На страже Заполярья. 2019 год. Июль.

6 стр. * на стгажЕ Заполярья 26 июля 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 29 июля В 1696 году в ходе Второго Азовского похода русские войска под фактическим руководством всеми силами Петра I овладели мощной турецкой крепостью Азов. Это была первая крупная победа при взаимодействии русской армии и флота в борьбе России за выход к морям. Россия получила выход в Азовское море. В 1938 году с нападения японских войск на советскую территорию начались бои на озере Хасан. В 1941 году родился советский и российский офицер- подводник, первый командир атомной глубоководной станции проекта 1910 АС-13 29-й отдельной бригады подводных лодок Краснознамённого Северного флота Герой Российской Федерации капитан 1 ранга Геннадий Леонидович Попов. В 1942 году Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждены ордена Суворова трёх степеней, Кутузова двух степеней (третья степень учреждена в феврале 1943 года) и Александра Невского. В 1956 году в пригороде Североморска в долине реки Ваенги состоялось открытие загородного парка - един­ ственного в мире лесопарка за полярным кругом. 30 июля 1710 год - первое отправление отечественных фре­ гатов "Святой Пётр", "Святой Павел" и "Святой Илия", построенных в Архангельске, из Белого моря в Балтий­ ское. В 1716 году Петром I утверждён "Устав воинский", закреплявший результаты военных реформ в области организации, комплектования, обучения, воспитания войск, а также изменения в способах ведения боевых действий с учётом опыта Северной войны. 31 июля 100 лет назад приказом РВСР путём слияния Волж­ ской и Астрахано-Каспийской флотилий образована Волжско-Каспийская флотилия под командованием Фё­ дора Фёдоровича Раскольникова. 5 июля 1920 года пе­ реименована в Каспийскую флотилию, с середины июля - Морские силы Каспийского моря. В 1937 году гидрографические суда "Океан" и "Охотск" под руководством инженера-флагмана 3 ранга Алексея Модестовича Лаврова начали переход из Мурманска на Дальний Восток Северным морским путём для усиления гидрографического отдела Тихоокеанского флота. В 1942 году на полуостровах Средний и Рыбачий создан Северный оборонительный район. В 1951 году в главной базе СФ городе Североморске торжественно открыт городской парк. В 1983 году в честь юбилея создания Северного флота на площади Мужества открыт мемориальный комплекс, посвящённый памяти защитников Заполя­ рья, в составе подводной лодки "К-21", торпедного кате­ ра ТК-12 и бомбардировщика Ил-4. 1 августа Памятная дата России. День памяти российских вои­ нов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов. День Тыла ВС РФ. 105 лет назад в Екатерининскую гавань прибыло судно "Эклипс" с гидросамолётом "Морис Фурман" на борту и лётчиком И.И. Нагурским для поиска пропавших экспедиций Г. Брусилова и В. Русанова. 1914 год - начало Первой мировой войны. В этот день опубликован Манифест Николая II об объявлении войны Германии. Война началась между 8 государствами Ев­ ропы и со временем охватила 38 государств (на стороне Антанты воевали 34 страны). В 1916 году из отряда кораблей обороны Кольского залива и Архангельского района началось форми­ рование флотилии Северного Ледовитого океана. 1936 год - начало перехода боевых кораблей по трас­ се Северного морского пути - эсминцев "Сталин" и "Вой­ ков" под проводкой ледореза "Фёдор Литке". В 1939 году Указом Президиума Верховного Совета СССР "О дополнительных знаках отличия для Героев Советского Союза" учреждена медаль "Герой Совет­ ского Союза" золотая, имеющая форму пятиконечной звезды. В 1944 году в ходе Каунасской наступательной опе­ рации войска 3-го Белорусского фронта генерала армии И.Д. Черняховского освободили город Каунас и вышли к границам Восточной Пруссии. В 1984 году в состав Северного флота включена опытная титановая глубоководная атомная подводная лодка проекта 685 "Комсомолец" "К-278". 2 августа День Воздушно-десантных войск. В 1913 году родился командир эскадрильи 29-го авиаполка Северного флота Герой Советского Союза майор Семён Васильевич Лапшенков. В 1941 году со 2 по15 августа проходило формиро­ вание Беломорской военной флотилии. В 1941 году стрелок 2-го добровольческого отряда моряков Север­ ного флота краснофло­ тец Иван Михайлович Сивко, прикрывая от­ ход десанта, совершил подвиг, за что посмерт­ но был удостоен зва­ ния Героя Советского Союза. 2007 год - на глубо­ ководных обитаемых аппаратах "Мир" впер­ вые в истории челове­ чества было достигнуто дно океана на Север­ ном полюсе. 3 августа В 1911 году родился катерник Северного флота Герой Советского Союза капитан 1 ранга Леонид Леонидович Новоспасский. Участвовал во многих морских опера­ циях: успешно высадил 20 десантов в тылу врага, свыше 100 раз эскортировал подводные лодки при выходе в море, 75 раз конвоировал советские и союзные транс­ порты. В 1935 году родился советский военачальник ко­ мандир 11-й дивизии атомных подводных лодок Красно­ знамённого Северного флота Герой Советского Союза вице-адмирал Егор Андреевич Томко. В 1968 году в ходе войны между Египтом и Израилем (1967-1970 гг.) в небе Египта советскими ракетами сбито четыре израильских истребителя "Фантом" и один "Ми­ раж". За этот бой командиру зенитно-ракетного диви­ зиона подполковнику К.И. Попову первому из советских военных специалистов было присвоено звание Герой Советского Союза. 4 августа В 1915 году в Архангельск из Петрограда прибыли две малые подводные лодки № 1 и № 2. В 1946 году командующим Северным флотом на­ значен вице-адмирал Василий Иванович Платонов. В 1948 году Постановлением Совета Министров СССР в Калининграде образовано 2-е Балтийское высшее военно-морское училище - ныне Балтийский военно-морской институт. ч_______________________________ / / августа - День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов ДЛЯ ЗАЩИТЫ НЕЗАМЕРЗАЮЩЕГО ПОРТА В масштабном вооружённом конфликте приняли участие 38 государств из 59 существовавших на тот период независимых стран мира. За время войны Российская империя мобилизовала в армию и на флот 12 млн человек. Потери действующей армии составили около 1,7 млн человек. В ходе войны для защиты северных рубежей Российской им­ перии был заложен город Романов-на-Мурмане, будущий Мур­ манск; и началось формирование флотилии Северного Ледо­ витого океана. С началом Первой мировой вой­ ны наиболее оборудованные порты России на Балтике, а затем на Чёрном и Азовском морях ока­ зались изолированными от мор­ ских и океанских путей сообщения. Открытыми остались лишь Влади­ восток и порты на Севере. Однако Владивосток находился слишком далеко от центра страны, а Архан­ гельский порт, недоступный в тече­ ние шести зимних месяцев, осо­ бенно при отсутствии ледоколов, и связанный со страной одной лишь узкоколейной железной дорогой, не был в состоянии пропустить ог­ ромный поток фузов, имевших для России жизненно важное значение. Это обстоятельство заставило цар­ ское правительство задуматься о необходимости создания незамер­ зающего порта на Мурманском по­ бережье и железной дороги, свя­ зывающей этот порт с центральной частью России. В 1915 году в районе Семёновых островов была построена пристань для выгрузки материалов, идущих для северного участка Мурманской железной дороги. Дальнейшие изыс­ кания показали возможность пост­ ройки в этом месте крупного города и порта. 21 сентября 1916 года здесь был заложен город Романов- на-Мурмане, и началось создание Кольской военно-морской базы. Р усское командование,учитывая возможность появления в Се­ верном Ледовитом океане герман­ ских военных судов и, в частности, подводных лодок, было вынуждено принять меры по обороне Коль­ ского залива. Для охраны подвод­ ного кабеля, проложенного в нача­ ле 1915 года англичанами к Алек- сандровску, в районе губы Кислая установили береговые батареи, состоявшие из одного 120-мм и двух 75-мм орудий, создали наблю- минный заградитель Сибирской флотилии "Уссури". Из перечислен­ ных судов в январе 1916 года был сформирован отряд судов обороны Кольского залива. Через месяц была создана фло­ тилия Северного Ледовитого океана, в задачи которой входила проводка торговых судов к портам разгрузки и их охрана в местах сосредоточения в ожидании проводки тральщиков на Йоканьгском рейде или очереди разфузки в Кольском заливе. С конца августа 1916 года стали прибывать новые тральщики с ледовым поясом и ледокольным образованием форштевня, пост­ роенные по заказу России в Англии. Из-за невозможности заказать за границей новые или купить под- Посылыюе судно * Ярославна”. дательные посты и морской гарни­ зон из 150 человек. На зиму 1915-1916 годов в Коль­ ский залив было перенесено бази­ рование вспомогательного крей­ сера "Василий Великий", посыльно­ го судна "Колгуев", тральщика "Вос­ ток" и транспорта "Харитон Лаптев", английского крейсера "Ифиджения" и английской партии траления. В декабре 1915 года из Средизем­ ного моря в Александровск пришёл ходящие военные суда царское правительство было вынуждено покупать там траулеры и китобои и наскоро переоборудовать их в во­ енные суда. В качестве посыльных судов за рубежом покупались яхты и пароходы. Приобретённая во Франции яхта "Лизистрата" была зачислена во флотилию под наиме­ нованием посыльного судна "Яро­ славна” и стала одним из самых удачных приобретений. Пополнение флотилии новыми су­ дами шло крайне медленно, так как собственные ремонтные средства были невелики, и приобретённые ях­ ты, пароходы и траулеры проходили ремонт, переоборудование и воо­ ружение, как правило, за фаницей. Наибольшее количество торго­ вых судов было потоплено герман­ скими подводными лодками в районе мыса Цып-Наволок. Ко­ рабли, шедшие в Кольский залив и державшиеся вдали берегов, обыч­ но для определения направлялись к Цып-Наволоку, где их и атаковали немцы. Впоследствии на мысе был организован пост службы связи с радиостанцией, которая сообщала о появлении неприятельских ло­ док. Обнаружив радиостанцию, немцы дважды её обстреливали, но безуспешно. С 22 октября 1916 года было введено конвоирование торговых судов. Флотилия Северного Ледо­ витого океана, несмотря на мало­ численность, задачу обеспечения коммуникаций выполнила: движе­ ние торговых судов в северные порты России не прекращалось. Потери на северном морском театре за всё время войны ограни­ чивались преимущественно гибе­ лью торговых судов. Потери в соста­ ве самой флотилии были малочис­ ленны и объяснялись преимущест­ венно навигационными причина­ ми. Так, например, тральщики Т-10 и Т-18 выскочили на камни, посыль­ ное судно "Олень" протаранил анг­ лийский тральщик № 65, и оно за­ тонуло. Флагманский корабль пар­ тии траления "Вера" и шесть траль­ щиков в конце ноября 1915 года за­ тёрло льдами в горле Белого моря, из них весной 1916 года был спасён только один, остальные погибли. Подготовила Богдана ВЛАДАЖ. СИМВОЛ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ Наша Арктика В 2019 году исполняется 90 лет самой северной в мире и первой советской полярной станции, организованной в бухте Тихая острова Гукера архипелага Земля Франца- Иосифа. 29 июля 1929 года там был установлен изготовленный из железа флаг СССР. Водружение советского государственного символа на ЗФИ означало официальное вхождение арктических островов в состав Союза ССР. В середине 1920-х годов стали стремительно разви­ ваться высокоширотные воз­ душные исследования. В связи с этим Земля Франца- Иосифа, ранее вызывав­ шая лишь научный интерес из-за своей труднодоступ- ности и отсутствия природ­ ных богатств, стала рассмат­ риваться как один из узло­ вых пунктов будущих воз­ душных сообщений и центр гидрометеорологических наблюдений, необходимых для точного составления до Северного полюса. Это автоматически означало, что Земля Франца-Иосифа официально объявлялась территорией, находящейся под полной юрисдикцией СССР. Административно ар­ хипелаг был включён в со­ став Архангельской области. В 1929 году норвежцы решили снарядить экспе­ дицию на Землю Франца- Иосифа для организации там постоянного поселения. Пристальное внимание к архипелагу со стороны ино- прогнозов погоды в Аркти­ ческой зоне. 15 апреля 1926 года Президиум ЦИК СССР при­ нял декрет "Об объявлении территорией Союза ССР зе­ мель и островов, располо­ женных в Северном Ле­ довитом океане". Документ утверждал права Совет­ ского Союза на все извест­ ные и ещё не открытые зем­ ли и острова, примыкающие к сухопутным границам го­ сударства, то есть заклю­ чённые в секторе Арктики странных государств, преж­ де всего норвежцев и аме­ риканцев, побудило совет­ ское правительство поспе­ шить со снаряжением собст­ венной полярной экспеди­ ции. Её проект разработала полярная комиссия Акаде­ мии наук. Он был одобрен правительственной аркти­ ческой комиссией, 5 марта 1929 года Совет народных комиссаров СССР утвердил представленный проект по­ становления и выделил не- Пароход "Георгий Седое" выходит из Архангельска. между меридианами, иду­ щими от крайней западной точки северной границы с Финляндией и середины Бе­ рингова пролива на востоке обходимые средства. От имени Института по изучению Севера поход возглавил путешественник и учёный профессор Отто мойлович и Владимир Ви­ зе. Экспедиция отправля­ лась в плавание на ледо­ кольном пароходе "Георгий Седов", на борту которого находились материалы для постройки на архипелаге геофизической обсервато­ рии. Судном управлял капи­ тан Владимир Воронин, по­ томок того Воронина, кото­ рый спас участников авст­ ро-венгерской экспедиции на "Адмирале Тегеттгофе" - первооткрывателей архи­ пелага Земля Франца-Ио­ сифа. С помощью со­ ветских и партийных архангельских ор­ ганизаций экспеди­ цию удалось хорошо и быстро снабдить всем необходимым. Незадолго до выхо­ да в море 18 июля состоялся торжест­ венный пленум гор­ совета, на котором руководству экспе- дициии был вручён металлический ма­ кет Красного зна­ мени для водруже­ ния на удалённой советской земле. Несмотря на слож­ ную ледовую обста­ новку в Баренцевом море, 21 июля 1929 года "Георгий Се­ дов" вышел из Архангель­ ска. Первый лёд исследо­ ватели встретили севернее, чем ожидали, - пароход на­ ткнулся на полосу спло- ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ч Водружение металлического Красного знамени на острове Гукера. Капитан парохода “Георгий Седов”Владимир Воронин и учёный, исследователь Арктики Отто Шмидт. 15 апреля 1926 года Президиум ЦИК СССР принял декрет "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположен­ ных в Северном Ледовитом океане". Документ утверждал права Советского Союза на все известные и ещё не открытые земли и острова, примыкающие к сухопутным границам государства "Георгий Седов" нашёл путь среди образовавшихся раз­ водий и вышел на чистую воду у южного побережья острова Гукера. 29 июля на берегу состоялась церемо­ ния подъёма Государствен­ ного флага СССР. В Вологодской ежеднев­ ной газете"Красный Север" от 2 августа 1929 года на первой полосе были опуб­ ликованы три заметки, объ­ единённые в один блок и повествующие о том, что "Георгий Седов" добрался до полярного архипелага. Вот одна из них: "ФЛАГ СССР НА ЗЕМЛЕ ФРАНЦА-ИОСИФА 28 июля "Георгий Се­ дов" достиг Земли Фран­ ца-Иосифа Советская экспедиция на ледокольном пароходе "Георгий Седов’ достиг­ ла 28 июля Земли Франца- Иосифа у острова Гуко­ ра. Во исполнение пору­ чения правительства СССРмы 29 июля в 13 час. торжественно воздвиг­ ли на Земле флаг СССР в знак вхождения архипе­ лага Земля Франца-Иоси­ фа в состав территории Союза в соответствии с декретом ЦИК от 15 ап­ реля 1926 года об объяв­ лении территорией Сою­ за земель и островов в полярном секторе СССР. Члены экспедиции и ко­ манда ледокола салю­ товали советскому фла­ гу. Правительственный комиссар архипелага нач. экспедиции ОттоШмидт, члены экспедиции Визе, Самойлович, капитан Во­ ронин". Закрепление террито­ рии архипелага за СССР было важной политической задачей. Полярная же стан­ ция, организованная в бухте Тихой, действовала до 60-х годов прошлого столетия. Благодаря её появлению острова ежегодно стали посещать советские поляр­ ные экспедиции, и за вре­ мя своей работы она пре­ вратилась в полноценный посёлок. В 2015 году комплекс её строений признан объек­ том культурного наследия Российской Федерации. В настоящее время Аркти­ ческий музейно-выставоч­ ный центр в городе Санкт- Петербурге в сотрудниче­ стве с национальным пар­ ком "Русская Арктика" ра­ ботает над восстановле­ нием инфраструктуры стан­ ции для создания там ту­ ристического объекта и му­ зейного комплекса, посвя­ щённого истории покоре­ ния Северного полюса и советского этапа освоения Севера. Подготовила Анна КОРОЛЬКОВА. чённых льдов 27 июля. До Земли Франца-Иосифа оста­ валось 120 километров, и Отто Шмидт приказал про­ биваться к берегу на макси­ мально близкое расстояние, а затем организовать пере­ броску партии из двух чело­ век с запасами на несколько месяцев. За сутки судно смогло пройти около 6 кило­ метров, потеряв половину лопасти винта и повредив несколько листов обшивки. 28 июля начался шторм, вызвавший подвижку льдов. Испытав несколько сжатий, Шмидт. Его заместителями стали советские полярные исследователи РудольфСа-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz