На страже Заполярья. 2019 год. Февраль.

6 стр. настрщЗаполярья 8 февраля 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 11 февраля В 1720 году заведено "Дело о постройке потаённого судна" мастера Ефима Прокопьевича Никонова. От этого события идёт история подводного кораблестро­ ения в России. В 1831 году приказом начальника Главного морского штаба в Российском флоте образован корпус корабель­ ных инженеров, в качестве главной задачи которому было поставлено строительство и постоянное совер­ шенствование кораблей отечественного флота. 75 лет назад по распоряжению ГКО в Ленинграде образован Научно-исследовательский минно-торпед­ ный институт № 400, ныне ЦНИИ "Гидроприбор". В 1944 году авиация Северного флота нанесла удар по линейному кораблю "Тирпиц" в Альтен-фьорде. 12 февраля В 1900 году родился советский военачальник дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков. В 1942 году постановлением ГКО на вооружение при­ нята 76-мм дивизионная пушка ЗИС-З, разработанная коллективом под руководством Василия Гавриловича Грабина. Эта пушка стала самым массовым орудием Второй мировой войны и первым в мире орудием, поставленным на конвейерную сборку. В 1971 году принято Постановление Совета минис­ тров СССР о разработке переносного ракетного комплекса "Игла", принятого на вооружение Советской армии и ВМФ в 1983 году. В 1999 году на полигоне Капустин Яр в присутствии министра обороны РФ состоялись первые демон­ страционные пуски ракет нового 3PK С-400 большой и средней дальности, разработанного МКБ "Факел". 20 лет назад Государственная дума приняла закон о возвращении городу Скалистому имени Героя Со­ ветского Союза подводника Магомета Имадутдиновича Гаджиева. 13 февраля В 1806 году родился Владимир Алексеевич Корнилов, вице-адмирал, начальник штаба Черноморского флота в период Крымской войны 1853-1856 годов. В 1896 году в Кронштадте вышла в свет флотская газета "Котлин", издававшаяся до 1917 года. В 1889 году родился учёный-кораблестроитель, конструктор подводных лодок Борис Михайлович Малинин. Принимал участие в разработке подводных лодок типа "Декабрист", "Щука", "Ленинец". В 1903 году родился авиаконструктор генерал-майор инженерно-технической службы Георгий Михайлович Бериев. С 1930 года работал в КБ морского самолёто­ строения, которое возглавил в 1934 году. Под его руко­ водством разработаны морской ближний разведчик МБР-2, корабельный катапультный самолёт КОР-1 со складывающимися крыльями, а затем летающая лодка КОР-2 (Бе-4), гидросамолёты Бе-6 и Бе-8, первая в мире скоростная летающая лодка М-10 и лодка-амфибия Бе-12 "Чайка". В 1934 году пароход "Челюскин" при попытке пройти Северным морским путём был затёрт льдами и затонул в Чукотском море. Экипаж судна во главе с начальни­ ком экспедиции От­ то Юльевичем Шмид­ том высадился на льдину. В 1945 году совет­ скими войсками при активном участии моряков и кораблей Дунайской военной флотилии взят штур­ мом город Буда­ пешт. 14 февраля В 1950 году заключены Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи между СССР и КНР, а также соглашение о совместном использовании военно-морской базы Порт-Артур. В 1990 году поднят флаг на ракетном корабле на воздушной подушке "Бора", не имеющем аналогов в мировом кораблестроении. 15 февраля Памятная дата России - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В 1989 году через мост Дружбы на участке Тактаба- зарского погранотряда в 16 час. 21 мин. перешёл последний советский военнослужащий. Завершён вывод советских войск из Афганистана. В 1458 году родился Иван Иванович Молодой, русский военачальник, князь Московский, старший сын Ивана III, с 1471 года - соправитель отца. Один из руководителей русской рати в период Стояния на Угре в 1480 году. Участник похода на Тверь в 1485 году, после её присое­ динения к Москве - князь Тверской. В 1734 году по инициативе президента Адми- ралтейств-коллегии адмирала Николая Фёдоровича Головина для подготовки штурманов военного флота в Кронштадте сформировано особое учебное под­ разделение, получившее название штурманской роты. В 1754 году Михаил Ломоносов на заседании Российской академии наук сделал сообщение об изобретении им "аэродинамической машинки" - прообраза современного двухвинтового вертолёта. В 1913 году родился командующий Северным флотом адмирал флота Семён Михайлович Лобов. В 1927 году родился начальник штаба Красно­ знамённого Северного флота Герой Советского Союза адмирал Вадим Константинович Коробов. В 1943 году Указом Президиума Верховного Совета СССР "О введении новых знаков различия для личного состава ВМФ" введены погоны. В 1944 году родился лётчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза Александр Александрович Серебров. 16 февраля День разведки ВМФ. В1905 году эскадра контр-адмирала Николая Ивановича Небогатова вышла из Либавы и направилась на Дальний Восток в подкрепление эскадре вице­ адмирала Рожественского. В 1893 году родился Маршал Советского Союза Михаил Николаевич Тухачевский. Участвовал в Первой мировой войне, с 1918 года в Красной армии. Во время Гражданской войны командовал армиями и фронтами. Принимал активное участие в разработке принципов и проведении военной реформы 1924-1925 гг. В 1927 году родился командующий 3-й флотилией атомных подводных лодок Краснознамённого Север­ ного флота вице-адмирал Лев Алексеевич Матушкин. В 1951 году сформирована 121-я бригада десантных кораблей Северного флота. 17 февраля День службы горючего Вооружённых сил России. В 1813 году учреждена серебряная медаль с надписью "1812 год" в память об Отечественной войне 1812 года - для всех участников военных действий от генерала до ополченца. Щ ЗОЛОТЫЕ ЗВЁЗДЫ « L Северного флота ИСТРЕБИТЕЛЬ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ Он вошёл в число лучших боевых лётчиков Второй мировой войны Наша газета, в годы Великой Отечественной вой­ ны именуемая "Краснофлотец", из номера в номер славила защитников Родины, сражавшихся с не­ мецко-фашистскими захватчиками. Немало вни­ мания военные журналисты уделяли освещению боевых будней лётчиков морской авиации Север­ ного флота. Среди них - Герой Советского Союза Александр Андреевич Коваленко. В двух номерах подряд 164 и 165 от 16 и 17 июня 1942 года ему были посвящены газетные полосы целиком. Два лётчика - две легенды Сафонов и Коваленко... Кто в годы Великой Отечест­ венной войны не знал на Северном флоте этих фами­ лий? Два друга, два прек­ расныхлётчика - истребителя, прославивших всю северо­ морскую авиацию. В начале войны Сафонов был коман­ диром эскадрильи, Кова­ ленко - его заместителем. Они одновременно окон­ чили училище, служили вместе - сначала в Белорус­ сии, а затем - на Севере. Их сближали пытливое, твор­ ческое отношение к своему делу, единство взглядов на тактику воздушного боя и её развитие, безграничная любовь к авиации. Однажды при подходе к району патрулирования Борис Сафонов обнаружил немецкого разведчика "Хен- шель-126" и вышел в атаку. Коваленко же с несколь­ кими И-16 на случай по­ явления вражеских истре­ бителей прикрывал дейст­ вия командира, и он не заставил себя ждать. Когда вражеский разведчик по­ пытался уйти из-под удара, внезапно из-за сопки с на­ бором высоты на сафо­ новский И-16 бросились два Ме-109. Наперехват им устремилась группа Кова­ ленко. "Мессеры", не при­ няв боя, повернули обрат­ но. Коваленко настиг одно­ го из них и стал пулемёт­ ным огнём прижимать к земле. Ме-109 так и не смог вывернуться: неотступно преследуемый советским истребителем, он врезался в болото. А Сафонов тем временем сбил "Хеншель". В другой раз 7 июля 1941 года в групповом воздуш­ ном бою Александр Кова­ ленко записал на свой бое­ вой счёт истребительMe-109. 6 августа уничтожил ещё один - уже лично. Блестящий успех принёс сталинским соколам воз­ душный бой 9 августа 1941 года, когда они применили метод ударной и сковы­ вающей групп. Глубокой белой ночью посты наблю­ дения за воздухом оповес­ тили о появлении над ли­ нией фронта целой армады вражеских самолётов - бо­ лее 60 бомбардировщиков и истребителей стремились прорваться к базам Север­ ного флота. По сигналу тре­ воги эскадрилья Сафонова взмыла в воздух. План пред­ стоящего боя был прост и конкретен: ударной группе Сафонова надлежало взять на себя "Юнкерсов", а группе Коваленко - "Мес- сершмиттов", атака - из за­ сады, со стороны солнца. Эскадрилья шла над мо­ рем, всё более удаляясь от береговой черты, в наме­ ченной точке набрала вы­ соту и резко повернула на юг. Через несколько минут Сафонов заметил у гори­ зонта вражескую армаду и повёл эскадрилью на сбли­ жение. "Юнкерсы" шли под Коваленко, Виктор Мак­ симович, Захар Сорокин, Тимофей Раздобудько, Ва­ силий Адонкин. Сам Сафо­ нов уничтожил три "Юн- керса". Из облаков В сентябре 1941 года за мужество и отвагу, прояв­ ленные в схватках с вра­ гами, Александр Коваленко был награждён орденом Красного Знамени. Памятным для Ковален­ ко и его боевых друзей были два воздушных боя, про­ ведённых 15 сентября. В первом 5 наших истреби­ телей со стороны солнца атаковали 22 "Юнкерса", шедших под прикрытием двух десятков "Мессеров". Сафоновцы стремительно сближались с вражескими бомбардировщиками на дистанцию 100 -50 метров прикрытием большого ко­ личества истребителей, и он решил ударной группой атаковать ведущую девятку бомбардировщиков, чтобы сбить пикировщиков с курса. И-16 ринулись на про­ тивника со стороны солнца. Снижаясь, они неслись на предельной скорости. Враг не сразу обнаружил их в ослепительных солнечных лучах. Когда же заметил, было уже поздно. "Мес- сершмитты" попытались перехватить ударную группу, но были отброшены отсе­ кающим огнём группы Ко­ валенко. Сафоновская шес­ тёрка прорвалась к пе­ редним "Юнкерсам" и, от­ крыв огонь с короткой дис­ танции, сбила три из них, а остальные рассеяла. За­ тем Сафонов повёл группу на следующую девятку и свалил на сопки ещё два бомбардировщика. Немецких лётчиков, рас­ терявшихся от столь стре­ мительной и дерзкой атаки советских самолётов, охва­ тила паника. "Юнкерсы", отсечённые от своих истре­ бителей, беспорядочно вы­ ходили в пикирование и, сбрасывая бомбы на тун­ дру, торопливо поворачива­ ли на запад. Преследуя их, сталинские соколы уничто­ жили ещё 8 вражеских са­ молётов. На этот раз бое­ вой счёт эскадрильи сущест­ венно пополнили Александр и в упор расстреливали их. Затем североморцы завя­ зали ожесточённую схватку с "Мессерами". Враги мета­ лись в панике. Сбросив бомбы куда попало, они позорно обратились в бег­ ство. В результате этого боя четыре Ю-87 и один Ме-109 рухнули на землю. Вскоре после посадки, прервав обед, вновь по тревоге поднялась в воздух группа Сафонова с двумя истребителями МиГ-3, кото­ рыми управляли Сорокин и Животовский. Они на мак­ симальной скорости пошли на перехват тридцати Ю-87, прикрывавшихся истреби- уйти ему не дали. Свою смерть враг нашёл в Запо­ лярье. Строй вражеских машин был нарушен, а мы, окрылённые победой ко­ мандира, используя преи­ мущества внезапного напа­ дения, смело настигали са­ молёты противника и навя­ зывали им бой. Вражеские бомбардировщики спешно освобождались от бомб, сбрасывая их на позиции своих войск, - воздушная схватка происходила над территорией, занятой вра­ гом. Для укрытия мы ис­ пользовали облака и почти после каждой атаки уходи­ ли в них, а затем внезапно появлялись и били врага с разных направлений. Так­ тика внезапных атак из облачности и на этот раз в полной мере оправдала себя. Наши истребители вели только прицельный огонь с короткой дистан­ ции, наверняка. И вот ре­ зультат: один за другим загорелись несколько вра­ жеских самолётов. Осталь­ ные начали удирать. В том бою нами было сбито 8 не­ мецких самолётов. А всего 15 сентября сафоновцы сбили 13 вражеских машин. Три из них лично Борис Са­ фонов, столько же Пётр Се- мененко. По одному унич­ тожили Виктор Максимо­ вич, Владимир Покровский, Илья Животовский, Алек­ сандр Коваленко и я. Ос­ тальных засчитали группе. Защищая Мурманск 15 апреля 1942 года восьмёрка истребителей, которую возглавил коман­ дир эскадрильи капитан Коваленко, поднялась в воздух для прикрытия Мур­ манского порта от ударов вражеских бомбардиров­ щиков. Прибыв в район, группа начала патрулиро­ вать над Кольским заливом. Вскоре наши лётчики уви­ дели "Юнкерсы". В сопро­ вождении истребителей они шли на Мурманск. Кова­ ленко отметил, что осно­ вное прикрытие бомбарди­ ровщиков находится сзади, и, оценив обстановку, ре­ шил атаковать головную группу сзади снизу. бомбардировщиков. Вспых­ нул и стал падать сбитый командиром с первой атаки "Юнкере". Бой разгорался. Пушечно-пулемётные трас­ сы резали мурманское не­ бо. Заметив, что левое зве­ но первой девятки сильно растянулось, лётчик Поля­ ков при выходе из атаки боевым разворотом влево с ходу полоснул огневой трассой отставшего "Юн­ керса". Тот задымил и рух­ нул вниз. Почти тут же вступили в бой подоспевшие осталь­ ные самолёты полка. Опра­ вившись от шока, вызван­ ного нашей неожиданной атакой, вражеские истре­ бители пытались связать советских пилотов боем, не допустить их к бомбарди­ ровщикам. Но не удалось. Александр Коваленко пе­ ревёл свою машину в пики­ рование, на большой ско­ рости догнал ещё одного "Юнкерса" и добил его ко­ роткой очередью. Это была его десятая победа с на­ чала войны. Боевые по­ рядки противника были окончательно расстроены. Часть самолётов успела сбросить бомбы в залив, другие ушли восвояси. К началу мая 1942 года на счету командира 1-й эс­ кадрильи 2-го гвардейско­ го истребительного авиа­ ционного полка гвардии ка­ питана Коваленко числи­ лось уже 8 лично сбитых са­ молётов противника. Ещё более внушительным был список побед возглавляе­ мой им эскадрильи - лишь за первых полтора весен­ них месяца 1942 года она уничтожила 20 вражеских самолётов, а в июле - 21 са­ молёт. Навсегда запомнилась лётчикам полка неотрази­ мая атака Александра Ко­ валенко на ведущего группы бомбардировщиков Ю-87. Подойдя вплотную сзади снизу, он сделал крен почти под 90 градусов и открыл огонь. Хвост Ю-87 на глазах пилотов буквально отва­ лился. Это внесло панику во всю группу "Юнкерсов". Кстати, этот Ю-87 был од­ ним из немногих сбитых им Коваленко и Сафонов... Кто в годы Великой Отечественной войны не знал на Северномфлоте этих фамилий?Два друга, два прекрасных лётчика - истребителя, прославившие всю североморскую авиацию телями. Потом Захар Соро­ кин расскажет про тот сен­ тябрьский бой так: - Небо заволокло обла­ ками. В серой дымке пока­ зались силуэты "Юнкерсов". Их прикрывали "Мессеры". Вражеская воздушная эс­ кадра двигалась к линии фронта. Сафонов атаковал ближайший бомбардиров­ щик. Первой же меткой оче­ редью бомбер был подож­ жён. Скользя и сбивая огонь с горевшей плоскости, он старался уйти на запад. Но Заняв удобную для удара позицию, ведущий с на­ бором высоты пошёл на сближение с противником. Ведомые чётко повторили манёвр. Но в этот момент произошло неожиданное: несколько самолётов про­ тивника начали пикиро­ вать, подставив фюзеляжи под огонь наших истреби­ телей. Коваленко, не меш­ кая, открыл огонь по флаг­ ману первой девятки "Юн­ керсов". Остальные лёт­ чики группы тоже атаковали бомбардировщиков, ибо Коваленко в полку назы­ вали "истребителем ис­ требителей". 14 июня 1942 года за му­ жество и отвагу, проявлен­ ные в боях с врагами, ко­ мандиру эскадрильи 2-го гвардейского истребитель­ ного авиационного полка гвардии капитану Алексан­ дру Андреевичу Коваленко было присвоено звание Герой Советского Союза. Подготовил Александр ЯКОВЛЕВ. ПЕРВОПРОХОДЦАМ ВСЕГДА ТРУДНЕЕ соединения АПЛ Герой Советского Союза вице-адмирал Лев Матушкин вспоминал, что на конечном участке полярного маршрута (особенно при выходе из-подо льда в Чукот­ ском море) подводники испы­ тывали чрезвычайные трудности. В этот период весь экипаж, как пра­ вило, в течение двух-трёх суток постоянно находился на боевых постах. Глубина час­ то не превышала 50 м. Большую опас­ ность представляли блуждающие отме­ ли с осевшими на них огромными ле­ довыми массивами. Сверху над лодками находился лёд, толщина которогодостигала 11-15 м. При этом пространство между ледяным пан­ цирем и кораблём уменьшалось до 3-4 м при глубине под килем всего 4-5 м. В подобных условиях автома­ тизированная система управления отключалась, и лодка двигалась, управляемая вручную. Моральное и физическое напряжение людей достигало предела. Однако особо большая нагрузка ложилась на командиров лодок, поскольку им приходилось принимать решения, от которых зависело не только выполнение за­ дачи, но и жизнь людей, находящихся на борту подводного ракетоносца. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1981 года за успешное выполнение заданий командования и прояв­ ленные при этом му­ жество и героизм ка­ питану 1 ранга Новикову Дмитрию Николаевичу присвоено звание Ге­ рой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". После героического пере­ хода отважный офицер про­ должал службу в ВМФ СССР на атомных подводных лодках Тихоокеанского флота. В 1986 году он назначен на долж­ ность председателя Камчат­ ского областного комитета ДОСААФ, в 1989-м уволен в запас. Награждён орденом Ленина, орденом "За службу Ро­ дине в Вооружённых силах СССР" III степени, медалями. Подготовил Терентий МИНАКОВ. Начиная с 1980 года, ракетными подводными крейсерами стратегического назначения проекта 667БДР Северного флота было выполнено семь одиночных переходов с Севера на Тихо­ океанский флот под арктическими льдами. Со временем по­ добные задачи североморцы выполняли вполне уверенно. Сложнее всего было экипажу первой атомной субмарины "К-223", которым командовал капитан 1 ранга Дмитрий Новиков. Будущий командир атомохода родился 5 февраля 1939 года в деревне Новосёлки Бабынинского района Калужской области и море до поступления в Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С. О. Макарова видел только на картинках. Однако это не помешало ему сделать отличную военно­ морскую карьеру. В 1963 году, окончив училище, он получил наз­ начение командиром группы на дизельную подводную лодку Тихо­ океанского флота, а уже через три года возглавлял боевую часть на атомной подводной лодке. Ещё пять лет, и он командует атомохо­ дом "K-399". В 1976 году капитан 2 ранга Дмитрий Новиков назначен пер­ вым командиром проектируемой АПЛ "К-233", заложенной 19 фев­ раля 1978 года на судостроитель­ ном заводе в Северодвинске. В период постройки лодки Дмитрий Николаевич вместе с экипажем учился в учебном центре ВМФ в Обнинске. 30 апреля 1979 года подлодка была спущена на воду. 27 ноября 1979 года на "К-233" был поднят Военно-морской флаг, а через полгода АПЛ заступила на первое боевое дежурство. Через полтора месяца после выхода в море экипажу была пос­ тавлена сложнейшая задача, кото­ рую подводники-североморцы вы­ полнили с честью: с 25 августа по 6 сентября 1980 года в составе тактической группы РПКСН под командованием капитана 2 ранга Новикова первым из соединения АПЛ совершил переход с СФ на Тихоокеанский флот Северным морским путём подо льдами цен­ тральной Арктики и до начала но­ ября находился на боевом пат­ рулировании. Лодка прошла 2940 миль, из них 2187 - подо льдами. Старший на переходе командир

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz