На страже Заполярья. 2019 год. Июль.

Экипаж гвардейского морского тральщика "Машинист", которым командует гвардии капитан 3 ранга Дмит­ рий Мясников, подол­ гу у причала не задерживается. Специалистам это­ го небольшого корабля всегда находится работа в море. Ведь без участия тральщиков редко когда обходятся учения сил флота, их моряки часто за­ няты обеспечением мероприятий боевой подго­ товки кораблей других соединений Северного флота. 3 стр. * на стгажЕ запо/шм Первое полугодие для моряков морского траль­ щика "Машинист" было на­ сыщено напряжённым рат­ ным трудом. Экипаж МТ все с головой окунулись в пов­ седневность боевой под­ готовки, совершенствова­ ние профессиональной вы­ учки. Например, в начале Старшина команды связи гвардии мичман Алексей Козусъ и радиотелеграфист гвардии старший матрос йдос Жаймагамбетов готовят переносную радио- А >К станцию к работе. курсовые задачи сдал с первого предъявления, вы­ полнил в море учебно-бое­ вые упражнения. Успешно отработав в зимнем пе­ риоде обучения плановые задания боевой учёбы и получив хорошую оценку деятельности по прямому предназначению корабля, гвардейцы, не снижая наб­ ранных ранее темпов, при­ ступили к решению задач летнего периода обучения. Буквально с первых его дней корабельные специа­ листы морского тральщика июня моряки МТ "Маши­ нист" в составе минно-траль­ ных сил приняли участие в рейдовом сборе кораблей Кольской флотилии разно­ родных сил. Они вместе со своими коллегами осущест­ вляли проводку кораблей за тралами, отрабатывали противовоздушную оборону МТ. Ктакойработеэкипажу морского тральщика не привыкать. Выполнение операций по постановке и выборке минных тралов для всех входящих в траль­ ный расчёт специалистов ПОТРУДИЛИСЬ НА СЛАВУ Моряки тральщика все задачи решают в комплексе дело весьма привычное. Моряки во всех ситуациях действовали чётко и сла­ женно, понимали друг друга с полуслова. Впрочем, по- другому и быть не может. Ведь за годы совместной службы специалисты нау­ чились выполнять все свои функции, как говорится, на автомате. К тому же ко­ мандир артиллерийской и минно-торпедной боевой части гвардии капитан-лей­ тенант Вячеслав Брель гра­ мотно руководил работой своих подчинённых. А от этого тоже многое зависит. Немалая доля успеха при решении задач при­ надлежит старшине минно­ тральной команды гвардии мичману Арстану Сарбаеву. Именно он непосредствен­ но выполняет все команды и распоряжения команди­ ра боевой части. Также на­ до отдать должное усердию и профессиональной подго­ товке старшего минёра гвар­ дии старшины 2 статьи Ива­ на Проурзина и минёра гвардии старшины 1 статьи Руслана Дельманова. В сос­ тав трального расчёта вхо­ дят и специалисты артил­ лерийской команды гвар­ дии младший сержант Ме- дет Тимербаев и гвардии старший матрос Илькин Азизов. Они тоже успешно справляются с этими до­ полнительными для них обязанностями. Как заме­ тил по этому поводу старши­ на артиллерийской коман­ ды гвардии мичман Кайрат Дельманов, функциональ­ ные обязанности у артилле­ ристов и минёров разные, но служат они в одной бое­ вой части, а значит, помо­ гать друг другу - дело чести. - Учебно-боевые упраж­ нения в море артиллерий­ ская команда выполняет в зависимости от решаемых экипажем задач, - говорит гвардии мичман Кайрат Дельманов. - Например, ес­ ли отрабатываем и сдаём курсовые испытания, то понятно, что нужно проде­ монстрировать всю огневую мощь нашего тральщика. И надо отдать должное моим подчинённым, они без за­ мечаний выполняют свои обязанности, точно пора­ жают цели. Лучшим специа­ листом артиллерийской ко­ манды признан старшина 2 статьи Сергей Кожевни­ ков. Когда же осуществляем проводку за тралом, то осо­ бой необходимости в артил­ леристах, за исключением входящих в тральный рас­ чёт, нет. Тогда личный сос­ тав команды привлекается к несению дежурно-вахтен­ ной службы, выполнению других заданий. Рассказывая о коллекти­ ве и его руководителе, мож­ но без преувеличения от­ метить, что гвардии мичман Дельманов один из лучших артиллеристов морского тральщика "Машинист”. Слу­ жит он на корабле двенад­ цатый год. До призыва на флот окончил среднюю мо­ реходку в Астрахани, полу­ чил специальность судовой электромеханик. Но по про­ фессии на МТ ему не приш­ лось работать - был наз- Дельманов - непререка­ емый авторитет на траль­ щике в области артиллерии, в его заведовании нахо­ дится всё, что может вести огонь по воздушным, мор­ ским и береговым целям. После завершения рей­ дового сбора экипаж траль­ щика вернулся в базу с чув­ ством выполненного долга. В ходе отработки учебно­ боевых упражнений в поли­ гонах боевой подготовки Северного флота моряки корабля потрудились на славу, с честью решив все поставленные перед ними задачи. Но недолго кораблю при­ шлось стоять у причала. Вскоре гвардейский мор­ ской тральщик "Машинист" снова вышел в море, где личному составу предсто­ яло выполнить новое от­ ветственное задание. Толь­ ко во время недавнего вы­ хода в морские полигоны главными действующими лицами стали не моряки трального расчёта, а кора­ бельные гидроакустики. Ус­ пех экипажа во многом за­ висел от командира боевой части связи и радиотехни- начен в БЧ-2,3. С тех пор не расстаётся с этим коллекти­ вом. Четыре года назад, когда оказалась вакантной должность старшины ар­ тиллерийской команды, его как одного из опытных и наиболее подготовленных специалистов боевой части, имеющего среднее специа­ льное образование, наз­ начили старшиной коман­ ды с присвоением воинско­ го звания мичман. Теперь гвардии мичман Кайрат В ходе отработки учебно-боевых упражнений в полигонах боевой подготовки Северного флота моряки корабля потрудились на славу, с честью решив все поставленные перед ними задачи ческой гвардии старшего лейтенанта Станислава Мат­ веева и его подчинённых. В первую очередь это касалось старшины команды гидроа­ кустиков гвардии мичмана Вадима Аюпова. Именно ему нужно было возглав­ лять работу специапистов- гидроакустиков непосредст­ венно на боевом посту, ана­ лизировать их доклады, оценивать обстановку и докладывать на команд­ ный пункт боевой части. Качественно справлялся во время выхода в море с возложенными на не­ го обязанностями гид­ роакустик гвардии главный корабель­ ный старшина Денис , Никифоров. Он бди­ тельно нёс вахту, сво­ евременно доклады­ вал обо всех обнару­ женных подводных объектах. - Сигнальщики тральщика тоже не сидели без дела, - говорит старшина ко­ манды связи БЧ-4,7 МТ "Машинист" гвардии мичман Алексей Ко- • зусь. - В их обязан­ ности входит отслежи­ вать обстановку вокруг тральщика, они докла­ дывают обо всех заме­ ченных целях или пла­ вающих объектах, а если есть необходи­ мость, передают ин­ формацию флажным семафором. В море гвардии мичман Алексей Козусь контроли­ рует несение подчинён­ ными сигнально-наблюда­ тельной вахты, отвечает за организацию радиосвязи со всеми абонентами на заданных каналах. Наибо­ лее подготовленным спе­ циалистом команды он на­ зывает радиотелеграфис­ та гвардии старшего мат­ роса Айдоса Жаймагам- бетова. Наверное, никто не ста­ нет оспаривать, что больше всех в море приходится трудиться коллективу элек­ тромеханической боевой части, которой на МТ "Ма­ шинист" командует гвар­ дии капитан-лейтенант Ев­ гений Божесков. Личный состав БЧ-5 можно назвать главной движущей силой корабля. На его плечах ле­ жит обеспечение задан­ ного хода, работы всех дру­ гих механизмов, находя­ щихся в его заведовании. Например, старший маши- 12 июля 2019 года нист котельный гвардии старшина 1 статьи Егор Ананьев, помимо основных обязанностей, ещё обслу­ живает лебёдку при пос­ тановке и выборке минного трала. Высокую оценку ко- мадир электромеханичес- Старший моторист гвардии старшина 2 статьи Владислав Каплин осматривает своё заве­ дование. кой боевой части даёт вы­ учке и мастерству старших мотористов гвардии стар­ шин 2 статьи Владислава Каплина и Георгия Лушни- кова, старшего электрика гвардии старшины 1 статьи Дениса Пикалова. Умело направляют деятельность подчинённых старшины мо­ торных команд гвардии мичманы Алексей Бурков и Алексей Донин, старшина трюмно-котельной коман­ ды гвардии старший мич­ ман Иван Коломийчук. Впереди у экипажа мор­ ского тральщика "Маши­ нист" ещё немало выхо­ дов в море, выполнение учебно-боевых задач и за­ даний командования. Кора­ бельные специалисты к этому готовы. Они могут в любую минуту сняться со швартовых и выйти в по­ лигоны боевой подготовки Северного флота. Александр БОНДАРЬ. Фото автора. ГАРАНТ БОЕВОЙ эф ф е к т и в н о с ти Б о л ь ш и н с т в о мероприятий боевой п о д г о т о в к и Северного флота не обходится без участия авиации Именно по при­ чине здоровья, к сожалению, недав­ но из эскад- списаны два В начале 2000-х ситуация с ма­ териально-техническим обеспе­ чением стала кардинально ме- a рильи были лейтенанта. О ФИЦЕРСКАЯ карьера Андрея Станиславови­ ча в значительной степени ил­ люстрирует тот непростой путь, которым была вынуждена идти авиация Северного флота за последние четверть века. Он - выпускник Сызранского высшего авиационного училища лётчиков 1997 года. По прибытии в Заполярье получил назначе­ ние в 1-ю вертолётную эскад­ рилью 830-го отдельного кора­ бельного противолодочного вер­ толётного полка. То было время глубокого кризиса в стране, не было запчастей, авиационного топлива, как следствие - серьёз­ но страдала боевая подготовка. - Противостояли этому лишь люди, наши люди! - вспоминает пережитое лётчик. - Офицеры, прапорщики, те, для которых преданность делу авиации не пустой звук. Наверняка, думается мне, в любой другой армии мира при таких проблемах со снабжением военнослужащие сложили бы ру­ ки, покуривали бы сигары и по­ пивали бы кока-колу. Но наш на­ род из другого теста. Даже в тех тяжёлых условиях командова­ ние вертолётного полка делало всё возможное и невозможное, чтобы обеспечить основные ме­ роприятия боевой подготовки флота, ставить "на крыло" моло­ дых лётчиков. В этой связи Андрей Станис­ лавович с глубокой признатель­ ностью и благодарностью рас­ сказывает о командире полка полковнике Сергее Чечерове, его заместителях разных лет - гвардии подполковнике Вале­ рии Вихирёве, гвардии полковни­ ке Сергее Мироненко, гвардии подполковнике Юрии Андрееве. - Эти легендарные вертолёт­ чики в тяжёлое время не дали нам, молодым офицерам, про­ пасть, поощряли стремление досконально изучать вверенную боевую технику, всячески спо­ собствовали возможности де­ лать главное - летать, чтобы, как говорится, блеск в наших глазах не угас, - рассказывает подпол­ ковник Врублевский. К сожалению, далеко не все лейтенанты смогли выдержать и пережить тот трудный период. Андрей Станиславович - один из немногих. 1 7 ию ля -День авиации ВМФ няться в лучшую сторону. С 2003 года Андрей Врублевский всё ча­ ще и чаще стал поднимать боевой вертолёт в небо Заполярья. Че­ рез год - первый дальний поход на большом противолодочном корабле "Адмирал Чабаненко". Тогда во время болтанки ему впервые пришлось пережить весьма неприятные ощущения морской болезни. Когда не то что сесть за штурвал вертолёта - оторвать голову от подушки и встать с койки казалось невоз­ можным. В этой ситуации на помощь пришёл старший боевой това­ рищ и наставник гвардии под­ полковник Валерий Вихирёв. Подбадривающим настойчивым тоном он отправил молодого офицера из каюты наверх, на хо­ довой мостик, чтобы тот наблю­ дал горизонт. Человеческий мозг при этом имеет возможность сфокусиро­ ваться и найти условную “точку опоры". Эта мера действитель­ но помогла, постепенно стало легче. В том походе молодой лётчик впервые поднял свою винто­ крылую машину не с берегового который имеет опыт посадки на палубу корабля. Но и этого недо­ статочно. Сделать это он должен именно в дальнем походе. Знак палубного лётчика за номером 44 с удостовере- / нием, подписанным Героем Российской Федерации ге­ нерал-майором Тимуром Апа- кидзе, был вручён Андрею Вруб­ левскому после того похода. Сейчас в активе командира вертолётной эскадрильи - 12 дальних походов на кораблях Се­ верного флота, выполнение са­ мых разнообразных задач в ближ­ ней и дальней морской и океан­ ской зоне, участие во флотских и международных учениях. СВОЁМ повествовании ко­ мандир всякий раз находит добрые слова в адрес коллег, потому что успешные показатели в боевой подготовке эскадрильи - результат их неустанной работы. Гвардии подполковник Врублев­ ский называет гвардии майоров Игоря Кравченко, Сергея Волог­ жанина, Алексея Футляева, Анд­ рея Карамышева, гвардии капи­ тана Андрея Воробьёва, гвардии лейтенанта Зульфата Муратова, гвардии старшего прапорщика Александра Маслова и многих других. Например, гвардии майор Игорь Кравченко порядка 8 ме­ сяцев находился в дальнем по­ ходе на боевом корабле в южных широтах в отрыве от авиабазы. Авиагруппа под его руководством ран, в эскадрилье служит с 1992 года ) гвардии майор Сергей возможные поломки и способы их устранения. Для того чтобы выявить источник проблемы, необходимы очень глубокие знания. В этой ситуации гвардии старший прапорщик Маслов всег­ да придёт на помощь и найдёт источник неприятностей. В настоящее время экипаж В Идёт инструктаж инженерно-технического состава. Вологжанин занимается благо­ родным и важным делом - на­ ставляет на "путь истинный" трёх молодых борттехников - выпуск­ ников вузов прошлого года. На­ пример, лейтенант Зульфат Му­ ратов под его руководством уже добился хороших результатов в освоении премудростей специ­ альности. Старший техник группы авиа- Вертолёты корабельного базирования оснащены радиогидроакустическими буями нового типа, станциями технической разведки, новыми магнитометрами, цифровыми гидроакустическими комплексами, существенно повышающими эффективность поиска и обнаружения подводных лодок аэродрома, как это было ранее, а именно с боевого корабля в открытом Норвежском море. В ходе полёта он вскрыл над­ водную обстановку, осуществил разведку и поиск подводных лодок условного противника. Затем неоднократно выполнял полёты с палубы корабля. З НАК надводного корабля или подводной лодки на груди офицера говорит о многом. Это в первую очередь значит, что он допущен к самостоятельному управлению боевым кораблём. Подобный знак - изображе­ ние якоря с вертолётом - сущест­ вует и у вертолётчиков. Заслу­ жить его может только тот пилот, успешно решила все поставлен­ ные задачи, содержала авиа­ ционную технику в постоянной боевой готовности, а пилоты при­ обрели богатый опыт, отработав взлёты и посадки на корабль в различных погодных условиях. Заместитель командира эс­ кадрильи по инженерно-авиа­ ционной службе гвардии майор Алексей Футляев до прихода в часть по специальности был свя­ зан с самолётами, но за год су­ мел вникнуть в новый тип авиа­ ционной техники, освоил вер­ толётные двигатели и организо­ вал эффективную работу инже­ нерно-технического состава. Начальник ТЭЧ отряда (вете- ционного оборудования гвардии старший прапорщик Александр Маслов, по словам командира, один из лучших специалистов своего дела не только в эскад­ рилье, но и в авиабазе в целом. В работе он может дать дельный совет даже инженерам - офице­ рам с высшим образованием. Об уровне его знаний и опыте говорит такой факт: в ходе эк­ сплуатации некоторых вертолё­ тов, которые собирались ещё руками советских рабочих, а проще говоря, имеют солидный возраст, нет-нет да и выска­ кивают технические неисправ­ ности, не прописанные в ин­ струкциях, предусматривающих гвардии капитана Андрея Во­ робьёва под управлением руко­ водителя полётами гвардии май­ ора Сергея Суслина успешно выполняет задачи на борту фре­ гата "Адмирал Флота Советского Союза Горшков". Вертолётчики за несколько месяцев дальнего похода успели поработать над просторами северных морей, в Индийском и Тихом океанах, в Средиземном, Карибском мо­ рях и сейчас осваивают небо над Атлантикой. Не так давно в родную базу на большом противолодочном ко­ рабле "Североморск" вернулись боевые товарищи из другой эс­ кадрильи - гвардии майор Вла­ димир Малышко и гвардии капи­ тан Игорь Иванов. Они постави­ ли очередной рекорд продолжи­ тельности выполнения задач в море. Р яды морской авиации Северного флота стали попо­ лняться молодёжью. Во флот­ ские авиационные вертолётные эскадрильи впервые за два де­ сятилетия прибыли несколько молодых офицеров. И ожидают­ ся ещё! В этой связи командование армии ВВС и ПВО СФ приняло решение: внутри объединения объявить 2019 год годом моло­ дого лётчика. Командирам всем степеней поставлены задачи по вводу в строй пополнения лёт­ ного состава. По словам гвардии подпол­ ковника Андрея Врублевского, сейчас основные усилия ко­ мандно-инструкторского состава направлены на воспитание и обучение нового поколения пи­ лотов, тем более что для этого созданы хорошие условия. Отрадно, что стала поступать модернизированная боевая техника. Вер­ толёты корабельного базирования оснаще­ ны радиогидроакусти­ ческими буями нового типа, станциями техни­ ческой разведки, но­ выми магнитометра­ ми, цифровыми гидро­ акустическими ком­ плексами, существен­ но повышающими эф­ фективность поиска и обнаружения подвод­ ных лодок. Идёт актив­ ное освоение этих но­ винок гвардейцами эс­ кадрильи. Не только на Север­ ном, но и на других фло­ тах воссоздаются и формируются отряды, оснащённые вертолё­ тами Ка-29, Транспортно-боевой вертолёт Ка-29 - люби­ мая боевая машина Ан­ дрея Станиславовича, на кото­ рой он нередко выполняет по­ ставленные задачи. Это насто­ ящий небесный воин, способный эвакуировать раненых, пере­ возить 16 морских пехотинцев, осуществлять огневую поддерж­ ку десанта. По словам гвардии подполковника Врублевского, его модернизированные вари­ анты ещё многие годы послужат на благо флота. Среди текущих задач летнего периода обучения, которые ре­ шают сейчас вертолётчики, - ак­ тивная подготовка двух авиагрупп для очередного дальнего похо­ да, а также для участия в меж­ дународном учении. Кроме того, североморцам предстоит учас­ тие в главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге. Кстати, в этом году экипажи эскадрильи Андрея Врублевского приняли участие в праздновании 9 Мая. В День Победы в празд­ ничном строю они прошли над городом-героем Мурманском. Следует отметить, что воздушная часть парада проводилась в столице Кольского края впервые с 1997 года. А главное - успешно отра­ ботать лётно-тактические уче­ ния, подтвердив высокий уро­ вень боевой готовности и способ­ ность выполнять задачи по ос­ новному предназначению. Александр ЯКОВЛЕВ. Фото автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz