На страже Заполярья. 2019 год. Июнь.
4 стр. -&•настаю заполни 21 июня 2019 года Авиационная составляющая Первыми в работу вклю чились авиаторы. По ле генде учения, часть экипажа подводной лодки воспользовалась одним из спо собов спасения, покинула аварийный корабль через торпедные аппараты и поднялась на поверхность. Подводни кам, пережившим немалые физические и психологические нагрузки, надо было до подхода спасательных сил продер жаться на воде. Им на помощь поспе шил самолёт Ил-38. Этот летательный Спуск спасательного аппарата АС-34 на воду. аппарат способен быстрее всех осталь ных спасателей добраться к месту ава рии и доставить морякам авиационные спасательные контейнеры и другие необходимые средства. Неоценимую поддержку находящимся в воде под водникам способны оказать и вертолёт чики - поднять с поверхности моря пос традавших идоставить их на ближайший корабль. В ходе этого учения в полном объёме были отработаны все элементы спасе ния, которые осуществляют предста вители авиационной составляющей, участвующие в манёврах. Например, самолёт Ил-38, пилотируемый эки пажем под командованием гвардии майора Владимира Клешко, вышел точно к месту, где находились всплы вшие подводники, и без всяких по грешностей прямо рядом с ними сбро сил специальный маркер, обозначаю щий спасательный плот. Как пояснил начальник управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота капитан 1 ранга Владимир Горбань, использовать в учебных целях спасательные плоты довольно затратно. Да и взбираться в них в данном случае было некому - под водников изображапи манекены. Тем не менее пилоты действовали без вся ких скидок на усповности. Ведь в реаль ной ситуации от их выучки и мастерства зависит жизнь людей. Практически одновременно с само лётом над акваторией Мотовского зали ва появляется вертолёт Ка-27ПС. Авиа торы винтокрылой машины под руко водством гвардии капитана Игоря Ива нова должны были найти и поднять с воды терпящих бедствие пюдей. Данную операцию они выполнили без промед- пения. Вскоре пострадавший оказался на борту спасательного буксирного суд на "Алтай", где ему оказали необходи мую медицинскую помощь специалисты медицинской группы, возглавляемой подполковником медицинской службы Максимом Опариным. В работе поисковые силы Тем временем начинается поиск за тонувшей подводной лодки. Обнаружить лежащую на грунте субмарину способны противолодочные корабли, тральщики и другие специализированные суда, оборудованные станциями и аппа ратурой поиска. В этот раз поиск осу ществляли базовый траль щик "Коломна", противо- диверсионный и гидро графический катера. - Это сейчас всё кажет ся простым и понятным, когда мы подводную лодку можем наблюдать визу ально, - объясняет ка питан 1 ранга Владимир Горбань. - Фактически всё намного сложнее. Найти её не так-то просто. Поэ тому работе отряда поис ка уделяется самое прис тальное внимание. От вы учки его специалистов на прямую зависит конечный результат деятепьности всех сил поисково-спаса тельного обеспечения. В самом деле, моряки противолодочных кораб лей и тральщиков с такой задачей справляются более успешно. Оно и понятно - они занимаются этим постоянно, образно говоря, заточены на поиск различных объектов под водой. А вот для противодиверсионщиков и гид рографов такая работа не совсем спе цифична. Поэтому вполне объ яснимо, что моряки базового трапьщика "Копомна", кото рым командует капитан 3 ран га Павел Шувалов, обнаружили подводную лодку практически сразу, как только вошли в район поиска. Гидроакустикам кате ров "Валерий Федянин" и "Ни колай Тимошенко" только на третьем галсе удалось устано вить и классифицировать кон такт с лежащей на грунте суб мариной. Кстати, участие в учении, по добном нынешнему, для эки пажей противодиверсионного и гидрографического катеров является хорошей тренировкой по совершенствованию навыков по поиску подводных объектов. Этот опыт необходим для дей ствий в реальной ситуации. Спешат на помощь Как только была обнаруже на условно аварийная подводная лодка, учение вступает в свою основную фазу. Для оказания помощи подводникам с борта спасательного судна "Георгий Титов" на воду был спущен подводный обитаемый спасательный аппарат АС-34. - Самый важный момент в этом деле - наведение нашими специалистами спа сательного аппарата на подводную лодку, - говорит капитан судна-носителя "Георгий Титов" Владимир Сабитов. - Эта процедура довольно сложная и от ветственная. Команда спасателей АС-34 в составе командира капитан-лейтенанта Алек сея Федичева, помощника командира старшего лейтенанта Андрея Соколова, техника-гидроакустика старшего мич мана Владимира Хохлова, техника-трю- много старшего мичмана Сергея Стер- ляхина и старшего на борту временно исполняющего обязанности командира аварийно-спасательного отряда капи тана 2 ранга Константина Вильмана, не мешкая ни минуты, выполнив в надвод ном положении маневрирование, на чала допоиск лежащей на грунте под водной лодки. Прибыв к месту нахождения "аварий ной" субмарины, экипаж спасательного аппарата произвёл дифферентовку и вскоре скрылся под водой. Потянулись долгие минуты ожидания. От профессионализма капитан- лейтенанта Алексея Федичева и его экипажа зависит очень многое. Для командира АС-34 это первая спаса тельная операция, в которой ему приш лось самостоятельно выполнить по садку на комингс-площадку подводной лодки, вызволить из плена прочного корпуса членов её экипажа и принять их на борт подводного спасателя. Прав да, в должности помощника командира спасательного аппарата он не раз принимал участие в подобных учениях, в глубоководном испытательном погру жении на 1000 метров. Да и будучи уже командиром этого небольшого под водного корабля отрабатывал элемен ты по поиску затонувших объектов, посадки аппарата на стенд-макет. Так что определённый опыт у офицера имелся. Но одно дело проводить сты ковку с макетом в губе Варламова Кольского залива, и совсем другое - - • Н Поднятых с воды подводников принимают на борт моряки спасательного буксирного судна "Алтай". Начальник штаба Северного флота вице-адмира,! Владимир Гришечкин благодарит участников учения за высокий профес- Так, с борта спасательного буксирного судна "Алтай" было спущено пневмопо- садочное устройство. По нему сподруч но поднимать на судно обессиленных людей, тех, кто ограничен в движении. В это же время на СБС "Алтай" были проведены водолазные спуски. Хотя они напрямую не связаны с лежащей на грунте условно аварийной лодкой, но в ходе погружения водолазы отра батывали приёмы оказания помощи терпящим бедствие подводникам. Для этого на дно был опущен макет, пол ностью повторяющий эпроновскую выгородку субмарины. С ней и работали водола зы. В их задачу входило обеспечить людей, нахо дящихся в прочном кор пусе лежащей на грунте подводной лодки, возду хом, в первую очередь высокого давления, что бы подводники смогли продуть цистерны и всплыть на поверхность. Также они могли пода вать воздух для вентиля ции отсеков. В ходе уче ния спасатели фактичес ки отработали эту опе рацию - подали трубо провод, и водолаз под соединил его к соответст вующему штуцеру эпроно- вской выгородки. сиошмизм. Завершающая фаза фактически работать с подводной лод кой. Сильное течение в месте про ведения учения тоже давало о себе знать. Капитан-лейтенант Федичев и его коллеги преодолели все препятствия на пути к успеху. Учение продолжается Пока экипаж подводного спаса тельного аппарата решал поставлен ные перед ним задачи, участники уче ния отрабатывали другие его эпизоды. Проходит несколько часов, АС-34 появляется на водной глади Мотовского залива. Спасатели справились с поставленной перед ними задачей и теперь направляются к СС "Георгий Титов". Они спешат доставить на борт судна членов экипажа под водной лодки "Владикавказ", которые нуждаются в медицинской помощи. Через некоторое время спасательный аппарат оказывается у борта судна. Первыми по шторм-трапу поднимаются подводники - командир моторной груп- вице-адмирал Владимир Гришечкин, руководивший учением, поздравил спасатепей и спасённых с успешным проведением операции. - Вы продемонстрировапи высокий профессионализм, подтвердили спо собность оказать помощь аварийной подводной лодке, - сказал он. - Эки пажи как АС-34, так и подводной лодки "Владикавказ" сработали чётко, взаимо действие было организовано на вы соком уровне. Это позволило в нор мативные сроки выполнить постав ленную задачу. Тут же в присутствии экипажа АС-34, подводников, офицеров штаба учения, экипажа судна начальник штаба Се верного флота вице-адмирал Владимир Гришечкин вручил капитан-лейтенанту Алексею Федичеву нагрудный знак "Командир подводной лодки". Давая оценку завершившемуся уче нию, начальник штаба Северного флота отметил, что оно являлось комплекс ным, в нём принимало участие много сил и средств. - Венцом учения стапи использова ние автономного спасательного аппа рата и эвакуация подводников из услов но затонувшей подводной лодки, - ска зал вице-адмирал Владимир Гришечкин. Корабли и суда, участвовавшие в учении, направились к своим причалам. Как только они начали движение, по года испортилась. Подул ветер, нависли тучи, начался проливной дождь. - Повезло нам, - сказал начальник управления поисковых и аварийно спасательных работ СФ капитан 1 ранга Владимир Горбань. - Мы попали в промежуток, когда погода нам благопри ятствовала. Правда, были предельны условия для работы авиации, но лётчики успели выполнить свою задачу. А на работу под водой ничто не влияет. К сказанному можно только доба вить, что везение вполне способ ствовало достижению успеха. Ведь спасатели Северного флота при любых гидрометеоусловиях выполняют стоя щие перед ними задачи. Александр БОНДАРЬ. Фото автора. ИДЕТ БОЕВАЯ УЧЁБА УСПЕХ - НЕ ЗНАЧИТ ВЕЗЕНИЕ пы субмарины старший лейтенант Иван Трофимов, инженер гидроакустической группы лейтенант Роман Дяченко, торпедист главный старшина Дмитрий Миняйлов, за ними - капитан-лейтенант Алексей Федичев и его экипаж. Начальник штаба Северного флота Спасатели С еверн о го флота вы полнили задачи с присущим им проф ессионализмом Дизель-электрический ледокол "Илья Муромец" прибыл в Североморск 2 января 2018 года и уже в составе Северного флота проходил ледовые испытания. Для новейшего судна сразу же нашлась работа, ведь на флоте такой корабль ждали давно. П )Д НАЗАД "Илья Муромец" в скованном льдами Белом море обеспечил проводку под водного ракетного крейсера стратегического назначения "Юрий Допгорукий". Летом и осенью прошлого года ледокол в составе арктической группи ровки Северного флота прошёл по Северному морскому пути и принял участие в манёврах "Восток- 2018". Нашу встречу ка питан Виктор Оси пов начал со слов: - Рад вас при ветствовать на бор ту самого совре менного ледоко ла в Российском Военно-морском флоте. По восторжен ным словам Вик тора Александро вича, "Илья Муро мец" - это чудо тех ники, настоящий прорыв в сравне нии с теми судами, на которых прихо дилось ему рабо тать до этого: - Ранее работал на танкерах, которые выпускались в прошлом веке, - одновинтовые, без подру ливающих устройств... Разницу почувствовал сразу. Одним сло вом, как будто из пещеры меня перенесла машина времени в XXI век. Осваивать эту технику было чрезвычайно интересно. Флоту ■новые корабли "Илья Муромец" - корабль многоцелевой, спектр его воз можностей очень широк, в том Капитан Виктор Осипов рассказывает о возмож ностях нового ледокола Северного флота. Справа - электрорадионавигатор Василий Черний. числе самостоятельное плава ние во льдах толщиной до полу тора метров, возможность бук сировки аварийных судов и под водных лодок во льдах и на чис той воде. Ледокол имеет расши ренные возможности для прове дения океанографических, поис- ково-спасательных работ. Име ется вертолётная площадка для обеспечения полётов авиации. Кроме того, одна из задач ледо кола - борьба с аварийным разливом нефтепродуктов, и для этого есть все технические воз можности. - Экипаж - 39 человек, этого вполне достаточно для выпол нения всех задач, - продолжает капитан. - Движители судна - вин- то-рулевые колонки с возмож ностью вращения 360 градусов, на ледоколах в мире таких ещё не было. Подруливающие ус тройства подводного килевого исполнения, что даёт исключитель ную манёвренность при плавании само стоятельно во льду, движении в полыньях, на открытой воде с участками льдов. - Как показал опыт, при проводке карава нов судну необходимо удерживать скорость не менее 7 узлов, для того чтобы все успева ли проходить в канал, пробитый ледоколом, потому что некоторые суда и корабли старых проектов не всегда мо гут вывернуть в колею, оставленную ледоко лом. Наш ледокол с этой задачей справляется, манёв ренность, особенно на малых хо дах, исключительная. Восхищает его способность практически на месте разворачиваться на 180 градусов. Д ЛЯ выполнения гидрографи ческих работ судно имеет Ледокол "Илья Муромец". ВОПЛОЩЕНИЕ МЕЧТЫ СУДОВОДИТЕЛЯ Капитан ледокола ".Илья Муромец "Виктор Осипов не скрывает своего восхищения два современных малых гидро графических катера, оборудо ванных спутниковой навигацией, новейшими средствами связи, локатором, эхолотом. Для борьбы с аварийным раз ливом нефтепродуктов в аква тории на борту находится все погодный, высокоскоростной, грузоподъёмный катер-боно- постановщик, предназначен ный для установки боновых за граждений, способный ходить в Арктической зоне. Ледокол оснащён всепогод ным скоростным разъездным ко мандирским катером, оборудо ванным навигационной системой, радиолокационной станцией, сов ременной аппаратурой связи. Комплекс спасательных средств судна также включает в себя два надувных спасательных плота ПСН-25 арктического испол- Благодаря своей многофункциональности ледокол может широко применяться для выполнения науч но-исследовательских, транспортных, спасатель ных и других работ в Арктике крытые спасательные шлюпки, вмещающие 50 человек. Их дви гатели, запитанные от энерго системы корабля, постоянно на ходятся на подогреве и готовы к пуску в любой момент. Внутри шлюпки также поддерживается микроклимат не менее плюс 18 градусов при любой температуре наружного воздуха. ческое решение, воплощённое на ледоколе, как подогрева емые палубы и трапы. В любую ненастную погоду - ветер, снег, мороз - они согреты до 4-5 гра дусов. Это существенно обпег- чает работу экипажа на верхней палубе в арктических условиях. Александр ЯКОВЛЕВ. Фото автора. техническими возможностями вверенного ему судна нения, которые оснащены сис темой подогрева и при темпера туре за бортом минус 40 градусов удерживают внутри плюс 18 . На ледоколе установлены две - Недавно мы вернулись из ак ватории Белого моря, - продол жает Виктор Александрович, - где обеспечили ледовые испытания океанографического исследова тельского судна проекта 20183 "Академик Александров". Испы тания проходили в сложных по годных условиях, при штор мовой погоде с порывами вет ра до 80 км/час. Мы протащили ОИС "Акаде мик Александров" через льды на коротком буксире и ни разу не застряли, обеспечили взлёт и посадку вертолёта Ка-27 с борта океанографического ис следовательского судна на на шу вертолётную площадку и об ратно. Вертолётчики под уме лым руководством гвардии майора Андрея Перминова ус пешно выполнили взлёты, по садки на палубы ледокола и исследовательского судна, как на стоянке, так и в движении. По оценке руководителя го сударственных испытаний, нахо дившегося на борту ОИС "Ака демик Александров", экипажле докола отработал на "отлич но". Также следует отметить, что все работы были выполнены на порядок быстрее обычного, чему способствовало такое техни-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz