На страже Заполярья. 2019 год. Февраль.
4 стр. ★настгшш ш и 1 февраля 2019 года В последнее время на вооружение управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота поступают новая техника и оборудование, отвечающие са мым современным требованиям. Но и старая, проверенная годами, ещё послужит флоту. По словам капитана судна Максима Перепёлкина, СБ-523 был построен на верфи АО "Рау- ма - Репола" в Финляндии и спу щен на воду в 1983 году. Недолго буксир находился во вспомога тельном флоте тыла СФ, а с 1984 года окончательно перешёл в спасательную структуру. Ныне в трудовой биографии экипажа 14 дальних походов, бо лее 120 буксировок надводных кораблей и подводных лодок, несколько тысяч суток несения дежурства в составе сил спа сательного обеспечения, мно гочисленные выходы в море по обеспечению дежурства под водных лодок в арктических рай онах, участие в судоподъёмных работах в Баренцевом море, несколько десятков буксировок крупнотоннажных объектов, таких, как ТАВКР "Киев" и "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", участие в поисковых мероприятиях во время событий, связанных с гибелью подводной лодки "Курск", буксировка пла вучего дока ПД-42 "Пал- лада" из губы Оленья в Рос- ляково и многое другое. Минувшим летом на СБ- 523 была снаряжена экспе диция на архипелаг Новая Земля. В дальний поход спасательный буксир повёл врио капитана корабля Ев гений Тимилов, который вскоре после возвращения из похода был назначен на должность капитана спаса тельного буксирного судна "Алтай" и награждён медалью "За морские заслуги в Арктике". Евгений Леонидович окончил Мурманский государственный тех нический университет в 2005 году, после чего связал свою судьбу с поисковой и аварийно-спаса тельной службой Северного фло та. Здесь он трудился на СБС "Памир", затем на СБ-406. За плечами опытного моряка уже пять дальних походов, в том числе на Кубу, в Венесуэлу, Алжир, Сирию и Соединённые Штаты Америки. В походе на Новую Землю ру ководил отрядом командир АСО УПАСР СФ капитан 1 ранга Ва лерий Рекало. Североморцы обследовали южное побережье архипелага, посетили истори ческие места, решили ряд других задач. ВСЕГДА В ГОТОВНОСТИ Один из кораблей-ветеранов УПАСР СФ - спасательное буксирное судно СБ -523 К сожалению, в план похода внесла коррективы ледовая обстановка. Несмотря на разгар лета, побережье архипелага в значительной степени было покрыто льдами, это не давало возможности высадиться на берег экспедиционной группе. Тем не менее североморцы смогли выполнить часть задач, а также высадились в губе Бе- лушья, где посетили интересней ший, самый северный музей нашей страны, экспозиция кото рого посвящена истории Новой Земли. Расположен он в мест ном Доме офицеров. По словам Евгения Тимилова, то, что аварийно-спасательная партия на СБ-523 не смогла сделать по причине тяжёлой ледовой обстановки, спасатели выполнили чуть позже, прибыв на архипелаг на большом мор ском сухогрузном транспорте (дизель-электроходе усиленного ледового класса) "Яуза", где их работе всячески содействовал морской буксир МБ-12. В бухте Каменная под руко водством старшего офицера отдела аварийно-спасательного отряда СФ капитана 2 ранга Алексея Дубинского была ка питально отреставрирована сте ла в память о спасательной операции Экспедиции подвод ных работ особого назначения (ЭПРОН) по спасению ледоколь ного теплохода "Александр Сиби ряков", который сел на камни в 1937 году. Североморцы об следовали бухту Чёрная, где в годы войны находился советский аэродром, а так же установили гранитную плиту в честь первопро ходцев и исследователей Новой Земли экспедиции 1833 года под командова нием Петра Пахтусова. По словам нынешнего капитана СБ-523 Максима Перепёлкина, экипаж бук сира, а это 39 человек, сос тоит, образно говоря, из универсальных солдат. Каждый из моряков - спе циалист широкого профиля в области аварийно-спаса тельных работ. В экипаже есть водолазы 1-го класса старшина водолазной стан ции Сергей Федарович и Юрий Залезинский. Недавно ря ды водолазов пополнил новичок Александр Пустовалов, но он при В 2018 году экипаж СБ-523 без замечаний отдежурил в сос таве аварийно-спасательного отряда 200 суток, выполнил за дачи по поисково-спасатель ному обеспечению (ПСО) сил флота в удалённых районах, многократно отработал ПСО подводных лодок, несущих служ бу в арктических районах, произ- Впгорой механик Дмитрий Крючков и второй электромеханик Алексей Кулькин несут ходовую вахту в центральном посту управления (ЦПУ). помощи таких наставников смо жет быстро постичь премудрости водолазного дела. Костяком экипажа являются ветераны флота. Среди них вы пускник Кронштадтской море ходной школы 1995 года второй механик Дмитрий Крючков, вы пускник Архангельской мореход ки 1993 года второй электроме ханик Алексей Кулькин, старший моторист Юрий Фисенко. вёл четыре буксировки, работал на учении "Баренц-2018" и в экспедиции на Новую Землю. За этот год СБ-523 прошёл 5974 морские мили. Вклад спасателей был оце нён по достоинству - в 2018 году СБ-523 признан лучшим судном УПАСР Северного флота. Александр ЯКОВЛЕВ. Фото автора. НА "ГЛУБИНЕ t* Под давлением в мегапаскаль водолазы отработали 100-метровый спуск в барокамере Ежемесячно водолазы Северного флота в обяза тельном порядке проходят тренировку погруже ния в барокамере учебно-тренировочного ком плекса СФ. Эта процедура помогает военнослужа щим поддерживать себя в готовности к работе на глубине в условиях повышенного давления и в полном объёме выполнять поставленные задачи. 4 часа 26 минут Плановая тренировка водолазов одной из воин ских частей Северного фло та началась после осмотра их обеспечивающим спуск врачом-спецфизиологом капитаном медицинской службы Романом Леухи- ным. Эта процедура необ ходима и стандартна, ведь отработку погружения в барокамере может про ходить лишь полностью здоровый человек. Причём учитывается не только его физическое состояние, но и эмоциональное. Водолазные специалис ты капитаны 3 ранга Павел Гридюшко, Дмитрий Горш ков и капитан-лейтенант Михаил Валыка зашли в ба рокамеру. Здесь им пред стояло провести 4 часа 26 минут. В барокамере в течение семи минут создали давле ние в один мегапаскаль - таким образом сымити ровали спуск на глубину ста метров. После трёхминут ной выдержки начальник учебно-тренировочного комплекса по борьбе за живучесть и легководолаз ной подготовки, являющий ся командиром спуска, ка питан-лейтенант Сергей Линкевич дал команду опе ратору барокамеры мич ману Сергею Блинову на чать декомпрессию - пос тепенно снижать атмос ферное давление в барока мере. Эта процедура нужна для вывода водолаза с глу бины, чтобы он не постра дал от декомпрессионной болезни. ходит из организма мед ленно. Глубины остановок и время выдержки на них строго соблюдаются в соот ветствии с руководством "Правила водолазной служ бы Военно-морского флота". У оператора барокаме ры старшего инструктора учебно-тренировочного комплекса по борьбе за живучесть и легководолаз ной подготовки (УТК БЗЖ и ЛВП) мичмана Сергея Бли нова работа ответственная и напряжённая. Он подчи няется командам коман дира спуска и врача, отве чающего за медицинское обеспечение. В течение всего спуска должен быть постоянно сконцентриро ванным, следить за пока заниями приборов в тече ние всей тренировки без малого четыре с половиной часа. Он повышает и сни жает давление в барока мере, производит вентиля цию в отсеках, чтобы убрать накопившийся углекислый газ, при необходимости кондиционирует барока меру и следит за тем, чтобы давление соответствовало заданной глубине. - Иногда бывает и по два спуска в день. Всё это вре мя я должен быть до пре дела внимательным. Здесь некогда думать о посторон них вещах, ведь я в ответе за жизни людей, - говорит мичман. - Надо следить, чтобы не случилось пере пада давления во время вентиляции. С его повыше нием растёт температура воздуха в барокамере, и чтобы участникам спуска было комфортно, мы про- нительно, а потом уже тре вога ушла. Мне понрави лось погружаться, - поде лился эмоциями мичман. После "учебки" Сергей служил водолазом в Бал тийске, затем - старшим инструктором-водолазом вспомогательного флота СФ в Мурманске - обучал новичков, проверял их зна ния, следил за исправнос тью техники, готовил к вы ходу в море. А через шесть лет его назначили на дол- плекса по борьбе за жи вучесть и легководолазной подготовки командир спуска капитан-лейтенант Сергей Линкевич. - За водолазами всё время ведётся видео наблюдение, обеспечиваю щие тренировку врач и ко мандир спуска время от времени спрашивают их о самочувствии. Кроме того, в барокамере есть возмож ность подключиться к пуль- соксиметру и из мерить давление, снять кардиограм му. Все данные вы водятся на мони тор. Потребуются лекарства или во да - передадим их через шлюзовую ка меру. А если кому- ной войны, - говорит Роман. - Работа на глубине, естест венно, сложнее, чем проце дура в барокамере. Если в ней можно, как говорится, продуться, зажав нос, и выдохнуть, то под водой этого не получится - мешает шлем, маска. Прибавляют ся там и физические нагруз ки. А при давлении в мега паскаль, а это приблизи тельно 10 атмосфер, состо яние человека сходно с Командир спуска капитан-лейтенант Сергей Линке вич постоянно поддерживает связь с водолазами в ба рокамере, запрашивая их самочувствие. жность старшего инструк тора по борьбе с водой учебно-тренировочного комплекса. Круглосуточная вахта В учебно-тренировочном комплексе по борьбе за живучесть и легководолаз ной подготовки всего два оператора барокамеры - старший инструктор-водо лаз мичман Сергей Блинов и инструктор-водолаз глав ный старшина Владимир Губин. Один из операторов в нерабочее время пос- Регулярно проходить отработку погружения в барокамере необходимо не только самим водолазам, но и врачам, осу ществляющим медицинское обеспечение водолазных спусков - При слишком быстром снижении давления вды хаемая смесь газов (азота, гелия, кислорода, водоро да), которая растворилась в крови при спуске, не успе вает выйти из организма че рез лёгкие и образует газо вые пузырьки в крови. Если некорректно провести де компрессию, этот газ будет разрушать кровеносные со суды, блокировать крово снабжение тканей. В итоге приведёт к патологиям раз личных систем и органов человеческого тела, - объ яснил Роман Леухин. Проводится декомпрес сия всегда ступенчато - азот, растворённый в крови, вы водим кондиционирование. При снижении давления в барокамере, наоборот, ста новится прохладно, тогда задействуем обогрев. Мичман Блинов познако мился с водолазным делом ещё во время прохождения службы по призыву. Пол года проходил обучение на водолаза-инструктора в Севастопольской школе водолазов, параллельно освоил специальность опе ратора барокамеры. - Я люблю познавать но вое. Военная служба от крыла мне другой мир, под водой всё по-другому и очень интересно! Спускать ся в первый раз было вол- тоянно находится на связи. Его могут вызвать в любой момент, потому что баро камера должна быть готова к работе 24 часа в сутки. Ведь в случае нештатной ситуации при работе под водой именно в ней оказы вают помощь пострадавше му водолазу или человеку, отравившемуся угарным газом. - Декомпрессия аварий ного водолаза может длить ся до 120 часов. Что же касается плановых трени ровок в барокамере, у нас, к счастью, плохо не ста новилось никому, - рас сказывает начальник учеб но-тренировочного ком- то станет нехорошо, при мем необходимые меры. Мы готовы к любой ситуации - переведём при необходи мости пострадавшего в со седний отсек и окажем по мощь, а его товарищи про должат тренировку соглас но плану. Испытание на прочность Регулярно проходить от работку погружения в ба рокамере необходимо не только самим водолазам, но и врачам, осуществляю щим медицинское обеспе чение водолазных спусков. Ведь если вдруг потребует ся медицинская помощь, врач должен будет работать в условиях повышенного давления. К слову, штатных медиков в УТК нет. Врач, как правило, прибывает из той части, специалисты ко торой участвуют в трени ровке, либо из флотского госпиталя, допущенный к оказанию помощи вусловиях повышенного давления. Капитан медицинской службы Роман Леухин при был в УТК вместе с во долазами своей части, что бы обеспечить их трени ровку. Он - опытный врач- спецфизиолог, за пять лет досконально изучивший тонкости своей профессии. - Моя работа связана с проведением спусков на открытых участках воды. Часто бывает интересно. Например, в ходе поиска затонувших объектов вре мён Великой Отечествен- алкогольным опьянением, бывает он впадает в эйфо рию, становится излишне подвижен. Чтобы вырабо тать физиологическую при вычку к воздействию давле ния, научиться сохранять адекватность, 1-2 раза в месяц водолазы проходят тренировки в барокамере. Они помогают военнослужа щим на глубине осознанно, с высоким качеством вы полнять свою работу. - Порой, чтобы водолаз не переохладился, его с определённой глубины вы водят без остановок, по могают раздеться и поме щают в барокамеру на ко рабле или водолазном ка тере. Там устанавливают давление, с которого воен нослужащий вышел. Даль нейшая декомпрессия про изводится уже в барокаме ре, - поясняет капитан ме дицинской службы Леухин. Из "глубины” Спустя 4 часа 26 минут водолазы вышли из ба рокамеры. Тренировка во еннослужащих прошла лег ко, они - профессионалы, для них такие занятия дав но стали обыденными. - Самочувствие отличное. К таким тренировкам я дав но привык. Вот первое пре бывание в барокамере на 4-м курсе в ВВМУ имени Ф.Э. Дзержинского действи тельно вызывало волне ние, новые ощущения. В дальнейшем всё переноси лось проще, а со временем появилась натренирован ность, - делится опытом капи тан 3 ранга Дмитрий Горшков. Капитан-лейтенант Ми хаил Валыка тоже отметил, что со временем проходить отработку спуска в барока мере становится гораздо проще. - Я помню свой первый тренировочный спуск, я тогда сильно "опьянел" при повышении давления. Это было ещё в училище. Сейчас всё проходит легче. А без тренировок никак - это неотъемлемая часть спе цифики нашей службы. Тре нировки нам необходимы. Галина БОРОДУЛИНА Фото автора. В0ЕНН0- ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ ГОСИСПЫТАНИЯ ЗАВЕРШЕНЫ Новейший корабль проти воминной обороны про екта 12700 "Иван Антонов" успешно завершил госу дарственные испытания. 26 января состоялась тор жественная церемония подъёма на нём Андре евского флага. В церемонии приняли участие представители ко мандования ВМФ, Балтий ского флота, оборонно-про мышленного комплекса. Построенный на Сред не-Невском судостроитель ном заводе в Санкт-Петер бурге "Иван Антонов" стал очередным кораблём, ко торый пополнил минно тральные силы ВМФ Рос сии. В перспективе для ВМФ будет построена серия из нескольких десятков кораб лей противоминной оборо ны проекта 12700, которые являются новым поколени ем минно-тральных кораб лей. Они предназначены для борьбы с морскими минами, в том числе и с новыми так называемыми умными, ко торые корабль ПМО типа "Иван Антонов" может обна руживать как в воде, так и в морском грунте. По оценке главного командования ВМФ России, эти корабли су щественно усилят потенци ал и эффективность минно тральных сил ВМФ России. Водоизмещение кораб ля 890 тонн, длина 61 метр, ширина 10 метров, ско рость хода при полном во доизмещении 16,5 узла, экипаж свыше 40 человек. Корабль обладает высокой маневренностью за счёт применения эффективного комплекса различных под руливающих устройств. В проекте корабля ПМО реа лизован новый подход к созданию комфортных ус ловий службы экипажа. По сообщению Департамента информации имассовых коммуникаций МОРФ. СЕВМАШ ОБНОВЛЯЕТСЯ На Севмаше идёт мас штабноеобновление произ водственных мощностей. По госпрограмме "Развитие оборонно-промышленного комплекса" на завод пос тавлено и смонтировано современное оборудова ние, завершается подго товка новых объектов. - Одним из важных пун ктов модернизации явля ется реконструкция тран спортно-передаточного ком плекса, - рассказывает глав ный инженер Севмаша Ев гений Бородин. - Она поз волит расширить задачу строительства в стапельно сдаточном производстве новых заказов. Подлодки будут строиться по эффек тивной технологии с приме нением крупноблочных кон струкций. Идёт строительство тран спортного понтона, реконструкция при чала и мелководной набережной, ре монт трансбордер- ных путей. Эти ра боты - на заверша ющей стадии. Кро ме того, обновля ется крановое оборудо вание, пополняется флот водно-транспортного цеха. - Введены в строй ав томатизированные линии очистки, грунтовки, обра ботки металлопроката в корпусообрабатывающем производстве, - комменти рует Евгений Бородин. - Применяются новые тех нологии изготовления по лимерных материалов, спе циальных покрытий, неме таллических изделий. В деревообрабатывающем и малярно-изоляционном цехах введены в эксплуата цию 350 единиц оборудо вания. Заметно обновлена лабораторная и исследова тельская базы. Главный стапель попол нили шесть современных мобильных стендов. Для совершенствования работ при монтаже энергетичес кой установки внедрены две системы синхронной затяж ки резьбовых соединений. В эллинге № 1 стапельно-сда точного производства ведут ся работы по созданию но вых специализированных участков и модернизации существующих. Построены новые энергетические гале реи, реконструированы прежние. В ближайшие го ды масштабная модерни зация завода продолжится. Пресс-службаАО "ПО "Севмаш". ПЕРВАЯ ПАРТИЯ АК-12 "Калашников" начал по ставки в войска автоматов АК-12 . В конце декабря концерн отгрузил первую партиюАК-12 в количестве 2500 штук для Минобо роны Российской Феде рации. Это первый заказ чик, который получил но вейшие автоматы. - Министерством обороны были сформированы техни ческие требования, отвеча ющие современным тен денциям. Это и планки Пи- катинни, и улучшенная куч ность, надёжность, и, без условно, это оружие совсем другого уровня, - рассказал заместитель министра обо роны Алексей Криворучко. Напомним, о том, что АК- 12 калибра 5,45 мм и АК-15 калибра 7,62 мм приняты на вооружение Минобо роны России, стало извест но в начале 2018 года. Авто мат постепенно заменит АК-74. Оружие было разра ботано в рамках програм мы "Ратник” как элемент перспективного комплекса оснащения бойцов ВС РФ. Краткие технические ха рактеристики АК-12: калибр - 5,45x39, длина оружия в боевом положении - 880 940 мм, длина со сложен ным прикладом - 690 мм, длина ствола - 415 мм, вес с пустым магазином - 3,5 кг, темп стрельбы - 700 вы стрелов в минуту, ёмкость магазина - 30 патронов. Пресс-служба концерна "Калашников".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz