На страже Заполярья. 2019 год. Июнь.

3 стр. * настгаззалам 7 июня 2019 года м ОСТАВАЯСЬ "ЗА КАДРОМ Обеспечивают работу лётного состава специалисты наземных служб морской авиации Северного флота Когда речь заходит о военной авиации, как правило, вспоминаются достижения лётчиков, возможности авиа­ ционной техники. Значительно реже идёт речь о тех, кто обеспечивает деятельность лётных частей повседневно, - специалистах наземных служб. Между тем без их кро­ потливого и самоотверженного труда ни одно воздушное судно не сможет подняться в небо. Пока зачехлены крылатые машины Особая роль в обеспечении боевой и повседневной деятель­ ности гвардейской авиабазы Се­ рая на погоду, работают води­ тели, понимая, насколько важен их труд для обеспечения полё­ тов. Круг их обязанностей весьма широк. Именно они осуществля­ ют заправку летательных аппа- Командир батальона аэродромно-технического обеспечения авиабазы Северного флота подполковник Владимир Маргиев. верного флота, несомненно, при­ надлежит батальону аэродром­ но-технического обеспечения (БАЮ), которым командует гвар­ дии подполковник Владимир Маргиев. Для того чтобы сделать полёты безопасными для лёт­ чиков, от специалистов баталь­ она порой требуется настоящее искусство. Транспортные подвозы, за­ правка самолётов топливом, жид­ костями и газами - лишь малая часть задач личного состава БАТО, а самая главная из них - содер­ жание аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности. Вбатальоне - две роты и группа газообеспечения. Каждый спе­ циалист делает всё возможное на своём участке, чтобы не до­ пустить непредвиденных ситуа­ ций на объекте в целом. Рота аэродромно-техниче­ ского обеспечения (РАТО) непо­ средственно выполняет работы по подготовке самолётов к полё­ там. Под открытым небом, невзи- ратов топливом, кислородом, азотом и специальными жидкос­ тями. В их ведении и транс­ портные перевозки, и доставка лётчиков и всего необходимого на аэродром. Свою работу личный состав роты начинает задолго до начала лётной смены и заканчивает спустя несколько часов после того, как зачехлённые крылатые машины замирают на стоянках. От того, насколько качествен­ но сработают её специалисты, зависит боеготовность всей авиабазы Северного флота. - Подразделение сплочённое, поэтому личный состав неиз­ менно достигает высоких резуль­ татов в службе, - подчёркивает гвардии подполковник Маргиев. В обязанности военнослужа­ щих аэродромно-эксплуатацион­ ной роты входит подготовка аэ­ родрома к взлёту и посадке кры­ латых машин, обеспечение безо­ пасности полётов - подготовка концевых и торцевых полос. Не­ маловажным элементом без­ аварийности является даже от­ пугивание птиц, для чего по пе­ риметру взлётно-посадочной по­ лосы выставлены аэродромные чучела. Их гвардии подполковник Маргиев в шутку называет треть­ им взводом аэродромно-экс­ плуатационной роты. Ещё одно подразделение БАТО - группа газообеспечения. Её специалисты снабжают само­ лёт газами и занимаются до­ бычей кислорода и азота. Ис­ пользуется для этого автомо­ бильная кислорододобывающая станция (АКДС). - Получение кислорода и азо­ та в АКДС основано на способе глубокого охлаждения, сжиже­ ния и разделения воздуха на ос­ новные составные части - кис­ лород и азот. Они могут выра­ батываться как по отдельности, так и одновременно, причём и в жидком виде, и в газообразном. Станция может работать при температуре от -50 до +50, - рас­ сказывает офицер. Кроме того, соответствующие службы батальона занимаются подвозом различных материаль­ ных средств - авиационно-техни­ ческого, продовольственного и вещевого имущества. В круглосуточном режиме День и ночь трудятся специа­ листы БАТО, чтобы обеспечить полёты в любое время года и су­ ток. Даже одной восьмичасовой смене предшествует тщательная подготовка. В батальоне рабо­ тают настоящие профессионалы ифанаты своего дела. Ведь взлёт­ но-посадочная полоса (ВПП) всегда должна быть готова к приёму и отправке самолётов. Особенно много хлопот зимой. - Конечно, снег, по понятным причинам, мы не очень любим, - поясняет гвардии подполковник Владимир Маргиев. - Ведь чтобы подготовить взлётно-посадоч­ ную полосу и аэродромные ру­ лёжные дорожки, надо провести колоссальную работу. Зимой на­ стоящую борьбу со снегом и голо­ лёдом ведёт специальная снего­ уборочная техника. Какая бы ни стояла погода, покрытие должно обеспечивать достаточный уро­ вень сцепления при взлёте, по­ садке и рулёжке авиалайнера. Для уборки больших массивов снега используется машина- шнекоротор. Её устройство по­ зволяет, не повреждая бетон­ ного покрытия, быстро и эф­ фективно удалять сугробы за короткий промежуток времени. Специальные поддерживающие колёса и нижняя лыжа распола­ гают шнекоротор максимально близко к земле. варяющее полёты мероприятие - заправка различных систем са­ молёта азотом, воздухом, меди­ цинским кислородом. Качество топлива строго контролируется. - А вдыхают в самолёты жизнь, запуская мощные двигатели с помощью передвижного акку­ мулятора, машины под названи- Свою работу личный состав роты начинает задолго до начала лётной смены и заканчивает спустя несколько часов после того, как зачехлённые крылатые машины замирают на стоянках Летом свои особенности под­ готовки ВПП. Полоса должна быть не только чистой, но и сухой. Аэродромной комбинированной поливомоечной машиной (АКПМ), в простонародье "пылесосом", сдуваются различный мусор и камни, которые при попадании в двигатели могут запросто вы­ вести их из строя. Специалисты БАТО очищают полосу от травы, наносят маркировку на аэро­ дроме, готовят боковые и торце­ вые полосы безопасности, для того чтобы была ровная пло­ щадка, выявляются дефекты, которые "вылезли" после зи­ мы, например, разлом бетона или деформация швов, произ­ водится ямочный ремонт. Ежедневно личный состав БАТО перед каждой лётной сменой проводит контроль и осмотр аэродрома. Комендант аэродрома проверяет полосу на наличие посторонних пред­ метов, после чего передаёт бразды правления руково­ дителю полётов. Для обес­ печения взлёта одного са­ молёта нужно привлечь до де­ сяти единиц специальной тех­ ники. Если, к примеру, лётная смена начинается в 9 часов, то водителям техники нужно быть на аэродроме к пяти, чтобы своевременно начать подго­ товку крылатых машин к вылету. Первым делом перед выез­ дом на аэродром специалисты БАТО занимаются подготовкой своей техники, проверяют на ис­ правность, затем оформляют пу­ тевую документацию, после чего выезжают в составе определён­ ных машин на пункт аэродром­ но-технического обеспечения. Другое не менее важное пред- ем АПА (аэродромно-подвиж­ ный агрегат), - поясняет Влади­ мир Рудольфович. Конечно, прежде всего долж­ на быть исправна техника и обу­ чены специалисты, допущенные к управлению транспортными средствами и эксплуатации объ­ ектов гостехнадзора. - Работа трудная. Но весь лич­ ный состав батальона способен выполнить свои задачи. Есть на кого положиться, - заверяет гвар­ дии подполковник Маргиев. печения в вертолётном полку. Служба главы семьи проходила в отдалённых гарнизонах и без­ условно повлияла на выбор сы­ ном жизненного пути. После окон­ чания школы Владимир посту­ пил в Воронежское высшее авиа­ ционное инженерное училище, на военной кафедре осваивал средства наземного обеспече­ ния энергией. Практику прохо­ дил в Таганроге в батальоне аэродромно-технического обес­ печения в должности команди­ ра наливного взвода. Затем - на ремонтном заводе в Воронеже. Решение поступить на воен­ ную службу было, конечно же, осознанным. Надо сказать, что лейтенанта с востребованной в войсках специальностью с готов­ ностью приняли в авиационно­ техническую базу, дислоцирован­ ную в посёлке Федотово Воло­ годской области, на должность командира технического взвода. Своё восхождение по служеб­ ной лестнице Маргиев начал с должности командира взвода, затем дорос до начальника элект- рогазовой службы. В этой части Владимир прослужил более 10 лет. В 2003 году его назначили на должность заместителя ко­ мандира авиационно-техниче­ ской базы в посёлке Высокий Мурманской области, где офицер прослужил 6 лет, в 2009 году при­ был в гвардейскую авиабазу Северного флота на должность командира батальона аэродром- Зимой настоящую борьбу со снегом и гололёдом ведёт специальная снегоуборочная техника. Одним словом, живёт баталь­ он аэродромно-технического обеспечения привычной для него беспокойной жизнью. Из династии технарей Отец гвардии подполковника Владимира Маргиева в своё вре­ мя тоже служил в батальоне аэ­ родромно-технического обес- но-технического обеспечения. Сейчас вверенный ему кол­ лектив ожидают новые заботы. Прежде всего это подготовка техники и аэродрома к работе в летний период, в течение ко­ торого специалистам батальона без дела сидеть не придётся. Владлена КЛЮШИНА. Фото автора. ГЛАЗА И УШИ "ДЕСАНТНИКА" Современнаярадиоэлектроника делает корабль грозной силой - обеспечивает ему связь и разведку успел послужить на каждом из них. Коротко и просто рас­ сказал о себе механик за­ секреченной автомати­ ческой связи старший мат- 29 мая в Архангельске под руководством началь­ ника медицинской службы Главного командования Военно-морского флота России полковника меди­ цинской службы Игоря Мосягина открылся сбор руководящего состава медицинской службы Военно­ морского флота, который открыл цикл научно­ практических мероприятий по морской медицине. СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ Научно-практические мероприятия по морскоймедицине прошли в Беломорье В ходе сбора с информацией об итогах деятельности в зимнем периоде обучения 2019 учебного года выступили представители Главного командования ВМФ, Северного, Балтийского и Тихоокеанского флотов. О новых технологиях доврачебной помощи в морской медицине рассказал собравшимся начальник Научно-ис­ следовательского испытательного центра военной меди­ цины и ВМТ Государственного научно-исследовательского института военной медицины доктор медицинских наук профессор полковник медицинской службы Андрей Юдин. Заместитель начальника 22-го отдела ГНИИ военной медицины Министерства обороны РФ подполковник Дмит­ рий Забродский выступил с докладом о перспективных на­ правлениях совершенствования форм и системы отчётности. Радиометрист старший матрос Евгений Базанов на своём боевом посту. рос Андрей Кругликов - один из тех, с кем мне довелось пообщаться. Андрей родил­ ся в Североморске. Служит на корабле с 2010 года, до этого проходил службу по призыву в городе Севе­ родвинске Архангельской области на ремонтирую­ щемся ракетном крейсере "Адмирал Нахимов". Моряку предлагали остаться там для прохождения службы по контракту, но молодой человек хотел служить в столице Северного флота, о чём ни капли не жалеет. Свою материальную часть знает как свои пять паль­ цев, хорошо разбирается в технике. Радиометрист старший матрос Евгений Базанов дал краткое интервью пря­ мо во время несения вахты. Служит на корабле третий год. Здесь проходил службу по призыву. Пытался найти себя на гражданском по­ прище, но "не срослось", и вернулся на ставший уже родным корабль. Несмот­ ря на сравнительно мо­ лодой возраст - 22 года, у него уже есть семья - жена и дочь. А в планах на бу­ дущее - получить высшее образование и расти про­ фессионально. Яна РАХИМОВА. Фото автора. БЧ-4-7- совмещённую боевую радиотехническую и часть связи недаром называют глазами и ушами корабля. Подразделение выполняет важнейшие задачи - обеспечивает связь и отвечает за ос­ вещение всех видов обстановки - воздушной, надводной и подводной. В общем, работы у моря­ ков хватает. К омандует БЧ-4-7 на большом десантном корабле "Александр Отра- ковский" капитан 3 ранга Сергей Стрелков. Здесь он служит с декабря 2018 из­ бирается. В этом году он оканчивает Мурманский го­ сударственный технический университет по специаль­ ности штурман-судоводи­ тель. Как отмечает коман- Благодаря морякам команды командир корабля имеет необходимую информацию для организации боя Н азвание команды связи говорит само за себя: она обеспечивает все виды связи на корабле. - В материальной части нашего корабля представ­ лены новейшие образцы оборудования, обеспечи­ вающего связь, - добавляет старшина команды засек­ реченной автоматической связи старший мичман Дмитрий Гончаров. - Лич­ ный состав хорошо её ос­ воил, эксплуатируем уве­ ренно, безаварийно. Зада­ ча команды - поддерживать устойчивую связь с берегом и другими кораблями. Старший мичман Дмит­ рий Гончаров является ве­ тераном корабля - служит на БДК "Александр Отра- ковский" с 2002 года. Этим летом он обрёл незабы­ ваемый опыт - исполнял обязанности командира БЧ-4-7 во время похода по Северному морскому пути. Командир корабля капитан 2 ранга Евгений Алексе­ ев выразил мнение, что с поставленными задачами старшина команды ЗАС справился вполне успешно. По словам Дмитрия Гон­ чарова, он считает корабль, на котором служит, своим вторым домом. За успехи в службе он неоднократно по­ ощрялся командованием. Текучести кадров в под­ разделении нет, каждый из связистов служит не менее семи лет. Один из старослу­ жащих - главный кора­ бельный старшина Эрик Батыршин, он является бо­ евым заместителем стар­ шины команды. Радиоте­ леграфист матрос Алек­ сандр Карлин - признанный всеми ценный специалист, по специфике своей служ­ бы часто бывает прикоман­ дирован на другие корабли бригады, и благодаря этому да. До этого возглавлял БЧ-4-7 на "десантнике" тако­ го же проекта "Кондопога". БЧ-4-7 делится на две команды - радиотехниче­ скую и связи. Радиотехниче­ ская - как раз тот самый сегмент в структуре кораб­ ля, в заведовании которого и находятся глаза - радио­ локаторы и уши - гидро­ акустические комплексы. Благодаря морякам коман­ ды командир корабля име­ ет необходимую информа­ цию для организации боя, артиллеристы знают, куда стрелять, понятно, откуда идёт подводная лодка. Когда я пришла на БДК "Александр Отраковский", многие моряки БЧ-4-7 нахо­ дились на своих боевых по­ стах, но мне всё же удалось пообщаться с некоторыми из них. Старшина радиотех­ нической команды мичман Камал Хахутадзе начал свой путь на БДК "Алек­ сандр Отраковский" в 2010 году. После окончания кол­ леджа молодой человек от­ правился проходить службу по призыву на Северный флот. Волею судеб оказался на этом корабле. За девять лет вырос от простого ра­ диометриста до старшины радиотехнической коман­ ды. Останавливаться на достигнутом мичман не со­ дир БЧ-4-7 капитан 3 ранга Сергей Стрелков, у перс­ пективного моряка есть все шансы стать офицером. - Если корабль находит­ ся в море, мы освещаем надводную обстановку, - рассказывает о задачах, которые выполняет его ко­ манда, мичман Камал Ха­ хутадзе. - Рассчитываем манёвр расхождения с це­ лями, определяем курс, пе­ ленги. В заведовании мо­ ей команды находятся стан­ ции, которые отвечают за обнаружение воздушых це­ лей противника. Опытом многолетней деятельности поделились вете­ раны военной медицины генерал-майор медицинской службы в отставке Владимир Симоненко и полковник ме­ дицинской службы в отставке Евгений Никитин. Научно-практические мероприятия по морской медици­ не продолжались до 1 июня, в рамках сбора состоялись расширенное заседание секции по морской медицине на­ учно-экспертного совета Морской коллегии при Правитель­ стве Российской Федерации, международный научный конгресс "Морская медицина: прошлое, настоящее и буду­ щее", Всероссийская научно-практическая конференция по истории военно-морской медицины. Все предложения, озвученные на конгрессе и внесён­ ные по окончании его работы, будут включены в итоговую резолюцию, которая будет направлена в научно-эксперт­ ный совет Морской коллегии при Правительстве Россий­ ской Федерации, а также профильные комитеты верхней и нижней палат Федерального собрания РФ, министерст­ ва и ведомства для совершенствования законодательства и государственного регулирования деятельности в сфере морского здравоохранения. Олег МАЛЫШЕВ. Фото автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz