На страже Заполярья. 2019 год. Февраль.

3 стр. ★ на спив Заполярья i 1 февраля 2019 года i На службе Отечеству > ИСПРАВНОСТЬ и бы стры й ход Главная задача электромехаников - обеспечение готовности корабля к вы ходу в море "... Механик должен обладать мужеством пассивным. Он должен забыть о бое. Спокойно следить за манометрами и другими аппаратами, исполняя с пунктуальной точностью все приказания сверху". Слова из книги Петра Худякова "Путь к Цусиме" я прочла в каюте командира электро­ механической боевой части БДК "Георгий Победоносец" капитан-лейтенанта Игоря Крылова. Цитата современника Цусимского сражения на видном месте в рамке и под стеклом. На мой вопрос, соблюдается ли это, Игорь Николаевич, не задумываясь, ответил: "Да". Легко в учении Игорь, хоть и родился неда­ леко от колыбели флота Рос­ сийского - в Воронежской об­ ласти, в раннем детстве о службе не грезил. Мальчишкой ему боль­ ше нравилось, как он сам выра­ зился, крутить гайки с отцом в га­ раже. Были в его жизни велоси­ педы, мотоциклы и автомобили, вот в их внутренностях разби­ раться хотелось и с лёгкостью получалось. А крёстный отец был под­ водником, командиром боевой части связи атомохода. Служил в Заозёрске и в Северодвинске, а когда приезжал в отпуск, мно­ го рассказывал Игорю о флоте. - Его рассказы меня заинте­ ресовали. Я сам пошёл в воен­ комат, чтобы узнать, какие в Рос­ сии есть военно-морские вузы, - вспоминает офицер. - В2007 году поступил в Военно-морской ин­ женерный институт, хо­ тя выпускался уже из Военно-морской ака­ демии ВУНЦ ВМФ ВМА. Ну а факультет выбрал, исходя из того, что мне механика по душе, ни штурманом, ни связи­ стом, например, стано­ виться не хотелось. Сейчас Игорь Нико­ лаевич вспоминает, что при поступлении очень волновался, был большой конкурс - 7 человек на место. А вот учёба далась легко: - Если ты понима­ ешь теорию процесса и можешь объяснить его динамику и кинемати­ ку, то ничего сложного быть не может. Если же ты сам процесс и прин­ цип работы, например, двигателя внутреннего сгорания представить и объяснить не мо­ жешь, то учиться будет тяжело. Окончил военный вуз лейтенант Крылов с красным дипломом, по распределению был назначен на большой десантный корабль "Александр Отраков- ский" на должность инженера электромеханической боевой части. Спустя 2 года исправной службы стал командиром БЧ-5 на БДК "Георгий Победоносец". Главным своим учителем ка­ питан-лейтенант Крылов считает заместителя командира брига­ ды десантных кораблей по элект­ ромеханической части капитана 2 ранга Сергея Иванова: - Сергей Васильевич - человек требовательный. А совет его главный - изучать всё руками. Он считает, пока сам всё не потро­ гаешь, не разберёшь-соберёшь раз пять, ничему не научишься. Когда я лейтенантом ходил к нему сдавать зачёты, он меня на этом и подлавливал. Я начи­ таюсь учебников, прихожу, а он спросит что-то, чего в книжках не написано. Я молчу, а он под­ трунивает: "Всё потому что ты не ходил и не смотрел, сам не кру­ тил и не разбирался. По учеб­ нику ты вчера всё выучил, сегодня мне рассказал, а завтра - забыл. Процесс регулировки тепловых зазоров в машин­ ном отделении БДК. А вот когда своими руками каж­ дую деталь потрогаешь - за­ помнишь!". Теперь и я так же объясняю своим подчинённым. Горжусь тем, что отвечаю за "сердце" - Человеку без серд­ ца жить невозможно. Он может не видеть, например, не слышать, но жить. Вот и с кораб­ лём всё так же. Нет штурмана или связи, но корабль всё равно идёт. А вот не было бы главного двигателя - не было бы ни хода, ни света, ни тепла, - рас­ суждает капитан-лей­ тенант Крылов. Главная задача его подразделения - поддержание технической готовности мате­ риальной части, то есть обеспе­ чение готовности корабля к вы­ ходу в море вустановленные вре­ менные сроки. - Это означает техническую исправность корабля, чтобы в любой момент он мог "завес­ тись", сняться со швартовых и выйти в море для выполнения поставленной задачи, - поясняет мне офицер. В подчинении у Игоря Нико­ лаевича самая большая боевая часть на корабле, в заведовании - два главных двигателя, три ди­ зель-генератора, два паровых котла, а также вспо­ могательные механиз­ мы и устройства. Назначение элект­ ромеханического обо­ рудования на кораб­ лях разных классов и типов одинаковое, но специфика в режимах использования у каж­ дого своя. БДК - един­ ственный корабль, ко­ торый способен по­ дойти к берегу. У него отличные от других во­ доизмещение и осад­ ка, нет киля. Потому есть и свои особен­ ности использования машин при подходе к берегу - необходимо удерживать корабль, чтобы его не развора­ чивало. - Тут нужны чёткие и грамотные действия личного состава БЧ-5. Все команды, которые даёт командир с ГКП, механикам необходи­ мо отрабатывать мо­ ментально и точно. Это сильно влияет на удержание и манев­ ренность корабля при подходе к берегу. Большая нагрузка ложится на мотористов, которые стоят на постах управления главных дви­ гателей. До и после похода Подготовка корабля к боевой службе - это солидный комплекс мероприятий, которые начина­ ются за два месяца до выхода из базы. По словам капитан- лейтенанта Игоря Крылова, что касается его части, первым де­ лом необходимо подать заявки и получить со складов доволь­ ствующего органа недостающие либо необходимые для прове­ дения регламентных работ ЗИП до полных норм. Затем личный состав БЧ-5 проводит регламентное обслу­ живание главной энергетиче­ ской установки, вспомогатель­ ных устройств и систем, у кото­ рых подошли сроки. Существует доносец" проходят службу по контракту, в должностях не ме­ нее трёх лет, обладают солид­ ным опытом, имеют на счёту боевые службы и в южных широ­ тах, и в северных. После возвращения домой на плечи корабельных механиков ложится послепоходовый ос­ мотр и ремонт. В море могут случаться и такие поломки, кото­ рые невозможно устранить си­ лами личного состава, поэтому по прибытии в основной пункт базирования корабль проходит восстановление технической готовности. - С "Георгием Победоносцем" такого ни разу не было. Но бы­ вают случаи, когда до выхода в море все операции сервисного Назначение электромеханического оборудования на кораблях разных классов и типов одинаковое, но специфика в режимах использования у каждого своя специальный журнал планово­ предупредительных осмотров и ремонтов, где ведётся учёт нара­ ботки всех механизмов и контро­ лируются проводимые осмотры и ремонты. Сверяясь с ним, планируются работы, составля­ ется график их проведения, что­ бы охватить весь объём и не упустить даже мелочей. Обяза­ тельно пополняются запасы ГСМ, воды. Их количество рассчи­ тывается в зависимости от по­ ставленных задач. - Больше всего нервных кле­ ток отмирает именно на периоде подготовки к выходу, из-за опа­ сения что-то не учесть, упустить или забыть. Ведь в море по­ полниться будет уже неоткуда, - признаётся Игорь Николаевич. Параллельно идёт боевая учёба личного состава. Упор в этот период делается на ремонт­ ную подготовку, обязательно - борьба за живучесть, специаль­ ная и общая подготовка. Сейчас все военнослужащие электро­ механической БЧ большого де­ сантного корабля "Георгий Побе­ обслуживания материальной части в полном объёме не вы­ полняются, и поэтому опреде­ лённый объём работы плани­ руется и проводится после воз­ вращения корабля, - расска­ зывает капитан-лейтенант Кры­ лов. И если послепоходовый ос­ мотр и ремонт выполняет личный состав БЧ-5, то восстановление технической готовности - зона от­ ветственности специализирован­ ных предприятий, которые могут дать гарантийные обязательства на исполнение своих работ. С ними не страшно По признанию командира электромеханической боевой части БДК "Георгий Победоно­ сец" капитан-лейтенанта Игоря Крылова, самое сложное для не­ го в работе - это добиться обучае­ мости личного состава, сформи­ ровать под себя команду, с кото­ рой не страшно выйти в море: - Это сейчас мы уже слажен­ ный механизм. Но добиться это­ го было нелегко, ведь все люди разные, а нужно соз­ дать такую атмосферу, чтобы подчинённые видели в тебе специа­ листа, радеющего за своё дело, верили идо­ веряли как командиру подразделения и че­ ловеку, который несёт за них ответственность и переживает за судь­ бу каждого. И лишь только, когда добива­ ешься этого и прео­ долеваешь невидимую грань в личностных от­ ношениях, то, в свою очередь, можешь быть уверен, что ни один из твоих подчинённых тебя никогда не подведёт. Игорь Николаевич заверяет, что достичь этого можно лишь уверенными действиями, гра­ мотными решениями, чтобы тре­ бовать от кого-то образцового выполнения задачи, необходи­ мо самому соответствовать предъявляемым требованиям. Важно прислушиваться к поже­ ланиям личного состава, чутко относиться к их заботам, тогда и они при возникшей необходимо­ сти пойдут навстречу осознанно, например, могут задержаться на корабле сверх положенного рег­ ламентом служебного времени, потому что ответственны и созна­ тельны, а не только по прика­ занию. По итогам минувшего учеб­ ного года командир БЧ-5 отме­ тил высокие показатели в учеб­ но-боевой деятельности стар­ шины команды главных двига­ телей старшего мичмана Вади­ ма Михеева, старшины команды вспомогательных дизель-гене­ раторов мичмана Вячеслава Фандюшина, старшего мото­ риста главного двигателя право­ го борта старшины 2 статьи Пав­ ла Котова, старшего моториста главного двигателя левого борта старшины 1 статьи Николая Смирнова, моториста вспомога­ тельных дизель-генераторов старшего матроса Владими­ ра Степанищева и машиниста трюмного младшего сержан­ та Константина Лещенко. О по­ следнем капитан-лейтенант Игорь Крылов отзывался с осо­ бой гордостью, называя уни­ кальным человеком, специа­ листом во всех отраслях и с большой буквы, который от­ носится к вверенной ему технике с полной ответственностью. Он всегда с радостью помогает дру­ гим, а сейчас ещё повышает уровень своего образования, чтобы обрести мичманские по­ гоны. Анна КОРОЛЬКОВА Фото из архива БДК "Георгий Победоносец". ШТУРМАН РЕКОМЕНДУЕТ КУРС Не случайно штурманская боевая часть на любом корабле - первый номер Её специалисты решают задачи первостепенной важности. Они ведут исчисление времени и всегда должны знать, где находится корабль, куда он идёт икогда будет взаданной точке. Поройдля сторонних наблюдателей работа штурманов напоминает труд научных работников: расчёты, измерения, схемы. Но деятелям науки, в отличие от штурманов, не приходится принимать участие в управлении бое­ вым кораблём, кстати, нередко в суровых нави­ гационных условиях, при прохождении опасных узкостей и выполнении сложных манёвров. С мечтой о море Инженер электронавига- ционной группы штурман­ ской боевой части тяжёлого атомного ракетного крей­ сера "Пётр Великий" лей­ тенант Григорий Казнов в должности второй год. Офи­ цер стоит только в начале своей карьеры. Григорий - петербуржец. Отец - предприниматель, ма­ ма - торговый представитель. - Хотя родители у меня и не военнослужащие, я со школьных лет мечтал быть моряком. В 11 лет Григорий посту­ пил в Кронштадтский мор­ ской кадетский корпус, где начинал осваивать азы мор­ ской специальности. Ещё в "кадетке" он приметил спе­ циальность штурмана. Пос­ ле окончания корпуса па­ рень поступил на штурман­ ско-гидрографический фа­ культет Санкт-Петербург­ ского военно-морского инс­ титута. Мечта стала явью. - В училище я понял, что не ошибся в выборе спе­ циальности, -делится воспо­ минаниями лейтенант Каз­ нов. - Я с удовольствием учился, изучал навигацию, мореходную астрономию, тактику итехнические средст­ ва кораблевождения. Офицерскую карьеру мо­ лодой специалист начал в главной базе Северного фло­ та с должности инженера электронавигационной груп­ пы штурманской боевой час­ ти ТАРКР "Пётр Великий". - Впервые я оказался на флагмане Северного фло­ та, когда проходил стажи­ ровку, - рассказывает Гри­ горий. - Корабль мне ещё тогда понравился, поэтому и стремился попасть имен­ но на него. Сразу после вступления в должность он вместе с экипажем отправился на главный военно-морской парад в Кронштадт. - Чтобы пройти сложную в навигационном отноше­ нии проливную зону с ин­ тенсивным судоходством, нужно умело действовать в любых ситуациях, - поясня­ ет лейтенант Казнов. - Спе­ циалисты БЧ-1 с этим спра­ вились на отлично. По возвращении в Севе­ роморск Григорий быстро сдал зачёты на самостоя­ тельное несение штурман­ ской вахты. По словам ко­ мандира БЧ-1, офицер стре­ мительно набирался опы­ та, приобретал недостаю­ щие знания, отрабатывал практические навыки. - Без постоянных выхо­ дов в море, участия в уче­ ниях и дальних походах ни­ когда не получить хороших профессиональных навы­ ков. Все боевые задачи я воспринимаю как проверку на профессионализм, - объясняет офицер. В настоящее время лей­ тенант Григорий Казнов счи­ тается одним из лучших мо­ лодыхспециалистов наТАРКР "Пётр Великий". Командо­ вание характеризует офице­ ра как усердного, ответст­ венного и исполнительного. Море - главный экзаменатор Ни для кого не секрет, что основнуючасть работы штур- ман выполняет на карте, где отображается основ­ ная информация, которую специалисты БЧ-1 исполь­ зуют для принятия решения. - Наша профессия не­ легка, - считает лейтенант Григорий Казнов. - Она предполагает наличие та­ ких качеств, как ответствен­ ность, точность, аккурат­ ность и внимательность. Причём требования к штур­ ману увеличиваются при выходе корабля в море. Он отвечает за безопасность плавания. По словам Григория, из­ бежать каких-либо неточ­ ностей и ошибок может только влюблённый в своё дело профессионал, изу­ чивший перед выходом в море район плавания и от­ лично знающий технику от сложных спутниковых сис­ тем навигации до визира. - Штурман, кроме вла­ дения своими знаниями, должен обладать ещё и ин­ туитивным навигационным чутьём. Такое качество при­ обретается только прак­ тикой, - подчёркивает моло­ дой специалист. По словам офицера, в море любая допущенная ошибка может привести к срыву боевой задачи. Не умаляя достоинств и преимуществ современного оборудования, лейтенант Каз­ нов считает важным по­ стоянно прак­ тиковаться в так называе­ мых ручных способах опре­ деления мес­ тоположения корабля: - Конечно, в первую оче­ редь мы пола­ гаемся на оп­ ределение мес­ та по пелен­ гам, по дистан­ циям, смешан­ ным спосо­ бом, а современные спут­ никовые навигационные сис­ темы помогают себя прове­ рить и убедиться в точности обсервованного места. По словам лейтенанта Казнова, штурман также руководит службой точного времени на корабле, следит за изменениями погоды. Здесь ему нужны не только знания метеорологии, но и аналитические способнос­ ти, чтобы правильно опре­ делить развитие событий и подготовить предложение командиру. - Это та специальность, которой можно по праву гордиться, - говорит Гри­ горий. Звёздный лабиринт Прежде чем выйти в мо­ ре, штурман делает пред­ варительную прокладку, уточняет навигационную обстановку в районе пла­ вания. На помощь в расчётах специалистам столь точной профессии приходят неза­ мысловатые вещи: изме­ ритель, циркуль, парал­ лельная линейка и транс­ портир. - При подготовке к выходу в море мы поднимаем кар­ ты, наносим необходимую информацию, прокладыва­ ем предварительный курс, рассчитываем скорость и время движения. При не­ посредственном выходе в море специалисты БЧ-1 обеспечивают навигацион­ ную безопасность плавания. Они выдают командиру свои рекомендации, производят расчёт расхождения с це­ лью, определяют, какую луч­ ше занять позицию, и мно­ гое другое, - поясняет лейте­ нант Казнов. Большое внимание на ТАРКР "Пётр Великий" уде­ ляется штурманской подго­ товке членов экипажа. Ко­ мандир БЧ-1 капитан 2 ран­ га Алексей Рябоштан про­ водит занятия с офицер­ ским составом, занимается подготовкой вахтенных офи­ церов и специалистов бое­ вого информационного цент­ ра (БИЦ). - В нашем деле учиться нужно постоянно - отсле­ живать и запоминать все изменения в лоциях, совер­ шенствовать навыки веде­ ния сложных расчётов, не забывая о проверенных вре­ менем способах опреде­ ления места по небесным светилам, - рассказыва­ ет Григорий Александро­ вич. И тут у меня созревает вопрос: "А вы умеете ориен­ тироваться по звёздам?". Ответ последовал быстро: - Конечно, это один из самых интересных спосо­ бов. Штурман должен уметь быстро находить и уверенно опознавать астрономиче­ ские ориентиры и по ним определять местоположе­ ние. Хотя таким способом мы пользуемся редко. Как рассказал офицер, местонахождение корабля можно определить и по глубине. Тогда в ход идёт эхолот - прибор для изме­ рения глубины под килём. - Каждый выход в море индивидуален. Бывают до­ статочно сложные метеоро­ логические условия, - под­ чёркивает офицер. - В се­ верных широтах они наибо­ лее благоприятные летом, в остальные времена года погода может вести себя капризно. Владлена ИЛЮШИНА. Фото автора . Избежать каких-либо неточностей и ошибок может только влюб­ лённый в своё дело профессионал, изучивший перед выходом в море район плавания и отлично знающий технику от сложных спутниковых систем навигации до визира

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz