На страже Заполярья. 2019 год. Февраль.

4 стр. ★настгшш ш и 1 февраля 2019 года В последнее время на вооружение управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота поступают новая техника и оборудование, отвечающие са­ мым современным требованиям. Но и старая, проверенная годами, ещё послужит флоту. По словам капитана судна Максима Перепёлкина, СБ-523 был построен на верфи АО "Рау- ма - Репола" в Финляндии и спу­ щен на воду в 1983 году. Недолго буксир находился во вспомога­ тельном флоте тыла СФ, а с 1984 года окончательно перешёл в спасательную структуру. Ныне в трудовой биографии экипажа 14 дальних походов, бо­ лее 120 буксировок надводных кораблей и подводных лодок, несколько тысяч суток несения дежурства в составе сил спа­ сательного обеспечения, мно­ гочисленные выходы в море по обеспечению дежурства под­ водных лодок в арктических рай­ онах, участие в судоподъёмных работах в Баренцевом море, несколько десятков буксировок крупнотоннажных объектов, таких, как ТАВКР "Киев" и "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", участие в поисковых мероприятиях во время событий, связанных с гибелью подводной лодки "Курск", буксировка пла­ вучего дока ПД-42 "Пал- лада" из губы Оленья в Рос- ляково и многое другое. Минувшим летом на СБ- 523 была снаряжена экспе­ диция на архипелаг Новая Земля. В дальний поход спасательный буксир повёл врио капитана корабля Ев­ гений Тимилов, который вскоре после возвращения из похода был назначен на должность капитана спаса­ тельного буксирного судна "Алтай" и награждён медалью "За морские заслуги в Арктике". Евгений Леонидович окончил Мурманский государственный тех­ нический университет в 2005 году, после чего связал свою судьбу с поисковой и аварийно-спаса­ тельной службой Северного фло­ та. Здесь он трудился на СБС "Памир", затем на СБ-406. За плечами опытного моряка уже пять дальних походов, в том числе на Кубу, в Венесуэлу, Алжир, Сирию и Соединённые Штаты Америки. В походе на Новую Землю ру­ ководил отрядом командир АСО УПАСР СФ капитан 1 ранга Ва­ лерий Рекало. Североморцы обследовали южное побережье архипелага, посетили истори­ ческие места, решили ряд других задач. ВСЕГДА В ГОТОВНОСТИ Один из кораблей-ветеранов УПАСР СФ - спасательное буксирное судно СБ -523 К сожалению, в план похода внесла коррективы ледовая обстановка. Несмотря на разгар лета, побережье архипелага в значительной степени было покрыто льдами, это не давало возможности высадиться на берег экспедиционной группе. Тем не менее североморцы смогли выполнить часть задач, а также высадились в губе Бе- лушья, где посетили интересней­ ший, самый северный музей нашей страны, экспозиция кото­ рого посвящена истории Новой Земли. Расположен он в мест­ ном Доме офицеров. По словам Евгения Тимилова, то, что аварийно-спасательная партия на СБ-523 не смогла сделать по причине тяжёлой ледовой обстановки, спасатели выполнили чуть позже, прибыв на архипелаг на большом мор­ ском сухогрузном транспорте (дизель-электроходе усиленного ледового класса) "Яуза", где их работе всячески содействовал морской буксир МБ-12. В бухте Каменная под руко­ водством старшего офицера отдела аварийно-спасательного отряда СФ капитана 2 ранга Алексея Дубинского была ка­ питально отреставрирована сте­ ла в память о спасательной операции Экспедиции подвод­ ных работ особого назначения (ЭПРОН) по спасению ледоколь­ ного теплохода "Александр Сиби­ ряков", который сел на камни в 1937 году. Североморцы об­ следовали бухту Чёрная, где в годы войны находился советский аэродром, а так­ же установили гранитную плиту в честь первопро­ ходцев и исследователей Новой Земли экспедиции 1833 года под командова­ нием Петра Пахтусова. По словам нынешнего капитана СБ-523 Максима Перепёлкина, экипаж бук­ сира, а это 39 человек, сос­ тоит, образно говоря, из универсальных солдат. Каждый из моряков - спе­ циалист широкого профиля в области аварийно-спаса­ тельных работ. В экипаже есть водолазы 1-го класса старшина водолазной стан­ ции Сергей Федарович и Юрий Залезинский. Недавно ря­ ды водолазов пополнил новичок Александр Пустовалов, но он при В 2018 году экипаж СБ-523 без замечаний отдежурил в сос­ таве аварийно-спасательного отряда 200 суток, выполнил за­ дачи по поисково-спасатель­ ному обеспечению (ПСО) сил флота в удалённых районах, многократно отработал ПСО подводных лодок, несущих служ­ бу в арктических районах, произ- Впгорой механик Дмитрий Крючков и второй электромеханик Алексей Кулькин несут ходовую вахту в центральном посту управления (ЦПУ). помощи таких наставников смо­ жет быстро постичь премудрости водолазного дела. Костяком экипажа являются ветераны флота. Среди них вы­ пускник Кронштадтской море­ ходной школы 1995 года второй механик Дмитрий Крючков, вы­ пускник Архангельской мореход­ ки 1993 года второй электроме­ ханик Алексей Кулькин, старший моторист Юрий Фисенко. вёл четыре буксировки, работал на учении "Баренц-2018" и в экспедиции на Новую Землю. За этот год СБ-523 прошёл 5974 морские мили. Вклад спасателей был оце­ нён по достоинству - в 2018 году СБ-523 признан лучшим судном УПАСР Северного флота. Александр ЯКОВЛЕВ. Фото автора. НА "ГЛУБИНЕ t* Под давлением в мегапаскаль водолазы отработали 100-метровый спуск в барокамере Ежемесячно водолазы Северного флота в обяза­ тельном порядке проходят тренировку погруже­ ния в барокамере учебно-тренировочного ком­ плекса СФ. Эта процедура помогает военнослужа­ щим поддерживать себя в готовности к работе на глубине в условиях повышенного давления и в полном объёме выполнять поставленные задачи. 4 часа 26 минут Плановая тренировка водолазов одной из воин­ ских частей Северного фло­ та началась после осмотра их обеспечивающим спуск врачом-спецфизиологом капитаном медицинской службы Романом Леухи- ным. Эта процедура необ­ ходима и стандартна, ведь отработку погружения в барокамере может про­ ходить лишь полностью здоровый человек. Причём учитывается не только его физическое состояние, но и эмоциональное. Водолазные специалис­ ты капитаны 3 ранга Павел Гридюшко, Дмитрий Горш­ ков и капитан-лейтенант Михаил Валыка зашли в ба­ рокамеру. Здесь им пред­ стояло провести 4 часа 26 минут. В барокамере в течение семи минут создали давле­ ние в один мегапаскаль - таким образом сымити­ ровали спуск на глубину ста метров. После трёхминут­ ной выдержки начальник учебно-тренировочного комплекса по борьбе за живучесть и легководолаз­ ной подготовки, являющий­ ся командиром спуска, ка­ питан-лейтенант Сергей Линкевич дал команду опе­ ратору барокамеры мич­ ману Сергею Блинову на­ чать декомпрессию - пос­ тепенно снижать атмос­ ферное давление в барока­ мере. Эта процедура нужна для вывода водолаза с глу­ бины, чтобы он не постра­ дал от декомпрессионной болезни. ходит из организма мед­ ленно. Глубины остановок и время выдержки на них строго соблюдаются в соот­ ветствии с руководством "Правила водолазной служ­ бы Военно-морского флота". У оператора барокаме­ ры старшего инструктора учебно-тренировочного комплекса по борьбе за живучесть и легководолаз­ ной подготовки (УТК БЗЖ и ЛВП) мичмана Сергея Бли­ нова работа ответственная и напряжённая. Он подчи­ няется командам коман­ дира спуска и врача, отве­ чающего за медицинское обеспечение. В течение всего спуска должен быть постоянно сконцентриро­ ванным, следить за пока­ заниями приборов в тече­ ние всей тренировки без малого четыре с половиной часа. Он повышает и сни­ жает давление в барока­ мере, производит вентиля­ цию в отсеках, чтобы убрать накопившийся углекислый газ, при необходимости кондиционирует барока­ меру и следит за тем, чтобы давление соответствовало заданной глубине. - Иногда бывает и по два спуска в день. Всё это вре­ мя я должен быть до пре­ дела внимательным. Здесь некогда думать о посторон­ них вещах, ведь я в ответе за жизни людей, - говорит мичман. - Надо следить, чтобы не случилось пере­ пада давления во время вентиляции. С его повыше­ нием растёт температура воздуха в барокамере, и чтобы участникам спуска было комфортно, мы про- нительно, а потом уже тре­ вога ушла. Мне понрави­ лось погружаться, - поде­ лился эмоциями мичман. После "учебки" Сергей служил водолазом в Бал­ тийске, затем - старшим инструктором-водолазом вспомогательного флота СФ в Мурманске - обучал новичков, проверял их зна­ ния, следил за исправнос­ тью техники, готовил к вы­ ходу в море. А через шесть лет его назначили на дол- плекса по борьбе за жи­ вучесть и легководолазной подготовки командир спуска капитан-лейтенант Сергей Линкевич. - За водолазами всё время ведётся видео­ наблюдение, обеспечиваю­ щие тренировку врач и ко­ мандир спуска время от времени спрашивают их о самочувствии. Кроме того, в барокамере есть возмож­ ность подключиться к пуль- соксиметру и из­ мерить давление, снять кардиограм­ му. Все данные вы­ водятся на мони­ тор. Потребуются лекарства или во­ да - передадим их через шлюзовую ка­ меру. А если кому- ной войны, - говорит Роман. - Работа на глубине, естест­ венно, сложнее, чем проце­ дура в барокамере. Если в ней можно, как говорится, продуться, зажав нос, и выдохнуть, то под водой этого не получится - мешает шлем, маска. Прибавляют­ ся там и физические нагруз­ ки. А при давлении в мега­ паскаль, а это приблизи­ тельно 10 атмосфер, состо­ яние человека сходно с Командир спуска капитан-лейтенант Сергей Линке­ вич постоянно поддерживает связь с водолазами в ба­ рокамере, запрашивая их самочувствие. жность старшего инструк­ тора по борьбе с водой учебно-тренировочного комплекса. Круглосуточная вахта В учебно-тренировочном комплексе по борьбе за живучесть и легководолаз­ ной подготовки всего два оператора барокамеры - старший инструктор-водо­ лаз мичман Сергей Блинов и инструктор-водолаз глав­ ный старшина Владимир Губин. Один из операторов в нерабочее время пос- Регулярно проходить отработку погружения в барокамере необходимо не только самим водолазам, но и врачам, осу ществляющим медицинское обеспечение водолазных спусков - При слишком быстром снижении давления вды­ хаемая смесь газов (азота, гелия, кислорода, водоро­ да), которая растворилась в крови при спуске, не успе­ вает выйти из организма че­ рез лёгкие и образует газо­ вые пузырьки в крови. Если некорректно провести де­ компрессию, этот газ будет разрушать кровеносные со­ суды, блокировать крово­ снабжение тканей. В итоге приведёт к патологиям раз­ личных систем и органов человеческого тела, - объ­ яснил Роман Леухин. Проводится декомпрес­ сия всегда ступенчато - азот, растворённый в крови, вы­ водим кондиционирование. При снижении давления в барокамере, наоборот, ста­ новится прохладно, тогда задействуем обогрев. Мичман Блинов познако­ мился с водолазным делом ещё во время прохождения службы по призыву. Пол­ года проходил обучение на водолаза-инструктора в Севастопольской школе водолазов, параллельно освоил специальность опе­ ратора барокамеры. - Я люблю познавать но­ вое. Военная служба от­ крыла мне другой мир, под водой всё по-другому и очень интересно! Спускать­ ся в первый раз было вол- тоянно находится на связи. Его могут вызвать в любой момент, потому что баро­ камера должна быть готова к работе 24 часа в сутки. Ведь в случае нештатной ситуации при работе под водой именно в ней оказы­ вают помощь пострадавше­ му водолазу или человеку, отравившемуся угарным газом. - Декомпрессия аварий­ ного водолаза может длить­ ся до 120 часов. Что же касается плановых трени­ ровок в барокамере, у нас, к счастью, плохо не ста­ новилось никому, - рас­ сказывает начальник учеб­ но-тренировочного ком- то станет нехорошо, при­ мем необходимые меры. Мы готовы к любой ситуации - переведём при необходи­ мости пострадавшего в со­ седний отсек и окажем по­ мощь, а его товарищи про­ должат тренировку соглас­ но плану. Испытание на прочность Регулярно проходить от­ работку погружения в ба­ рокамере необходимо не только самим водолазам, но и врачам, осуществляю­ щим медицинское обеспе­ чение водолазных спусков. Ведь если вдруг потребует­ ся медицинская помощь, врач должен будет работать в условиях повышенного давления. К слову, штатных медиков в УТК нет. Врач, как правило, прибывает из той части, специалисты ко­ торой участвуют в трени­ ровке, либо из флотского госпиталя, допущенный к оказанию помощи вусловиях повышенного давления. Капитан медицинской службы Роман Леухин при­ был в УТК вместе с во­ долазами своей части, что­ бы обеспечить их трени­ ровку. Он - опытный врач- спецфизиолог, за пять лет досконально изучивший тонкости своей профессии. - Моя работа связана с проведением спусков на открытых участках воды. Часто бывает интересно. Например, в ходе поиска затонувших объектов вре­ мён Великой Отечествен- алкогольным опьянением, бывает он впадает в эйфо­ рию, становится излишне подвижен. Чтобы вырабо­ тать физиологическую при­ вычку к воздействию давле­ ния, научиться сохранять адекватность, 1-2 раза в месяц водолазы проходят тренировки в барокамере. Они помогают военнослужа­ щим на глубине осознанно, с высоким качеством вы­ полнять свою работу. - Порой, чтобы водолаз не переохладился, его с определённой глубины вы­ водят без остановок, по­ могают раздеться и поме­ щают в барокамеру на ко­ рабле или водолазном ка­ тере. Там устанавливают давление, с которого воен­ нослужащий вышел. Даль­ нейшая декомпрессия про­ изводится уже в барокаме­ ре, - поясняет капитан ме­ дицинской службы Леухин. Из "глубины” Спустя 4 часа 26 минут водолазы вышли из ба­ рокамеры. Тренировка во­ еннослужащих прошла лег­ ко, они - профессионалы, для них такие занятия дав­ но стали обыденными. - Самочувствие отличное. К таким тренировкам я дав­ но привык. Вот первое пре­ бывание в барокамере на 4-м курсе в ВВМУ имени Ф.Э. Дзержинского действи­ тельно вызывало волне­ ние, новые ощущения. В дальнейшем всё переноси­ лось проще, а со временем появилась натренирован­ ность, - делится опытом капи­ тан 3 ранга Дмитрий Горшков. Капитан-лейтенант Ми­ хаил Валыка тоже отметил, что со временем проходить отработку спуска в барока­ мере становится гораздо проще. - Я помню свой первый тренировочный спуск, я тогда сильно "опьянел" при повышении давления. Это было ещё в училище. Сейчас всё проходит легче. А без тренировок никак - это неотъемлемая часть спе­ цифики нашей службы. Тре­ нировки нам необходимы. Галина БОРОДУЛИНА Фото автора. В0ЕНН0- ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ ГОСИСПЫТАНИЯ ЗАВЕРШЕНЫ Новейший корабль проти­ воминной обороны про­ екта 12700 "Иван Антонов" успешно завершил госу­ дарственные испытания. 26 января состоялась тор­ жественная церемония подъёма на нём Андре­ евского флага. В церемонии приняли участие представители ко­ мандования ВМФ, Балтий­ ского флота, оборонно-про­ мышленного комплекса. Построенный на Сред­ не-Невском судостроитель­ ном заводе в Санкт-Петер­ бурге "Иван Антонов" стал очередным кораблём, ко­ торый пополнил минно­ тральные силы ВМФ Рос­ сии. В перспективе для ВМФ будет построена серия из нескольких десятков кораб­ лей противоминной оборо­ ны проекта 12700, которые являются новым поколени­ ем минно-тральных кораб­ лей. Они предназначены для борьбы с морскими минами, в том числе и с новыми так называемыми умными, ко­ торые корабль ПМО типа "Иван Антонов" может обна­ руживать как в воде, так и в морском грунте. По оценке главного командования ВМФ России, эти корабли су­ щественно усилят потенци­ ал и эффективность минно­ тральных сил ВМФ России. Водоизмещение кораб­ ля 890 тонн, длина 61 метр, ширина 10 метров, ско­ рость хода при полном во­ доизмещении 16,5 узла, экипаж свыше 40 человек. Корабль обладает высокой маневренностью за счёт применения эффективного комплекса различных под­ руливающих устройств. В проекте корабля ПМО реа­ лизован новый подход к созданию комфортных ус­ ловий службы экипажа. По сообщению Департамента информации имассовых коммуникаций МОРФ. СЕВМАШ ОБНОВЛЯЕТСЯ На Севмаше идёт мас­ штабноеобновление произ­ водственных мощностей. По госпрограмме "Развитие оборонно-промышленного комплекса" на завод пос­ тавлено и смонтировано современное оборудова­ ние, завершается подго­ товка новых объектов. - Одним из важных пун­ ктов модернизации явля­ ется реконструкция тран­ спортно-передаточного ком­ плекса, - рассказывает глав­ ный инженер Севмаша Ев­ гений Бородин. - Она поз­ волит расширить задачу строительства в стапельно­ сдаточном производстве новых заказов. Подлодки будут строиться по эффек­ тивной технологии с приме­ нением крупноблочных кон­ струкций. Идёт строительство тран­ спортного понтона, реконструкция при­ чала и мелководной набережной, ре­ монт трансбордер- ных путей. Эти ра­ боты - на заверша­ ющей стадии. Кро­ ме того, обновля­ ется крановое оборудо­ вание, пополняется флот водно-транспортного цеха. - Введены в строй ав­ томатизированные линии очистки, грунтовки, обра­ ботки металлопроката в корпусообрабатывающем производстве, - комменти­ рует Евгений Бородин. - Применяются новые тех­ нологии изготовления по­ лимерных материалов, спе­ циальных покрытий, неме­ таллических изделий. В деревообрабатывающем и малярно-изоляционном цехах введены в эксплуата­ цию 350 единиц оборудо­ вания. Заметно обновлена лабораторная и исследова­ тельская базы. Главный стапель попол­ нили шесть современных мобильных стендов. Для совершенствования работ при монтаже энергетичес­ кой установки внедрены две системы синхронной затяж­ ки резьбовых соединений. В эллинге № 1 стапельно-сда­ точного производства ведут­ ся работы по созданию но­ вых специализированных участков и модернизации существующих. Построены новые энергетические гале­ реи, реконструированы прежние. В ближайшие го­ ды масштабная модерни­ зация завода продолжится. Пресс-службаАО "ПО "Севмаш". ПЕРВАЯ ПАРТИЯ АК-12 "Калашников" начал по­ ставки в войска автоматов АК-12 . В конце декабря концерн отгрузил первую партиюАК-12 в количестве 2500 штук для Минобо­ роны Российской Феде­ рации. Это первый заказ­ чик, который получил но­ вейшие автоматы. - Министерством обороны были сформированы техни­ ческие требования, отвеча­ ющие современным тен­ денциям. Это и планки Пи- катинни, и улучшенная куч­ ность, надёжность, и, без­ условно, это оружие совсем другого уровня, - рассказал заместитель министра обо­ роны Алексей Криворучко. Напомним, о том, что АК- 12 калибра 5,45 мм и АК-15 калибра 7,62 мм приняты на вооружение Минобо­ роны России, стало извест­ но в начале 2018 года. Авто­ мат постепенно заменит АК-74. Оружие было разра­ ботано в рамках програм­ мы "Ратник” как элемент перспективного комплекса оснащения бойцов ВС РФ. Краткие технические ха­ рактеристики АК-12: калибр - 5,45x39, длина оружия в боевом положении - 880­ 940 мм, длина со сложен­ ным прикладом - 690 мм, длина ствола - 415 мм, вес с пустым магазином - 3,5 кг, темп стрельбы - 700 вы­ стрелов в минуту, ёмкость магазина - 30 патронов. Пресс-служба концерна "Калашников".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz