На страже Заполярья. 2019 год. Июль.

3 стр. * на стгажЕ Заполярья 5 июля 2019 года ОТ "НАКАТА” ДО "РАССВЕТА" Старшина команды сверхбыстродействующей радиосвязи БЧ-4 большого противолодочного корабля "Североморск" старший мичман Александр Ту- печенко назван лучшим дежурным БПК по связи по итогам зимнего периода обучения. Теперь его портрет в пример остальным красуется на доске по­ чёта рядом с другими признанными специалистами. ГЛАЗА БОЯТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТ Связисты БПК "Североморск" с поставленными задачами справляются всегда в срок На Северный флот Александр пришёл 18 лет назад, когда был призван на военную службу из Псков­ ской области. Полгода про­ вёл в Архангельской "учеб­ ке", а затем был направлен на должность командира отделения сигнальщиков на сторожевой корабль "Задорный". Романтика Ба­ ренцева моря и суровой северной земли молодому человеку пришлась по душе, и он принял решение под­ писать контракт, хотя мо­ ряков в его семье никогда не было. После того как "Задор­ ный" списали, около полу­ тора лет Александр Тупе- ченко служил на БПК "Адми­ рал Левченко". Отучившись в школе мичманов, получил новое воинское звание и новую должность - техник радиотелеграфной группы боевой части связи боль­ шого противолодочного корабля "Североморск". - А четыре года назад командир боевой части, . видимо, оценив моё тру­ долюбие и преданность делу, предложил занять место старшины коман­ ды. Я согласился, - рас­ сказывает старший мич­ ман Тупеченко. - Переу­ чиваться мне не понадо­ билось, всю техни­ ку я освоил в процессе службы. В подчинении у Алек­ сандра три человека. Обу­ чать с нуля никого не при­ ходилось, за время его нахождения в должнос­ ти сменился лишь один человек - перевёлся с другого корабля. - Но подучить кое-кого необходимость была. Что­ бы специалист умел выб­ рать правильную частоту, на которой следует работать, настроить приёмник, пере­ датчик, режим вставить, подать УКВ командиру для переговоров, - делится стар­ ший мичман Тупеченко. - Для поддержания нужного уровня знаний и умений я постоянно провожу занятия с подчинённым подразде­ лением. Продуктивнее все­ го они проходят в море, ес­ ли честно, там быстрее обучаешься, деваться неку­ да, - с улыбкой продолжает Североморцы мой собеседник. Сам он уже сбился со счёта своих дальних похо­ дов, хотя самый первый помнит: - Тогда я ещё служил на БПК "Адмирал Левченко". В 2006 году корабль принял участие в четырёхсторон­ нем международном воен­ но-морскомучении "ФРУКУС". Мы заходили в Англию - Лондон, Портсмут, это не­ возможно забыть, впечат­ ления самые яркие. Но на мой вопрос, где интереснее, в южных ши­ ротах или в арктических, связист ответил: "Интерес­ нее дома". дения информации и её скрытность. - Наша основная задача - сделать всё качественно и в срок. Мы всегда всё вов­ ремя отрабатываем. Да­ леко ходить не нужно, во время недавнего плавания, когда заходили в Севасто­ поль, отработали по связи с командованием Черно­ морского флота и ВМФ. На­ чальник связи ЧФ нас по­ хвалил, сказал, что севе­ роморцы справляются луч­ ше его подчинённых, - не без гордости рассказывает старший мичман Александр Тупеченко. - Я всегда своих учу: "Быстрее отработал - быстрее свободен". Тем более когда дел много. Это, знаете, из детства ещё, мама часто повторяла: "Гла­ за боятся, а руки делают". За почти два десятка лет службы старшина команды сверхбыстродействующей радиосвязи набрался опы- Что же касается непо­ средственно служебных обя­ занностей, то, по словам Александра Тупеченко, для него походы друг от друга ничем не отличаются - де­ журство по связи, приём и передача информации, обеспечение переговоров командования, занятия, тренировки, отработка вводных. Сверхбыстродействую­ щая радиосвязь исполь­ зуется на высших уровнях управления, обеспечивает высокую скорость прохож- та настолько, что и глаза не боятся. Матчасть знает, ра­ ботать умеет, чего бояться- то? Тем более, когда "Севе­ роморск" стоит в базе. Ин­ тенсивность работы значи­ тельно ниже, личный сос­ тав лишь поддерживает УКВ-радиосвязь для коман­ дования и, конечно же, проводит послепоходовое обслуживание: чистку, про­ верку работоспособности, выявление неисправнос­ тей оборудования. Анна КОРОЛЬКОВА Фото автора. ническую готов­ ность матери­ альной части. Были у них и учения по борь­ бе за живучесть корабля, оказа­ нию помощи суд­ ну, терпящему бедствие. Многие чле­ ны коллектива электромехани­ ческой боевой части внесли до­ стойный вклад в успешное выпол­ нение задач дальнего похо­ да. Например, командир диви­ зиона движе­ ния капитан- лейтенант Ген­ надий Демень- ев по итогам по- Детство Петра Василь­ евича прошло в Гремихе. О кружён­ ный с ран­ них лет под­ водниками, среди ко­ торых был и отец мальчика, более 20 лет прослуживший на атомоходах, он видел все трудности службы военного моряка и особенности гар­ низонной жизни. Тем не ме­ нее в 9 классе окончатель­ но определился с выбором профессионального пути - стать военно-морским офи­ цером. О героизме моряков- подводников говорили в посёлке немало, их име­ нами называли улицы. - Однажды классный ру­ ководитель собрала нас и рассказала о подвиге двух подводников, служивших на АПЛ "К-8", - командира под­ лодки капитана 2 ранга Всеволода Бессонова и ка­ питана медслужбы Арсе­ ния Соловья. Во время по­ жара на атомоходе Все­ волод Борисович ценой собственной жизни обеспе­ чил спасение более по­ ловины экипажа, а Арсений Мефодиевич в задымлён­ ном отсеке надел свой ды­ хательный аппарат на про­ оперированного незадолго до пожара сослуживца, а сам погиб. Меня до глубины души поразила эта история, тогда я понял, что значит морское братство, и что фраза "экипаж - одна семья" - не пустые слова. Решил, что на флоте слу­ жат настоящие мужчины, отважные и сильные. Я захотел / стать одним из них. В2002 году Пётр поступил в Военно-морской институт радиоэлектроники им. По­ пова на факультет авто­ матизированных систем управления (АСУ). Диплом­ ную практику проходил в Полярном на МРК "Накат". Получив лейтенантские по­ гоны, вернулся в соеди­ нение кораблей охраны водного района Кольской флотилии, но уже на МРК "Рассвет" в качестве ин­ женера радиотехнической боевой части. С того вре­ мени Пётр Васильевич ве­ рен своему кораблю. Здесь он, освоив обязанности командира радиотехничес- На службе Отечеству Гвардейский МРК "Рассвет" - один из передовых в соединении кораблей охраны водного района Кольской флотилии разнородных сил. У причала МРК не задерживается, а частые выходы в море требуют от экипажа собранности, профессио­ нализма и высокой боеготовности. Организовать воинский коллектив и обеспечить выполнение поставленных задач - обязанность командира МРК "Рассвет" гвардии капитана 3 ранга Петра Товкача. С этим офицер справляется отлично. В ведении командира корабля не только "железо", но и экипаж имеет крылатые противо­ корабельные ракеты, зе­ нитный ракетный комплекс самообороны, артиллерий­ ские установки АК-176 и АК- 630М. Преимущество МРК - его скорость. Он может развивать ход до 34 узлов. - Управлять такой тех­ никой сложно, но экипаж состоит из профессиона­ лов, которые ответственно подходят к подготовке мате­ риальной части в базе, а это - залог успеха при вы­ полнении задач в море. Каждый военнослужащий добросовестно исполняет служебные обязанности, стремится к совершенство­ ванию теоретических зна­ ний и практических навы­ ков, - рассказывает Пётр Васильевич. - Большая за­ слуга в поддержании тех­ нической готовности кораб­ ля, которому в минувшем декабре исполнилось 30 лет, военнослужащих элек- уделяю подготовке личного состава, чтобы в любой си­ туации военнослужащие смогли принять правиль­ ное решение, проявить ра­ зумную инициативу, решить задачи любой сложности. Главное для командира - доверять экипажу и быть уверенным в нём. Большим подспорьем в работе с лич­ ным составом является женактив корабля. Супруги довольно тесно общаются между собой, знают об­ становку в семьях, и если у кого-то возникают пробле­ мы, решают их сообща. Час­ то наши жёны инициируют праздничные мероприятия на День корабля, День Во­ енно-морского флота, День защитника Отечества. Тогда мы вместе с детьми со­ бираемся и отлично про­ водим время. В эти минуты каждый осознаёт: экипаж - одна семья. ЕвгенияДРУЗЬЯК Фото автора. тромеханической боевой части, которую возглавляет гвардии капитан-лейтенант Павел Арчаков. Ответствен­ ность за обслуживание и эксплуатацию вооружения лежит на плечах личного состава ракетно-артилле­ рийской боевой части, ко­ торой командует гвардии лейтенант Александр Кот. Офицер в должности всего два года, но за это время успешно выполнил боль­ шое количество ракетных стрельб. Точный курс в мо­ ре обеспечивает командир штурманской боевой части гвардии капитан-лейтенант Анатолий Пономарёв, а связь - командир радио­ технической боевой части гвардии старший лейтенант Андрей Панкратов. И, ко­ нечно, правая рука коман­ дира - его помощник. На "Рассвете" это гвардии ка­ питан-лейтенант Евгений Ющенко. В ведении командира корабля не только "железо", но и экипаж, а работать с людьми, по признанию Пет­ ра Васильевича, порой сложнее, чем с техникой. Большим плюсом Товкач считает то обстоятельство, что служит он на корабле с лейтенантской поры и за 12 лет хорошо изучил сослу­ живцев, знает характер и способности каждого. - Командир должен быть примером для подчинён­ ных, - считает Пётр Василь­ евич. - Я много времени кой группы, стал коман­ диром боевой части, а за­ тем и помощником коман­ дира корабля. В декабре 2018 года занял должность командира МРК "Рассвет". - Малый ракетный ко­ рабль "Рассвет"- один из передовых в соединении. Он постоянно участвует в учениях Северного флота, обеспечивая испытание ракетного оружия больших кораблей, в том числе и недавно вошедших в состав Военно-морского флота, - говорит гвардии капитан 3 ранга Товкач. - Несколько раз "Рассвет" был объявлен лучшим кораблём по проти- вовоздушной обороне на Северном флоте. Несмотря на свои не­ большие размеры, малый ракетный корабль - грозное оружие. На своём борту он В ЖАРУ И В ХОЛОД моряки Б Ч -5 решают поставленные задачи © К тому же завер­ шившийся не так давно дальний по­ ход ожидался весь­ ма ответственным и довольно сложным. Сначала нужно было принять участие в главном во­ енно-морском параде, затем совершить переход из Балтики в Средиземное море, форсиро­ вать Суэцкий канал и в акватории Индийского океана выполнить ряд важных задач. Прежде чем выйти в море, специалисты электромехани­ ческой боевой части тщательно проверили все системы и меха­ низмы, чтобы убедиться в их надёжности. Попол­ нили запасы горюче­ смазочных материалов, пресной воды. Хотя с пресной водой особых проблем в походе не возникает. - У нас в море посто­ янно работают две оп­ реснительные установ­ ки, - говорит капитан 2 ранга Максим Моисе­ ев. - Производимой ими воды вполне хватает для обеспечения потреб­ ностей экипажа. Весь личный состав электромеханической боевой части сдал необ­ ходимые зачёты и полу­ чил соответствующие до­ пуски к самостоятельно­ му обслуживанию заве- дований и несению де­ журно-вахтенной службы. Первый этап плавания про­ шёл, можно сказать, на одном дыхании, без каких-либо откло­ нений от заданных парамет­ ров работы техники. Все ме­ ханизмы и оборудование фун­ кционировали надёжно, моряки несли вахты без замечаний. Представив Северный флот в Кронштадте, экипаж большого противолодочного корабля "Се­ вероморск" отправился в юж­ ные широты. После заходов в Алжир и на Кипр для пополне- Идёт боевая учёба ния запасов и короткого отдыха экипажа личный состав БПК при­ нял участие в учении "Океан­ ский щит-2018" в составе среди­ земноморской группировки ко­ раблей ВМФ России. Одним из элементов мероприятия было Специалисты БЧ-5 готовятся к приёму пресной воды в иностранном порту. совместное маневрирование. Понятно, что основная на­ грузка легла на специалистов электромеханической боевой части. И в первую очередь на вахтенных у пультов левого и правого бортов главной энер­ гетической установки, или, как их называют в коллективе, пуль- тистов. Именно от их профес­ сионализма и ответственности зависит, как точно и безпромед- лительно будут отрабатываться сигналы машинного телеграфа, обеспечивая заданный ход ко­ рабля. Они внимательно следят за количеством оборотов дви­ гателей. Тут следует внести небольшое пояснение. Экономным ходом БПК идёт под одной машиной. На главном военно-морском па­ раде были задействованы две, потому что нужно было строго удерживать заданную дистан­ цию и скорость движения. А вот во время учения "Океанский щит- 2018" корабль ходил под четырьмя маши­ нами. Делалось это для того, чтобы обес­ печить БПК большую манёвренность и за­ данную скорость хо­ да. С такой же целью на четырёх машинах форсировали и Суэц­ кий канал. Как всегда, в дан­ ных ситуациях вахтен­ ными пультистами были старший мич­ ман Сергей Довгопо- лов и главный кора­ бельный старшина Юрий Бутенко. Объяс­ няется это тем, что они состоят в первой боевой смене. Имен­ но входящие в неё специалисты всегда заступают на вахту во время тревог и при повышении боевой готовности. В Индийском океане экипаж большого противолодочного корабля "Североморск" с дело­ выми визитами побывал на Сей­ шельских островах, в Мозамби­ ке, на Мадагаскаре. Затем были заход в один из портов Пакис­ тана, участие в международной Аварийно-спасат ельная группа БПК "Североморск” спешит на помощь судну, терпящему бедствие. выставке вооружения и воен­ ной техники, международном морском учении с пакистан­ скими ВМС "Аравийский муссон- 2018", российско-японском уче­ нии. Происходящего в ходе дан­ ных мероприятий моряки БЧ-5 практически не видели. При от­ работке учебно-боевых упраж­ нений они постоянно находи­ лись на своих боевых постах. Командир электромеханичес­ кой боевой части БПК "Северо­ морск" капитан 2 ранга Максим Моисеев составил список стран и портов, в которых ему приш­ лось побывать во время похода. Но это громко сказано "побы­ вать". Так, мельком взглянуть. Ведь в иностранных портах лич­ ный состав БЧ-5 тоже не сидел без дела, а занимался планово­ предупредительным осмотром и ремонтом материальной части, немало находилось у него и других дел. В южных широтах у специа­ листов электромеханической боевой части начались проб­ лемы. Не то чтобы глобальные, но всё же не очень приятные. В первую очередь это касалось работы холодмашин. Ведь чем ниже температура забортной воды, тем более холодный воз­ дух подаётся на потребители. Это аксиома. В данном же слу­ чае вода за бортом была выше 30 градусов. Понятно, что на­ грузки на холодмашины резко возросли. Приходилось чаще выполнять профилактические работы, задействуя в это время резервные агрегаты. Холод для бесперебойной работы раз­ личной аппаратуры нужно по­ давать постоянно. С этим ка­ чественно справлялся старши­ на трюмной команды главный старшина Павел Гусев. Непросто было морякам БЧ-5 решать поставленные зада­ чи. К примеру, температура в ма­ шинных отделениях иногда до­ стигала более 50 градусов. В таких условиях нужно было сле­ дить за работой действующих ме­ ханизмов, поддерживать тех­ хода признан лучшим вахтен­ ным инжене- ром-механиком корабля. Образ­ цы профессионализма демон­ стрировали старшина коман­ ды машинного отделения стар­ ший мичман Владимир Когут, старшина пожарной коман­ ды прапорщик Евгений Сузов. Достойно справлялись со сво­ ими обязанностями старшие машинисты главный старши­ на Руслан Блинов, старшие ма­ тросы Руслан Мухаяров, Виталий Пшеничников, старший элект­ рик старший матрос Алексей Черных и другие специалис­ ты боевой части. С приходом в базу забот у моряков БЧ-5 меньше не стало. Сегодня они заняты восста­ новлением и поддержанием технической готовности мате­ риальной части, делают всё необходимое, чтобы корабль мог в любую минуту без задержек выйти в море. Александр БОНДАРЬ. Фото из архива БПК "Североморск ".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz