На страже Заполярья. 2019 год. Июнь.

6 стр. * на стгш Заполярья 28 июня 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 1 июля В 1866 году спущена на воду первая в России под­ водная лодка с механическим двигателем, построенная по проекту Ивана Фёдоровича Александровского. 85 лет назад образовано Кольское соединение ПВО, сформирован 58-й отдельный зенитный артиллерий­ ский дивизион ПВО СФ с местом базирования в городе Мурманске. В 1982 году образована Краснознамённая Кольская флотилия разнородных сил Северного флота. 2 июля В 1556 году в царствование Ивана Грозного Астрахан­ ское ханство было присоединено к России. В 1916 году приказом по морскому ведомству было объявлено о формировании флотилии Северного Ледовитого океана. В 1933 году для судоходства открыт Беломорско­ Балтийский канал, по которому началась проводка кораблей с Балтийского на Белое море для формирую­ щейся Северной военной флотилии. В 1938 году установлен международный рекорд дальности полёта на гидросамолёте МП-1 конструкции Дмитрия Павловича Григоровича - 2416 км. Беспосадоч­ ный перелёт из Севастополя в Архангельск совершил экипаж в составе Полины Осипенко, Марины Расковой, Веры Ломако. Все лётчицы были награждены орденом Ленина. 3 июля День ГИБДД МВД РФ. В 1790 году русский флот под командованием адмирала Василия Яковлевича Чичагова одержал победу над шведским флотом в Выборгском сражении. В 1923 году родился Герой Советского Союза заслу­ женный военный лётчик СССР генерал-полковник авиации Георгий Андреевич Кузнецов, командующий авиацией ВМФ СССР с 1982 по 1988 год. В 1930 году родился Герой Советского Союза капитан 2 ранга-инженер Иван Фёдорович Морозов, заместитель начальника электромеханической службы по спец- энергоустановкам 3-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота, участник самого дальнего в истории ВМФ подводного перехода. В 1941 году после выступления Сталина по радио в стране развернулось формирование отрядов народного ополчения. В 1981 году атомным ракетным подводным крей­ сером стратегического назначения проекта 667Б "Му­ рена” Северного флота "К-447" "Кисловодск" под коман- I дованием капитана 1 ранга Леонида Романовича Ку- верского впервые произведена стрельба баллистичес­ кими ракетами после всплытия с проламыванием льда. 4 июля В 1958 году был поднят Военно-морской флаг на пер­ вой советской атомной подводной лодке "К-3" "Ленин­ ский комсомол". В 1979 году родился Герой Российской Федерации сержант морской пехоты Северного флота Владимир Владимирович Таташвили, геройски погиб 31 декабря 1999 года, защищая от боевиков позиции на важной в оперативном отношении высоте. 5 июля В 1701 году в ходе Северной войны стрельцы и жители города Архангельска отбили нападение на город шведской эскадры командора Леве. Помор Иван Рябов и переводчик Дмитрий Борисов, взятые шведами в качестве лоцманов, посадили два шведских корабля на мель, которые затем были захвачены русскими. В 1770 году началось Чесменское сражение в Эгейском море между русской и турецкой эскадрами, которое закончилось 7 июля. В 1802 году родился великий флотоводец русский адмирал Павел Степанович Нахимов. 120 лет назад накануне открытия города Алек- сандровска состоялось освящение настоятелем Три­ фонов Печенгского монастыря игуменом Ионафаном храма Святителя Николая Чудотворца. В 1942 году у побережья Северной Норвегии подвод­ ная лодка Северного флота "К-21” под командованием капитана 2 ранга Николая Лунина произвела торпед­ ную атаку по немецкому линейному кораблю "Тирпиц". В 1943 году началось одно из крупнейших сражений мировой истории - Курская битва. В 1955 году родился Герой Российской Федерации контр-адмирал Анатолий Тихонович Панфилов, совет­ ский и российский офицер-подводник, начальник 1-го управления - заместитель начальника Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны Российской Федерации. 6 ИЮЛЯ В 1899 году состоялась церемония открытия порта Александровск-на-Мурмане, впоследствии - главная база флотилии Северного Ледовитого океана и Север­ ного флота, ныне - город воинской славы Полярный. В 1921 году родился Герой Советского Союза капитан Пётр Алексеевич Рассадкин, заместитель командира эскадрильи 255-го истребительного авиаполка Север­ ного флота. В 1935 году ледокол "Садко" начал первую советскую арктическую высокоширотную экспедицию под руковод­ ством Георгия Алексеевича Ушакова в целях исследо­ вания глубоководных районов арктического бассейна, был установлен мировой рекорд свободного плавания за полярным кругом (82°4'с.ш.), открыт остров Ушакова. В 1956 году родился командующий Северным флотом с 2004 по 2005 год адмирал Михаил Леопольдович Аб­ рамов. В 1976 году на вооружение принят разработанный в СКБ-2 Кировского завода газотурбинный основной танк Т-80, в настоящее время стоит на вооружении отдель­ ной Печенгской мотострелковой бригады Северного флота. 7 июля День воинский славы России. День победы русского флота над турецким в Чесменском сражении (1770 год). День работников морского и речного флота. Рождество Иоанна Предтечи. В 1911 году родился Герой Советского Союза капитан Сергей Георгиевич Курзенков, помощник командира 78-го истребительного авиаполка. 105 лет назад началось первое сквозное плавание с востока на запад по Северному морскому пути. Из Вла­ дивостока вышли два ледокольных парохода "Таймыр" и "Вайгач", руководил экспедицией исследователь Арктики Борис Андреевич Вилькицкий. Завершилось плавание 16 сентября 1915 года в Архангельске. К 170-летию со дня рождения Сергея Юльевича Витте МИНИСТР-РЕФОРМАТОР Имя Сергея Юльевича Витте вошло в историю бла­ годаря реформам и строительству Транссибир­ ской магистрали. Личность министра финансов вызывала противоречивые мнения и высказыва­ ния, но его огромный вклад в развитие страны ни­ когда и никем не оспаривался. Биография министра бе­ рёт начало на Кавказе, в Тифлисе. 29 июня 1849 года в небогатой семье провин­ циальных дворян родился мальчик. Отец Сергея Юль­ евича - выходец из при­ балтийских немцев, по­ лучил дворянский титул в середине XIX века. А вот по линии матери родословная уходит корнями к знаме­ нитым князьям Долгору­ ким, чем Витте очень гор­ дился. Свою трудовую деятель­ ность Сергей Витте начал в управлении Одесской же­ лезной дороги, где судь­ ба свела его с императором Александром III. А в 1889 году Витте по просьбе гла­ вы государства занима­ ет пост начальника толь­ ко что образованного Де­ партамента железнодо­ рожных дел при Министер­ стве финансов, потом его ожидал пост министра путей сообщения, далее - главы Министерства фи­ нансов. Одним из достижений Витте называют форсиро­ вание строительства Транс­ сибирской магистрали. Вместе с тем Сергей Юль­ евич ещё и автор денеж­ ной реформы 1897 года. Страна получила твёрдую валюту, обеспеченную золо­ том, что укрепило положе­ ние России на в мире и привлекло инвесторов. Важный вклад в эконо­ мику Витте внёс введением винной монопопии госу­ дарства, обеспечившей по­ ток денежных средств в бюджет. Заслуги талантливого ми­ нистра на этом не заканчи­ ваются. Витте трудился над рабочим законодательст­ вом. При его участии введе­ но ограничение рабочего времени. Считал необходимым ре­ ф орм и ро в ани е крестьянской об­ щины как пережит­ ка прошлого. Правитель Алек­ сандр III хотел ви­ деть Россию мощ­ ной и процветаю­ щей державой, до­ статочно защищён­ ной от внешних на­ падений, обеспе­ ченной железно­ дорожными путя­ ми от центра стра­ ны до Тихого океа­ на на востоке и до Северного Ледо­ витого океана на севере. А потому в стопи це усиленно обсуждался воп­ рос о сооружении нового военного порта для русского флота. Руководи­ тели морского ве­ домства предлага­ ли создать военно-морскую базу на Балтике, в Либаве (Лиепая). Император не раздепял их мнения. В слу­ чае войны Германия легко могла блокировать порт в Либаве и держать Россий­ ский флот взаперти. Алек­ сандр III хотел "устроить порт в таком месте, где бы, с одной стороны, была га­ вань, не замерзающая круг­ лый год, а с другой стороны, гавань эта должна была быть совершенно открыта, то есть чтобы из неё можно было бы прямо выходить в море". Подыскать нужную га­ вань для "главной морской базы" русского военного флота на Мурман отпра­ вился министр финансов Сергей Юльевич Витте. В своих "Воспоминаниях” он пишет: "Император высказы­ вал мне такого рода мысль - свою мечту, чтобы на Север была проведена железная дорога, чтобы край этот, интересы которого он при­ нимал очень близко к серд­ цу, не был обделён желез­ ными дорогами. Он говорил мне о том, как бы он был рад, если бы ему удалось видеть там железные доро­ ги, которые обеспечили бы этому краю подвоз хлеба”. Из всех осмотренных бухт Мурманского побережья наилучшей оказалась Ека­ терининская гавань. Витте был восхищён её видом. 'Такой грандиозной гавани, - писал министр, - я никогда в своей жизни не видел. Она производит ещё более грандиозное впечатление, нежели Владивостокский порт и Владивостокская га­ вань. Мы эту гавань подроб­ но осматривали, стояли там несколько суток. Она за­ мечательна "как по своему объёму, полноводью, так и по своей защищённости". Во второй половине ию­ ня 1894 года на Мурмане стояла прекрасная пого­ да, круглосуточно светило солнце, на море играли киты. Витте, по его словам, "ночью часто закуривал па­ пиросы посредст­ вом зажигательно­ го стекла". Край не казался мрачным и непригодным для жизни. По возвращении в Петербург Витте подал Александ­ ру III обстоятельный отчёт о поездке и свои соображения о сооружении воен­ ного порта. Он пред­ лагал военно-мор­ скую базу для рус­ ского флота устро­ ить в Екатеринин­ ской гавани, про­ вести к ней от Пе­ тербурга двухколей­ ную железную до­ рогу, построить на Мурмане мощную электростанцию, что­ бы иметь там силь­ ное освещение. К своемудокладу Витте приложил особую записку "Либава или Мур- ман?'1, в которой аргументи­ рованно обосновал преиму­ щества Екатерининской га­ вани перед балтийским портом в случае возникно­ вения войны с Германией. Зная, что императорАлек- власть, и порядок, и са­ ма цивилизация со всеми её атрибутами, плодами и благами. Даст Бог, осущест­ вление Петербургско-Мур­ манской линии не за го­ рами". Проект Витте о сооруже­ нии в Екатерининской га­ вани военно-морского пор­ та был отвергнут, но всту­ пивший позднее на престол Николай II согласился на создание не военного, а коммерческого порта. Зак­ ладка города Александров- ска состоялась 24 июня 1899 года. Во время правления Ни­ колая II противники Вит­ те развернули провока­ ционную кампанию. Новый глава государства недолюб­ ливал министра, посколь­ ку харизматичный Сергей Юльевич затмевал фигу­ ру самодержца. При этом обойтись без него Нико­ лай не мог, что раздража­ ло ещё больше. Впро­ чем, Витте отвечал импе­ ратору взаимностью. Для министра идеалом само­ держца оставался Алек­ сандр III. В 1903 году Сергей Юль­ евич вступил в почётную, но фактически номиналь­ ную должность председа­ теля Кабинета министров. На новом посту Витте уже ничего не решал. В 1906 году он окончательно ухо­ дит в отставку по собствен­ ной воле. Бывший министр-рефор­ матор скончался в 1915 году. Причиной смерти стал менингит. Незадолго до кончины Из всех осмотренных бухт Мурманского по­ бережья наилучшей оказалась Екатеринин­ ская гавань сандр III имел влечение к Русскому Северу, Витте и его окружение питали на­ дежду на скорое вопло­ щение их ппанов в жизнь: "В будущем Екатерининске непременно будет русский флот, появятся и законная Сергей Юльевич работал над книгой мемуаров лич­ ного характера. "Воспомина­ ния" изданы в начале 20-х годов прошлого века в Бер­ лине, чуть позже в РСФСР. Подготовила Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. ОТВАГУ И ВЫСОКУЮ ОРГАНИЗОВАННОСТЬ проявил экипажледореза российского арктического флота 85 лет назад ледорез "Фёдор Литке” под командованием капитана Николая Николаева совершил первое сквозное плавание Северным морским путём с востока на запад за одну навигацию. Линейный ледокол был постро­ ен в 1909 году в Великобритании, назывался он "Earl Grey”. Пароход относился к категории ледоколь­ ных, но очень от них отличался. В первую очередь тем, что не крушил лёд своей тяжестью, а ударами острого форштевня проделывал во льду трещину и затем вклинивался в неё, расширяя до нужного раз­ мера. Такие суда в терминологии первой половины XX века было принято называть ледорезами. В начале Первой мировой вой­ ны российское правительство за­ купило за границей несколько ледокольных судов, в том числе и "Earl Grey", переименовав его в "Канаду" и передав в управление морского транспорта Беломорско­ Мурманского района, чтобы ис­ пользовать для зимних перевозок грузов и охраны беломорских ком­ муникаций. Пароходу удалось поу­ частвовать в проводке русских и союзнических транспортов, пе­ режить потопление, поднятие со дна, ремонт, захват английски­ ми интервентами и белогвардейца­ ми и даже перестрелку с ледо­ колом "Кузьма Минин" во время Гражданской войны. После военной "карьеры" летом 1921 года судно вер­ нули Мортрансу. Оно получило имя извест­ ного географа XIX века, знаменитого своими исследованиями Аркти­ ки и кругосветным пла­ ванием, адмирала Фё­ дора Петровича Литке. Он был одним из ини­ циаторов и учредителей Русского географичес­ кого общества, его по­ чётным членом и в те­ чение 20 лет возгла­ влял работу организа­ ции, занимая долж­ ность вице-председа­ теля, с 1864 года был президентом Петербург­ ской академии наук. 28 июня 1934 года ледорез "Фёдор Литке" вышел из Владивосто­ ка и взял курс на север. Он медленно, методич­ но преодолевал Север­ ный морской путь. Спо­ койно прошёл через Берингов пролив в Чукотское море, однако в районе мыса Отто Шмидта силь­ ные ветра прижали лёд к берегу, из-за чего "Фёдор Литке" задер­ жался на десять суток. В это время моряки провели авиационную раз­ ведку местности, однако нового пути не открыли и, когда из-за смены ветров льды разделились, решили идти заранее намеченным курсом. Попутно "Фёдор Литке" осущест­ вил нелёгкую для него операцию - освободил из ледового плена у островов Комсомольской Правды в западной части моря Лаптевых три торговых судна, зазимовав­ ших здесь в 1933 году. Тяжело пришлось ледорезу и в проливе Вилькицкого, где ему пере­ городила путь сплошная масса льда шириной в 16 морских миль. Преодолеть трудный участок помог ледокол "Ермак". В начале сен­ тября "Фёдор Литке" прибыл в Диксон, где обслуживал экспе­ диции, ходившие в Карском море, а 20 сентября достиг Мурманска. Здесь и закончилось путешествие, в ходе которого педорез не только прошёл по Севморпути с востока на запад, но и представил методику продвижения в сложных условиях Крайнего Севера с поддержкой других судов и тщательной авиа­ разведкой. В Мурманске участников бес­ прецедентного плавания ожидала правительственная телеграмма: "Горячо приветствуем и поздра­ вляем участников экспедиции ле­ дореза "Фёдор Литке", впервые в истории арктических плаваний завершивших в одну навигацию сквозной поход с Дальнего Востока на запад. Успехи экспедиции сви­ детельствуют о прочном завоева­ нии Арктики советскими моряками, о героической отваге, храбрости и большевистской организованнос­ ти всего состава экспедиции и ко­ манды и о глубоких знаниях Арк­ тики у руководителей экспедиции. В славном походе "Фёдора Литке" мы видим прочный залог скорей­ шего превращения арктических пустынь в Великий северный путь нашей великой социалистичес­ кой Родины". Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 года ряд участников похода были награждены орденами. Начальни­ ку экспедиции Дмитрию Дуплиц- кому и капитану ледореза Николаю Николаеву вручён орден Ленина. Из-за многочисленных сраже­ ний со льдом во время пути ледо­ рез нуждался в основательном ремонте, на который судно стало сразу же по завершении экспе­ диции. А уже в следующем году по Северному морскому пути из Мур­ манска во Владивосток прошли обычные пароходы "Ванцетти" и "Искра", а встречным курсом "Ана­ дырь" и "Сталинград". Много лет спустя, вспоминая о походе "Фёдора Литке”, полярник Зиновий Каневский отметил: "Это плавание можно считать при­ мерным, оно было великолепно организовано, проведено чётко, безукоризненно, с применением всего лучшего, чем располагала наука и техника". Подготовила Анна КОРОЛЬКОВА Успехи экспедиции свидетельствуют о прочном завоевании Арктики советскими моряками, о героической отваге, храбрости и большевистской организованности всего состава экспедиции и команды и о глубоких знаниях Арктики у руководителей экспедиции

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz