На страже Заполярья. 2019 год. Февраль.
5 стр. 22 февраля 2019 года Люди долга и чести >ВЫЖИТЬ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ После вывода в 1989 году советских войск ситуация в Афганистане оставалась на пряжённой. В начале 90-х прошлого века активизировалась новая политическая сила - Талибан. В результате преступной деятельности талибов в августе 1995 года произошла беспрецедентная история с российским самолётом Ил-76, которым управлял экипаж под командованием Владимира Шарпатова. Самолёт направлялся в афганский город Баграм. На высоте около 8 тысяч метров он был перехвачен истребителем, при надлежавшим движению Талибан, и прину дительно посажен на аэродроме Канда- С тать лётчиком Владимир Ильич мечтал с детства. Он помнит себя трёхлетним маль чиком, когда во время Великой Отечественной войны на ок раину посёлка Красногорский Республики Марий Эл, где жила семья Шарпатовых, призем лился советский самолёт с ра неными на борту. Жители сбе жались посмотреть на самолёт, а Володьке повезло больше всех: его пилот посадил вкабину, дал подержаться за штурвал, потом спросил: "Лётчиком бу дешь?". "Конечно", - ответил мальчик. С тех пор он мечтал покорить небо. Будучи школьником, много чи тал о героической профессии лётчика. Любимыми книгами были "Служу Родине" трижды Ге роя Советского Союза Ивана Ко жедуба, "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого и "Два капитана" Вениамина Ка верина, а лётчик Саша Григо рьев стал тем героем, на кото рого стремился быть похожим Володя Шарпатов. Логичным стало решение по ступать в лётное училище, но первая попытка оказалась не удачной. Через некоторое время настойчивый юноша решил ещё раз испытать удачу и поступил в Казанский авиационный инсти тут. Записался в аэроклуб, освоил профессию планериста. Оста вив после трёх курсов институт, Владимир отправился в Красно- кутское лётное училище граж данской авиации, которое ус- гара, экипаж взят в плен. Больше года наши лётчики находились в застенках Талибана, но смогли сделать невероятное - совершили дерзкий побег на своём же самолёте! Эта история полу чила воплощение в российском блокбасте ре 2010 года "Кандагар". Уникальная возможность встретиться с лётчиком гражданской авиации Геро ем России подполковником в отстав ке Владимиром Ильичом Шарпатовым и услышать все подробности этой исто рии из первых уст представилась жите лям города Полярного в Мурманской области. 900 км/ч. Взять может на борт 50 тонн груза, - словно по учеб нику говорит Владимир Ильич. - Нас обу чали лётчики-ис пытатели. Мы осуществляли производствен ные испытания самолёта, взле тали с грунтовых аэродромов. Я на чинал летать на нём вто рым пи л о - том. открыт огонь". Пришлось под чиниться, - вспоминает Влади мир Ильич Шарпатов. - Сели, нас повели на допрос. Меня допрашивал сам мулла Омар - лидер талибов. Возвращаемся к самолёту, там толпа талибов открывает ящики с грузом. Мы три дня провели на аэ родроме, потом нас повезли в город, поселили в кладовке, которую построили ещё на ши солдаты во дворе гостиницы губернато- подлёта к нам. Понял, у нас есть шанс оторваться, - вспоминает Владимир Шарпатов. - Потом про изошло важное - нам разрешили вырулить на взлётную полосу, слышу - хлопок, подумал, вы стрел, ну в нас кто-то бахнул. Но оказалось, что мы наехали на осколок, лопнуло колесо. Так по явился реальный повод снова проситься на самолёт. Запаска и подъёмники у нас были. 16 августа 1996 года лётчиков снова привезли на аэродром. Между собой они договорились взлетать в любом случае - дру гого шанса может и не быть! Время тянули до обеда как могли: меняли колесо, осмат ривались, готовили оборудова ние к взлёту. - Я распределил обязанности между членами экипажа: кто и за чем должен наблюдать. Глав ную опасность представлял аф ганский лётчик, сидевший рядом со мной. Он говорил и понимал по-русски, мог наш замысел разоблачить, дать команду от крыть огонь, вмешаться в управ- гнать российских лётчиков они не могли. Охранников-афганцев, что остались на борту, члены экипажа связали верёвками. Под крылом самолёта - пус тыня, высота минимальная - 50 метров - так нас не обнаружат радарами, вблизи Ил-76 про летел сильный смерч, а впереди - свобода! - Летим, думаем, в какую сто рону повернуть: на юго-восток - попадём в Пакистан, там талибы нас могут перехватить. В сторону России - далеко. Решили через Иран в Объединённые Арабские Эмираты. Этот путь, как один из вариантов, мы продумали за ранее, нужен был только па роль, чтобы иранцы разрешили пролететь через границу. С этим нам помог тогдашний советник президента Республики Татарстан по международным делам Тимур Акулов. Надо ска зать, что президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев и правительство не оставляли нас без внимания: они приклады вали усилия, чтобы освободить экипаж (самолёт принадлежал “Впереди - колючая проволока и минное поле вокруг аэродрома, разбитые самолёты, рвы, канавы. Даю команду - и буквально с последней плиты самолёт отрывается от полосы, перескакивает через ограждение, и мы убираем шасси. Взлетели!” Все навыки и знания, полу ченные в ходе освоения Ил-76, пригодятся Шарпатову там - вАф ганистане. З а многие годы работы в граж данской авиации Владимир Шарпатов приобрёл солидный опыт. Побывал в более чем 70 иностранных государствах. За плечами пилота - сотни часов налёта и тысячи тонн пере везённых грузов. Полёт 5 августа 1995 года не предвещал неожиданностей. Командир самолёта Ил-76 Вла димир Шарпатов вместе с 6 чле нами экипажа выполнял рейс из Албании в город Баграм (Се верный Афганистан). На борту - пешно окончил в 1965 году. По распределению отправился в Тюмень. Здесь получил большой лётный опыт. В 1976 году Шарпатов окончил Ленинградскую академию граж данской авиации. Освоил немало типов самолётов, среди них Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ил-76, Як-18. - Нам, тюменцам, первым до верили эксплуатировать новый самолёт Ил-76. Это тяжёлый во енно-транспортный самолёт, взлётный вес -190 тонн, в баках - 90 тонн топлива, расход - 8 тонн горючего в час. Летает на высотах до 12 тысяч метров со скоростью спецгруз, ящики с патронами для автоматов. Полёт шёл нормаль но, пока самолёт не приблизил ся к Кандагару, в то время нахо дившемуся под контролем ради кальных исламистов движения Талибан. - На связь выходит диспетчер и говорит: "Борт 76842, вам по садка в Кандагаре, причина - до смотр груза". Я отвечаю: "Са диться не будем - у меня топливо в баках, да и посадочное место не позволяет". Последовало ещё одно предупреждение, а через некоторое время появился ист ребитель: "Садитесь или будет ра Кандагара. В ней мы прожили один год и 13 дней - спали на бетонном полу, нас кормили чем попало. Предлагали на талибов поработать - обучать лётчиков. Я отказался. П отянулись изнурительные дни плена. Россияне нахо дились в очень тяжёлых усло виях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Тяжёлым было и психологическое сос тояние экипажа - мужчины не робкого десятка всерьёз опаса лись за свою жизнь. - Нас обещали судить судом шариата. В последнее время плена та либы говорили: "Кабул возьмём, будем вас судить", - рассказывает Вла димир Шарпатов. - Самое сложное в плену - неизвест ность. Засыпаешь - не знаешь, дожи вёшь ли до утра. А утром просыпае шься - не знаешь, что ждёт тебя к ве черу. Помогало вы живать, наверное, чувство ответст венности. Я - ко мандир - несу от ветственность за экипаж. С первых дней плена мы на чали продумывать план побега. Лётчики смоги убедить талибов в том, что самолёт требует периодического техни ческого обслуживания. За отсут ствием собственных специа листов экипажу было позволено под вооружённым конвоем под держивать самолёт в работо способном состоянии. ервая попытка побега - 10 июля 1996 года. - Мы прибыли на аэродром всем со ставом. Охраны было много, да и между нами было не всё согла совано - рисковать не стали. Но хорошо осмотрелись: где стоит зенитка, где истребитель. Я рассчитал, какое количество топлива у него в баке и время Г ление. Я посылал его принести воды, инструмент, а он талиба посылает, сам никуда не уходит, - переживает заново события да лёких дней Влади мир Шарпатов. - За пустили двигатели, но от жары начала отказывать техника, автоматика отклю чила подачу топли ва. Пришлось ждать час, пока остудится оборудование. По том инженер сооб щает, что талибы ушли молиться, в кабине остались только три автомат чика. Пока экипаж усыплял их бдитель ность, я обежал вокруг самолёта, осмотрел его. Всё в порядке. Начали снова запускать вспомогательную силовую установку, вышли на рабочие обороты. Запустили главный двигатель запустили все двигатели, вклю чили всё оборудование. Вперёд! Мог подвести самолёт. При скорости больше 100 км/ч бес- камерные колёса, которые были полуспущенными, могли помять ся, а шасси - сломаться. Да и длина полосы для разгона не достаточная, вот-вот закончится. - Мне необходимо для отрыва развить скорость 280 км/ч, а у меня всего 220 км/ч,- продолжа ет Владимир Ильич. - Впереди - колючая проволока и минное поле вокруг аэродрома, разби тые самолёты, рвы, канавы. Я имел опыт взлёта с грунтовых аэ родромов и знаю, что на скорости 230 км/ч самолёт можно отор вать от земли, если закрылки и подкрылки поставить в опреде лённое положение. Даю ко манду - и буквально с последней плиты самолёт отрывается от полосы, перескакивает через ог раждение, и мы убираем шасси. Взлетели! Талибы поняли, что самолёт взлетел, но было поздно, до казанной авиакомпании "Аэ ростан"). Нам возили продукты, почту, лекарства, даже личные вещи из дома удавалось пе ресылать. Однажды передали вырулили, мне аудиокассету с записью первых слов моей внучки - она только училась говорить - слу шал и плакал! Очень хотелось домой. При очередном посе щении он и передал пароли. Авиадиспетчеры Ирана про пустили самолёт в своё воздуш ное пространство, в дальнейшем он беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в город Шарджу. Там героев встречали работники Посольства РФ, представители компании "Трансавиа" и поли ция. Лётчиков сопроводили в гос тиницу, через насколько дней отправили домой в Россию. У гказом Президента РФ от 22 августа 1996 года за героизм, мужество и стойкость, проявлен ные при освобождении из вы нужденного пребывания на тер ритории Афганистана, команди ру воздушного судна Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину было при своено звание Герой России с вручением медали "Золотая Звезда". Остальные члены эки пажа награждены орденом Му жества - штурман Александр Здор, бортинженер Асхат Аббя- зов, бортрадист Юрий Вшивцев, ведущие инженеры Сергей Бу тузов и Виктор Рязанов. После возвращения из плена Шарпатов некоторое время про должал работать в компании "Аэростан". Потом уехал в Тю мень и вновь сел за штурвал Ил-76 авиакомпании "Тюмень- авиа", продолжал полёты за ру беж. В возрасте 62 лет ушёл на пенсию. В 2010 году на экраны страны вышел художественный фильм "Кандагар", основанный на реальных событиях. Члены экипажа стали прототипами ге роев фильма. - Ко мне приезжал режиссёр и сценарист фильма Андрей Ка вун, - делится Владимир Шарпа тов. - Мы общались несколько дней, я рассказал свою историю в подробностях. Через год узнал, что ведутся съёмки. Меня при гласили в качестве консультанта. Материала отсняли очень много, думаю, можно было сделать не одну серию, а несколько. Но в це лом фильм получился. 90% со бытий, показанных в нём, реаль ны. В декабре 2014 года Влади мир Шарпатов смог встретиться с тем самым Ил-76, на котором в 1996 году совершил свой знаменитый побег из Кандагара. Сейчас он в строю, принадлежит одной из российских авиаком паний. А в феврале 2015 года имя Ге роя России Владимира Шарпа това присвоено одному из само лётов авиакомпании "Ямал" (бортовой номер VP-BHX) Airbus А320. В настоящее время Владимир Ильич активно уча ствует в обществен но-политической жизни родного го рода, ведёт патрио тическую работу с подрастающим по колением. Он час тый гость в учебных заведениях и трудо вых коллективах. Состоит в Россий ской ассоциации Героев. Лётную динас тию Шарпатовых продолжили сыно вья Владимира Ильича Евгений и Сергей. Оба - лёт чики гражданской авиации. На встрече с юн- армейцами, воен нослужащими Коль ской флотилии, ве теранами боевых действий вАф ганистане, жителями Полярного в городском историко-краевед ческом музее Герой России Вла димир Шарпатов поделился своими воспоминаниями о том, как было нелегко выжить в усло виях плена, как готовились к по бегу и совершили этот отважный поступок. Владимир Ильич читал свои стихи, написанные в аф ганском плену и после осво бождения: ...Спаси нас, Боже, от ненастья, Спаси от смерча и пурги, Спаси от краденого счастья И от несчастья сбереги... Спаси от труса в лихолетье, Спаси от мелочных забот, Спаси от войн на белом свете И распрям всем закончи счёт! Спаси во всём! Спаси нас, Боже! Спаси на целый грешный век! И не забудь спросить нас тоже: "Чего ты стоишь, человек"?! Евгения ДРУЗЬЯХ. Фото автора. — > НА СЛУЖБЕ 10 февраля 80-летний юбилей отметил советский и российский военачальник кандидат военных наук, советник начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации адмирал Игорь Владимирович Касатонов. ОТЕЧЕСТВУ Адмирал Игорь Касато нов - яркая фигура в слав ной плеяде российских фло товодцев. В лихолетье пер вых постсоветских лет он сохранил для России её южный флот. Игорь Владимирович ро дился 10 февраля 1939 го да во Владивостоке. Пред ставитель известной воен ной династии Касатоновых. Его дед - Афанасий Каса тонов, проявляя беспри мерную храбрость на полях Первой мировой войны, стал полным кавалером ордена Святого Георгия. Отец - Владимир Афанасьевич - адмирал флота, Герой Со ветского Союза. Под его ру ководством советские под лодки совершили невоз можное. Сыновья Алек сандр и Кирилл сегодня слу жат на благо Отечества. Свой флотский путь Игорь Касатонов начал в Севастополе курсантом Черноморского высшего военно-морского училища имени П.С. Нахимова. Окон чивший училище с отличием лейтенант Касатонов был назначен на должность ко мандира стартовой батареи эскадренного миноносца "Гневный" Черноморского флота. Командовал боль шими противолодочными кораблями "Проворный" и "Очаков". Пройдя обучение в Военной академии Гене рального штаба Воору жённых сил СССР имени К. Е. Ворошилова, стал ко мандиром дивизии кораб лей Черноморского флота. Солидный послужной список, заслуженные наг рады и достижения привели в конце июня 1982 года Иго ря Владимировича в город Полярный, куда он был назначен командующим Кольской флотилией разно родных сил Северного фло та. Флотилия только начи нала создаваться, и контр адмиралу Касатонову мно гое приходилось начинать с нуля. Под его командованием оказалось десять бригад подводных лодок и надвод ных кораблей, два берего вых ракетно-артиллерий ских полка с острова Киль- дин и полуострова Рыба чий, около 150 кораблей, огромный тыл, восемь пунк тов базирования, разбро санных по всему Кольскому побережью, - чуть ли не по ловина Северного флота! Шесть лет он выстраивал работу огромного организ ма - крупнейшего объеди нения Военно-морского флота. Совершенствовал боевую готовность флоти лии, выводил корабли в океан. Под командованием адмирала Игоря Владими ровича Касатонова флотилия впервые приняла участие в оперативно-стратегическом учении "Фланг-83". В это время в её состав вошли новые большие противо лодочные корабли "Уда лой", "Вице-адмирал Кула ков" и "Маршал Василев ский", малые ракетные и противолодочные корабли, базовые тральщики, катера и суда различного класса. Флотилия стала участни ком оперативно-стратеги ческого учения "Атлантика- 84". В 1985 году сторожевой корабль "Задорный" в тече ние 156 суток решал задачи боевой службы в Средизем ном море, сторожевой ко рабль "Доблестный" в юго западной части Атлантики нёс боевую службу 168 суток. В 1988 году вице-адми рал Игорь Владимирович Касатонов назначен пер вым заместителем коман дующего Северным фло том, а в 1991 году вернулся в Севастополь на долж ность командующего Чер номорским флотом.Знание реальной обстановки по могло Игорю Владимиро вичу грамотно действовать в судьбоносные для флота 1991-1992 годы. Благода ря его жёсткой позиции и бескомпромиссным реше ниям Черноморский флот бывшего СССР был сохра нён для России. В сентябре 1992 года Игорь Владимирович Каса тонов назначен первым заместителем Главноко мандующего ВМФ России, а через семь лет ушёл в за пас. Сегодня он занимает должность советника на чальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации. Несмотря на занятость, адмирал всегда находит время для любимого увле чения - в свободные часы Игорь Владимирович пишет книги о послевоенном фло те и о тех, кто вывел наши корабли в Мировой океан. Он частый гость на Коль ской земле, на Северном флоте и в Кольской фло тилии, у истоков формиро вания которой стоял. Он наблюдает за про цессом освоения военно служащими современного вооружения и новой воен ной техники, поступающей на флот, вместе с коман дованием выявляет проб лемы на этапах её внед рения в эксплуатацию и ищет пути решения. - С учётом того, что воп росы безопасности госу дарства сегодня стоят наи более остро, в войска посту пают современная воен ная техника и вооружение, на флот - надводные ко рабли и подводные лод ки. Это техника четвёртого поколения - очень слож ная, цифровая, основанная на интегрировании многих систем. Северный флот по лучил новое "звучание", став оперативно-стратеги ческим объединением, и это предъявляет ещё более высокие требования. Ко мандование флота постав ленные задачи понимает и успешно их выполняет, - сказал Игорь Владимиро вич в одном из интервью корреспонденту нашей га зеты. За заслуги перед страной и флотом адмирал Игорь Касатонов награждён ор денами Красной Звезды, "За службу Родине в Воору жённых силах СССР" II и III степени, "За военные за слуги", многими медалями. Удостоен звания "Почёт ный гражданин России". В 2004 году адмиралу Игорю Владимировичу Ка сатонову присвоено звание "Почётный гражданин горо да Полярного". Подготовила ЕвгенияДРУЗЬЯК. Фото автора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz