На страже Заполярья. 2019 год. Июль.
3 стр. * на стгажЕ Заполярья 5 июля 2019 года ОТ "НАКАТА” ДО "РАССВЕТА" Старшина команды сверхбыстродействующей радиосвязи БЧ-4 большого противолодочного корабля "Североморск" старший мичман Александр Ту- печенко назван лучшим дежурным БПК по связи по итогам зимнего периода обучения. Теперь его портрет в пример остальным красуется на доске по чёта рядом с другими признанными специалистами. ГЛАЗА БОЯТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТ Связисты БПК "Североморск" с поставленными задачами справляются всегда в срок На Северный флот Александр пришёл 18 лет назад, когда был призван на военную службу из Псков ской области. Полгода про вёл в Архангельской "учеб ке", а затем был направлен на должность командира отделения сигнальщиков на сторожевой корабль "Задорный". Романтика Ба ренцева моря и суровой северной земли молодому человеку пришлась по душе, и он принял решение под писать контракт, хотя мо ряков в его семье никогда не было. После того как "Задор ный" списали, около полу тора лет Александр Тупе- ченко служил на БПК "Адми рал Левченко". Отучившись в школе мичманов, получил новое воинское звание и новую должность - техник радиотелеграфной группы боевой части связи боль шого противолодочного корабля "Североморск". - А четыре года назад командир боевой части, . видимо, оценив моё тру долюбие и преданность делу, предложил занять место старшины коман ды. Я согласился, - рас сказывает старший мич ман Тупеченко. - Переу чиваться мне не понадо билось, всю техни ку я освоил в процессе службы. В подчинении у Алек сандра три человека. Обу чать с нуля никого не при ходилось, за время его нахождения в должнос ти сменился лишь один человек - перевёлся с другого корабля. - Но подучить кое-кого необходимость была. Что бы специалист умел выб рать правильную частоту, на которой следует работать, настроить приёмник, пере датчик, режим вставить, подать УКВ командиру для переговоров, - делится стар ший мичман Тупеченко. - Для поддержания нужного уровня знаний и умений я постоянно провожу занятия с подчинённым подразде лением. Продуктивнее все го они проходят в море, ес ли честно, там быстрее обучаешься, деваться неку да, - с улыбкой продолжает Североморцы мой собеседник. Сам он уже сбился со счёта своих дальних похо дов, хотя самый первый помнит: - Тогда я ещё служил на БПК "Адмирал Левченко". В 2006 году корабль принял участие в четырёхсторон нем международном воен но-морскомучении "ФРУКУС". Мы заходили в Англию - Лондон, Портсмут, это не возможно забыть, впечат ления самые яркие. Но на мой вопрос, где интереснее, в южных ши ротах или в арктических, связист ответил: "Интерес нее дома". дения информации и её скрытность. - Наша основная задача - сделать всё качественно и в срок. Мы всегда всё вов ремя отрабатываем. Да леко ходить не нужно, во время недавнего плавания, когда заходили в Севасто поль, отработали по связи с командованием Черно морского флота и ВМФ. На чальник связи ЧФ нас по хвалил, сказал, что севе роморцы справляются луч ше его подчинённых, - не без гордости рассказывает старший мичман Александр Тупеченко. - Я всегда своих учу: "Быстрее отработал - быстрее свободен". Тем более когда дел много. Это, знаете, из детства ещё, мама часто повторяла: "Гла за боятся, а руки делают". За почти два десятка лет службы старшина команды сверхбыстродействующей радиосвязи набрался опы- Что же касается непо средственно служебных обя занностей, то, по словам Александра Тупеченко, для него походы друг от друга ничем не отличаются - де журство по связи, приём и передача информации, обеспечение переговоров командования, занятия, тренировки, отработка вводных. Сверхбыстродействую щая радиосвязь исполь зуется на высших уровнях управления, обеспечивает высокую скорость прохож- та настолько, что и глаза не боятся. Матчасть знает, ра ботать умеет, чего бояться- то? Тем более, когда "Севе роморск" стоит в базе. Ин тенсивность работы значи тельно ниже, личный сос тав лишь поддерживает УКВ-радиосвязь для коман дования и, конечно же, проводит послепоходовое обслуживание: чистку, про верку работоспособности, выявление неисправнос тей оборудования. Анна КОРОЛЬКОВА Фото автора. ническую готов ность матери альной части. Были у них и учения по борь бе за живучесть корабля, оказа нию помощи суд ну, терпящему бедствие. Многие чле ны коллектива электромехани ческой боевой части внесли до стойный вклад в успешное выпол нение задач дальнего похо да. Например, командир диви зиона движе ния капитан- лейтенант Ген надий Демень- ев по итогам по- Детство Петра Василь евича прошло в Гремихе. О кружён ный с ран них лет под водниками, среди ко торых был и отец мальчика, более 20 лет прослуживший на атомоходах, он видел все трудности службы военного моряка и особенности гар низонной жизни. Тем не ме нее в 9 классе окончатель но определился с выбором профессионального пути - стать военно-морским офи цером. О героизме моряков- подводников говорили в посёлке немало, их име нами называли улицы. - Однажды классный ру ководитель собрала нас и рассказала о подвиге двух подводников, служивших на АПЛ "К-8", - командира под лодки капитана 2 ранга Всеволода Бессонова и ка питана медслужбы Арсе ния Соловья. Во время по жара на атомоходе Все волод Борисович ценой собственной жизни обеспе чил спасение более по ловины экипажа, а Арсений Мефодиевич в задымлён ном отсеке надел свой ды хательный аппарат на про оперированного незадолго до пожара сослуживца, а сам погиб. Меня до глубины души поразила эта история, тогда я понял, что значит морское братство, и что фраза "экипаж - одна семья" - не пустые слова. Решил, что на флоте слу жат настоящие мужчины, отважные и сильные. Я захотел / стать одним из них. В2002 году Пётр поступил в Военно-морской институт радиоэлектроники им. По пова на факультет авто матизированных систем управления (АСУ). Диплом ную практику проходил в Полярном на МРК "Накат". Получив лейтенантские по гоны, вернулся в соеди нение кораблей охраны водного района Кольской флотилии, но уже на МРК "Рассвет" в качестве ин женера радиотехнической боевой части. С того вре мени Пётр Васильевич ве рен своему кораблю. Здесь он, освоив обязанности командира радиотехничес- На службе Отечеству Гвардейский МРК "Рассвет" - один из передовых в соединении кораблей охраны водного района Кольской флотилии разнородных сил. У причала МРК не задерживается, а частые выходы в море требуют от экипажа собранности, профессио нализма и высокой боеготовности. Организовать воинский коллектив и обеспечить выполнение поставленных задач - обязанность командира МРК "Рассвет" гвардии капитана 3 ранга Петра Товкача. С этим офицер справляется отлично. В ведении командира корабля не только "железо", но и экипаж имеет крылатые противо корабельные ракеты, зе нитный ракетный комплекс самообороны, артиллерий ские установки АК-176 и АК- 630М. Преимущество МРК - его скорость. Он может развивать ход до 34 узлов. - Управлять такой тех никой сложно, но экипаж состоит из профессиона лов, которые ответственно подходят к подготовке мате риальной части в базе, а это - залог успеха при вы полнении задач в море. Каждый военнослужащий добросовестно исполняет служебные обязанности, стремится к совершенство ванию теоретических зна ний и практических навы ков, - рассказывает Пётр Васильевич. - Большая за слуга в поддержании тех нической готовности кораб ля, которому в минувшем декабре исполнилось 30 лет, военнослужащих элек- уделяю подготовке личного состава, чтобы в любой си туации военнослужащие смогли принять правиль ное решение, проявить ра зумную инициативу, решить задачи любой сложности. Главное для командира - доверять экипажу и быть уверенным в нём. Большим подспорьем в работе с лич ным составом является женактив корабля. Супруги довольно тесно общаются между собой, знают об становку в семьях, и если у кого-то возникают пробле мы, решают их сообща. Час то наши жёны инициируют праздничные мероприятия на День корабля, День Во енно-морского флота, День защитника Отечества. Тогда мы вместе с детьми со бираемся и отлично про водим время. В эти минуты каждый осознаёт: экипаж - одна семья. ЕвгенияДРУЗЬЯК Фото автора. тромеханической боевой части, которую возглавляет гвардии капитан-лейтенант Павел Арчаков. Ответствен ность за обслуживание и эксплуатацию вооружения лежит на плечах личного состава ракетно-артилле рийской боевой части, ко торой командует гвардии лейтенант Александр Кот. Офицер в должности всего два года, но за это время успешно выполнил боль шое количество ракетных стрельб. Точный курс в мо ре обеспечивает командир штурманской боевой части гвардии капитан-лейтенант Анатолий Пономарёв, а связь - командир радио технической боевой части гвардии старший лейтенант Андрей Панкратов. И, ко нечно, правая рука коман дира - его помощник. На "Рассвете" это гвардии ка питан-лейтенант Евгений Ющенко. В ведении командира корабля не только "железо", но и экипаж, а работать с людьми, по признанию Пет ра Васильевича, порой сложнее, чем с техникой. Большим плюсом Товкач считает то обстоятельство, что служит он на корабле с лейтенантской поры и за 12 лет хорошо изучил сослу живцев, знает характер и способности каждого. - Командир должен быть примером для подчинён ных, - считает Пётр Василь евич. - Я много времени кой группы, стал коман диром боевой части, а за тем и помощником коман дира корабля. В декабре 2018 года занял должность командира МРК "Рассвет". - Малый ракетный ко рабль "Рассвет"- один из передовых в соединении. Он постоянно участвует в учениях Северного флота, обеспечивая испытание ракетного оружия больших кораблей, в том числе и недавно вошедших в состав Военно-морского флота, - говорит гвардии капитан 3 ранга Товкач. - Несколько раз "Рассвет" был объявлен лучшим кораблём по проти- вовоздушной обороне на Северном флоте. Несмотря на свои не большие размеры, малый ракетный корабль - грозное оружие. На своём борту он В ЖАРУ И В ХОЛОД моряки Б Ч -5 решают поставленные задачи © К тому же завер шившийся не так давно дальний по ход ожидался весь ма ответственным и довольно сложным. Сначала нужно было принять участие в главном во енно-морском параде, затем совершить переход из Балтики в Средиземное море, форсиро вать Суэцкий канал и в акватории Индийского океана выполнить ряд важных задач. Прежде чем выйти в море, специалисты электромехани ческой боевой части тщательно проверили все системы и меха низмы, чтобы убедиться в их надёжности. Попол нили запасы горюче смазочных материалов, пресной воды. Хотя с пресной водой особых проблем в походе не возникает. - У нас в море посто янно работают две оп реснительные установ ки, - говорит капитан 2 ранга Максим Моисе ев. - Производимой ими воды вполне хватает для обеспечения потреб ностей экипажа. Весь личный состав электромеханической боевой части сдал необ ходимые зачёты и полу чил соответствующие до пуски к самостоятельно му обслуживанию заве- дований и несению де журно-вахтенной службы. Первый этап плавания про шёл, можно сказать, на одном дыхании, без каких-либо откло нений от заданных парамет ров работы техники. Все ме ханизмы и оборудование фун кционировали надёжно, моряки несли вахты без замечаний. Представив Северный флот в Кронштадте, экипаж большого противолодочного корабля "Се вероморск" отправился в юж ные широты. После заходов в Алжир и на Кипр для пополне- Идёт боевая учёба ния запасов и короткого отдыха экипажа личный состав БПК при нял участие в учении "Океан ский щит-2018" в составе среди земноморской группировки ко раблей ВМФ России. Одним из элементов мероприятия было Специалисты БЧ-5 готовятся к приёму пресной воды в иностранном порту. совместное маневрирование. Понятно, что основная на грузка легла на специалистов электромеханической боевой части. И в первую очередь на вахтенных у пультов левого и правого бортов главной энер гетической установки, или, как их называют в коллективе, пуль- тистов. Именно от их профес сионализма и ответственности зависит, как точно и безпромед- лительно будут отрабатываться сигналы машинного телеграфа, обеспечивая заданный ход ко рабля. Они внимательно следят за количеством оборотов дви гателей. Тут следует внести небольшое пояснение. Экономным ходом БПК идёт под одной машиной. На главном военно-морском па раде были задействованы две, потому что нужно было строго удерживать заданную дистан цию и скорость движения. А вот во время учения "Океанский щит- 2018" корабль ходил под четырьмя маши нами. Делалось это для того, чтобы обес печить БПК большую манёвренность и за данную скорость хо да. С такой же целью на четырёх машинах форсировали и Суэц кий канал. Как всегда, в дан ных ситуациях вахтен ными пультистами были старший мич ман Сергей Довгопо- лов и главный кора бельный старшина Юрий Бутенко. Объяс няется это тем, что они состоят в первой боевой смене. Имен но входящие в неё специалисты всегда заступают на вахту во время тревог и при повышении боевой готовности. В Индийском океане экипаж большого противолодочного корабля "Североморск" с дело выми визитами побывал на Сей шельских островах, в Мозамби ке, на Мадагаскаре. Затем были заход в один из портов Пакис тана, участие в международной Аварийно-спасат ельная группа БПК "Североморск” спешит на помощь судну, терпящему бедствие. выставке вооружения и воен ной техники, международном морском учении с пакистан скими ВМС "Аравийский муссон- 2018", российско-японском уче нии. Происходящего в ходе дан ных мероприятий моряки БЧ-5 практически не видели. При от работке учебно-боевых упраж нений они постоянно находи лись на своих боевых постах. Командир электромеханичес кой боевой части БПК "Северо морск" капитан 2 ранга Максим Моисеев составил список стран и портов, в которых ему приш лось побывать во время похода. Но это громко сказано "побы вать". Так, мельком взглянуть. Ведь в иностранных портах лич ный состав БЧ-5 тоже не сидел без дела, а занимался планово предупредительным осмотром и ремонтом материальной части, немало находилось у него и других дел. В южных широтах у специа листов электромеханической боевой части начались проб лемы. Не то чтобы глобальные, но всё же не очень приятные. В первую очередь это касалось работы холодмашин. Ведь чем ниже температура забортной воды, тем более холодный воз дух подаётся на потребители. Это аксиома. В данном же слу чае вода за бортом была выше 30 градусов. Понятно, что на грузки на холодмашины резко возросли. Приходилось чаще выполнять профилактические работы, задействуя в это время резервные агрегаты. Холод для бесперебойной работы раз личной аппаратуры нужно по давать постоянно. С этим ка чественно справлялся старши на трюмной команды главный старшина Павел Гусев. Непросто было морякам БЧ-5 решать поставленные зада чи. К примеру, температура в ма шинных отделениях иногда до стигала более 50 градусов. В таких условиях нужно было сле дить за работой действующих ме ханизмов, поддерживать тех хода признан лучшим вахтен ным инжене- ром-механиком корабля. Образ цы профессионализма демон стрировали старшина коман ды машинного отделения стар ший мичман Владимир Когут, старшина пожарной коман ды прапорщик Евгений Сузов. Достойно справлялись со сво ими обязанностями старшие машинисты главный старши на Руслан Блинов, старшие ма тросы Руслан Мухаяров, Виталий Пшеничников, старший элект рик старший матрос Алексей Черных и другие специалис ты боевой части. С приходом в базу забот у моряков БЧ-5 меньше не стало. Сегодня они заняты восста новлением и поддержанием технической готовности мате риальной части, делают всё необходимое, чтобы корабль мог в любую минуту без задержек выйти в море. Александр БОНДАРЬ. Фото из архива БПК "Североморск ".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz