На страже Заполярья. 2019 год. Июль.
Экипаж гвардейского морского тральщика "Машинист", которым командует гвардии капитан 3 ранга Дмит рий Мясников, подол гу у причала не задерживается. Специалистам это го небольшого корабля всегда находится работа в море. Ведь без участия тральщиков редко когда обходятся учения сил флота, их моряки часто за няты обеспечением мероприятий боевой подго товки кораблей других соединений Северного флота. 3 стр. * на стгажЕ запо/шм Первое полугодие для моряков морского траль щика "Машинист" было на сыщено напряжённым рат ным трудом. Экипаж МТ все с головой окунулись в пов седневность боевой под готовки, совершенствова ние профессиональной вы учки. Например, в начале Старшина команды связи гвардии мичман Алексей Козусъ и радиотелеграфист гвардии старший матрос йдос Жаймагамбетов готовят переносную радио- А >К станцию к работе. курсовые задачи сдал с первого предъявления, вы полнил в море учебно-бое вые упражнения. Успешно отработав в зимнем пе риоде обучения плановые задания боевой учёбы и получив хорошую оценку деятельности по прямому предназначению корабля, гвардейцы, не снижая наб ранных ранее темпов, при ступили к решению задач летнего периода обучения. Буквально с первых его дней корабельные специа листы морского тральщика июня моряки МТ "Маши нист" в составе минно-траль ных сил приняли участие в рейдовом сборе кораблей Кольской флотилии разно родных сил. Они вместе со своими коллегами осущест вляли проводку кораблей за тралами, отрабатывали противовоздушную оборону МТ. Ктакойработеэкипажу морского тральщика не привыкать. Выполнение операций по постановке и выборке минных тралов для всех входящих в траль ный расчёт специалистов ПОТРУДИЛИСЬ НА СЛАВУ Моряки тральщика все задачи решают в комплексе дело весьма привычное. Моряки во всех ситуациях действовали чётко и сла женно, понимали друг друга с полуслова. Впрочем, по- другому и быть не может. Ведь за годы совместной службы специалисты нау чились выполнять все свои функции, как говорится, на автомате. К тому же ко мандир артиллерийской и минно-торпедной боевой части гвардии капитан-лей тенант Вячеслав Брель гра мотно руководил работой своих подчинённых. А от этого тоже многое зависит. Немалая доля успеха при решении задач при надлежит старшине минно тральной команды гвардии мичману Арстану Сарбаеву. Именно он непосредствен но выполняет все команды и распоряжения команди ра боевой части. Также на до отдать должное усердию и профессиональной подго товке старшего минёра гвар дии старшины 2 статьи Ива на Проурзина и минёра гвардии старшины 1 статьи Руслана Дельманова. В сос тав трального расчёта вхо дят и специалисты артил лерийской команды гвар дии младший сержант Ме- дет Тимербаев и гвардии старший матрос Илькин Азизов. Они тоже успешно справляются с этими до полнительными для них обязанностями. Как заме тил по этому поводу старши на артиллерийской коман ды гвардии мичман Кайрат Дельманов, функциональ ные обязанности у артилле ристов и минёров разные, но служат они в одной бое вой части, а значит, помо гать друг другу - дело чести. - Учебно-боевые упраж нения в море артиллерий ская команда выполняет в зависимости от решаемых экипажем задач, - говорит гвардии мичман Кайрат Дельманов. - Например, ес ли отрабатываем и сдаём курсовые испытания, то понятно, что нужно проде монстрировать всю огневую мощь нашего тральщика. И надо отдать должное моим подчинённым, они без за мечаний выполняют свои обязанности, точно пора жают цели. Лучшим специа листом артиллерийской ко манды признан старшина 2 статьи Сергей Кожевни ков. Когда же осуществляем проводку за тралом, то осо бой необходимости в артил леристах, за исключением входящих в тральный рас чёт, нет. Тогда личный сос тав команды привлекается к несению дежурно-вахтен ной службы, выполнению других заданий. Рассказывая о коллекти ве и его руководителе, мож но без преувеличения от метить, что гвардии мичман Дельманов один из лучших артиллеристов морского тральщика "Машинист”. Слу жит он на корабле двенад цатый год. До призыва на флот окончил среднюю мо реходку в Астрахани, полу чил специальность судовой электромеханик. Но по про фессии на МТ ему не приш лось работать - был наз- Дельманов - непререка емый авторитет на траль щике в области артиллерии, в его заведовании нахо дится всё, что может вести огонь по воздушным, мор ским и береговым целям. После завершения рей дового сбора экипаж траль щика вернулся в базу с чув ством выполненного долга. В ходе отработки учебно боевых упражнений в поли гонах боевой подготовки Северного флота моряки корабля потрудились на славу, с честью решив все поставленные перед ними задачи. Но недолго кораблю при шлось стоять у причала. Вскоре гвардейский мор ской тральщик "Машинист" снова вышел в море, где личному составу предсто яло выполнить новое от ветственное задание. Толь ко во время недавнего вы хода в морские полигоны главными действующими лицами стали не моряки трального расчёта, а кора бельные гидроакустики. Ус пех экипажа во многом за висел от командира боевой части связи и радиотехни- начен в БЧ-2,3. С тех пор не расстаётся с этим коллекти вом. Четыре года назад, когда оказалась вакантной должность старшины ар тиллерийской команды, его как одного из опытных и наиболее подготовленных специалистов боевой части, имеющего среднее специа льное образование, наз начили старшиной коман ды с присвоением воинско го звания мичман. Теперь гвардии мичман Кайрат В ходе отработки учебно-боевых упражнений в полигонах боевой подготовки Северного флота моряки корабля потрудились на славу, с честью решив все поставленные перед ними задачи ческой гвардии старшего лейтенанта Станислава Мат веева и его подчинённых. В первую очередь это касалось старшины команды гидроа кустиков гвардии мичмана Вадима Аюпова. Именно ему нужно было возглав лять работу специапистов- гидроакустиков непосредст венно на боевом посту, ана лизировать их доклады, оценивать обстановку и докладывать на команд ный пункт боевой части. Качественно справлялся во время выхода в море с возложенными на не го обязанностями гид роакустик гвардии главный корабель ный старшина Денис , Никифоров. Он бди тельно нёс вахту, сво евременно доклады вал обо всех обнару женных подводных объектах. - Сигнальщики тральщика тоже не сидели без дела, - говорит старшина ко манды связи БЧ-4,7 МТ "Машинист" гвардии мичман Алексей Ко- • зусь. - В их обязан ности входит отслежи вать обстановку вокруг тральщика, они докла дывают обо всех заме ченных целях или пла вающих объектах, а если есть необходи мость, передают ин формацию флажным семафором. В море гвардии мичман Алексей Козусь контроли рует несение подчинён ными сигнально-наблюда тельной вахты, отвечает за организацию радиосвязи со всеми абонентами на заданных каналах. Наибо лее подготовленным спе циалистом команды он на зывает радиотелеграфис та гвардии старшего мат роса Айдоса Жаймагам- бетова. Наверное, никто не ста нет оспаривать, что больше всех в море приходится трудиться коллективу элек тромеханической боевой части, которой на МТ "Ма шинист" командует гвар дии капитан-лейтенант Ев гений Божесков. Личный состав БЧ-5 можно назвать главной движущей силой корабля. На его плечах ле жит обеспечение задан ного хода, работы всех дру гих механизмов, находя щихся в его заведовании. Например, старший маши- 12 июля 2019 года нист котельный гвардии старшина 1 статьи Егор Ананьев, помимо основных обязанностей, ещё обслу живает лебёдку при пос тановке и выборке минного трала. Высокую оценку ко- мадир электромеханичес- Старший моторист гвардии старшина 2 статьи Владислав Каплин осматривает своё заве дование. кой боевой части даёт вы учке и мастерству старших мотористов гвардии стар шин 2 статьи Владислава Каплина и Георгия Лушни- кова, старшего электрика гвардии старшины 1 статьи Дениса Пикалова. Умело направляют деятельность подчинённых старшины мо торных команд гвардии мичманы Алексей Бурков и Алексей Донин, старшина трюмно-котельной коман ды гвардии старший мич ман Иван Коломийчук. Впереди у экипажа мор ского тральщика "Маши нист" ещё немало выхо дов в море, выполнение учебно-боевых задач и за даний командования. Кора бельные специалисты к этому готовы. Они могут в любую минуту сняться со швартовых и выйти в по лигоны боевой подготовки Северного флота. Александр БОНДАРЬ. Фото автора. ГАРАНТ БОЕВОЙ эф ф е к т и в н о с ти Б о л ь ш и н с т в о мероприятий боевой п о д г о т о в к и Северного флота не обходится без участия авиации Именно по при чине здоровья, к сожалению, недав но из эскад- списаны два В начале 2000-х ситуация с ма териально-техническим обеспе чением стала кардинально ме- a рильи были лейтенанта. О ФИЦЕРСКАЯ карьера Андрея Станиславови ча в значительной степени ил люстрирует тот непростой путь, которым была вынуждена идти авиация Северного флота за последние четверть века. Он - выпускник Сызранского высшего авиационного училища лётчиков 1997 года. По прибытии в Заполярье получил назначе ние в 1-ю вертолётную эскад рилью 830-го отдельного кора бельного противолодочного вер толётного полка. То было время глубокого кризиса в стране, не было запчастей, авиационного топлива, как следствие - серьёз но страдала боевая подготовка. - Противостояли этому лишь люди, наши люди! - вспоминает пережитое лётчик. - Офицеры, прапорщики, те, для которых преданность делу авиации не пустой звук. Наверняка, думается мне, в любой другой армии мира при таких проблемах со снабжением военнослужащие сложили бы ру ки, покуривали бы сигары и по пивали бы кока-колу. Но наш на род из другого теста. Даже в тех тяжёлых условиях командова ние вертолётного полка делало всё возможное и невозможное, чтобы обеспечить основные ме роприятия боевой подготовки флота, ставить "на крыло" моло дых лётчиков. В этой связи Андрей Станис лавович с глубокой признатель ностью и благодарностью рас сказывает о командире полка полковнике Сергее Чечерове, его заместителях разных лет - гвардии подполковнике Вале рии Вихирёве, гвардии полковни ке Сергее Мироненко, гвардии подполковнике Юрии Андрееве. - Эти легендарные вертолёт чики в тяжёлое время не дали нам, молодым офицерам, про пасть, поощряли стремление досконально изучать вверенную боевую технику, всячески спо собствовали возможности де лать главное - летать, чтобы, как говорится, блеск в наших глазах не угас, - рассказывает подпол ковник Врублевский. К сожалению, далеко не все лейтенанты смогли выдержать и пережить тот трудный период. Андрей Станиславович - один из немногих. 1 7 ию ля -День авиации ВМФ няться в лучшую сторону. С 2003 года Андрей Врублевский всё ча ще и чаще стал поднимать боевой вертолёт в небо Заполярья. Че рез год - первый дальний поход на большом противолодочном корабле "Адмирал Чабаненко". Тогда во время болтанки ему впервые пришлось пережить весьма неприятные ощущения морской болезни. Когда не то что сесть за штурвал вертолёта - оторвать голову от подушки и встать с койки казалось невоз можным. В этой ситуации на помощь пришёл старший боевой това рищ и наставник гвардии под полковник Валерий Вихирёв. Подбадривающим настойчивым тоном он отправил молодого офицера из каюты наверх, на хо довой мостик, чтобы тот наблю дал горизонт. Человеческий мозг при этом имеет возможность сфокусиро ваться и найти условную “точку опоры". Эта мера действитель но помогла, постепенно стало легче. В том походе молодой лётчик впервые поднял свою винто крылую машину не с берегового который имеет опыт посадки на палубу корабля. Но и этого недо статочно. Сделать это он должен именно в дальнем походе. Знак палубного лётчика за номером 44 с удостовере- / нием, подписанным Героем Российской Федерации ге нерал-майором Тимуром Апа- кидзе, был вручён Андрею Вруб левскому после того похода. Сейчас в активе командира вертолётной эскадрильи - 12 дальних походов на кораблях Се верного флота, выполнение са мых разнообразных задач в ближ ней и дальней морской и океан ской зоне, участие во флотских и международных учениях. СВОЁМ повествовании ко мандир всякий раз находит добрые слова в адрес коллег, потому что успешные показатели в боевой подготовке эскадрильи - результат их неустанной работы. Гвардии подполковник Врублев ский называет гвардии майоров Игоря Кравченко, Сергея Волог жанина, Алексея Футляева, Анд рея Карамышева, гвардии капи тана Андрея Воробьёва, гвардии лейтенанта Зульфата Муратова, гвардии старшего прапорщика Александра Маслова и многих других. Например, гвардии майор Игорь Кравченко порядка 8 ме сяцев находился в дальнем по ходе на боевом корабле в южных широтах в отрыве от авиабазы. Авиагруппа под его руководством ран, в эскадрилье служит с 1992 года ) гвардии майор Сергей возможные поломки и способы их устранения. Для того чтобы выявить источник проблемы, необходимы очень глубокие знания. В этой ситуации гвардии старший прапорщик Маслов всег да придёт на помощь и найдёт источник неприятностей. В настоящее время экипаж В Идёт инструктаж инженерно-технического состава. Вологжанин занимается благо родным и важным делом - на ставляет на "путь истинный" трёх молодых борттехников - выпуск ников вузов прошлого года. На пример, лейтенант Зульфат Му ратов под его руководством уже добился хороших результатов в освоении премудростей специ альности. Старший техник группы авиа- Вертолёты корабельного базирования оснащены радиогидроакустическими буями нового типа, станциями технической разведки, новыми магнитометрами, цифровыми гидроакустическими комплексами, существенно повышающими эффективность поиска и обнаружения подводных лодок аэродрома, как это было ранее, а именно с боевого корабля в открытом Норвежском море. В ходе полёта он вскрыл над водную обстановку, осуществил разведку и поиск подводных лодок условного противника. Затем неоднократно выполнял полёты с палубы корабля. З НАК надводного корабля или подводной лодки на груди офицера говорит о многом. Это в первую очередь значит, что он допущен к самостоятельному управлению боевым кораблём. Подобный знак - изображе ние якоря с вертолётом - сущест вует и у вертолётчиков. Заслу жить его может только тот пилот, успешно решила все поставлен ные задачи, содержала авиа ционную технику в постоянной боевой готовности, а пилоты при обрели богатый опыт, отработав взлёты и посадки на корабль в различных погодных условиях. Заместитель командира эс кадрильи по инженерно-авиа ционной службе гвардии майор Алексей Футляев до прихода в часть по специальности был свя зан с самолётами, но за год су мел вникнуть в новый тип авиа ционной техники, освоил вер толётные двигатели и организо вал эффективную работу инже нерно-технического состава. Начальник ТЭЧ отряда (вете- ционного оборудования гвардии старший прапорщик Александр Маслов, по словам командира, один из лучших специалистов своего дела не только в эскад рилье, но и в авиабазе в целом. В работе он может дать дельный совет даже инженерам - офице рам с высшим образованием. Об уровне его знаний и опыте говорит такой факт: в ходе эк сплуатации некоторых вертолё тов, которые собирались ещё руками советских рабочих, а проще говоря, имеют солидный возраст, нет-нет да и выска кивают технические неисправ ности, не прописанные в ин струкциях, предусматривающих гвардии капитана Андрея Во робьёва под управлением руко водителя полётами гвардии май ора Сергея Суслина успешно выполняет задачи на борту фре гата "Адмирал Флота Советского Союза Горшков". Вертолётчики за несколько месяцев дальнего похода успели поработать над просторами северных морей, в Индийском и Тихом океанах, в Средиземном, Карибском мо рях и сейчас осваивают небо над Атлантикой. Не так давно в родную базу на большом противолодочном ко рабле "Североморск" вернулись боевые товарищи из другой эс кадрильи - гвардии майор Вла димир Малышко и гвардии капи тан Игорь Иванов. Они постави ли очередной рекорд продолжи тельности выполнения задач в море. Р яды морской авиации Северного флота стали попо лняться молодёжью. Во флот ские авиационные вертолётные эскадрильи впервые за два де сятилетия прибыли несколько молодых офицеров. И ожидают ся ещё! В этой связи командование армии ВВС и ПВО СФ приняло решение: внутри объединения объявить 2019 год годом моло дого лётчика. Командирам всем степеней поставлены задачи по вводу в строй пополнения лёт ного состава. По словам гвардии подпол ковника Андрея Врублевского, сейчас основные усилия ко мандно-инструкторского состава направлены на воспитание и обучение нового поколения пи лотов, тем более что для этого созданы хорошие условия. Отрадно, что стала поступать модернизированная боевая техника. Вер толёты корабельного базирования оснаще ны радиогидроакусти ческими буями нового типа, станциями техни ческой разведки, но выми магнитометра ми, цифровыми гидро акустическими ком плексами, существен но повышающими эф фективность поиска и обнаружения подвод ных лодок. Идёт актив ное освоение этих но винок гвардейцами эс кадрильи. Не только на Север ном, но и на других фло тах воссоздаются и формируются отряды, оснащённые вертолё тами Ка-29, Транспортно-боевой вертолёт Ка-29 - люби мая боевая машина Ан дрея Станиславовича, на кото рой он нередко выполняет по ставленные задачи. Это насто ящий небесный воин, способный эвакуировать раненых, пере возить 16 морских пехотинцев, осуществлять огневую поддерж ку десанта. По словам гвардии подполковника Врублевского, его модернизированные вари анты ещё многие годы послужат на благо флота. Среди текущих задач летнего периода обучения, которые ре шают сейчас вертолётчики, - ак тивная подготовка двух авиагрупп для очередного дальнего похо да, а также для участия в меж дународном учении. Кроме того, североморцам предстоит учас тие в главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге. Кстати, в этом году экипажи эскадрильи Андрея Врублевского приняли участие в праздновании 9 Мая. В День Победы в празд ничном строю они прошли над городом-героем Мурманском. Следует отметить, что воздушная часть парада проводилась в столице Кольского края впервые с 1997 года. А главное - успешно отра ботать лётно-тактические уче ния, подтвердив высокий уро вень боевой готовности и способ ность выполнять задачи по ос новному предназначению. Александр ЯКОВЛЕВ. Фото автора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz