На страже Заполярья. 2019 год. Июль.
4 стр. * на стгажЕ Заполярья 26 июля 2019 года ходящих службу по контракту, даже, несмотря на их заметную ротацию, со временем значи тельно повысило результатив ность боевой учёбы. Вполне логично, что 12 месяцев службы по призыву не позволяют на брать того объёма опыта и зна ний, которые становятся доступ ными морским пехотинцам че рез несколько лет. Это касается всех сторон жизни воинского коллектива - и в быту, и в огневой и специальной подготовке, при эксплуатации техники и в ходе учений. Военнослужащие некоторых воинских специальностей, назо вём их штучными, имеют воз можность обучения в учебных центрах ВС РФ. Это даёт возмож ность не только в совершенстве овладеть профессией, но и под няться в своём статусе. - Вот всего лишь один пример, - продолжает беседу полковник Никулин, - касается миномётной батареи десантно-штурмового батальона. Два командира ору дия сержанты Максим Медве дев и Алексей Минченко, имея высшее образование, прошли трёхмесячное обучение на фа культете переподготовки и повы шения квалификации Михайлов ской военной артиллерийской академии. Стараясь максималь но перенять знания опытных пе дагогов, хорошо овладели теори ей, активно занимались на прак тике. В итоге получили дипломы об окончании курсов, им было присвоено офицерское звание, и сейчас лейтенанты Медведев и Минченко командуют взводами в своей батарее - 2-м миномёт ным и взводом управления со ответственно. Лучшие из лучших Подстёгивает в стремлении к достижению высот воинского мастерства и ещё один стимул, ставший неотъемлемой частью жизни воинских коллективов всех без исключения родов войск и сил флота, - возможность про явить себя в армейских играх. Как водится, не остаются в сто роне и "чёрные береты”. "Морской десант" - одна из но минаций состязаний, в которых непременно участвуют "белые медведи". Можно гордиться - в этот раз по итогам всеармейско- Высокий уровень боевой подготовки "чёрных беретов" поддерживается в ходе непрерывных, порой изнурительных занятий и тренировок, на полевых выходах и учениях Основное предназначение Отдельная Киркенесская Краснознамённая бригада мор ской пехоты Северного флота, которой командует полковник Кирилл Николаевич Никулин, как раз и считается одним из самых элитных воинских соединений России. Её военнослужащие, хота имеет богатый опыт приме нения собственных танковых час тей и подразделений не только в повседневной учебно-боевой деятельности, но и при выпол нении задач боевой службы в различных регионах планеты. Десантные отряды в советское время усиливались не только лёгкими плавающими ПТ-76, но и средними танками. выполняя задачи разного харак тера, не раз подтверждали, что достойны этого звания. - Бригада, являясь резервом командующего флотом, была и остаётся одним из самых бое способных общевойсковых со единений в Арктическом регионе России, - объясняет предназначе ние соединения командир. - Мы готовы выполнять задачи по своему предназначению как са мостоятельно - в отрыве от ос новных сил, так и в составе такти ческих групп с приданными и поддерживающими подразде лениями. В нашей беседе полковник Никулин в общих чертах расска зал, как в последнее десятилетие менялась бригада. Обретённый боевой опыт подсказал необхо димость перемен, и структура соединения заметно измени лась. В его составе возродились некоторые некогда сокращён ные составляющие, появились новые, к примеру, подразделения огнемётчиков, снай перов, военной поли ции и так далее. При этом морские пехо тинцы считают нелиш ним возвращение мо щи танкового баталь она. Почему бы и нет? Ведь созрело в свет лых головах решение об усилении тяжёлой бронетехникой бра тишек в голубых бе ретах - соединений Воздушно-десантных войск. А морская пе- Выглядит справедливым и мне ние о том, что количества возрож дённой реактивной артиллерии для выполнения всего объёма задач, предписанных соедине нию такого масштаба, маловато. Батарея РСЗО потребностей бригады явно не удовлетворит. Специфика боевого примене ния морской пехоты предпола гает, что даже во время прове дения стандартных плановых учений пехотные батальоны мо гут быть разбросаны на боль шом удалении друг от друга, при этом десантно-штурмовой зачас тую вообще действует на самос тоятельном направлении. Дос таточно представить масштабы полигонов, к примеру, полуост ровов Средний и Рыбачий, где "чёрные береты" доводят своё мас терство до совершенства, чтобы понять, чтонапичиеогневыхсредств поддержки большой мощности очень важно, и неплохо бы всё же возродить реактивный ар тиллерийский дивизион. Школа профессионализма Высокий уровень боевой под готовки "чёрных беретов" под держивается в ходе непрерыв ных, порой изнурительных заня тий и тренировок, на полевых вы ходах и учениях. И значительную часть учебного времени морские пехотинцы проводят на полиго нах. "Поле - академия солдата", "Поле - школа боевого мастер ства" - истины, с которыми не поспоришь. Продолжительнее всех длят ся полевые лагеря артиллерис тов. "Боги войны", выполняя план боевой подготовки, проводят там четверть времени в году. Здесь растёт боевое мастерство, совер шенствуются навыки команди ров и номеров расчётов, отлажи вается управление подразделе ниями. Выполняется огромное количество огневых задач из всех систем вооружения. Итог каж дого полевого сбора - тактиче ское учение с боевой стрельбой. Впрочем, и остальные в ка зармах не засиживаются. В кру говерти учебного процесса друг друга сменяют занятия по бое вой готовности, выполнение уп ражнений учебных стрельб из всех видов штатного вооружения, тактика, вождение - от инди видуального до движения в со ставе колонн. Наука побеждать достигается и в учебных классах, где теория и практические навы ки обретаются с использова нием приказарменной учебной базы и тренажёров. Продолже нием процесса становится от работка задач непосредственно на полигонах. На берегу, как нетрудно дога даться, начинается и освоение премудростей морской десант ной подготовки. Макет большого десантного корабля позволяет экипажу ощутить габариты ма шины при подъёме по аппарели, размеры самой аппарели и тан кового трюма. На занятиях с по грузкой на корабль командиры и водители закрепляют уже по лученные на макете навыки. Увеличение в составе бригады процента военнослужащих, про ПРОСТАЯ ФОРМУЛА "Элитные войска", "Элита Вооружённых сил России" - кому не знакомы эти выражения? И хотя настоящий престижный статус не закреплён юридически, а само понятие военной элиты достаточно широко и ёмко, каждый понимает, о ком идёт речь. Воображение тотчас рисует образ спецназовца или лётчика-истребителя, десантника или морского пехотинца, в конце концов - военнослужащего гвардейской части или Президентского полка. Однако, если копать глубоко, приходишь к закономерному выводу - у каждого вида Вооружённых сил, в каждом роде войск есть своя условная элита. При этом сложно разобраться, кто же среди них всё-таки "элитнее", ведь нет чётких критериев, которые могли бы выделить наиболее престижные подразделения. При этом, хотя специфика их предназначения порой различна и не всегда то, что удаётся суперменам в беретах одного цвета оказывается под силу другим, нередко они выполняют совместные задачи, гармонично дополняя друг друга. Снискать такое уважение в народе можно не только участвуя в боевых действиях, но ивыполняя повседневныезадачи. Поэтому, как правило, неофициальногозвания элитных удостаиваются части, постоянно находящиеся в полной готовности, способные действо вать в любую минуту и обладающие наибольшей боеспособностью. Понимая своё предназначение, легко добиться любых высот Стены в кабинете командира подразделения поис ка, спасения и управления транспортной авиации гвардии подполковника Олега Соловьенко украша ют снимки самолётов, заботливо помещённые в фоторамки. С каждой из железных птиц, запечат лённых на фотокарточках, лётчика связывает какая-то история. А их у Олега Петровича за годы службы накопилось немало. И что удивляться - офицер давно отдал своё сердце небу и крылатой технике... ОБЫЧНЫЙ ТРУЖЕНИК НЕБА - Основная задача нашей эскадрильи - перевозка пассажиров, грузов, десан тирование спецназа и мор ской пехоты. Порой прихо дится экстренно достав лять раненых и больных в медицинские учреж- ((, дения, - рассказывает ^ Олег Петрович. - Мы не асы, не герои, звёзд с неба не хватаем. Мы - простые труженики неба. Служба у транспортни ков нелёгкая, работа всегда связана с риском. К приме ру, они доставляют продук ты и необходимые вещи на Новую Землю и ЗемлюФран ца-Иосифа. Горючего хва тает только в один конец, на обратный путь требуется дозаправка. А ведь погода вблизи архипелагов меня ется быстро, точ но предсказать её довольно труд но, остров в ту мане не рассмот реть, кругом оке ан, при этом связь там плохая, а са молёт посадить надо. Да и косо лапые, бывает, вмешиваются, доставляя нема ло хлопот, - пере кусывают прово да, а из-за этого сигналы поса дочной полосы гаснут. - Как-то приле тели мы на Зем лю Франца-Иоси фа, заходим на посадку, а полоса погасла... Пере живал, конечно, ведь пом ню о проказах белых ми шек. Но всё обошлось - загорелась, - вспоминает гвардии подполковник Со ловьенко. - Кстати, у тех, кто там служит, есть "свои" мед веди, они им даже имена дали. Для лётчиков наиболее сложными являются взлёт и посадка. Многое зависит На службе Отечеству от погодных условий. Любой опытный пилот когда-то по падал в сложные метеоус ловия, но вот не каждый после встречи с грозой про должает службу. - "Страха во время полё та быть не должно, - гово ришь себе, - ты профессио нал, со всем справишься". Бывало, мы за считанные секунды теряли высоту на 800 метров и тут же наби рали 1000 метров. Само лёт в грозу надо держать, чтобы не потерять управ ление, - отметил офицер. - У нас говорят: кто налетал тысячу часов, тот раз по бывал в аду, потому что точно попадал в сложные метеоусловия. В мой са молёт во время полёта в Ейск попала молния, к счас тью, только заклёпки отор вала. Пассажиры испуга лись, а я был спокоен. Это моя работа, я привык. Страх приходит уже на земле... Служба у командира под разделения поиска, спасе ния и управления транс портной авиации непрос тая, требует предельной концентрации и полной П отдачи. Да и летает гвар- ^ дии подполковник без парашюта - он в ответе за людей, покидать борт не имеет права. Разряжают обстановку розыгрыши эки пажа. Подшучивают и над военными пассажирами, и над своими. Как-то спря тали парашют заснувшего механика и разыграли ава рийную ситуацию с откры тием люка и готовностью к эвакуации. А порой сама жизнь создаёт казусные ситуации. К примеру, им однажды довелось пере- Главное - забота о людях рый решил подарить на шей церкви козу. Мне дали указание с разрешения ми нистра обороны на пере возку. Приказ есть приказ, надо выполнять. В самолё те коза передвигалась без клетки, даже обед для неё был предусмотрен - тра пезничала соломой, - сме ётся Соловьенко. Главным в своей работе Олег Петрович считает за боту о людях. Он беспоко ится и о своих подчинённых, и о пассажирах. Так, с раз решения командира части военнослужащие и члены их семей могут пользовать ся военными бортами при наличии свободных мест. Как-то экипаж командира транспортной эскадрильи перевозил маму одного из военнослужащих в Тамбов. Пришлось сесть по приказу на другой аэродром - в Мичуринске. Женщина де нег не брала с собой, лётчи ки купили ей билет и поса дили на поезд. У гвардейцев забота - в порядке вещей, ведь экипаж, как семья, на каждого можно положить ся в трудную минуту. - Мы суеверны, и у каж дого лётчика есть свои обы чаи, которые он соблюда ет. Я, к примеру, если соби раюсь лететь на Ту-134, на деваю серебряный крестик, а на Ан-26 - деревянный - это мой крестильный. Я каждого самолёта, даже у идентичных моделей, есть свои особенности, свой ха рактер, и управле ние тоже немного отличается, - делит ся наблюдениями ------- - офицер. Уровень лётной натренированности и подготовки у эки пажа, по оценке ко мандира транспорт ной эскадрильи, очень высокий. Это во многом благо даря ежедневным занятиям и частым полётам. Личный состав регулярно проводит огневую, противопожарную, лётную, психологи ческую подготовку, тренируется обра щаться с оружием и средствами радиа ционной, химиче ской и биологиче ской защиты. Время от времени лётчи ков отправляют на переобучение на новые модели са молётов. - Освоение самолётов проходит у нас в Северо морске, Ейске, Краснодаре и Торжке, смотря на какую из моделей требуется пере учиться. Я считаю, у нас ве ликолепная база, лётчики готовы на сто процентов, - подготовке гвардии майор Спартак Молчанов, штур ман отряда гвардии под полковник Евгений Марты ненко, штурман эскадрильи тавник считается вторым отцом. - Не каждому дано управ лять самолётом - машину нужно чувствовать. Я по нимаю настолько хорошо свой борт, что могу управ лять им с закрытыми глаза ми и верно назову высоту, Командир эскадрильи поиска, спасения и управления транс портной авиации гвардии подполковник Олег Соловьенко даёт указания своим подчинённым. гвардии майор Евгений Ме- теш, командир звена гвар дии майор Сергей Анеске- вич и командиры экипажей. Правда, обучение затруд няется постоянными ко мандировками наставни ков - служебные задачи никто не отменял. Из-за - Бывало, мы за считанные секунды теряли высоту на 800 метров и тут же набирали 1000 метров. Самолёт в грозу надо держать, чтобы не потерять управление. У нас говорят: кто налетал тысячу часов, тот раз побывал в аду, - говорит гвардии подполковник Олег Соловьенко возить необычного пасса жира - козу! - Ситуация сложилась, как в фильме "Мимино". Лет 15 назад в Североморск нужно было доставить из вестного художника, кото впервые сел на Ан-26 с ним, не хочу нарушать традицию. Перед вылетом Ту-134, на шу девочку, глажу по штур манскому блистеру три ра за, а Ан-26 стучу по колесу, это русский солдат. Разго вариваю с ними. Знаете, у уверен гвардии подпол ковник. Когда в эскадрилью при ходят новые пилоты, Олег Соловьенко проверяет их знания, а дальше молодым пополнением занимаются его заместитель по лётной этого зачастую приходится начинать всё сначала, осо бенно, если случаются боль шие перерывы. Менять лёт- чика-инструктора нельзя - у каждого своя методика обу чения. Как признался Олег Петрович, у лётчиков нас на которой летим, - произ нёс Олег Соловьенко. Конечно, эти навыки со вершенствовались годами. В первый раз оказавшись за штурвалом, Олег Петро вич, как он сам признался, ничего не понял. Был счаст лив, что сам посадил желез ную птицу. Тогда курсанты Балашовского высшего во енного авиационного учи лища лётчиков "седлали" L-29 и L-410. Наука дава лась Соловьенко легко, че рез несколько месяцев пос ле окончания учебного за ведения ему предложили преподавать. К слову, таких способных ребят на курсе оказалось всего двое. - У меня было 6 курсан тов. Знаете, как говорят лётчики-инструкторы: пока курсанта не подготовишь, сам не научишься летать. Чем больше объясняешь,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz