На страже Заполярья. 2019 год. Июль.
6 стр. я на стгшЗаполярья 12 июля 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 15 июля В 1855 году состоялось испытание первого в мире миноносца "Котлин". В 1871 году император Александр II утвердил устав Общества подания помощи при кораблекрушениях. В 1910 году при одесском аэроклубе открылся военно-авиационный класс - первая в России школа военных лётчиков. В 1921 году родился морской лётчик истребительной авиации, штурман 255-го истребительного авиаполка Герой Советского Союза полковник Владимир Алексан дрович Бурматов. 65 лет назад населённый пункт Грязная Губа переименован в посёлок Сафоново. В 1961 году сформирована 31-я Краснознамённая дивизия подводных лодок Северного флота с местом базирования в бухте Малая Лопатка (Западная Лица). Первая в истории ВМФ СССР дивизия атомных подводных ракетоносцев. В 1962 году АПЛ “К-З" Северного флота впервые всплыла в полынье на 84-м градусе северной широты, где подводники установили на льду Государственный флаг Союза ССР. 16 ИЮЛЯ В 1903 году на воду спущен крейсер "Аврора". 75 лет назад советской морской авиацией в финском порту Котка был уничтожен немецкий крейсер ПВО “Ниобе". 17 июля День авиации ВМФ. 17 июля 1916 года образована морская авиация России. В 1945 году начала работу Потсдамская (Берлинская) конференция глав правительств главных держав- победительниц во Второй мировой войне, обсудившая проблемы послевоенного устройства мира в Европе. В 1962 году АПЛ "К-З" Северного флота достигла Северного полюса. В 7 часов утра она впервые прошла в подводном положении через его географическую точку. Однако всплыть из-за сплошного ледового покрова, толщина которого достигала 12 метров, не удалось. 18 июля В 1770 году в ходе Русско-турецкой войны 1768 -1774 гг. русская армия под командованием П.А. Румянцева разгромила на реке Ларга турецкую армию. В 1812 году император Александр I подписал Манифест о созыве народного ополчения. 165 лет назад а ходе Крымской (Восточной) войны 1853-1856 годов соловецкие монахи во главе с игуменом Александром отразили нападение двух английских пароходо-фрегатов на Соловецкий монастырь. Несмот ря на сильный обстрел, монахи успешно отбивались своими двумя пушками от врага и даже нанесли повреждение английскому кораблю. В 1898 году родился участник Гражданской и Великой Отечественной войн Герой Советского Союза маршал артиллерии Василий Иванович Казаков. По его ини циативе в Бобруйской операции применён новый метод артиллерийской поддержки - двойной огневой вал. В 1941 году принято Постановление ЦК ВКП(б) “Об организации борьбы в тылу германских войск". 19 июля В 1096 году русские полки переяславского князя Владимира Мономаха под Переяславлем-Южным разгромили половецкие орды хана Тугоркана. В 1790 году эскадра под командованием выдающего ся флотоводца Фёдора Фёдоровича Ушакова нанесла поражение турецкому флоту в Керченском сражении и сорвала высадку его десанта в Крыму. В 1920 году при военно-исторической комиссии создан архив Красной армии, ныне Российский государ ственный военный архив. В 1955 году принято Постановление Совета минист ров СССР о начале работ по созданию крылатого ра кетного комплекса морского базирования П-5 (ОКБ-52 под руководством Владимира Николаевича Челомея) и баллистической ракеты с ядерным зарядом РДС-4 для подводных лодок. 20 июля В 1780 году в Херсоне заложен 66-пушечный корабль "Святой Павел", позже под командованием капитана бригадирского ранга Фёдора Ушакова отличился в сражении при Фидониси. В 1908 году родился заместитель командира эскадрильи 36-го минно-торпедного авиаполка Север ного флота Герой Советского Союза капитан Илья Тихонович Волынкин. В 1918 году родился командир катера МО-429 Северного флота Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Борис Митрофанович Лях. В 1920 году родился командир катера МО-424 Северного флота Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Николай Георгиевич Танский. 1936 год - начало беспосадочного перелёта протя жённостью более 9000 км экипажа АНТ-25 в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова. Он начался в Москве, проходил над запо лярными районами, закончился на Дальнем Востоке. Пролетев за 56 часов 20 минут 9374 км, экипаж АНТ-25 совершил посадку на песчаной косе острова Удд (ныне остров Чкалов). В 1944 году войска 1-го Белорусского фронта Маршала Советского Союза К.К.Рокоссовского фор сировали Западный Буг и первыми из советских войск вступили в пределы Польши. 21 июля 245 лет назад подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор, завершивший победоносную для России Русско-турецкую войну 1768-1774 годов. Он значительно уменьшил опасность татаро-турецкой агрессии из Крыма, подготовил условия для включения его в 1783 году в состав России. В 1898 году родился писатель, автор рассказов, повестей и романов, посвящённых флоту, лауреат Сталинской премии II степени Герой Социалистичес кого Труда капитан 1 ранга Леонид Сергеевич Соболев. В 1910 году родился командующий Черноморским и Северным флотами, первый заместитель Главно командующего ВМФ Советского Союза Герой Советско го Союза адмирал Владимир Афанасьевич Касатонов. В 1933 году партийно-правительственная комиссия в составе Климента Ворошилова, Сергея Кирова и Иосифа Сталина посетила корабли Северной военной флотилии, на буксирном пароходе "Буревестник" обош ла Кольский залив и наметила места их базирования. В 1992 году введены новые флаги ВМФ РФ (кормовые, должностные, стеньговые и вымпела) с новой симво ликой. В 1976 году в посёлке Мурмаши открылся новый Мурманский аэропорт. К 200-летию двух экспедиций в= АРКТИКА В АТЛАНТИКУ НЕ ПУСТИЛА В конце 1818 года в русских военно-морских кругах возник проект масштабного научно-исследовательского предприятия, ставящего целью изучение высоких широт обоих полушарий. Принято считать, что первым об этом обмолвился Иван Фёдорович Крузенштерн в письме тогдашнему морскому министру Ивану Ивановичу де Траверсе. Предлагалось сформировать два отряда, или две дивизии кораблей, каждая из которых состояла бы из двух единиц. Первому отряду предстояло заниматься исследованиями южных широт и по возможности раскрыть загадку наличия или отсутствия там неизвестного материка. Второму следовало вплотную заняться исследованиями в северной части Тихого океана и отыскать проход из Берингова моря в Атлантику. В марте 1819 года Иван Фёдорович Крузенштерн представил морскому ми нистру Ивану Ивановичу де Траверсе подробную запис ку, в которой изложил свои соображения касательно предстоящих экспедиций. Командиром "южной" диви зии был назначен капитан 2 ранга Фаддей Беллинсга узен, командование "север ной" дивизией Крузенштерн рекомендовал поручить ка питан-лейтенанту Отто Ко цебу, однако вместо него в командование отрядом 8 мая 1819 года вступил ка питан-лейтенант Михаил Васильев. Антарктическая экспеди ция русских шлюпов "Вос ток" и "Мирный" по праву считается одной из самых результативных и успешных в истории отечественного мореплавания. И потому она в какой-то мере затми ла поход арктического отря да, хотя, не выполнив глав ной задачи, моряки второй дивизии совершили немало деяний и открытий, которы ми гордится наша страна. Как и "южная", "северная" имел боевой опыт и уже ходил в кругосветное путе шествие. Корабль, как и его собрат "Мирный", при закладке не являлся шлюпом, а числил ся военным транспортом. Он был спущен на воду 3 августа 1818 года, а 24 апреля 1819 года его переименовали в "Благонамеренный" и пере классифицировали в шлюп. Как и однотипный "Мир ный", он имел водоизмеще ние в 530 тонн и имел на вооружении 20 пушек. Его длина составляла 36,5 м, ширина по мидель-шпан гоуту - 9,1 м, а осадка - 5 м. "Благонамеренный" уступал "Открытию" в скорости хода, однако, по признанию уча стников экспедиции, обладал лучшей мореходностью. Шлюпом "Открытие", ко торый был того же типа, что и "Восток", командовал ка питан-лейтенант Михаил Васильев. На “Открытии" личного состава при отплытии было 74 человека, а на "Благона меренном” - 83. Кроме то го, на "Благонамеренном" возвращались на родину пришли в Портсмут. После того как из Лондо на привезли закупленные секстаны, хронометры и другие навигационные и физические приборы, а также провизию, корабли 26 августа вышли в море. В Вице-адмирал Миха ил Васильев. Русские корабли у берегов Аляски. Художник Влади мир Латынцев. дивизия состояла из двух шлюпов - "Открытие" и "Бла гонамеренный". Команди ром шлюпа "Благонаме ренный" стал офицер в чине капитан-лейтенанта Глеб Шишмарёв. Он также счи тался опытным моряком, два жителя острова Уна- лашка и три жителя Кам чатки, привезённые в Пе тербург "Рюриком". 4 июля 1819 года (по старому стилю) шлюпы выш ли из Кронштадта и, зай дя в Копенгаген, 29 июля Рио-де-Жанейро "Откры тие" и "Благонамеренный" прибыли 1 ноября. После трёхнедельной стоянки шлю пы снова вышли в море и взяли курс на мыс Доброй Надежды, обогнув который, направились в Сидней. Этот переход оказался очень тяжёлым не только из-за сильных штормов, ко торые морякам пришлось перенести, но и вследствие разницы в скорости - шлю пам было очень трудно держаться вместе. В своих дневниках лейте нант Алексей Лазарев (брат знаменитого мореплавате ля Михаила Лазарева) пи сал: "Шлюп "Открытие" под одним грот-марселем ухо дил вперёд. Между тем ве тер крепчал, а мы к нашим парусам не могли ничего прибавить, ибо и так уже несли их не по ветру. В 10 часов утра "Открытие" ушёл вперёд...". Выйдя из Сиднея 24 марта 1920 года, суда рас стались: шлюп "Открытие" направился в Петропавловск, "Благонамеренный" - в Сан- Франциско. Однако из-за ветров, мешавших следо вать в желаемом направле нии, уже 5 апреля шлюпы снова соединились. 7 апреля экипажем "Бла гонамеренного" были от крыты и положены на карту одиннадцать низменных коралловых лесистых остро вов, названных островами Благонамеренного. В Русской Америке шлю пы в течение лета 1820 года занимались гидрографичес кими работами в Беринго вом и Чукотском морях. Зи мой 1820-1821 гг. они хо дили на отдых в Сан-Фран циско и на Гавайские остро ва, а летом 1821 года по пытались пройти в Атлан тику северным путём. К решению главной за дачи экспедиции отряд при ступил в начале апреля 1821 года. Пополнив запасы воды и провизии, "Откры тие" и "Благонамеренный" 5 апреля покинули госте приимные Гавайские ос трова и двинулись на север. 25 июня 1821 года ко рабли приблизились к ар ктическим районам. Здесь они разделились: судно "Открытие" должно было за ниматься описанием бере гов Аляски вплоть до Бе рингова пролива, "Благо намеренному" же предпи сывалось проверить су ществование нескольких островов, отмеченных на картах ещё с XVIII века, закончить опись острова Святого Лаврентия и 6 июля подойти к мысу Дежнёва. Разыскивая острова, на несённые на карты ещё в третью кругосветную экспе дицию Джеймса Кука, "Бла гонамеренный" подошёл к берегам Аляски и вновь по сетил остров Святого Лав рентия. Далее, преодолев Берингов пролив, шлюп про следовал в Чукотское море. 19 июля экипаж увидел мыс Сердце-Камень, располо женный примерно в 75 ми лях к северо-западу от мы са Дежнёва. Достигнув координаты 70 градусов 13 минут север ной широты, "Благонаме ренный" столкнулся с тяжё лой ледовой обстановкой. Шлюп оказался зажат пла вучими льдинами и накре нился на 45 градусов. В та ком критическом положе нии корабль находился око ло суток, пока наконец бла гоприятное направление ветра не позволило ему вы скользнуть из ловушки. Видя полную бесполезность уси лий проникнуть далее, ка питан-лейтенант Шишма рёв отдал приказ повер нуть на юг. 15 октября 1821 года оба шлюпа вышли из Петропав ловска на Гавайские остро ва, куда "Благонамерен ный" пришёл 24 октября, а "Открытие" - 26 октября. Выйдя из Гонолулу 20 де- Капитан-лейтенант Глеб Шишмарёв. кабря, шлюпы, обогнув мыс Горн и зайдя в Рио-де-Жа нейро и Копенгаген, 2 ав густа 1822 года вернулись в Кронштадт. Плавание про должалось три года и четы ре недели. Экспедиция "северной" дивизии, в отличие от "юж ной", не была отмечена вы дающимися географичес кими открытиями, а постав ленная задача - пройти че рез Северный Ледовитый океан в Атлантику вдоль северного побережья Аляс ки и Канады - оказалась невыполнимой для парус ных судов. Однако плавание не только окончилось бла гополучно, но и значитель но обогатило тогдашнюю науку. Были подробно опи саны и нанесены на карты малоизученные районы Аляски и ряд островов. В течение всей экспедиции проводился целый комплекс наблюдений астрономи ческого, магнитного и метео рологического характера. За успешное проведение экспедиции Михаилу Ва сильеву в феврале 1823 го да было присвоено звание капитан 1 ранга и вручён орден Святого Владимира III степени, а за участие в 18 кампаниях он был награж дён орденом Святого Геор гия IV степени. Капитан- лейтенант Глеб Шишмарёв был произведён в капи таны 2 ранга и за участие в 18 кампаниях также на граждён орденом Святого Георгия IV степени. "Открытие" и "Благона меренный" в этом походе установили своеобразный рекорд, совершив самый длительный переход под парусами (от Рио-де-Жа нейро до Сиднея), продол жавшийся 85 дней. Подготовил ТерентийМИНАКОВ. Знаменательные победы Российского флота 16 июля 1944 года авиация Балтийского флота уничтожила не мецкий крейсер ПВО "Ниобе". Это самый крупный фашистский корабль, потопленный советскими морскими лётчиками. УДАЧНАЯ ОШИБКА Возвращаясь с победой, наши лётчики были уверены, что пустили ко дну броненосец береговой обо роны Финляндии "Вяйнямёйнен", за которым охотились ещё с начала советско-финляндской войны. Однако через полтора месяца, ког да Финляндия вышла из войны, выяснилось, что броненосец "Вяй нямёйнен” цел и не вредим. В результате детального разбора событий совместно с финской стороной вы яснилось, что в порту Котка был потоплен немецкий крейсер ПВО "Ниобе". 10 июля 1944 г. в целях усиления обо роны порта Котка нем цы поставили на его рейде крейсер ПВО "Ниобе" - бывший гол ландский броненосец береговой обороны "Гельдерланд". Корабль был построен в 1898 году, в 1941 году немцы конфисковали его, а весной 1944-го переоборудовали в крейсер ПВО. В порту Котка крейсер "Ниобе" сразу же обнаружила наша воз душная разведка. В штабе авиации Балтийского флота решили, что это броненосец береговой оборо ны Финляндии "Вяйнямёйнен". Размеры крейсера были примерно такие же, как у "Вяйнямёйнен", правда, были заметны некоторые внешние отличия, но ведь у финнов не было других крупных кораб лей. Они очень берегли свой един ственный броненосец и научились превосходно его маскировать. Решено было покончить с бро неносцем. Уже на следующий день после прибытия "Ниобе" в порт его атаковали 30 пикирующих бомбар дировщиков Пе-2, которые вёл ко мандир 12-го гвардейского авиа- Дважды Герой Совет ского Союза Василий Раков. Союза гвардии подполковник Ва силий Раков. Во время налёта на корабль было сброшено 70 бомб, однако прямого попадания до биться не удалось. Вскоре на аэро дром приехал нар ком ВМФ Николай Кузнецов. В беседе с ним Раков объяс нил, что причиной неудачи являются слабое обеспече ние операции и не достаточная натре нированность лёт ного состава в бом бометании по точеч ной цели. Нарком приказал на неделю освободить полк Ра кова от боевых зада ний для тренировок лётного состава и обещал помочь с прикрытием атакую щей группы. Операция по уничтожению "Нио бе" - предполагаемого финского броненосца - началась 16 июля 1944 года и продолжа лась всего 8 минут. В 16.50 в район прибыла группа воздушного при крытия - 16 истреби телей ЛА-5. С 16.52 до 17.00 удары по средст вам противовоздушной обороны нанесли 23 штурмовика Ил-2, кото рые шли четырьмя груп пами. Их вёл командир полка Герой Советского Союза подполковник Нельсон Степанян. Вот как вспоминает об этом в своих мемуарах дваж ды Герой Советского Союза Василий Раков: "В 16 часов 52 минуты на "Ниобе" посыпались первые бомбы пикирующих бом бардировщиков. Подойдя на вы- курсом 40 градусов и спикировав до высоты две тысячи под крутым углом, первое же звено залпом накрыло крейсер. "Ниобе" сразу же окутался густым облаком дыма. Первые попадания двух бомб (фу гасных, по двести пятьдесят кило граммов) с ведущего звена видели экипажи последней группы штур мовиков”. После этого с юга по крейсеру шесть Пе-2 демонстративной груп пы начали имитировать выход в атаку, отвлекая на себя огонь зенитной артиллерии. Вслед за ними со стороны моря из-за островов на высоте 30 метров на "Ниобе" вышли две пары топма- чтовиков. Их вёл заместитель ко мандира полка подполковник Илья Пономаренко. В 17.00 первая пара сбросила бомбы. Две из них попали Операция по уничтожению "Ниобе" - предполагаемого финского броненосца - началась 16 июля 1944 года и продолжалась всего 8 минут "Ниобе" нанесли удар 11 пикирую щих бомбардировщиков первой ударной группы, которую вёл Раков. Через минуту столько же само лётов атаковали корабль с северо- запада, их возглавлял капитан Андрей Барский. Несмотря на яростный огонь орудий крейсера, наши лётчики уверенно шли на цель. В результате атаки 4 бомбы попали в корабль, а ещё 12 разорвались в непосред ственной близости от него. На "Ниобе" возник пожар и появился Крейсер ПВО "Ниобе'. ционного полка Герой Советского соте три тысячи метров с боевым крен на левый борт. Корабль оку тался дымом и паром. В это время две шестёрки штурмовиков нанесли второй удар по средствам про тивовоздушной обороны, а в 16.57 в борт корабля. Крейсер повалился на борт и затонул. На поверхности были видны только дымовая труба и часть надстроек. Ведущий второй пары топмачтовиков капитан Иван Тихомиров двумя бомбами по топил транспорт водоизмещением до 6 тысяч тонн. При выходе из ата ки Тихомиров и его ведомый были сбиты огнём зенитной артиллерии. Ещё 4 самолёта получили пов реждения. За высокое мастерство, прояв ленное в ходе операции, отвагу и героизм четырём её участникам было при своено звание Герой Советского Союза, а Ва силий Раков был удо стоен второй Золотой Звезды Героя. На по ощрение лётчиков нис колько не повлияло то, что потоплен был крей сер ПВО "Ниобе", а бро неносец береговой обо роны "Вяйнямёйнен" всё это время спокойно стоял в шхерах под на дёжной маскировкой. В 1947 году он был пе редан СССР в счёт ре параций Финляндии и до 1966 года входил в состав Балтийского флота под названием "Выборг". Подготовил Вячеслав ЧЕРКАСОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz