На страже Заполярья. 2019 год. Июнь.

3 стр. * на стгэже Заполярья 14 июня 2019 года Военнослужащим авиа­ ционного гарнизона не обойтись без чёткой и слаженной работы спе­ циалистов отдельного батальона связи и ра­ диотехнического обес­ печения под командованием подполковника Андрея Бо­ родина. Не один десяток лет связисты бок о бок с авиа­ торами решают сложные и ответственные задачи, обес­ печивают безопасность полётов летательных аппаратов. Страницы истории ВСЕГДА В ГОТОВНОСТИ Укаждого подразделения свои задачи и своя спецификадеятельности Свою летопись батальон ве­ дёт с 4 апреля 1951 года, когда при отдельном разведыватель­ ном авиаполку ВВС Северного флота была создана рота связи и земного обеспечения самолё­ товождения. Через пять лет на её базе был сформирован отдельный диви­ зион управления и радиосвето- технического обеспечения полё­ тов и посадки самолётов. В де­ кабре 1956 года личный состав нового воинского коллектива са­ мостоятельно обеспечил свою первую лётную смену. Следую­ щий год стал самым напряжён­ ным в истории части по качест­ венному обеспечению полётов - воины-связисты провели 239 лётных смен. В 1962 году специалисты ди­ визиона впервые работали с за­ пасного аэродрома. Экипажи и расчёты в установленные сроки перебазировали туда и развер­ нули всю необходимую для обес­ печения полётов технику, а через год стали обеспечивать пилотов авиационного полка по полной программе лётной подготовки - полёты на полный радиус дей­ ствия летательных аппаратов, на малых высотах, в условиях при­ менения противником средств массового поражения, радиоло­ кационных и радиопомех. Вновь личный состав и техника пере­ базировались на запасной аэро­ дром. С этого времени они стали там выполнять задачи постоян­ но и, кроме того, обеспечивали полёты с полевого аэродрома. В 1967 году часть была пере­ формирована в отдельный ба­ тальон связи и радиотехническо­ го обеспечения. С 1970 года её военнослужащих регулярно при­ влекают к учениям такого мас­ штаба, как "Океан", "Север”, "Ма­ гистраль". Параллельно с выполнением повседневных задач шло изу­ чение новой техники, поступав­ шей на вооружение. Специа­ листы части осваивали её, вво­ дили в строй и успешно на ней работали. В этот период ими бы­ ла освоена новая станция сис­ темы посадки, на аэродроме смонтированы огни подхода, приближения и горизонта. С 1977 года на аэродроме, который обеспечивали военно­ служащие батальона, стали ба­ зироваться самолёты палубной авиации Як-38. С той поры и до начала реформирования армии и флота его личный состав обес­ печивал полёты двух полков авиации Северного флота - раке­ тоносного и корабельного штур­ мового. В этом же году в составе части появилось новое подраз­ деление - радиолокационная группа, а для осуществления вертикального взлёта и посадки самолётов Як-38 были развёр­ нуты два стартовых командных пункта. Появились другие ответствен­ ные задачи, связанные с освое­ нием новой техники. Была раз­ вёрнута и введена в эксплуа­ тацию система цифрового кана- лообразования, в батальон по­ ступили комплекты приводных аэродромных радиостанций, предназначенных для дальнего и ближнего привода самолётов в район аэродрома. Также в рам­ ках государственного контракта силами промышленности про­ ведена глубокая модернизация выносного индикатора системы посадки, в ходе которой быпи изменены отображение и обра­ ботка информации. Поступила на вооружение и введена в строй радиолокационная система по­ садки, предназначенная для ор­ ганизации управления воздуш­ ным движением летательных аппаратов в бпижней зоне аэро­ дрома и контроля выполнения лётчиками предпосадочного ма­ неврирования и выдерживания курса и глиссады на посадочной траектории. В ходе обновпения вооружения и специальной тех­ ники развёрнута радиолока­ ционная станция, предназна­ ченная для обзора воздушного пространства и опредепения ко­ ординат воздушных целей. В ноябре 2014 года батальону связи и радиотехнического обес­ печения было вручено Боевое знамя части нового образца. В новом формате Рассказывая о нынешних буд­ нях батальона, его командир подполковник Андрей Бородин отмечает, что боевая подготовка личного состава проходит в соот­ ветствии с руководящими доку­ ментами, мероприятия боевой учёбы выполняются в срок и в полном объёме. Но основные задачи, которые решают воен­ нослужащие части, независимо от обстоятельств, это обеспече­ ние безопасности полётов и ус­ тойчивой связи, доведение сиг­ налов управления до руково­ дящего состава авиационных попков, базирующихся на аэро­ дроме. Батальон занимает лидирую­ щие позиции среди подразде­ лений связи и радиотехниче­ ского обеспечения армии ВВС и ПВО Северного флота. Его лич­ ный состав был не раз отмечен командующим объединением. - Перспективы для продук­ тивной деятельности наших спе­ циалистов весьма широки, - го­ ворит Андрей Николаевич. - Прежде всего происходит мо­ дернизация систем управления, переход на совершенно другие принципы обеспечения связи, цифровую технику. Одним сло­ вом, сейчас в нашем распо­ ряжении аппаратура, основу которой составляют новые техни­ ческие решения и элементар­ ная база. Мы отказываемся от электровакуумных приборов, аналоговых каналов связи. Они используются только как резерв­ ный вариант. Нелишним будет сказать, что военнослужащие батальона свя­ зи и радиотехнического обес­ печения в короткие сроки освои­ ли технику нового поколения и уверенно её эксплуатируют. Ап­ паратура работает без сбоев, и нареканий в адрес специалистов части от авиаторов не поступает. Напротив, с помощью новой тех­ ники они смогли поднять сис­ тему обеспечения полётов на бо­ лее высокий уровень. Подполковник Андрей Боро­ дин с гордостью перечисляет технические новинки, которые поступили на вооружение части. А их немало. Всё это позволяет личному составу надёжно обес­ печивать безопасность полётов, связь со всеми абонентами. Также следует отметить, что всё радиотехническое и светосиг­ нальное оснащение аэродрома, коммуникации связи, начиная от закрытых каналов и заканчивая телефонными линиями, нахо­ дятся в ведении военнослужа­ щих батальона. Обслуживание и эксплуатация данного "хозяйст­ ва" требует немалых усилий и высокого профессионализма специалистов части. Ко всему прочему они круглосуточно несут дежурство как на узле связи, так и на своих объектах, находящихся на аэродроме, всегда готовы обеспечить надёжную работу аппаратуры. Ведь аэродром по­ стоянно действует в режиме за­ пасной взлётно-посадочной по­ лосы. Это значит, что в любой момент сюда может зайти на по­ садку какой-либо летательный аппарат, экипажу которого не­ обходимо в силу различных об­ стоятельств приземлиться. Дела и люди У каждого подразделения ба­ тальона свои задачи и своя спе­ цифика деятельности. Напри­ мер, военнослужащие радио­ технической роты занимаются обеспечением полётов и обслу­ живанием светооборудования аэродрома, радиолокационная группа осуществляет выдачу ин­ формации для того, чтобы офи­ церы командно-диспетчерского пункта могли отслеживать пере­ мещение в воздухе летательных аппаратов, у специалистов под­ разделения связи свои обязан­ ности. Если брать в целом, то часть связи, образно говоря, представляет собой глаза и уши авиационных полков, является той технической основой, кото­ рая позволяет проводить их бое­ вую подготовку. Понятно, что задачи, решае­ мые подчинёнными подполков­ ника Андрея Бородина, весьма сложны и ответственны. Чтобы с ними справляться, нужны хоро­ шие практические навыки, выуч­ ка, специальные и технические знания. То есть уровень профес­ сиональной подготовки должен быть высоким. - Мы всегда профессиональ­ ной подготовке личного состава уделяли и уделяем достаточно много внимания, - говорит под­ полковник Андрей Бородин. - В подразделениях постоянно про­ водится боевая учёба военно­ служащих. Под руководством офицеров, прапорщиков, имею­ щих технические специальности, они осваивают новую технику, приобретают практические на­ выки её обслуживания и эксп­ луатации. Кроме того, поступаю­ щие образцы вооружения наши специалисты изучают и на базе учебных центров Министерства обороны. Затем полученные знания передают своим сослу­ живцам. Также все матросы, которые служат в батальоне по призыву, прибывают в часть только после обучения в учебных подразделениях. Система под­ готовки кадров у нас отработана до мелочей, носит плановый ха­ рактер. Подтверждением слов коман­ дира батальона может служить то, что специалисты этого воин­ ского коллектива не только ус­ пешно освоили новую цифровую технику, но и качественно обес­ печивают полёты лётчиков кора­ бельных истребительных пол­ ков, решают другие важные за­ дачи. К примеру, личный состав роты связи под командованием капи­ тана Святослава Радченко ус­ пешно выполняет все служеб­ ные задания. Техническое об­ служивание и эксплуатация ап­ паратуры связи, которые входят в обязанности военнослужащих подразделения, проводятся на высоком профессиональном уровне. В числе тех, кто зареко­ мендовал себя настоящими мас­ терами своего дела, в роте по праву называют начальника аппаратной старшего прапор­ щика Сергея Медведева, началь­ ника междугородной телефон­ ной станции прапорщика Алек­ сандра Адаменко, начальника пункта высокочастотной связи сержанта Виктора Цыпелева. Достойно выполняет воин­ ский долг и личный состав роты радиотехнического обеспечения под командованием капитана Артёма Меркушина. Каждый подчинённый данного коллек­ тива на отведённом ему участке с высокой ответственностью вы­ полняет возложенные на него функции. Всё же лучшими спе­ циалистами в подразделении считаются техник-начапьник смены старший прапорщик Мак­ сим Черняк, техник-начальник смены радиолокационной сис­ темы посадки старший прапор­ щик Сергей Долманов, техники радиотехнической системы ближней навигации старшие прапорщики Александр Ильин и Алексей Паринов, механик взво­ да обеспечения пункта управ­ ления полётами сержант Алек­ сандр Мозеров, командир про­ жекторного отделения сержант Ринат Дусанов. Ни в чём не уступают своим сослуживцам в профессионапь- ном отношении военнослужа­ щие радиолокационной группы капитана Сергея Романова. Его подчинённые техник-начальник смены старший прапорщик Мак­ сим Нефёдов и техник старший прапорщик Сергей Перец доско­ нально знают материальную часть, уверенно её эксплуати­ руют, надёжно обеспечивают проведение лётных смен. Не менее значимый вклад в общий успех вносят военнослужащие взвода технического обслужи­ вания и ремонта, которым ко­ мандует капитан Вадим Колы­ чев. Начальники мастерских старшина Эдуард Чубарев и старший сержант Александр Тиунов, командир автомобиль­ ного отделения сержант Михаил Чазов добросовестно выполня­ ют возложенные на них обязан­ ности, делают всё от них зави­ сящее, чтобы поддерживать бо­ еготовность части на должном уровне. Давая оценку деятельности названных специалистов, под­ полковник Андрей Бородин от­ метил, что это люди, на которых равняются в воинском коллек­ тиве, на них всегда и во всём можно положиться. Они не толь­ ко сами работают на совесть, но и обучают сослуживцев, пере­ дают им свой опыт. - Перед военнослужащими батальона во все времена стоя­ ло много важных и ответственных задач, - говорит Андрей Нико­ лаевич. - Не стало их меньше и теперь. Личный состав части обладает хорошими профес­ сиональными навыками и тео­ ретическими знаниями, чтобы с ними качественно справляться. Ведь мы - техническая основа системы управления. Александр БОНДАРЬ. Фото автора. Начальник радиопеленгаторного пункта старший сержант Юрий Гриненко осматривает оборудование перед началом работы. Часть связи, образно говоря, представляет собой глаза и уши авиационных полков, является той технической основой, которая позволяет проводить их боевую подготовку НЕБО ЗОВЁТ Э тот полёт запомнится молодому лётчику Вэтоутро ин- —>> женерно-тех- нический сос­ тав проверил все системы МиГов, полноту заправки специальными жидкостями и газами. При постановке самолёта "под ток” специалисты групп об­ служивания радиоэлект­ ронного оборудования, авиационного вооружения и авиационного оборудования проверили работоспособ­ ность систем с помощью контрольно-поверочной ап­ паратуры, оформили доку­ ментацию о выполненной предполётной подготовке. Т ЕМ ВРЕМЕНЕМ лётная смена началась. И вот уже МиГи, оглушая окрест­ ности рёвом двигателей, один за другим начали ухо­ дить в небесную высь. Периодически они появ­ лялись в поле зрения в не­ бе так близко, что в видо­ искатель фотокамеры мож­ но рассмотреть бортовой номер на искрящемся от лу­ чей солнца фюзеляже. Мгно­ вение - и истребители пре­ вращаются сначала в точку, а потом вовсе исчезают. Наблюдать за их манёвра­ ми одно удовольствие. Наконец на техническую площадку выруливает МиГ- 29КУБ. Плавно поднялся фонарь кабины, из которой на бетонку спустился ко­ мандир отдельного кора­ бельного истребительного авиационного полка пол­ ковник Владимир Кокурин. Он - опытный лётчик, участ­ ник практически всех даль­ них походов ТАВКР "Адми­ рал Флота Советского Сою­ за Кузнецов". Налёт запо­ лярного аса составляет по­ рядка 1700 часов. По словам командира, своё боевое крещение ис­ требитель МиГ-29 получил в небе Сирии во время по­ хода ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" в Средиземное море. Ис­ требитель поколения 4++ позволяет выполнять широ­ кий спектр задач, несёт раз­ нообразное вооружение, предназначен для противо­ воздушной обороны кора­ бельных соединений, заво­ евания господства в воз­ духе, поражения надводных и наземных целей управ­ ляемым высокоточным ору­ жием днём и ночью в любых погодных условиях. на всю жизнь - Сегодня я выполнял по­ лёт в качестве инструктора, в одной кабине с молодым лётчиком 2018 года выпус­ ка, - говорит офицер. - Это необходимо для получения им допуска к самостоятель­ ному полёту. Отмечу, что лейтенант показал свою теоретическую и практиче­ скую подготовленность на оценку, не ниже "хорошо". Теперь он допущен к са­ мостоятельному управле­ нию могучей боевой маши­ ной, и примерно через час мы будем присутствовать при историческом для него моменте, когда лейтенант будет выполнять свой пер­ вый тренировочный полёт самостоятельно. ЭТА МИНУТА насту­ пила. Лейтенант Евге­ ний Духовой выверенными движениями забирается в кабину, опускается фонарь. 10 часов 40 минут. 5 июня. Крылатая машина неко­ торое время ревёт двига­ телями, затем плавно выка­ тывается с технической пло­ щадки и направляется к взлётной полосе. Вскоре, уже на взлётке, МиГ ненадолго замирает пе­ ред стартом, затем быстрый разбег - и истребитель ис­ чезает в небесной синеве. Только где-то наверху ещё перекатывается гул его дви­ гателя. Какое-то время, и он стихает. Потянулись томи­ тельные минуты ожидания. Вскоре, отработав полёт­ ное задание, МиГ-29, управ­ ляемый лейтенантом Евге­ ниемДуховым, аккуратно ка­ сается бетонки, бежит по по­ лосе и, выпустив два тормоз­ ных парашюта, замедляется. И вот истребитель зами­ рает на технической пло­ щадке. Лётчик едва успе­ вает спуститься на бетонку и расписаться в журнале, как к нему устремляются боевые товарищи из инже­ нерно-технического соста­ ва. Техники крепкими ру­ ками подхватывают Евгения Духового и с радостными возгласами начинают ка­ чать и подбрасывать героя дня. Затем, соблюдая тра­ диционный ритуал посвя­ щения, трижды слегка уда­ рили лётчика мягким мес­ том о шасси самолёта. Все довольны и счастливы - ещё одним попноправным лёт­ чиком в полку прибыло. Лейтенант Евгений Духо­ вой в 2018 году окончил Краснодарское высшее во­ енное авиационное училище лётчиков имени Героя Со­ ветского Союза А.К.Серова. На старших курсах он летал на учебно-тренировочных самолётах Л-39 и Як-130, а сегодня у него состоялся первый самостоятельный полёт на боевом самолёте, и он прошёл отлично. В ЭТОТ ДЕНЬ в ходе вы­ полнения полётных за­ даний пилоты на практике отработали тактические приёмы воздушного боя с выполнением боевого ма­ неврирования. Это необхо­ димо для ухода от атак ис­ требителей и завладения инициативой в воздухе, а также перехвата и пораже­ ния высокоманёвренных пилотируемых и беспилот­ ных средств условного про­ тивника. Кроме отработки приё­ мов ведения воздушного боя, палубные лётчики со­ вершенствовали навига­ ционную подготовку и тех­ нику пилотирования кора­ бельных истребителей. Они выполняли отдельные фи­ гуры сложного и высшего пилотажа в различных диа­ пазонах высот и скоростей. Также пилоты отработали групповую слётанность в боевых порядках авиагрупп. Учебно-тренировочные полёты корабельных истре­ бителей проводились в ос­ новном над сушей в от­ дельных районах Кольского полуострова. Часть полёт­ ных заданий истребители выполнили над акваторией Баренцева моря в поли­ гонах боевой подготовки Северного флота. Александр ЯКОВЛЕВ. Фото автора. В ходе выполнения полётных заданий пилоты на практике от­ работали тактические приёмы воздушного боя с выполнени­ ем боевого маневрирования Идёт подготовка истребителей к полётам. Начальник радиостанции сержант Денис Золотоверхий производит ремонт радиоаппаратуры.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz