На страже Заполярья. 2019 год. Февраль.
7 стр. 22 февраля 2019 года К 75-летию разгрома немецко- фашистских войск вЗаполярье ВОРОТА ПРОТИВ ТАНКОВ Мы все до сих пор находимся под впечатлением фильма "Т-34". Гордость и восхищение остаются в душе после просмотра этой кинокартины. Это ведь было на самом деле! И это совершили наши люди! Танкисты наравне с лётчиками были гордостью страны. Ведь не случайно, начиная с 1939 года, в Советском Союзе долгое время очень популярной была песня "Марш советских танкистов": Броня крепка, и танки наши быстры, И наши люди мужеством полны. В строю стоят советские танкисты, Своей великой Родины сыны... Готовясь к боевым действиям в Заполярье, генералы вермахта были уверены в том, что на Кольском полуострове танки ис пользовать невозможно, и ошиб лись. Как раз советские танкис ты оказали самое ожесточённое сопротивление врагу на Канда лакшском направлении. Первый указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 года о награждении танкистов относится к этим событиям. Командиры танковых экипажей старший сержант Александр Борисов и младший сержант Александр Грязное были удосто ены звания Героя Советского Союза. Не столь успешной была судь ба танков на Мурманском нап равлении. Из-за неорганизован ности и просчётов командования все они были либо сожжены своими экипажами, либо бро шены. Рота танков, которая располагалась на полуострове Рыбачий, выдвинулась было к линии фронта, но, потеряв одну машину, больше себя никак не проявила. Прямо скажем, сов сем не по песне. Однако, что поделать - героя ми не рождаются, героями ста новятся. День за днём шла страш ная война. Чаша весов колеба лась то в одну, то в другую сто рону. Всё крепче становился дух советского солдата, обретался опыт, в том числе и в исполь зовании танков. Знали ли об этом горные еге ря? Наверное - да, если стали интенсивно возводить всевоз можные противотанковые со оружения, в том числе и такие сложные, как бетонные ворота, наглухо закрывающие проезд. Как правило, устанавлива лись они в таком месте, где, кроме как по дороге, проехать было негде - в ущельях или там, где с одной стороны проезжей части было озеро, а с другой - отвесная скала. В таких местах по обе стороны дороги строи лись толстенные бетонные сте ны. На дорожном полотне мон тировались рельсы, по которым двигалась такой же толщины бетонная плита. Она и пере крывала проезд. На Мурманском направлении фашистами было построено четверо таких ворот. Одни - на дороге Мурманск-Титовка возле озера Долгое (Сапог), вторые - между нынешним посёлком Спут ник и Печенгой у озера Кирико- ван-ярви, третьи - перед ручьём Трифон-йоки и четвёртые - не посредственно в Лиинахамари у восточной оконечности озера Пуро-ярви, перед гостиницей. Непонятно, чем руководство вались немецкие стратеги? Не ужели они так сильно боялись советских танкистов, что от стра ха не понимали: "танки грязи не боятся" и пройдут там, где и "олень не пройдёт"? Собственно, так оно и получи лось во время десятого Сталин ского удара, когда не только лёгкие и средние танки, но и тяжёлые, типа КВ, неожиданно для егерей появившись на Лу- остарской дороге, ворвались в Печенгу, а потом и в Киркенес. Интересно, что из четырёх построенных фашистами ворот во время Петсамо-Киркенесской операции сработали только одни, которые у озера Долгое. Дело было так. 9 октября 1944 года опера тивная группа генерал-лейте нанта Бориса Пигаревича полу чает условный сигнал на наступ ление со стороны Западной Лицы. В это время севернее, со стороны Муста-Тунтури, небо полыхало от канонады сотен орудий Северного оборонитель ного района - на штурм хребта пошли морские пехотинцы. Не подкачал и входивший в группу 149-й артполк - грохнул из 24 орудий по огневым точкам и капонирам. После беглого арт налёта в атаку пошла пехота. Однако вскоре разведчики - Стада нет, пастух остался, - брякнул, выслушав доклад, Пи- гаревич. Постепенно армейский по рядок восстановился. Подразде ления вышли на дорогу и уско ренным порядком принялись догонять врага. Появились азарт, шутки. Бывалые солдаты вор чали на молодёжь: - Не расслабляйтесь, чёрт вас дери, немец ещё огрызнётся. И как в воду глядели. Едва сле довавшая в авангарде сапёрная рота прошла участок у озера Дол гое, как впереди дорога оказа лась перегороженной бетон ными противотанковыми воро тами. Идеальное место для за сады: слева и справа - высо ченные сопки, усеянные валу нами и минными полями, а по центру, там, где можно пройти или проехать, передвижная бе тонная стена толщиной около метра. Вокруг колючая про волока, на ней висят гранаты с длинными деревянными руч ками. Чуть выше - от руки нари сованный плакат, изображаю щий немецкого солдата с обна жённой попой. Ниже надпись: "ИВААН! ГАНЦ КАКАЛ НА ТВОЯ ТАНКИ". разобрались в обстановке и доложили генералу: - Противника на участке от Западной Лицы до реки Титовка нет. через горы. Немецкие войска безнака занно уходили к Печенге. Руши лась мечта командующего фрон том генерала армии Кирилла Мерецкова окружить их. И всего- отозвался из-за сопок. Сидев шая на склонах сопок пехота весело засмеялась. Послыша лись крики: - Мазилы! Выше бери, выше! Фрица достанешь! Не обращая внимания на шутки, артиллеристы делали своё дело. Что-то подправили, Противотанковое заграждение с запирающим дорогу железо бетонным замком, передвигающимся порельсам. Готовясь к боевым действиям в Заполярье, генералы вермахта были уверены в том, что на Кольском полуострове танки использовать невозможно, и ошиблись. Как раз советские танкистыоказали самое ожесточённое сопротивление врагу на Канда лакшском направлении Противотанковые ворота, расстрелянные советскими артиллеристами. - Были бы они у меня, танки эти, - ругнулся подошедший к преграде командир дивизии генерал-майор Роман Панин. И крикнул так, чтобы слышали все: - Командиру сапёрной роты даю десять минут, чтобы открыть эти чёртовы ворота! Десять минут прошло. Все по пытки сдвинуть бетонную махину с места или взорвать её ни к че му не привели. Более того, по явилась ещё одна проблема - еге ря через своих разведчиков уз нали о скоплении войск перед во ротами и стали вести по квадра ту артиллерийский огонь. Приш лось походным колоннам рас средоточиться. Время шло. "Ключ" от ворот не находился. Судя по докладам, не лучше дело обстояло и у 61-го стрелкового полка, который на ступал по параллельно идущей дороге через высоту "Погранич ная". Там путь был перекрыт подрывом скалы. Пехота прош ла, а технику и гужевой тран спорт пришлось перетаскивать то из-за какой-то бетонной стен ки и многотонных гранитных глыб на дороге! Пигаревичу доложили о проб леме. Генерал подумал и при казал: - Артиллерия, освободить дорогу! Бог войны - артиллерия! В тот день и час она была представ лена полком, имевшим на во оружении 24 трофейные круп- повские гаубицы калибром 150 миллиметров. Как и положено, при наступлении артиллеристы находились в хвосте огромной пробки, состоящей из техники, конных повозок, лазаретов, по левых кухонь, штабных машин, виллисов, пекарни, придвижных радиостанций и прочей армей ской атрибутики. Приказ генерала докатился до командира 149-го артполка, а от него - до первой батареи. Она действительно была первой по отношению к злополучным воротам. А там, как на Руси по велось: командир первого огне вого взвода лейтенант Александр Салов вместе с командиром ору дия сержантом Усковым быстро подняли бойцов. Тракторист Са велий Стефаненко завёл свой ЧТЗ-65 (мощность 130лошадиных сил) и потащил шеститонную махину вперёд. Приблизились к преграде на 500 метров. Вежливо попросили всех разойтись. Прицелились и стрельнули... С весёлым воем снаряд про нёсся над воротами и взрывом подкорректировали. Второй, третий и четвёртый снаряды искромсали немецкую преграду. Невесть как уцелевший плакат постыдного содержания долго кружил в воздухе и упал в озеро. Пятым снарядом артил леристы "подмели" дорогу от арматуры. Наступление продолжилось, но задержка у ворот дала воз можность горным егерям без наказанно уйти в Печенгу. Не зря старались немецкие инженеры. Сегодня об этом сооружении напоминает лишь искорёжен ная арматура по обочинам фе деральной трассы "Кола". Во рота у озера Кирикован-ярви просуществовали до конца 50-х годов прошлого столетия - стали мешать движению военной тех ники и по приказу командира 131-й Печенгской ордена Ку тузова мотострелковой дивизии были взорваны сапёрами. Преграда у Трифоновского ручья помешала при строитель стве железнодорожной ветки к озеру Трифон-ярви. Единственный представитель этой необычной фортификации, который частич но сохранился до наших дней, - противотанковые ворота в посёл ке Лиинахамари. Похоже, что этот экспонат уникальный, не имеющий аналогов в мире. Член Союза писателей России Михаил ОРЕШЕТА Фото из архива Дмитрия ДУАИЧА. 4 18 февраля -День продовольственной и вещевой службыВСРФ ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ День рождения Сергей Наботов, как и многие люди, привык встречать в кругу родных и близких за накрытым столом. Но 24-я годовщина его появления на свет стоит особняком. 27 июля 2018 года лейтенант Наботов прибыл на большой противолодочный корабль "Вице-адми рал Кулаков" и вступил в должность помощника командира корабля по снабжению. Через неделю после прибытия офи цера БПК "Вице-адмирал Кулаков" предстояло выйти в поход по трассе Северного морского пути, обогнуть мыс Дежнёва Чукотского полуострова и войти в акваторию Тихого океана. Так что у вчерашнего выпускника военного ву за не было времени даже осмыслить своё новое положение, и он с головой окунулся во флотскую службу. - Моё становление в должности проходило во время дальнего похода, - вспоминает лейтенант. - Это было не просто, но мне помогал исполняющий обязанности старшего помощника на чальника штаба бригады противо лодочных кораблей СФ по МТО старший лейтенант Александр Заброда, при командированный на время похода на наш корабль. До этого он служил на БПК "Вице-адмирал Кулаков" в должности помощника командира корабля по снабжению. Он, не скупясь, делился со мной богатым служебным опытом, за что я ему очень благодарен. Лейтенант Сергей Наботов отмечает, что коллектив службы снабжения БПК "Вице-адмирал Кулаков" очень дружный и служит под девизом "Один за всех, и все за одного!". Поэтому все, как могли, помогали вчерашнему курсанту. Во время похода на корабль легла двойная задача, - он был флагманом похода и принял на борт штаб отряда боевых кораблей СФ во главе со стар шим похода командующим Кольской флотилией разнородных сил СФ вице адмиралом Олегом Голубевым и командиром отряда его за местителем контр-адмиралом Александром Пешковым. Лейтенанту Наботову пред стояла серьёзная проверка на профессионализм. Его прямая обязанность - грамотно органи зовать и контролировать работу службы снабжения корабля во время похода, чтобы всему эки пажу, штабу и прикомандиро ванным офицерам было сытно и комфортно. Ни для кого не секрет, что от бытовой устроен- ности напрямую зависит готов ность личного состава выпол нять поставленные задачи, а значит, и боевая готовность корабля в целом. Когда корабль находится в море, нагрузка на службу снаб жения возрастает во много раз. Поэтому коки, баталеры, кла довщики, операторы гладиль ных и стиральных машин трудят ся не покладая рук, день и ночь. И это совсем не метафора. К примеру, помимо трёхразового питания личного состава корабля, коки в три часа ночи должны обеспечить де журную вахту ночным "завтраком". Как говорит помощник командира корабля по снабжению лейтенант Сергей Наботов, его подчинённые свою задачу выполнили в полном объёме. А по результатам похода кок службы снабжения старший матрос Сергей Поташев был награждён медалью "За морские заслуги в Арктике". Во время похода в вы сокие широты корабль нес колько раз заходил в порты, но из-за непрекращающей- ся ни днём, ни ночью рабо ты в службе снабжения лей тенант Наботов почти не был на берегу. - Меня очень впечатлил посёлок Диксон, - делится впечатлениями молодой офицер. - Люди живут в су ровых условиях, где нет и сотой доли тех благ циви лизации, которые есть на Большой земле. Сергей Наботов родился в Саратовской области и, как сам признаётся, в школе даже не предполагал, что свяжет свою жизнь с Северным флотом. После окончания школы прошёл службу по призыву. Попал в Южную Осетию - город Цхинвал. Службу проходил в реактивной артиллерии командиром боевой машины БМ-21. Командование узнало, что Сергей хочет получить военное образование, поэтому пред ложило ему подать документы на поступление в Военную академию материально-технического обеспе чения имени генерала армии А.В. Хру- лёва. Через семь месяцев он пополнил ряды её курсантов. - Я решил служить на флоте и написал рапорт, что хочу учиться на отделении ВМФ, - вспоминает офицер. - И ни разу об этом не пожалел. Во время обучения у нас были морские практики. Пер вый раз отправиться в дальний поход довелось ещё на учебном корабле "Смольный". Мы ходили из Кронштадта в Алжир, поход был непродолжитель ный, всего 4 недели. На 3-м и 5-м курсе будущий моряк был на стажировке на ТАРКР "Пётр Великий". Курсант из южного города был очень впечатлён масштабами флагма на Северного флота. Итоговую практику он проходил в должности помощника командира корабля по снабжению. Как признаётся офицер, он мечтал служить на этом корабле, но не жалеет, что судьба привела его на борт БПК. В стенах Военной академии МТО курсант встретил свою судьбу - будущую жену Дарью, которая училась на курс младше. За год до того, как Сергей прибыл на Северный флот, молодые люди, не дожидаясь окончания обу чения, поженились. - Я очень горжусь Дашей, - тепло говорит о ней муж. - Она три раза в числе лучших курсантов участвовала в Параде Победы на Красной площади. Сейчас вместе с остальными готовится к чет вёртому параду. В этом году она за канчивает обучение, и летом наша семья наконец-то воссоединится. - Лейтенант Сергей Наботов при был на БПК "Вице-адмирал Кулаков" накануне дальнего похода, - в конце беседы рассказал о подчинённом заместитель командира корабля по военно-политической работе капитан 2 ранга Андрей Сафонов. - Наш корабль участвовал в серьёзном широкомас штабном учении "Восток -2018", про шли Северным морским путём в обе стороны. На плечах помощника ко мандира корабля по снабжению лежа ла огромная ответственность. Он ус пешно справился со своими задачами и остаётся образцом в выполнении слу жебного долга. Яна РАХИМОВА Фото автора. Блюдау кока ПетраАлейкина всегда сытные и вкусные. Помощниккомандира корабля по снабжениюлейте нантСергейНаботов проверяет готовящийся обед. ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ВОДИТЕЛЕЙ И ПЕШЕХОДОВ В феврале на Северном флоте проводится месячник безопаснос ти дорожного движения. Как рассказал начальник 263-й ре гиональной военной автомобильной инспекции полковник Павел Топалов, ещё до 1февраля на кораблях, в частях, организациях и учреждениях флота был проведён ряд подготовительных меро приятий. К примеру, прошли служебные совещания с участием командования частей, а также представителей воен ной прокуратуры, сотрудников ВАИ и ГИБДД. На контрольно-технических пунктах парков техники обновлены стен ды с информацией о дорожно-транс портных происшествиях, случившихся в минувшем году, и разъяснениями о це лях акции. На военном автотранспорте в левом нижнем углу ветрового стекла размещены таблички с текстом "На Северном флоте проводится месячник безопасности дорожного движения". В ходе месячника проведены инс трукторско-методические занятия по организации внутренней службы в ав топарках воинских частей, порядка перевозки людей, опасных и крупно габаритных грузов. С привлечением сотрудников ВАИ прошли занятия с водителями служеб ного и личного автотранспорта по зна нию Правил дорожного движения, прак тические занятия по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Организованы проверки техниче ского состояния всех транспортных средств, предназначенных для перевоз ки личного состава. В гарнизонах, на объединениях и в соединениях СФ про шли технические конференции с анали зом аварийности на флотских дорогах. Водителей и старших машин ежеднев но инструктируют о мерах безопасности при проезде пешеходных переходов и движении в жилых зонах. Приняты ме ры по сокращению эксплуатации транс портных средств ВС РФ после 18.00. Александр ПАНЮШКИН. Фото из архива ВАИ. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz