На страже Заполярья. 2019 год. Февраль.

6 стр. ★васшЕШ/игм 15 февраля 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 18 февраля День продовольственной и вещевой службы ВС России. День транспортной полиции России. В этот день в 1919 году был подписан декрет "Об организации межведомственной комиссии по охране железных дорог" - документ, ставший первым на пути создания охраны железнодорожного транспорта. В 1895 году родился кавалер высшего военного ор­ дена Победы, дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Семён Константинович Тимошенко. 19 февраля В 1860 году введено в действие "Общее образование управления военными портами". Этим документом порты России подразделялись на два разряда: 1-й раз­ ряд - главные военные порты Кронштадт, Архангельск, Николаевск-на-Амуре; 2-й разряд - порты Свеаборг, Ревель, Севастополь. Санкт-Петербургский военный порт был причислен к портам 1-го разряда на особом положении. В 1993 году Указом Президента РФ утверждено Положение об органах государственной безопасности в Вооружённых силах Российской Федерации и иных воинских формированиях (военной контрразведки). 20 февраля В 1928 году постановлением ЦИК Морские силы Балтийского моря награждены орденом Красного Знамени - высшим в то время орденом страны. В 1916 году родился первый Герой Советского Союза на Северном флоте морской пехотинец старший сержант Василий Павлович Кисляков. В 1936 году завершилось рекордное автономное плавание подводной лодки "Щ-117" под командованием Николая Павловича Египко. Всего пройдено 3022 мили, в том числе 315 - под водой. За этот поход, превышаю­ щий двойной срок автономного плавания, весь экипаж лодки впервые в истории ВМФ был удостоен государ­ ственных наград. В 1938 году группа дрейфующей станции И. Д. Папа- нина "Северный полюс" снята со льдины гидрографи­ ческими судами "Таймыр" и "Мурман". В этой операции принимали участие подводные лодки "Д-3", "Щ-402" и "Щ-404" Северного флота. В 1968 году АПЛ "К-181" первой в истории ВМФ СССР послевоенного периода была награждена орденом Красного Знамени. После утилизации орден и Красно­ знамённый флаг корабля унаследовала подводная лодка "К-328" "Леопард". В 1975 году принят указ Президиума Верховного Совета СССР об установлении ежегодного праздника - Дня Войск противовоздушной обороны страны за большие заслуги в Великой Отечественной войне и выполнение особо важных задач в мирное время. Празднуется во второе воскресенье апреля. 21 февраля В 1571 году утверждён "Приговор о станичной и сто­ рожевой службе" - первый известный законодательный акт Российского государства, регламентировавший охрану границ. В 1921 году на основании постановления Совета на­ родных комиссаров № 1699 сформировано управление поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота. В 1918 году постановлением СНК учреждён наркомат по морским делам. Первым наркомом стал П.Е. Ды­ бенко. Этим постановлением флоты были выведены из подчинения фронтам. В 1947 году родился командир атомной глубоковод­ ной станции АС-35 29-й отдельной бригады подводных лодок Герой Российской Федерации капитан 1 ранга Юрий Александрович Щербаков. В 1978 году состоялся первый полёт тяжёлого транс­ портного вертолёта Ми-26 грузоподъёмностью 20 тонн. В 2006 году на Нижегородском судостроительном заводе "Волга" состоялась закладка головного де­ сантного катера проекта 21820 "Атаман Платов". 22 февраля В 1887 году родился кавалер высшего воен­ ного ордена Победы Герой Советского Сою­ за Маршал Советско­ го Союза Леонид Алек­ сандрович Говоров. В 1934 году командо­ вание и штаб Северной военной флотилии пе­ редислоцированы из Мурманска в Полярное. В 1968 году за боль­ шой вклад в дело укреп­ ления оборонной мощи страны и её вооружён­ ной защиты 1-я флоти­ лия атомных подводных лодок награждена орденом Красного Знамени. В 1975 году лётчик-испытатель ОКБ Сухого Владимир Сергеевич Ильюшин впервые поднял в воздух опытный реактивный фронтовой штурмовик 17М2 (Т-8-1). Принят на вооружение в 1987 году под маркой Су-25 и серийно выпускался до 1992 года. Всего произведено около 330 самолётов. В 1943 году звание Герой Советского Союза при­ своено авиаторам-североморцам гвардии капитану Андрею Баштыркову, гвардии старшине Михаилу Бадюку, гвардии сержанту Владимиру Гаврилову и морскому пехотинцу младшему лейтенанту Александру Торцеву. В 1944 году звание Герой Советского Союза прис­ воено авиаторам-североморцам гвардии старшему лейтенанту Николаю Зайцеву, гвардии старшему лейте­ нанту Владимиру Пирогову, гвардии лейтенанту Михаилу Воронину и катернику старшему лейтенанту Георгию Паламарчуку. 23 февраля День защитника Отечества. День воинской славы России. - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками (1918 год). В 1928 году по решению РВС СССР в Москве создан Центральный дом Красной армии им. М.В.Фрунзе. С 1992 г. - Центральный дом Российской армии, ныне Культурный центр Вооружённых сил РФ. В 1934 году состоялось первое награждение се­ вероморцев государственными наградами. Орденов и медалей СССР удостоилась большая группа участников перехода на Север. В 1945 году звания гвардейской удостоена подводная лодка "С-56" Северного флота под командованием капитана 2 ранга Григория Ивановича Щедрина. В 1981 году в Северодвинске на Северном машино­ строительном предприятии заложена подводная лодка третьего поколения "К-51" "Верхотурье" - головная в серии стратегических подводных крейсеров проекта 667БДРМ. 24 февраля В 1745 году родился выдающийся российский флотоводец адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков. В 1961 году произведён первый пуск ракеты Р-21 ракетного комплекса Д-4 из подводного положения с подводной лодки проекта 629Б "К-102". V________________________________________________/ а 75 лет со дня образования НИИ ' 'Гидроприбор" СОЗДАТЕЛИ МОРСКОГО ОРУЖИЯ ПРОФЕССОР КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ 13 февраля 1889 года родился советский учёный-кораблестрои­ тель, конструктор подводных лодок Борис Малинин. Подводная лодка ".Щ-204"типа "Щука". Крупнейший научно-производст­ венный центр по разработке, созда­ нию и поставке морского подвод­ ного оружия и подводно-техниче­ ских средств специального назна­ чения Военно-морскому флоту Рос­ сии и зарубежным странам концерн "Морское подводное оружие - Гид­ роприбор" расположен в Выборгском районе Ленинградской области. История предприятия началась 11 февраля 1944, когда согласно постановлению Государственного Комитета Обороны СССР был об­ разован научно-исследователь­ ский минно-торпедно-тральный институт, получивший название НИИ-400. Главными его задачами стали создание качественно новых и модернизация серийных образ­ цов торпедного, минного и проти­ воминного оружия. В 1966 году предприятие было переименовано в НИИ "Гидроприбор", а спустя три года преобразовано в Центральный научно-исследовательский инсти­ тут. В последующие годы в связи с ростом и расширением институт стал головным предприятием от­ расли, включавшим в себя несколь­ ко филиалов и отделов, располо­ женных в разных городах страны. В течение десятилетий происходили разные структурные перемены, и в 2004 году в соответствии с Указом Президента РФ ЦНИИ "Гидропри­ бор" преобразован в акционерное общество со стопроцентной собст­ венностью государства "Концерн "Морское подводное оружие - Гид­ роприбор". Сегодня в его структуру входят НИИ морской теплотехники, заводы "Двигатель", "Дагдизель", "Уралэлемент, АО "Электротяга". В наши дни концерн играет ве­ дущую роль в военно-промышлен­ ном комплексе России по разра­ ботке, созданию и поставке мор­ ского подводного оружия. Пред­ приятие уникально, оно представ­ ляет собой комплексный центр, отвечающий за создание и произ­ водство практически всей основной номенклатуры морского подвод­ ного оружия, а также разрабаты­ вает средства борьбы с ним. Одно из направлений деятель­ ности "Гидроприбора" - создание торпедного оружия, предназначен­ ного для вооружения подводных лодок, надводных кораблей и авиа­ ции. Основным его достоинством, и это признано во всём мире, яв­ ляется высокая вероятность пора­ жения цели. В стенах предприятия также производят весь спектр современ­ ного морского минного оружия, включающий донные, якорные и самотранспортирующиеся мины, минно-торпедные и минно-ракет­ ные комплексы, которые могут применяться с наступательными и оборонительными целями при ре­ шении тактических, стратегических и политических задач. Изготовлением многоцелевых средств гидроакустического проти­ водействия гидроакустическим си­ стемам наблюдения, обнаружения и целеуказания тоже занимается уникальное предприятие. Здесь же создают и необитаемые подвод­ ные аппараты (НПА). Это, кстати, одно из наиболее интенсивно раз­ вивающихся направлений подвод­ ной техники гражданского и воен­ ного назначения. В первом случае аппараты широко используются в области изучения и освоения бо­ гатств Мирового океана. Военное применение НПА подразумевает действие их в опасных или недо­ ступных для плавания подводных лодок, надводных кораблей и судов районах. Необитаемые подводные аппараты дополняют арсенал тра­ диционного подводного морского оружия и техники и существенно увеличивают боевые возможности Военно-морского флота. За все годы работы концерн разработал и передал флоту более 180 образцов торпедного, минного, противоминного оружия, приборов гидроакустического противодейст­ вия и другой специальной техники. В том числе - около 70 образцов и модификаций торпед, 48 образцов и модификаций мин и минных комплексов, некоторые из них до настоящего времени не имеют аналогов за рубежом. Около 95% образцов состоя­ щего сегодня на вооружении ВМФ России морского подводного ору­ жия было разработано концерном или при его непосредственном участии. Работы по 19 образцам были удостоены Ленинской, Госу­ дарственной премий и премии Правительства РФ. Более 1800 со­ трудников предприятия награж­ дены орденами и медалями. Подготовила Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ Бубновым. Будучи молодым спе­ циалистом участвовал в разра­ ботке чертежей субмарин типа "Морж" и "Барс", в постройке и ремонте подводных лодок по про­ ектам Ивана Бубнова. Трудиться приходилось в непростой обста­ новке: авторы проектов ревностно относились к своим детищам, даль­ ше "порога" молодых специалистов не пускали. До осени 1917 года отдел под­ водного плавания Балтийского су­ достроительного завода построил и сдал флоту 8 подлодок типа "Барс" и ещё 10 модернизировал. В 1924 году Малинина перевели на должность помощника главного инженера-механика. Для повы­ шения профессиональных знаний и ознакомления с новинками в области судостроения в конце сен­ тября 1925 года его откомандиро­ вали за границу. Три месяца в Италии и Германии советский специалист пытался собрать мате­ риал для пополнения личных зна­ ний и архива. Но результат был незначительным - чертежи и доку­ менты зарубежные коллеги ему не показывали, не позволяли про­ вести внутренний осмотр лодок. Единственное: он смог купить в Риме "с рук" общий чертёж италь­ янской подлодки "Балилья", ко­ торый в дальнейшем пригодился конструктору, хотя модель к тому времени несколько устарела. Спустя год Борис Михайлович возглавил конструкторскую группу при научно-техническом комите­ те Военно-морских сил Рабоче­ крестьянской Красной армии, ко­ торая проводила расчёты и разра­ батывала задание на проектиро­ вание субмарин. За короткий срок Алексея Асафова трудились над проектом подлодки "Правда". Вско­ ре субмарина вошла в состав Бал­ тийского флота. Она не уступала по своим техническим характеристи­ кам лодкам иностранных флотов. Необоснованно репрессиро­ ванного Бориса Малинина и его соратников реабилитировали. В дальнейшем под руководством Бо­ риса Михайловича были спроек­ тированы подводные лодки типа "Ленинец" и "Щука". Особенностью этих субмарин являлась простота постройки и эксплуатации. С 20 мая 1932 года Борис Ми­ хайлович работал в Центральном конструкторском бюро специаль­ ного (подводного) судостроения №2 помощником главного инженера. Через год занял должность главно­ го инженера бюро. А в 1939 году начал работу в Научно-исследова­ тельском институте военного кораб­ лестроения. Спустя год по рекомен­ дации врачей Борис Малинин пере­ шёл на преподавательскую работу в Ленинградский кораблестрои­ тельный институт, где он получил звание доктор технических наук. С 1948 года он уже заведовал ка­ федрой проектирования судов. Летом 1949 года здоровье Ма­ линина резко ухудшилось, и 27 сентября после пятого инфаркта он скончался. Стоит отметить, что Борису Ма­ линину принадлежит идея о при­ менении на подводных лодках ядерного двигателя. Он высказал эту мысль ещё в начале 1947 года. Работы по созданию первой оте­ чественной атомной ПЛ начались лишь через несколько лет. Подготовила Ярослава ТРЕТЬЯКОВА Экспозиция морского подводного оружия периода второй полови­ ны ХХ-нанала XXI века в музее концерна "Морское подводное оружие - Гидроприбор". АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ ЧУДО 2 6 5 лет н а зад велнкнй р усск и й учёны й М ихаил Л ом оносов со зд а л действующ ую м одель летательного аппарата 15 февраля 1754 года на заседании Российской академии наук Михаил Васильевич сделал со­ общение об изобретении им "аэродинамической машинки" - прообраза современного двухвин­ тового вертолёта. 1 июля того же года он впервые продемонстри­ ровал своё чудо техники. В протоколе заседания Ака­ демии наук сохранилось следующее описание этого геликоптера: "Высокопоч­ тенный советник Ломоно­ сов показал изобретённую им машину, называемую им аэродинамической (возду- хобежной), которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев, движимых горизонтально в различных направлени­ ях силой пружины, какой обычно снабжаются часы, нажимать воздух (отбра­ сывать его вниз), отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха с той целью, чтобы можно было обследовать условия (со­ стояние) верхнего воздуха посредством метеороло­ гических машин (приборов), присоединённых к этой аэродромической машине. Устройство подвешива­ лось на шнуре, протянутом по двум блокам, и удержи­ валось в равновесии гру­ зиками, подвешенными с противоположного конца. Как только пружина заво­ дилась, машина поднима­ лась в высоту и потому обе­ щала достижение желае­ мого действия. Но это дей­ ствие, по суждению изобре­ тателя, ещё более увели­ чивалось, если будет увели­ чена сила пружины и если увеличить расстояние меж­ ду той и другой парой кры­ льев. А коробка, в которой заложена пружина, будет сделана из дерева для уменьшения веса". Предназначенная для изучения атмосферных яв­ лений модель поднялась на два десятка метров. Это было первое в мире задоку­ ментированное испытание летательного аппарата тя­ желее воздуха. Ломоносов специально не занимался проблема­ ми авиации. Попытку по­ строить летающую машинку русский учёный предпри­ нял для решения сугубо практической задачи - ис­ следования атмосферных электрических явлений. Знакомство с трудами Исаака Ньютона и раз­ мышления о фундамен­ тальном законе сохране­ ния материи и движения натолкнули русского учё­ ного на идею использо­ вания силы воздушного потока, отбрасываемого вращающимися лопастями для придания импульса движения устройству. Построенный по его за­ думке аппарат имел все признаки современного вертолёта: фюзеляж, не­ сущие винты, источник энер­ гии, трансмиссию. Впер­ вые на модели был реали­ зован способ взаимного уравновешивания реактив­ ных моментов винтов путём их противоположного вра­ щения. Как известно, Леонардо да Винчи сделал чертёж аппарата, вертикально под­ нимающегося в воздух с помощью затейливо изог­ нутых лопастей. Но бумаж­ ная абстракция оставалась такой, пока Ломоносов не создал модель "аэродинами­ ческой машины" со встро­ енной часовой пружиной. Да Винчи ещё в 1475 году писал о возможности по­ строить геликоптер, но Ло­ моносову эти работы Лео­ нардо, обнародованные только в конце XVIII сто­ летия, не были известны. Михаил Васильевич задолго до официально признан­ ных изобретателей гели­ коптера построил и испы­ тал аппарат в России. Винты машины Ломоно­ сова приводились в дейст­ вие часовой пружиной, по­ мещённой в коробку. Одна­ ко мощности пружины было недостаточно для того, что­ бы модель могла поднять­ ся вверх самостоятельно. Учёному пришлось пойти на хитрость. Уравновесив модель при помощи груза, перекинутого через блок, подвешенный к потолку, учёный запустил пружину, и модель взлетела. Создание русским учё­ ным геликоптера также ин­ тересно тем, что даже зна­ чительно позднее - в 1782 году - французская Акаде- Реконструкция вер­ толёта из экспозиции ГМИК им. К.Э. Циолков­ ского. мия наук (одна из самых элитных в то время) в лице астронома Лаланда при­ знала летание невозмож­ ным. Михаил Васильевич же сделал первую в истории практическую попытку при­ менить архимедов винт для воздушного плавания. Нельзя забывать, что винт в то время не был ещё известен даже в качестве двигателя для морских су­ дов. Тем значительнее это открытие. Оно показывает, что Ломоносов один из пер­ вых понял действительные законы сопротивления воз­ духа и нашёл силу, способ­ ную поддерживать и про­ двигать аппарат в полёте. Скорее всего, другие ис­ следования занимали всё время Михаила Василье­ вича и не дали ему воз­ можности довести до же­ лаемого конца постройку геликоптера, но его приори­ тет в этом изобретении не­ сомненен. Подготовила Яна РАХИМОВА Малинин рассчитал 32 варианта сочетаний тактико-технических элементов ПЛ разных типов. Из них были выбраны основные элементы головной лодки типа "Декабрист". Во время проведения заводских испытаний у субмарин был выявлен существенный недостаток - при погружении и всплытии они полу­ чали большой крен. За "вредитель­ ство" Малинина и его коллег арес­ товали. Отбывая наказание в особом техническом бюро экономического управления при полномочном представительстве Объединённого государственного политического управления в Ленинградском воен­ ном округе при Балтийском заво­ де, заключённые под руководством Борис Малинин вырос в Москве в семье оперных певцов. Окончив гимназию с золотой медалью, по­ ступил в Петербургский корабле­ строительный институт. После завершения обучения в престижном учебном заведении дипломированного специалиста приняли на должность инженера- конструктора в отдел подводного плавания Бал­ тийского судо­ строительного завода. Он ра­ ботал с видны­ ми корабель­ ными инжене­ рами - Констан­ тином Боклев- ским и Иваном

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz