На страже Заполярья. 2019 год. Июль.

4 стр. * на стгажЕ Заполярья 26 июля 2019 года ходящих службу по контракту, даже, несмотря на их заметную ротацию, со временем значи­ тельно повысило результатив­ ность боевой учёбы. Вполне логично, что 12 месяцев службы по призыву не позволяют на­ брать того объёма опыта и зна­ ний, которые становятся доступ­ ными морским пехотинцам че­ рез несколько лет. Это касается всех сторон жизни воинского коллектива - и в быту, и в огневой и специальной подготовке, при эксплуатации техники и в ходе учений. Военнослужащие некоторых воинских специальностей, назо­ вём их штучными, имеют воз­ можность обучения в учебных центрах ВС РФ. Это даёт возмож­ ность не только в совершенстве овладеть профессией, но и под­ няться в своём статусе. - Вот всего лишь один пример, - продолжает беседу полковник Никулин, - касается миномётной батареи десантно-штурмового батальона. Два командира ору­ дия сержанты Максим Медве­ дев и Алексей Минченко, имея высшее образование, прошли трёхмесячное обучение на фа­ культете переподготовки и повы­ шения квалификации Михайлов­ ской военной артиллерийской академии. Стараясь максималь­ но перенять знания опытных пе­ дагогов, хорошо овладели теори­ ей, активно занимались на прак­ тике. В итоге получили дипломы об окончании курсов, им было присвоено офицерское звание, и сейчас лейтенанты Медведев и Минченко командуют взводами в своей батарее - 2-м миномёт­ ным и взводом управления со­ ответственно. Лучшие из лучших Подстёгивает в стремлении к достижению высот воинского мастерства и ещё один стимул, ставший неотъемлемой частью жизни воинских коллективов всех без исключения родов войск и сил флота, - возможность про­ явить себя в армейских играх. Как водится, не остаются в сто­ роне и "чёрные береты”. "Морской десант" - одна из но­ минаций состязаний, в которых непременно участвуют "белые медведи". Можно гордиться - в этот раз по итогам всеармейско- Высокий уровень боевой подготовки "чёрных беретов" поддерживается в ходе непрерывных, порой изнурительных занятий и тренировок, на полевых выходах и учениях Основное предназначение Отдельная Киркенесская Краснознамённая бригада мор­ ской пехоты Северного флота, которой командует полковник Кирилл Николаевич Никулин, как раз и считается одним из самых элитных воинских соединений России. Её военнослужащие, хота имеет богатый опыт приме­ нения собственных танковых час­ тей и подразделений не только в повседневной учебно-боевой деятельности, но и при выпол­ нении задач боевой службы в различных регионах планеты. Десантные отряды в советское время усиливались не только лёгкими плавающими ПТ-76, но и средними танками. выполняя задачи разного харак­ тера, не раз подтверждали, что достойны этого звания. - Бригада, являясь резервом командующего флотом, была и остаётся одним из самых бое­ способных общевойсковых со­ единений в Арктическом регионе России, - объясняет предназначе­ ние соединения командир. - Мы готовы выполнять задачи по своему предназначению как са­ мостоятельно - в отрыве от ос­ новных сил, так и в составе такти­ ческих групп с приданными и поддерживающими подразде­ лениями. В нашей беседе полковник Никулин в общих чертах расска­ зал, как в последнее десятилетие менялась бригада. Обретённый боевой опыт подсказал необхо­ димость перемен, и структура соединения заметно измени­ лась. В его составе возродились некоторые некогда сокращён­ ные составляющие, появились новые, к примеру, подразделения огнемётчиков, снай­ перов, военной поли­ ции и так далее. При этом морские пехо­ тинцы считают нелиш­ ним возвращение мо­ щи танкового баталь­ она. Почему бы и нет? Ведь созрело в свет­ лых головах решение об усилении тяжёлой бронетехникой бра­ тишек в голубых бе­ ретах - соединений Воздушно-десантных войск. А морская пе- Выглядит справедливым и мне­ ние о том, что количества возрож­ дённой реактивной артиллерии для выполнения всего объёма задач, предписанных соедине­ нию такого масштаба, маловато. Батарея РСЗО потребностей бригады явно не удовлетворит. Специфика боевого примене­ ния морской пехоты предпола­ гает, что даже во время прове­ дения стандартных плановых учений пехотные батальоны мо­ гут быть разбросаны на боль­ шом удалении друг от друга, при этом десантно-штурмовой зачас­ тую вообще действует на самос­ тоятельном направлении. Дос­ таточно представить масштабы полигонов, к примеру, полуост­ ровов Средний и Рыбачий, где "чёрные береты" доводят своё мас­ терство до совершенства, чтобы понять, чтонапичиеогневыхсредств поддержки большой мощности очень важно, и неплохо бы всё же возродить реактивный ар­ тиллерийский дивизион. Школа профессионализма Высокий уровень боевой под­ готовки "чёрных беретов" под­ держивается в ходе непрерыв­ ных, порой изнурительных заня­ тий и тренировок, на полевых вы­ ходах и учениях. И значительную часть учебного времени морские пехотинцы проводят на полиго­ нах. "Поле - академия солдата", "Поле - школа боевого мастер­ ства" - истины, с которыми не поспоришь. Продолжительнее всех длят­ ся полевые лагеря артиллерис­ тов. "Боги войны", выполняя план боевой подготовки, проводят там четверть времени в году. Здесь растёт боевое мастерство, совер­ шенствуются навыки команди­ ров и номеров расчётов, отлажи­ вается управление подразделе­ ниями. Выполняется огромное количество огневых задач из всех систем вооружения. Итог каж­ дого полевого сбора - тактиче­ ское учение с боевой стрельбой. Впрочем, и остальные в ка­ зармах не засиживаются. В кру­ говерти учебного процесса друг друга сменяют занятия по бое­ вой готовности, выполнение уп­ ражнений учебных стрельб из всех видов штатного вооружения, тактика, вождение - от инди­ видуального до движения в со­ ставе колонн. Наука побеждать достигается и в учебных классах, где теория и практические навы­ ки обретаются с использова­ нием приказарменной учебной базы и тренажёров. Продолже­ нием процесса становится от­ работка задач непосредственно на полигонах. На берегу, как нетрудно дога­ даться, начинается и освоение премудростей морской десант­ ной подготовки. Макет большого десантного корабля позволяет экипажу ощутить габариты ма­ шины при подъёме по аппарели, размеры самой аппарели и тан­ кового трюма. На занятиях с по­ грузкой на корабль командиры и водители закрепляют уже по­ лученные на макете навыки. Увеличение в составе бригады процента военнослужащих, про­ ПРОСТАЯ ФОРМУЛА "Элитные войска", "Элита Вооружённых сил России" - кому не знакомы эти выражения? И хотя настоящий престижный статус не закреплён юридически, а само понятие военной элиты достаточно широко и ёмко, каждый понимает, о ком идёт речь. Воображение тотчас рисует образ спецназовца или лётчика-истребителя, десантника или морского пехотинца, в конце концов - военнослужащего гвардейской части или Президентского полка. Однако, если копать глубоко, приходишь к закономерному выводу - у каждого вида Вооружённых сил, в каждом роде войск есть своя условная элита. При этом сложно разобраться, кто же среди них всё-таки "элитнее", ведь нет чётких критериев, которые могли бы выделить наиболее престижные подразделения. При этом, хотя специфика их предназначения порой различна и не всегда то, что удаётся суперменам в беретах одного цвета оказывается под силу другим, нередко они выполняют совместные задачи, гармонично дополняя друг друга. Снискать такое уважение в народе можно не только участвуя в боевых действиях, но ивыполняя повседневныезадачи. Поэтому, как правило, неофициальногозвания элитных удостаиваются части, постоянно находящиеся в полной готовности, способные действо­ вать в любую минуту и обладающие наибольшей боеспособностью. Понимая своё предназначение, легко добиться любых высот Стены в кабинете командира подразделения поис­ ка, спасения и управления транспортной авиации гвардии подполковника Олега Соловьенко украша­ ют снимки самолётов, заботливо помещённые в фоторамки. С каждой из железных птиц, запечат­ лённых на фотокарточках, лётчика связывает какая-то история. А их у Олега Петровича за годы службы накопилось немало. И что удивляться - офицер давно отдал своё сердце небу и крылатой технике... ОБЫЧНЫЙ ТРУЖЕНИК НЕБА - Основная задача нашей эскадрильи - перевозка пассажиров, грузов, десан­ тирование спецназа и мор­ ской пехоты. Порой прихо­ дится экстренно достав­ лять раненых и больных в медицинские учреж- ((, дения, - рассказывает ^ Олег Петрович. - Мы не асы, не герои, звёзд с неба не хватаем. Мы - простые труженики неба. Служба у транспортни­ ков нелёгкая, работа всегда связана с риском. К приме­ ру, они доставляют продук­ ты и необходимые вещи на Новую Землю и ЗемлюФран­ ца-Иосифа. Горючего хва­ тает только в один конец, на обратный путь требуется дозаправка. А ведь погода вблизи архипелагов меня­ ется быстро, точ­ но предсказать её довольно труд­ но, остров в ту­ мане не рассмот­ реть, кругом оке­ ан, при этом связь там плохая, а са­ молёт посадить надо. Да и косо­ лапые, бывает, вмешиваются, доставляя нема­ ло хлопот, - пере­ кусывают прово­ да, а из-за этого сигналы поса­ дочной полосы гаснут. - Как-то приле­ тели мы на Зем­ лю Франца-Иоси­ фа, заходим на посадку, а полоса погасла... Пере­ живал, конечно, ведь пом­ ню о проказах белых ми­ шек. Но всё обошлось - загорелась, - вспоминает гвардии подполковник Со­ ловьенко. - Кстати, у тех, кто там служит, есть "свои" мед­ веди, они им даже имена дали. Для лётчиков наиболее сложными являются взлёт и посадка. Многое зависит На службе Отечеству от погодных условий. Любой опытный пилот когда-то по­ падал в сложные метеоус­ ловия, но вот не каждый после встречи с грозой про­ должает службу. - "Страха во время полё­ та быть не должно, - гово­ ришь себе, - ты профессио­ нал, со всем справишься". Бывало, мы за считанные секунды теряли высоту на 800 метров и тут же наби­ рали 1000 метров. Само­ лёт в грозу надо держать, чтобы не потерять управ­ ление, - отметил офицер. - У нас говорят: кто налетал тысячу часов, тот раз по­ бывал в аду, потому что точно попадал в сложные метеоусловия. В мой са­ молёт во время полёта в Ейск попала молния, к счас­ тью, только заклёпки отор­ вала. Пассажиры испуга­ лись, а я был спокоен. Это моя работа, я привык. Страх приходит уже на земле... Служба у командира под­ разделения поиска, спасе­ ния и управления транс­ портной авиации непрос­ тая, требует предельной концентрации и полной П отдачи. Да и летает гвар- ^ дии подполковник без парашюта - он в ответе за людей, покидать борт не имеет права. Разряжают обстановку розыгрыши эки­ пажа. Подшучивают и над военными пассажирами, и над своими. Как-то спря­ тали парашют заснувшего механика и разыграли ава­ рийную ситуацию с откры­ тием люка и готовностью к эвакуации. А порой сама жизнь создаёт казусные ситуации. К примеру, им однажды довелось пере- Главное - забота о людях рый решил подарить на­ шей церкви козу. Мне дали указание с разрешения ми­ нистра обороны на пере­ возку. Приказ есть приказ, надо выполнять. В самолё­ те коза передвигалась без клетки, даже обед для неё был предусмотрен - тра­ пезничала соломой, - сме­ ётся Соловьенко. Главным в своей работе Олег Петрович считает за­ боту о людях. Он беспоко­ ится и о своих подчинённых, и о пассажирах. Так, с раз­ решения командира части военнослужащие и члены их семей могут пользовать­ ся военными бортами при наличии свободных мест. Как-то экипаж командира транспортной эскадрильи перевозил маму одного из военнослужащих в Тамбов. Пришлось сесть по приказу на другой аэродром - в Мичуринске. Женщина де­ нег не брала с собой, лётчи­ ки купили ей билет и поса­ дили на поезд. У гвардейцев забота - в порядке вещей, ведь экипаж, как семья, на каждого можно положить­ ся в трудную минуту. - Мы суеверны, и у каж­ дого лётчика есть свои обы­ чаи, которые он соблюда­ ет. Я, к примеру, если соби­ раюсь лететь на Ту-134, на­ деваю серебряный крестик, а на Ан-26 - деревянный - это мой крестильный. Я каждого самолёта, даже у идентичных моделей, есть свои особенности, свой ха­ рактер, и управле­ ние тоже немного отличается, - делит­ ся наблюдениями ------- - офицер. Уровень лётной натренированности и подготовки у эки­ пажа, по оценке ко­ мандира транспорт­ ной эскадрильи, очень высокий. Это во многом благо­ даря ежедневным занятиям и частым полётам. Личный состав регулярно проводит огневую, противопожарную, лётную, психологи­ ческую подготовку, тренируется обра­ щаться с оружием и средствами радиа­ ционной, химиче­ ской и биологиче­ ской защиты. Время от времени лётчи­ ков отправляют на переобучение на новые модели са­ молётов. - Освоение самолётов проходит у нас в Северо­ морске, Ейске, Краснодаре и Торжке, смотря на какую из моделей требуется пере­ учиться. Я считаю, у нас ве­ ликолепная база, лётчики готовы на сто процентов, - подготовке гвардии майор Спартак Молчанов, штур­ ман отряда гвардии под­ полковник Евгений Марты­ ненко, штурман эскадрильи тавник считается вторым отцом. - Не каждому дано управ­ лять самолётом - машину нужно чувствовать. Я по­ нимаю настолько хорошо свой борт, что могу управ­ лять им с закрытыми глаза­ ми и верно назову высоту, Командир эскадрильи поиска, спасения и управления транс­ портной авиации гвардии подполковник Олег Соловьенко даёт указания своим подчинённым. гвардии майор Евгений Ме- теш, командир звена гвар­ дии майор Сергей Анеске- вич и командиры экипажей. Правда, обучение затруд­ няется постоянными ко­ мандировками наставни­ ков - служебные задачи никто не отменял. Из-за - Бывало, мы за считанные секунды теряли высоту на 800 метров и тут же набирали 1000 метров. Самолёт в грозу надо держать, чтобы не потерять управление. У нас говорят: кто налетал тысячу часов, тот раз побывал в аду, - говорит гвардии подполковник Олег Соловьенко возить необычного пасса­ жира - козу! - Ситуация сложилась, как в фильме "Мимино". Лет 15 назад в Североморск нужно было доставить из­ вестного художника, кото­ впервые сел на Ан-26 с ним, не хочу нарушать традицию. Перед вылетом Ту-134, на­ шу девочку, глажу по штур­ манскому блистеру три ра­ за, а Ан-26 стучу по колесу, это русский солдат. Разго­ вариваю с ними. Знаете, у уверен гвардии подпол­ ковник. Когда в эскадрилью при­ ходят новые пилоты, Олег Соловьенко проверяет их знания, а дальше молодым пополнением занимаются его заместитель по лётной этого зачастую приходится начинать всё сначала, осо­ бенно, если случаются боль­ шие перерывы. Менять лёт- чика-инструктора нельзя - у каждого своя методика обу­ чения. Как признался Олег Петрович, у лётчиков нас­ на которой летим, - произ­ нёс Олег Соловьенко. Конечно, эти навыки со­ вершенствовались годами. В первый раз оказавшись за штурвалом, Олег Петро­ вич, как он сам признался, ничего не понял. Был счаст­ лив, что сам посадил желез­ ную птицу. Тогда курсанты Балашовского высшего во­ енного авиационного учи­ лища лётчиков "седлали" L-29 и L-410. Наука дава­ лась Соловьенко легко, че­ рез несколько месяцев пос­ ле окончания учебного за­ ведения ему предложили преподавать. К слову, таких способных ребят на курсе оказалось всего двое. - У меня было 6 курсан­ тов. Знаете, как говорят лётчики-инструкторы: пока курсанта не подготовишь, сам не научишься летать. Чем больше объясняешь,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz