На страже Заполярья. 2019 год. Июнь.
3 стр. * на стгэже Заполярья 14 июня 2019 года Военнослужащим авиа ционного гарнизона не обойтись без чёткой и слаженной работы спе циалистов отдельного батальона связи и ра диотехнического обес печения под командованием подполковника Андрея Бо родина. Не один десяток лет связисты бок о бок с авиа торами решают сложные и ответственные задачи, обес печивают безопасность полётов летательных аппаратов. Страницы истории ВСЕГДА В ГОТОВНОСТИ Укаждого подразделения свои задачи и своя спецификадеятельности Свою летопись батальон ве дёт с 4 апреля 1951 года, когда при отдельном разведыватель ном авиаполку ВВС Северного флота была создана рота связи и земного обеспечения самолё товождения. Через пять лет на её базе был сформирован отдельный диви зион управления и радиосвето- технического обеспечения полё тов и посадки самолётов. В де кабре 1956 года личный состав нового воинского коллектива са мостоятельно обеспечил свою первую лётную смену. Следую щий год стал самым напряжён ным в истории части по качест венному обеспечению полётов - воины-связисты провели 239 лётных смен. В 1962 году специалисты ди визиона впервые работали с за пасного аэродрома. Экипажи и расчёты в установленные сроки перебазировали туда и развер нули всю необходимую для обес печения полётов технику, а через год стали обеспечивать пилотов авиационного полка по полной программе лётной подготовки - полёты на полный радиус дей ствия летательных аппаратов, на малых высотах, в условиях при менения противником средств массового поражения, радиоло кационных и радиопомех. Вновь личный состав и техника пере базировались на запасной аэро дром. С этого времени они стали там выполнять задачи постоян но и, кроме того, обеспечивали полёты с полевого аэродрома. В 1967 году часть была пере формирована в отдельный ба тальон связи и радиотехническо го обеспечения. С 1970 года её военнослужащих регулярно при влекают к учениям такого мас штаба, как "Океан", "Север”, "Ма гистраль". Параллельно с выполнением повседневных задач шло изу чение новой техники, поступав шей на вооружение. Специа листы части осваивали её, вво дили в строй и успешно на ней работали. В этот период ими бы ла освоена новая станция сис темы посадки, на аэродроме смонтированы огни подхода, приближения и горизонта. С 1977 года на аэродроме, который обеспечивали военно служащие батальона, стали ба зироваться самолёты палубной авиации Як-38. С той поры и до начала реформирования армии и флота его личный состав обес печивал полёты двух полков авиации Северного флота - раке тоносного и корабельного штур мового. В этом же году в составе части появилось новое подраз деление - радиолокационная группа, а для осуществления вертикального взлёта и посадки самолётов Як-38 были развёр нуты два стартовых командных пункта. Появились другие ответствен ные задачи, связанные с освое нием новой техники. Была раз вёрнута и введена в эксплуа тацию система цифрового кана- лообразования, в батальон по ступили комплекты приводных аэродромных радиостанций, предназначенных для дальнего и ближнего привода самолётов в район аэродрома. Также в рам ках государственного контракта силами промышленности про ведена глубокая модернизация выносного индикатора системы посадки, в ходе которой быпи изменены отображение и обра ботка информации. Поступила на вооружение и введена в строй радиолокационная система по садки, предназначенная для ор ганизации управления воздуш ным движением летательных аппаратов в бпижней зоне аэро дрома и контроля выполнения лётчиками предпосадочного ма неврирования и выдерживания курса и глиссады на посадочной траектории. В ходе обновпения вооружения и специальной тех ники развёрнута радиолока ционная станция, предназна ченная для обзора воздушного пространства и опредепения ко ординат воздушных целей. В ноябре 2014 года батальону связи и радиотехнического обес печения было вручено Боевое знамя части нового образца. В новом формате Рассказывая о нынешних буд нях батальона, его командир подполковник Андрей Бородин отмечает, что боевая подготовка личного состава проходит в соот ветствии с руководящими доку ментами, мероприятия боевой учёбы выполняются в срок и в полном объёме. Но основные задачи, которые решают воен нослужащие части, независимо от обстоятельств, это обеспече ние безопасности полётов и ус тойчивой связи, доведение сиг налов управления до руково дящего состава авиационных попков, базирующихся на аэро дроме. Батальон занимает лидирую щие позиции среди подразде лений связи и радиотехниче ского обеспечения армии ВВС и ПВО Северного флота. Его лич ный состав был не раз отмечен командующим объединением. - Перспективы для продук тивной деятельности наших спе циалистов весьма широки, - го ворит Андрей Николаевич. - Прежде всего происходит мо дернизация систем управления, переход на совершенно другие принципы обеспечения связи, цифровую технику. Одним сло вом, сейчас в нашем распо ряжении аппаратура, основу которой составляют новые техни ческие решения и элементар ная база. Мы отказываемся от электровакуумных приборов, аналоговых каналов связи. Они используются только как резерв ный вариант. Нелишним будет сказать, что военнослужащие батальона свя зи и радиотехнического обес печения в короткие сроки освои ли технику нового поколения и уверенно её эксплуатируют. Ап паратура работает без сбоев, и нареканий в адрес специалистов части от авиаторов не поступает. Напротив, с помощью новой тех ники они смогли поднять сис тему обеспечения полётов на бо лее высокий уровень. Подполковник Андрей Боро дин с гордостью перечисляет технические новинки, которые поступили на вооружение части. А их немало. Всё это позволяет личному составу надёжно обес печивать безопасность полётов, связь со всеми абонентами. Также следует отметить, что всё радиотехническое и светосиг нальное оснащение аэродрома, коммуникации связи, начиная от закрытых каналов и заканчивая телефонными линиями, нахо дятся в ведении военнослужа щих батальона. Обслуживание и эксплуатация данного "хозяйст ва" требует немалых усилий и высокого профессионализма специалистов части. Ко всему прочему они круглосуточно несут дежурство как на узле связи, так и на своих объектах, находящихся на аэродроме, всегда готовы обеспечить надёжную работу аппаратуры. Ведь аэродром по стоянно действует в режиме за пасной взлётно-посадочной по лосы. Это значит, что в любой момент сюда может зайти на по садку какой-либо летательный аппарат, экипажу которого не обходимо в силу различных об стоятельств приземлиться. Дела и люди У каждого подразделения ба тальона свои задачи и своя спе цифика деятельности. Напри мер, военнослужащие радио технической роты занимаются обеспечением полётов и обслу живанием светооборудования аэродрома, радиолокационная группа осуществляет выдачу ин формации для того, чтобы офи церы командно-диспетчерского пункта могли отслеживать пере мещение в воздухе летательных аппаратов, у специалистов под разделения связи свои обязан ности. Если брать в целом, то часть связи, образно говоря, представляет собой глаза и уши авиационных полков, является той технической основой, кото рая позволяет проводить их бое вую подготовку. Понятно, что задачи, решае мые подчинёнными подполков ника Андрея Бородина, весьма сложны и ответственны. Чтобы с ними справляться, нужны хоро шие практические навыки, выуч ка, специальные и технические знания. То есть уровень профес сиональной подготовки должен быть высоким. - Мы всегда профессиональ ной подготовке личного состава уделяли и уделяем достаточно много внимания, - говорит под полковник Андрей Бородин. - В подразделениях постоянно про водится боевая учёба военно служащих. Под руководством офицеров, прапорщиков, имею щих технические специальности, они осваивают новую технику, приобретают практические на выки её обслуживания и эксп луатации. Кроме того, поступаю щие образцы вооружения наши специалисты изучают и на базе учебных центров Министерства обороны. Затем полученные знания передают своим сослу живцам. Также все матросы, которые служат в батальоне по призыву, прибывают в часть только после обучения в учебных подразделениях. Система под готовки кадров у нас отработана до мелочей, носит плановый ха рактер. Подтверждением слов коман дира батальона может служить то, что специалисты этого воин ского коллектива не только ус пешно освоили новую цифровую технику, но и качественно обес печивают полёты лётчиков кора бельных истребительных пол ков, решают другие важные за дачи. К примеру, личный состав роты связи под командованием капи тана Святослава Радченко ус пешно выполняет все служеб ные задания. Техническое об служивание и эксплуатация ап паратуры связи, которые входят в обязанности военнослужащих подразделения, проводятся на высоком профессиональном уровне. В числе тех, кто зареко мендовал себя настоящими мас терами своего дела, в роте по праву называют начальника аппаратной старшего прапор щика Сергея Медведева, началь ника междугородной телефон ной станции прапорщика Алек сандра Адаменко, начальника пункта высокочастотной связи сержанта Виктора Цыпелева. Достойно выполняет воин ский долг и личный состав роты радиотехнического обеспечения под командованием капитана Артёма Меркушина. Каждый подчинённый данного коллек тива на отведённом ему участке с высокой ответственностью вы полняет возложенные на него функции. Всё же лучшими спе циалистами в подразделении считаются техник-начапьник смены старший прапорщик Мак сим Черняк, техник-начальник смены радиолокационной сис темы посадки старший прапор щик Сергей Долманов, техники радиотехнической системы ближней навигации старшие прапорщики Александр Ильин и Алексей Паринов, механик взво да обеспечения пункта управ ления полётами сержант Алек сандр Мозеров, командир про жекторного отделения сержант Ринат Дусанов. Ни в чём не уступают своим сослуживцам в профессионапь- ном отношении военнослужа щие радиолокационной группы капитана Сергея Романова. Его подчинённые техник-начальник смены старший прапорщик Мак сим Нефёдов и техник старший прапорщик Сергей Перец доско нально знают материальную часть, уверенно её эксплуати руют, надёжно обеспечивают проведение лётных смен. Не менее значимый вклад в общий успех вносят военнослужащие взвода технического обслужи вания и ремонта, которым ко мандует капитан Вадим Колы чев. Начальники мастерских старшина Эдуард Чубарев и старший сержант Александр Тиунов, командир автомобиль ного отделения сержант Михаил Чазов добросовестно выполня ют возложенные на них обязан ности, делают всё от них зави сящее, чтобы поддерживать бо еготовность части на должном уровне. Давая оценку деятельности названных специалистов, под полковник Андрей Бородин от метил, что это люди, на которых равняются в воинском коллек тиве, на них всегда и во всём можно положиться. Они не толь ко сами работают на совесть, но и обучают сослуживцев, пере дают им свой опыт. - Перед военнослужащими батальона во все времена стоя ло много важных и ответственных задач, - говорит Андрей Нико лаевич. - Не стало их меньше и теперь. Личный состав части обладает хорошими профес сиональными навыками и тео ретическими знаниями, чтобы с ними качественно справляться. Ведь мы - техническая основа системы управления. Александр БОНДАРЬ. Фото автора. Начальник радиопеленгаторного пункта старший сержант Юрий Гриненко осматривает оборудование перед началом работы. Часть связи, образно говоря, представляет собой глаза и уши авиационных полков, является той технической основой, которая позволяет проводить их боевую подготовку НЕБО ЗОВЁТ Э тот полёт запомнится молодому лётчику Вэтоутро ин- —>> женерно-тех- нический сос тав проверил все системы МиГов, полноту заправки специальными жидкостями и газами. При постановке самолёта "под ток” специалисты групп об служивания радиоэлект ронного оборудования, авиационного вооружения и авиационного оборудования проверили работоспособ ность систем с помощью контрольно-поверочной ап паратуры, оформили доку ментацию о выполненной предполётной подготовке. Т ЕМ ВРЕМЕНЕМ лётная смена началась. И вот уже МиГи, оглушая окрест ности рёвом двигателей, один за другим начали ухо дить в небесную высь. Периодически они появ лялись в поле зрения в не бе так близко, что в видо искатель фотокамеры мож но рассмотреть бортовой номер на искрящемся от лу чей солнца фюзеляже. Мгно вение - и истребители пре вращаются сначала в точку, а потом вовсе исчезают. Наблюдать за их манёвра ми одно удовольствие. Наконец на техническую площадку выруливает МиГ- 29КУБ. Плавно поднялся фонарь кабины, из которой на бетонку спустился ко мандир отдельного кора бельного истребительного авиационного полка пол ковник Владимир Кокурин. Он - опытный лётчик, участ ник практически всех даль них походов ТАВКР "Адми рал Флота Советского Сою за Кузнецов". Налёт запо лярного аса составляет по рядка 1700 часов. По словам командира, своё боевое крещение ис требитель МиГ-29 получил в небе Сирии во время по хода ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" в Средиземное море. Ис требитель поколения 4++ позволяет выполнять широ кий спектр задач, несёт раз нообразное вооружение, предназначен для противо воздушной обороны кора бельных соединений, заво евания господства в воз духе, поражения надводных и наземных целей управ ляемым высокоточным ору жием днём и ночью в любых погодных условиях. на всю жизнь - Сегодня я выполнял по лёт в качестве инструктора, в одной кабине с молодым лётчиком 2018 года выпус ка, - говорит офицер. - Это необходимо для получения им допуска к самостоятель ному полёту. Отмечу, что лейтенант показал свою теоретическую и практиче скую подготовленность на оценку, не ниже "хорошо". Теперь он допущен к са мостоятельному управле нию могучей боевой маши ной, и примерно через час мы будем присутствовать при историческом для него моменте, когда лейтенант будет выполнять свой пер вый тренировочный полёт самостоятельно. ЭТА МИНУТА насту пила. Лейтенант Евге ний Духовой выверенными движениями забирается в кабину, опускается фонарь. 10 часов 40 минут. 5 июня. Крылатая машина неко торое время ревёт двига телями, затем плавно выка тывается с технической пло щадки и направляется к взлётной полосе. Вскоре, уже на взлётке, МиГ ненадолго замирает пе ред стартом, затем быстрый разбег - и истребитель ис чезает в небесной синеве. Только где-то наверху ещё перекатывается гул его дви гателя. Какое-то время, и он стихает. Потянулись томи тельные минуты ожидания. Вскоре, отработав полёт ное задание, МиГ-29, управ ляемый лейтенантом Евге ниемДуховым, аккуратно ка сается бетонки, бежит по по лосе и, выпустив два тормоз ных парашюта, замедляется. И вот истребитель зами рает на технической пло щадке. Лётчик едва успе вает спуститься на бетонку и расписаться в журнале, как к нему устремляются боевые товарищи из инже нерно-технического соста ва. Техники крепкими ру ками подхватывают Евгения Духового и с радостными возгласами начинают ка чать и подбрасывать героя дня. Затем, соблюдая тра диционный ритуал посвя щения, трижды слегка уда рили лётчика мягким мес том о шасси самолёта. Все довольны и счастливы - ещё одним попноправным лёт чиком в полку прибыло. Лейтенант Евгений Духо вой в 2018 году окончил Краснодарское высшее во енное авиационное училище лётчиков имени Героя Со ветского Союза А.К.Серова. На старших курсах он летал на учебно-тренировочных самолётах Л-39 и Як-130, а сегодня у него состоялся первый самостоятельный полёт на боевом самолёте, и он прошёл отлично. В ЭТОТ ДЕНЬ в ходе вы полнения полётных за даний пилоты на практике отработали тактические приёмы воздушного боя с выполнением боевого ма неврирования. Это необхо димо для ухода от атак ис требителей и завладения инициативой в воздухе, а также перехвата и пораже ния высокоманёвренных пилотируемых и беспилот ных средств условного про тивника. Кроме отработки приё мов ведения воздушного боя, палубные лётчики со вершенствовали навига ционную подготовку и тех нику пилотирования кора бельных истребителей. Они выполняли отдельные фи гуры сложного и высшего пилотажа в различных диа пазонах высот и скоростей. Также пилоты отработали групповую слётанность в боевых порядках авиагрупп. Учебно-тренировочные полёты корабельных истре бителей проводились в ос новном над сушей в от дельных районах Кольского полуострова. Часть полёт ных заданий истребители выполнили над акваторией Баренцева моря в поли гонах боевой подготовки Северного флота. Александр ЯКОВЛЕВ. Фото автора. В ходе выполнения полётных заданий пилоты на практике от работали тактические приёмы воздушного боя с выполнени ем боевого маневрирования Идёт подготовка истребителей к полётам. Начальник радиостанции сержант Денис Золотоверхий производит ремонт радиоаппаратуры.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz