На страже Заполярья. 2019 год. Февраль.

7 стр. 22 февраля 2019 года К 75-летию разгрома немецко- фашистских войск вЗаполярье ВОРОТА ПРОТИВ ТАНКОВ Мы все до сих пор находимся под впечатлением фильма "Т-34". Гордость и восхищение остаются в душе после просмотра этой кинокартины. Это ведь было на самом деле! И это совершили наши люди! Танкисты наравне с лётчиками были гордостью страны. Ведь не случайно, начиная с 1939 года, в Советском Союзе долгое время очень популярной была песня "Марш советских танкистов": Броня крепка, и танки наши быстры, И наши люди мужеством полны. В строю стоят советские танкисты, Своей великой Родины сыны... Готовясь к боевым действиям в Заполярье, генералы вермахта были уверены в том, что на Кольском полуострове танки ис­ пользовать невозможно, и ошиб­ лись. Как раз советские танкис­ ты оказали самое ожесточённое сопротивление врагу на Канда­ лакшском направлении. Первый указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 года о награждении танкистов относится к этим событиям. Командиры танковых экипажей старший сержант Александр Борисов и младший сержант Александр Грязное были удосто­ ены звания Героя Советского Союза. Не столь успешной была судь­ ба танков на Мурманском нап­ равлении. Из-за неорганизован­ ности и просчётов командования все они были либо сожжены своими экипажами, либо бро­ шены. Рота танков, которая располагалась на полуострове Рыбачий, выдвинулась было к линии фронта, но, потеряв одну машину, больше себя никак не проявила. Прямо скажем, сов­ сем не по песне. Однако, что поделать - героя­ ми не рождаются, героями ста­ новятся. День за днём шла страш­ ная война. Чаша весов колеба­ лась то в одну, то в другую сто­ рону. Всё крепче становился дух советского солдата, обретался опыт, в том числе и в исполь­ зовании танков. Знали ли об этом горные еге­ ря? Наверное - да, если стали интенсивно возводить всевоз­ можные противотанковые со­ оружения, в том числе и такие сложные, как бетонные ворота, наглухо закрывающие проезд. Как правило, устанавлива­ лись они в таком месте, где, кроме как по дороге, проехать было негде - в ущельях или там, где с одной стороны проезжей части было озеро, а с другой - отвесная скала. В таких местах по обе стороны дороги строи­ лись толстенные бетонные сте­ ны. На дорожном полотне мон­ тировались рельсы, по которым двигалась такой же толщины бетонная плита. Она и пере­ крывала проезд. На Мурманском направлении фашистами было построено четверо таких ворот. Одни - на дороге Мурманск-Титовка возле озера Долгое (Сапог), вторые - между нынешним посёлком Спут­ ник и Печенгой у озера Кирико- ван-ярви, третьи - перед ручьём Трифон-йоки и четвёртые - не­ посредственно в Лиинахамари у восточной оконечности озера Пуро-ярви, перед гостиницей. Непонятно, чем руководство­ вались немецкие стратеги? Не­ ужели они так сильно боялись советских танкистов, что от стра­ ха не понимали: "танки грязи не боятся" и пройдут там, где и "олень не пройдёт"? Собственно, так оно и получи­ лось во время десятого Сталин­ ского удара, когда не только лёгкие и средние танки, но и тяжёлые, типа КВ, неожиданно для егерей появившись на Лу- остарской дороге, ворвались в Печенгу, а потом и в Киркенес. Интересно, что из четырёх построенных фашистами ворот во время Петсамо-Киркенесской операции сработали только одни, которые у озера Долгое. Дело было так. 9 октября 1944 года опера­ тивная группа генерал-лейте­ нанта Бориса Пигаревича полу­ чает условный сигнал на наступ­ ление со стороны Западной Лицы. В это время севернее, со стороны Муста-Тунтури, небо полыхало от канонады сотен орудий Северного оборонитель­ ного района - на штурм хребта пошли морские пехотинцы. Не подкачал и входивший в группу 149-й артполк - грохнул из 24 орудий по огневым точкам и капонирам. После беглого арт­ налёта в атаку пошла пехота. Однако вскоре разведчики - Стада нет, пастух остался, - брякнул, выслушав доклад, Пи- гаревич. Постепенно армейский по­ рядок восстановился. Подразде­ ления вышли на дорогу и уско­ ренным порядком принялись догонять врага. Появились азарт, шутки. Бывалые солдаты вор­ чали на молодёжь: - Не расслабляйтесь, чёрт вас дери, немец ещё огрызнётся. И как в воду глядели. Едва сле­ довавшая в авангарде сапёрная рота прошла участок у озера Дол­ гое, как впереди дорога оказа­ лась перегороженной бетон­ ными противотанковыми воро­ тами. Идеальное место для за­ сады: слева и справа - высо­ ченные сопки, усеянные валу­ нами и минными полями, а по центру, там, где можно пройти или проехать, передвижная бе­ тонная стена толщиной около метра. Вокруг колючая про­ волока, на ней висят гранаты с длинными деревянными руч­ ками. Чуть выше - от руки нари­ сованный плакат, изображаю­ щий немецкого солдата с обна­ жённой попой. Ниже надпись: "ИВААН! ГАНЦ КАКАЛ НА ТВОЯ ТАНКИ". разобрались в обстановке и доложили генералу: - Противника на участке от Западной Лицы до реки Титовка нет. через горы. Немецкие войска безнака­ занно уходили к Печенге. Руши­ лась мечта командующего фрон­ том генерала армии Кирилла Мерецкова окружить их. И всего- отозвался из-за сопок. Сидев­ шая на склонах сопок пехота весело засмеялась. Послыша­ лись крики: - Мазилы! Выше бери, выше! Фрица достанешь! Не обращая внимания на шутки, артиллеристы делали своё дело. Что-то подправили, Противотанковое заграждение с запирающим дорогу железо­ бетонным замком, передвигающимся порельсам. Готовясь к боевым действиям в Заполярье, генералы вермахта были уверены в том, что на Кольском полуострове танки использовать невозможно, и ошиблись. Как раз советские танкистыоказали самое ожесточённое сопротивление врагу на Канда­ лакшском направлении Противотанковые ворота, расстрелянные советскими артиллеристами. - Были бы они у меня, танки эти, - ругнулся подошедший к преграде командир дивизии генерал-майор Роман Панин. И крикнул так, чтобы слышали все: - Командиру сапёрной роты даю десять минут, чтобы открыть эти чёртовы ворота! Десять минут прошло. Все по­ пытки сдвинуть бетонную махину с места или взорвать её ни к че­ му не привели. Более того, по­ явилась ещё одна проблема - еге­ ря через своих разведчиков уз­ нали о скоплении войск перед во­ ротами и стали вести по квадра­ ту артиллерийский огонь. Приш­ лось походным колоннам рас­ средоточиться. Время шло. "Ключ" от ворот не находился. Судя по докладам, не лучше дело обстояло и у 61-го стрелкового полка, который на­ ступал по параллельно идущей дороге через высоту "Погранич­ ная". Там путь был перекрыт подрывом скалы. Пехота прош­ ла, а технику и гужевой тран­ спорт пришлось перетаскивать то из-за какой-то бетонной стен­ ки и многотонных гранитных глыб на дороге! Пигаревичу доложили о проб­ леме. Генерал подумал и при­ казал: - Артиллерия, освободить дорогу! Бог войны - артиллерия! В тот день и час она была представ­ лена полком, имевшим на во­ оружении 24 трофейные круп- повские гаубицы калибром 150 миллиметров. Как и положено, при наступлении артиллеристы находились в хвосте огромной пробки, состоящей из техники, конных повозок, лазаретов, по­ левых кухонь, штабных машин, виллисов, пекарни, придвижных радиостанций и прочей армей­ ской атрибутики. Приказ генерала докатился до командира 149-го артполка, а от него - до первой батареи. Она действительно была первой по отношению к злополучным воротам. А там, как на Руси по­ велось: командир первого огне­ вого взвода лейтенант Александр Салов вместе с командиром ору­ дия сержантом Усковым быстро подняли бойцов. Тракторист Са­ велий Стефаненко завёл свой ЧТЗ-65 (мощность 130лошадиных сил) и потащил шеститонную махину вперёд. Приблизились к преграде на 500 метров. Вежливо попросили всех разойтись. Прицелились и стрельнули... С весёлым воем снаряд про­ нёсся над воротами и взрывом подкорректировали. Второй, третий и четвёртый снаряды искромсали немецкую преграду. Невесть как уцелевший плакат постыдного содержания долго кружил в воздухе и упал в озеро. Пятым снарядом артил­ леристы "подмели" дорогу от арматуры. Наступление продолжилось, но задержка у ворот дала воз­ можность горным егерям без­ наказанно уйти в Печенгу. Не зря старались немецкие инженеры. Сегодня об этом сооружении напоминает лишь искорёжен­ ная арматура по обочинам фе­ деральной трассы "Кола". Во­ рота у озера Кирикован-ярви просуществовали до конца 50-х годов прошлого столетия - стали мешать движению военной тех­ ники и по приказу командира 131-й Печенгской ордена Ку­ тузова мотострелковой дивизии были взорваны сапёрами. Преграда у Трифоновского ручья помешала при строитель­ стве железнодорожной ветки к озеру Трифон-ярви. Единственный представитель этой необычной фортификации, который частич­ но сохранился до наших дней, - противотанковые ворота в посёл­ ке Лиинахамари. Похоже, что этот экспонат уникальный, не имеющий аналогов в мире. Член Союза писателей России Михаил ОРЕШЕТА Фото из архива Дмитрия ДУАИЧА. 4 18 февраля -День продовольственной и вещевой службыВСРФ ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ День рождения Сергей Наботов, как и многие люди, привык встречать в кругу родных и близких за накрытым столом. Но 24-я годовщина его появления на свет стоит особняком. 27 июля 2018 года лейтенант Наботов прибыл на большой противолодочный корабль "Вице-адми­ рал Кулаков" и вступил в должность помощника командира корабля по снабжению. Через неделю после прибытия офи­ цера БПК "Вице-адмирал Кулаков" предстояло выйти в поход по трассе Северного морского пути, обогнуть мыс Дежнёва Чукотского полуострова и войти в акваторию Тихого океана. Так что у вчерашнего выпускника военного ву­ за не было времени даже осмыслить своё новое положение, и он с головой окунулся во флотскую службу. - Моё становление в должности проходило во время дальнего похода, - вспоминает лейтенант. - Это было не­ просто, но мне помогал исполняющий обязанности старшего помощника на­ чальника штаба бригады противо­ лодочных кораблей СФ по МТО старший лейтенант Александр Заброда, при­ командированный на время похода на наш корабль. До этого он служил на БПК "Вице-адмирал Кулаков" в должности помощника командира корабля по снабжению. Он, не скупясь, делился со мной богатым служебным опытом, за что я ему очень благодарен. Лейтенант Сергей Наботов отмечает, что коллектив службы снабжения БПК "Вице-адмирал Кулаков" очень дружный и служит под девизом "Один за всех, и все за одного!". Поэтому все, как могли, помогали вчерашнему курсанту. Во время похода на корабль легла двойная задача, - он был флагманом похода и принял на борт штаб отряда боевых кораблей СФ во главе со стар­ шим похода командующим Кольской флотилией разнородных сил СФ вице­ адмиралом Олегом Голубевым и командиром отряда его за­ местителем контр-адмиралом Александром Пешковым. Лейтенанту Наботову пред­ стояла серьёзная проверка на профессионализм. Его прямая обязанность - грамотно органи­ зовать и контролировать работу службы снабжения корабля во время похода, чтобы всему эки­ пажу, штабу и прикомандиро­ ванным офицерам было сытно и комфортно. Ни для кого не секрет, что от бытовой устроен- ности напрямую зависит готов­ ность личного состава выпол­ нять поставленные задачи, а значит, и боевая готовность корабля в целом. Когда корабль находится в море, нагрузка на службу снаб­ жения возрастает во много раз. Поэтому коки, баталеры, кла­ довщики, операторы гладиль­ ных и стиральных машин трудят­ ся не покладая рук, день и ночь. И это совсем не метафора. К примеру, помимо трёхразового питания личного состава корабля, коки в три часа ночи должны обеспечить де­ журную вахту ночным "завтраком". Как говорит помощник командира корабля по снабжению лейтенант Сергей Наботов, его подчинённые свою задачу выполнили в полном объёме. А по результатам похода кок службы снабжения старший матрос Сергей Поташев был награждён медалью "За морские заслуги в Арктике". Во время похода в вы­ сокие широты корабль нес­ колько раз заходил в порты, но из-за непрекращающей- ся ни днём, ни ночью рабо­ ты в службе снабжения лей­ тенант Наботов почти не был на берегу. - Меня очень впечатлил посёлок Диксон, - делится впечатлениями молодой офицер. - Люди живут в су­ ровых условиях, где нет и сотой доли тех благ циви­ лизации, которые есть на Большой земле. Сергей Наботов родился в Саратовской области и, как сам признаётся, в школе даже не предполагал, что свяжет свою жизнь с Северным флотом. После окончания школы прошёл службу по призыву. Попал в Южную Осетию - город Цхинвал. Службу проходил в реактивной артиллерии командиром боевой машины БМ-21. Командование узнало, что Сергей хочет получить военное образование, поэтому пред­ ложило ему подать документы на поступление в Военную академию материально-технического обеспе­ чения имени генерала армии А.В. Хру- лёва. Через семь месяцев он пополнил ряды её курсантов. - Я решил служить на флоте и написал рапорт, что хочу учиться на отделении ВМФ, - вспоминает офицер. - И ни разу об этом не пожалел. Во время обучения у нас были морские практики. Пер­ вый раз отправиться в дальний поход довелось ещё на учебном корабле "Смольный". Мы ходили из Кронштадта в Алжир, поход был непродолжитель­ ный, всего 4 недели. На 3-м и 5-м курсе будущий моряк был на стажировке на ТАРКР "Пётр Великий". Курсант из южного города был очень впечатлён масштабами флагма­ на Северного флота. Итоговую практику он проходил в должности помощника командира корабля по снабжению. Как признаётся офицер, он мечтал служить на этом корабле, но не жалеет, что судьба привела его на борт БПК. В стенах Военной академии МТО курсант встретил свою судьбу - будущую жену Дарью, которая училась на курс младше. За год до того, как Сергей прибыл на Северный флот, молодые люди, не дожидаясь окончания обу­ чения, поженились. - Я очень горжусь Дашей, - тепло говорит о ней муж. - Она три раза в числе лучших курсантов участвовала в Параде Победы на Красной площади. Сейчас вместе с остальными готовится к чет­ вёртому параду. В этом году она за­ канчивает обучение, и летом наша семья наконец-то воссоединится. - Лейтенант Сергей Наботов при­ был на БПК "Вице-адмирал Кулаков" накануне дальнего похода, - в конце беседы рассказал о подчинённом заместитель командира корабля по военно-политической работе капитан 2 ранга Андрей Сафонов. - Наш корабль участвовал в серьёзном широкомас­ штабном учении "Восток -2018", про­ шли Северным морским путём в обе стороны. На плечах помощника ко­ мандира корабля по снабжению лежа­ ла огромная ответственность. Он ус­ пешно справился со своими задачами и остаётся образцом в выполнении слу­ жебного долга. Яна РАХИМОВА Фото автора. Блюдау кока ПетраАлейкина всегда сытные и вкусные. Помощниккомандира корабля по снабжениюлейте­ нантСергейНаботов проверяет готовящийся обед. ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ВОДИТЕЛЕЙ И ПЕШЕХОДОВ В феврале на Северном флоте проводится месячник безопаснос­ ти дорожного движения. Как рассказал начальник 263-й ре­ гиональной военной автомобильной инспекции полковник Павел Топалов, ещё до 1февраля на кораблях, в частях, организациях и учреждениях флота был проведён ряд подготовительных меро­ приятий. К примеру, прошли служебные совещания с участием командования частей, а также представителей воен­ ной прокуратуры, сотрудников ВАИ и ГИБДД. На контрольно-технических пунктах парков техники обновлены стен­ ды с информацией о дорожно-транс­ портных происшествиях, случившихся в минувшем году, и разъяснениями о це­ лях акции. На военном автотранспорте в левом нижнем углу ветрового стекла размещены таблички с текстом "На Северном флоте проводится месячник безопасности дорожного движения". В ходе месячника проведены инс­ трукторско-методические занятия по организации внутренней службы в ав­ топарках воинских частей, порядка перевозки людей, опасных и крупно­ габаритных грузов. С привлечением сотрудников ВАИ прошли занятия с водителями служеб­ ного и личного автотранспорта по зна­ нию Правил дорожного движения, прак­ тические занятия по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Организованы проверки техниче­ ского состояния всех транспортных средств, предназначенных для перевоз­ ки личного состава. В гарнизонах, на объединениях и в соединениях СФ про­ шли технические конференции с анали­ зом аварийности на флотских дорогах. Водителей и старших машин ежеднев­ но инструктируют о мерах безопасности при проезде пешеходных переходов и движении в жилых зонах. Приняты ме­ ры по сокращению эксплуатации транс­ портных средств ВС РФ после 18.00. Александр ПАНЮШКИН. Фото из архива ВАИ. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz