На страже Заполярья. 2019 год. Июнь.
6 стр. * на стгш Заполярья 28 июня 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 1 июля В 1866 году спущена на воду первая в России под водная лодка с механическим двигателем, построенная по проекту Ивана Фёдоровича Александровского. 85 лет назад образовано Кольское соединение ПВО, сформирован 58-й отдельный зенитный артиллерий ский дивизион ПВО СФ с местом базирования в городе Мурманске. В 1982 году образована Краснознамённая Кольская флотилия разнородных сил Северного флота. 2 июля В 1556 году в царствование Ивана Грозного Астрахан ское ханство было присоединено к России. В 1916 году приказом по морскому ведомству было объявлено о формировании флотилии Северного Ледовитого океана. В 1933 году для судоходства открыт Беломорско Балтийский канал, по которому началась проводка кораблей с Балтийского на Белое море для формирую щейся Северной военной флотилии. В 1938 году установлен международный рекорд дальности полёта на гидросамолёте МП-1 конструкции Дмитрия Павловича Григоровича - 2416 км. Беспосадоч ный перелёт из Севастополя в Архангельск совершил экипаж в составе Полины Осипенко, Марины Расковой, Веры Ломако. Все лётчицы были награждены орденом Ленина. 3 июля День ГИБДД МВД РФ. В 1790 году русский флот под командованием адмирала Василия Яковлевича Чичагова одержал победу над шведским флотом в Выборгском сражении. В 1923 году родился Герой Советского Союза заслу женный военный лётчик СССР генерал-полковник авиации Георгий Андреевич Кузнецов, командующий авиацией ВМФ СССР с 1982 по 1988 год. В 1930 году родился Герой Советского Союза капитан 2 ранга-инженер Иван Фёдорович Морозов, заместитель начальника электромеханической службы по спец- энергоустановкам 3-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота, участник самого дальнего в истории ВМФ подводного перехода. В 1941 году после выступления Сталина по радио в стране развернулось формирование отрядов народного ополчения. В 1981 году атомным ракетным подводным крей сером стратегического назначения проекта 667Б "Му рена” Северного флота "К-447" "Кисловодск" под коман- I дованием капитана 1 ранга Леонида Романовича Ку- верского впервые произведена стрельба баллистичес кими ракетами после всплытия с проламыванием льда. 4 июля В 1958 году был поднят Военно-морской флаг на пер вой советской атомной подводной лодке "К-3" "Ленин ский комсомол". В 1979 году родился Герой Российской Федерации сержант морской пехоты Северного флота Владимир Владимирович Таташвили, геройски погиб 31 декабря 1999 года, защищая от боевиков позиции на важной в оперативном отношении высоте. 5 июля В 1701 году в ходе Северной войны стрельцы и жители города Архангельска отбили нападение на город шведской эскадры командора Леве. Помор Иван Рябов и переводчик Дмитрий Борисов, взятые шведами в качестве лоцманов, посадили два шведских корабля на мель, которые затем были захвачены русскими. В 1770 году началось Чесменское сражение в Эгейском море между русской и турецкой эскадрами, которое закончилось 7 июля. В 1802 году родился великий флотоводец русский адмирал Павел Степанович Нахимов. 120 лет назад накануне открытия города Алек- сандровска состоялось освящение настоятелем Три фонов Печенгского монастыря игуменом Ионафаном храма Святителя Николая Чудотворца. В 1942 году у побережья Северной Норвегии подвод ная лодка Северного флота "К-21” под командованием капитана 2 ранга Николая Лунина произвела торпед ную атаку по немецкому линейному кораблю "Тирпиц". В 1943 году началось одно из крупнейших сражений мировой истории - Курская битва. В 1955 году родился Герой Российской Федерации контр-адмирал Анатолий Тихонович Панфилов, совет ский и российский офицер-подводник, начальник 1-го управления - заместитель начальника Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны Российской Федерации. 6 ИЮЛЯ В 1899 году состоялась церемония открытия порта Александровск-на-Мурмане, впоследствии - главная база флотилии Северного Ледовитого океана и Север ного флота, ныне - город воинской славы Полярный. В 1921 году родился Герой Советского Союза капитан Пётр Алексеевич Рассадкин, заместитель командира эскадрильи 255-го истребительного авиаполка Север ного флота. В 1935 году ледокол "Садко" начал первую советскую арктическую высокоширотную экспедицию под руковод ством Георгия Алексеевича Ушакова в целях исследо вания глубоководных районов арктического бассейна, был установлен мировой рекорд свободного плавания за полярным кругом (82°4'с.ш.), открыт остров Ушакова. В 1956 году родился командующий Северным флотом с 2004 по 2005 год адмирал Михаил Леопольдович Аб рамов. В 1976 году на вооружение принят разработанный в СКБ-2 Кировского завода газотурбинный основной танк Т-80, в настоящее время стоит на вооружении отдель ной Печенгской мотострелковой бригады Северного флота. 7 июля День воинский славы России. День победы русского флота над турецким в Чесменском сражении (1770 год). День работников морского и речного флота. Рождество Иоанна Предтечи. В 1911 году родился Герой Советского Союза капитан Сергей Георгиевич Курзенков, помощник командира 78-го истребительного авиаполка. 105 лет назад началось первое сквозное плавание с востока на запад по Северному морскому пути. Из Вла дивостока вышли два ледокольных парохода "Таймыр" и "Вайгач", руководил экспедицией исследователь Арктики Борис Андреевич Вилькицкий. Завершилось плавание 16 сентября 1915 года в Архангельске. К 170-летию со дня рождения Сергея Юльевича Витте МИНИСТР-РЕФОРМАТОР Имя Сергея Юльевича Витте вошло в историю бла годаря реформам и строительству Транссибир ской магистрали. Личность министра финансов вызывала противоречивые мнения и высказыва ния, но его огромный вклад в развитие страны ни когда и никем не оспаривался. Биография министра бе рёт начало на Кавказе, в Тифлисе. 29 июня 1849 года в небогатой семье провин циальных дворян родился мальчик. Отец Сергея Юль евича - выходец из при балтийских немцев, по лучил дворянский титул в середине XIX века. А вот по линии матери родословная уходит корнями к знаме нитым князьям Долгору ким, чем Витте очень гор дился. Свою трудовую деятель ность Сергей Витте начал в управлении Одесской же лезной дороги, где судь ба свела его с императором Александром III. А в 1889 году Витте по просьбе гла вы государства занима ет пост начальника толь ко что образованного Де партамента железнодо рожных дел при Министер стве финансов, потом его ожидал пост министра путей сообщения, далее - главы Министерства фи нансов. Одним из достижений Витте называют форсиро вание строительства Транс сибирской магистрали. Вместе с тем Сергей Юль евич ещё и автор денеж ной реформы 1897 года. Страна получила твёрдую валюту, обеспеченную золо том, что укрепило положе ние России на в мире и привлекло инвесторов. Важный вклад в эконо мику Витте внёс введением винной монопопии госу дарства, обеспечившей по ток денежных средств в бюджет. Заслуги талантливого ми нистра на этом не заканчи ваются. Витте трудился над рабочим законодательст вом. При его участии введе но ограничение рабочего времени. Считал необходимым ре ф орм и ро в ани е крестьянской об щины как пережит ка прошлого. Правитель Алек сандр III хотел ви деть Россию мощ ной и процветаю щей державой, до статочно защищён ной от внешних на падений, обеспе ченной железно дорожными путя ми от центра стра ны до Тихого океа на на востоке и до Северного Ледо витого океана на севере. А потому в стопи це усиленно обсуждался воп рос о сооружении нового военного порта для русского флота. Руководи тели морского ве домства предлага ли создать военно-морскую базу на Балтике, в Либаве (Лиепая). Император не раздепял их мнения. В слу чае войны Германия легко могла блокировать порт в Либаве и держать Россий ский флот взаперти. Алек сандр III хотел "устроить порт в таком месте, где бы, с одной стороны, была га вань, не замерзающая круг лый год, а с другой стороны, гавань эта должна была быть совершенно открыта, то есть чтобы из неё можно было бы прямо выходить в море". Подыскать нужную га вань для "главной морской базы" русского военного флота на Мурман отпра вился министр финансов Сергей Юльевич Витте. В своих "Воспоминаниях” он пишет: "Император высказы вал мне такого рода мысль - свою мечту, чтобы на Север была проведена железная дорога, чтобы край этот, интересы которого он при нимал очень близко к серд цу, не был обделён желез ными дорогами. Он говорил мне о том, как бы он был рад, если бы ему удалось видеть там железные доро ги, которые обеспечили бы этому краю подвоз хлеба”. Из всех осмотренных бухт Мурманского побережья наилучшей оказалась Ека терининская гавань. Витте был восхищён её видом. 'Такой грандиозной гавани, - писал министр, - я никогда в своей жизни не видел. Она производит ещё более грандиозное впечатление, нежели Владивостокский порт и Владивостокская га вань. Мы эту гавань подроб но осматривали, стояли там несколько суток. Она за мечательна "как по своему объёму, полноводью, так и по своей защищённости". Во второй половине ию ня 1894 года на Мурмане стояла прекрасная пого да, круглосуточно светило солнце, на море играли киты. Витте, по его словам, "ночью часто закуривал па пиросы посредст вом зажигательно го стекла". Край не казался мрачным и непригодным для жизни. По возвращении в Петербург Витте подал Александ ру III обстоятельный отчёт о поездке и свои соображения о сооружении воен ного порта. Он пред лагал военно-мор скую базу для рус ского флота устро ить в Екатеринин ской гавани, про вести к ней от Пе тербурга двухколей ную железную до рогу, построить на Мурмане мощную электростанцию, что бы иметь там силь ное освещение. К своемудокладу Витте приложил особую записку "Либава или Мур- ман?'1, в которой аргументи рованно обосновал преиму щества Екатерининской га вани перед балтийским портом в случае возникно вения войны с Германией. Зная, что императорАлек- власть, и порядок, и са ма цивилизация со всеми её атрибутами, плодами и благами. Даст Бог, осущест вление Петербургско-Мур манской линии не за го рами". Проект Витте о сооруже нии в Екатерининской га вани военно-морского пор та был отвергнут, но всту пивший позднее на престол Николай II согласился на создание не военного, а коммерческого порта. Зак ладка города Александров- ска состоялась 24 июня 1899 года. Во время правления Ни колая II противники Вит те развернули провока ционную кампанию. Новый глава государства недолюб ливал министра, посколь ку харизматичный Сергей Юльевич затмевал фигу ру самодержца. При этом обойтись без него Нико лай не мог, что раздража ло ещё больше. Впро чем, Витте отвечал импе ратору взаимностью. Для министра идеалом само держца оставался Алек сандр III. В 1903 году Сергей Юль евич вступил в почётную, но фактически номиналь ную должность председа теля Кабинета министров. На новом посту Витте уже ничего не решал. В 1906 году он окончательно ухо дит в отставку по собствен ной воле. Бывший министр-рефор матор скончался в 1915 году. Причиной смерти стал менингит. Незадолго до кончины Из всех осмотренных бухт Мурманского по бережья наилучшей оказалась Екатеринин ская гавань сандр III имел влечение к Русскому Северу, Витте и его окружение питали на дежду на скорое вопло щение их ппанов в жизнь: "В будущем Екатерининске непременно будет русский флот, появятся и законная Сергей Юльевич работал над книгой мемуаров лич ного характера. "Воспомина ния" изданы в начале 20-х годов прошлого века в Бер лине, чуть позже в РСФСР. Подготовила Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. ОТВАГУ И ВЫСОКУЮ ОРГАНИЗОВАННОСТЬ проявил экипажледореза российского арктического флота 85 лет назад ледорез "Фёдор Литке” под командованием капитана Николая Николаева совершил первое сквозное плавание Северным морским путём с востока на запад за одну навигацию. Линейный ледокол был постро ен в 1909 году в Великобритании, назывался он "Earl Grey”. Пароход относился к категории ледоколь ных, но очень от них отличался. В первую очередь тем, что не крушил лёд своей тяжестью, а ударами острого форштевня проделывал во льду трещину и затем вклинивался в неё, расширяя до нужного раз мера. Такие суда в терминологии первой половины XX века было принято называть ледорезами. В начале Первой мировой вой ны российское правительство за купило за границей несколько ледокольных судов, в том числе и "Earl Grey", переименовав его в "Канаду" и передав в управление морского транспорта Беломорско Мурманского района, чтобы ис пользовать для зимних перевозок грузов и охраны беломорских ком муникаций. Пароходу удалось поу частвовать в проводке русских и союзнических транспортов, пе режить потопление, поднятие со дна, ремонт, захват английски ми интервентами и белогвардейца ми и даже перестрелку с ледо колом "Кузьма Минин" во время Гражданской войны. После военной "карьеры" летом 1921 года судно вер нули Мортрансу. Оно получило имя извест ного географа XIX века, знаменитого своими исследованиями Аркти ки и кругосветным пла ванием, адмирала Фё дора Петровича Литке. Он был одним из ини циаторов и учредителей Русского географичес кого общества, его по чётным членом и в те чение 20 лет возгла влял работу организа ции, занимая долж ность вице-председа теля, с 1864 года был президентом Петербург ской академии наук. 28 июня 1934 года ледорез "Фёдор Литке" вышел из Владивосто ка и взял курс на север. Он медленно, методич но преодолевал Север ный морской путь. Спо койно прошёл через Берингов пролив в Чукотское море, однако в районе мыса Отто Шмидта силь ные ветра прижали лёд к берегу, из-за чего "Фёдор Литке" задер жался на десять суток. В это время моряки провели авиационную раз ведку местности, однако нового пути не открыли и, когда из-за смены ветров льды разделились, решили идти заранее намеченным курсом. Попутно "Фёдор Литке" осущест вил нелёгкую для него операцию - освободил из ледового плена у островов Комсомольской Правды в западной части моря Лаптевых три торговых судна, зазимовав ших здесь в 1933 году. Тяжело пришлось ледорезу и в проливе Вилькицкого, где ему пере городила путь сплошная масса льда шириной в 16 морских миль. Преодолеть трудный участок помог ледокол "Ермак". В начале сен тября "Фёдор Литке" прибыл в Диксон, где обслуживал экспе диции, ходившие в Карском море, а 20 сентября достиг Мурманска. Здесь и закончилось путешествие, в ходе которого педорез не только прошёл по Севморпути с востока на запад, но и представил методику продвижения в сложных условиях Крайнего Севера с поддержкой других судов и тщательной авиа разведкой. В Мурманске участников бес прецедентного плавания ожидала правительственная телеграмма: "Горячо приветствуем и поздра вляем участников экспедиции ле дореза "Фёдор Литке", впервые в истории арктических плаваний завершивших в одну навигацию сквозной поход с Дальнего Востока на запад. Успехи экспедиции сви детельствуют о прочном завоева нии Арктики советскими моряками, о героической отваге, храбрости и большевистской организованнос ти всего состава экспедиции и ко манды и о глубоких знаниях Арк тики у руководителей экспедиции. В славном походе "Фёдора Литке" мы видим прочный залог скорей шего превращения арктических пустынь в Великий северный путь нашей великой социалистичес кой Родины". Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 года ряд участников похода были награждены орденами. Начальни ку экспедиции Дмитрию Дуплиц- кому и капитану ледореза Николаю Николаеву вручён орден Ленина. Из-за многочисленных сраже ний со льдом во время пути ледо рез нуждался в основательном ремонте, на который судно стало сразу же по завершении экспе диции. А уже в следующем году по Северному морскому пути из Мур манска во Владивосток прошли обычные пароходы "Ванцетти" и "Искра", а встречным курсом "Ана дырь" и "Сталинград". Много лет спустя, вспоминая о походе "Фёдора Литке”, полярник Зиновий Каневский отметил: "Это плавание можно считать при мерным, оно было великолепно организовано, проведено чётко, безукоризненно, с применением всего лучшего, чем располагала наука и техника". Подготовила Анна КОРОЛЬКОВА Успехи экспедиции свидетельствуют о прочном завоевании Арктики советскими моряками, о героической отваге, храбрости и большевистской организованности всего состава экспедиции и команды и о глубоких знаниях Арктики у руководителей экспедиции
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz