На страже Заполярья. 2019 год. Июль.
6 стр. * на стгажЕ Заполярья 26 июля 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 29 июля В 1696 году в ходе Второго Азовского похода русские войска под фактическим руководством всеми силами Петра I овладели мощной турецкой крепостью Азов. Это была первая крупная победа при взаимодействии русской армии и флота в борьбе России за выход к морям. Россия получила выход в Азовское море. В 1938 году с нападения японских войск на советскую территорию начались бои на озере Хасан. В 1941 году родился советский и российский офицер- подводник, первый командир атомной глубоководной станции проекта 1910 АС-13 29-й отдельной бригады подводных лодок Краснознамённого Северного флота Герой Российской Федерации капитан 1 ранга Геннадий Леонидович Попов. В 1942 году Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждены ордена Суворова трёх степеней, Кутузова двух степеней (третья степень учреждена в феврале 1943 года) и Александра Невского. В 1956 году в пригороде Североморска в долине реки Ваенги состоялось открытие загородного парка - един ственного в мире лесопарка за полярным кругом. 30 июля 1710 год - первое отправление отечественных фре гатов "Святой Пётр", "Святой Павел" и "Святой Илия", построенных в Архангельске, из Белого моря в Балтий ское. В 1716 году Петром I утверждён "Устав воинский", закреплявший результаты военных реформ в области организации, комплектования, обучения, воспитания войск, а также изменения в способах ведения боевых действий с учётом опыта Северной войны. 31 июля 100 лет назад приказом РВСР путём слияния Волж ской и Астрахано-Каспийской флотилий образована Волжско-Каспийская флотилия под командованием Фё дора Фёдоровича Раскольникова. 5 июля 1920 года пе реименована в Каспийскую флотилию, с середины июля - Морские силы Каспийского моря. В 1937 году гидрографические суда "Океан" и "Охотск" под руководством инженера-флагмана 3 ранга Алексея Модестовича Лаврова начали переход из Мурманска на Дальний Восток Северным морским путём для усиления гидрографического отдела Тихоокеанского флота. В 1942 году на полуостровах Средний и Рыбачий создан Северный оборонительный район. В 1951 году в главной базе СФ городе Североморске торжественно открыт городской парк. В 1983 году в честь юбилея создания Северного флота на площади Мужества открыт мемориальный комплекс, посвящённый памяти защитников Заполя рья, в составе подводной лодки "К-21", торпедного кате ра ТК-12 и бомбардировщика Ил-4. 1 августа Памятная дата России. День памяти российских вои нов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов. День Тыла ВС РФ. 105 лет назад в Екатерининскую гавань прибыло судно "Эклипс" с гидросамолётом "Морис Фурман" на борту и лётчиком И.И. Нагурским для поиска пропавших экспедиций Г. Брусилова и В. Русанова. 1914 год - начало Первой мировой войны. В этот день опубликован Манифест Николая II об объявлении войны Германии. Война началась между 8 государствами Ев ропы и со временем охватила 38 государств (на стороне Антанты воевали 34 страны). В 1916 году из отряда кораблей обороны Кольского залива и Архангельского района началось форми рование флотилии Северного Ледовитого океана. 1936 год - начало перехода боевых кораблей по трас се Северного морского пути - эсминцев "Сталин" и "Вой ков" под проводкой ледореза "Фёдор Литке". В 1939 году Указом Президиума Верховного Совета СССР "О дополнительных знаках отличия для Героев Советского Союза" учреждена медаль "Герой Совет ского Союза" золотая, имеющая форму пятиконечной звезды. В 1944 году в ходе Каунасской наступательной опе рации войска 3-го Белорусского фронта генерала армии И.Д. Черняховского освободили город Каунас и вышли к границам Восточной Пруссии. В 1984 году в состав Северного флота включена опытная титановая глубоководная атомная подводная лодка проекта 685 "Комсомолец" "К-278". 2 августа День Воздушно-десантных войск. В 1913 году родился командир эскадрильи 29-го авиаполка Северного флота Герой Советского Союза майор Семён Васильевич Лапшенков. В 1941 году со 2 по15 августа проходило формиро вание Беломорской военной флотилии. В 1941 году стрелок 2-го добровольческого отряда моряков Север ного флота краснофло тец Иван Михайлович Сивко, прикрывая от ход десанта, совершил подвиг, за что посмерт но был удостоен зва ния Героя Советского Союза. 2007 год - на глубо ководных обитаемых аппаратах "Мир" впер вые в истории челове чества было достигнуто дно океана на Север ном полюсе. 3 августа В 1911 году родился катерник Северного флота Герой Советского Союза капитан 1 ранга Леонид Леонидович Новоспасский. Участвовал во многих морских опера циях: успешно высадил 20 десантов в тылу врага, свыше 100 раз эскортировал подводные лодки при выходе в море, 75 раз конвоировал советские и союзные транс порты. В 1935 году родился советский военачальник ко мандир 11-й дивизии атомных подводных лодок Красно знамённого Северного флота Герой Советского Союза вице-адмирал Егор Андреевич Томко. В 1968 году в ходе войны между Египтом и Израилем (1967-1970 гг.) в небе Египта советскими ракетами сбито четыре израильских истребителя "Фантом" и один "Ми раж". За этот бой командиру зенитно-ракетного диви зиона подполковнику К.И. Попову первому из советских военных специалистов было присвоено звание Герой Советского Союза. 4 августа В 1915 году в Архангельск из Петрограда прибыли две малые подводные лодки № 1 и № 2. В 1946 году командующим Северным флотом на значен вице-адмирал Василий Иванович Платонов. В 1948 году Постановлением Совета Министров СССР в Калининграде образовано 2-е Балтийское высшее военно-морское училище - ныне Балтийский военно-морской институт. ч_______________________________ / / августа - День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов ДЛЯ ЗАЩИТЫ НЕЗАМЕРЗАЮЩЕГО ПОРТА В масштабном вооружённом конфликте приняли участие 38 государств из 59 существовавших на тот период независимых стран мира. За время войны Российская империя мобилизовала в армию и на флот 12 млн человек. Потери действующей армии составили около 1,7 млн человек. В ходе войны для защиты северных рубежей Российской им перии был заложен город Романов-на-Мурмане, будущий Мур манск; и началось формирование флотилии Северного Ледо витого океана. С началом Первой мировой вой ны наиболее оборудованные порты России на Балтике, а затем на Чёрном и Азовском морях ока зались изолированными от мор ских и океанских путей сообщения. Открытыми остались лишь Влади восток и порты на Севере. Однако Владивосток находился слишком далеко от центра страны, а Архан гельский порт, недоступный в тече ние шести зимних месяцев, осо бенно при отсутствии ледоколов, и связанный со страной одной лишь узкоколейной железной дорогой, не был в состоянии пропустить ог ромный поток фузов, имевших для России жизненно важное значение. Это обстоятельство заставило цар ское правительство задуматься о необходимости создания незамер зающего порта на Мурманском по бережье и железной дороги, свя зывающей этот порт с центральной частью России. В 1915 году в районе Семёновых островов была построена пристань для выгрузки материалов, идущих для северного участка Мурманской железной дороги. Дальнейшие изыс кания показали возможность пост ройки в этом месте крупного города и порта. 21 сентября 1916 года здесь был заложен город Романов- на-Мурмане, и началось создание Кольской военно-морской базы. Р усское командование,учитывая возможность появления в Се верном Ледовитом океане герман ских военных судов и, в частности, подводных лодок, было вынуждено принять меры по обороне Коль ского залива. Для охраны подвод ного кабеля, проложенного в нача ле 1915 года англичанами к Алек- сандровску, в районе губы Кислая установили береговые батареи, состоявшие из одного 120-мм и двух 75-мм орудий, создали наблю- минный заградитель Сибирской флотилии "Уссури". Из перечислен ных судов в январе 1916 года был сформирован отряд судов обороны Кольского залива. Через месяц была создана фло тилия Северного Ледовитого океана, в задачи которой входила проводка торговых судов к портам разгрузки и их охрана в местах сосредоточения в ожидании проводки тральщиков на Йоканьгском рейде или очереди разфузки в Кольском заливе. С конца августа 1916 года стали прибывать новые тральщики с ледовым поясом и ледокольным образованием форштевня, пост роенные по заказу России в Англии. Из-за невозможности заказать за границей новые или купить под- Посылыюе судно * Ярославна”. дательные посты и морской гарни зон из 150 человек. На зиму 1915-1916 годов в Коль ский залив было перенесено бази рование вспомогательного крей сера "Василий Великий", посыльно го судна "Колгуев", тральщика "Вос ток" и транспорта "Харитон Лаптев", английского крейсера "Ифиджения" и английской партии траления. В декабре 1915 года из Средизем ного моря в Александровск пришёл ходящие военные суда царское правительство было вынуждено покупать там траулеры и китобои и наскоро переоборудовать их в во енные суда. В качестве посыльных судов за рубежом покупались яхты и пароходы. Приобретённая во Франции яхта "Лизистрата" была зачислена во флотилию под наиме нованием посыльного судна "Яро славна” и стала одним из самых удачных приобретений. Пополнение флотилии новыми су дами шло крайне медленно, так как собственные ремонтные средства были невелики, и приобретённые ях ты, пароходы и траулеры проходили ремонт, переоборудование и воо ружение, как правило, за фаницей. Наибольшее количество торго вых судов было потоплено герман скими подводными лодками в районе мыса Цып-Наволок. Ко рабли, шедшие в Кольский залив и державшиеся вдали берегов, обыч но для определения направлялись к Цып-Наволоку, где их и атаковали немцы. Впоследствии на мысе был организован пост службы связи с радиостанцией, которая сообщала о появлении неприятельских ло док. Обнаружив радиостанцию, немцы дважды её обстреливали, но безуспешно. С 22 октября 1916 года было введено конвоирование торговых судов. Флотилия Северного Ледо витого океана, несмотря на мало численность, задачу обеспечения коммуникаций выполнила: движе ние торговых судов в северные порты России не прекращалось. Потери на северном морском театре за всё время войны ограни чивались преимущественно гибе лью торговых судов. Потери в соста ве самой флотилии были малочис ленны и объяснялись преимущест венно навигационными причина ми. Так, например, тральщики Т-10 и Т-18 выскочили на камни, посыль ное судно "Олень" протаранил анг лийский тральщик № 65, и оно за тонуло. Флагманский корабль пар тии траления "Вера" и шесть траль щиков в конце ноября 1915 года за тёрло льдами в горле Белого моря, из них весной 1916 года был спасён только один, остальные погибли. Подготовила Богдана ВЛАДАЖ. СИМВОЛ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ Наша Арктика В 2019 году исполняется 90 лет самой северной в мире и первой советской полярной станции, организованной в бухте Тихая острова Гукера архипелага Земля Франца- Иосифа. 29 июля 1929 года там был установлен изготовленный из железа флаг СССР. Водружение советского государственного символа на ЗФИ означало официальное вхождение арктических островов в состав Союза ССР. В середине 1920-х годов стали стремительно разви ваться высокоширотные воз душные исследования. В связи с этим Земля Франца- Иосифа, ранее вызывав шая лишь научный интерес из-за своей труднодоступ- ности и отсутствия природ ных богатств, стала рассмат риваться как один из узло вых пунктов будущих воз душных сообщений и центр гидрометеорологических наблюдений, необходимых для точного составления до Северного полюса. Это автоматически означало, что Земля Франца-Иосифа официально объявлялась территорией, находящейся под полной юрисдикцией СССР. Административно ар хипелаг был включён в со став Архангельской области. В 1929 году норвежцы решили снарядить экспе дицию на Землю Франца- Иосифа для организации там постоянного поселения. Пристальное внимание к архипелагу со стороны ино- прогнозов погоды в Аркти ческой зоне. 15 апреля 1926 года Президиум ЦИК СССР при нял декрет "Об объявлении территорией Союза ССР зе мель и островов, располо женных в Северном Ле довитом океане". Документ утверждал права Совет ского Союза на все извест ные и ещё не открытые зем ли и острова, примыкающие к сухопутным границам го сударства, то есть заклю чённые в секторе Арктики странных государств, преж де всего норвежцев и аме риканцев, побудило совет ское правительство поспе шить со снаряжением собст венной полярной экспеди ции. Её проект разработала полярная комиссия Акаде мии наук. Он был одобрен правительственной аркти ческой комиссией, 5 марта 1929 года Совет народных комиссаров СССР утвердил представленный проект по становления и выделил не- Пароход "Георгий Седое" выходит из Архангельска. между меридианами, иду щими от крайней западной точки северной границы с Финляндией и середины Бе рингова пролива на востоке обходимые средства. От имени Института по изучению Севера поход возглавил путешественник и учёный профессор Отто мойлович и Владимир Ви зе. Экспедиция отправля лась в плавание на ледо кольном пароходе "Георгий Седов", на борту которого находились материалы для постройки на архипелаге геофизической обсервато рии. Судном управлял капи тан Владимир Воронин, по томок того Воронина, кото рый спас участников авст ро-венгерской экспедиции на "Адмирале Тегеттгофе" - первооткрывателей архи пелага Земля Франца-Ио сифа. С помощью со ветских и партийных архангельских ор ганизаций экспеди цию удалось хорошо и быстро снабдить всем необходимым. Незадолго до выхо да в море 18 июля состоялся торжест венный пленум гор совета, на котором руководству экспе- дициии был вручён металлический ма кет Красного зна мени для водруже ния на удалённой советской земле. Несмотря на слож ную ледовую обста новку в Баренцевом море, 21 июля 1929 года "Георгий Се дов" вышел из Архангель ска. Первый лёд исследо ватели встретили севернее, чем ожидали, - пароход на ткнулся на полосу спло- ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ч Водружение металлического Красного знамени на острове Гукера. Капитан парохода “Георгий Седов”Владимир Воронин и учёный, исследователь Арктики Отто Шмидт. 15 апреля 1926 года Президиум ЦИК СССР принял декрет "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположен ных в Северном Ледовитом океане". Документ утверждал права Советского Союза на все известные и ещё не открытые земли и острова, примыкающие к сухопутным границам государства "Георгий Седов" нашёл путь среди образовавшихся раз водий и вышел на чистую воду у южного побережья острова Гукера. 29 июля на берегу состоялась церемо ния подъёма Государствен ного флага СССР. В Вологодской ежеднев ной газете"Красный Север" от 2 августа 1929 года на первой полосе были опуб ликованы три заметки, объ единённые в один блок и повествующие о том, что "Георгий Седов" добрался до полярного архипелага. Вот одна из них: "ФЛАГ СССР НА ЗЕМЛЕ ФРАНЦА-ИОСИФА 28 июля "Георгий Се дов" достиг Земли Фран ца-Иосифа Советская экспедиция на ледокольном пароходе "Георгий Седов’ достиг ла 28 июля Земли Франца- Иосифа у острова Гуко ра. Во исполнение пору чения правительства СССРмы 29 июля в 13 час. торжественно воздвиг ли на Земле флаг СССР в знак вхождения архипе лага Земля Франца-Иоси фа в состав территории Союза в соответствии с декретом ЦИК от 15 ап реля 1926 года об объяв лении территорией Сою за земель и островов в полярном секторе СССР. Члены экспедиции и ко манда ледокола салю товали советскому фла гу. Правительственный комиссар архипелага нач. экспедиции ОттоШмидт, члены экспедиции Визе, Самойлович, капитан Во ронин". Закрепление террито рии архипелага за СССР было важной политической задачей. Полярная же стан ция, организованная в бухте Тихой, действовала до 60-х годов прошлого столетия. Благодаря её появлению острова ежегодно стали посещать советские поляр ные экспедиции, и за вре мя своей работы она пре вратилась в полноценный посёлок. В 2015 году комплекс её строений признан объек том культурного наследия Российской Федерации. В настоящее время Аркти ческий музейно-выставоч ный центр в городе Санкт- Петербурге в сотрудниче стве с национальным пар ком "Русская Арктика" ра ботает над восстановле нием инфраструктуры стан ции для создания там ту ристического объекта и му зейного комплекса, посвя щённого истории покоре ния Северного полюса и советского этапа освоения Севера. Подготовила Анна КОРОЛЬКОВА. чённых льдов 27 июля. До Земли Франца-Иосифа оста валось 120 километров, и Отто Шмидт приказал про биваться к берегу на макси мально близкое расстояние, а затем организовать пере броску партии из двух чело век с запасами на несколько месяцев. За сутки судно смогло пройти около 6 кило метров, потеряв половину лопасти винта и повредив несколько листов обшивки. 28 июля начался шторм, вызвавший подвижку льдов. Испытав несколько сжатий, Шмидт. Его заместителями стали советские полярные исследователи РудольфСа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz