На страже Заполярья. 2019 год. Февраль.

5 стр. 22 февраля 2019 года Люди долга и чести >ВЫЖИТЬ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ После вывода в 1989 году советских войск ситуация в Афганистане оставалась на­ пряжённой. В начале 90-х прошлого века активизировалась новая политическая сила - Талибан. В результате преступной деятельности талибов в августе 1995 года произошла беспрецедентная история с российским самолётом Ил-76, которым управлял экипаж под командованием Владимира Шарпатова. Самолёт направлялся в афганский город Баграм. На высоте около 8 тысяч метров он был перехвачен истребителем, при­ надлежавшим движению Талибан, и прину­ дительно посажен на аэродроме Канда- С тать лётчиком Владимир Ильич мечтал с детства. Он помнит себя трёхлетним маль­ чиком, когда во время Великой Отечественной войны на ок­ раину посёлка Красногорский Республики Марий Эл, где жила семья Шарпатовых, призем­ лился советский самолёт с ра­ неными на борту. Жители сбе­ жались посмотреть на самолёт, а Володьке повезло больше всех: его пилот посадил вкабину, дал подержаться за штурвал, потом спросил: "Лётчиком бу­ дешь?". "Конечно", - ответил мальчик. С тех пор он мечтал покорить небо. Будучи школьником, много чи­ тал о героической профессии лётчика. Любимыми книгами были "Служу Родине" трижды Ге­ роя Советского Союза Ивана Ко­ жедуба, "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого и "Два капитана" Вениамина Ка­ верина, а лётчик Саша Григо­ рьев стал тем героем, на кото­ рого стремился быть похожим Володя Шарпатов. Логичным стало решение по­ ступать в лётное училище, но первая попытка оказалась не­ удачной. Через некоторое время настойчивый юноша решил ещё раз испытать удачу и поступил в Казанский авиационный инсти­ тут. Записался в аэроклуб, освоил профессию планериста. Оста­ вив после трёх курсов институт, Владимир отправился в Красно- кутское лётное училище граж­ данской авиации, которое ус- гара, экипаж взят в плен. Больше года наши лётчики находились в застенках Талибана, но смогли сделать невероятное - совершили дерзкий побег на своём же самолёте! Эта история полу­ чила воплощение в российском блокбасте­ ре 2010 года "Кандагар". Уникальная возможность встретиться с лётчиком гражданской авиации Геро­ ем России подполковником в отстав­ ке Владимиром Ильичом Шарпатовым и услышать все подробности этой исто­ рии из первых уст представилась жите­ лям города Полярного в Мурманской области. 900 км/ч. Взять может на борт 50 тонн груза, - словно по учеб­ нику говорит Владимир Ильич. - Нас обу­ чали лётчики-ис­ пытатели. Мы осуществляли производствен­ ные испытания самолёта, взле­ тали с грунтовых аэродромов. Я на­ чинал летать на нём вто­ рым пи­ л о - том. открыт огонь". Пришлось под­ чиниться, - вспоминает Влади­ мир Ильич Шарпатов. - Сели, нас повели на допрос. Меня допрашивал сам мулла Омар - лидер талибов. Возвращаемся к самолёту, там толпа талибов открывает ящики с грузом. Мы три дня провели на аэ­ родроме, потом нас повезли в город, поселили в кладовке, которую построили ещё на­ ши солдаты во дворе гостиницы губернато- подлёта к нам. Понял, у нас есть шанс оторваться, - вспоминает Владимир Шарпатов. - Потом про­ изошло важное - нам разрешили вырулить на взлётную полосу, слышу - хлопок, подумал, вы­ стрел, ну в нас кто-то бахнул. Но оказалось, что мы наехали на осколок, лопнуло колесо. Так по­ явился реальный повод снова проситься на самолёт. Запаска и подъёмники у нас были. 16 августа 1996 года лётчиков снова привезли на аэродром. Между собой они договорились взлетать в любом случае - дру­ гого шанса может и не быть! Время тянули до обеда как могли: меняли колесо, осмат­ ривались, готовили оборудова­ ние к взлёту. - Я распределил обязанности между членами экипажа: кто и за чем должен наблюдать. Глав­ ную опасность представлял аф­ ганский лётчик, сидевший рядом со мной. Он говорил и понимал по-русски, мог наш замысел разоблачить, дать команду от­ крыть огонь, вмешаться в управ- гнать российских лётчиков они не могли. Охранников-афганцев, что остались на борту, члены экипажа связали верёвками. Под крылом самолёта - пус­ тыня, высота минимальная - 50 метров - так нас не обнаружат радарами, вблизи Ил-76 про­ летел сильный смерч, а впереди - свобода! - Летим, думаем, в какую сто­ рону повернуть: на юго-восток - попадём в Пакистан, там талибы нас могут перехватить. В сторону России - далеко. Решили через Иран в Объединённые Арабские Эмираты. Этот путь, как один из вариантов, мы продумали за­ ранее, нужен был только па­ роль, чтобы иранцы разрешили пролететь через границу. С этим нам помог тогдашний советник президента Республики Татарстан по международным делам Тимур Акулов. Надо ска­ зать, что президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев и правительство не оставляли нас без внимания: они приклады­ вали усилия, чтобы освободить экипаж (самолёт принадлежал “Впереди - колючая проволока и минное поле вокруг аэродрома, разбитые самолёты, рвы, канавы. Даю команду - и буквально с последней плиты самолёт отрывается от полосы, перескакивает через ограждение, и мы убираем шасси. Взлетели!” Все навыки и знания, полу­ ченные в ходе освоения Ил-76, пригодятся Шарпатову там - вАф­ ганистане. З а многие годы работы в граж­ данской авиации Владимир Шарпатов приобрёл солидный опыт. Побывал в более чем 70 иностранных государствах. За плечами пилота - сотни часов налёта и тысячи тонн пере­ везённых грузов. Полёт 5 августа 1995 года не предвещал неожиданностей. Командир самолёта Ил-76 Вла­ димир Шарпатов вместе с 6 чле­ нами экипажа выполнял рейс из Албании в город Баграм (Се­ верный Афганистан). На борту - пешно окончил в 1965 году. По распределению отправился в Тюмень. Здесь получил большой лётный опыт. В 1976 году Шарпатов окончил Ленинградскую академию граж­ данской авиации. Освоил немало типов самолётов, среди них Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ил-76, Як-18. - Нам, тюменцам, первым до­ верили эксплуатировать новый самолёт Ил-76. Это тяжёлый во­ енно-транспортный самолёт, взлётный вес -190 тонн, в баках - 90 тонн топлива, расход - 8 тонн горючего в час. Летает на высотах до 12 тысяч метров со скоростью спецгруз, ящики с патронами для автоматов. Полёт шёл нормаль­ но, пока самолёт не приблизил­ ся к Кандагару, в то время нахо­ дившемуся под контролем ради­ кальных исламистов движения Талибан. - На связь выходит диспетчер и говорит: "Борт 76842, вам по­ садка в Кандагаре, причина - до­ смотр груза". Я отвечаю: "Са­ диться не будем - у меня топливо в баках, да и посадочное место не позволяет". Последовало ещё одно предупреждение, а через некоторое время появился ист­ ребитель: "Садитесь или будет ра Кандагара. В ней мы прожили один год и 13 дней - спали на бетонном полу, нас кормили чем попало. Предлагали на талибов поработать - обучать лётчиков. Я отказался. П отянулись изнурительные дни плена. Россияне нахо­ дились в очень тяжёлых усло­ виях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Тяжёлым было и психологическое сос­ тояние экипажа - мужчины не­ робкого десятка всерьёз опаса­ лись за свою жизнь. - Нас обещали судить судом шариата. В последнее время плена та­ либы говорили: "Кабул возьмём, будем вас судить", - рассказывает Вла­ димир Шарпатов. - Самое сложное в плену - неизвест­ ность. Засыпаешь - не знаешь, дожи­ вёшь ли до утра. А утром просыпае­ шься - не знаешь, что ждёт тебя к ве­ черу. Помогало вы­ живать, наверное, чувство ответст­ венности. Я - ко­ мандир - несу от­ ветственность за экипаж. С первых дней плена мы на­ чали продумывать план побега. Лётчики смоги убедить талибов в том, что самолёт требует периодического техни­ ческого обслуживания. За отсут­ ствием собственных специа­ листов экипажу было позволено под вооружённым конвоем под­ держивать самолёт в работо­ способном состоянии. ервая попытка побега - 10 июля 1996 года. - Мы прибыли на аэродром всем со­ ставом. Охраны было много, да и между нами было не всё согла­ совано - рисковать не стали. Но хорошо осмотрелись: где стоит зенитка, где истребитель. Я рассчитал, какое количество топлива у него в баке и время Г ление. Я посылал его принести воды, инструмент, а он талиба посылает, сам никуда не уходит, - переживает заново события да­ лёких дней Влади­ мир Шарпатов. - За­ пустили двигатели, но от жары начала отказывать техника, автоматика отклю­ чила подачу топли­ ва. Пришлось ждать час, пока остудится оборудование. По­ том инженер сооб­ щает, что талибы ушли молиться, в кабине остались только три автомат­ чика. Пока экипаж усыплял их бдитель­ ность, я обежал вокруг самолёта, осмотрел его. Всё в порядке. Начали снова запускать вспомогательную силовую установку, вышли на рабочие обороты. Запустили главный двигатель запустили все двигатели, вклю­ чили всё оборудование. Вперёд! Мог подвести самолёт. При скорости больше 100 км/ч бес- камерные колёса, которые были полуспущенными, могли помять­ ся, а шасси - сломаться. Да и длина полосы для разгона не­ достаточная, вот-вот закончится. - Мне необходимо для отрыва развить скорость 280 км/ч, а у меня всего 220 км/ч,- продолжа­ ет Владимир Ильич. - Впереди - колючая проволока и минное поле вокруг аэродрома, разби­ тые самолёты, рвы, канавы. Я имел опыт взлёта с грунтовых аэ­ родромов и знаю, что на скорости 230 км/ч самолёт можно отор­ вать от земли, если закрылки и подкрылки поставить в опреде­ лённое положение. Даю ко­ манду - и буквально с последней плиты самолёт отрывается от полосы, перескакивает через ог­ раждение, и мы убираем шасси. Взлетели! Талибы поняли, что самолёт взлетел, но было поздно, до­ казанной авиакомпании "Аэ­ ростан"). Нам возили продукты, почту, лекарства, даже личные вещи из дома удавалось пе­ ресылать. Однажды передали вырулили, мне аудиокассету с записью первых слов моей внучки - она только училась говорить - слу­ шал и плакал! Очень хотелось домой. При очередном посе­ щении он и передал пароли. Авиадиспетчеры Ирана про­ пустили самолёт в своё воздуш­ ное пространство, в дальнейшем он беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в город Шарджу. Там героев встречали работники Посольства РФ, представители компании "Трансавиа" и поли­ ция. Лётчиков сопроводили в гос­ тиницу, через насколько дней отправили домой в Россию. У гказом Президента РФ от 22 августа 1996 года за героизм, мужество и стойкость, проявлен­ ные при освобождении из вы­ нужденного пребывания на тер­ ритории Афганистана, команди­ ру воздушного судна Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину было при­ своено звание Герой России с вручением медали "Золотая Звезда". Остальные члены эки­ пажа награждены орденом Му­ жества - штурман Александр Здор, бортинженер Асхат Аббя- зов, бортрадист Юрий Вшивцев, ведущие инженеры Сергей Бу­ тузов и Виктор Рязанов. После возвращения из плена Шарпатов некоторое время про­ должал работать в компании "Аэростан". Потом уехал в Тю­ мень и вновь сел за штурвал Ил-76 авиакомпании "Тюмень- авиа", продолжал полёты за ру­ беж. В возрасте 62 лет ушёл на пенсию. В 2010 году на экраны страны вышел художественный фильм "Кандагар", основанный на реальных событиях. Члены экипажа стали прототипами ге­ роев фильма. - Ко мне приезжал режиссёр и сценарист фильма Андрей Ка­ вун, - делится Владимир Шарпа­ тов. - Мы общались несколько дней, я рассказал свою историю в подробностях. Через год узнал, что ведутся съёмки. Меня при­ гласили в качестве консультанта. Материала отсняли очень много, думаю, можно было сделать не одну серию, а несколько. Но в це­ лом фильм получился. 90% со­ бытий, показанных в нём, реаль­ ны. В декабре 2014 года Влади­ мир Шарпатов смог встретиться с тем самым Ил-76, на котором в 1996 году совершил свой знаменитый побег из Кандагара. Сейчас он в строю, принадлежит одной из российских авиаком­ паний. А в феврале 2015 года имя Ге­ роя России Владимира Шарпа­ това присвоено одному из само­ лётов авиакомпании "Ямал" (бортовой номер VP-BHX) Airbus А320. В настоящее время Владимир Ильич активно уча­ ствует в обществен­ но-политической жизни родного го­ рода, ведёт патрио­ тическую работу с подрастающим по­ колением. Он час­ тый гость в учебных заведениях и трудо­ вых коллективах. Состоит в Россий­ ской ассоциации Героев. Лётную динас­ тию Шарпатовых продолжили сыно­ вья Владимира Ильича Евгений и Сергей. Оба - лёт­ чики гражданской авиации. На встрече с юн- армейцами, воен­ нослужащими Коль­ ской флотилии, ве­ теранами боевых действий вАф­ ганистане, жителями Полярного в городском историко-краевед­ ческом музее Герой России Вла­ димир Шарпатов поделился своими воспоминаниями о том, как было нелегко выжить в усло­ виях плена, как готовились к по­ бегу и совершили этот отважный поступок. Владимир Ильич читал свои стихи, написанные в аф­ ганском плену и после осво­ бождения: ...Спаси нас, Боже, от ненастья, Спаси от смерча и пурги, Спаси от краденого счастья И от несчастья сбереги... Спаси от труса в лихолетье, Спаси от мелочных забот, Спаси от войн на белом свете И распрям всем закончи счёт! Спаси во всём! Спаси нас, Боже! Спаси на целый грешный век! И не забудь спросить нас тоже: "Чего ты стоишь, человек"?! Евгения ДРУЗЬЯХ. Фото автора. — > НА СЛУЖБЕ 10 февраля 80-летний юбилей отметил советский и российский военачальник кандидат военных наук, советник начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации адмирал Игорь Владимирович Касатонов. ОТЕЧЕСТВУ Адмирал Игорь Касато­ нов - яркая фигура в слав­ ной плеяде российских фло­ товодцев. В лихолетье пер­ вых постсоветских лет он сохранил для России её южный флот. Игорь Владимирович ро­ дился 10 февраля 1939 го­ да во Владивостоке. Пред­ ставитель известной воен­ ной династии Касатоновых. Его дед - Афанасий Каса­ тонов, проявляя беспри­ мерную храбрость на полях Первой мировой войны, стал полным кавалером ордена Святого Георгия. Отец - Владимир Афанасьевич - адмирал флота, Герой Со­ ветского Союза. Под его ру­ ководством советские под­ лодки совершили невоз­ можное. Сыновья Алек­ сандр и Кирилл сегодня слу­ жат на благо Отечества. Свой флотский путь Игорь Касатонов начал в Севастополе курсантом Черноморского высшего военно-морского училища имени П.С. Нахимова. Окон­ чивший училище с отличием лейтенант Касатонов был назначен на должность ко­ мандира стартовой батареи эскадренного миноносца "Гневный" Черноморского флота. Командовал боль­ шими противолодочными кораблями "Проворный" и "Очаков". Пройдя обучение в Военной академии Гене­ рального штаба Воору­ жённых сил СССР имени К. Е. Ворошилова, стал ко­ мандиром дивизии кораб­ лей Черноморского флота. Солидный послужной список, заслуженные наг­ рады и достижения привели в конце июня 1982 года Иго­ ря Владимировича в город Полярный, куда он был назначен командующим Кольской флотилией разно­ родных сил Северного фло­ та. Флотилия только начи­ нала создаваться, и контр­ адмиралу Касатонову мно­ гое приходилось начинать с нуля. Под его командованием оказалось десять бригад подводных лодок и надвод­ ных кораблей, два берего­ вых ракетно-артиллерий­ ских полка с острова Киль- дин и полуострова Рыба­ чий, около 150 кораблей, огромный тыл, восемь пунк­ тов базирования, разбро­ санных по всему Кольскому побережью, - чуть ли не по­ ловина Северного флота! Шесть лет он выстраивал работу огромного организ­ ма - крупнейшего объеди­ нения Военно-морского флота. Совершенствовал боевую готовность флоти­ лии, выводил корабли в океан. Под командованием адмирала Игоря Владими­ ровича Касатонова флотилия впервые приняла участие в оперативно-стратегическом учении "Фланг-83". В это время в её состав вошли новые большие противо­ лодочные корабли "Уда­ лой", "Вице-адмирал Кула­ ков" и "Маршал Василев­ ский", малые ракетные и противолодочные корабли, базовые тральщики, катера и суда различного класса. Флотилия стала участни­ ком оперативно-стратеги­ ческого учения "Атлантика- 84". В 1985 году сторожевой корабль "Задорный" в тече­ ние 156 суток решал задачи боевой службы в Средизем­ ном море, сторожевой ко­ рабль "Доблестный" в юго­ западной части Атлантики нёс боевую службу 168 суток. В 1988 году вице-адми­ рал Игорь Владимирович Касатонов назначен пер­ вым заместителем коман­ дующего Северным фло­ том, а в 1991 году вернулся в Севастополь на долж­ ность командующего Чер­ номорским флотом.Знание реальной обстановки по­ могло Игорю Владимиро­ вичу грамотно действовать в судьбоносные для флота 1991-1992 годы. Благода­ ря его жёсткой позиции и бескомпромиссным реше­ ниям Черноморский флот бывшего СССР был сохра­ нён для России. В сентябре 1992 года Игорь Владимирович Каса­ тонов назначен первым заместителем Главноко­ мандующего ВМФ России, а через семь лет ушёл в за­ пас. Сегодня он занимает должность советника на­ чальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации. Несмотря на занятость, адмирал всегда находит время для любимого увле­ чения - в свободные часы Игорь Владимирович пишет книги о послевоенном фло­ те и о тех, кто вывел наши корабли в Мировой океан. Он частый гость на Коль­ ской земле, на Северном флоте и в Кольской фло­ тилии, у истоков формиро­ вания которой стоял. Он наблюдает за про­ цессом освоения военно­ служащими современного вооружения и новой воен­ ной техники, поступающей на флот, вместе с коман­ дованием выявляет проб­ лемы на этапах её внед­ рения в эксплуатацию и ищет пути решения. - С учётом того, что воп­ росы безопасности госу­ дарства сегодня стоят наи­ более остро, в войска посту­ пают современная воен­ ная техника и вооружение, на флот - надводные ко­ рабли и подводные лод­ ки. Это техника четвёртого поколения - очень слож­ ная, цифровая, основанная на интегрировании многих систем. Северный флот по­ лучил новое "звучание", став оперативно-стратеги­ ческим объединением, и это предъявляет ещё более высокие требования. Ко­ мандование флота постав­ ленные задачи понимает и успешно их выполняет, - сказал Игорь Владимиро­ вич в одном из интервью корреспонденту нашей га­ зеты. За заслуги перед страной и флотом адмирал Игорь Касатонов награждён ор­ денами Красной Звезды, "За службу Родине в Воору­ жённых силах СССР" II и III степени, "За военные за­ слуги", многими медалями. Удостоен звания "Почёт­ ный гражданин России". В 2004 году адмиралу Игорю Владимировичу Ка­ сатонову присвоено звание "Почётный гражданин горо­ да Полярного". Подготовила ЕвгенияДРУЗЬЯК. Фото автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz