На страже Заполярья. 2019 год. Июнь.

3 стр. ^ на стгажЕЗаполярья 28 июня 2019 года ИДЕТ БОЕВАЯ УЧЕБА УВЕРЕНЫ В СВОИХ СИЛАХ Для Моряки-североморцы не жалели сил и стараний, чтобы справиться с задачами, которые им прихо­ дилось решать. Хотя, как заметил помощник командира корабля капитан-лейтенант Артём Рябко, ничего особенного в повседневной службе и жизни экипажа БПК не происходило. Боевая учёба корабельных специалистов шла своим чередом в соответствии с существующим планом. Как водится, первым ис- уровень профессиональ- пытанием для моряков боль­ шого противолодочного ко­ рабля "Адмирал Левченко" стали подготовка к сдаче первой курсовой задачи и её предъявление штабу соединения. Следует отметить, что в экипаже корабля службу по призыву проходят более 70 матросов, которые нынеш­ ним летом увольняются в запас. Все остальные - во­ еннослужащие по контрак­ ту, имеющие большой опыт. Поэтому особых проблем в Идёт приготовление реактивного гранатомёта МРГ-1 к стрельбе. отработке элементов К-1 на корабле не возникло. Все специалисты хорошо подготовлены к ведению борьбы за живучесть, экс­ плуатации материальной части, выполнению разно­ образных вводных, добро­ совестно относятся к содер­ жанию своих заведовании. Боевая учёба на боль­ шом противолодочном ко­ рабле "Адмирал Левченко” полным ходом шла в базе. Личный состав БПК посто­ янно на тренировках, кора­ бельных учениях повышал экипажа большого противолодочного корабля "Адмирал Левченко " зимний период обучения был достаточно продуктивным Рябко, были проверены ки и учения. Корабельным ной выучки, оттачивал мас­ терство выполнения учеб­ ных упражнений на боевых постах. Экипаж регулярно заступал в дежурство по противовоздушной и проти- водиверсионной обороне в главной базе Северного флота. - На корабле уделяется огромное внимание совер­ шенствованию выучки эки­ пажа, - рассказывает капи­ тан-лейтенант Артём Ряб­ ко. - Очевидно, что на пер­ вом месте - профессиона- БПК под надёжной защитой. Противоподводно- диверсионная оборона корабля. лизм корабельных специа­ листов. В экипаже корабля най­ дётся немало офицеров, мичманов, старшин и мат­ росов, чей труд достоин по­ хвалы. Хорошими специа­ листами по праву считаются командир рулевого отде­ ления штурманской боевой части старшина 1 статьи Владислав Жердев, старши­ на команды (сверхбыстро­ действующей радиосвязи) радиотелеграфной группы и засекреченной связи бое­ вой части связи мичман Марат Хасанов, старший хи­ мик службы РХБЗ младший сержант Илья Мирошкин и старшина команды палуб­ ных механизмов машинной группы дивизиона движе­ ния электромеханической боевой части мичман Дмит­ рий Воронов. Тон боевой учёбе задают опытные офицеры - коман­ диры подразделений. Это командир БЧ-1 капитан- лейтенант Павел Швабрин, командир ракетно-артил­ лерийской боевой части капитан-лейтенант Антон Лучшее, временно испол­ няющий обязанности ко­ мандира БЧ-5 капитан 3 ран­ га Максим Карпенко и вре­ менно исполняющий обя­ занности командира БЧ-3 капитан-лейтенант Максим Буря. Одним из самых опыт­ ных офицеров на корабле по праву считается замес­ титель командира по воен­ но-политической работе капитан 2 ранга Дмитрий Колобашкин. Как отметил Артём Иго­ ревич, экипаж справился со всеми задачами. По итогам зимнего периода обучения лучшими стали минно-тор- педная,электромеханичес­ кая и штурманская боевые части. В зимнем периоде обу­ чения корабль прошёл проверку специалистами Главного управления по контрольно-надзорной де­ техника и средства управ­ ления кораблём, медицин­ ская служба, средства нави­ гации и наблюдения за об­ становкой, водолазная под­ готовка, состояние средств борьбы за живучесть, готов­ ность личного состава к их использованию. Также корабль прове­ ряли офицеры Главного военно-медицинского уп­ равления Министерства обороны РФ. - Проверялись докумен­ ты по медицинскому обеспе­ чению, практические дейст­ вия личного состава ме­ дицинской службы, санита­ рно-эпидемиологическое состояние кают, продоволь­ ственного пищеблока, кладовых и мест общего пользования, - продолжает капитан-лейтенант Рябко. Морякам БПК "Адмирал Левченко" придётся потру- Морякам БПК "АдмиралЛевченко" придётся потрудиться и в летнем периоде обучения. Впереди у экипажа интенсивные тренировки и учения ятельности Министерства обороны РФ. Как рассказал капитан-лейтенант Артём специалистам предстоит контрольная проверка зна­ ний, выполнение задач ПВО и ПДО в базе, а также подготовка корабля к учас­ тию в праздновании Дня - Боевая подготовка ко­ рабельных специалистов проходит в соответствии с планом. Специалисты всех категорий будут посещать учебный центр и учебно­ тренировочный комплекс. В ходе этих тренировок материал лучше усваивает­ ся, - говорит капитан-лей­ тенант Рябко. Во втором полугодии пре­ дусмотрено немало ме­ роприятий, направленных Отработка нормативов по борьбе за живучесть. диться и в летнем периоде обучения. Впереди у экипа­ жа интенсивные трениров- Военно-морского флота в Североморске. Вместе с выполнением необходимых работ на ма­ териальной части моряки- североморцы будут повы­ шать свои специальные знания, совершенствовать навыки эксплуатации ору­ жия и техники. на совершенствование вы­ учки экипажа корабля. Осо­ бое внимание, по словам капитан-лейтенанта Рябко, будет уделено отработке повседневной организа­ ции, проведению занятий по специальной и военно­ политической подготовке, обучению молодого попол­ нения. Ведь тем молодым матросам, которые через несколько недель попол­ нят ряды экипажа, пред­ стоит служить всего один год. Поэтому, чтобы они быстрее адаптировались, опытные специалисты под­ разделений стараются за более короткий срок обу­ чить их основам специаль­ ности и корабельным пра­ вилам. - Экипаж уверен в своих силах и готов качествен­ но выполнить все постав­ ленные перед ним зада­ чи, - утверждает помощ­ ник командира корабля ка­ питан-лейтенант Артём Рябко. Владлена КПЮШИНА Фото из архива БПК “Адмирал Левченко". ПУТЬ КОМАНДИРА В ерой и правдой служа Родине Полярный. Соединение подводных лодок. Издали опыт­ ный командирский взгляд капитана 2 ранга запаса Александра Олейника улавливает очертания родных причалов и силуэты дизельных субмарин. "Это "Ярославль", на этой лодке прослужил дольше, чем на остальных. А вот "Липецк" - на ней, будучи командиром, я совершил переход с Черноморского флота на Северный, когда Военно­ морской флот делился на украинский и российский. В Кольский залив мы вошли с гордо реющим Андреевским флагом! В тот переход мы ещё и жизнь гражданину Франции спасли..." - воспоминания командира свежи и сегодня, хотя с момента увольнения в запас прошла без малого четверть века. "Я хочу в море!" А начиналось всё в далёком 1981 году, когда бравый лейте­ нант, выпускник минно-торпед- На службе Отечеству ного факультета Высшего воен­ но-морского училища подводно­ го плавания им. Ленинского ком­ сомола, переступил КПП эскад­ ры подводных лодок Северного флота, базировавшейся в По­ лярном. В отделе кадров лейте­ нант Олейник уверенно зая­ вил: "Прошу направить меня на лодку, у которой запла­ нирован в ближайшее вре­ мя дальний поход. Я хочу в море!". Александр Павлович получил распредепение на ПЛ Б-826. Без проволочек сдал зачёты на самостоя­ тельное управление под­ разделением и несение де­ журства вахтенным офице­ ром. В январе 1982 года в составе экипажа, которым командовап капитан 2 ранга Виктор Машечков, лейтенант Олейник вышел в море в свой первый дальний поход. - Плавание было непрос­ тым. Путь лежал через Ат­ лантику к берегам Африки. Заходили в порты Анголы, Гвинеи, Нигерии, я увидел совершенно другую жизнь - нищее существование лю­ дей, пытающихся любым способом заработать на еду. Это произвело большое впе­ чатление. Усугублялось по­ ложение и невыносимой жарой, причём не столько на улице, сколько в отсеках подводной лодки. Запомнился и путь домой: в районе экватора мы попали в такой сильный шторм, какого я больше за годы службы не видел. Лодка не мог­ ла уйти под воду и шла в над­ водном положении, вахтенный офицер на мостике погружался в воду с головой. Мне, молодому и неопытному подводнику, было не по себе, - делится воспоми­ наниями Александр Павлович. Первый поход длился 8 меся­ цев. В базу экипаж вернулся лишь в сентябре 1982 года. На ПЛ "Ярославский комсомолец" Александр Олейник прослужил 6 лет, пройдя путь от командира минно-торпедной боевой части до старпома. Лодка входила в Капитан 2 ранга Александj командир китайской яГ 1995 год. Олейник и КНР, число передовых на бригаде, три года подряд корабль объявлял­ ся отличным. По итогам несколь­ ких походов за безупречное вы­ полнение поставпенных задач Александр Олейник был награж­ дён медалью "За боевые заслу­ ги", ему досрочно присвоено во­ инское звание капитан 3 ранга. В 80-х годах прошпого века довелось Александру Павловичу осваивать подводные лодки проекта "Варшавянка". - Поступившие на флот под­ лодки Б-401 и Б-402 поочерёдно выходили в море на полтора месяца. Только в 1988 году они зафиксировали 18 контактов с субмаринами стран НАТО. Это составило 50% всех обнару­ женных иностранных подводных лодок силами Северного флота! Две лодки нашей бригады до­ бились такого серьёзного ре­ зультата,- говорит Александр Павлович. Перспективного и уже на­ бравшегося опыта офицера ко­ мандование направило на ко­ мандирские классы. Вернувшись в 1990 году, Александр Олейник становится командиром Б-401. Поднять Андреевский флаг! Вскоре случился распад Советской державы, кото­ рый повпёк за собой и раз­ деление Военно-морского флота. В Украине осталась новостройка, нынешняя под­ водная лодка "Липецк", кото­ рую накануне внутренними путями перевели из Нижнего Новгорода в Севастополь. Перед экипажем Алексан­ дра Олейника стояла важ­ ная задача - долететь воен­ ным бортом до Крыма, при­ нять лодку и затем совер­ шить межфлотский переход в город Полярный. - Инструктаж нам был такой - поменять экипаж, эк­ стренно выйти за терри­ ториальные воды Украины и встать на якорь, - вспоми- Ч нает Александр Павлович. - Как командир я столкнулся с очень неприятным явле­ нием - украинские национа­ листы переманивали воен­ ных, особенно украинцев, предлагали перейти на их сторону. Некоторые моряки из других воинских частей соглашались и покидапи ко­ рабли, подразделения. Я побе­ седовал с личным составом, выяснил настроения, в итоге ни один украинец из моего экипажа не сбежап. Я сохранип целост­ ность экипажа, а значит, и его боеготовность. Наконец-то в январе 1992 года от командования Военно­ морского флота России коман­ диру ПЛ Б-177 поступил приказ: изготовить своими сипами Андре­ евский флаг и поднять на корме. - К утру мы сшили флаг - приказ выполнили. А затем его подняли в установленное корабельным уставом время. Это означало, что подводная лодка принад­ лежит России и экипаж присту­ пил к межфлотскому переходу, - рассказывает Александр Олей­ ник. - Правда, когда вышли в нейтральные воды, пришлось поднять Флаг ВМФ СССР, по­ скольку Андреевский флаг в международной классификации ещё не значился. Но при входе в Екатерининскую гавань 13 марта 1992 года на гафеле вновь взвил­ ся Андреевский флаг. Мы стали первыми, кто поднял этот флаг на корабле современного Рос­ сийского флота! Через несколь­ ко месяцев на День ВМФ Ан­ дреевский флаг развевался на всех кораблях Северного флота. Спасти француза Запомнился межфлотский переход ещё одним событием, без преувеличения, междуна­ родного масштаба. Случилось экипажу под командованием капитана 2 ранга Александра Олейника восстанавливать здо­ ровье, а возможно, и спасать жизнь французскому моряку. Всплыв в Бискайском запиве для подзарядки аккумуляторов, "Ли­ пецк" принял сигнал СОС от французской яхты, где у одного моряка прооперировали, он был очень благодарен нам за спа­ сённую жизнь. А ещё сообщипи, что нас, русских подводников, показывали по французскому те­ левидению, оказалось, ино­ странцы снимали каждое наше действие на видеокамеру. По прибытии в родную базу меня и врача пригласили во Фран­ цию, но за нас в Главном штабе ВМФ всё решили - ответили, что командир лодки и его экипаж очень заняты боевой подготов­ кой и приехать не могут. Подплав - жизнь и судьба 90-е годы для капитана 2 ран­ га Опейника, впрочем, как и для всех военных моряков, вы­ дались тяжёлыми. По словам Александра Павловича, де­ нежное довольствие не вы­ плачивали месяцами. Подвод­ ники кормили себя и свои семьи как могли: в море лови­ ли рыбу, продавали её, делили между семьями. Корабли и лодки перестали бывать в море, но иногда выхо­ дили наотработку учебно-боевых задач. "Липецк" не раз участ­ вовал в торпедных стрельбах на приз Главкома, их экипаж Олей­ ника выпопнял на отлично. В 1995 году Александра Пав­ ловича в качестве инструктора командира экспортной подвод­ ной лодки направили в составе группы российских подводников в служебную командировку в Китай, где они обучали китайских моряков эксплуатировать "Вар­ шавянку". По возвращении в родную ба- ное событие в жизни Алексан­ дра Павловича - знакомство с су­ пругой Епеной. Она служила в строевой части штаба бригады подводных лодок эскадры. И од­ нажды, оформляя личное дело, капитан-лейтенант Олейник и Лейтенант Александр Олейник с то и т на верхней вахте в свой первый дальний поход. Среди­ земное море, 1982 год. При входе в Екатерининскую гавань 13 марта 1992 года на гафеле вновь взвился Андреевский флаг. Мы стали первыми, кто поднял этот флаг на корабле современного Российского флота из членов экипажа обострилась болезнь и срочно требовалось оперативное вмешательство. - Мы связались с флотским командованием, нам дали "доб­ ро" подойти к яхте и оказать по­ мощь больному, - говорит Алек­ сандр Павлович. - Начмед поднял­ ся на борт судна, осмотрел фран­ цуза, а мы на ломаном англий­ ском передали португальцам (только с ними удалось выйти на связь) о необходимости эвакуа­ ции и госпитализации граждани­ на Франции. Вскоре прилетел вертолёт, его забрали, а "Липецк” продолжил переход на Север. Уже в Полярном мы узнали - зу комбриг предложил капитану 2 ранга Олейнику должность на­ чальника штаба бригады. Каза­ лось, движению по карьерной лестнице препятствий нет, но не­ предвиденно подвело здоровье. Пришлось покинуть плавсостав и продолжить военную службу на берегу - начальником органи­ зационно-строевого отдела Мур­ манского государственного тех­ нического университета. За плечами Александра Олей­ ника семь боевых служб (некото­ рые из них длились больше года!) и освоение пяти проектов под­ водных лодок. Со службой в под­ плаве связано одно судьбонос­ мичман Волкова познакоми­ лись. В 1986 году поженились. - К тому времени я уже стал старпомом, крепко стоял на ногах и готов был к созданию семьи. Правда, семейная жизнь услов­ ная получилась, дома меня не было годами, - признаётся Алек­ сандр Павлович. - Но поскольку Лена - военнослужащая, она прек­ расно понимала режим службы и поддерживала в сложные периоды. Вместе мы уже 33 года. С Крайнего Севера семья Олейник уехала два года назад, но крепкую связь с Заполярьем поддерживают. Приехав к род­ ственникам в Полярный, Алек­ сандр Павлович и Елена Алек­ сандровна долго гуляли по горо­ ду своей молодости, вспоминали о мощи и величии дизельных подводных сил и о том, как в по- лярнинском подплаве кипела жизнь - три бригады, 40 подводных лодок, больше 4 тысяч моряков. - Теперь, конечно, многое из- менипось, и город не узнать, и подок поменьше стало, - с грустью отмечает Александр Павлович. - Но будем надеяться, что Полярный попучит вторую жизнь, город преобразится и подводные силы станут ещё крепче и мощнее былых. ЕВГЕНИЯДРУЗЬЯК. Фото из архива Александра ОЛЕЙНИКА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz