На страже Заполярья. 2019 год. Июнь.
3 стр. ^ на стгажЕЗаполярья 28 июня 2019 года ИДЕТ БОЕВАЯ УЧЕБА УВЕРЕНЫ В СВОИХ СИЛАХ Для Моряки-североморцы не жалели сил и стараний, чтобы справиться с задачами, которые им прихо дилось решать. Хотя, как заметил помощник командира корабля капитан-лейтенант Артём Рябко, ничего особенного в повседневной службе и жизни экипажа БПК не происходило. Боевая учёба корабельных специалистов шла своим чередом в соответствии с существующим планом. Как водится, первым ис- уровень профессиональ- пытанием для моряков боль шого противолодочного ко рабля "Адмирал Левченко" стали подготовка к сдаче первой курсовой задачи и её предъявление штабу соединения. Следует отметить, что в экипаже корабля службу по призыву проходят более 70 матросов, которые нынеш ним летом увольняются в запас. Все остальные - во еннослужащие по контрак ту, имеющие большой опыт. Поэтому особых проблем в Идёт приготовление реактивного гранатомёта МРГ-1 к стрельбе. отработке элементов К-1 на корабле не возникло. Все специалисты хорошо подготовлены к ведению борьбы за живучесть, экс плуатации материальной части, выполнению разно образных вводных, добро совестно относятся к содер жанию своих заведовании. Боевая учёба на боль шом противолодочном ко рабле "Адмирал Левченко” полным ходом шла в базе. Личный состав БПК посто янно на тренировках, кора бельных учениях повышал экипажа большого противолодочного корабля "Адмирал Левченко " зимний период обучения был достаточно продуктивным Рябко, были проверены ки и учения. Корабельным ной выучки, оттачивал мас терство выполнения учеб ных упражнений на боевых постах. Экипаж регулярно заступал в дежурство по противовоздушной и проти- водиверсионной обороне в главной базе Северного флота. - На корабле уделяется огромное внимание совер шенствованию выучки эки пажа, - рассказывает капи тан-лейтенант Артём Ряб ко. - Очевидно, что на пер вом месте - профессиона- БПК под надёжной защитой. Противоподводно- диверсионная оборона корабля. лизм корабельных специа листов. В экипаже корабля най дётся немало офицеров, мичманов, старшин и мат росов, чей труд достоин по хвалы. Хорошими специа листами по праву считаются командир рулевого отде ления штурманской боевой части старшина 1 статьи Владислав Жердев, старши на команды (сверхбыстро действующей радиосвязи) радиотелеграфной группы и засекреченной связи бое вой части связи мичман Марат Хасанов, старший хи мик службы РХБЗ младший сержант Илья Мирошкин и старшина команды палуб ных механизмов машинной группы дивизиона движе ния электромеханической боевой части мичман Дмит рий Воронов. Тон боевой учёбе задают опытные офицеры - коман диры подразделений. Это командир БЧ-1 капитан- лейтенант Павел Швабрин, командир ракетно-артил лерийской боевой части капитан-лейтенант Антон Лучшее, временно испол няющий обязанности ко мандира БЧ-5 капитан 3 ран га Максим Карпенко и вре менно исполняющий обя занности командира БЧ-3 капитан-лейтенант Максим Буря. Одним из самых опыт ных офицеров на корабле по праву считается замес титель командира по воен но-политической работе капитан 2 ранга Дмитрий Колобашкин. Как отметил Артём Иго ревич, экипаж справился со всеми задачами. По итогам зимнего периода обучения лучшими стали минно-тор- педная,электромеханичес кая и штурманская боевые части. В зимнем периоде обу чения корабль прошёл проверку специалистами Главного управления по контрольно-надзорной де техника и средства управ ления кораблём, медицин ская служба, средства нави гации и наблюдения за об становкой, водолазная под готовка, состояние средств борьбы за живучесть, готов ность личного состава к их использованию. Также корабль прове ряли офицеры Главного военно-медицинского уп равления Министерства обороны РФ. - Проверялись докумен ты по медицинскому обеспе чению, практические дейст вия личного состава ме дицинской службы, санита рно-эпидемиологическое состояние кают, продоволь ственного пищеблока, кладовых и мест общего пользования, - продолжает капитан-лейтенант Рябко. Морякам БПК "Адмирал Левченко" придётся потру- Морякам БПК "АдмиралЛевченко" придётся потрудиться и в летнем периоде обучения. Впереди у экипажа интенсивные тренировки и учения ятельности Министерства обороны РФ. Как рассказал капитан-лейтенант Артём специалистам предстоит контрольная проверка зна ний, выполнение задач ПВО и ПДО в базе, а также подготовка корабля к учас тию в праздновании Дня - Боевая подготовка ко рабельных специалистов проходит в соответствии с планом. Специалисты всех категорий будут посещать учебный центр и учебно тренировочный комплекс. В ходе этих тренировок материал лучше усваивает ся, - говорит капитан-лей тенант Рябко. Во втором полугодии пре дусмотрено немало ме роприятий, направленных Отработка нормативов по борьбе за живучесть. диться и в летнем периоде обучения. Впереди у экипа жа интенсивные трениров- Военно-морского флота в Североморске. Вместе с выполнением необходимых работ на ма териальной части моряки- североморцы будут повы шать свои специальные знания, совершенствовать навыки эксплуатации ору жия и техники. на совершенствование вы учки экипажа корабля. Осо бое внимание, по словам капитан-лейтенанта Рябко, будет уделено отработке повседневной организа ции, проведению занятий по специальной и военно политической подготовке, обучению молодого попол нения. Ведь тем молодым матросам, которые через несколько недель попол нят ряды экипажа, пред стоит служить всего один год. Поэтому, чтобы они быстрее адаптировались, опытные специалисты под разделений стараются за более короткий срок обу чить их основам специаль ности и корабельным пра вилам. - Экипаж уверен в своих силах и готов качествен но выполнить все постав ленные перед ним зада чи, - утверждает помощ ник командира корабля ка питан-лейтенант Артём Рябко. Владлена КПЮШИНА Фото из архива БПК “Адмирал Левченко". ПУТЬ КОМАНДИРА В ерой и правдой служа Родине Полярный. Соединение подводных лодок. Издали опыт ный командирский взгляд капитана 2 ранга запаса Александра Олейника улавливает очертания родных причалов и силуэты дизельных субмарин. "Это "Ярославль", на этой лодке прослужил дольше, чем на остальных. А вот "Липецк" - на ней, будучи командиром, я совершил переход с Черноморского флота на Северный, когда Военно морской флот делился на украинский и российский. В Кольский залив мы вошли с гордо реющим Андреевским флагом! В тот переход мы ещё и жизнь гражданину Франции спасли..." - воспоминания командира свежи и сегодня, хотя с момента увольнения в запас прошла без малого четверть века. "Я хочу в море!" А начиналось всё в далёком 1981 году, когда бравый лейте нант, выпускник минно-торпед- На службе Отечеству ного факультета Высшего воен но-морского училища подводно го плавания им. Ленинского ком сомола, переступил КПП эскад ры подводных лодок Северного флота, базировавшейся в По лярном. В отделе кадров лейте нант Олейник уверенно зая вил: "Прошу направить меня на лодку, у которой запла нирован в ближайшее вре мя дальний поход. Я хочу в море!". Александр Павлович получил распредепение на ПЛ Б-826. Без проволочек сдал зачёты на самостоя тельное управление под разделением и несение де журства вахтенным офице ром. В январе 1982 года в составе экипажа, которым командовап капитан 2 ранга Виктор Машечков, лейтенант Олейник вышел в море в свой первый дальний поход. - Плавание было непрос тым. Путь лежал через Ат лантику к берегам Африки. Заходили в порты Анголы, Гвинеи, Нигерии, я увидел совершенно другую жизнь - нищее существование лю дей, пытающихся любым способом заработать на еду. Это произвело большое впе чатление. Усугублялось по ложение и невыносимой жарой, причём не столько на улице, сколько в отсеках подводной лодки. Запомнился и путь домой: в районе экватора мы попали в такой сильный шторм, какого я больше за годы службы не видел. Лодка не мог ла уйти под воду и шла в над водном положении, вахтенный офицер на мостике погружался в воду с головой. Мне, молодому и неопытному подводнику, было не по себе, - делится воспоми наниями Александр Павлович. Первый поход длился 8 меся цев. В базу экипаж вернулся лишь в сентябре 1982 года. На ПЛ "Ярославский комсомолец" Александр Олейник прослужил 6 лет, пройдя путь от командира минно-торпедной боевой части до старпома. Лодка входила в Капитан 2 ранга Александj командир китайской яГ 1995 год. Олейник и КНР, число передовых на бригаде, три года подряд корабль объявлял ся отличным. По итогам несколь ких походов за безупречное вы полнение поставпенных задач Александр Олейник был награж дён медалью "За боевые заслу ги", ему досрочно присвоено во инское звание капитан 3 ранга. В 80-х годах прошпого века довелось Александру Павловичу осваивать подводные лодки проекта "Варшавянка". - Поступившие на флот под лодки Б-401 и Б-402 поочерёдно выходили в море на полтора месяца. Только в 1988 году они зафиксировали 18 контактов с субмаринами стран НАТО. Это составило 50% всех обнару женных иностранных подводных лодок силами Северного флота! Две лодки нашей бригады до бились такого серьёзного ре зультата,- говорит Александр Павлович. Перспективного и уже на бравшегося опыта офицера ко мандование направило на ко мандирские классы. Вернувшись в 1990 году, Александр Олейник становится командиром Б-401. Поднять Андреевский флаг! Вскоре случился распад Советской державы, кото рый повпёк за собой и раз деление Военно-морского флота. В Украине осталась новостройка, нынешняя под водная лодка "Липецк", кото рую накануне внутренними путями перевели из Нижнего Новгорода в Севастополь. Перед экипажем Алексан дра Олейника стояла важ ная задача - долететь воен ным бортом до Крыма, при нять лодку и затем совер шить межфлотский переход в город Полярный. - Инструктаж нам был такой - поменять экипаж, эк стренно выйти за терри ториальные воды Украины и встать на якорь, - вспоми- Ч нает Александр Павлович. - Как командир я столкнулся с очень неприятным явле нием - украинские национа листы переманивали воен ных, особенно украинцев, предлагали перейти на их сторону. Некоторые моряки из других воинских частей соглашались и покидапи ко рабли, подразделения. Я побе седовал с личным составом, выяснил настроения, в итоге ни один украинец из моего экипажа не сбежап. Я сохранип целост ность экипажа, а значит, и его боеготовность. Наконец-то в январе 1992 года от командования Военно морского флота России коман диру ПЛ Б-177 поступил приказ: изготовить своими сипами Андре евский флаг и поднять на корме. - К утру мы сшили флаг - приказ выполнили. А затем его подняли в установленное корабельным уставом время. Это означало, что подводная лодка принад лежит России и экипаж присту пил к межфлотскому переходу, - рассказывает Александр Олей ник. - Правда, когда вышли в нейтральные воды, пришлось поднять Флаг ВМФ СССР, по скольку Андреевский флаг в международной классификации ещё не значился. Но при входе в Екатерининскую гавань 13 марта 1992 года на гафеле вновь взвил ся Андреевский флаг. Мы стали первыми, кто поднял этот флаг на корабле современного Рос сийского флота! Через несколь ко месяцев на День ВМФ Ан дреевский флаг развевался на всех кораблях Северного флота. Спасти француза Запомнился межфлотский переход ещё одним событием, без преувеличения, междуна родного масштаба. Случилось экипажу под командованием капитана 2 ранга Александра Олейника восстанавливать здо ровье, а возможно, и спасать жизнь французскому моряку. Всплыв в Бискайском запиве для подзарядки аккумуляторов, "Ли пецк" принял сигнал СОС от французской яхты, где у одного моряка прооперировали, он был очень благодарен нам за спа сённую жизнь. А ещё сообщипи, что нас, русских подводников, показывали по французскому те левидению, оказалось, ино странцы снимали каждое наше действие на видеокамеру. По прибытии в родную базу меня и врача пригласили во Фран цию, но за нас в Главном штабе ВМФ всё решили - ответили, что командир лодки и его экипаж очень заняты боевой подготов кой и приехать не могут. Подплав - жизнь и судьба 90-е годы для капитана 2 ран га Опейника, впрочем, как и для всех военных моряков, вы дались тяжёлыми. По словам Александра Павловича, де нежное довольствие не вы плачивали месяцами. Подвод ники кормили себя и свои семьи как могли: в море лови ли рыбу, продавали её, делили между семьями. Корабли и лодки перестали бывать в море, но иногда выхо дили наотработку учебно-боевых задач. "Липецк" не раз участ вовал в торпедных стрельбах на приз Главкома, их экипаж Олей ника выпопнял на отлично. В 1995 году Александра Пав ловича в качестве инструктора командира экспортной подвод ной лодки направили в составе группы российских подводников в служебную командировку в Китай, где они обучали китайских моряков эксплуатировать "Вар шавянку". По возвращении в родную ба- ное событие в жизни Алексан дра Павловича - знакомство с су пругой Епеной. Она служила в строевой части штаба бригады подводных лодок эскадры. И од нажды, оформляя личное дело, капитан-лейтенант Олейник и Лейтенант Александр Олейник с то и т на верхней вахте в свой первый дальний поход. Среди земное море, 1982 год. При входе в Екатерининскую гавань 13 марта 1992 года на гафеле вновь взвился Андреевский флаг. Мы стали первыми, кто поднял этот флаг на корабле современного Российского флота из членов экипажа обострилась болезнь и срочно требовалось оперативное вмешательство. - Мы связались с флотским командованием, нам дали "доб ро" подойти к яхте и оказать по мощь больному, - говорит Алек сандр Павлович. - Начмед поднял ся на борт судна, осмотрел фран цуза, а мы на ломаном англий ском передали португальцам (только с ними удалось выйти на связь) о необходимости эвакуа ции и госпитализации граждани на Франции. Вскоре прилетел вертолёт, его забрали, а "Липецк” продолжил переход на Север. Уже в Полярном мы узнали - зу комбриг предложил капитану 2 ранга Олейнику должность на чальника штаба бригады. Каза лось, движению по карьерной лестнице препятствий нет, но не предвиденно подвело здоровье. Пришлось покинуть плавсостав и продолжить военную службу на берегу - начальником органи зационно-строевого отдела Мур манского государственного тех нического университета. За плечами Александра Олей ника семь боевых служб (некото рые из них длились больше года!) и освоение пяти проектов под водных лодок. Со службой в под плаве связано одно судьбонос мичман Волкова познакоми лись. В 1986 году поженились. - К тому времени я уже стал старпомом, крепко стоял на ногах и готов был к созданию семьи. Правда, семейная жизнь услов ная получилась, дома меня не было годами, - признаётся Алек сандр Павлович. - Но поскольку Лена - военнослужащая, она прек расно понимала режим службы и поддерживала в сложные периоды. Вместе мы уже 33 года. С Крайнего Севера семья Олейник уехала два года назад, но крепкую связь с Заполярьем поддерживают. Приехав к род ственникам в Полярный, Алек сандр Павлович и Елена Алек сандровна долго гуляли по горо ду своей молодости, вспоминали о мощи и величии дизельных подводных сил и о том, как в по- лярнинском подплаве кипела жизнь - три бригады, 40 подводных лодок, больше 4 тысяч моряков. - Теперь, конечно, многое из- менипось, и город не узнать, и подок поменьше стало, - с грустью отмечает Александр Павлович. - Но будем надеяться, что Полярный попучит вторую жизнь, город преобразится и подводные силы станут ещё крепче и мощнее былых. ЕВГЕНИЯДРУЗЬЯК. Фото из архива Александра ОЛЕЙНИКА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz