на месте вы­ хода военной техники из строя, стрируя все её возможности. Потом - отдельные углублённые занятия с прапорщиками, мич­ манами, сержантами и старши­ нами, чтобы они, изучив особен­ ности, помогли обучать подчи- строевой, огневой, физической, морской, медицинской, РХБЗ, борьбе за живучесть корабля и технических средств, рядовому Малеванцу глобально и усилен­ но пришлось изучать последнее. - А точнее, именно борьбу с водой. Ведь раньше на суше мне не приходилось с этим сталкивать­ ся, - улыбается мой собеседник. Почему же всё-таки выбор пал на Северный флот? Один из прадедов Дениса Вадимовича в послевоенные годы служил в За­ полярье, двоюродный дедушка был подводником, выполнял во­ инский долг в Гаджиево. Истории о красоте и величии океана, ве­ ликолепии Севера Денису рас­ сказывали с детства, поэтому, ко­ гда встал вопрос о выборе места службы, мужчина устремился на Кольскую землю. Изначально от­ ношение на прохождение служ­ бы получил от командования тяжёлого авианесущего крей­ сера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", но, пока гото­ вились документы, корабль ушёл в дальний поход, и Малеванца направили на эскадренный ми­ ноносец "Адмирал Ушаков", а затем - на РКР "Маршал Устинов". Денис Вадимович не без гор­ дости оценивает своё предназ­ начение на корабле - его энер­ гообеспечение не только важ­ ная, но и очень интересная, увлекательная мужская работа с потенциалом для служебного роста. В планах рядового - наз­ начение на вышестоящую дол­ жность, а в перспективе - по­ лучение офицерского звания. Анна КОРОЛЬКОВА Фото Александра ЯКОВЛЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz