На страже Заполярья. 2019 год. Февраль.
6 стр. ★васшЕШ/игм 15 февраля 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 18 февраля День продовольственной и вещевой службы ВС России. День транспортной полиции России. В этот день в 1919 году был подписан декрет "Об организации межведомственной комиссии по охране железных дорог" - документ, ставший первым на пути создания охраны железнодорожного транспорта. В 1895 году родился кавалер высшего военного ор дена Победы, дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Семён Константинович Тимошенко. 19 февраля В 1860 году введено в действие "Общее образование управления военными портами". Этим документом порты России подразделялись на два разряда: 1-й раз ряд - главные военные порты Кронштадт, Архангельск, Николаевск-на-Амуре; 2-й разряд - порты Свеаборг, Ревель, Севастополь. Санкт-Петербургский военный порт был причислен к портам 1-го разряда на особом положении. В 1993 году Указом Президента РФ утверждено Положение об органах государственной безопасности в Вооружённых силах Российской Федерации и иных воинских формированиях (военной контрразведки). 20 февраля В 1928 году постановлением ЦИК Морские силы Балтийского моря награждены орденом Красного Знамени - высшим в то время орденом страны. В 1916 году родился первый Герой Советского Союза на Северном флоте морской пехотинец старший сержант Василий Павлович Кисляков. В 1936 году завершилось рекордное автономное плавание подводной лодки "Щ-117" под командованием Николая Павловича Египко. Всего пройдено 3022 мили, в том числе 315 - под водой. За этот поход, превышаю щий двойной срок автономного плавания, весь экипаж лодки впервые в истории ВМФ был удостоен государ ственных наград. В 1938 году группа дрейфующей станции И. Д. Папа- нина "Северный полюс" снята со льдины гидрографи ческими судами "Таймыр" и "Мурман". В этой операции принимали участие подводные лодки "Д-3", "Щ-402" и "Щ-404" Северного флота. В 1968 году АПЛ "К-181" первой в истории ВМФ СССР послевоенного периода была награждена орденом Красного Знамени. После утилизации орден и Красно знамённый флаг корабля унаследовала подводная лодка "К-328" "Леопард". В 1975 году принят указ Президиума Верховного Совета СССР об установлении ежегодного праздника - Дня Войск противовоздушной обороны страны за большие заслуги в Великой Отечественной войне и выполнение особо важных задач в мирное время. Празднуется во второе воскресенье апреля. 21 февраля В 1571 году утверждён "Приговор о станичной и сто рожевой службе" - первый известный законодательный акт Российского государства, регламентировавший охрану границ. В 1921 году на основании постановления Совета на родных комиссаров № 1699 сформировано управление поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота. В 1918 году постановлением СНК учреждён наркомат по морским делам. Первым наркомом стал П.Е. Ды бенко. Этим постановлением флоты были выведены из подчинения фронтам. В 1947 году родился командир атомной глубоковод ной станции АС-35 29-й отдельной бригады подводных лодок Герой Российской Федерации капитан 1 ранга Юрий Александрович Щербаков. В 1978 году состоялся первый полёт тяжёлого транс портного вертолёта Ми-26 грузоподъёмностью 20 тонн. В 2006 году на Нижегородском судостроительном заводе "Волга" состоялась закладка головного де сантного катера проекта 21820 "Атаман Платов". 22 февраля В 1887 году родился кавалер высшего воен ного ордена Победы Герой Советского Сою за Маршал Советско го Союза Леонид Алек сандрович Говоров. В 1934 году командо вание и штаб Северной военной флотилии пе редислоцированы из Мурманска в Полярное. В 1968 году за боль шой вклад в дело укреп ления оборонной мощи страны и её вооружён ной защиты 1-я флоти лия атомных подводных лодок награждена орденом Красного Знамени. В 1975 году лётчик-испытатель ОКБ Сухого Владимир Сергеевич Ильюшин впервые поднял в воздух опытный реактивный фронтовой штурмовик 17М2 (Т-8-1). Принят на вооружение в 1987 году под маркой Су-25 и серийно выпускался до 1992 года. Всего произведено около 330 самолётов. В 1943 году звание Герой Советского Союза при своено авиаторам-североморцам гвардии капитану Андрею Баштыркову, гвардии старшине Михаилу Бадюку, гвардии сержанту Владимиру Гаврилову и морскому пехотинцу младшему лейтенанту Александру Торцеву. В 1944 году звание Герой Советского Союза прис воено авиаторам-североморцам гвардии старшему лейтенанту Николаю Зайцеву, гвардии старшему лейте нанту Владимиру Пирогову, гвардии лейтенанту Михаилу Воронину и катернику старшему лейтенанту Георгию Паламарчуку. 23 февраля День защитника Отечества. День воинской славы России. - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками (1918 год). В 1928 году по решению РВС СССР в Москве создан Центральный дом Красной армии им. М.В.Фрунзе. С 1992 г. - Центральный дом Российской армии, ныне Культурный центр Вооружённых сил РФ. В 1934 году состоялось первое награждение се вероморцев государственными наградами. Орденов и медалей СССР удостоилась большая группа участников перехода на Север. В 1945 году звания гвардейской удостоена подводная лодка "С-56" Северного флота под командованием капитана 2 ранга Григория Ивановича Щедрина. В 1981 году в Северодвинске на Северном машино строительном предприятии заложена подводная лодка третьего поколения "К-51" "Верхотурье" - головная в серии стратегических подводных крейсеров проекта 667БДРМ. 24 февраля В 1745 году родился выдающийся российский флотоводец адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков. В 1961 году произведён первый пуск ракеты Р-21 ракетного комплекса Д-4 из подводного положения с подводной лодки проекта 629Б "К-102". V________________________________________________/ а 75 лет со дня образования НИИ ' 'Гидроприбор" СОЗДАТЕЛИ МОРСКОГО ОРУЖИЯ ПРОФЕССОР КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ 13 февраля 1889 года родился советский учёный-кораблестрои тель, конструктор подводных лодок Борис Малинин. Подводная лодка ".Щ-204"типа "Щука". Крупнейший научно-производст венный центр по разработке, созда нию и поставке морского подвод ного оружия и подводно-техниче ских средств специального назна чения Военно-морскому флоту Рос сии и зарубежным странам концерн "Морское подводное оружие - Гид роприбор" расположен в Выборгском районе Ленинградской области. История предприятия началась 11 февраля 1944, когда согласно постановлению Государственного Комитета Обороны СССР был об разован научно-исследователь ский минно-торпедно-тральный институт, получивший название НИИ-400. Главными его задачами стали создание качественно новых и модернизация серийных образ цов торпедного, минного и проти воминного оружия. В 1966 году предприятие было переименовано в НИИ "Гидроприбор", а спустя три года преобразовано в Центральный научно-исследовательский инсти тут. В последующие годы в связи с ростом и расширением институт стал головным предприятием от расли, включавшим в себя несколь ко филиалов и отделов, располо женных в разных городах страны. В течение десятилетий происходили разные структурные перемены, и в 2004 году в соответствии с Указом Президента РФ ЦНИИ "Гидропри бор" преобразован в акционерное общество со стопроцентной собст венностью государства "Концерн "Морское подводное оружие - Гид роприбор". Сегодня в его структуру входят НИИ морской теплотехники, заводы "Двигатель", "Дагдизель", "Уралэлемент, АО "Электротяга". В наши дни концерн играет ве дущую роль в военно-промышлен ном комплексе России по разра ботке, созданию и поставке мор ского подводного оружия. Пред приятие уникально, оно представ ляет собой комплексный центр, отвечающий за создание и произ водство практически всей основной номенклатуры морского подвод ного оружия, а также разрабаты вает средства борьбы с ним. Одно из направлений деятель ности "Гидроприбора" - создание торпедного оружия, предназначен ного для вооружения подводных лодок, надводных кораблей и авиа ции. Основным его достоинством, и это признано во всём мире, яв ляется высокая вероятность пора жения цели. В стенах предприятия также производят весь спектр современ ного морского минного оружия, включающий донные, якорные и самотранспортирующиеся мины, минно-торпедные и минно-ракет ные комплексы, которые могут применяться с наступательными и оборонительными целями при ре шении тактических, стратегических и политических задач. Изготовлением многоцелевых средств гидроакустического проти водействия гидроакустическим си стемам наблюдения, обнаружения и целеуказания тоже занимается уникальное предприятие. Здесь же создают и необитаемые подвод ные аппараты (НПА). Это, кстати, одно из наиболее интенсивно раз вивающихся направлений подвод ной техники гражданского и воен ного назначения. В первом случае аппараты широко используются в области изучения и освоения бо гатств Мирового океана. Военное применение НПА подразумевает действие их в опасных или недо ступных для плавания подводных лодок, надводных кораблей и судов районах. Необитаемые подводные аппараты дополняют арсенал тра диционного подводного морского оружия и техники и существенно увеличивают боевые возможности Военно-морского флота. За все годы работы концерн разработал и передал флоту более 180 образцов торпедного, минного, противоминного оружия, приборов гидроакустического противодейст вия и другой специальной техники. В том числе - около 70 образцов и модификаций торпед, 48 образцов и модификаций мин и минных комплексов, некоторые из них до настоящего времени не имеют аналогов за рубежом. Около 95% образцов состоя щего сегодня на вооружении ВМФ России морского подводного ору жия было разработано концерном или при его непосредственном участии. Работы по 19 образцам были удостоены Ленинской, Госу дарственной премий и премии Правительства РФ. Более 1800 со трудников предприятия награж дены орденами и медалями. Подготовила Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ Бубновым. Будучи молодым спе циалистом участвовал в разра ботке чертежей субмарин типа "Морж" и "Барс", в постройке и ремонте подводных лодок по про ектам Ивана Бубнова. Трудиться приходилось в непростой обста новке: авторы проектов ревностно относились к своим детищам, даль ше "порога" молодых специалистов не пускали. До осени 1917 года отдел под водного плавания Балтийского су достроительного завода построил и сдал флоту 8 подлодок типа "Барс" и ещё 10 модернизировал. В 1924 году Малинина перевели на должность помощника главного инженера-механика. Для повы шения профессиональных знаний и ознакомления с новинками в области судостроения в конце сен тября 1925 года его откомандиро вали за границу. Три месяца в Италии и Германии советский специалист пытался собрать мате риал для пополнения личных зна ний и архива. Но результат был незначительным - чертежи и доку менты зарубежные коллеги ему не показывали, не позволяли про вести внутренний осмотр лодок. Единственное: он смог купить в Риме "с рук" общий чертёж италь янской подлодки "Балилья", ко торый в дальнейшем пригодился конструктору, хотя модель к тому времени несколько устарела. Спустя год Борис Михайлович возглавил конструкторскую группу при научно-техническом комите те Военно-морских сил Рабоче крестьянской Красной армии, ко торая проводила расчёты и разра батывала задание на проектиро вание субмарин. За короткий срок Алексея Асафова трудились над проектом подлодки "Правда". Вско ре субмарина вошла в состав Бал тийского флота. Она не уступала по своим техническим характеристи кам лодкам иностранных флотов. Необоснованно репрессиро ванного Бориса Малинина и его соратников реабилитировали. В дальнейшем под руководством Бо риса Михайловича были спроек тированы подводные лодки типа "Ленинец" и "Щука". Особенностью этих субмарин являлась простота постройки и эксплуатации. С 20 мая 1932 года Борис Ми хайлович работал в Центральном конструкторском бюро специаль ного (подводного) судостроения №2 помощником главного инженера. Через год занял должность главно го инженера бюро. А в 1939 году начал работу в Научно-исследова тельском институте военного кораб лестроения. Спустя год по рекомен дации врачей Борис Малинин пере шёл на преподавательскую работу в Ленинградский кораблестрои тельный институт, где он получил звание доктор технических наук. С 1948 года он уже заведовал ка федрой проектирования судов. Летом 1949 года здоровье Ма линина резко ухудшилось, и 27 сентября после пятого инфаркта он скончался. Стоит отметить, что Борису Ма линину принадлежит идея о при менении на подводных лодках ядерного двигателя. Он высказал эту мысль ещё в начале 1947 года. Работы по созданию первой оте чественной атомной ПЛ начались лишь через несколько лет. Подготовила Ярослава ТРЕТЬЯКОВА Экспозиция морского подводного оружия периода второй полови ны ХХ-нанала XXI века в музее концерна "Морское подводное оружие - Гидроприбор". АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ ЧУДО 2 6 5 лет н а зад велнкнй р усск и й учёны й М ихаил Л ом оносов со зд а л действующ ую м одель летательного аппарата 15 февраля 1754 года на заседании Российской академии наук Михаил Васильевич сделал со общение об изобретении им "аэродинамической машинки" - прообраза современного двухвин тового вертолёта. 1 июля того же года он впервые продемонстри ровал своё чудо техники. В протоколе заседания Ака демии наук сохранилось следующее описание этого геликоптера: "Высокопоч тенный советник Ломоно сов показал изобретённую им машину, называемую им аэродинамической (возду- хобежной), которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев, движимых горизонтально в различных направлени ях силой пружины, какой обычно снабжаются часы, нажимать воздух (отбра сывать его вниз), отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха с той целью, чтобы можно было обследовать условия (со стояние) верхнего воздуха посредством метеороло гических машин (приборов), присоединённых к этой аэродромической машине. Устройство подвешива лось на шнуре, протянутом по двум блокам, и удержи валось в равновесии гру зиками, подвешенными с противоположного конца. Как только пружина заво дилась, машина поднима лась в высоту и потому обе щала достижение желае мого действия. Но это дей ствие, по суждению изобре тателя, ещё более увели чивалось, если будет увели чена сила пружины и если увеличить расстояние меж ду той и другой парой кры льев. А коробка, в которой заложена пружина, будет сделана из дерева для уменьшения веса". Предназначенная для изучения атмосферных яв лений модель поднялась на два десятка метров. Это было первое в мире задоку ментированное испытание летательного аппарата тя желее воздуха. Ломоносов специально не занимался проблема ми авиации. Попытку по строить летающую машинку русский учёный предпри нял для решения сугубо практической задачи - ис следования атмосферных электрических явлений. Знакомство с трудами Исаака Ньютона и раз мышления о фундамен тальном законе сохране ния материи и движения натолкнули русского учё ного на идею использо вания силы воздушного потока, отбрасываемого вращающимися лопастями для придания импульса движения устройству. Построенный по его за думке аппарат имел все признаки современного вертолёта: фюзеляж, не сущие винты, источник энер гии, трансмиссию. Впер вые на модели был реали зован способ взаимного уравновешивания реактив ных моментов винтов путём их противоположного вра щения. Как известно, Леонардо да Винчи сделал чертёж аппарата, вертикально под нимающегося в воздух с помощью затейливо изог нутых лопастей. Но бумаж ная абстракция оставалась такой, пока Ломоносов не создал модель "аэродинами ческой машины" со встро енной часовой пружиной. Да Винчи ещё в 1475 году писал о возможности по строить геликоптер, но Ло моносову эти работы Лео нардо, обнародованные только в конце XVIII сто летия, не были известны. Михаил Васильевич задолго до официально признан ных изобретателей гели коптера построил и испы тал аппарат в России. Винты машины Ломоно сова приводились в дейст вие часовой пружиной, по мещённой в коробку. Одна ко мощности пружины было недостаточно для того, что бы модель могла поднять ся вверх самостоятельно. Учёному пришлось пойти на хитрость. Уравновесив модель при помощи груза, перекинутого через блок, подвешенный к потолку, учёный запустил пружину, и модель взлетела. Создание русским учё ным геликоптера также ин тересно тем, что даже зна чительно позднее - в 1782 году - французская Акаде- Реконструкция вер толёта из экспозиции ГМИК им. К.Э. Циолков ского. мия наук (одна из самых элитных в то время) в лице астронома Лаланда при знала летание невозмож ным. Михаил Васильевич же сделал первую в истории практическую попытку при менить архимедов винт для воздушного плавания. Нельзя забывать, что винт в то время не был ещё известен даже в качестве двигателя для морских су дов. Тем значительнее это открытие. Оно показывает, что Ломоносов один из пер вых понял действительные законы сопротивления воз духа и нашёл силу, способ ную поддерживать и про двигать аппарат в полёте. Скорее всего, другие ис следования занимали всё время Михаила Василье вича и не дали ему воз можности довести до же лаемого конца постройку геликоптера, но его приори тет в этом изобретении не сомненен. Подготовила Яна РАХИМОВА Малинин рассчитал 32 варианта сочетаний тактико-технических элементов ПЛ разных типов. Из них были выбраны основные элементы головной лодки типа "Декабрист". Во время проведения заводских испытаний у субмарин был выявлен существенный недостаток - при погружении и всплытии они полу чали большой крен. За "вредитель ство" Малинина и его коллег арес товали. Отбывая наказание в особом техническом бюро экономического управления при полномочном представительстве Объединённого государственного политического управления в Ленинградском воен ном округе при Балтийском заво де, заключённые под руководством Борис Малинин вырос в Москве в семье оперных певцов. Окончив гимназию с золотой медалью, по ступил в Петербургский корабле строительный институт. После завершения обучения в престижном учебном заведении дипломированного специалиста приняли на должность инженера- конструктора в отдел подводного плавания Бал тийского судо строительного завода. Он ра ботал с видны ми корабель ными инжене рами - Констан тином Боклев- ским и Иваном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz