На страже Заполярья. 2019 год. Июнь.

6 стр. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 17 июня В 1925 году подписан Женевский протокол "О запре­ щении применения в военных целях удушливых или других подобных ядов, газов и бактериальных средств”, ратифицированный Правительством СССР 5 апреля 1928 года. 1943 год - начало операции Северного флота по выводу ледоколов из Архангельска в Арктику. В 1982 году состоялся первый полёт боевого верто­ лёта Ка-50 "Чёрная акула". 18 июня 115 лет назад введена в строй первая русская под­ водная лодка "Дельфин". С 1916 по 1917 год подводная лодка "Дельфин" входила в состав флотилии Северного Ледовитого океана и базировалась в городе Апек- сандровске. В 1921 году родился штурман самолёта 118-го раз­ ведывательного авиаполка морской авиации Северного флота Герой Советского Союза младший лейтенант Павел Степанович Шейн. За годы войны им были об­ наружены 41 конвой, 266 транспортов, 16 эсминцев. В 1937 году вышел первый номер краснофлотской газеты Северного флота "Краснофлотец", ныне - ордена Красной Звезды газета "На страже Заполярья" - струк­ турное подразделение газеты "Красная звезда" Мини­ стерства обороны Российской Федерации. В 1937 году начался первый трансарктический пере­ лёт советских лётчиков Валерия Павловича Чкалова, Георгия Филипповича Байдукова и Александра Василь­ евича Белякова на самолёте АНТ-25 из СССР в СШАчерез Северный полюс: Москва - Северный полюс - Ванкувер. 40 лет со дня подписания в Вене Договора между СССР и США об ограничении стратегических наступа­ тельных вооружений, получившего название ОСВ-2. 19 июня 280 лет назад в ходе Второй Камчатской экспедиции под руководством Мартына Петровича Шпанберга пер­ вые русские люди ступили на землю Японии. Это были моряки бота "Святой Гавриил”, которым командовал лейтенант Вильям Вальтон. 120 лет назад вступили в действие утверждённые Николаем II "Временные правила" об управлении го­ родом, который получил впоследствии название Алек­ сандровск. 35 лет назад на атомной подводной лодке "К-131" Северного флота произошёл пожар, погибли 13 членов экипажа. 20 июня День специалиста минно-торпедной службы ВМФ. В 1637 году донскими казаками взята турецкая крепость Азов. После этого началось героическое Азов­ ское сидение - защита крепости от турецко-татарских войск, продолжавшееся до мая 1642 года. В 1913 году родился помощник командира эскад­ рильи 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Северного флота Герой Советского Союза гвардии капитан Сергей Антонович Макаревич. 85 лет назад принято Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О мероприятиях по освоению Северного морского пути". 21 июня В 1613 году в Москве состоялась коронация Михаила Фёдоровича Романова, родоначальника новой династии на российском престоле. 1909 год - на Русско-Балтийском заводе собран пер­ вый русский серийный автомобиль - "руссо-балт". В 1941 году на вооружение РККА принята реактивная артиллерия - пусковые установки БМ-13 "катюша". 1942 год - в Киеве состоялся "матч смерти". 1944 год - начало Свирско-Петрозаводской насту­ пательной операции войск левого крыла Карельского фронта во взаимодействии с Ладожской и Онежской военными флотилиями. 75 лет назад Совет народных комиссаров СССР при­ нял Постановление об открытии в Ленинграде Нахимов­ ского военно-морского училища на 500 воспитанников. В 1957 году создана служба радиоэлектронной борьбы Северного флота. В 1961 году по Указу Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль "За оборону Киева". 22 июня Памятная дата России. День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны (1941 год). В 1925 году родился командующий Северным флотом Герой Советского Союза адмирал Аркадий Петрович Михайловский. 80 лет назад вышло Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР об установлении ежегодного праздника - Дня Военно-морского флота СССР. 1941 год - вероломное нападение фашистской Гер­ мании на СССР, начало Великой Отечественной войны. В этот день 221-я береговая артиллерийская батарея под командованием старшего лейтенанта Павла Фёдо­ ровича Космачёва открыла боевой счёт Северного фло­ та, уничтожив в Печенгской губе вражеский тральщик. 75 лет назад в Полярном открыт памятник героям- подводникам, павшим в боях за Родину. 23 июня В 1812 году в 10 часов вечера 300 поляков 13-го полка наполеоновских войск у местечка Понемунь в районе Ковно начали форсировать на лодках Неман. В не­ сколько часов наведены понтонные мосты. На рассвете армия Наполеона осадила русский берег и тремя колоннами начала продвижение вглубь русской земли. В 1906 году родился бессменный командующий Северным флотом в годы Великой Отечественной войны адмирал Арсений Григорьевич Головко. В 1909 году родился Герой Советского Союза майор Цезарь Львович Куников. В ночь на 4 февраля 1943 года во главе спецотряда высадился в районе Мысхако и овладел плацдармом, получившим название Малая земля. В 1934 году в Кремле чествовали первых Героев Советского Союза. В 1941 году создана Ставка Главного Командования Вооружённых сил СССР - высший орган стратегического руководства военными действиями Советских Воору­ жённых сил в Великой Отечественной войне под пред­ седательством С.К. Тимошенко. 75 лет назад началась стратегическая наступатель­ ная операция "Багратион" войск 1-го Прибалтийского, 1-го, 2-го и 3-го Белорусских фронтов при участии Днеп­ ровской военной флотилии. В составе 1-го Белорусского фронта действовала 1-я армия Войска польского. ' й ' наптажЕЗаполярья СУДЬБА ПЕРВЕНЦА На "Дельфине"прошло подготовку первое поколение советских подводников 19 июня 1904 года состоялся спуск на воду первой российской боевой подводной лодки. К этому вре­ мени она прошла ходовые испытания, были устра­ нены выявленные недостатки и произведены пер­ вые серьёзные доработки проекта. Имя "Дельфин" ей было присвоено ещё 31 мая 1904 года, а 19 июня она вошла в состав Балтийского флота. 14 июня 2019 года В КОНЦЕ XIX ВЕКА Рос­ сия уже имела опреде­ лённый опыт в строитель­ стве подводных лодок и их главного оружия - торпед. Особый интерес тогда пред­ ставлял иностранный опыт использования электромо­ торов в качестве основного двигателя подводного хода лодки. Для всестороннего изу­ чения и освоения этого нов­ шества решили построить небольшую подводную лод­ ку и у нас, а из соображений секретности стали имено­ вать полуподводным мино­ носцем. Для реализации этой идеи в Петербурге 19 декабря 1900 года была создана ко­ миссия во главе с конструк­ тором Иваном Бубновым. В неё вошли также Михаил Беклемишев и инженер-ме­ ханик Иван Горюнов. Мор­ ское министерство поручи­ ло им создать корабль, ко­ торый решал бы относитель­ но скромные задачи при­ брежной обороны, но не ус­ тупал по своим тактико-тех­ ническим характеристикам зарубежным аналогам. С этой комиссии и ведёт свою историю современное Цент­ ральное конструкторское бюро морской техники "Ру­ бин", по проектам которого построено около тысячи отечественных подводных лодок различного класса. Полное водоизмещение лодки составляло 123 тон­ ны, длина - 20 метров, рас­ чётная глубина погружения - 55 метров. В надводном по­ ложении использовался бен­ зиновый двигатель, кото­ рый обеспечивал скорость 9 узлов. В подводном поло­ жении на электромоторе скорость достигала 6 узлов. Дальность плавания огра­ ничивалась 28 милями. На вооружении было два внеш­ них торпедных аппарата. В 1904 ГОДУ в связи с началом Русско-япон­ ской войны в Российском флоте началось ускоренное освоение подводных лодок как отечественного произ­ водства, так и заказанных за границей. Срочно потре­ бовались обученные экипа- Огромная опасность бы­ стро вывела людей из оце­ пенения. Закрыть люк не удалось, поскольку в нём за­ стряло тело матроса, пы­ тавшегося выскочить на по­ верхность. Вода прибыва­ ла. Становилось тяжело ды­ шать. Люди были по грудь в воде, но отчаянная борьба со смертью продолжалась. Полностью открыли крышку люка. Через него судьба выбрасывала избранных на поверхность. Так спаслось двенадцать человек. Погиб­ ли 24 матроса и лейтенант жении воздух из заполняе­ мых водой цистерн стравли­ вался внутрь лодки. Чтобы избежать значительного повышения давления в кор­ пусе, приходилось закры­ вать верхний люк в самый последний момент. На этот раз своевременно закрыть люк не удалось. Вся вина за катастрофу была возложе­ на на лейтенанта Черкасова. "Дельфин" достаточно быст­ ро ввели в строй, и боевая подготовка продолжилась. В КОНЦЕ 1904 ГОДА для участия в боевых дей­ ствиях против японцев во Владивостоке решили сфор­ мировать отряд из несколь­ ких подводных лодок. Их перевозили по Транссибир­ ской железной дороге. Каж- жи. Важная роль в их подго­ товке отводилась "Дельфи­ ну". Уже виюнеон начал учеб­ ные погружения, имея на бор­ ту от 30до 45 человек, чтобы приучить их к обстановке подводного плавания. Каза­ лось, всё шло гладко, и сложная по тем временам техника покорялась людям. Однако и трагедия не за­ ставила себя долго ждать. Учебное погружение про­ ходило на Неве всего в не­ скольких метрах от стенки Балтийского завода и закон­ чилось катастрофой. Пер­ вый командир лодки капи­ тан 2 ранга Михаил Бекле­ мишев в этот день отсутст­ вовал, его обязанности ис­ полнял лейтенант Анато­ лий Черкасов. Началось погружение. Осталось лишь закрыть крышку люка. Но в это время недалеко прохо­ дил пароход, волна от него накрыла лодку и ворвалась в открытый люк. Этого было достаточно, чтобы субмари­ на пошла ко дну. Анатолий Черкасов. Он мог спастись, но не воспользо­ вался этим. Авария высветила значе­ ние психологической под­ готовки подводников к лю­ бым неожиданностям. Не­ смотря на пережитое, ник­ то из спасшихся не пожелал оставить подплав. Не умень­ шилось и число желающих служить на подводных лод­ ках. Сравнительно неболь­ шая глубина реки (около 7 метров) и близость завода позволили поднять "Дель­ фин" через несколько ча­ сов. Во время откачки воды из прочного корпуса произо­ шёл взрыв гремучего газа - смеси водорода из аккуму­ ляторных батарей и кисло­ рода из воздуха, а ещё че­ рез 5 часов - второй взрыв. При этом пострадали четы­ ре человека. При расследовании при­ чин аварии никто не обра­ тил внимания на сущест­ венный конструктивный не­ достаток корабля. При погру- дый эшелон формировался из двух транспортёров с лодками, штабного вагона и двух-трёх вагонов "теплу­ шек" для личного состава. Так во Владивосток доста­ вили "Сом", "Дельфин", "Щу­ ку", "Осётр" и "Кефаль". Под­ водные корабли базирова- ность вертикального руля. После возвращения в базу для доступа к приводу руля была вскрыта горловина топливной цистерны. Бен­ зин откачали и начали вен­ тиляцию лодки. Весь лич­ ный состав был переведён в казармы, остался только один вахтенный матрос. Он решил показать лодку свое­ му ДРУГУ- матросу со стояв­ шего рядом эсминца. Во время "экскурсии" 10 мая произошёл взрыв, после чего лодка затонула на глубине около 12 метров. При этом гость погиб, а вах­ тенный был ранен, но смог выбраться. При подъёме "Дельфи­ на" произошёл второй взрыв гремучего газа. Подъём пришлось прекратить, а за­ тем начать вновь, но рабо­ ты опять были прерваны взрывом. Так повторялось пять раз. Ремонт лодки был закончен лишь в октябре 1905 года - после окончания войны с Японией. На сле­ дующий год, 19марта, поука­ зу императора Николая II в классификацию судов воен­ ного флота включён новый класс боевых кораблей - подводные лодки. В Либа- ве был создан учебный от­ ряд подводного плавания, а "Дельфин" продолжал свою службу на Дальнем Востоке. В 1916 году лодку пере­ везли по железной дороге в Архангельск, а затем на буксире перевели в Алек­ сандровск (ныне город По­ лярный) и включили в диви­ зион подводных лодок фло- "Дельфину" отводилась важная роль в подго­ товке экипажей для подводных лодок. Уже в июне 1904 года он начал учебные погруже­ ния, имея на борту от 30 до 45 человек лись в бухте Золотой Рог, имея главной задачей обо­ рону ближних подступов к Владивостоку. Следует за­ метить, что наличие боеспо­ собного отряда подводных лодок учитывалось япон­ ским командованием при принятии решения об отка­ зе от блокады Владивостока. Во время боевого похо­ да 4 мая 1905 года на "Дель­ фине” возникла неисправ- тилии Северного Ледови­ того океана. В боевых порядках рус­ ского флота "Дельфин" на­ ходился до августа 1917 го­ да. Затем явно устаревший корабль, к тому же длитель­ ное время находившийся без надлежащего ухода, был исключён из списков судов флота. Подготовил Александр ПАНЮШКИН. История отечественного кораблестроения ЛИНКОРЫ ТИПА "СЕВАСТОПОЛЬ'' более века назад пытались сделать основной морской составляющей отечественного флота В Русско-японской войне Россия потеряла значительную часть своего флота. Помимо задачи его восстановления, Морскому министерству было необходимо проанализировать горький опыт и воплотить его в новых проектах. Одним из выработанных требований к ним стало обеспече­ ние остойчивости корабля при любых полученных в бою повре­ ждениях. Для этого предполагалось распространить бронирова­ ние на максимально возможную часть надводного борта. Эта мера повышения боевой живучести, в основном следовавшая мировым тенденциям, уже была частично воппощена при дора­ ботке строившихся броненосцев типа "Андрей Первозванный". Однако ещё до завершения их постройки, в 1906 году, вступ­ ление в строй британского линкора "Дредноут" сделало все броненосцы морально устаревшими, одновременно определив направление развития для будущих линейных кораблей. К КОНЦУ 1906 года стало из­ вестно, что английский "Дред­ ноут" удачно прошёл ходовые испы­ тания, развив наибольшую скорость 22 узла, и что в Англии заложили ещё три или четыре аналогичных корабля, при которых боевое зна­ чение всех существующих эскад­ ренных броненосцев будет полнос­ тью утрачено. Это понимали в руко­ водстве ВМС всех без исключения морских держав, побуждая их к интенсивному созданию линейных кораблей дредноутного типа - так называемая дредноутная лихорад­ ка. Особенно интенсивно начали их строить Англия и Германия. В этих условиях Российская империя, претендующая на сохранение ста­ туса великой морской державы, не могла оставаться в стороне. Воз­ рождая Российский флот, требова­ лось строить линейные корабли. В период разработки проекта в Морском генеральном штабе наи­ большим влиянием пользовались артиллеристы, одним из активней­ ших выразителей мнения которых являлся Александр Колчак, бывший в тот период начальником опера­ тивного отдела МГШ Российской империи. Именно по настоянию ар­ тиллеристов в проекте оказалась доминирующей идея создания ко­ рабля, обеспечивающего идеаль­ ное функционирование артилле­ рийских систем. Н АЧАЛО строительства линко­ ров было санкционировано императором Николаем II 17 де­ кабря 1908 года, однако реально­ му началу работ мешал недостаток финансирования. Примерная рас­ чётная стоимость постройки четырёх кораблей оценивалась Морским министерством в 148 миллионов рублей золотом: 37 миллионов за один корабль, в том числе 27,2 мил­ лиона за корпус, бронирование и оборудование, 2,2 миллиона за ар­ тиллерийское вооружение и 7,5 мил­ лиона за запасные орудия и бое­ припасы. Выделить подобную сум­ му Морское министерство в рамках предусмотренной законом своей ежегодной сметы было не в состоя­ нии. Поэтому судьба новых кораб­ лей зависела от получения допол­ нительных ассигнований через Го­ сударственную думу. Хотя в Думе и признавалась не­ обходимость создания на Балтике сильного линейного флота для защиты государственных интересов России, единого мнения о способах реализации этой задачи не было. И в 1908 году Дума в выделении до­ полнительных кредитов на построй­ ку линкоров отказала. Одной из при­ чин этого послужило и недовольст­ во Думы деятельностью Морского министерства, в частности, при рас­ ходовании им средств, выделенных на восстановление флота после Русско-японской войны. Средства, необходимые для начала строитель­ ства кораблей, удалось всё же по- она значительно растянулась из-за несвоевременного финансирова­ ния и, как следствие, запоздалого заключения договоров на поставку комплектующих. Фактически рабо­ ты на стапелях начались лишь в сентябре-октябре. Другой пробле­ мой стала весовая перегрузка ко­ рабля по сравнению с изначальным проектом. В процессе разработки чертежей она достигала 150 тонн по корпусу и 200 тонн по механиз­ мам. На 1января 1911 года на строи­ тельство кораблей было выделено лишь 12 % необходимой суммы, а готовность корпусов без брони и оборудования для разных кораб­ лей составляла от 36 до 45 % по массе установленных конструкций. спускаемых корпусов приближалась к 8 000 тонн, около 75 % из которых составлял сам корпус, а остальная часть приходилась на почти полнос­ тью установленную палубную бро­ ню и около 10 % судовых систем. В течение 1913 года на корабли были погружены главные энергети­ ческие установки и артиллерий­ ские орудия, закончена установка бронирования. Были установлены палубы вплоть до деревянного на­ стила и смонтированы боевые руб­ ки, надстройки и мачты. Весной 1914 года строительство двух линкоров затормозилось. На этот раз причиной стало протестное стачечное движение, охватившее всю Россию, включая и Адмирал- Тем не менее после получения финансирования темпы постройки резко возросли. К лету 1911 года закончились начавшиеся ещё в январе испытания отсеков на водо- и нефтенепроницаемость, после чего корабелы приступили к свер­ лению дейдвудных отверстий и под­ готовке кораблей к спуску на воду. Российская империя, претендующая на сохранение статуса великой морской державы, не могла оставаться в стороне. Возрождая Российский флот, требовалось строить линейные корабли лучить благодаря влиянию премь­ ер-министра Петра Столыпина, до­ бившегося их выделения через Го­ сударственный совет. В СЕ четыре корабля были зало­ жены в один день - 3 июня 1909 пода. "Гангут" и "Полтава" - на Адми­ ралтейском заводе, "Севастополь" и "Петропавловск” - на Балтийском. И постройку планировалось осу­ ществить в 38 месяцев, закончив в августе 1912 года, но в реальности Наибольшая степень готовности имелась у "Гангута", но его по­ стройка была задержана, чтобы в первую очередь подготовить к спуску остальные три корабля. Первым 16 июня 1911 года в тор­ жественной обстановке был спущен на воду ''Севастополь'1, ставший го­ ловным кораблём серии, за которым 27 июня последовала "Полтава", 27 августа - "Петропавловск” и, на­ конец, 24 сентября - "Гангут". Масса тейский завод. Для борьбы с не­ хваткой рабочей силы Морским ми­ нистерством к постройке кораблей были привлечены и их команды, проживавшие в тот период в Крю­ ковских казармах вблизи завода. В первой половине 1914 года был проведён окончательный монтаж оборудования, а также изготовле­ ны и установлены башенные уста­ новки. Завершились и окончатель­ ные работы по подготовке линко­ ров к сдаточным испытаниям. К сожалению, огромные деньги, потраченные на линейные корабли типа "Севастополь", себя не оправ­ дали. Французские, германские и уж тем более английские линкоры показали себя практически на по­ рядок боеспособнее как в Первой, так и во Второй мировых войнах. Рос­ сийские (впоследствии - советские) линкоры никак себя не проявили. Лишь позже, начиная с конца 50-х годов прошлого века, Военно­ морской флот СССР доказал, что с ним нужно считаться. Продолжает эту традицию и ВМФ РФ. Подготовил Павел АЛЕКСАНДРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz