На страже Заполярья. 2019 год. Февраль.
3 стр. ★ на спив Заполярья i 1 февраля 2019 года i На службе Отечеству > ИСПРАВНОСТЬ и бы стры й ход Главная задача электромехаников - обеспечение готовности корабля к вы ходу в море "... Механик должен обладать мужеством пассивным. Он должен забыть о бое. Спокойно следить за манометрами и другими аппаратами, исполняя с пунктуальной точностью все приказания сверху". Слова из книги Петра Худякова "Путь к Цусиме" я прочла в каюте командира электро механической боевой части БДК "Георгий Победоносец" капитан-лейтенанта Игоря Крылова. Цитата современника Цусимского сражения на видном месте в рамке и под стеклом. На мой вопрос, соблюдается ли это, Игорь Николаевич, не задумываясь, ответил: "Да". Легко в учении Игорь, хоть и родился неда леко от колыбели флота Рос сийского - в Воронежской об ласти, в раннем детстве о службе не грезил. Мальчишкой ему боль ше нравилось, как он сам выра зился, крутить гайки с отцом в га раже. Были в его жизни велоси педы, мотоциклы и автомобили, вот в их внутренностях разби раться хотелось и с лёгкостью получалось. А крёстный отец был под водником, командиром боевой части связи атомохода. Служил в Заозёрске и в Северодвинске, а когда приезжал в отпуск, мно го рассказывал Игорю о флоте. - Его рассказы меня заинте ресовали. Я сам пошёл в воен комат, чтобы узнать, какие в Рос сии есть военно-морские вузы, - вспоминает офицер. - В2007 году поступил в Военно-морской ин женерный институт, хо тя выпускался уже из Военно-морской ака демии ВУНЦ ВМФ ВМА. Ну а факультет выбрал, исходя из того, что мне механика по душе, ни штурманом, ни связи стом, например, стано виться не хотелось. Сейчас Игорь Нико лаевич вспоминает, что при поступлении очень волновался, был большой конкурс - 7 человек на место. А вот учёба далась легко: - Если ты понима ешь теорию процесса и можешь объяснить его динамику и кинемати ку, то ничего сложного быть не может. Если же ты сам процесс и прин цип работы, например, двигателя внутреннего сгорания представить и объяснить не мо жешь, то учиться будет тяжело. Окончил военный вуз лейтенант Крылов с красным дипломом, по распределению был назначен на большой десантный корабль "Александр Отраков- ский" на должность инженера электромеханической боевой части. Спустя 2 года исправной службы стал командиром БЧ-5 на БДК "Георгий Победоносец". Главным своим учителем ка питан-лейтенант Крылов считает заместителя командира брига ды десантных кораблей по элект ромеханической части капитана 2 ранга Сергея Иванова: - Сергей Васильевич - человек требовательный. А совет его главный - изучать всё руками. Он считает, пока сам всё не потро гаешь, не разберёшь-соберёшь раз пять, ничему не научишься. Когда я лейтенантом ходил к нему сдавать зачёты, он меня на этом и подлавливал. Я начи таюсь учебников, прихожу, а он спросит что-то, чего в книжках не написано. Я молчу, а он под трунивает: "Всё потому что ты не ходил и не смотрел, сам не кру тил и не разбирался. По учеб нику ты вчера всё выучил, сегодня мне рассказал, а завтра - забыл. Процесс регулировки тепловых зазоров в машин ном отделении БДК. А вот когда своими руками каж дую деталь потрогаешь - за помнишь!". Теперь и я так же объясняю своим подчинённым. Горжусь тем, что отвечаю за "сердце" - Человеку без серд ца жить невозможно. Он может не видеть, например, не слышать, но жить. Вот и с кораб лём всё так же. Нет штурмана или связи, но корабль всё равно идёт. А вот не было бы главного двигателя - не было бы ни хода, ни света, ни тепла, - рас суждает капитан-лей тенант Крылов. Главная задача его подразделения - поддержание технической готовности мате риальной части, то есть обеспе чение готовности корабля к вы ходу в море вустановленные вре менные сроки. - Это означает техническую исправность корабля, чтобы в любой момент он мог "завес тись", сняться со швартовых и выйти в море для выполнения поставленной задачи, - поясняет мне офицер. В подчинении у Игоря Нико лаевича самая большая боевая часть на корабле, в заведовании - два главных двигателя, три ди зель-генератора, два паровых котла, а также вспо могательные механиз мы и устройства. Назначение элект ромеханического обо рудования на кораб лях разных классов и типов одинаковое, но специфика в режимах использования у каж дого своя. БДК - един ственный корабль, ко торый способен по дойти к берегу. У него отличные от других во доизмещение и осад ка, нет киля. Потому есть и свои особен ности использования машин при подходе к берегу - необходимо удерживать корабль, чтобы его не развора чивало. - Тут нужны чёткие и грамотные действия личного состава БЧ-5. Все команды, которые даёт командир с ГКП, механикам необходи мо отрабатывать мо ментально и точно. Это сильно влияет на удержание и манев ренность корабля при подходе к берегу. Большая нагрузка ложится на мотористов, которые стоят на постах управления главных дви гателей. До и после похода Подготовка корабля к боевой службе - это солидный комплекс мероприятий, которые начина ются за два месяца до выхода из базы. По словам капитан- лейтенанта Игоря Крылова, что касается его части, первым де лом необходимо подать заявки и получить со складов доволь ствующего органа недостающие либо необходимые для прове дения регламентных работ ЗИП до полных норм. Затем личный состав БЧ-5 проводит регламентное обслу живание главной энергетиче ской установки, вспомогатель ных устройств и систем, у кото рых подошли сроки. Существует доносец" проходят службу по контракту, в должностях не ме нее трёх лет, обладают солид ным опытом, имеют на счёту боевые службы и в южных широ тах, и в северных. После возвращения домой на плечи корабельных механиков ложится послепоходовый ос мотр и ремонт. В море могут случаться и такие поломки, кото рые невозможно устранить си лами личного состава, поэтому по прибытии в основной пункт базирования корабль проходит восстановление технической готовности. - С "Георгием Победоносцем" такого ни разу не было. Но бы вают случаи, когда до выхода в море все операции сервисного Назначение электромеханического оборудования на кораблях разных классов и типов одинаковое, но специфика в режимах использования у каждого своя специальный журнал планово предупредительных осмотров и ремонтов, где ведётся учёт нара ботки всех механизмов и контро лируются проводимые осмотры и ремонты. Сверяясь с ним, планируются работы, составля ется график их проведения, что бы охватить весь объём и не упустить даже мелочей. Обяза тельно пополняются запасы ГСМ, воды. Их количество рассчи тывается в зависимости от по ставленных задач. - Больше всего нервных кле ток отмирает именно на периоде подготовки к выходу, из-за опа сения что-то не учесть, упустить или забыть. Ведь в море по полниться будет уже неоткуда, - признаётся Игорь Николаевич. Параллельно идёт боевая учёба личного состава. Упор в этот период делается на ремонт ную подготовку, обязательно - борьба за живучесть, специаль ная и общая подготовка. Сейчас все военнослужащие электро механической БЧ большого де сантного корабля "Георгий Побе обслуживания материальной части в полном объёме не вы полняются, и поэтому опреде лённый объём работы плани руется и проводится после воз вращения корабля, - расска зывает капитан-лейтенант Кры лов. И если послепоходовый ос мотр и ремонт выполняет личный состав БЧ-5, то восстановление технической готовности - зона от ветственности специализирован ных предприятий, которые могут дать гарантийные обязательства на исполнение своих работ. С ними не страшно По признанию командира электромеханической боевой части БДК "Георгий Победоно сец" капитан-лейтенанта Игоря Крылова, самое сложное для не го в работе - это добиться обучае мости личного состава, сформи ровать под себя команду, с кото рой не страшно выйти в море: - Это сейчас мы уже слажен ный механизм. Но добиться это го было нелегко, ведь все люди разные, а нужно соз дать такую атмосферу, чтобы подчинённые видели в тебе специа листа, радеющего за своё дело, верили идо веряли как командиру подразделения и че ловеку, который несёт за них ответственность и переживает за судь бу каждого. И лишь только, когда добива ешься этого и прео долеваешь невидимую грань в личностных от ношениях, то, в свою очередь, можешь быть уверен, что ни один из твоих подчинённых тебя никогда не подведёт. Игорь Николаевич заверяет, что достичь этого можно лишь уверенными действиями, гра мотными решениями, чтобы тре бовать от кого-то образцового выполнения задачи, необходи мо самому соответствовать предъявляемым требованиям. Важно прислушиваться к поже ланиям личного состава, чутко относиться к их заботам, тогда и они при возникшей необходимо сти пойдут навстречу осознанно, например, могут задержаться на корабле сверх положенного рег ламентом служебного времени, потому что ответственны и созна тельны, а не только по прика занию. По итогам минувшего учеб ного года командир БЧ-5 отме тил высокие показатели в учеб но-боевой деятельности стар шины команды главных двига телей старшего мичмана Вади ма Михеева, старшины команды вспомогательных дизель-гене раторов мичмана Вячеслава Фандюшина, старшего мото риста главного двигателя право го борта старшины 2 статьи Пав ла Котова, старшего моториста главного двигателя левого борта старшины 1 статьи Николая Смирнова, моториста вспомога тельных дизель-генераторов старшего матроса Владими ра Степанищева и машиниста трюмного младшего сержан та Константина Лещенко. О по следнем капитан-лейтенант Игорь Крылов отзывался с осо бой гордостью, называя уни кальным человеком, специа листом во всех отраслях и с большой буквы, который от носится к вверенной ему технике с полной ответственностью. Он всегда с радостью помогает дру гим, а сейчас ещё повышает уровень своего образования, чтобы обрести мичманские по гоны. Анна КОРОЛЬКОВА Фото из архива БДК "Георгий Победоносец". ШТУРМАН РЕКОМЕНДУЕТ КУРС Не случайно штурманская боевая часть на любом корабле - первый номер Её специалисты решают задачи первостепенной важности. Они ведут исчисление времени и всегда должны знать, где находится корабль, куда он идёт икогда будет взаданной точке. Поройдля сторонних наблюдателей работа штурманов напоминает труд научных работников: расчёты, измерения, схемы. Но деятелям науки, в отличие от штурманов, не приходится принимать участие в управлении бое вым кораблём, кстати, нередко в суровых нави гационных условиях, при прохождении опасных узкостей и выполнении сложных манёвров. С мечтой о море Инженер электронавига- ционной группы штурман ской боевой части тяжёлого атомного ракетного крей сера "Пётр Великий" лей тенант Григорий Казнов в должности второй год. Офи цер стоит только в начале своей карьеры. Григорий - петербуржец. Отец - предприниматель, ма ма - торговый представитель. - Хотя родители у меня и не военнослужащие, я со школьных лет мечтал быть моряком. В 11 лет Григорий посту пил в Кронштадтский мор ской кадетский корпус, где начинал осваивать азы мор ской специальности. Ещё в "кадетке" он приметил спе циальность штурмана. Пос ле окончания корпуса па рень поступил на штурман ско-гидрографический фа культет Санкт-Петербург ского военно-морского инс титута. Мечта стала явью. - В училище я понял, что не ошибся в выборе спе циальности, -делится воспо минаниями лейтенант Каз нов. - Я с удовольствием учился, изучал навигацию, мореходную астрономию, тактику итехнические средст ва кораблевождения. Офицерскую карьеру мо лодой специалист начал в главной базе Северного фло та с должности инженера электронавигационной груп пы штурманской боевой час ти ТАРКР "Пётр Великий". - Впервые я оказался на флагмане Северного фло та, когда проходил стажи ровку, - рассказывает Гри горий. - Корабль мне ещё тогда понравился, поэтому и стремился попасть имен но на него. Сразу после вступления в должность он вместе с экипажем отправился на главный военно-морской парад в Кронштадт. - Чтобы пройти сложную в навигационном отноше нии проливную зону с ин тенсивным судоходством, нужно умело действовать в любых ситуациях, - поясня ет лейтенант Казнов. - Спе циалисты БЧ-1 с этим спра вились на отлично. По возвращении в Севе роморск Григорий быстро сдал зачёты на самостоя тельное несение штурман ской вахты. По словам ко мандира БЧ-1, офицер стре мительно набирался опы та, приобретал недостаю щие знания, отрабатывал практические навыки. - Без постоянных выхо дов в море, участия в уче ниях и дальних походах ни когда не получить хороших профессиональных навы ков. Все боевые задачи я воспринимаю как проверку на профессионализм, - объясняет офицер. В настоящее время лей тенант Григорий Казнов счи тается одним из лучших мо лодыхспециалистов наТАРКР "Пётр Великий". Командо вание характеризует офице ра как усердного, ответст венного и исполнительного. Море - главный экзаменатор Ни для кого не секрет, что основнуючасть работы штур- ман выполняет на карте, где отображается основ ная информация, которую специалисты БЧ-1 исполь зуют для принятия решения. - Наша профессия не легка, - считает лейтенант Григорий Казнов. - Она предполагает наличие та ких качеств, как ответствен ность, точность, аккурат ность и внимательность. Причём требования к штур ману увеличиваются при выходе корабля в море. Он отвечает за безопасность плавания. По словам Григория, из бежать каких-либо неточ ностей и ошибок может только влюблённый в своё дело профессионал, изу чивший перед выходом в море район плавания и от лично знающий технику от сложных спутниковых сис тем навигации до визира. - Штурман, кроме вла дения своими знаниями, должен обладать ещё и ин туитивным навигационным чутьём. Такое качество при обретается только прак тикой, - подчёркивает моло дой специалист. По словам офицера, в море любая допущенная ошибка может привести к срыву боевой задачи. Не умаляя достоинств и преимуществ современного оборудования, лейтенант Каз нов считает важным по стоянно прак тиковаться в так называе мых ручных способах опре деления мес тоположения корабля: - Конечно, в первую оче редь мы пола гаемся на оп ределение мес та по пелен гам, по дистан циям, смешан ным спосо бом, а современные спут никовые навигационные сис темы помогают себя прове рить и убедиться в точности обсервованного места. По словам лейтенанта Казнова, штурман также руководит службой точного времени на корабле, следит за изменениями погоды. Здесь ему нужны не только знания метеорологии, но и аналитические способнос ти, чтобы правильно опре делить развитие событий и подготовить предложение командиру. - Это та специальность, которой можно по праву гордиться, - говорит Гри горий. Звёздный лабиринт Прежде чем выйти в мо ре, штурман делает пред варительную прокладку, уточняет навигационную обстановку в районе пла вания. На помощь в расчётах специалистам столь точной профессии приходят неза мысловатые вещи: изме ритель, циркуль, парал лельная линейка и транс портир. - При подготовке к выходу в море мы поднимаем кар ты, наносим необходимую информацию, прокладыва ем предварительный курс, рассчитываем скорость и время движения. При не посредственном выходе в море специалисты БЧ-1 обеспечивают навигацион ную безопасность плавания. Они выдают командиру свои рекомендации, производят расчёт расхождения с це лью, определяют, какую луч ше занять позицию, и мно гое другое, - поясняет лейте нант Казнов. Большое внимание на ТАРКР "Пётр Великий" уде ляется штурманской подго товке членов экипажа. Ко мандир БЧ-1 капитан 2 ран га Алексей Рябоштан про водит занятия с офицер ским составом, занимается подготовкой вахтенных офи церов и специалистов бое вого информационного цент ра (БИЦ). - В нашем деле учиться нужно постоянно - отсле живать и запоминать все изменения в лоциях, совер шенствовать навыки веде ния сложных расчётов, не забывая о проверенных вре менем способах опреде ления места по небесным светилам, - рассказыва ет Григорий Александро вич. И тут у меня созревает вопрос: "А вы умеете ориен тироваться по звёздам?". Ответ последовал быстро: - Конечно, это один из самых интересных спосо бов. Штурман должен уметь быстро находить и уверенно опознавать астрономиче ские ориентиры и по ним определять местоположе ние. Хотя таким способом мы пользуемся редко. Как рассказал офицер, местонахождение корабля можно определить и по глубине. Тогда в ход идёт эхолот - прибор для изме рения глубины под килём. - Каждый выход в море индивидуален. Бывают до статочно сложные метеоро логические условия, - под чёркивает офицер. - В се верных широтах они наибо лее благоприятные летом, в остальные времена года погода может вести себя капризно. Владлена ИЛЮШИНА. Фото автора . Избежать каких-либо неточностей и ошибок может только влюб лённый в своё дело профессионал, изучивший перед выходом в море район плавания и отлично знающий технику от сложных спутниковых систем навигации до визира
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz