На страже Заполярья. 2019 год. Февраль.

5 стр. настгшЗаполярья 1 февраля 2019 года О СТАРПОМЕ - ДОБРОЕ СЛОВО вторую курсовую задачу. В этом успехе, несомненно, была и значительная доля профессио­ нальной работы старпома. Именно на нём лежит груз ответственности за всё, что происходит на корабле первый дальний. В кулуарных разговорах в среде моряков старшего помощ­ ника командира зачастую не жалуют добрым словом. И это практически не вызывает удивления. Служба у второго человека на корабле, прямо скажем, весьма нервная. Нет- нет, да и находятся в экипаже те, кому от старпома, образ­ но выражаясь, достаётся на орехи, чтобы они добросо­ вестно выполнили поставленную задачу. Кроме решения сотен вопросов по жизнедеятельности, на его плечах ор­ ганизация и обеспечение боевой подготовки, поддержание воинской дисциплины и порядка в экипаже. А это - требовательность, контроль и ещё раз требовательность. Его "Константиновский знак” Наблюдая, как по Северо­ морскому рейду плавно дви­ жется гость Северного флота учебный корабль "Перекоп", старший помощник командира большого десантного корабля "Георгий Победоносец" капитан 3 ранга Тарас Скоробогатых на минуту мысленно возвратился на полтора десятка лет назад, когда он - курсант Балтийского военно-морского института име­ ни Ф.Ф.Ушакова - проходил на нём морскую практику. Тарас родился в городе Бал­ тийске в семье военнослужа­ щего, и сие обстоятельство во многом определило дальней­ шую судьбу. Рос он мальчишкой любознательным, много читал, а маринистика вызывала у него особенно большой интерес. В 2001 году Тарас поступил в Балтийский ВМИ на факультет ракетного вооружения. В ин­ ститутской библиотеке, к своей радости, он обнаружил архив старейшего в России журнала "Морской сборник" и в часы до­ суга зачитывался его публи­ кациями, особенно вышедшими в свет в середине и конце XIX века. Как известно, автором идеи создания сборника был вы­ дающийся российский морепла­ ватель, один из первооткры­ вателей Новой Земли адмирал Фёдор Литке. Старые страницы журнала рассказывали курсанту об интересной жизни отечест­ венного флота, событиях, касаю­ щихся развития и состояния мировых флотов в XIX веке. Морскую штурманскую прак­ тику Тарас Скоробогатых прохо­ дил на учебном корабле "Пе­ рекоп", стажировку - на эсминце "Адмирал Ушаков". В ходе стажировки на Север­ ном флоте хорошим наставни­ ком в профессиональном росте для курсанта Скоробогатых стал командир батареи крылатых ра­ кет капитан-лейтенант Влади­ мир Кузьмин (ныне капитан 1 ран­ га, командир ракетного крей­ сера "Маршал Устинов"). Под его чутким руководством Тарас по­ стигал премудрости организации службы корабельных нарядов, мероприятий взрыво- и пожаро­ безопасности при хранении бо­ езапаса, организации содержа­ ния корабля, ведения повсед­ невной документации в подраз­ делении и многого другого. Большое внимание организа­ ции стажировки курсантов, по словам офицера, уделял и флаг­ манский специалист ракетного оружия дивизии капитан 3 ранга Евгений Хруленко. В итоге он и предложил Тарасу после вы­ пуска из института прийти слу­ жить в соединение ракетных кораблей Северного флота. Тарас Скоробогатых с отли­ чием окончил военный институт. Как лучшего выпускника 2006 го­ да в торжественной обстановке нением задач по обеспечению безопасности рыболовства в районе архипелага Шпицберген. В ходе пяти­ летней модерни- >---------------- зации ракетного крейсера в Севе- х __________ родвинске лич­ ный состав ракетно-артиллерий­ ской боевой части, где служил офицер, вступивший вдолжность командира ракетного дивизио­ на, не прекращал заниматься боевой подготовкой, активно участвовал во всех мероприятиях обновления ракетного комплек­ са. Затем были испытания ко­ рабля в Белом море, во время которых он неоднократно нёс службу вахтенным офицером. Проверкой надёжности работы судовых механизмов, систем и вооружения, корабля в целом ру­ ководил опытный офицер ка­ питан 1 ранга Андрей Клименко. Модернизированный крейсер вернулся в Североморск и вновь вошёл в боевой состав Север­ ного флота. Едва ступив на севе­ роморский причал, Тарас Ско­ робогатых начал готовиться к убытию на профессиональную переподготовку в Военно-кос­ мическую академию им. А.Ф. Мо­ жайского. Четыре месяца учёбы про­ летели очень быстро, и, вернув­ шись на родной корабль, Тарас Андреевич отправился на нём в межфлотский переход на глав- На службе Отечеству формировании которого по пра­ ву принадлежит его предшест­ веннику капитану 2 ранга Викто­ ру Васильеву, поэтому ему осталась лишь одна задача - умелым руко­ водством поддерживать про­ фессионализм, воинскую дис­ циплину моряков и правопо­ рядок на том же высоком уров­ не. Десантный корабль - не ра­ кетный крейсер, не те масштабы, поэтому капитан 3 ранга Тарас Скоробогатых, имеющий бо­ гатый крейсерский опыт, быстро разобрался с заведованием и активно включился в работу по сдаче экипажем первой и второй курсовых задач. В Кольском заливе моряки- десантники показали хорошие результаты по радиационной, химической защите корабля, от­ работали организацию обороны во время якорной стоянки на незащищённом рейде. В полигоне боевой подготовки в Баренцевом море в дело всту­ пила ракетно-артиллерийская бо­ евая часть, выполнившая стрель­ бы по морским, береговым, а также воздушным целям. На уче­ нии по погрузке и выгрузке боевой техники с необорудованного по­ бережья экипаж профессиональ­ но взаимодействовал с флот­ скими мотострелками и мор­ скими пехотинцами. "Пожалуй, никто так не врастает в повседневную жизнь корабля, не чувствует её пульса, как старший помощник командира". Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. КУЗНЕЦОВ его наградили памятным зна­ ком Министерства обороны РФ "Константиновский знак". На ракетном крейсере Прибыв на Север, лейтенант Тарас Скоробогатых был наз­ начен на должность командира группы управления ракетного дивизиона ракетного крейсера "Маршал Устинов". Это время запомнилось ему непродол­ жительными выходами в море на выполнение мероприятий боевой подготовки, участием в учении, проходившем на фоне оперативно-стратегических ма­ нёвров "Запад-2009", выпол­ ный военно-морской парад стра­ ны в Санкт-Петербург. Первый экзамен на профессиональную зрелость В декабре 2017 года капитан 3 ранга Тарас Скоробогатых был назначен на должность стар­ шего помощника командира большого десантного корабля "Георгий Победоносец" Коль­ ской флотилии разнородных сил Северного флота. По словам Тараса Андрееви­ ча, он пришёл в слаженный, бо­ евой экипаж, немалая заслуга в В ходе выполнения задач на борту корабля находились выше­ стоящее командование, флаг­ манские специалисты, которые оценивали работу моряков. Ре­ шения и действия старшего по­ мощника также были под прис­ тальным вниманием командира бригады десантных кораблей капитана 1 ранга Александра Клёстова, ведь это была первая проверка офицера в должности старшего помощника командира. Общий итог работы моряков- десантников превзошёл все ожи­ дания. Экипаж большого де­ сантного корабля "Георгий По­ бедоносец" в числе первых сдал арктическии К лету прошлого года капитан 3 ранга Тарас Скоробогатых проделал колоссальную работу по подготовке своего корабля и экипажа к первому в новой дол­ жности дальнему походу, ко­ была адресована и той работе, которую проделал старший по­ мощник командира БДК "Геор­ гий Победоносец"капитан 3 ран­ га Тарас Скоробогатых. Скромность украшает Следует сказать, что в про­ цессе общения капитан 3 ранга Тарас Скоробогатых то и дело невольно демонстрирует свою начитанность, широкий кругозор, умение анализировать инфор- Старший помощник командира БДК "Георгий Победоносец" капитан 3 ранга Тарас Скоробогатых. торый начался 31 июля. Задача моряков-десантников состояла в том, чтобы доставить участников и технику комплексной экспеди­ ции Северного флота на архи­ пелаг Новая Земля. БДК "Геор­ гий Победоносец" взял на борт военнослужащих армейского корпуса и гидрографической службы СФ, исследователей Рус­ ского географического общества и обеспечил их изыскания в труднодоступных районах побе­ режья арктических островов. В походе корабль заходил в губу Крестовую, заливы Русская гавань и Наталии, работал у мыса Желания. Через месяц с небольшим -11 сентября - в Североморске тор­ жественно встречали экспедици­ онный отряд, завершивший выпол­ нение третьего этапа комплек­ сной экспедиции Северногофлота на архипелаге Новая Земля. Объективную оценку работе, проделанной моряками, дал начальник штаба Северного флота вице - адмирал Владимир Гришечкин. Выступая на тор­ жественном митинге, он, в част­ ности, отметил высокий профес­ сионализм моряков-десантни- ков. Безусловно, эта похвала мацию и грамотно рассуждает на самые разнообразные темы. Среди прочитанных им книг такие замечательные произ­ ведения, как "После шторма" Юрия Пахомова, "Жизнь в пе­ рископ" Анатолия Штырова. Од­ на из последних - "Это ваш корабль" отставного командира корабля Майкла Абраштоффа - занимательная книга, из ко­ торой можно узнать любопыт­ ные факты современных будней военных моряков, командиров кораблей ВМС США и сравнить их с нашими. Однако в ходе разговора Тарас Андреевич предпочитает не заос­ трять внимания на своих успехах. То, что он награждён "Константи- новским знаком", удалось узнать почти случайно, по завершении нашей встречи. Что ж, скром­ ность украшает человека. Остаётся только пожелать ка­ питану 3 ранга Тарасу Скоро­ богатых дальнейших успехов в службе, чтобы сбылись все на­ путствия, которые звучали в его адрес во время торжественной церемонии вручения "Констан- тиновского знака". Александр ЯКОВЛЕВ. Фото автора. ОКЕАНСКИЕ ПА "ТАНЦУЮЩЕЙ ЛЕДИ В м анёвренност и ср едн ем у м орском у танкеру "Дубна " нет р а вн ы х f t В официальных сообщениях пресс-службы флота о дальних походах корабельных группировок Северного флота и во многих публикациях о длительном плавании отряда боевых кораблей СФ обязательно упо­ минаются суда обеспечения. Без них невозможно выполнить задачи, поставленные командованием флота и руководством страны, в Миро­ вом океане. Сегодня речь пойдёт о среднем морском танкере "Дубна", который в текущем году отметит своё 45-летие. Возраст для судна солид­ ный, но сложно представить, что до него оно могло бы и не дожить, если бы на борьбу с обстоятельствами не встали люди, одержимые одной целью - сохранить танкер. С декабря 2012 года до настоящего момента СМТ "Дубна" провёл в море 1015 дней, то есть без малого три года. Точка отсчёта выбрана не случайно. Именно с того периода началась вторая жизнь танкера. Капитан "Дубны" Але­ ксей Чурсин рассказывает: - До 2004 года танкер интенсивно выполнял задачи в море, но потом по техническим причинам стал к причалу. Требовался ремонт главного двигателя, нужна была замена котлов. Чтобы это сделать, необходимы были средства, но их никто не выделял. Судно хотели продать в Болгарию под станцию по переработке льяльных вод, однако нам удалось убедить потенциальных по­ купателей отказаться от приобретения. Из всей команды на борту танкера оставалась треть. Следили, чтобы мат- часть не растащили, поддерживали техническое состояние агрегатов. По­ том "Дубну" вывели из эксплуатации и хотели списать. Вот тогда и было реше­ но, что надо действовать, бороться, до­ биваться. И полетели многочисленные пись­ менные обращения в различные ин­ станции. Письма капитан направлял своему начальству, командующему флотом, Главкому ВМФ, руководству Тыла ВС РФ, в Министерство обороны, дошли они и до приёмной Президента. В обращениях были не просто просьбы выделить финансы на восстановление среднего морского танкера, обоснова­ ния стоимости оборудования, ремонт­ ных работ, но и веские аргументы, поче­ му "Дубна" должна служить Военно-мор­ скому флоту. - Танкер построен в Финляндии в 1974 году. Он первый из четырёх судов данной серии. Он уникален, и на флоте в данный момент ему нет замены. Здесь очень надёжные конструкции, хорошая сталь, и минимальный износ корпуса тому подтверждением. "Дубна" может перевозить топливо двух видов, четыре сорта масел, до 200 тонн продовольст­ вия и других грузов. Допускает траверз- ный и кильватерный способы передачи груза. Переписка длилась два с половиной года, и однажды на танкер прибыла комиссия из Министерства обороны. Представители военного ведомства по­ бывали на судне, внимательно осмот­ рели все его агрегаты, изучили состоя­ ние и посоветовали ждать решения. - Признаться, хоть мы и надеялись на положительный результат, но всё- таки испытывали большие сомнения - уж очень много до этого получали от­ казов. Недели две спустя мне сообщи­ Обеспечение БПК "Североморск" в море на ходу кильватерным способом. ли хорошую новость - на ремонт танке­ ра "Дубна" выделены средства. Сейчас не передать ту радость, которую испы­ тали тогда члены команды, - рассказы­ вает Алексей Ни­ колаевич. - Для всех нас это было важно. Предстоя­ щий ремонт озна­ чал, что "Дубна" всё-таки выйдет в море и будет ве­ рой и правдой слу­ жить стране,как и было раньше. Ремонт, начав­ шийся в 2010-м, закончился 17 де­ кабря 2012 года. К выполнению сво­ их непосредст­ венных задач средний морской танкер "Дубна" приступил бук­ вально на сле­ дующий день, от­ правившись в сос­ таве корабельной группы в дальний поход, который продлился полго­ да. - В том походе "Дубна" впервые за свою историю прошла Суэцким кана­ лом, сопровождала конвои, следовав­ шие из Красного моря в Индийский оке­ ан. До этого суда вспомогательного фло­ та СФ в тех районах не бывали, - в голосе капитана угадывается гордость за вспо­ могательный флот, за танкер, свою команду. - Когда началась борьба за восстановление танкера, мой первый капитан Василий Егорович Волков, который к тому мо­ менту уже уехал с Севера, говорил, что очень хочет, чтобы "Дубна" схо­ дила в Средизем­ ное море. Сейчас его уже нет в жи­ вых, но всякий раз, когда проходим Гибралтар и вхо­ дим в Средизем­ ное море, снима­ ем головные уборы и произносим:"Ва­ силий Егорыч, за­ шли!". К членам коман­ ды у капитана осо­ бое уважительное отношение. Прав­ да, это не уберегает от текучести кадров - молодые специалисты уходят трудиться на более высокооплачиваемые долж­ ности, а потому основной костяк коллек- К членам команды у капитана танкера "Дубна"Алек­ сея Чурсина особое уважительное отношение. тива составляют люди, работающие во вспомогательном флоте не один деся­ ток лет. - В моём экипаже есть рефрижера­ торный механик Марьян Иосифович Бурак, который не знает счёта рабочему мы ни находились, всегда нас ждёт аппетитная домашняя кухня. Практически весь экипаж СМТ "Дуб­ на" имеет поощрения от командования флота, Министерства обороны, есть в коллективе и награждённые медалью ордена "За заслуги перед Отечеством". Все эти награды - результат выполнен­ ных задач в дальних походах. Самый длительный из них за новую историю танкера состоялся в 2016-2017 годах. Тогда танкер "Дубна" вместе со спаса­ тельным буксирным судном "Алтай" в течение семи месяцев сопровождал большой противолодочный корабль "Североморск". Через Суэцкий канал североморцы совершили переход в Красное море, а затем в Индийский океан. Тогда экипаж БПК Северного флота достойно представил Российский ВМФ на международном военно-мор­ ском учении "АМАН-2017", которое про­ ходило в акватории Аравийского моря и на береговой базе ВМС Пакистана. - Мы с БПК "Североморск" как ниточка с иголочкой, - замечает Алексей Нико­ лаевич, - практически всегда обеспе­ чиваем его вдальних походах. А вообще, все корабли предпочитают ходить в дальние зоны с "Дубной". Танкер спо­ собен развить скорость до 16 узлов и бежит при этом легко. Переход от Мур­ манска до Кипра занимает чуть больше двух недель, для судна обеспечения это отличный показатель. Да и по управля­ емости "Дубне" нет равных, недаром за способность разворачиваться в порто­ вой зоне Кипра местные лоцманы проз­ вали её "Танцующая Леди". Алексей Чурсин отмечает уважитель­ ное отношение к Российскому Военно­ морскому флоту в Мировом океане, ко­ торое проявляется во время неофи­ циальных и деловых заходов в инос­ транные порты. Каждый раз, когда корабли Северного флота уходят в дальний поход, вместе с ними неотступно следуют и суда обеспечения времени, для него важно, чтобы вве­ ренное ему заведование функциониро­ вало как часовой механизм, а потому холодильные установки всегда в исправ­ ном состоянии. Этот человек на танкере со дня его ввода в состав Военно-мор­ ского флота. Со старшим помощником Михаилом Сухановым мы были вдевяти дальних походах, а сейчас его наз­ начили капитаном танкера "Вязьма". При его непосредственном участии танкер ставили на ход. Много хороших слов могу сказать о профессионализме старшего механика Александра Борисо­ ва, второго помощника Андрея Нецве- таева и многих других. Много лет трудит­ ся на танкере повар Наталья Высоцкая, которой мы все говорим слова благодар­ ности за вкусные завтраки, обеды и ужины. В каком бы уголке земного шара - Куда бы мы ни заходили, везде встречают очень радостно и приветливо как военных моряков, так и нас - эки­ пажи судов обеспечения, - подчёр­ кивает капитан танкера "Дубна". - А в море уважение демонстрируется и во­ зобновившимся морским приветствием, когда на идущих навстречу кораблях на треть приспускают флаги и вновь под­ нимают, словно говоря: "Здравствуйте". Каждый раз, когда корабли Север­ ного флота уходят в дальний поход, вместе с ними неотступно следуют и суда обеспечения. Автономность среднего морского танкера "Дубна" 60 суток, он способен пройти без дозаправки более восьми тысяч морских миль, что даже по сегодняшним меркам немало. Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. Фото автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz