На страже Заполярья. 2019 год. Июнь.
5 стр. 'й’В а п г ш з а и и г м 7 июня 2019 года В Баренцевом мо ре потерпел ка тастрофу и зато нул танкер "Ба ренц". 28 членов экипажа оказа лись на поверхности воды, к счастью, в спе циальных костюмах, позволяющих оставаться в живых в ледяной воде. Но и это в течение всего лишь нескольких часов. Вдобавок ко всему акватория вокруг затонувшего танкера оказалась сильно загрязнена нефтепродуктами... Это леген да, на фоне которой во фьорде Варангер на гра нице российско-норвежских территориальных вод проходило учение "Баренц-2019". ХОЛОДНЫЕ ВОДЫ ’’БАРЕНЦА" Спасательные силы и средства России и Норвегии в очередной раз подтвердили готовность прийти на помощь терпящим бедствие на море в ходе совместного учения сотрудничества с норвеж ской стороной в рамках двухстороннего соглаше ния по поиску и спасению на море. Контроль выпол нения его пунктов, в том числе и лингвистическое сопровождение меро приятия, проходили при участии военных пере водчиков лингвистиче ского центра Министер ства обороны Российской Федерации и офицеров Северного флота. В част ности, это касается ве дения радиообмена с ино странными кораблями и летательными аппарата ми, участвовавшими вуче- - Управление всеми воз- нии, и проведения итого душными судами, участво- вого брифинга с норвеж- вавшими в учении, осущест- ской стороной, влялось от единого коор- Можно с уверенностью динатора из штаба, рас- сказать, что, например, для *----------------------------------------------------------------------------------- Медики оказывают помощь пострадавшему, до ставленному на борт СБС "Алтай" вертолётом. Н а место чрезвычайного происшествия опера тивно выдвинулись воен ные корабли и гражданские суда России и Норвегии, ле тательные аппараты обеих стран. Первой в координаты ги бели танкера прибыла авиа ция Северного флота. Вско ре на месте происшествия уже было спасательное бук сирное судно Северного флота "Алтай", на котором находился координацион ный штаб по действиям сил от Северного флота под руководством начальника управления поисковых и аварийно-спасательных работ СФ капитана 1 ранга Владимира Горбаня, а так же суда Мурманского спаса тельно-координационного центра (МСКЦ) и ФГБУ "Се верный экспедиционный от ряд аварийно-спасательных работ" Росрыболовства - спасательный буксир "Мур- ман" под командованием капитана Виктора Болди- нова и спасательный бук сир "Мурманрыба" капита на Руслана Делевина. От пограничного управления ФСБ России к месту проис шествия выдвинулся ПСКР "Заполярье". От норвежской стороны в заданный квадрат вышли корабли береговой охраны "Сортланд" и "Фарм", спаса тельный катер "Рейдер фон Косс" и катер "Бокфьёрд", авиасоставляющую пред ставили базовый патруль ный самолёт Р-ЗС "Орион" и спасательный вертолёт "Сикинг". В ходе первого этапа учения спасатели отра ботали тактические приё мы и способы поиска места гибели танкера и моряков, терпящих бедствие, выпол нили наведение сил поис ково-спасательного отряда (ПСО). При этом Ил-38 мор ской авиации Северногофло та с ювелирной точностью сбросил на место обнару жения людей, а вернее ма некенов, их изображающих, аварийно-спасательный контейнер (КАС-150). Следует отметить, что при установленном норма тиве выполнения задач пер вого этапа в 45 минут спа сатели уложились в 29. От проведения второго этапа учения, в котором с вертолёта Ми-8 на воду должна десантироваться спасательная группа, ру ководством манёвров бы ло решено отказаться ввиду осложнившихся гидрометеоусловий. В ходе отработки так тических приёмов поиска людей, плавающих на во де, их спасения, трениров ки передачи спасённых на судно, используя обору дование вертолёта Ка- 27ПС, результат был дос тигнут за 9 минут при нор мативе - 15. Передача спасённого на судно с по мощью вертолёта Ми-8 была выполнена также профессионально и опера тивно - за 11 минут. В ходе следующего эпи зода на 3 минуты был пе рекрыт норматив по оказа нию медицинской помощи членам экипажа танкера. При этом проверена сте пень подготовленности ме дицинской группы. В этом эпизоде пострадавших до ставлял вертолёт Ми-8 на борт СБС "Алтай", где им оказывалась соответствую щая помощь. При выполнении задачи по очистке поверхности мо ря от нефтепродуктов, раз лившихся из затонувшего танкера, успешно действо вали как экипаж спасатель ного буксира "Мурман", так и участники со стороны Норвегии. П о завершении активной части учения на борту СБ "Мурман" совместно с норвежской стороной сос тоялось подведение его ито гов. Перед присутствующи ми выступили руководитель учения заместитель нача льника ФГБУ "Администра ция морских портов Запад ной Арктики" МСКЦ Олег Бурый, руководитель объ единённого спасательного координационного центра Северной Норвегии Бент Уве Ямтли, заместитель руководителя северного филиала ФБУ "Морская спасательная служба" Росморречфлота Алексей Морозов, капитан СБ "Мур ман" Виктор Болдинов. П о словам начальника управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота ка питана 1 ранга Владимира Горбаня, важно, что были найдены и подняты на борт спасательных судов все 28 манекенов, изображавших попавших в беду моряков. - При планировании сов местных действий стороны решили, что будет благо разумным свести к миниму му потерю времени при оказании помощи постра давшим, отбросить бюро кратические препоны. В итоге и на этот раз были оперативно предоставлены разрешения на пересече ние воздушной и морской границы всеми летатель ными аппаратами и судами России и Норвегии, - рас сказал офицер. Комментируя действия спасателей, капитан 1 ран га Владимир Горбань по яснил, что ими была от работана организация пе редачи "пострадавших" в количестве 13 манекенов вертолётом "Сикинг" с "Сорт- ланда" на спасательный буксир "Мурман" и оказание им медицинской помощи. В этом эпизоде норвежские пилоты показали высокое мастерство. положенного на спасатель ном буксирном судне "Ал тай", - добавил он. По словам начальника отделения международно го военного сотрудничества капитана 2 ранга Сергея Ко- ца, накануне учения, 27 мая, в норвежском городе Киркенес состоялась заклю чительная конференция по организации учения "Ба ренц-2019" с участием всех взаимодействующих граж данских структур России и Норвегии, а также деле гации Северного флота. Прошедшее учение про демонстрировало высокий уровень взаимодействия и норвежской стороны учения, которые проводятся со вместно с Россией уже в 24 раз, возымели большое практическое значение. Только за последний год нашим партнёрам при шлось применять получен ный опыт на практике, во время спасательных работ и ликвидации разлива неф тепродуктов после круше ния в результате столкно вения с танкером новей шего фрегата ВМС Норве гии F313 "Helge Ingstad", при спасении вертолётами 500 пассажиров круизного лайнера "Viking Sky", ока завшегося обездвиженным у берегов Норвегии. Как из вестно, во время этих со бытий у грузового судна "Hagland Captain", участво вавшего в спасательной операции, также вышли из строя двигатели, после чего двум вертолётам пришлось эвакуировать и его экипаж. При этом погодные условия были далеко не идеальные - скорость ветра достигала 20 метров в секунду, а вы сота волн -10 метров. Н а завершившемся уче нии высокие профес сиональные навыки, выучку и мастерство показали на чальник отделения органи зационно-планового отдела УПАСР СФ капитан 2 ранга Андрей Кудрявцев, авиа ционный координатор уче ния подполковник Кирилл Краснов, начальник поиско во-спасательной и парашют но-десантной службы авиа базы Северного флота гвар дии майор Андрей Гладков, командир экипажа про тиволодочного самолёта морской авиации Северно го флота Ил-38 гвардии майор Денис Токарев, штур ман Ил-38 гвардии капитан Дмитрий Заварухин, коман дир вертолётной эскадри льи авиабазы Северного флота, пилотировавший Ка- 27ПС гвардии подполков ник Андрей Врублевский, штурман Ка-27ПС гвардии майор Эдуард Жабин, спа сатель капитан Максим Алё шин, командир вертолёта Ми-8 Невского аэроклуба Евгений Черняк и коман дир вертолёта Ми-8 Воло годских авиалиний Артур Шмидт, спасатель Влади мир Плигин, старший орди натор хирургического отде ления военно-морского кли нического госпиталя Север ного флота майор меди цинской службы Михаил По пов, фельдшер старший мич ман Евгений Сандаков, ка питан СБС "Алтай" Евгений Тимилов, переводчики Во енного университета (линг вистического центра) Ми нистерства обороны Рос сийской Федерации лейте нанты Анна Котова, Дмит рий Коджебаш, военнослу жащие Северного флота, имеющие навыки перевод чиков, старший лейтенант Владислав Михалёв, еф рейтор Александр Абрамов и другие. Александр ЯКОВЛЕВ. Фото автора. Начальник УПАСР Северного флота капитан 1ранга Владимир Горбань и авиационный координатор под полковник Кирилл Краснов в минуты активной фазы учения. При планировании совместных действий стороны решили свести к минимуму потерю времени, отбросить бюрократические препоны. Были оперативно предоставлены разрешения на пересечение воздушной и морской границы всеми летательными аппаратами и судами России и Норвегии "КУМЖА" ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ Экипаж ракетного крейсера "Маршал Устинов" продемонстрировал своё мастерство в традиционных показных манёврах В рамках практических занятий со слушателями Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Рос сийской Федерации в Баренцевом море прошло меж видовое учение разнородных сил Северного флота под условным названием "Кумжа", которое проводится еже годно. Входе манёвров на примере действий корабельных специалистов ракетного крейсера "Маршал Устинов" офицеры получили представление об организации уп равления силами в море, увидели основные элементы про тивоминного обеспечения, противолодочной и противо воздушной обороны, применяемые при развёртывании ударных сил флота в море. В точно назначенное время корабли, участвующие в ма нёврах, покинули Северомор ский рейд и устремились к выхо ду из Кольского залива. Для луч шего восприятия происходящего учение было условно разделено на пять основных элементов. Каждый из них предполагал от работку определённого набора действий, производимого моря ками в ходе выполнения конк ретно стоящей задачи. Первым эпизо дом, представлен ным вниманию слу шателей Военной академии Генераль ного штаба, стало отражение напа дения диверсион ных разведыватель ных групп условно го противника. По плану учения крейсер "Маршал Устинов" по узкости сопровождают ка тера подразделе ния противопод- водной диверсион ной обороны Кольской флоти лии разнородных сил. Лидер в ордере - противодиверсионный катер "Валерий Федянин". Посту пает доклад, что на одном из ост ровов Кольского залива обнару жена диверсионная группа про тивника. Два жёстко-надувных катера сопровождения БЛ-820 сразу же увеличивают скорость и полным ходом направляются к береговой черте, где засели диверсанты. Их экипажи - флот ский спецназ, каждый из бойцов которого обладает высокой вы учкой и соответствующей подго товкой, позволяющей уничтожить противника в скоротечной схват ке. Несмотря на жёсткие дейст вия североморцев, диверсанты не унимаются. Более того, из-за острова вылетают быстроход ные лодки и направляются к бор ту ракетного крейсера. - Слева 30 - быстроходные це ли, курсом на корабль, - докла дывает на главный командный пункт сигнальщик. - Есть, быстроходные цели, усилить наблюдение, - звучит в ответ. Но диверсанты и не собира ются сворачивать с выбранного курса. - Дистанция до быстроходных целей... кабельтовых, - снова докладывает сигнальщик. - Вахтенному пулемётного пос та приготовиться открыть пре дупредительную стрельбу, - раз даётся команда с ГКП. Одновременно с ней в небо взмывают сигнальные ракеты и раздаётся гудок тифона, преду преждающие находящихся в лод ке людей об опасном сближении с военным кораблём. Но это не ох лаждает пыл нарушителей, и они продолжают мчаться к крейсеру. В дело включается вахтенный пулемётного поста главный стар шина Алексей Тимченко - он де лает несколько выстрелов в воз дух, но это не приносит желае мого результата. Тогда он полу чает команду уничтожить дивер сантов и метким огнём уничто жает противника. Далее на переходе к полигону экипажем крейсера было отра ботано противодействие прово кациям представителей различ ных воинствующих природоох ранных и других организаций ти па "Гринпис", которые стремятся подойти к кораблю и обклеить его борта разными баннерами. В данном случае с ними обошлись проще - отогнали от крейсера струёй воды, подаваемой под мощным напором. С ледующим элемен том учения стала про водка кораблей за про тивоминным тралом. Данная операция необ ходима на этапе развёр тывания ударных сил флота. При выходе из базы корабельная траль ная группа соединения охраны водного района Кольской флотилии раз нородных сил в составе базовых тральщиков "Ель ня" и "Коломна" обеспе чила безопасный проход по фарватеру из пунктов базирования отряда кораблей, в который вошли ракетный крейсер "Маршал Устинов" и малый ра кетный корабль "Айсберг", а также осуществила его противоминное охранение. Данная операция не такая простая, как может показаться человеку, не посвящённому в тонкости морского дела. Кораб ли ордера, идя за тралами, обя заны следовать строго в киль ватере тральщиков и повторять все совершаемые ими манёвры. При этом точки поворота на но вый курс их и тральщиков долж ны совпадать до метра. Понятно, что это требует большого про фессионализма специалистов штурманских боевых частей ко раблей. Командир БЧ-1 ракет ного крейсера "Маршал Устинов" капитан 3 ранга Алексей Голо вин вместе со своими подчинён ными внимательно отслеживает ситуацию. К нему постоянно по ступают разного рода доклады, он, анализируя все данные, вы даёт рекомендации командиру корабля, какой необходимо дер жать курс. Также напряжённо работает в такие минуты личный состав груп пы надводной и подводной об становки, которой командует ка питан-лейтенант Михаил Поворов. Проводка за тралами завер шена. Отряд кораблей выходит на оперативный простор. Траль щики, завершив работу, возвра щаются в свою базу. А тем вре менем начинается следующий эпизод учения. Теперь надводникам совмест но с противолодочной авиацией предстоит продемонстрировать практические действия кора бельной поисково-ударной груп пы по поиску и условному унич тожению подводной лодки про тивника. КПУГ в составе малых противолодочных кораблей "Юн га" и "Брест" во взаимодейст вии с самолётом Ил-38 и вер толётом Ка-27ПЛ приступает к ис следованию водной толщи гидро локаторами. Подводную лодку условного противника первым обнаруживает противолодочный самолёт. Вертолётчики с помо щью опускаемой гидроакусти ческой станции уточняют эле менты её маневрирования и передают данные на командный пункт корабельной поисково ударной группы. Проходит не сколько минут, и малые проти володочные корабли "Юнга" и "Брест" открывают по ней огонь реактивными бомбомётными установками. Подводный про тивник уничтожен. Н аступает пора показа слуша телям Военной академии Генерального штаба практиче ских действий моряков по орга низации противовоздушной обо роны сил в море. Этот эпизод стал, пожалуй, более зрелищным, чем все остальные. Экипажи ракет ного крейсера "Маршал Устинов", малого ракетного корабля "Айс берг", малых противолодочных кораблей "Юнга" и "Брест" выпол нили практические ракетные и артиллерийские стрельбы по воздушным мишеням, которые установил фронтовой бомбарди ровщик Су-24. Как только па рашюты повисли в воздухе, над морем разнеслись грохот и рёв залпов зенитно-ракетных и ар тиллерийских установок. По итогам учения руководст вом были отдельно отмечены чёткие и уверенные действия при выполнении учебно-боевых упражнений личного состава ра кетно-артиллерийской боевой части, которой командует капитан 3 ранга Евгений Хоружий. Без задержек открыла огонь по про тивнику зенитно-ракетная бата рея под руководством старшего лейтенанта Михаила Пенчука. Слаженно работали комендоры артиллерийской батареи лейте нанта Александра Плющенкова. Мастерами своего дела показа ли себя управляющие огнём арт- установок АК-630 мичманы Фё дор Надлец и Денис Касьяненко. Высокую выучку продемонст рировали специалисты радио технической боевой части под командованием капитана 3 ран га Александра Тисковича. Под чинённые командира группы воз душной обстановки капитан-лей тенанта Евгения Пономарёва вы давали целеуказания стрельбо- вым расчётам БЧ-2, командир группы дивизиона РЭБ произвёл постановку пассивных помех, да бы свести на нет возможности противника нанести удар сред ствами воздушного нападения. Нельзя не вспомнить добрым словом и работу специалистов электромеханической боевой части, возглавляемой капитаном 2 ранга Александром Рябошап- ко. Без их стараний трудно пред ставить успех всего экипажа. Завершающим эпизодом уче ния стал показ элементов спа сения личного состава, терпяще го бедствие в море, силами спа сательного отряда УПАСР Се верного флота. Александр БОНДАРЬ. Фото автора . Для лучшего восприятия происходящего учение было условно разделено на пять основных элементов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz