На страже Заполярья. 2019 год. Февраль.
6 стр. настрщЗаполярья 8 февраля 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 11 февраля В 1720 году заведено "Дело о постройке потаённого судна" мастера Ефима Прокопьевича Никонова. От этого события идёт история подводного кораблестро ения в России. В 1831 году приказом начальника Главного морского штаба в Российском флоте образован корпус корабель ных инженеров, в качестве главной задачи которому было поставлено строительство и постоянное совер шенствование кораблей отечественного флота. 75 лет назад по распоряжению ГКО в Ленинграде образован Научно-исследовательский минно-торпед ный институт № 400, ныне ЦНИИ "Гидроприбор". В 1944 году авиация Северного флота нанесла удар по линейному кораблю "Тирпиц" в Альтен-фьорде. 12 февраля В 1900 году родился советский военачальник дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков. В 1942 году постановлением ГКО на вооружение при нята 76-мм дивизионная пушка ЗИС-З, разработанная коллективом под руководством Василия Гавриловича Грабина. Эта пушка стала самым массовым орудием Второй мировой войны и первым в мире орудием, поставленным на конвейерную сборку. В 1971 году принято Постановление Совета минис тров СССР о разработке переносного ракетного комплекса "Игла", принятого на вооружение Советской армии и ВМФ в 1983 году. В 1999 году на полигоне Капустин Яр в присутствии министра обороны РФ состоялись первые демон страционные пуски ракет нового 3PK С-400 большой и средней дальности, разработанного МКБ "Факел". 20 лет назад Государственная дума приняла закон о возвращении городу Скалистому имени Героя Со ветского Союза подводника Магомета Имадутдиновича Гаджиева. 13 февраля В 1806 году родился Владимир Алексеевич Корнилов, вице-адмирал, начальник штаба Черноморского флота в период Крымской войны 1853-1856 годов. В 1896 году в Кронштадте вышла в свет флотская газета "Котлин", издававшаяся до 1917 года. В 1889 году родился учёный-кораблестроитель, конструктор подводных лодок Борис Михайлович Малинин. Принимал участие в разработке подводных лодок типа "Декабрист", "Щука", "Ленинец". В 1903 году родился авиаконструктор генерал-майор инженерно-технической службы Георгий Михайлович Бериев. С 1930 года работал в КБ морского самолёто строения, которое возглавил в 1934 году. Под его руко водством разработаны морской ближний разведчик МБР-2, корабельный катапультный самолёт КОР-1 со складывающимися крыльями, а затем летающая лодка КОР-2 (Бе-4), гидросамолёты Бе-6 и Бе-8, первая в мире скоростная летающая лодка М-10 и лодка-амфибия Бе-12 "Чайка". В 1934 году пароход "Челюскин" при попытке пройти Северным морским путём был затёрт льдами и затонул в Чукотском море. Экипаж судна во главе с начальни ком экспедиции От то Юльевичем Шмид том высадился на льдину. В 1945 году совет скими войсками при активном участии моряков и кораблей Дунайской военной флотилии взят штур мом город Буда пешт. 14 февраля В 1950 году заключены Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи между СССР и КНР, а также соглашение о совместном использовании военно-морской базы Порт-Артур. В 1990 году поднят флаг на ракетном корабле на воздушной подушке "Бора", не имеющем аналогов в мировом кораблестроении. 15 февраля Памятная дата России - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В 1989 году через мост Дружбы на участке Тактаба- зарского погранотряда в 16 час. 21 мин. перешёл последний советский военнослужащий. Завершён вывод советских войск из Афганистана. В 1458 году родился Иван Иванович Молодой, русский военачальник, князь Московский, старший сын Ивана III, с 1471 года - соправитель отца. Один из руководителей русской рати в период Стояния на Угре в 1480 году. Участник похода на Тверь в 1485 году, после её присое динения к Москве - князь Тверской. В 1734 году по инициативе президента Адми- ралтейств-коллегии адмирала Николая Фёдоровича Головина для подготовки штурманов военного флота в Кронштадте сформировано особое учебное под разделение, получившее название штурманской роты. В 1754 году Михаил Ломоносов на заседании Российской академии наук сделал сообщение об изобретении им "аэродинамической машинки" - прообраза современного двухвинтового вертолёта. В 1913 году родился командующий Северным флотом адмирал флота Семён Михайлович Лобов. В 1927 году родился начальник штаба Красно знамённого Северного флота Герой Советского Союза адмирал Вадим Константинович Коробов. В 1943 году Указом Президиума Верховного Совета СССР "О введении новых знаков различия для личного состава ВМФ" введены погоны. В 1944 году родился лётчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза Александр Александрович Серебров. 16 февраля День разведки ВМФ. В1905 году эскадра контр-адмирала Николая Ивановича Небогатова вышла из Либавы и направилась на Дальний Восток в подкрепление эскадре вице адмирала Рожественского. В 1893 году родился Маршал Советского Союза Михаил Николаевич Тухачевский. Участвовал в Первой мировой войне, с 1918 года в Красной армии. Во время Гражданской войны командовал армиями и фронтами. Принимал активное участие в разработке принципов и проведении военной реформы 1924-1925 гг. В 1927 году родился командующий 3-й флотилией атомных подводных лодок Краснознамённого Север ного флота вице-адмирал Лев Алексеевич Матушкин. В 1951 году сформирована 121-я бригада десантных кораблей Северного флота. 17 февраля День службы горючего Вооружённых сил России. В 1813 году учреждена серебряная медаль с надписью "1812 год" в память об Отечественной войне 1812 года - для всех участников военных действий от генерала до ополченца. Щ ЗОЛОТЫЕ ЗВЁЗДЫ « L Северного флота ИСТРЕБИТЕЛЬ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ Он вошёл в число лучших боевых лётчиков Второй мировой войны Наша газета, в годы Великой Отечественной вой ны именуемая "Краснофлотец", из номера в номер славила защитников Родины, сражавшихся с не мецко-фашистскими захватчиками. Немало вни мания военные журналисты уделяли освещению боевых будней лётчиков морской авиации Север ного флота. Среди них - Герой Советского Союза Александр Андреевич Коваленко. В двух номерах подряд 164 и 165 от 16 и 17 июня 1942 года ему были посвящены газетные полосы целиком. Два лётчика - две легенды Сафонов и Коваленко... Кто в годы Великой Отечест венной войны не знал на Северном флоте этих фами лий? Два друга, два прек расныхлётчика - истребителя, прославивших всю северо морскую авиацию. В начале войны Сафонов был коман диром эскадрильи, Кова ленко - его заместителем. Они одновременно окон чили училище, служили вместе - сначала в Белорус сии, а затем - на Севере. Их сближали пытливое, твор ческое отношение к своему делу, единство взглядов на тактику воздушного боя и её развитие, безграничная любовь к авиации. Однажды при подходе к району патрулирования Борис Сафонов обнаружил немецкого разведчика "Хен- шель-126" и вышел в атаку. Коваленко же с несколь кими И-16 на случай по явления вражеских истре бителей прикрывал дейст вия командира, и он не заставил себя ждать. Когда вражеский разведчик по пытался уйти из-под удара, внезапно из-за сопки с на бором высоты на сафо новский И-16 бросились два Ме-109. Наперехват им устремилась группа Кова ленко. "Мессеры", не при няв боя, повернули обрат но. Коваленко настиг одно го из них и стал пулемёт ным огнём прижимать к земле. Ме-109 так и не смог вывернуться: неотступно преследуемый советским истребителем, он врезался в болото. А Сафонов тем временем сбил "Хеншель". В другой раз 7 июля 1941 года в групповом воздуш ном бою Александр Кова ленко записал на свой бое вой счёт истребительMe-109. 6 августа уничтожил ещё один - уже лично. Блестящий успех принёс сталинским соколам воз душный бой 9 августа 1941 года, когда они применили метод ударной и сковы вающей групп. Глубокой белой ночью посты наблю дения за воздухом оповес тили о появлении над ли нией фронта целой армады вражеских самолётов - бо лее 60 бомбардировщиков и истребителей стремились прорваться к базам Север ного флота. По сигналу тре воги эскадрилья Сафонова взмыла в воздух. План пред стоящего боя был прост и конкретен: ударной группе Сафонова надлежало взять на себя "Юнкерсов", а группе Коваленко - "Мес- сершмиттов", атака - из за сады, со стороны солнца. Эскадрилья шла над мо рем, всё более удаляясь от береговой черты, в наме ченной точке набрала вы соту и резко повернула на юг. Через несколько минут Сафонов заметил у гори зонта вражескую армаду и повёл эскадрилью на сбли жение. "Юнкерсы" шли под Коваленко, Виктор Мак симович, Захар Сорокин, Тимофей Раздобудько, Ва силий Адонкин. Сам Сафо нов уничтожил три "Юн- керса". Из облаков В сентябре 1941 года за мужество и отвагу, прояв ленные в схватках с вра гами, Александр Коваленко был награждён орденом Красного Знамени. Памятным для Ковален ко и его боевых друзей были два воздушных боя, про ведённых 15 сентября. В первом 5 наших истреби телей со стороны солнца атаковали 22 "Юнкерса", шедших под прикрытием двух десятков "Мессеров". Сафоновцы стремительно сближались с вражескими бомбардировщиками на дистанцию 100 -50 метров прикрытием большого ко личества истребителей, и он решил ударной группой атаковать ведущую девятку бомбардировщиков, чтобы сбить пикировщиков с курса. И-16 ринулись на про тивника со стороны солнца. Снижаясь, они неслись на предельной скорости. Враг не сразу обнаружил их в ослепительных солнечных лучах. Когда же заметил, было уже поздно. "Мес- сершмитты" попытались перехватить ударную группу, но были отброшены отсе кающим огнём группы Ко валенко. Сафоновская шес тёрка прорвалась к пе редним "Юнкерсам" и, от крыв огонь с короткой дис танции, сбила три из них, а остальные рассеяла. За тем Сафонов повёл группу на следующую девятку и свалил на сопки ещё два бомбардировщика. Немецких лётчиков, рас терявшихся от столь стре мительной и дерзкой атаки советских самолётов, охва тила паника. "Юнкерсы", отсечённые от своих истре бителей, беспорядочно вы ходили в пикирование и, сбрасывая бомбы на тун дру, торопливо поворачива ли на запад. Преследуя их, сталинские соколы уничто жили ещё 8 вражеских са молётов. На этот раз бое вой счёт эскадрильи сущест венно пополнили Александр и в упор расстреливали их. Затем североморцы завя зали ожесточённую схватку с "Мессерами". Враги мета лись в панике. Сбросив бомбы куда попало, они позорно обратились в бег ство. В результате этого боя четыре Ю-87 и один Ме-109 рухнули на землю. Вскоре после посадки, прервав обед, вновь по тревоге поднялась в воздух группа Сафонова с двумя истребителями МиГ-3, кото рыми управляли Сорокин и Животовский. Они на мак симальной скорости пошли на перехват тридцати Ю-87, прикрывавшихся истреби- уйти ему не дали. Свою смерть враг нашёл в Запо лярье. Строй вражеских машин был нарушен, а мы, окрылённые победой ко мандира, используя преи мущества внезапного напа дения, смело настигали са молёты противника и навя зывали им бой. Вражеские бомбардировщики спешно освобождались от бомб, сбрасывая их на позиции своих войск, - воздушная схватка происходила над территорией, занятой вра гом. Для укрытия мы ис пользовали облака и почти после каждой атаки уходи ли в них, а затем внезапно появлялись и били врага с разных направлений. Так тика внезапных атак из облачности и на этот раз в полной мере оправдала себя. Наши истребители вели только прицельный огонь с короткой дистан ции, наверняка. И вот ре зультат: один за другим загорелись несколько вра жеских самолётов. Осталь ные начали удирать. В том бою нами было сбито 8 не мецких самолётов. А всего 15 сентября сафоновцы сбили 13 вражеских машин. Три из них лично Борис Са фонов, столько же Пётр Се- мененко. По одному унич тожили Виктор Максимо вич, Владимир Покровский, Илья Животовский, Алек сандр Коваленко и я. Ос тальных засчитали группе. Защищая Мурманск 15 апреля 1942 года восьмёрка истребителей, которую возглавил коман дир эскадрильи капитан Коваленко, поднялась в воздух для прикрытия Мур манского порта от ударов вражеских бомбардиров щиков. Прибыв в район, группа начала патрулиро вать над Кольским заливом. Вскоре наши лётчики уви дели "Юнкерсы". В сопро вождении истребителей они шли на Мурманск. Кова ленко отметил, что осно вное прикрытие бомбарди ровщиков находится сзади, и, оценив обстановку, ре шил атаковать головную группу сзади снизу. бомбардировщиков. Вспых нул и стал падать сбитый командиром с первой атаки "Юнкере". Бой разгорался. Пушечно-пулемётные трас сы резали мурманское не бо. Заметив, что левое зве но первой девятки сильно растянулось, лётчик Поля ков при выходе из атаки боевым разворотом влево с ходу полоснул огневой трассой отставшего "Юн керса". Тот задымил и рух нул вниз. Почти тут же вступили в бой подоспевшие осталь ные самолёты полка. Опра вившись от шока, вызван ного нашей неожиданной атакой, вражеские истре бители пытались связать советских пилотов боем, не допустить их к бомбарди ровщикам. Но не удалось. Александр Коваленко пе ревёл свою машину в пики рование, на большой ско рости догнал ещё одного "Юнкерса" и добил его ко роткой очередью. Это была его десятая победа с на чала войны. Боевые по рядки противника были окончательно расстроены. Часть самолётов успела сбросить бомбы в залив, другие ушли восвояси. К началу мая 1942 года на счету командира 1-й эс кадрильи 2-го гвардейско го истребительного авиа ционного полка гвардии ка питана Коваленко числи лось уже 8 лично сбитых са молётов противника. Ещё более внушительным был список побед возглавляе мой им эскадрильи - лишь за первых полтора весен них месяца 1942 года она уничтожила 20 вражеских самолётов, а в июле - 21 са молёт. Навсегда запомнилась лётчикам полка неотрази мая атака Александра Ко валенко на ведущего группы бомбардировщиков Ю-87. Подойдя вплотную сзади снизу, он сделал крен почти под 90 градусов и открыл огонь. Хвост Ю-87 на глазах пилотов буквально отва лился. Это внесло панику во всю группу "Юнкерсов". Кстати, этот Ю-87 был од ним из немногих сбитых им Коваленко и Сафонов... Кто в годы Великой Отечественной войны не знал на Северномфлоте этих фамилий?Два друга, два прекрасных лётчика - истребителя, прославившие всю североморскую авиацию телями. Потом Захар Соро кин расскажет про тот сен тябрьский бой так: - Небо заволокло обла ками. В серой дымке пока зались силуэты "Юнкерсов". Их прикрывали "Мессеры". Вражеская воздушная эс кадра двигалась к линии фронта. Сафонов атаковал ближайший бомбардиров щик. Первой же меткой оче редью бомбер был подож жён. Скользя и сбивая огонь с горевшей плоскости, он старался уйти на запад. Но Заняв удобную для удара позицию, ведущий с на бором высоты пошёл на сближение с противником. Ведомые чётко повторили манёвр. Но в этот момент произошло неожиданное: несколько самолётов про тивника начали пикиро вать, подставив фюзеляжи под огонь наших истреби телей. Коваленко, не меш кая, открыл огонь по флаг ману первой девятки "Юн керсов". Остальные лёт чики группы тоже атаковали бомбардировщиков, ибо Коваленко в полку назы вали "истребителем ис требителей". 14 июня 1942 года за му жество и отвагу, проявлен ные в боях с врагами, ко мандиру эскадрильи 2-го гвардейского истребитель ного авиационного полка гвардии капитану Алексан дру Андреевичу Коваленко было присвоено звание Герой Советского Союза. Подготовил Александр ЯКОВЛЕВ. ПЕРВОПРОХОДЦАМ ВСЕГДА ТРУДНЕЕ соединения АПЛ Герой Советского Союза вице-адмирал Лев Матушкин вспоминал, что на конечном участке полярного маршрута (особенно при выходе из-подо льда в Чукот ском море) подводники испы тывали чрезвычайные трудности. В этот период весь экипаж, как пра вило, в течение двух-трёх суток постоянно находился на боевых постах. Глубина час то не превышала 50 м. Большую опас ность представляли блуждающие отме ли с осевшими на них огромными ле довыми массивами. Сверху над лодками находился лёд, толщина которогодостигала 11-15 м. При этом пространство между ледяным пан цирем и кораблём уменьшалось до 3-4 м при глубине под килем всего 4-5 м. В подобных условиях автома тизированная система управления отключалась, и лодка двигалась, управляемая вручную. Моральное и физическое напряжение людей достигало предела. Однако особо большая нагрузка ложилась на командиров лодок, поскольку им приходилось принимать решения, от которых зависело не только выполнение за дачи, но и жизнь людей, находящихся на борту подводного ракетоносца. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1981 года за успешное выполнение заданий командования и прояв ленные при этом му жество и героизм ка питану 1 ранга Новикову Дмитрию Николаевичу присвоено звание Ге рой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". После героического пере хода отважный офицер про должал службу в ВМФ СССР на атомных подводных лодках Тихоокеанского флота. В 1986 году он назначен на долж ность председателя Камчат ского областного комитета ДОСААФ, в 1989-м уволен в запас. Награждён орденом Ленина, орденом "За службу Ро дине в Вооружённых силах СССР" III степени, медалями. Подготовил Терентий МИНАКОВ. Начиная с 1980 года, ракетными подводными крейсерами стратегического назначения проекта 667БДР Северного флота было выполнено семь одиночных переходов с Севера на Тихо океанский флот под арктическими льдами. Со временем по добные задачи североморцы выполняли вполне уверенно. Сложнее всего было экипажу первой атомной субмарины "К-223", которым командовал капитан 1 ранга Дмитрий Новиков. Будущий командир атомохода родился 5 февраля 1939 года в деревне Новосёлки Бабынинского района Калужской области и море до поступления в Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С. О. Макарова видел только на картинках. Однако это не помешало ему сделать отличную военно морскую карьеру. В 1963 году, окончив училище, он получил наз начение командиром группы на дизельную подводную лодку Тихо океанского флота, а уже через три года возглавлял боевую часть на атомной подводной лодке. Ещё пять лет, и он командует атомохо дом "K-399". В 1976 году капитан 2 ранга Дмитрий Новиков назначен пер вым командиром проектируемой АПЛ "К-233", заложенной 19 фев раля 1978 года на судостроитель ном заводе в Северодвинске. В период постройки лодки Дмитрий Николаевич вместе с экипажем учился в учебном центре ВМФ в Обнинске. 30 апреля 1979 года подлодка была спущена на воду. 27 ноября 1979 года на "К-233" был поднят Военно-морской флаг, а через полгода АПЛ заступила на первое боевое дежурство. Через полтора месяца после выхода в море экипажу была пос тавлена сложнейшая задача, кото рую подводники-североморцы вы полнили с честью: с 25 августа по 6 сентября 1980 года в составе тактической группы РПКСН под командованием капитана 2 ранга Новикова первым из соединения АПЛ совершил переход с СФ на Тихоокеанский флот Северным морским путём подо льдами цен тральной Арктики и до начала но ября находился на боевом пат рулировании. Лодка прошла 2940 миль, из них 2187 - подо льдами. Старший на переходе командир
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz