На страже Заполярья. 2019 год. Июнь.

4 стр. -&•настаю заполни 21 июня 2019 года Авиационная составляющая Первыми в работу вклю­ чились авиаторы. По ле­ генде учения, часть экипажа подводной лодки воспользовалась одним из спо­ собов спасения, покинула аварийный корабль через торпедные аппараты и поднялась на поверхность. Подводни­ кам, пережившим немалые физические и психологические нагрузки, надо было до подхода спасательных сил продер­ жаться на воде. Им на помощь поспе­ шил самолёт Ил-38. Этот летательный Спуск спасательного аппарата АС-34 на воду. аппарат способен быстрее всех осталь­ ных спасателей добраться к месту ава­ рии и доставить морякам авиационные спасательные контейнеры и другие необходимые средства. Неоценимую поддержку находящимся в воде под­ водникам способны оказать и вертолёт­ чики - поднять с поверхности моря пос­ традавших идоставить их на ближайший корабль. В ходе этого учения в полном объёме были отработаны все элементы спасе­ ния, которые осуществляют предста­ вители авиационной составляющей, участвующие в манёврах. Например, самолёт Ил-38, пилотируемый эки­ пажем под командованием гвардии майора Владимира Клешко, вышел точно к месту, где находились всплы­ вшие подводники, и без всяких по­ грешностей прямо рядом с ними сбро­ сил специальный маркер, обозначаю­ щий спасательный плот. Как пояснил начальник управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота капитан 1 ранга Владимир Горбань, использовать в учебных целях спасательные плоты довольно затратно. Да и взбираться в них в данном случае было некому - под­ водников изображапи манекены. Тем не менее пилоты действовали без вся­ ких скидок на усповности. Ведь в реаль­ ной ситуации от их выучки и мастерства зависит жизнь людей. Практически одновременно с само­ лётом над акваторией Мотовского зали­ ва появляется вертолёт Ка-27ПС. Авиа­ торы винтокрылой машины под руко­ водством гвардии капитана Игоря Ива­ нова должны были найти и поднять с воды терпящих бедствие пюдей. Данную операцию они выполнили без промед- пения. Вскоре пострадавший оказался на борту спасательного буксирного суд­ на "Алтай", где ему оказали необходи­ мую медицинскую помощь специалисты медицинской группы, возглавляемой подполковником медицинской службы Максимом Опариным. В работе поисковые силы Тем временем начинается поиск за­ тонувшей подводной лодки. Обнаружить лежащую на грунте субмарину способны противолодочные корабли, тральщики и другие специализированные суда, оборудованные станциями и аппа­ ратурой поиска. В этот раз поиск осу­ ществляли базовый траль­ щик "Коломна", противо- диверсионный и гидро­ графический катера. - Это сейчас всё кажет­ ся простым и понятным, когда мы подводную лодку можем наблюдать визу­ ально, - объясняет ка­ питан 1 ранга Владимир Горбань. - Фактически всё намного сложнее. Найти её не так-то просто. Поэ­ тому работе отряда поис­ ка уделяется самое прис­ тальное внимание. От вы­ учки его специалистов на­ прямую зависит конечный результат деятепьности всех сил поисково-спаса­ тельного обеспечения. В самом деле, моряки противолодочных кораб­ лей и тральщиков с такой задачей справляются более успешно. Оно и понятно - они занимаются этим постоянно, образно говоря, заточены на поиск различных объектов под водой. А вот для противодиверсионщиков и гид­ рографов такая работа не совсем спе­ цифична. Поэтому вполне объ­ яснимо, что моряки базового трапьщика "Копомна", кото­ рым командует капитан 3 ран­ га Павел Шувалов, обнаружили подводную лодку практически сразу, как только вошли в район поиска. Гидроакустикам кате­ ров "Валерий Федянин" и "Ни­ колай Тимошенко" только на третьем галсе удалось устано­ вить и классифицировать кон­ такт с лежащей на грунте суб­ мариной. Кстати, участие в учении, по­ добном нынешнему, для эки­ пажей противодиверсионного и гидрографического катеров является хорошей тренировкой по совершенствованию навыков по поиску подводных объектов. Этот опыт необходим для дей­ ствий в реальной ситуации. Спешат на помощь Как только была обнаруже­ на условно аварийная подводная лодка, учение вступает в свою основную фазу. Для оказания помощи подводникам с борта спасательного судна "Георгий Титов" на воду был спущен подводный обитаемый спасательный аппарат АС-34. - Самый важный момент в этом деле - наведение нашими специалистами спа­ сательного аппарата на подводную лодку, - говорит капитан судна-носителя "Георгий Титов" Владимир Сабитов. - Эта процедура довольно сложная и от­ ветственная. Команда спасателей АС-34 в составе командира капитан-лейтенанта Алек­ сея Федичева, помощника командира старшего лейтенанта Андрея Соколова, техника-гидроакустика старшего мич­ мана Владимира Хохлова, техника-трю- много старшего мичмана Сергея Стер- ляхина и старшего на борту временно исполняющего обязанности командира аварийно-спасательного отряда капи­ тана 2 ранга Константина Вильмана, не мешкая ни минуты, выполнив в надвод­ ном положении маневрирование, на­ чала допоиск лежащей на грунте под­ водной лодки. Прибыв к месту нахождения "аварий­ ной" субмарины, экипаж спасательного аппарата произвёл дифферентовку и вскоре скрылся под водой. Потянулись долгие минуты ожидания. От профессионализма капитан- лейтенанта Алексея Федичева и его экипажа зависит очень многое. Для командира АС-34 это первая спаса­ тельная операция, в которой ему приш­ лось самостоятельно выполнить по­ садку на комингс-площадку подводной лодки, вызволить из плена прочного корпуса членов её экипажа и принять их на борт подводного спасателя. Прав­ да, в должности помощника командира спасательного аппарата он не раз принимал участие в подобных учениях, в глубоководном испытательном погру­ жении на 1000 метров. Да и будучи уже командиром этого небольшого под­ водного корабля отрабатывал элемен­ ты по поиску затонувших объектов, посадки аппарата на стенд-макет. Так что определённый опыт у офицера имелся. Но одно дело проводить сты­ ковку с макетом в губе Варламова Кольского залива, и совсем другое - - • Н Поднятых с воды подводников принимают на борт моряки спасательного буксирного судна "Алтай". Начальник штаба Северного флота вице-адмира,! Владимир Гришечкин благодарит участников учения за высокий профес- Так, с борта спасательного буксирного судна "Алтай" было спущено пневмопо- садочное устройство. По нему сподруч­ но поднимать на судно обессиленных людей, тех, кто ограничен в движении. В это же время на СБС "Алтай" были проведены водолазные спуски. Хотя они напрямую не связаны с лежащей на грунте условно аварийной лодкой, но в ходе погружения водолазы отра­ батывали приёмы оказания помощи терпящим бедствие подводникам. Для этого на дно был опущен макет, пол­ ностью повторяющий эпроновскую выгородку субмарины. С ней и работали водола­ зы. В их задачу входило обеспечить людей, нахо­ дящихся в прочном кор­ пусе лежащей на грунте подводной лодки, возду­ хом, в первую очередь высокого давления, что­ бы подводники смогли продуть цистерны и всплыть на поверхность. Также они могли пода­ вать воздух для вентиля­ ции отсеков. В ходе уче­ ния спасатели фактичес­ ки отработали эту опе­ рацию - подали трубо­ провод, и водолаз под­ соединил его к соответст­ вующему штуцеру эпроно- вской выгородки. сиошмизм. Завершающая фаза фактически работать с подводной лод­ кой. Сильное течение в месте про­ ведения учения тоже давало о себе знать. Капитан-лейтенант Федичев и его коллеги преодолели все препятствия на пути к успеху. Учение продолжается Пока экипаж подводного спаса­ тельного аппарата решал поставлен­ ные перед ним задачи, участники уче­ ния отрабатывали другие его эпизоды. Проходит несколько часов, АС-34 появляется на водной глади Мотовского залива. Спасатели справились с поставленной перед ними задачей и теперь направляются к СС "Георгий Титов". Они спешат доставить на борт судна членов экипажа под­ водной лодки "Владикавказ", которые нуждаются в медицинской помощи. Через некоторое время спасательный аппарат оказывается у борта судна. Первыми по шторм-трапу поднимаются подводники - командир моторной груп- вице-адмирал Владимир Гришечкин, руководивший учением, поздравил спасатепей и спасённых с успешным проведением операции. - Вы продемонстрировапи высокий профессионализм, подтвердили спо­ собность оказать помощь аварийной подводной лодке, - сказал он. - Эки­ пажи как АС-34, так и подводной лодки "Владикавказ" сработали чётко, взаимо­ действие было организовано на вы­ соком уровне. Это позволило в нор­ мативные сроки выполнить постав­ ленную задачу. Тут же в присутствии экипажа АС-34, подводников, офицеров штаба учения, экипажа судна начальник штаба Се­ верного флота вице-адмирал Владимир Гришечкин вручил капитан-лейтенанту Алексею Федичеву нагрудный знак "Командир подводной лодки". Давая оценку завершившемуся уче­ нию, начальник штаба Северного флота отметил, что оно являлось комплекс­ ным, в нём принимало участие много сил и средств. - Венцом учения стапи использова­ ние автономного спасательного аппа­ рата и эвакуация подводников из услов­ но затонувшей подводной лодки, - ска­ зал вице-адмирал Владимир Гришечкин. Корабли и суда, участвовавшие в учении, направились к своим причалам. Как только они начали движение, по­ года испортилась. Подул ветер, нависли тучи, начался проливной дождь. - Повезло нам, - сказал начальник управления поисковых и аварийно­ спасательных работ СФ капитан 1 ранга Владимир Горбань. - Мы попали в промежуток, когда погода нам благопри­ ятствовала. Правда, были предельны условия для работы авиации, но лётчики успели выполнить свою задачу. А на работу под водой ничто не влияет. К сказанному можно только доба­ вить, что везение вполне способ­ ствовало достижению успеха. Ведь спасатели Северного флота при любых гидрометеоусловиях выполняют стоя­ щие перед ними задачи. Александр БОНДАРЬ. Фото автора. ИДЕТ БОЕВАЯ УЧЁБА УСПЕХ - НЕ ЗНАЧИТ ВЕЗЕНИЕ пы субмарины старший лейтенант Иван Трофимов, инженер гидроакустической группы лейтенант Роман Дяченко, торпедист главный старшина Дмитрий Миняйлов, за ними - капитан-лейтенант Алексей Федичев и его экипаж. Начальник штаба Северного флота Спасатели С еверн о го флота вы полнили задачи с присущим им проф ессионализмом Дизель-электрический ледокол "Илья Муромец" прибыл в Североморск 2 января 2018 года и уже в составе Северного флота проходил ледовые испытания. Для новейшего судна сразу же нашлась работа, ведь на флоте такой корабль ждали давно. П )Д НАЗАД "Илья Муромец" в скованном льдами Белом море обеспечил проводку под­ водного ракетного крейсера стратегического назначения "Юрий Допгорукий". Летом и осенью прошлого года ледокол в составе арктической группи­ ровки Северного флота прошёл по Северному морскому пути и принял участие в манёврах "Восток- 2018". Нашу встречу ка­ питан Виктор Оси­ пов начал со слов: - Рад вас при­ ветствовать на бор­ ту самого совре­ менного ледоко­ ла в Российском Военно-морском флоте. По восторжен­ ным словам Вик­ тора Александро­ вича, "Илья Муро­ мец" - это чудо тех­ ники, настоящий прорыв в сравне­ нии с теми судами, на которых прихо­ дилось ему рабо­ тать до этого: - Ранее работал на танкерах, которые выпускались в прошлом веке, - одновинтовые, без подру­ ливающих устройств... Разницу почувствовал сразу. Одним сло­ вом, как будто из пещеры меня перенесла машина времени в XXI век. Осваивать эту технику было чрезвычайно интересно. Флоту ■новые корабли "Илья Муромец" - корабль многоцелевой, спектр его воз­ можностей очень широк, в том Капитан Виктор Осипов рассказывает о возмож­ ностях нового ледокола Северного флота. Справа - электрорадионавигатор Василий Черний. числе самостоятельное плава­ ние во льдах толщиной до полу­ тора метров, возможность бук­ сировки аварийных судов и под­ водных лодок во льдах и на чис­ той воде. Ледокол имеет расши­ ренные возможности для прове­ дения океанографических, поис- ково-спасательных работ. Име­ ется вертолётная площадка для обеспечения полётов авиации. Кроме того, одна из задач ледо­ кола - борьба с аварийным разливом нефтепродуктов, и для этого есть все технические воз­ можности. - Экипаж - 39 человек, этого вполне достаточно для выпол­ нения всех задач, - продолжает капитан. - Движители судна - вин- то-рулевые колонки с возмож­ ностью вращения 360 градусов, на ледоколах в мире таких ещё не было. Подруливающие ус­ тройства подводного килевого исполнения, что даёт исключитель­ ную манёвренность при плавании само­ стоятельно во льду, движении в полыньях, на открытой воде с участками льдов. - Как показал опыт, при проводке карава­ нов судну необходимо удерживать скорость не менее 7 узлов, для того чтобы все успева­ ли проходить в канал, пробитый ледоколом, потому что некоторые суда и корабли старых проектов не всегда мо­ гут вывернуть в колею, оставленную ледоко­ лом. Наш ледокол с этой задачей справляется, манёв­ ренность, особенно на малых хо­ дах, исключительная. Восхищает его способность практически на месте разворачиваться на 180 градусов. Д ЛЯ выполнения гидрографи­ ческих работ судно имеет Ледокол "Илья Муромец". ВОПЛОЩЕНИЕ МЕЧТЫ СУДОВОДИТЕЛЯ Капитан ледокола ".Илья Муромец "Виктор Осипов не скрывает своего восхищения два современных малых гидро­ графических катера, оборудо­ ванных спутниковой навигацией, новейшими средствами связи, локатором, эхолотом. Для борьбы с аварийным раз­ ливом нефтепродуктов в аква­ тории на борту находится все­ погодный, высокоскоростной, грузоподъёмный катер-боно- постановщик, предназначен­ ный для установки боновых за­ граждений, способный ходить в Арктической зоне. Ледокол оснащён всепогод­ ным скоростным разъездным ко­ мандирским катером, оборудо­ ванным навигационной системой, радиолокационной станцией, сов­ ременной аппаратурой связи. Комплекс спасательных средств судна также включает в себя два надувных спасательных плота ПСН-25 арктического испол- Благодаря своей многофункциональности ледокол может широко применяться для выполнения науч­ но-исследовательских, транспортных, спасатель­ ных и других работ в Арктике крытые спасательные шлюпки, вмещающие 50 человек. Их дви­ гатели, запитанные от энерго­ системы корабля, постоянно на­ ходятся на подогреве и готовы к пуску в любой момент. Внутри шлюпки также поддерживается микроклимат не менее плюс 18 градусов при любой температуре наружного воздуха. ческое решение, воплощённое на ледоколе, как подогрева­ емые палубы и трапы. В любую ненастную погоду - ветер, снег, мороз - они согреты до 4-5 гра­ дусов. Это существенно обпег- чает работу экипажа на верхней палубе в арктических условиях. Александр ЯКОВЛЕВ. Фото автора. техническими возможностями вверенного ему судна нения, которые оснащены сис­ темой подогрева и при темпера­ туре за бортом минус 40 градусов удерживают внутри плюс 18 . На ледоколе установлены две - Недавно мы вернулись из ак­ ватории Белого моря, - продол­ жает Виктор Александрович, - где обеспечили ледовые испытания океанографического исследова­ тельского судна проекта 20183 "Академик Александров". Испы­ тания проходили в сложных по­ годных условиях, при штор­ мовой погоде с порывами вет­ ра до 80 км/час. Мы протащили ОИС "Акаде­ мик Александров" через льды на коротком буксире и ни разу не застряли, обеспечили взлёт и посадку вертолёта Ка-27 с борта океанографического ис­ следовательского судна на на­ шу вертолётную площадку и об­ ратно. Вертолётчики под уме­ лым руководством гвардии майора Андрея Перминова ус­ пешно выполнили взлёты, по­ садки на палубы ледокола и исследовательского судна, как на стоянке, так и в движении. По оценке руководителя го­ сударственных испытаний, нахо­ дившегося на борту ОИС "Ака­ демик Александров", экипажле­ докола отработал на "отлич­ но". Также следует отметить, что все работы были выполнены на порядок быстрее обычного, чему способствовало такое техни-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz